Воспитание дружеских отношений в детском коллективе
учебно-методическое пособие

Сенатус Валерия Сергеевна

Планирование воспитательной работы является  значимым звеном в общей системе деятельности педагога. Продуманное планирование обеспечивает её чёткую организацию, намечает перспективы работы, способствует реализации определённой системы воспитания. Потребности современного общества возлагают на школу задачи не только качественного обучения, но и воспитания Человека высоконравственного, духовно богатого, способного  адаптироваться к  процессам, происходящим в современном мире. Воспитание является одним из важнейших компонентов образования в интересах человека, общества, государства.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл plan_1.docx40.09 КБ

Предварительный просмотр:

 

ПЛАН ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

 

 

«Воспитание дружеских отношений в детском коллективе»

 

на 2021 - 2022 учебный год.

 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Планирование воспитательной работы является  значимым звеном в общей системе деятельности педагога. Продуманное планирование обеспечивает её чёткую организацию, намечает перспективы работы, способствует реализации определённой системы воспитания. Потребности современного общества возлагают на школу задачи не только качественного обучения, но и воспитания Человека высоконравственного, духовно богатого, способного  адаптироваться к  процессам, происходящим в современном мире. Воспитание является одним из важнейших компонентов образования в интересах человека, общества, государства.

  Воспитание должно способствовать развитию и становлению личности ребенка, всех ее духовных и физических сил и способностей; вести каждого ребенка к новому мироощущению, мировоззрению, основанному на признании общечеловеческих ценностей в качестве приоритетных в жизни.

Как организовать воспитательный процесс в школе? Каким содержанием его наполнить? На что обратить внимание при определении задач и видов деятельности, при планировании воспитательной работы? Подобные вопросы постоянно встают перед учителями.

 Составить план – значит, продумать и представить себе в общем, и в деталях весь процесс воспитательной работы, её организацию и результаты.

  Программа воспитательной работы в начальной школе поможет организовать работу в  классе в течение первого года. С точки зрения психолого-педагогического подхода каждый год обучения в начальной школе является важным звеном в становлении личности младшего школьника. Поэтому каждый последующий год реализации данной программы опирается на результаты предыдущего года воспитания.

Ребёнок, приходя в начальную школу, испытывает большие психологические трудности, основным воспитательным моментом первого года  обучения становиться познание самого себя, в собственном взгляде на окружающих.

 Цель данной программы - состоит в обеспечении целостного подхода к воспитанию и развитию личности ученика, в создании основы для сознательного, обдуманного управления развитием с  учётом возрастных изменений.

 Задачи воспитания:

1.   Формирование классного коллектива как воспитательной системы, развитие ученического самоуправления.

2.  Работать над сохранением душевного здоровья и эмоционального благополучия каждого ребенка

3.   Оказывать помощь ребенку в его интеллектуальном развитии, способствовать повышению его интереса к учебной деятельности

4.   Помочь каждому ребенку реализовывать свой творческий потенциал, раскрыть свою индивидуальность

5.   Сформировать в каждом ребенке общечеловеческие ценности, добродетели:  любовь к ближнему, сострадание, справедливость, гражданственность, веру  в прекрасное, ответственность, этическую культуру, нравственные устои.

6.   Пробудить  все силы, присущие человеку: физические, умственные, этические, эмоциональные, эстетические.

7.   Сформировать человеческие устои, понимание добра и зла.

8.   Не приспособить индивида к потребностям общества, а сформировать у него умение ориентироваться в обществе, воспитать человека-творца.

9.   Сформировать культуру общения.

10.  Воспитать потребность в созидательной деятельности, творческом развитии, положительном отношении к труду как средству самоутверждения.

11.  Организовать работу родительского комитета, направленную на сплочение коллектива обучающихся.

Предполагаемым результатом данной воспитательной программы является формирование у детей навыков самостоятельности: самоанализа, самооценки, самоуправления. Это необходимо учащимся при переходе  в среднее  образовательное звено. Они должны уметь анализировать свою деятельность, не бояться принимать самостоятельно решение, уметь отвечать за свои поступки, передавать свой опыт своим сверстникам. А  так же наличие дружного, толерантного коллектива внутри класса

Средствами воспитания являются деятельность, общение и отношения, которые подчинены правилам, обязанностям и правам, закрепленными Уставом школы.

Ведущие виды деятельности: познавательная, интеллектуальная, эстетическая, физическая, спортивная, духовная. Деятельность любого вида должна привести к личному успеху, должна быть не бесполезной для людей, нравственно и экономически значимой.

В общении педагога с детьми должны реализовываться следующие правила:

•    умение выслушивать его до конца;

•    не принимать за него решения, а побуждать его сделать это самостоятельно;

•    открытость и доступность учащимся.

Отношения педагога и ученика строятся на взаимном уважении, доверии, справедливости и требовательности.

Основные направления воспитательной работы

 В человеке, которого мы воспитываем,

 должны сочетаться нравственная чистота,

 духовное богатство, физическое совершенство.

                                                                       В.А.Сухомлинский.

  • Общеинтеллектуальное направление
  • Спортивно-оздоровительное
  • Духовно-нравственное направление
  • Свободное общение. Работа с родителями.

Общеинтеллектуальное направление

Цель: Осознание учащимися значимости развитого интеллекта для будущего личностного самоутверждения и успешного взаимодействия с окружающим миром.

Задачи воспитания:

1.      Создавать условия для становления, развития и совершенствования интеллектуальных возможностей учащихся средствами воспитательной работы;

2.      Создавать учащимся возможность проявлять свои интеллектуальные достижения в школе и за ее пределами.

3.      Изучить и влиять на кругозор учащихся, на их познавательный интерес, увлечения.

№№

Проводимые мероприятия

Сроки проведения

1

Праздник «День знаний»

сентябрь

2

Выбор и посещение кружков. Консультационная помощь детям при выборе ими кружков и секций

по графику

3

Организация взаимопомощи в учебе

в течение года

4

Неделя начальных классов «Мир моих увлечений»

ноябрь

5

Участие в школьных мероприятиях, направленных на интеллектуально-познавательную деятельность, олимпиады

по школьному графику

6

Ведение портфолио

ежедневно

7

Игра «Крестики-нолики»

ноябрь

8

Анкетирование «Направленность на творчество»

февраль

9

Интеллектуальный марафон

декабрь

10

Представление достижений, результатов, способностей учащихся родителям, педагогам, сверстникам.

апрель-май

11

Заключительное сочинение «Самый интересный урок в этом году»

май

Ожидаемые результаты:

  1. Дети научатся проявлять свои интеллектуальные достижения в школе и за её пределами.                                                                                                                         
  2.  Появится интерес к расширению общего кругозора, к развитию интеллекта.

Спортивно-оздоровительное направление

Забота о здоровье – это важнейший труд воспитателя.

                                                                                  В.А.Сухомлинский

Задачи воспитания:

  1. Создание условий для сохранения и укрепления здоровья детей.
  2. Воспитание потребности в здоровье, как жизненно важной ценности, сознательного стремления к ведению здорового образа жизни; воспитание позитивного отношения учащихся к урокам физической культуры и занятиям спортом
  3.  Формирование чувства ответственности к своему здоровью и здоровью окружающих людей.

Проводимые мероприятия

Сроки проведения

1

Веселые старты

по школьн. графику

2

Лыжные соревнования

январь-март

3

Поход на каток на стадион «Олимп»

декабрь

4

Пересаживание детей с целью охраны зрения

каждую четверть

5

Беседа «Мы и компьютер» - охрана зрения, осанки.

январь

6

Санитарный осмотр детей

1 раз в четверть

7

Организация минуты отдыха на учебных занятиях

на каждом уроке

8

День здоровья.

по школьному графику

9

Спортивный праздник, посвященный дню защитника Отечества

февраль

10

«Всем на свете людям ясно, что шалить с огнем опасно-игра-соревнование

март

11

«Уроки здоровья» - организация просветительской работы с учащимися

1 раз в месяц

12

7 апреля – Всемирный день здоровья.

Спортивная эстафета «Быстрые, сильные, ловкие»

апрель

13

Конкурс «Самый здоровый класс».

Итог в мае

Ожидаемые результаты:     

  1. У детей сформируются умения и навыки санитарно- гигиенической культуры, они приучаются к здоровому образу жизни.

Духовно-нравственное направление

Человек воспитывает себя сам. А взрослые, воспитатели лишь создают особое воспитательное пространство, в котором у ребенка формируется нравственное отношение к себе и окружающим.

                                                                                                     Л .Выготский.  

  Задачи:

  1. Формирование способности к духовному развитию, реализации творческого потенциала в учебно-игровой, предметно-продуктивной, социально ориентированной деятельности на основе нравственных установок и моральных норм, непрерывного образования, самовоспитания и универсальной духовно - нравственной компетенции — «становиться лучше»                                                                                                                                          
  2. Формирование основ нравственного самосознания личности (совести) — способности младшего школьника формулировать собственные нравственные обязательства, осуществлять нравственный самоконтроль, требовать от себя выполнения моральных норм, давать нравственную оценку своим и чужим поступкам.
  3.  Формирование основ морали — осознанной обучающимся необходимости определённого поведения, обусловленного принятыми в обществе представлениями о добре и зле, должном и недопустимом, укрепление у обучающегося позитивной нравственной самооценки, самоуважения и жизненного оптимизма
  4. . Формирование у обучающегося уважительного отношения к родителям, осознанного, заботливого отношения к старшим и младшим.
  5. Развитие доброжелательности и эмоциональной отзывчивости, понимания других людей и сопереживания им. 
  6.   Воспитание волевых качеств ученика, способности к критическому осмыслению своих сильных и слабых сторон.

Проводимые мероприятия

Сроки проведения

1

Праздник «Посвящение в третьеклассники»

октябрь

2

«Дружба начинается с улыбки»

ноябрь

День МАТЕРИ

ноябрь

3

Беседа. Как вести себя в столовой, коридоре, спортзале

в теч.года

4

Беседа «Как вести себя во время каникул».

перед каникулами

5

Беседы о боевых подвигах советского народа в годы войны

апрель-май

6

Кл.час «Что такое добро и зло?»

февраль

7

Праздник мамы

март

8

День Победы

май

9

Моя родословная

январь

10

Традиции русского народа

апрель

Ожидаемые результаты:

1.Учащиеся научатся воспитывать в себе такие качества: как доброта, вежливость, честность, правдивость, дружелюбие, взаимовыручка.

Свободное общение. Работа с родителями.

Ничто не действует в младых душах детских сильнее всеобщей власти примера, а между тем всеми другими примерами ничей другой в них не впечатлевается глубже и тверже, примера родителей.

                                                                                                              И.Н.Новиков.                                        

 Цели:                                       

1.Ознакомление с материальными условиями жизни семьи, ее психологическим климатом, особенностями поведения ребенка в семье.                                                                                                                           2. Изучение семей учащихся.                                                                                                                     3. Организация психолого-педагогического просвещения родителей через систему родительских собраний, тематических и индивидуальных консультаций и собеседований.

 4.Совместное проведение досуга.                                                                                   

5. Изучение положения каждого ребенка в коллективе и его проблем в общении со сверстниками.                                  

6. Создание в классе положительной эмоциональной атмосферы общения.

Проводимые мероприятия

Соки проведения

1

Выбор родительского комитета

сентябрь

2

Встреча с психологом и соц. педагогом школы

по плану

3

Участие инициативной группы родителей в походах с учащимися класса

в теч. года

4

Посещение на дому, беседы, консультации

по мере необходимости  в теч. года

5

Беседы с трудными детьми и их родителями

в теч.года

6

Посещение уроков и внеклассных мероприятий родителями

по графику  род. ком.

7

Участие родителей класса в ремонте классного кабинета, подготовка к новому учебному году, организации внеклассных мероприятий

июнь,              в теч. года

8

Анкетирование по темам родительских собраний

перед родительскими собраниями

9

Родительские собрания

в течение года

Ожидаемые результаты:

1.      У родителей повысится заинтересованность школьной жизнью детей.

2.      Дети научаться жить дружно, сплочённо.

Родительские собрания

 

 

Число и месяц

 

 

Тема

 

Примечание

 

 

1

I четверть

 

16.08.2021.

 

Рекомендации родителям в помощь пре-одоления трудностей в обучении.

Мой ребёнок – третьеклассник!»

 

 

Лучше зажечь звезду, чем всю жизнь проклинать темноту.

 

 

 

2

 

 

30.09.2021.

 

 

Как помочь ребенку справиться с эмоциями?

 

Штурмуйте каждую проблему с энтузиазмом, как если бы от этого зависела Ваша жизнь.

 

 

 

3

II четверть

 

 

09.12.2021

 

 

Можно ли наказывать детей?

 

Хорошими  людьми становятся больше от упражнения, чем от природы.

 

 

 

 

4

III  четверть

 

 

03.02.2022

 

 

 

Как сохранить здоровье ребенка?

 

 

 

 

Гений – это внимание.

 

 

5

IV четверть

 

 

    21.04.2022

Эстетическое воспитание ребёнка в семье.

Домашняя школа интеллектуального

развития ребёнка»

 

 

Именно  игра дает возможность ребенку познакомиться с реальностью взрослого мира.

 

 

6

 

 26.05.2022

 

 

Праздник «Неразлучные друзья – взрослые и дети. Перелистывая страницы учебного года»

 

Здорово, когда на свете есть друзья.

 

 

Работа с одарёнными учащимися

Цели и задачи:   

- принимать участие во всех конкурсах;                                                                                                           

 - выявить талантливых детей и развивать их способности по определённым учебным предметам;                                                                                                                                        

1.        Выполнение творческих работ.

2.        Подготовка проектов, сообщений к урокам литературного чтения, окружающего мира.

3.        Подготовка и участие в классных и школьных  олимпиадах, НОУ.

4.        Участие в конкурсах чтецов.

5.        Развитие логического мышления, памяти, воображения путём выполнения заданий повышенной трудности.

6.        Помощь сильных учащихся слабоуспевающим в шефских парах.

 

Работа со слабоуспевающими учащимися

Цели и задачи:  

- помогать обучающимся искоренять в себе отрицательные черты характера и вырабатывать положительные качества личности

 - приучать обучающихся к самоконтролю и самовоспитаниювыработать положительные качества личности;

  - способствовать успешной адаптации обучающихся в обществе; 

 

1.      Организовать помощь в учебной деятельности.

2.      Установить сотрудничество с родителями, оказывать педагогическую помощь в воспитании ребят.

3.      Создание и работа шефских пар.

4.      Выполнение  заданий, развивающих творческие способности  учащихся.

5.      Консультации родителей по подготовке дополнительных заданий.

6. Контроль посещения учащимися  кружков в школе, в ЦДТ, в школе искусств, проведения свободного времени.           

7.Вовлечение детей в общественную работу в коллективе, выполнении ими поручений.        

8. Исследование интересов детей и предоставление заданий в соответствии с их интересами. 

 

 

 

 

 

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация «Воспитание дружеских отношений в игре»

Воспитание дружеских отношений в игре...

План индивидуальной самообразовательной работы «Влияние духовно – патриотического воспитания на формирование дружеских отношений в коллективе»

«Воспитание духовно – патриотической ответственности, достоинства и уважения к формированию дружеских отношений в коллективе».   Совершенствование системы патриотического воспитания, обеспеч...

Воспитание чувства эмпатии в детском коллективе.

Эффективность обучения и воспитания напрямую зависит от качества взаимоотношений между участниками образовательного процесса. Данная работа описывает процесс формирования чувства эмпатии в детском кол...

Выступление на ШМО на тему: ««Влияние духовно-нравственного воспитания на формирование дружеских отношений в коллективе»

laquo;Влияние духовно-нравственного воспитания на формированиедружеских отношений в коллективе»На сегодняшний день общество нуждается в добрых, гуманных, честныхи справедливых гражданах. Задача...

Влияние духовно-нравственного воспитания на формирование дружеских отношений в коллективе

Влияние духовно-нравственного воспитания на формирование дружеских отношений в коллективе...

"Воспитание дружеских отношений в игре".

Детские взаимоотношения строятся в процессе ролевых игр (дидактических и сюжетно – ролевых), а также их интересы связаны в значительной мере с играми творческого характера....

Консультация "Воспитание дружеских отношений в игре"

Творческие игры создаются самими детьми. Тематика этих игр многообразна. Дети изображают быт семьи, строительство новых домов, наши праздники. В этих играх чаще всего их внимание привлекают отношения ...