Методический семинар
статья на тему

Макеева Ольга Петровна

Методический семинар по теме " Гендерное обучение и воспитание младших школьников"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл seminar.docx36.11 КБ

Предварительный просмотр:

СЛАЙД 1

Добрый день, уважаемые члены жюри, коллеги!

 Восточная  легенда  гласит: « Всевышний сотворил человека Единым, но, посчитав,  его несовершенным, разделил  на две половинки (мужчину и женщину). С тех пор, они, такие разные, ищут по свету друг друга, чтобы обрести полноту существования…»

СЛАЙД 2

Мои  ученики  мальчики и девочки – два разных мира. У меня в руках всем знакомый предмет (пазл).У членов  жюри – отдельные пазлы, которые  мы постараемся сложить  в единую  картину.

С нами часто жизнь  играет в пазлы,
Части все по свету разбросав.
И порой рисунок несуразный
Получаем, пазл неправильно собрав.

Дети в школе – это  « половинки»
Разный в них характер, взгляд, судьба.
Пазл не  сможет завершить картинку,
Если « гендер»  не  учитывать, друзья.


( на доске  карточки со словами)

Перед вами карточки. Ваша задача -  распределить их на 2 группы

Мальчики  уверенные, целеустремлённые, надёжные, мужественные, храбрые, ответственные, усидчивые, умные

Девочки   добрые, женственные, мягкие, скромные, нежные, воспитанные, самостоятельные, хозяйственные

Посмотрите  на  2  столбика  со словами, которые у нас получились. Кто догадался: о ком или о чём пойдёт  речь  на  методическом семинаре,  какова его тема?

СЛАЙД  3

Вы совершенно правы « Гендерный подход в обучении и воспитании  младших школьников» тема  моего выступления.

СЛАЙД 4

Вопросы теории и практики гендерных различий рассматриваются в трудах многих учёных. В своей  работе  я использую  исследования З.Фрейда, Я. Коломинского, В. Базарного, Т. Репиной, Т. Хризмана.

Психофизические особенности девочек и мальчиков очень разные. Доктор биологических наук Т.П.Хризман считает, что у девочек и мальчиков «разный мозг»: на одну и ту же информацию, одни и те же проблемы они реагируют по – разному. Мальчики склонны к немедленному действию, девочки – к анализу, переживанию, терпению… Физическое созревание мальчиков и девочек разное,  разные интересы, духовно – нравственные ценности, по – разному  реагируют на оценку деятельности. Девочки более коммуникативные У них хорошо развиты психические процессы, связанные с простыми сигналами информации (зрительные, слуховые, тактильные). Мальчики уязвимы,  им нужно больше радости, тепла, добрых отношений, иначе их эмоциональная глухота может стать  реальной проблемой.

Поэтому  гендерный подход  я  рассматриваю  в качестве составляющего элемента личностно ориентированного подхода, учитывающего при этом индивидуальные особенности ребёнка в соответствии с его полом.

Я совершенно  согласна  с учёными , что содержание обучения и методы должны анализироваться учителем с точки зрения того, соответствуют ли они гендерным различиям школьников данного возраста.

Поэтому мы  учим  не просто учеников, а мальчиков и девочек.

СЛАЙД 5

Данная проблема очень актуальна в наши дни, т.к. демократизация отношений  полов  повлекла смешение  половых ролей- мальчики перенимают женский тип  поведения, а девочки становятся  агрессивными и грубыми.

Почему мало мальчиков в категории отличников, медалистов?  Они позднее развиваются, у них чаще всего плохо развита речь и из-за этого не могут подать свои знания, не очень аккуратны.

 Но почему так? Наверное, данная тема не  изучалась бы  мной и  не задала бы я себе вопроса  о смешении полов, если бы  в 2005 году  не  обучались в моём  классе  15 девочек и  3 мальчика.

СЛАЙД  6

Исходя  из  актуальности  темы,   определила  проблему.

Сложившиеся в школе гендерные стереотипы мешают успешному  развитию личности ребенка,

Для  решения данной проблемы, набирая 1 класс, я ставлю перед собой педагогическую цель:

СЛАЙД 7

          организовать  систематическую  работу, которая направленна на осуществление гендерного подхода при обучении и воспитании младших школьников с целью формирования  высокого и среднего уровня учебной мотивации для повышения качества их обучения.

СЛАЙД  8

Для достижения цели ставлю следующие задачи:

- изучить:

  • исходныйуровень мотивации обучающихся
  •  уровень качества обучения обучающихся;
  • интересы девочек и мальчиков, обучающихся в данном классе

- создать:

  • создать благоприятный психологический климат на уроках;
  •  ситуации сотрудничества и успешности;
  • вести работу с опорой на гендерный аспект (1-2 класс);

           - подобрать  методы и средства, которые позволяютучитывать гендерный поход и, за счёт этого, развить и повысить уровень качества обучения, учебной мотивации (1-2 класс);

- сделать анализ того, как влияет учёт гендерного аспекта на динамику качества обучения,  а так же уровня мотивации обучающихся (конец 2 класса).

Решение данных задач провожу  в несколько этапов:

СЛАЙД 9

Первый этап работы – диагностика  начального уровня учебной мотивации.

         Мною была проведена диагностика мотивации учащихся с использованием следующих методик:

  1. Методика «Расскажи о школе» Н.Г. Лускановой [1];
  2. Методика  М.Р. Гинзбурга «Методика изучения учебной мотивации» [2].

Уровни учебной  мотивации

Уровень учебной мотивации

Кол-во детей

чел.

%

Высокая

3

12,5%

Хорошая

5

20,8%

Внешняя

9

37,5%

Низкая

3

12,5%

Негативное отношение к школе

4

16,7%

Школа привлекает ребят лишь своими внешними сторонами: общением, новым социальным статусом, 4 человека имели негативное отношение к школе.

Затем  мною был проведен качественный анализ результатов диагностики с целью определения преобладающих мотивов для детей данного возраста. Результаты таковы:

Определение ведущих  мотивов учения

Тип мотива

Кол-во детей

чел.

%

Социальные мотивы

3

12,5%

Учебно-познавательные мотивы

2

        8,3%

Оценочный мотив

4

16,7%

Внешние мотивы

7

29,2%

Игровые

8

33,3%

Результаты диагностик показали необходимость в работе, направленной на повышение уровня учебной мотивации,  и формировании у детей учебно-познавательных мотивов.

Сделав анализ  результатов, проведенных мною  диагностик  я перешла ковторому этапу:

СЛАЙД 11 - 12

 подбору, анализу и внедрению в практику  методов и средств, которые позволяют осуществлять в работе гендерный подход.

Это упражнения, игры, различные внеклассные мероприятия, содержание которых было бы интересно как мальчикам, так  и девочкам.

Прекрасным побуждением  для учеников  на уроке являются  игровые моменты.

Работая над темой «Учебная мотивация,  как показатель качества обучения  обучающихся начальной школы», использовала игру «Корзина  достижений».  Весь класс  был разделен на группы по 4-5 человек. Группа сформировывалась так, что в каждой находились дети с разным уровнем способностей. Задача каждого  – набрать  за четверть как можно больше фишек. Фишки  помещались  в конце недели в корзину по результатам учёбы.

        Если все ребята получали за неделю только положительные отметки, то в корзине одна  фишка. Если не было оценок «удовлетворительно» –  то 2 фишки. При наличии неудовлетворительных отметок в группе фишки не появляются в корзине. В конце четверти подводились итоги, выявлялся победитель.

При такой работе я старалась создать условия, при которых дети, находящиеся в одной группе, старались оказывать посильную помощь обучающимся с низким уровнем способностей.

Для реализации    гендерного   подхода положительный результат показывает:

- проектная деятельность, обучающиеся  получают много новых знаний, дают соответствующую оценку своим силам;

- создание «Портфель обучающегося»,оформляя папку своих достижений мальчики и девочки проявляют различие в оформлении, в выборе цветовой гаммы, в пожеланиях, мечтах.

Высокая мотивация, которая формируется у моих обучающихся в процессе применения гендерного подхода, пробудила у них интерес к учебным предметам. Это позволяет ребятам повысить качество знаний по предметам и стимулирует у них желание заниматься предметами более углублённо.

СЛАЙД 13 -14

  С удовольствием они принимают участие в школьном, муниципальном этапе  Всероссийской олимпиаде школьников по общеобразовательным предметам, в играх-конкурсах: «Кенгуру», «Русский медвежонок», «Информзнайка», «Кит», «Золотое руно», «Муравейник», «Пегас», «Гелиантус». Мы принимаем участие в школьной научно- практической  конференции «Путь к успеху».

Результативность:

Всероссийская  дистанционная олимпиада по   математике  

  1. Романов  Максим – 2 место
  2. Игнатова  Дарья – 3 место
  3. Голованов  Роман – 3 место
  4. Большакова  Дарья – 3 место

Всероссийская  дистанционная олимпиада по   русскому  языку  и литературному  чтению  

  1. Лаптева Анастасия – 2 место
  2. Игнатова  Дарья – 2 место
  3. Железнов  Павел – 3 место
  4. Большакова  Дарья – 3 место
  5. Романов  Максим – 3место
  6. Лушникова  Вероника – 3 место

Всероссийский  дистанционный  конкурс « Китёнок»

1.Лаптева  Анастасия – 2 место

  1. Голованов  Роман – 2 место

Региональный  заочный  конкурс  детского творчества «Возраст делу не помеха»

     1.Лушникова Вероника – 3 место

Гендерный   подход  реализуется   как в урочной так и во внеурочной деятельности.

СЛАЙД 15 (фильм)

Третий этап работы

СЛАЙД 16

-  диагностика промежуточных результатов, по которым я сделала вывод - на лицо  рост учебной мотивации.

Динамика учебной  мотивации

Уровень учебной мотивации

Кол-во детей

чел.

%

1 кл

2кл

(начало)

2кл

(конец)

1кл

2кл

(начало)

2кл

(конец)

Высокая

3

5

9

12,5%

20,8%

37,5%

Хорошая

5

7

10

20,8%

29,2%

41,7%

Удовлетворительная

9

9

5

37,5%

37,5%

20,8%

Низкая

3

2

0

12,5%

8,3%

0%

Негативное отношение к обучению

4

1

0

16,7%

4,2%

0%

Четвёртый  этап

СЛАЙД 17

подведение  итогов работы.

Динамика качества знаний учащихся

1 класс

2 класс (нач.)

2 класс (кон.)

3 класс

(нач.)

Обучающиеся на «отлично»

0 – 0%

4-16,7%

6-25%

6-25%

Обучающиеся на «хорошо» и «отлично»

0 – 0%

10-41,7%

12-50%

13-54,2%

Обучающиеся на «удовлетворительно»

0 – 0%

10-41,7%

6-25%

5-20,8%

Анализируя результаты промежуточного контроля, следует отметить положительную динамику качества знаний детей и уровня учебной мотивации.

Могу сделать вывод, что ребята не испытывают страх и тревогу,   участвуя в играх-конкурсах и олимпиадах. Они сами просят, чтобы их включили в список участников конкурсов.

          Интерес к учебным предметам позволяет детям лучше усваивать учебный материал и получать удовольствие от процесса учёбы.  Дети с большим желанием откликаются на предложение подготовить доклады, а так же выступать с ними  перед  обучающимися.

Вы уважаемые коллеги, из  замысловатых деталек собрали пазл. Получились ли у вас  гендерные картинки? Посмотрите на эти фотографии: веселые, грустные, озорные лица. Но каждый ученик занимает свое собственное уникальное место в коллективе. Девочки украшают и облагораживают этот портрет, от них доброта, спокойствие, миролюбие, мягкость; от мальчиков-энергия, уверенность, мужественность, настойчивость. Но мальчики и девочки на  общем портрете составляют единое целое, которое называется  класс. И это единство нужно беречь.

СЛАЙД 18

Недаром педагоги  считают, что самое прекрасное зрелище в мире – это девочки и мальчики, уверенно идущие  по дороге жизни, после того, как мы показали  им  верный путь.

СЛАЙД 19


[1]Битянова М.Р., Азарова Т.В., Афанасьева Е.И.,  Васильева Н.Л. Работа психолога в начальной школе. М. «Совершенство», 2005 г.

[2]Гинзбург М.Р. Изучение учебной мотивации. М., 2003 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методический семинар на конкурсе "Учитель года - 2012" Балашовского района

…Вы знаете, мне по-прежнему верится,Что если останется жить Земля,Высшим достоинством человечестваСтанут когда-нибудь учителя.      С именем учителя связаны самые дорогие, самые радостн...

Методический семинар "Развитие творческих способностей учащихся"

Виды игровых заданий, способствующие творческому развитию учащихся на  разных уроках...

Тезисы выступления на методическом семинаре: Современный урок в системе 2100

Текст выступления на школьном методическом совете о проблемах современного урока....

Методический семинар "Психологическия комфорт на уроках"

Семинар содержит теоретический и практисеский материал по созданию психологического комфорта на уроках"...

ВЫСТУПЛЕНИЕ НА РАЙОННОМ МЕТОДИЧЕСКОМ СЕМИНАРЕ СЕКЦИИ УЧИТЕЛЕЙ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ НА ТЕМУ: «ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ РАБОТЫ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ (из опыта работы)»

АннотацияВ августе 2013 года прошел районный семинар для учителей начальных классов. На протяжении многих лет занимаюсь с учащимися начального звена исследовательской деятельностью. В теоретической ча...

Методический семинар из опыта работы.

Материал из опыта работы учителя начальных классов по методической теме "Личностно-ориентированный подход в обучении и воспитании младших школьников"...