Воспитание чувства эмпатии в детском коллективе.
опыты и эксперименты (1, 2, 3, 4 класс) на тему

Эффективность обучения и воспитания напрямую зависит от качества взаимоотношений между участниками образовательного процесса. Данная работа описывает процесс формирования чувства эмпатии в детском коллективе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Воспитание чувства эмпатии.37.07 КБ

Предварительный просмотр:

Воспитание

чувства эмпатии

в детском коллективе.

Автор:Церень Е.В.

Содержание:

  1. Условия возникновения, становления опыта.
  2. Актуальность и перспективность опыта.
  3. Теоретическая база опыта.
  4. Новизна опыта

  1. Условия возникновения.ю становления опыта.

В современном обществе коренным образом изменился подход к системе образования. На данном этапе образование представляет собой не просто систему передачи подрастающему поколению системы знаний умений и навыков. Основное значение приобретают общеучебные умения. Основной задачей учителя становится научить ребёнка учиться. Таким образом главенствующую роль в современном образовании приобретают процессы содействия и сотрудничества между педагогом и учащимися, между учащимся и учащимся, между учащимся и родителем! Но эффективное взаимодействие невозможно построить без взаимной поддержки, межличностной заинтересованности и взаимодоверии всех участников образовательного процесса. Таким образом мы приходим к мысли о том, что эффективности обучения и воспитания напрямую зависит от качества взаимоотношений между участниками образовательного процесса. Высокий результат в обучении и воспитании может обеспечить только сплоченный, дружный коллектив единомышленников. Формированию такого коллектива способствует воспитание чувства эмпатии в детском коллективе.

  1. Актуальность и перспективность опыта.

Актуальность формирования эффективных способов взаимодействия обусловлена в образовательном стандарте второго поколения следующими факторами: возрастанием требований к коммуникационному взаимодействию и толерантности членов поликультурного общества, степени ответственности и свободе личностного выбора, самоактуализации. Поскольку в настоящее время низкий уровень коммуникативной компетентности находит отражение в увеличении количества детей с высокой социальной и межличностной тревожностью. Все чаще наблюдаются случаи отвержения и травли детей одноклассниками, переживания одиночества, проявления враждебности и агрессии по отношению к сверстникам. Все это придает особую актуальность воспитанию умения сотрудничать и работать в группе, быть толерантным к разнообразным мнениям, уметь слушать и слышать партнера, свободно, четко и понятно излагать свою точку зрения на проблему.

В основе разработки современных стандартов школьного образования лежит представление об образовании как институте социализации личности, вытекающее из основных положений культурно-исторической концепции психического развития школы Л.С. Выготского. В контексте культурно исторического системно-деятельностного подхода идеальная форма, задающая норматив социально желаемых характеристик личности, проектирует установки, определяющие основные задачи и направления развития системы образования: активное содействие развитию миролюбия и открытого диалога, способствующего укреплению толерантности, солидарности и духовного единства между людьми разных убеждений, национальных культур, религий и государств в современную эпоху;

• готовность к сотрудничеству с другими людьми, доверие к другим людям, коллективизм;

• уважение других людей как неотъемлемое условие развития самоуважения человека, критического мышления, самодостоинства и переживания подлинности личной идентичности, возможности человека быть самим собой и принимать самостоятельные решения в самых разных социальных, профессиональных и личностных ситуациях;

• ответственность за принятые решения, действия и поступки перед самим собой и другими людьми;

Основываясь на перечисленных выше положениях, сформулированы ценностные ориентиры начального образования, конкретизирующие общие установки образования: формирование психологических условий развития общения, кооперации сотрудничества на основе:

— доброжелательности, доверия и внимательности к людям, готовности к сотрудничеству и дружбе, оказанию помощи тем, кто в ней нуждается;

— уважения к окружающим — умения слушать и слышать партнера, признавать право каждого на собственное мнение и принимать решения с учетом позиций всех участников;

  1. Теоретическая база опыта.

Эмпатия - это глубокое и безошибочное восприятие внутреннего мира другого человека, его скрытых эмоций и смысловых оттенков, эмоциональное созвучие с его переживаниями, использование всей глубины понимания этого человека не в своих, а в его интересах.

Психологами выделены три уровня эмпатии:

1-й уровень - самый низкий, это слепота к чувствам и мыслям других. Таких людей больше интересуют свои собственные и, если им кажется, что они хорошо знают и понимают других, их выводы часто ошибочны. Впрочем, осознать свою ошибку им мешает низкий уровень эмпатии и собственные заблуждения могут длиться все жизнь.

2-й уровень - эпизодическая слепота к чувствам и мыслям других, встречается чаще всего. Свойственен любым типам личности, хотя и в разных проявлениях.

3-й уровень эмпатии - самый высокий. Это постоянное, глубокое и точное понимание другого человека, мысленное воссоздание его переживаний, ощущение их как собственных, глубокий такт, облегчающий осознание человеком своих проблем и принятие правильных решений без всякого навязывания своего мнения или своих интересов. Для этого надо уметь отречься от своего «Я», строить отношения по принципам взаимного доверия и альтруизма.

На степень эмпатии у школьников влияет ряд факторов: дети менее склонны к эмпатии, им нужно больше времени для ее развития и укоренения. Уровень развития чувства эмпатии у девочек, выше, чем у мальчиков. Также была выявлена связь между эмпатией и самопринятием, и эмпатией и принятием других. Получено, что у девочек принятие других связанно с эмпатией к родителям. Таким образом, понимая и принимая близких людей - родителей, сочувствуя им, девочки научаются понимать и принимать других. У мальчиков показатель принятие себя связан с общим уровнем развития эмпатии (согласно тесту Ю.Н.Емельянова-Б.Н.Орлова). Принимая себя - свои положительные и отрицательные стороны, мальчик сможет принимать других.

Безусловно, сила эмпатии также зависит от степени знакомства с человеком - объектом чувства эмпатии.

В психологической литературе, охватывающей исследования эмпатии, часто речь идет о том, что необходимым условием для ее возникновения является не только гуманное отношение в целом, а и наличие симпатии к объекту сопереживания. Исследуя феномен аттракции, Л. Гозман отмечал, что помощь или сочувствия вызывает симпатию не только у того человека, на который они направляются, но и обратную, причем ее величина значительно превышает предыдущую. В педагогических работах В. Сухомлинского, Ш. Амонашвили, в частности, отмечается, что симпатия, аттракция к другому человеку обязательно возникает при предоставлении ему помощи, поддержке, сочувствие. «Истинно человеческую радость можно пережить тогда, когда видишь, что подарил радость другому человеку» утверждал Ш.А. Амонашвили.[1] 

Под влиянием чувства эмпатии развиваются коммуникативные умения и привычки личности. Они помогают человеку в будущем Л. Скрипка, Т. Федотюк, С. Максимец, О. Юдина отмечают положительное влияние роста уровня эмпатии на усовершенствование коммуникативных умений, способности понимать эмоциональное состояние другого человека по невербальным проявлениям.

Коллектив.

При помощи общения формируется коллектив.

В данной работе хотелось бы разделить два понятия группа и коллектив и уточнить их значения.

     Группа

Условные

Реальные

Лабораторные

Большие

Естественные

   Малые

организованные

Неорганизованные

Становящиеся

Коллективы

Группа - совокупность людей, выделенная на основе какого-нибудь одного или нескольких, общих для них признаков. Высшая степень развития группы - коллектив.

         Коллектив - высокоразвитая малая группа людей, отношения в которой строятся на позитивных нормах морали. Коллектив обладает повышенной эффективностью в работе.

Замечена закономерность: чем ближе по уровню своего развития группа находится к коллективу, тем более благоприятные условия она создает для проявления лучших сторон личности и торможения того, что в ней есть худшего. И напротив, чем дальше группа по уровню своего развития отстоит от коллектива, тем больше возможности она представляет для проявления в системе взаимоотношений худших сторон личности с одновременным торможением лучших устремлений.

Понятие коллективизма включает в себя постоянную заботу членов коллектива о его успехах, стремление противостоять тому, что разобщает, разрушает  коллектив.

Факторы влияющие на образование коллектива.

Коллектив развивается по определенным законам. Вне зависимости от формы коллектива законы неизменны и практически каждый коллектив проходит определенные стадии. На каждой из стадий взаимоотношения внутри группы строятся по-разному это – еще один из показателей прохождения стадий.  Можно выделить следующие стадии развития коллектива.

1 стадия: объединение людей.

2 стадия: появление лидеров и аутсайдеров.

3 стадия: появление конфликтов.

4 стадия: разрешение конфликтов и объединение в сплоченный коллектив.

При классификации детских коллективов Г. Фортунатов выделяет следующие их виды:

  1. стихийно организующиеся коллективы;
  1. сознательно организующиеся коллективы;
  1. организуемые коллективы.

П. Загорский предложил следующую схему характеристики детского коллектива:

  1. Число членов и возраст детского коллектива.
  1. Из какой среды дети пришли в коллектив?
  1. Каковы основные занятия данного коллектива?
  1. Какова форма его организации? Характеристика вожаков, степень их влияния: в чем оно проявляется?
  1. Есть ли борьба между вожаками и массой? Между вожаками друг с другом? Между вожаками и педагогом?
  1. Насколько инициативна масса? В чем ее основные интересы?
  1. Насколько легко сговаривается коллектив? Какие конфликты внутри коллектива? С другими коллективами? С педагогом?
  1. Какие группировки внутри коллектива? Вокруг чего и кого? Насколько устойчивы?
  1. Кто из детей вне коллектива? Почему? Что это за дети?
  1. Как коллектив влияет на отдельных детей? Что представляют собой дети, наиболее прижившиеся в коллективе?

Без лидера ни одна группа, ни один коллектив существовать не может. Лидер - это такой человек, который по отношению к группе может рассматриваться как ее зеркало. Им может быть только тот, кто несет в себе черты, приветствуемые и ожидаемые именно в данной группе.

Лидерство - степень ведущего влияния тех или иных членов группы на группу в целом в направлении осуществления групповых задач.

Лидерство - естественный социально-психологический процесс в группе, построенный на влиянии личного авторитета человека на поведение членов группы.

Под влиянием понимают такое поведение человека, которое вносит изменение в поведение, отношения, чувства другого человека. Влияние можно оказывать через идеи, устное и письменное слово, через внушение, убеждение, эмоциональное заражение, принуждение, личный авторитет и пример.

Д.Б. Эльконин говорит о  лидерстве, как о вожачестве. Он выделяет шесть ступеней развития этого социального явления.

Первая ступень - пассивное вожачество. Ребенок становится вожаком по отношению группе не в силу своего собственного желания воздействовать на поведение других детей, а в силу того, что другие дети подражают ему и следуют за ним. В таком случае вожак может осуществить свою функцию, ничего не зная о ней и не интересуясь ею. Уже здесь возникает вопрос о том, почему подражают именно этому ребенку, а не какому-либо другому, то есть о качествах самого вожака.

Вторая ступень - активное вожачество, проявляемое в отдельные моменты: «функция вожака переходит из рук в руки».

Третья ступень - активное вожачество, охватывающее значительные отрезки процесса общения, но не распространяющиеся на весь процесс.

Четвертая ступень - активное вожачество, охватывающее процесс сотрудничества в целом. Вожак руководит от начала до конца, «подчиняя себе всех членов коллектива в течение данной деятельности».

Пятая ступень - отличается от предыдущей тем, что в отдельные моменты основного вожака дополняет другой, который «не имеет вполне равноправного с главным вожаком значения».

На шестой ступени отмечается появление двух вполне равноправных вожаков, которые обладают каждый своей сферой влияния.

После характеристики вожачества как явления и процесса автор предлагает типологию вожаков. Д.Б. Эльконин описывает три основных типа: вожак-диктатор, подавляющий детский коллектив; Эмоциональный организатор, захватывающий детские коллективы «целым рядом ярких эмоциональных моментов»; наконец, вожак, «которого можно назвать интеллектуальным рационализатором или Ісухим указчикомІ».

Стоит лишь незначительно изменить терминологию, и мы получим совершенно современную классификацию: лидер-диктатор, «эмоциональный лидер», «инструментальный лидер».

Детский коллектив. Класс как вид коллектива.

Существуют такие виды детских коллективов как: отряд в лагере, двор, класс - как самая устойчивая группа. Структура личных взаимоотношений между детьми в классе - это реально сложившаяся, нигде официально не зафиксированная система. Но наряду с ней в каждом коллективе есть и своя организационная структура - в классе это органы ученического самоуправления, староста и т.д.

В первый круг желаемого общения ребенка входят те одноклассники, которые являются для него объектом устойчивого выбора, - те, к кому он испытывает постоянную симпатию, эмоциональное тяготение. Если среди них есть те, кто в свою очередь, симпатизирует данному школьнику, тогда их объединяет взаимная связь.

У некоторых учеников вообще может не быть ни одного товарища, к которому он испытывал бы устойчивую симпатию, т.е. первый круг желаемого общения отсутствует.

Деловые и личные отношения не всегда находятся в прямой зависимости. Бывает, что в деятельном классе, где хорошо налажено выполнение различных коллективных дел и ученики достаточно требовательны друг к другу, обнаруживается явное разобщение в плане личных взаимоотношений. Благоприятные личные взаимоотношения могут и не возникнуть под влиянием совместной учебы и других дел. Эти отношения необходимо специально воспитывать учителю.

  1. Новизна опыта

Эмпатия как дидактическое средство обучению сотрудничеству.

ЦЕЛЬ -  воспитание чувства эмпатии в детском коллективе

Задачи:

— воспитание доброжелательности, доверия и внимательности к людям, готовности к сотрудничеству и дружбе, оказанию помощи тем, кто в ней нуждается;

—воспитание уважения к окружающим — умения слушать и слышать, признавать право каждого на собственное мнение и принимать решения с учетом позиций всех партнеров;

Гипотеза:  воспитание чувства эмпатии в детском коллективе позволит организовать эффективное сотрудничество и взаимодействие всех участников образовательного процесса, что положительно скажется на качестве образоваия учеников.

Воспитание эмпатии в процессе учебной деятельности осуществляется за счет:

  1. Формирования коммуникативных универсальных учебных действий;
  2. Выполнение работы в парах и малых группах;
  3. Осуществление самоанализа и рефлексии;
  4. Анализа художественных произведений и произведений искусства.

Воспитание эмпатии в процессе внеучебной деятельности :

  1. Анализ и решение проблемных ситуаций;
  2. Инсценирование, кукольный театр;
  3. Курс развития речи «Риторика»

        Для решения поставленных мною задач, на мой взгляд, наиболее оптимальной является групповая форма работы. Методика групповой работы вводилась уже с первых дней ребенка в школе. Пока еще дети плохо знали  друг друга, я предлагала им разделиться на группы по 5–6 человек по желанию. Давала  задание выполнить работу самостоятельно каждому, а потом эту же работу, – но всем вместе. Перед началом работы с детьми оговаривались правила: называть друг друга только по имени и в разговоре использовать только вежливые слова. Позже, когда дети хорошо узнали друг друга, начилась работа по формированию творческих  групп.

На данном этапе работы я достигла следующих результатов:

После формирования творческих групп мы совместно с детьми разработали устав, который был принят каждым учеником.

Устав:

Уважай своего товарища.

Умей каждого выслушать.

Не согласен – предлагай!

И условные обозначения, которые должны помочь в совместной работе. Ребята сами предложили  условные знаки и нарисовали их.

– прошу тишины,

- помогите;
– запутались,
– спасите.

И так как созданная группа является единым целым, то каждый ребенок должен быть задействован в работе. И потому методика такой работы предполагает распределить между детьми их обязанности. Главным в группе выбирается командир. Этот ребенок должен уметь организовать работу, направлять ее в нужное русло. Генератор идей – тот, кто подает идею. Фиксатор – тот, кто записывает все, что предполагает группа. Критик – выявляет недостатки в работе. Аналитик делает выводы, обобщает сказанное. Мом задача здесь как классного руководителя грамотно организовать сотрудничество, создать и поддерживать атмосферу доверия и взаимопонимания.

Работа в группах очень интересна детям, так как они ближе узнают друг друга, учатся общаться, учитывая интересы товарища. Я же, наблюдая за ними, могу для себя провести мини-мониторинг сформированности чувства эмпатии (проанализировать умение общаться,  выражать свое мнение, учитывать мнение товарища, уважительно относиться к каждому высказыванию).

Воспитание чувства эмпатии я продолжаю и на внеучебной деятельности обной из форм которой является «Кукольный театр» 

Кукольный театр - одно из самых любимых зрелищ детей. Он привлекает детей своей яркостью, красочностью, динамикой. Кукольный театр доставляет детям удовольствие и приносит много радости. Однако нельзя рассматривать театр кукол как развлечение: его воспитательное значение намного шире.

Задачи

  •  развитие умения отожествлять свои чувства с чувствами театральных персонажей
  • раскрытие индивидуальных способностей детей к сопереживанию;
  • развитие речевого аппарата и пластической выразительности движений при работе с театральной куклой в сотрудничестве с другими актерами;
  • развитие восприятия, памяти, воображения, коммуникабельности, смелости публичного выступления;

Работа кукольного театра решает ряд воспитательных задач. Поскольку младший школьный возраст это период, когда у ребенка начинают формироваться вкусы, интересы, определенное отношение к окружающему, поэтому для меня очень важно сейчас показывать пример дружбы, отзывчивости, находчивости, храбрости. Дать возможность ребенку поставить себя на место различных персонажей, меняя роли ребенок в игровой форме может прочувствовать характер различных героев, взглянуть на мир их глазами. Таким образом в занимательной ненавязчивой форме проходит процесс воспитания эмпатии.

Подготовка спектакля – длительный процесс, но очень важный. В подготовку его входят подбор произведений – русских народных сказок, оформление спектакля, начиная с монтировки и оформления кукол, декораций. Создание психологически комфортной атмосферы занятий необходимо. В этот период дети учатся общаться друг с другом, делятся своими мыслями, умениями, знаниями.

Результаты работы на данном этапе представлены на диаграмме.

Сравнивая которые явно прослеживается положительная динамика. И в тоже время становиться понятно, что работу в данном направлении следует продолжать, выходить на новые формы воспитательной работы основываясь на мнениях детей, родителей и классного руководителя.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование детского коллектива через творческие дела.

Формирование детского коллектива  через творческие дела....

Планирование и отбор содержания деятельности классного руководителя с детским коллективом с целью формирования социально активной личности.

Без предвидения и предвосхищения ситуации будущего трудно целенаправленно и эффективно управлять педагогическим процессом. Поэтому и появилось педагогическое планирование и соответствующе...

РАБОТА С ДЕТСКИМИ КОЛЛЕКТИВАМИ – ВАЖНЕЙШЕЕ НАПРАВЛЕНИЕ В СИСТЕМЕ МУЗЫКАЛЬНОГО ВОСПИТАНИЯ.

Методика работы с детскими коллективами (хор, оркестр, ансамбли) является системой знаний в области музыкального воспитания детей. С научно – практической позиции методика суммирует рефлектирующие на ...

К вопросу о воспитании терпимости как основы взаимоотношений в детском коллективе

Статья освещает основные аспекты гуманности в процессе воспитания: воспитание доброты и терпимости как основы взаимоотношений в детском коллективе...

Влияние детского коллектива на воспитание личности

В статье рассматривается влияние детского коллектива на воспитание личности...

Модуль «Ключевые культурно-образовательные события» Модуль «Воспитание в детском коллективе»

Материал можно использовать как методическую рекомендацию для всех педагогов и заучей по воспитательной части....

Воспитание дружеских отношений в детском коллективе

Планирование воспитательной работы является  значимым звеном в общей системе деятельности педагога. Продуманное планирование обеспечивает её чёткую организацию, намечает перспективы работы, спосо...