Классный час "Чернобыльская катастрофа" для обучающихся 4 классов
методическая разработка (4 класс) на тему

Классный час "Чернобыльская катастрофа" представлен в виде информационного проекта, вскрывает причины катастрофы, её последствия.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл klassnyy_chas_chernobylskaya_katastrofa.docx47.21 КБ

Предварительный просмотр:

Классный час "Чернобыльская трагедия"

Дьякова Светлана Александровна, учитель начальных классов

МОУ «СОШ №2 г. Ртищево Саратовской области»

22.04.2016г

Место проведения:  класс

Форма проведения: информационный проект 

Цель классного часа: создать условия для осмысления и осознания информации о Чернобыльской трагедии; формирование гражданской ответственности и патриотического воспитания обучающихся на примере изучения причин и последствий Чернобыльской аварии.

Педагогические задачи:  способствовать развитию креативного мышления, активной жизненной позиции,  воспитанию толерантности, духовно-нравственных чувств: чувства сострадания, бережного отношения к окружающему миру, любви к природе; способствовать формированию экологических знаний и использованию их в учебной и практической деятельности.

Обучающихся в классе: 26

Используемое оборудование: опорные карточки для кластера «Чернобыльская трагедия»; 26 апреля 1996 года; Где и когда произошла?; Чернобыльская АЭС; Припять; атомная станция; причины трагедии; последствия трагедии) ; карточка – «День памяти погибших в радиационных авариях  и  катастрофах »; опорная карточка - «Последствия аварии», карточки - «Чернобыль- это…», толковый словарь С.И. Ожегова, плакаты, портрет участника ликвидации на ЧАЭС, свеча.

Техническая поддержка: компьютер, презентация «Чернобыльская катастрофа»

Ход мероприятия

I. Оргмомент. Вступительное слово учителя.

Сегодняшний классный час посвящен великому мужеству человека. Мужеству людей с большой буквы.

Я предлагаю посмотреть на кластер на доске, который вы заполните в ходе нашей работы.

  - Какая  дата изображена  на центральной карточке кластера?   /26 апреля 1986 года /

- Кто может сказать, что произошло в это время? / Чернобыльская катастрофа  / / День катастрофы на Чернобыльской АЭС/

В память о всех гражданах Российской Федерации, погибших в радиационных авариях и катастрофах, 26 апреля – день катастрофы на Чернобыльской АЭС, Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 22.04 1993 г. № 4827-1 внесен в государственный календарь как  «День памяти погибших в радиационных авариях  и  катастрофах ». Этот  день - дань памяти  всем погибшим в радиационных трагедиях и дань уважения всем, кто ликвидировал тяжелейшие последствия аварий и катастроф, всем, кто пострадал от радиационного заражения, кто вынужден был покинуть свои родные места.

 Первая рукотворная глобальная катастрофа до сих пор остается одним из фактов мировой политики. Она изменила отношение людей к прогрессу как к благу. Впервые после упоения и восторга и поклонения природе , произошедшая трагедия заставила думать об окружающей среде не как об абстракции, не как о вечном неисчерпаемом богатстве, а как о хрупком, нежном, целесообразном и гармоничном мире, который можно легко разрушить и уже никогда не восстановить.           

            Глобальность этой катастрофы определяется и тем, что даже мировое сообщество экономически не в состоянии ликвидировать последствия этой трагедии.          Только благодаря патриотизму и самоотверженности участников ликвидации последствий аварии был изолирован очаг радиационного заражения ценой их собственной жизни и здоровья.

 Простые добрые ребята,

Их тысячи и их не счесть.

Они здесь потому, что надо!

Чернобыль – совесть их и честь! /Евсюкова Д/

 

Какова тема нашего классного часа? / Чернобыльская   трагедия /

Сформулируйте цель: ознакомиться с информацией  о Чернобыльской катастрофе, её причинами и последствиями.

-  Ребята, на какие вопросы  вы хотели бы найти ответ по данной теме? Можете посовещаться. Запишем их в нашем кластере. / Что даёт атомная электростанция человеку? Сколько лет прошло со дня этой трагедии?; Каковы  причины катастрофы?; Какова была хроника событий?  Кто такие ликвидаторы АЭС? Почему их считают героями?; Что такое «зона отчуждения»?; Каковы последствия этой катастрофы?; Можно ли защитить человечество от атомной катастрофы?;  Почему Чернобыльскую катастрофу считают  страшной трагедией 20 века? и т.д./

Ребята, предлагаю провести наш  классный час в форме защиты информационного проекта.

 

II. Основная часть.

Информационный проект.

Стихотворение читает обучающаяся:

Героизм на войне понимаю.
Быть в бою очень надо,
Но когда героизм – расплата
За беспечность, за незнанье,
За работу спустя рукава –
Тут идея себя подменяет.
Смерть героев всегда выбирает,
Только лучше б виновных брала.
/Иванова В./

1 слайд. Как это было?

Хроника событий. Трагедия. 

2 слайд. 26 апреля 1986 г. весь мир "вздрогнул" от взрыва энергоблока, прозвучавшего на Чернобыльской АЭС. Радиационная пыль протянулась "хвостом" через территорию Украины, Белоруссии, 14 областей России и накрыла часть территории Западной Европы.

26 апреля 1986 года 1 час 23 минуты 47 секунд – взрывом реактора закончился эксперимент на Чернобыльской АЭС. С крыши четвертого энергоблока, как из жерла вулкана, стали вылетать сверкающие сгустки. Они поднимались высоко вверх. Черный огненный шар взвился вверх, образуя облако, которое вытянулось по горизонтали в черную тучу и пошло в сторону, сея смерть, болезни и беду в виде мелких-мелких капель. 1 час 28 минут – к четвертому блоку прибыл дежурный караул станции во главе с лейтенантом  Правиком: 14 пожарных принялись тушить кровлю. 1 час 35 минут – на станцию прибыл караул города Припять. Борьба со стихией шла на высоте 72 метра. Внутри помещений тушением занимался дежурный персонал станции. О том, что реактор раскрыт, пожарные не знали, они не догадывались, что работают в зоне очень высокого радиационного излучения. 6 часов 35 минут – пожар полностью ликвидирован. Пожарным, принявшим на себя первый удар, было присвоено звание «Герой Советского Союза», многим – посмертно.                                                                       /Сивохина А./

3 слайд. Предполагаемые причины аварии.

  1. реактор был неправильно спроектирован и опасен;
  2. персонал не был проинформирован об опасностях;
  3. персонал допустил ряд ошибок и неумышленно нарушил существующие инструкции, частично из-за отсутствия информации об опасностях реактора;
  4. отключение защит либо не повлияло на развитие аварии либо не противоречило нормативным документам. 

4 слайд. Справка о Чернобыльской АЭС (Вид на АЭС)                                  / Волков В./

Чернобыльская атомная станция расположена на Украине вблизи города Припять, в 18 километрах от города Чернобыль, в 16 километрах от границы с Белоруссией и 110 километрах от Киева.

Печально известна в связи с аварией, произошедшей 26 апреля 1986 года.

Ко времени аварии на станции функционировало 4 реактора. Всего планировалось ввести до 12 реакторов.

5 слайд. 26 апреля 1986 год. (Четвёртый блок Чернобыльской АЭС)

Примерно в 1:23:50 на 4-м энергоблоке Чернобыльской АЭС произошел взрыв, который полностью разрушил реактор. Здание энергоблока частично обрушилось, при этом, как считается, погиб 1 человек. В различных помещениях и на крыше начался пожар. Впоследствии остатки активной зоны расплавились. Смесь из расплавленного металла, песка, бетона и частичек топлива растеклась по под реакторным помещениям. В результате аварии произошёл выброс радиоактивных веществ, с различным периодом полураспада от 8 дней до 30 лет. Положение усугублялось тем, что в разрушенном реакторе продолжались неконтролируемые ядерные и химические (от горения запасов графита) реакции с выделения тепла с извержением из разлома в течение многих и многих дней с продуктами горения высокорадиоактивных элементов и заражении ими больших территорий. Остановить активное извержение радиоактивных веществ из разрушенного реактора удалось лишь к концу мая 1986 года мобилизацией ресурсов всего СССР и массовым переоблучением тысяч ликвидаторов.                                           /Евсюкова Д./

Авария расценивается как крупнейшая в своём роде за всю историю ядерной энергетики, как по предполагаемому количеству погибших и пострадавших от её последствий людей, так и по экономическому ущербу.

6 слайд. Разрушенный реактор ЧАЭС

- Ребята, как вы думаете, люди каких профессий необходимы были при тушении разрушенного реактора?

(военные, лётчики, врачи, крановщики и т.д.)

Видеоролик. Гибель экипажа МИ-8

7 слайд. Что рассказывают очевидцы. (Четвёртый блок Чернобыльской АЭС)

Вот некоторые свидетельства (читают обучающиеся): «Я почувствовал первый удар. Он был сильный, но не такой, какой произошел затем через одну-две секунды. Тот уже был как один длинный удар или два, но следом друг за другом. Первоначально я подумал, что произошло что-то с деаэраторами над щитом управления 4-м блоком. Вслед за звуком удара с фальшпотолка посыпалась облицовочная плитка. Посмотрел на приборы. Картина была плохая. Стало понятно – произошла авария крайней степени тяжести. Потом выскочил в коридор, чтобы пройти в центральный зал. Но в коридоре пыль, дым. Я вернулся, чтобы включить вентиляторы дымоудаления. Потом пошел в машинный зал. Там обстановка кошмарная. Из разорванных труб в разные стороны хлестала горячая вода, она сильно парила. Видны были вспышки коротких замыканий электрокабелей. Значительная часть машинного зала оказалась разрушенной. Упавшей сверху плитой перебило маслопровод, масло вытекало, а его в специальных емкостях находилось до 100 т. Потом направился на улицу, обошел 4-й блок, увидел разрушения, пожары на кровле».

«Раздался удар. Я подумал, что полетели лопатки турбины. Потом – опять удар. Посмотрел на перекрытие. Мне показалось, что оно должно упасть. Мы пошли осматривать 4-й блок, увидели разрушения и свечение в районе реактора. Тут я заметил, что мои ноги скользят по какой-то суспензии. Подумал: а не графит ли это? Еще подумал, что это самая страшная авария, возможность которой никто не описывал». /Овчухов Н./

«Тут вижу, что включается сигнал оповещения об аварии с 4-го блока. Я побежал туда. Встретились ребята. Они были очень грязные и возбужденные. Наконец машзал. Он интересовал меня в первую очередь, так как там запасы водорода и машинного масла – все это огнеопасно. Вижу, кровля рухнула. Потом побежал на щит управления 4-м блоком. Спросил: «Льете ли воду для охлаждения реактора?». Мне ответили, что льют, но куда она идет и сами не знают. Появился дозиметрист, сообщил, что его прибор слабенький и полную мощность радиационного излучения измерить не может. Вижу, ребята несут обожженного человека, это оказался В. Шашенок. Он был грязный, в шоковом состоянии, стонал. Я помог донести парня до щитовой 3-го блока. Оттуда позвонил в Москву, в ВПО «Союзатомэнерго», сказал, что у нас самая серьезная авария. Потом позвонил телефонистке, чтобы объявила общую аварию по станции». /Алипов С./

Дополнение учителя:

Володю Шашенка, вынесли на руках обожженного и облученного врачи и пожарники. Он успеет простонать: «Там... Валера...», – и его покинет сознание, беспомощными окажутся врачи. Тело Володи Шашенка вывезут из зоны и похоронят на первом деревенском кладбище. Его друга и одногодка Валерия Ходемчука же не найдут. И может, на бетонной стене захороненного атомного реактора когда-то напишут его имя... Сердце Валерия Ходемчука остановилось в то мгновенье, когда начала свое действие авария, ставшая предостережением всему человечеству. Валерка, который, уходя на смену, на реактор, попросил Наташу, чтобы собрала детишек, завтра поедут все вместе к матери сажать картошку.

Рассказ внука, Гембарука Данилы, о своём дедушке, который был участником ликвидации последствий трагедии.

8 слайд. Тушение пожара на 4-м энергоблоке ЧАЭС 26 апреля 1986 года. (Фото)

- Ребята, как вы думаете, только ли жители Чернобыля пострадали в результате взрыва? (нет)

9 слайд. Карта радиоактивного загрязнения

Радиоактивному загрязнению подверглось более 200 000 км², что вызвало вынужденное переселение сотен тысяч человек и привело в негодность одни из самых плодородных земель в Европе.

10 слайд.

При́пять (укр. Прип'ять) — покинутый город областного значения в Киевской области Украины, на берегу реки Припять. Основан 4 февраля 1970 года.

Главным поводом основания города стало строительство и последующая эксплуатация одной из самых крупных в Европе Чернобыльской атомной электростанции, градообразующего предприятия, которое и дало Припяти почетное звание города атомщиков. Таким образом, Припять стал девятым в Советском Союзе атомоградом.

Столицей энергетиков стал молодой, бурно развивающийся город Припять, отстоящий от Чернобыля на 18 километров к северо-западу.                                                      /Бокарев П./

11 слайд. Вид на город и Чернобыльскую АЭС с крыши.

Каким был город Припять до аварии расскажет…

Население города Припять до аварии на Чернобыльской АЭС 26 апреля 1986 составляло: — 49,4 тыс. человек, в том числе 15 406 детей (из них 7176 школьников) и 16 562 женщин. В городе было 160 домов на 13 414 квартир, 18 общежитий для холостяков на 7621 место, 8 семейных общежитий и домов гостиничного типа на 1206 комнат. Население города было эвакуировано 27 апреля 1986 года.                                                        /Шумарина В./

12 слайд. Припять после трагедии.

13 слайд. Многоэтажка в Припяти.

14 слайд. Покинутые дома в прилегающих селениях

Послушайте стихотворение одного из участников ликвидации аварии.

ТЕМ, КТО ПРИШЕЛ НА СМЕНУ.
Вот настала пора нам прощаться.
Сказать “до свидания” коллегам, друзьям,
Кому – насовсем, а кому возвращаться
К этим чернобыльским важным делам.
Горе страны нас теснее сплотило,
Болью откликнулось в наших сердцах.
Чернобыль, тебе мы отдали все силы,
Выполнив ратный свой долг до конца.
В тесном сплоченье особого круга,
В сложных условиях, как на войне,
Поняли здесь еще раз, что без друга,
Без воинской дружбы тяжко вдвойне.
Жили сплоченно и не унывали,
Горе и радость – на всех пополам.
Трудностей быта мы не замечали,
За помощь, поддержку спасибо друзьям.
Вам, оставшимся нам в продолженье
В эту минуту хотим мы сказать -
Стремитесь всегда не бояться решений.
Честно, открыто всегда поступать.
Жизнь не кончается с нашим уходом,
И множество дел еще впереди.
Старались мы быть пионеров достойны
Делом, не словом себя обрести.
Чтоб расцвели и Чернобыль, и Припять,
Чтобы заполнил их гул детворы.
За это мы отдали жизни частицу
Так же, уверен, поступите вы.
Н.В. Исаев                                                                                                             /
Шалыгина Е./

Слайды 15-16

Через много лет после аварии на ЧАЭС автомобили и вертолеты, которые работали при ликвидации ее последствий, ржавеют в могильниках под открытым небом, расположенных в 30-километровой зоне.

Своей участи ждут груды техники. Самое большое такое кладбище находится в селе Рассоха – в 25 километрах на юго-запад от атомной станции.                     /Ивашенцев А./

17 слайд.

Некоторые все еще несут на себе символы советской военной мощи...

18 слайд.

В селе Буракивка находится самая радиоактивная техника. Она захоронена в земляных траншеях – таких как эта, под номером 5. Из 30 могильников остались пустовать только три.                                                                                                                              /Демичев А./

Загрязнение территории 

В результате взрыва на Чернобыльской АЭС, который на сегодняшний день является самой масштабной индустриальной катастрофой человечества, высвободилась радиоактивная энергия в сто раз большая, чем при атомных бомбардировках Хиросимы и Нагасаки.                                                                                                                /Бычковая Л./

Рыжий лес 

Выброс привёл к гибели деревьев рядом с АЭС. Рыжий лес — это около 10 км? деревьев, прилегающих к Чернобыльской АЭС, принявших на себя наибольшую долю выброса радиоактивной пыли во время взрыва реактора в 1986 году. Высокая доза поглощённой радиации привела к гибели деревьев и окрашиванию их в буро-красный цвет. Чрезвычайно радиоактивное облако убило большую часть сосен, тогда как березы и осины оказались более радиоустойчивыми. Кроме того, по ночам наблюдалось свечение погибших деревьев, также вызванное радиоактивным распадом. Во время работ по дезактивации территории, лес был полностью снесён бульдозерами и захоронен.

Сейчас, в ходе восстановления “Рыжего леса”, сосны сменяются другой растительностью.

                                                                                                                         /Шувалова К./

 Территория заражена, что необходимо было сделать с населением?/……../

Эвакуация населения 

После оценки масштабов радиоактивного загрязнения стало понятно, что потребуется эвакуация г. Припять, которая и была проведена 27 апреля. В первые дни после аварии было эвакуировано население 10-километровой зоны.

В последующие дни было эвакуировано население других населённых пунктов 30-километровой зоны. Ни 26, ни 27 апреля жителей не предупредили о существующей опасности и не дали никаких рекомендаций о том, как следует себя вести, чтобы уменьшить влияние радиоактивного загрязнения.

Первое официальное сообщение было сделано по телевидению лишь 28 апреля, но и оно содержало очень мало информации о том, что произошло.                           /Гембарук Д./

Ликвидация последствий аварии

Ликвидаторы – так называли людей, которые боролись с аварией ценой собственной плоти и жизни, ценой собственного здоровья выполняли свой долг перед Родиной.

- Подумайте, то чем занимались эти люди, каким одним словом можно назвать? (подвиг)

- А что понимается под словом подвиг? ( долг перед Родиной, перед народом)

- Какими качествами обладали эти люди? (мужеством, героизмом)

«Этим людям в пояс

Поклонюсь.

Только подступает к сердцу грусть,

Только на глазах блестит слеза,

Шли они, хотя туда нельзя.

-« Да, многое зависит от людей!

 На ниточке висит моя планета.

Толчок – и нет ни взрослых, ни детей,

Ни снежных зим, ни солнечного лета…

Такая жизнь, такое время….»           /Евсюкова Д./

Вечная им слава и память.

Минута молчания

Для ликвидации последствий аварии была создана правительственная комиссия. В 30-километровую зону вокруг ЧАЭС стали прибывать специалисты, командированные, а также воинские части. Их всех позднее стали называть “ликвидаторами”. /Сивохина А./

Ликвидаторы работали в опасной зоне посменно: те, кто набрал максимально допустимую дозу радиации, уезжали, а на их место приезжали другие. Основная часть работ была выполнена в 1986—1987 годах, в них приняли участие примерно 240 000 человек. Общее количество ликвидаторов (включая последующие годы) составило около 600 000.

Сооружение саркофага 

Затем начались работы по очистке территории и захоронению разрушенного реактора. Вокруг 4-го блока был построен бетонный саркофаг. Так как было принято решение о запуске 1-го, 2-го и 3-го блоков станции, радиоактивные обломки, разбросанные по территории АЭС и на крыше машинного зала были убраны внутрь саркофага или забетонированы. Строительство саркофага было завершено в ноябре 1986 года. В помещениях первых трёх энергоблоков проводилась дезактивация.            /Грищенко Н./

Дезактивация 

    Важно было не допустить расширения зоны радиоактивного заражения. С этой целью боролись с пылеобразованием, опрыскивая поверхность специальной смесью, применяли полимерные покрытия, использовали метод вакуумной очистки всасыванием (пылесосы), вручную протирали объекты тканями, пропитанными дезактивирующими растворами.

 /Коляченкова Д./

Памятник ликвидаторам 

За прошедшие годы среди российских ликвидаторов с дозами облучения выше 100 мЗ в (это около 60 тыс. человек) несколько десятков смертей могли быть связаны с облучением. Всего за 20 лет в этой группе от всех причин, не связанных с радиацией, умерло примерно 5 тысяч ликвидаторов.

/Гурин А./

Мутации растений и животных 

(Мутация – изменение 1. Всякое скачкообразное изменение явлений ( научн. ). 2. Внезапное появление какого-нибудь нового биологического признака у животных или растений ( биол. ).

В сельскохозяйственных областях в первые месяцы радиоактивные вещества осаждались на листьях растений и на траве, поэтому загрязнению подвергались травоядные животные. Затем радионуклиды вместе с дождём или опавшими листьями попали в почву, и сейчас они поступают в сельскохозяйственные растения, в основном, через корневую систему.

В 1988 году на территории, подвергшейся загрязнению, был создан радиационно-экологический заповедник. Наблюдения показали, что количество мутаций у растений и животных, хотя и выросло, но незначительно, и природа успешно справляется с их последствиями. Природа стала восстанавливаться быстрыми темпами, выросли популяции животных, увеличилось многообразие видов растительности.                            /Бокарев И./

Влияние аварии на здоровье людей 

В результате аварии только среди ликвидаторов умерли десятки тысяч человек, в Европе зафиксировано 10 000 случаев уродств у новорождённых, 10 000 случаев рака щитовидной железы и ожидается ещё 50 000, из 600 000 ликвидаторов 10 % умерло и 165 000 стало инвалидами.                                                                                /Ромашкина Д./

Дозы облучения 

Наибольшие дозы получили примерно 1000 человек, находившихся рядом с реактором в момент взрыва и принимавших участие в аварийных работах в первые дни после него. Эти дозы в ряде случаев оказались смертельными.                                                   /Жиганова В./

Многие местные жители в первые недели после аварии употребляли в пищу продукты (в основном, молоко), загрязнённые радиоактивным иодом-131. Иод накапливался в щитовидной железе, и это привело к большим дозам облучения на этот орган, помимо дозы на всё тело, полученной за счёт внешнего излучения и излучения других радионуклидов, попавших внутрь организма.

Было зарегистрировано 134 случая острой лучевой болезни среди людей, выполнявших аварийные работы на четвёртом блоке. Во многих случаях лучевая болезнь осложнялась лучевыми ожогами кожи.

Чернобыль сегодня 

На сегодняшний день город Чернобыль со стороны почти ничем не отличается от любого другого районного центра. В общей сложности одновременно в Чернобыле проживает около 4000 человек. Это вахтовые рабочие, работающие по две недели, и вахта МЧС. Чернобыль – город пятиэтажек и частных домов. Частный сектор в большинстве своём заброшен, а многоэтажки практически все населены людьми, работающими в зоне. Город вполне живой - по улицам то и дело проезжают автомобили, немало и людей, хотя по сравнению с обычным городом здесь, конечно, безлюдно. Основная особенность Чернобыля это то, что вы не встретите здесь детей.                                           /Гурина В./

Зона отчуждения 

Ошибочно предполагать, что в Чернобыль может попасть каждый встречный. Это закрытая территория, въезд на которую разрешен лишь после предварительной подачи заявки и ее утверждения. В настоящее время организованы платные экскурсии на Чернобыльскую АЭС. За год зону отчуждения посещают порядка семи-девяти тысяч человек. Как правило, туристы приезжают на станцию, посещают сам Чернобыль, Припять, останавливаются в нескольких поселках, куда после эвакуации самовольно вернулись местные жители. После экскурсии необходимо дважды пройти дозиметрический контроль: в Чернобыле и на выезде из 30-километровой зоны.                 /Авдонина А./

Припять – город-призрак 

27 апреля 1986 года в течение 24 часов население было полностью эвакуировано в связи с аварией на атомной станции. В связи с сильным радиационным загрязнением город не подлежал восстановлению. В течение 30 лет город подвергался наступлению природы, улицы заросли деревьями, стены покрылись мхом. Светлые широкие улицы превратились в просеки. В комнатах растет трава.                                                             /Вавилова Е./

Слайды 19-21

Чернобыльская зона отчуждения сегодня.                                                /Джаксимбекова С./

На сегодняшний день здесь трудится порядка 6000 человек, которые приехали сюда со всей территории Украины. Трудятся они посменно – 15 дней находятся в зоне, 15 дней – за ее пределами. В зону их привозит из Славутича специальная электричка. В самом Чернобыле расположены только общежития работников. Официально жить на территории зоны запрещено, хотя через год после аварии 1000 человек вернулись в свои бывшие дома, из-за этого их прозвали самоселами. Некоторые из них живут в селах даже одни. Всего на сегодняшний день самоселов осталось около 300 – средний возраст от 60 и выше, к ним ездит почтальон, раз в месяц осматривает врач, администрация зоны платит пенсию. Также на территории ЧЗО действует 130 организаций, 30 из них крупные – это сама ЧАЭС, Чернобыльлес (заведует всеми насаждениями), Чернобыльсервис (коммунальное обслуживание), Чернобыльметалл (дезактивация и утилизация металла) и другие. Имеется несколько главных объектов – это сама ЧАЭС, хранилище отработанного ядерного топлива (ХОЯТ), строящееся захоронение для ядерных отходов со всей Украины «Вектор».

Слайд 22. Слово учителя

Один из многочисленных уроков Чернобыля состоит в том, чтобы не предполагать, а твердо знать, каким образом надо действовать в подобных экстремальных ситуациях. Надо уметь говорить с людьми не только в праздники, но и в часы испытаний. Боязнь и малодушие перед реальностью неизбежно оборачиваются потерями. А они были. И во многом как раз потому, что люди не знали, как себя вести.

Слайд 23-24

Слово учителя.

Прошло 30 лет, а черный день Чернобыльской трагедии продолжает волновать людей: и тех, кого он зацепил своим черным крылом, и тех, кто позднее родился далеко от искалеченной земли. Этот день не прошел бесследно, он расплодил по миру много трагедий; он будет всегда объединять всех одним воспоминанием, одной печалью, одной надеждой. Невиданного масштаба трагедия свалилась на плечи нашего народа. Кто же виновен в ней? Конкретно будто никто ничего специально не делал. Это не провокация, это халатность. Проявления безответственности и легкомысленности накапливались и накапливались - и в один прекрасный апрельский день - вдруг взрыв…

Но где гарантия, что не повторится эта трагедия? Люди, будьте бдительны и осторожны, безответственность порождает трагедию.

Работа в группах.

Поработайте в группах, подберите к слову Чернобыль  слово - имя существительное, которое ассоциируется с ним.

Чернобыль – подвиг, трагедия, предупреждение, боль.

Страшная трагедия 20 века ещё долго будет напоминать о себе  своими последствиями. Каждый человек должен помнить о взрыве на ЧАЭС.

Творческое домашнее задание групп.

Плакат - предупреждение

III. Рефлексия. 

Подведём итоги. Ответьте на вопросы.

Ребята, снова возвратимся к нашему кластеру.

Перечислите, на какие вопросы вы нашли ответ в ходе нашего классного часа?

  1. Какой факт о Чернобыльской трагедии произвел на вас самое большое впечатление?
  2. Почему необходимо знать о трагедии в Чернобыле?
  3. Нужны ли атомные станции? Можно ли обойтись без них?
  4. Почему Землю можно назвать «хрупкой» планетой?
  5. Как вы считаете, достаточно ли только знаний для безопасной эксплуатации атомной станции?
  6. Перечислите качества, которыми должен обладать человек, «укрощающий» ядерную энергию.
  7. Что явилось результатом совместной работы над темой? /проект/
  8. Где вы можете применить, использовать полученные знания?

Использована литература:

  1. «Чернобыль. Как это было». Анатолия Степановича Дятлова

Интернет ресурсы:

  1. Чернобыль: события и уроки!
  2. Возвращение в 1986 (79 фото).
  3. Материал из Википедии — свободной энциклопедии.
  4. Фото подборка: Кладбище техники. Чернобыль.
  5. Чернобыль. 20 лет спустя.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование классного коллектива (из опыта работы классного руководителя 1-4 классов)

«Если каждый человек на кусочке своей земли сделал бы всё, что он может, как прекрасна была бы земля наша!» А.П.Чехов. Перефразируя классика, я скажу так: « Если я, как классный руководитель, сд...

Классный час во 2 классе на тему «Классный коллектив»

Классный час способствует воспитанию в духе коллективизма, формированию и сплочению детского коллектива....

Классный час во 2 классе на тему «Классный коллектив»

Классный час во 2 классе на тему «Классный коллектив»Подготовила Мухина М.С.Цели: дать учащимся представление о том, каким должно быть отношение одноклассников друг к другу, как созда...

Открытый классный час в 1 классе в рамках Недели классных руководителей "Вежливости открыты все дороги"

Направление: нравственно-этическое.Форма проведения: игра «Цветик – семицветик».Цель: сформировать у детей представление о вежливости, вежливомповедении.Задачи:1. Науч...

Подборка классных часов для 2 класса. Классные часы 2 класс.

Уникальная помощь классному руководителю начальной школы. Различная тематика классных часов во 2 классе: о дружбе, о книге, о правилах поведения в библиотеке, о правде и лжи, о добре, ... и многое дру...

Подборка классных часов для 3 класса. Классные часы в 3 классе.

Подбор материала классных часов в 3 классе. Различная тематика: о правилах дорожного движения в занимательной, доступной игровой форме; о цене хлеба!; о правилах поведения в столовой; о зависти, ...Бе...