Статья на тему "Социализация детей с аутизмом с помощью индивидуального подхода и ролевых игр".
статья (4 класс) на тему

Большакова Наталия Васильевна

В данно статье я проанализировала способы успешной работы с детьми с аутизмом. Так же в статье описаны практические методы работы, в особенности метод "Ролевая игра". Это очень действенный способ социализации детей, что проверено в условиях класса "Особый ребенок".

Скачать:


Предварительный просмотр:

Социализация детей с аутизмом с помощью индивидуального подхода и  ролевых игр.

Подготовила Большакова Н.В. воспитатель класса "Особый ребёнок" ГБОУ школа № 613.

Работая в классе с особыми детьми, в первую очередь, с таким диагнозом, как аутизм, надо понимать всю важность социализации таких детей, для будущей успешной инклюзии их в общество. Аутизм-не приговор, это доказывает множество зарубежных практик социализации, после которых дети адаптировались настолько, что даже занимали рабочие места в крупных компьютерных компаниях.

Что же такое социализация? В современной науке социализация рассматривается как процесс усвоения и активного воспроизводства индивидом общественного опыта, в результате чего он становится личностью и приобретает необходимые для жизни в обществе знания и навыки. Основными источниками для детей является, конечно, семья, потом школа и другие социальные институты. Адаптация ребёнка в социума и является конечной целью работы. В своем труде «Философские проблемы теории адаптации» Г. И. Царегородцева (1975) объясняет, что помимо механизмов биологической адаптации у человека вырабатывается адаптация, основанная не только на изменениях морфофизиологической организации, но прежде всего на перестройке социальных отношений между людьми в новых для человека социально-экономических и демографических условиях. Такой подход можно назвать социальной адаптацией, так как в данном случае мы говорим о приспособлении к социальной среде, незнакомой для человека в силу приобретенной инвалидности, пусть даже кратковременной.

 В первую очередь, очень важен подготовительный этап. Знакомство с ребёнком, знакомство самого ребёнка с коллективом и распорядком, закрепление базовых действий.Социализация детей с аутизмом— это многогранный процесс усвоения опыта общественной жизни. Социализация включает в себя основные нормы человеческих отношений, социальных норм поведения, видов деятельности, форм общения. Процесс социализации в значительной степени зависит от общества, которое образует социальную среду. Основными источниками социализации являются семья, образовательные учреждения, формальные и неформальные общественные объединения, различные социальные институты.

Видными учеными В. В. Лебединским и О. С. Никольской сформулированы правила единого подхода к восстановлению аффективной связи с такими детьми:

- первоначально не должно быть давления и прямого обращения;

- первые контакты следует организовывать на адекватном для ребенка уровне в рамках его активности;

- нужно поддерживать собственную положительную валентность;

- следует разнообразить привычные удовольствия ребенка, усилить их заражением собственной радостью;

- не нужно форсировать потребность ребенка в аффективном контакте;

- можно начинать усложнять формы контактов только после закрепления у ребенка потребности в контакте, когда взрослый становится положительным аффективным центром ситуации;

- усложнение вести только через введение новых деталей в структуру существующих форм;

- важно осуществлять дозирование контактов;

- при достижении аффективной связи ребенок становится более доверчивым, его надо беречь от конфликта с близкими;

- по мере установления контакта его внимание постепенно направляется на процесс, тем самым появляется уверенность в результатах совместного контакта.

Также другой известный учёный, занимавшихся данной темой, И. Б. Карвасарская в своей книге под названием «В стороне. Из опыта работы с аутичными детьми» пишет: «Аутизм ребенка можно воспринимать как „крест”, как наказание, а можно и как стимул к собственному развитию, необходимому для того, чтобы как можно лучше помочь ребенку на его нелегком жизненном пути. Помогая совершенствоваться ему, приходится совершенствоваться самому. Можно всю жизнь страдать, можно смириться и принять ситуацию как неизменную, можно не оставлять усилий. И этот выбор каждый родитель делает сам»

Из всего вышеперечисленного делаем вывод: медленно, с закреплениями и повторением, с помощью других детей и родителей закрепляем навыки взаимодействия ребёнка с обществом. Ролевая игра подходит для данного вида деятельности как нельзя лучше. В игре ребёнок может приобрести необходимый опыт в повторении действий, что так важно для детей с аутизмом. Игра с воспитателем в комфортной психологической обстановке готовит ребёнка к реальной жизни. Начиная с простых, таких как "Покорми куклу", "Пойдём на прогулку с мишкой", до сложных "Переходим улицу правильно", "Покупаем продукты", "Идем в гости". Участие других детей(уже знакомых ребёнку с аутизмом ) очень помогает в расширении игры, постановке новых ролей, усложнения ситуации. Закреплять такие игры можно как дома с родителями, так и, в дальнейшем, в реальных ситуациях жизни. Игра натуральная для всех детей, дети с аутизмом не исключение, просто надо приложить немного больше терпения и открыться такому ребёнку, принять его."Все органы такого ребенка, начиная с глаз, состояния коры головного мозга, мышц, нервной системы и психоструктуры искажены аутичным способом жизни. Конечно, все это требует особой коррекции. И эта коррекция осуществляется достаточно просто — нормальными человеческими отношениям между ребенком и родителями, главное в которых — искренность и вера", — сказал Владимир Матвиевский, выступая на пресс-конференции в РИА Новости. Да, схема ребёнок-родители, ребёнок-воспитатель и одноклассники - эта наша самая первая ролевая игра, этап жизни ребёнка. Доброе, внимательное отношение, пробуждение интереса к взаимодействию и принятие ребёнка - вот залог успешной игры, которая готовит к жизни.

Список используемых интернет ресурсов:

http://www.rusnauka.com/31_NNM_2013/Psihologia/3_147769.doc.htm

http://mylektsii.ru/1-75326.html

http://ria.ru/society/20120404/618252404.html


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

СТАТЬЯ: физическая культура как средство развития осмысленного взаимодействия с окружающим миром у детей с аутизмом

Аннотация: статья раскрывает возможности коррекции ряда нарушений, свойственных детям с аутизмом, на уроках физической культуры в рамках школьного образования. Рассматривается практика проведения заня...

Статья "Трудности школьной адаптации детей с аутизмом. "

В статье рассмотрены проблемы школьной адаптации в рамках инклюзивного обучения детей с психофизическими нарушениями. Автор обобщил особенности учеников с аутизмом, которые должны учитывать учителя пр...

Cоздание специальных образовательных условий в школе для обучения и социализации детей с аутизмом с учетом их индивидуальных особенностей

Цель проекта: создание специальных образовательных условий в школе для обучения и  социализации детей с аутизмом с учетом их индивидуальных особенностей.  Задачи проекта:- Сформировать и апр...

Обзор основных зарубежных подходов к оказанию психолого-педагогической помощи детям с аутизмом.

Обзор основных зарубежных подходов к оказанию психолого-педагогической помощи детям с аутизмом, поможет более подробно познакомиться с видами помощи...

Статья "Инклюзия детей с аутизмом в общеобразовательную систему"

Процесс инклюзии детей с аутизмом в общеобразовательную систему....

Помощь психолога детям с аутизмом, Мамайчук И.И.

Книга известного специалиста посвящена одной из самых острых проблемсовременной специальной психологии — детскому аутизму....

Статья "Роль индивидуального подхода в проектной деятельности" или индивидуальный подход при работе над проектами"

Статья "Роль индивидуального подхода в проектной деятельности" или индивидуальный подход при работе над проектами"...