Методическая разработка занятия по теме: «Масленица»
методическая разработка (3 класс) по теме

Конспект внеклассного занятия по теме: «Масленица»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dokument3.docx22.7 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект внеклассного занятия по теме: «Масленица»

Цель:

-   Способствовать вхождению учащихся  в традиционную культуру своего народа.

-   Возрождать познавательный интерес к русским   обрядам  и обычаям, формировать   бережное  к  ним отношение.  

 

Задачи:

  • Познакомить с историей возникновения  праздника, традициями, обрядами празднования  Масленицы,  дать понятие о Масленице, , познакомить с празднованием Масленицы на Руси, познакомить с днями масленичной недели
  • Воспитывать  чувства уважения и любви к  Родине, родному краю   через приобщение к истокам русской культуры, её духовно-нравственным ценностям.
  • Создавать условия для эстетического восприятия красоты народного праздника Масленица как одного из явлений праздничной культуры.
  • Способствовать  реализации индивидуальных  творческих способностей каждого ученика  через его  собственную художественную деятельность в различных областях народного фольклора.

 

Оборудование:

-   плакат с   изображением Масленицы и бога Ярило;

- раздаточный материал (карточки с названиями дней масленичной недели и ингредиентов для приготовления блинов)

 

Используемые  технологии:

•       Игровые  технологии

•       Технология личностно-ориентированного обучения 

•       Технологии  группового обучения

•       Технология  инструментального музицирования  и пластического  интонирования

•       Здоровьесберегающие технологии

•       ИКТ  ( презентация)   

Используемая литература:

Издательский центр «МарТ» Москва - Ростов-на-Дону, 2005 год - 208с. (Серия «Школьный корабль»)

Авторы-составители: Прибышенко М.Н., Колесник В.II., Громак Е.С.

«Энциклопедия праздников»

Автор-составитель: Н. Чудакова

Москва, 1998 «АСТ-ПТД»

«По старому русскому обычаю»

Автор-составитель: В.В.Панфилов

Москва, 1997 «Риг»

«Русские народные игры»

Автор-составитель: И.Панкеев

Москва, 1998 «ЛУЗА»

«Приобщение детей к истокам русской народной культуры»

Авторы-составители: О.Л.Князева, Н.Д.Маханева Учебно-методическое пособия, С-Пб, «Детство-Пресс», 1998г. Журнал «Педсовет» октябрь 2004 года.


ХОД ЗАНЯТИЯ

Вводная часть

1.        Организационный момент:

Разделим класс на 5 групп, для этого каждый учащийся получит карточку с названием своей команды, карточка с буква «К» - означает, что учащийся является капитаном команды. На доске нарисована таблица, в которую записываются баллы команд.

«Ребята выберите себе каждый по карточке с любой надписью. В зависимости от надписи на карточки сядьте за стол с той же эмблемой. Капитаном команды будет тот, у кого на карточке нарисована буква «К»».

Здравствуйте! Ребята сегодня наше с вами занятие будет посвящено одному из самых красивых праздников на Руси - Масленице - традиционному празднику проводов зимы и встречи весны. Народ её отмечал шутками плясками и разными конкурсами. Существует легенда, согласно которой, Масленица родилась на Севере - это была очень красивая девушка, а отцом её был Мороз. Однажды человек увидел её и попросил чтобы она помогла людям: согрела и развеселила их. И Масленица пришла, заставив человека забыть о зиме, взяла его за руки и пустилась с ними танцевать. С тех пор народ стал считать Масленицу самым веселым праздником и называть её «веселой, широкой, разгульной»

2.        Объяснение правил:

-        Сейчас мы начнем праздничную программу и за каждый правильный ответ ваша команда получает баллы.

Начинаем проводы зимы-

II согласно праздничной программе

До ворот проводим зиму мы

А весна уже не за горами...

Основная часть

1. Игра «Сделай вкусный блин»:

  • А теперь ответь на такой вопрос: Что является символом Масленицы?! (блины). А еще делали чучело, которое в конце масленичной недели сжигали.
  • Вы. верно, ответили - символом Масленицы являются блины, их готовили еще с древних времен. А все ли знают, как их готовить!? Сейчас мы узнаем, кто это умеет правильно и быстро делать. Наш первый конкурс называется «Сделай вкусный блин »

(в процессе объяснения правил раздаются конверты)

-        На ваших столах появились конверты, в каждом лежат карточки с названием ингредиентов. Вы должны выбрать те, которые необходимы для приготовления блинов. Чья команда быстро и правильно приготовит свой блин - получит балл.

(Идет конкурс. Оцениваются результаты.)

2. Дни масленичной недели:

-А кто из вас знает, как называется 1-ый месяц весны? -А почему этот месяц называется мартом? -Он назван в че есть бога войны - Марса

-Масленица длиться всю неделю и эту неделю называют масленичной. У каждого дня недели есть свое особенное название. Масленицы начинается с понедельника -«встречи», в этот день все встречают Масленицу, встречаются " друзья и родственники. Вторник называют «заигрыш»- все в этот день играют. Среда - «лакомка», главным угощением в этот день были блины. Четверг именуют «разгулом» - самый веселый день. В пятницу били «тещины вечера» - ходили в теще на блины. Суббота «посиделки» -родственники собирались у кого-нибудь дома и долго-долго общались друг с другом, а воскресенье называли «прощеным днем» - прощались все обиды.

3.        Игра «Сбежавшие дни недели»:

Сейчас мы узнаем, чья команда была самой внимательной. Задание этого конкурса заключается в том, чтобы вы правильно соотнесли дни недели с их названиями. Всем командам понятны условия конкурса?

Команда, выполнившая первой это занятие, получает 2 балла (идет конкурс, оцениваются результаты, выставляются балы)

4.        Физкультминутка:

Давайте теперь отдохнем

Мы сейчас пойдем направо! Раз! Два! Три! А теперь пойдем налево! Раз! Два! Три!

Быстро к центру! Раз! Два! Три! Также быстро разойдемся! Раз! Два! Три! Мы тихонечко присядем! Раз! Два! Три! И легонечко привстанем! Раз! Два! Три! Потяните ваши ножки! И похлопайте в ладошки!

5.        Загадки:

А сейчас мы будем с Вами отгадывать загадки. (Правильные ответы приносят команде баллы).

Бродит одиноко огненное око, Всюду, где бывает, взглядом согревает, (солнце)

Никто его не видит, а всякий его слышит Без крыльев оно, а летит, без языка «а» говорит.

(эхо)

Годовой кусточек каждый день роняет листочек Год пройдет - весь лист отпадет, (календарь)

Дождь идет, я тут как тут,

Многие меня здесь ждут,

Лягушата и ребята Голуби и поросята,

Я на озеро похожа,

А на озеро - чуть-чуть

Ну а вам не захотелось

Ко мне в гости заглянуть,

(лужа)

Заря-заряница Красная девица,

Травку выпускает

Росу расстилает, Едет стороной

С сапой бороной

С ключевой водой, (весна)

Всю зиму смирно лежит, А зимой убежит, (снег)

Сам вода, да по воде плавает, (лед)

6. Игра «Это - я, это - я, это - все мои друзья»:

Раз вы так хорошо знаете, загадки, я предлагаю сыграть вам в одну. Я буду задавать вам вопросы, а вы, хлопая в ладоши, должны отвечать: «Это - я, это - я, это - все мои друзья». Но слушайте внимательно, в некоторых случаях нужно только хлопать в ладоши, а слова произносить не надо. И так начинаем!

Кто из вас

 Хочу узнать

Любит петь и танцевать?

Кто из вас такой хороший

Загорать ходил в галошах?

(молчат)

Кто из вас не ходит хмурый

 Любит сорт и физкультуру?

Кто из вас своим трудом

Украшает класс и дом?

Кто из вас, скажите вслух, На уроке ловит мух? (молчат)

Кто из вас, из малышей

Ходит грязный до ушей?

(молчат)

Заключительная часть

1.        Подведение итогов: награждение

Мы узнаем сейчас команду-победителя

2.        Обобщающая беседа:

Дети! А знаете ли вы, почему на Масленицу готовят именно блины?

Этот обряд связан с огнем. У нас Солнце обожествлялось издревле, и, чтобы ускорить его пробуждение, люди стремились помочь Солнцу забраться повыше на небо. Для этого Ярило-Солнце задабривали блинами, по форме напоминающий солнечный круг. В наше время в прощеный день (последний день масленичной недели) устраивают ярмарки, фестивали, концерты, праздничные гулянья. Дома и в гостях, на школьном вечере и на уличной ярмарке - самое главное угощение-блины!!!

В Масленицу долг каждого человека: помочь прогнать зиму, разбудить природу и встретить весну.

 Рефлексия

•         Что понравилось на празднике?

•         Какие традиции и обычаи  соблюдаются в вашей семье?

•         Какие трудности испытали при  подготовке?

 На этом наше занятие подходит к концу!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка занятия по теме: "Насекомые"

На занятии у  детей формируются навыки работать в парах, самостоятельно искать  информацию разными способами, разграничивать старые и новые знания.  ...

методическая разработка занятия по теме"Я и мои друзья",1 класс

Материал может быть использован во внеклассной работе с учащимися 1 класса, для классного часа, для работы с Портфолио учащихся в связи с требованиями ФГОС. К методической разработке прилагается презе...

Методическая разработка занятия по теме: " Развитие познавательных способностей у детей младшего школьного возраста".

Диагностические исследования психологов, многочисленные наблюдения педагогов показывают, что у учащихся слабо развиты память, устойчивость и концентрация внимания, наблюдательность, воображение, быстр...

Методическая разработка «Занятие по теме «Редакция» в младшей группе объединения «Юный журналист»

Методическая разработка занятия в системе дополнительного образования (отделение дополнительного образования при гимназии) на основе игровой технологии....

Методическая разработка занятия по теме: Гении, опередившие эпоху.

Проект подготовлен по теме: Гении, опередившие эпоху. Работа проводилась к 500-летию со дня рождения Леонардо да Винчи. При изучении изобретений Леонардо да Винчи, особое внимание уделялось водным изо...

Методическая разработка занятия по теме "Развитие психических процессов у детей с нарушением слуха и речи на материале занятия "Домашние и дикие животные" для 2 класса"

Конспект занятия предназначен для коррекционных педагогов, психологов, работающих с детьми с нарушением слуха и речи, по курсу «Развитие познавательных процессов». Материал будет актуален ...