Главные вкладки

    Консультация ( класс) на тему:
    «ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ В ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМ ИСКУССТВЕ» (ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ ДЕТСКОГО ОБЪЕДИНЕНИЯ «ВОЛШЕБНЫЙ СУНДУЧОК»)

    Чмырь Елена Викторовна

    «ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ В ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМ ИСКУССТВЕ»

    (ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ ДЕТСКОГО ОБЪЕДИНЕНИЯ «ВОЛШЕБНЫЙ СУНДУЧОК»)

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл patrioticheskoe_vospitanie_na_urokah_izo.docx19.51 КБ

    Предварительный просмотр:

    МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ  УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

    ЕГОРЛЫКСКИЙ ЦЕНТР ВНЕШКОЛЬНОЙ РАБОТЫ

    ДОКЛАД ПЕДАГОГА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

    Чмырь Елены Викторовны

    Д/О «Волшебный сундучок»

    НА ТЕМУ:

    «ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ В ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМ ИСКУССТВЕ»

    (ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ ДЕТСКОГО ОБЪЕДИНЕНИЯ «ВОЛШЕБНЫЙ СУНДУЧОК»)

    СТ. ЕГОРЛЫКСКАЯ

    2016 Г

    Патриотическое воспитание в изобразительном искусстве.

    Воспитание чувства патриотизма начинается с первых лет жизни ребёнка в семье, продолжается в дошкольных учреждениях, в школе. Патриотическое воспитание в МБОУ ДО ЕЦВР является одной из приоритетных задач воспитательной работы. Патриотическое воспитание должно осуществляться на основе качественно нового представления о статусе воспитания с учётом отечественных традиций, национально-региональных особенностей, достижений современного педагогического опыта. Патриотическое воспитание   подрастающего поколения тесно  связано не только  с изучением истории, традиций народа, но и с привитием учащимся нравственного и эстетического восприятия окружающего мира. Именно  на это и направлена образовательная область искусства, изучаемая обучающимися нашего детского объединения.

    Актуальность проблемы патриотического воспитания, становление гражданского общества, устойчивое внимание государства и общества к ней подтверждается появлением новой Государственной программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации». В ней отмечено: «Основной целью Программы является совершенствование системы патриотического воспитания, обеспечивающей развитие России как свободного, демократического государства, формирование у граждан Российской Федерации высокого патриотического сознания, верности Отечеству, готовности к выполнению конституционных обязанностей».

    С чего начинается патриотизм? С любви к родному краю. Просто и понятно  любить свой дом, село или город, в котором родился; народ, частью которого является язык, на котором говорят твои соплеменники и с помощью которого приобщаются к мировой культуре; историю, которая позволяет проследить путь становления, развития своего Отечества, многое другое, что составляет определение понятия «патриотизм». Чувство это всегда отличало россиян, умевших гордиться гениальными творениями Ломоносова и Пушкина, Гоголя и Репина, Менделеева и Сурикова, Циолковского и Королева, свершениями сынов народа, отстоявших Родину в битвах на Чудском озере и у Бородина, на полях под Москвой и Сталинградом: Александра Невского, Минина и Пожарского, Суворова и Кутузова, Чапаева и Жукова.

    Цель изобразительного искусства   в патриотическом воспитании:

    - формирование основ гражданственности (патриотизма) как важнейших духовно-нравственных и социальных ценностей, готовности к активному проявлению профессионально значимых качеств и умений в различных сферах жизни общества;

    Задачи патриотического воспитания:

    • формирование патриотических чувств и сознания учащихся на основе исторических ценностей и роли России в судьбах мира,
    •  сохранение и развитие чувства гордости за свою страну, край, школу, семью;
    •  воспитание личности гражданина - патриота Родины, способного встать на защиту государственных интересов.
    •      воспитать любовь к родному городу, республике, Родине, её истории, культуре, традициям;
    •   способствовать изучению истории своей семьи, школы, района, города, культуры народов мира, своей страны.
    •  развитие чувства ответственности и гордости за достижения страны, культуру;
    • формирование толерантности, чувства уважения к другим народам, их традициям.

    Содержание деятельности:

    1. Изучение тем, связанных с  патриотическим воспитанием учащихся на уроках;
    2. Организация выставок, конкурсов на патриотическую тематику;
    3. Посещение музеев, выставок, экскурсии по историческим местам;
    4. Проведение диспутов, бесед, ведение поисковой деятельности.

            

    Приоритетной целью  изучения «Изобразительного искусства»  в  программе «Волшебный сундучок»  является духовно - нравственное развитие ребёнка, т. е формирование у него качеств, отвечающих представлениям о доброте и культурной полноценности в восприятии мира.  Культуросозидающая роль программы состоит также в воспитании гражданственности и патриотизма. Все темы занятий  на протяжении всего курса, пропитаны принципом «от родного порога в мир общественной культуры», открывают учащимся многообразие культур разных народов, ценностные связи, объединяющие всех людей планеты,  культуру России,  как часть целостного мира.

    Трудно выделить тематику занятий по изобразительному искусству, приоритетной задачей которых, являлось бы, патриотическое воспитание, воспитание любви к Родине, так, как почти все занятия имеют такие задачи. Так, например:  темы направлены на знакомство учащихся с художественными материалами,  на которых учащиеся знакомятся с произведениями искусства русских художников, учатся их анализировать, проводя аналогии с окружающим миром, знакомятся с творчеством Русских мастеров, их ролью в мировом искусстве. Все темы занятий косвенно или напрямую связаны не только с изучением творчества  художников, но и с изучением традиции, обычаев, культуры разных народов (в том числе и русского народа), что позволяет  развивать любовь к Родине, своему народу  и культуре.

    Большое количество занятий направлены  на развитие патриотических чувств у учащихся, такие, как:  «Выражение характера человека через украшения» и др.;  «Памятники архитектуры - наследие предков», «Парки, скверы, бульвары» ;  «Пейзаж родной земли», «Народные праздники», «Города русской земли» и др. ;  «Интерьер и внутреннее убранство крестьянского дома», «Праздничные народные гулянья» и др.  ; «Жанр пейзаж в изобразительном искусстве.», «Пейзаж в русской живописи» ; «Великие скульпторы», «Сложный мир исторической картины. Из истории родного края».

    Помимо занятий по изобразительному искусству, учащиеся посещают  выставки, музей, с ними проводятся беседы о культуре, истории родного края, народов, населяющих Россию, Северный Кавказ, поддерживаются богатейшие традиции.

    В целях повышения познавательной активности учащиеся  занимаются и поисковой деятельностью. Дети изучают историю родного края,  изучают архитектуру, творчество художников-земляков,  знакомящие детей с культурой Родины, но и развивающие чувство гордости за свой край, свой город.

    В целях воспитания у подрастающего поколения чувства патриотизма и сопричастности с судьбой своего народа, своего города, уважения  к истории Отчизны, в рамках предмета Изобразительного искусства, в ЦВР проводятся ежегодные конкурсы- выставки детских рисунков, а также конкурсы творческих работ, посвященные  юбилеям.

    Выставка рисунков, посвящённых «Дню матери», «Дню народного единства», «Дню защитника Отечества», а  также конкурсы рисунков, фотографий, посвящённых Дню победы, Дню Семьи, Дню Космонавтики, и др.

    Рисунки учащихся на патриотическую тематику, принявшие участие в  краевых  конкурсах рисунков получают высокую оценку жюри, учащиеся были награждены дипломами, сертификатами.

    Так, например учащиеся д.о. «Волшебный сундучок» приняли участие в конкурсах: «Они сражались за Родину» , «Как у нас на Тихом Дону», «Красота родного края», «Красота божьего мира», «Мама - самый главный человек в нашей судьбе».

    Литература.

    1. http://www.dissercat.com/ 
    2. http://www.portal-slovo.ru/ 
    3. http://www.dgpu.ru/ 
    4. Программы общеобразовательных учреждений. Изобразительное искусство и художественный труд 1-9 классы. Под ред. Б. М. Неменского,- М.: Просвещение, 2006


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Нравственное воспитание в начальной школе (из опыта работы)

    Проблема, освященная в данной статье, актуальна в школе, так как в сегодняшней жизни всем, а особенно ребенку,   необходимы нравственные опоры, чистые источники духовной жизни. Ведь именно в...

    Вовлечение в проектную деятельность обучающихся младшего школьного возраста (из опыта работы детского объединения «Грамотеи»)

    Материал о необходимости введения в проектную деятельность младших школьников, об опыте технологии введения обучающихся в проектную деятельность с учетом возрастных и психолого-физиологических особенн...

    Эстетическое воспитание в начальной школе (из опыта работы)

    Презентация из опыта работы для выступления на педагогическом совете...

    Социальное партнерство в детском объединении «Волшебный сундучок»

    Социальное партнерствов детском обьединении «Волшебный сундучок»...

    Социально-педагогическая деятельность по патриотическому воспитанию и формированию гражданской позиции школьников в современном мире (из опыта работы 291 школы)

    В статье освещаются основные аспекты деятельности педагога в русле патриотического воспитания, в обобщенном виде представлен опыт работы школы 291 в этом направлении....

    Организация процесса социального воспитания в начальной школе (из опыта работы)

    Под социальным воспитанием принято понимать процесс целенаправленного создания определенных условий для дальнейшего развития и совершенствования человека. Многие ученые при характеристике воспита...