Программа внеурочной деятельности по русскому языку "Юный грамотей"
методическая разработка на тему

Программа внеурочной деятельности по русскому языку "Юный грамотей"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_po_vneurochnoy_deyatelnosti_yunyy_gramotey.doc83 КБ

Предварительный просмотр:

  1. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

  1. «ЮНЫЙ ГРАМОТЕЙ»

(кружок по русскому языку)

Направление:  общеинтеллектуальное

Возраст учащихся: 7 – 8 лет

Срок реализации:  1 год

Выполнила: Шлыкова Анастасия.

СОДЕРЖАНИЕ

  1. Титульный лист
  2. Пояснительная записка

1)        Цели, задачи курса;

2) Актуальность;

3)        Принципы (ценностные ориентиры);

4) Результат;

  1. Учебно-тематический план
  2. Содержание курса, УУД

          5. Итоговый тест.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Программа курса внеурочной деятельности обще-интеллектуального направления «Юный грамотей» разработана в соответствии с ФГОС НОО.

Программа данного курса позволяет показать учащимся, как увлекателен, разнообразен, неисчерпаем мир слова, мир русской грамоты. Это имеет большое значение для формирования познавательных мотивов как основы учебной деятельности. В процессе изучения грамматики школьники могут увидеть «волшебство знакомых слов», понять, что обычные слова достойны изучения и внимания.

Актуальность программы заключается в том, что она способствует усвоению русского языка как важнейшего инструмента познавательной деятельности человека, средства познания окружающего мира и развития речевого мышления. Успехи в изучении русского языка во многом определяют качество подготовки ребенка по другим школьным предметам. В программу органично включены задания, способствующие формированию универсальных учебных действий, в том числе ИКТ-компетентности младших школьников. Планируемые результаты освоения данной программы ранжированы по годам обучения и дифференцированы по уровням (базовый и повышенный).

 Цель программы: формирование позитивного, эмоционально-ценностного отношения к русскому языку, воспитание чувства сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты, обогащение речи младших школьников.

Задачи программы:

1.. Воспитание любви к великому русскому языку как основе гражданской идентичности.

2. Расширение, углубление и пропедевтика  программного материала.

3..Развитие коммуникативных умений, способности к творческой деятельности.

4. Пробуждение потребности у учащихся к самостоятельной работе над познанием родного языка и над совершенствованием своей речи.

5.Формирование ИКТ-компетентности младших школьников.

Основной целью кружка является формирование духовно-нравственной социально-успешной личности, владеющей базовыми и ключевыми компетентностями, навыками самоорганизации и самообразования. В качестве механизма достижения цели используются:

- обеспечение условий реализации индивидуальных возможностей каждого ученика в различных видах социально-значимой деятельности.

- целенаправленное создание ситуации успеха для каждого ученика, реализацию интеллектуального и творческого потенциала учащихся на основе личностно-ориентированного подхода.

 

Через реализацию  программы  «Юный грамотей» осуществляется единство урочной и внеурочной деятельности. Строгие рамки урока и насыщенность программы не всегда позволяют ответить на вопросы детей, показать им богатство русского языка, раскрыть многие его «тайны». Во внеурочной деятельности осуществляется дальнейшее образование, углубление и расширение знаний, которые на уроке определены далеко не всегда в полной мере. Реализация данной программы способствует успешности обучения младших школьников курсам «Русский  язык» и «Литературное чтение».

Программа реализуется в форме кружка, включена в план внеурочной деятельности. Программа рассчитана на 4 года. Курс изучения  программы  рассчитан на  учащихся 1–4-х классов. В первом классе 66 часов (2 часа в неделю).

Для успешного проведения занятий используются СОТ: работа в паре, группе, дифференцированный подход, ИКТ-технологии. Занятия проводятся как аудиторно (50%), так и внеаудиторно: в библиотеке, компьютерном классе, в актовом зале, на экскурсии и т.д. Дидактический материал в большинстве своем дается в стихотворной форме, что способствует его более легкому усвоению и запоминанию.

Планируемые результаты освоения обучающимися программы внеурочной деятельности «Юный грамотей»

Планируемые результаты освоения программы ранжированы по годам обучения.

Личностные результаты:

у обучающегося будут сформированы:

  • осознание роли языка и речи в жизни людей;
  • эмоциональная отзывчивость к окружающему миру;

обучающийся получит возможность для формирования:

  • стремления к самоизменению  - приобретению новых знаний и умений;
  • личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах

Метапредметные  результаты 

Регулятивные УУД:

Обучающийся научится:

  • определять и формулировать цель деятельности  с помощью учителя;
  • принимать и сохранять учебную задачу;  
  • высказывать своё предположение (версию) на основе работы с материалом;
  • работать по предложенному учителем плану

Обучающийся получит возможность научиться:

  • учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения учебных и коммуникативных задач;
  • осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;
  • оценивать правильность выполнения действия.

Познавательные УУД:

Обучающийся научится:

  • осуществлять поиск и выделение необходимой информации;
  • осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме;
  • использовать знаково-символические средства для решения познавательных задач;
  • устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;
  • проводить сравнение, сериацию и классификацию по заданным критериям.

Обучающийся получит возможность научиться:

  • осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;
  • записывать, фиксировать информацию с помощью инструментов ИКТ

Коммуникативные УУД:

Обучающийся научится:

  • оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста);
  • слушать и понимать речь других;
  • работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя).
  • Задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества.

Обучающийся получит возможность научиться:

  • учитывать и координировать в сотрудничестве позиции других людей;
  • адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности.

ИКТ-компетентность как метапредметный результат

Обучающийся получит возможность научиться:

  • различным способам передачи информации;
  • квалифицированному клавиатурному письму.

Предметные результаты

Обучающийся научится:

  • группировать звуки по заданному основанию;
  • группировать слова по заданному принципу;
  • анализировать заданную схему состава слова и подбирать к ней слова;
  • подбирать максимальное количество слов с опорой на словарь;
  • оценивать уместность употребления слов в тексте;
  • определять наличие изученных орфограмм в словах;
  • объяснять написание слов, соотносить звучание и написание слова;
  • анализировать уместность использования средств устного общения в разных речевых ситуациях;
  • использовать в повседневной жизни нормы речевого этикета.

Обучающийся получит возможность научиться:

  • использовать в практической деятельности слова с противоположным и близким значением, изобразительные, выразительные средства языка;
  • работать с различными видами словарей.

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

Наименование разделов и тем

Количество часов

Всего

Из них

Теоретических

Практических

I.

К несметным сокровищам страны слов – 8 часов

Подраздел. Первые встречи.

4

2

2

1.

Хорошо ли ты знаешь русский язык? В мире неведомых звуков.

2

1

1

2.

Волшебный мир слов. Твой словарный запас.

2

1

1

Подраздел. Добрые слова.

4

2

2

1.

Тайны волшебных слов. Как выбрать друзей?

2

1

1

2.

Чудесные превращения. Мой друг-словарь.

2

1

1

II.

Открываем тайны –7 часов

Подраздел. Строительный материал языка.

4

2

2

1.

Зачем нужны звуки языка? Удивительные звуки.

2

1

1

2.

Тайны рисуночного письма. Родственники алфавита.

2

1

1

Подраздел. Страна созвучных слов.

3

1

2

1.

Тематические группы слов. Значения слов.

2

1

1

2.

Изобразительные средства языка. «Сидит дед, в сто шуб одет...»

1

1

III.

Чудесные превращения слов –11 часа

Подраздел. Чудеса в стране слов

3

1

2

1.

Слово одно, а значений несколько. Слова-тезки (омонимы). Слова-противники.

2

1

1

2.

Конкурс знатоков.

1

1

Подраздел. Одно и то же, но по-разному.

4

2

2

1.

Слова-друзья. Одно и то же, но по-разному.

2

1

1

2.

Слова-друзья в пословицах, текстах. Конкурс «Подбери друга».

2

1

1

Подраздел. Юный грамотей.

4

2

2

1.

Трудные слова. Мой друг-орфографический словарь.

2

1

1

2.

«Копилка» трудных слов. Умеешь ли ты грамотно писать?

2

1

1

IV.

Путешествие во времени –7 часов

Подраздел. Экскурсия в прошлое.

4

2

2

1.

Старинные слова. Археологические раскопки.

2

1

1

2.

На новый лад. Мой новый друг – словарь архаизмов.

2

1

1

Подраздел. В ногу со временем.

3

1

2

1.

Новорожденные слова. Происхождения. Слова-иностранцы. Новый друг-словарь неологизмов.

2

1

1

2.

Для чего надо изучать русский язык (итоговое занятие).

1

1

Всего:

33

15

18

Система контролирующих материалов

1 класс

Итоговый тест. «Цветик-семицветик»

Инструкция: Выбери цвет правильного ответа и закрась лепесток с номером вопроса.

  1. Выбери строку, где все слова расположены в алфавитном порядке:
  2. А) царевич
  3.         Б) терем
  4.         В) деревья

 3. Выбери строку, в которой все слова являются близкими по значению.

А) дремучий, непроходимый, сказочный

Б) прекрасная, удивительная, мудрая

В) большой, огромный, гигантский

4. Какое из данных слов является устаревшим?

А) колодец

Б) компьютер

В) лапти

5. В каком предложении встречается олицетворение?

А) Царевна сидит у окна.

Б) Ветер заигрался в верхушках деревьев.

В) Серый волк вышел на опушку леса.

7.Что является загадкой?

А) Сказка ложь, да в ней намёк, добрым молодцам урок.

Б) Сто одежек и все без застежек.

В) Из под топота копыт пыль по полю летит


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа внеурочной деятельности по русскому языку ГРАМОТЕЙКА. 1 класс.

Цель: развитие восприятия младших школьников и изучение алфавита....

Программа внеурочной деятельности .Занимательный русский язык.1-4 класс

Программа внеурочной деятельности предназначена для работы в 1-4 классах, с целью развития интереса к русскому языку....

Программа внеурочной деятельности "Занимательный русский язык"

Программа внеурочной деятельности "Занимательный русский язык" для 1-4 классов. Все занятия проводятся в игровой форме, с динамическими моментами....

Рабочая программа внеурочной деятельности по русскому языку "Занимательная грамматика"

Рабочая программа внеурочной деятельности по русскому языку "Занимательная грамматика" предназначена для 1-4 классов. Программа данного курса позволяет показать учащимся, как увлекателе...

Рабочая программа внеурочной деятельности по русскому языку «Русский язык с увлечением» 2 -4 класс

Развитие пытливости, любознательности каждого ученика, воспитание любви к знаниям, интереса к познавательной деятельности является важной и необходимой целью, стоящей перед учителем. Решение этой цели...

Педагогический проект. Программа внеурочной деятельности по русскому языку "Сложные вопросы русского языка". 3 класс

Программа рассчитана на учеников 3 класса, желающих изучать более сложные вопросы по русскому языку, которые не входят в программу школьного курса. Она помогает подготовить учащихся к олимпиадам по ру...

Рабочая программа внеурочной деятельности для младших школьников «Грамотеи» для 3 класса

Программа составлена с учетом требований ФГОС второго поколения и соответствует возрастным особенностям младшего школьника. С этой целью в программе предусмотрено увеличение активных форм работы...