Конспект внеурочного занятия " В открытом космосе".
план-конспект занятия (1, 2, 3, 4 класс) на тему

Захарова Елена Николаевна

Внеурочное занятие посвящено первому выходу в открытый космос А. А. Леонова.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon v_otkrytom_kosmose_zaharova.doc116.5 КБ

Предварительный просмотр:

МОУ « СОШ № 10» город Ухта  Республика Коми

Учитель начальных классов Захарова Елена Николаевна

Внеурочное мероприятие в 1 классе, посвященное 50- летию первого выхода

в открытый космос А. А. Леонова.

Тема: «В открытом космосе».

Цель:

1. Познакомить учащихся с историей освоения космоса. Расширить знания учащихся о космосе, космонавтах, о 50- летии первого выхода в космос А.А. Леоновым, о роли роботов и спутников в космонавтике.

2. Развивать кругозор учащихся, познавательную деятельность учащихся, содействовать развитию у детей умения общаться; создать условия для развития у учащихся умения структурировать информацию; помочь учащимся осознать ценность совместной деятельности.

3. Воспитывать чувство патриотизма и гордости за отечественную науку о космосе и вклад соотечественников в развитие космонавтики, прививать интерес к истории космонавтики, профессии космонавт, людям,  прославившим свою страну, формировать у учащихся сознания причастности к судьбе Отечества, его прошлому, настоящему, будущему.

Оформление:

1. Выставка книг о космонавтах и космосе, словари, энциклопедии.

2. Стенд «Я – космонавт»

Оборудование:

Компьютер с колонками, проектор;
интерактивная доска, ноутбуки, роутер, раздаточный материал.

1 этап

Мотивация

- Добрый день. Я рада, что мы снова собрались вместе, и не на урок, а на классный час, где ждёт нас очередной, необычный разговор на тему……(интрига)

Посмотрите видео. Обратите внимание на то, что происходит, на экране.

Что происходило? Где это происходило? Кто этот  человек? Чем он занимался?

На видео Леонов выходит в открытый космос…

Человек был в космосе.

2 этап

Постановка проблемы.

С какой проблемой мы столкнулись во время классного часа про учёных?

Слайд 1. Математика и История

Кто эти учёные?

Как вышли из ситуации?Предлагаю вам продолжить нашу работу с научными словами .( все вместе)

Слайд 2. АСТРОНОМИЯ  - наука о строении и развитии космических тел, образуемых ими систем, их происхождении, законах движения, о Вселенной в целом. Я учёный-…..(астроном)

Слайд3. Космона́втика — раздел науки астрономии о навигации за пределами атмосферы Земли для исследования космического пространства при помощи автоматических и пилотируемых космических аппаратов. Я – (космонавт)

О каком космонавте мы уже говорили?

Что вы о нём знаете?

Вспомните, кто был на видео? ИНТРИГА

Может это был Гагарин?

Почему нет?

Уточните о ком и о чём мы будем сегодня вести разговор?

Где находился космонавт на видео? Уточните тему классного часа.

Слайд4    Тема классного часа – «В открытом космосе» .

На доске:

Я верю, друзья, караваны ракет

Помчатся вперёд от звезды до звезды.

На пыльных тропинках далёких планет

Останутся наши следы. (Владимир Трошин)

Как вы понимаете эти слова?

Кто их мог произнести?

А кто первый побывал в космосе?

А в открытом космосе?

Не смогли назвать учёных, занимающихся математикой и историей.

Математик и историк.

Помогли одноклассники, прочитав информацию про науки.

О Гагарине, первый человек-космонавт мира

Космонавт

Да-нет

Гагарин только облетел Землю за 108 минут и вернулся обратно.

О космосе

об открытом космосе

о космонавте в открытом космосе

Мечта- побывают все в космосе

Космонавт, побывавший в космосе

Гагарин

??????

3 этап

Выявление причины и места затруднения.

- Почему трудно ответить на мой вопрос? Чего вам не хватает? (не знаем, кто и зачем выходил в открытый космос, не хватает знаний) Где можем узнать? (В энциклопедии, в Интернете, в словаре, у родных)

Целеполагание:   Какую цель вы поставите перед собой?

Слайд 5. --Узнать ,кто вышел в открытый космос первым и зачем?

4 этап

Построение проекта выхода из затруднения.

Как можно назвать людей , сделавших что-то самыми первыми?

Варианты ответов: первооткрыватели, первопроходцы

Предлагаю вам прочитать статью из толкового  словаря и определить, кто такой первопроходец?

Слайд 6.

Большой толковый словарь русского языка.  С. А. Кузнецов.

Первопроходец —человек, который в процессе исследования, поиска первым прокладывает пути в освоении чего- либо нового.

-  Найдите главные слова.

5 этап

Реализация проекта выхода из затруднения.

Слайд 6  .

Главные слова-……….

А  Гагарин был первопроходцем?

Где он был первопроходцем?

На видео тоже был первопроходец.

А в чём его отличие от Гагарина?

Слайд7. (фото Леонова в космосе ????)А кто-то из вас знает первопроходца , который первый вышел в открытый космос?

Так какие же  вопросы у вас возникли после просмотра видео? (вопросы появляются на обычной доске - они напечатаны на листах, на самой доске написана тема и цель)

да

В космонавтике

Он первый вышел в открытый космос

???????Кто это? Когда он вышел в открытый космос? С какой целью он это сделал?Как дышал в космосе? Как вернулся на корабль? Опасно ли выходить в космос? Чем питался в космосе?

Где можно найти ответы на ваши вопросы?( В энциклопедии, в Интернете, в словаре, у родных.)

Как лучше работать, чтобы получить ответы на интересующие вопросы?

(-В группах.)

Закройте глаза, вспомните правила работы в группе. Посмотрите ещё раз на слайд.

Слайд 8  Правила работы в группе:

Называем собеседника по имени,
говорим по очереди, не перебивая друг друга,
внимательно слушаем,
если непонятно, переспросите партнера,
четко высказываем свое мнение,
соблюдаем порядок на парте,
уважаем мнение собеседника,

принимаем решение вместе.

Предлагаю вам найти ответы на свои вопросы ,посмотрев  презентацию в ноутбуке или выйдите в Интернет по ссылке. ( ссылка в интернете http://nsportal.ru/node/1629194  ,  веб-квест)

 Работают в группах. Заполните пропуски в своих текстах. Наш девиз:

«Вместе не трудно, вместе не тесно, вместе легко и всегда интересно!»

Слайд 9

.Кто этот человек?

Алексей Архипович Леонов родился в Кемеровской области 30 мая 1934 года . После окончания  школы он  поступил в  военное авиационное училище летчиков. В 1960 году Алексей Леонов был принят в отряд космонавтов и прошел подготовку к полетам на кораблях «Восток» и «Восход».

Слайд  10.Когда вышел в открытый космос?

Какую дату будут отмечать 18 марта 2015 года? ( 50- лет со дня первого выхода в открытый космос)

Свой первый космический полет Алексей Леонов совершил в экипаже с Павлом  Беляевым на космическом корабле «Восход-2». Первый выход в космос был совершён  18 марта 1965 года с борта космического корабля с использованием гибкой шлюзовой камеры. Время пребывания в открытом космосе 12 минут 9 секунд.  Пять раз космонавт улетал от корабля и возвращался.

Слайд 11. Цель выхода в открытый космос?

Целью данного  выхода человека в открытый космос являлось  проведение  медицинских и биологических исследований,  наблюдение за земной атмосферой. Космический летательный аппарат «Восход», на котором Леонову предстояло отправиться в космос, первый в мире корабль- спутник, являющийся многоместным летательным космическим аппаратом. Ему необходимо было ответить на вопрос — может ли человек находиться в условиях открытого космоса?.. И не просто находиться, а работать!..

Слайд 12.Как дышал в космосе?

Скафандр «Беркут», использованный для первого выхода, был с вентиляцией и кислородом, рассчитан на 30 минут пребывания  в открытом космосе. Все это время в скафандре поддерживалась «комнатная» температура, а его наружная поверхность разогревалась на солнце до +60° и охлаждалась в тени до–100°С.

Слайд 13. Как вернулся обратно на корабль?

Когда Алексей Леонов вышел в открытый космос, скафандр раздулся из-за избыточного давления. «Руки у меня выскочили из перчаток, а ноги из ботинок», — рассказывал потом Леонов. Это значит, что он казался внутри скафандра, надутого, как воздушный шарик, во «взвешенном» состоянии! И в таком положении ему надо было двигаться и работать! Алексей  рискнул уменьшить давление в скафандре. Когда скафандр сдулся и снова стал нужного размера, сразу стало легче, можно было двигаться и работать с фотоаппаратом и кинокамерой, что он и сделал, сообщая обо всём своему командиру и на Землю.

Слайд 14 .   Опасно ли

в открытом космосе?

Выходы в открытый космос опасны по множеству причин. Первая — возможность столкновения с космическим мусором. Вторая  причина то, что окружающая обстановка в космическом пространстве чрезвычайно сложна, возникают непредвиденные ситуации. Третью опасность несёт возможность удаления от космического корабля, грозящая гибелью из-за нехватки дыхательной смеси. Четвёртая опасность- возможные повреждения или проколы скафандров, разгерметизация которых грозит гибелью, если космонавты не успеют вовремя вернуться в корабль .Разработчики космической техники стараются снизить необходимость внекорабельной деятельности, поэтому разрабатывают специальных телеуправляемых роботов.

Слайды 9-14

Ученик из  группы зачитывает ответ на вопрос, работает у интерактивной доски.

Какую цель  ставили перед собой? –Узнать……..

Выполнили поставленные задачи?—да, частично

Слайд 15.

Что помогает космонавтам на космической станции?

Какую функцию выполняют роботы в космосе?

Варианты ответов-роботы,….

Космороботы – это роботы, приспособленные работать в космическом пространстве, они могут работать в крайне неблагоприятных условиях  и обходиться без каких-либо ресурсов , так как работают на солнечных батареях. Гораздо легче будет пережить потерю такого робота, чем гибель космонавта. Задача косморобота заключается в проведении какой-нибудь научной работы (например, собрать образцы грунта, просканировать их и отправить собранные данные учёным на Землю).

Для того, чтобы соответствовать всем этим требованиям, учёные создают все новые и новые устройства, механизмы, приводы, микроконтроллеры, обладающие высокой прочностью и использующим как можно меньше энергии. Обычно они комплектуются научно-исследовательским оборудованием, камерой, передатчиком (для связи с Землей) и солнечными батареями, для долгой и автономной работы.

Кто создаёт роботов?    -конструкторы, приборостроители, инженеры…….

Какого бы робота вы создали для космонавтики?      --…………………

Слайд 15.Трудный путь.

Космонавты проводят эксперименты, ставят опыты, совершают открытия,…..Легко ли стать космонавтом? (трудно)

Что нужно делать, чтобы стать космонавтом? (много учиться и читать, быть любознательным, задавать вопросы, искать на них ответы, добиваться цели, не бросать начатое дело, заниматься спортом, вести здоровый образ жизни)

Слайд 16.

Как вы думаете, а в нашем городе есть космонавты? (предположения детей)   -Космонавтов нет

А где же мы можем встретиться или пообщаться с космонавтом?

В интернете, в прямой связи через скайп,, с помощью электронной почты, на сайте Роскосмос.

Слайд 17.

Что поможет нам это осуществить?- спутниковая связь

Почему её так называют?- спутник связи летает на орбите вокруг Земли, улавливает сигналы и передаёт их опять на Землю.

Вот и наше следующее занятие по легоконструированию будет посвящено спутникам. Подумайте о них.

Слайд 18.

Космонавтов очень-очень много.

Нам не перечислить их всех сегодня.

Вы познакомились только с первым космонавтом

А. Леоновым, вышедшим в открытый космос.

Он- ПЕРВОПРОХОДЕЦ, совершивший подвиг в открытом космосе.  И за этот подвиг получил ЗВЕЗДУ Героя советского союза.

Какой бы вопрос вы ему задали?  -----ответы детей

Слайд 19.

- Вы хотели бы лично познакомиться и встретиться с Алексеем Леоновым? А как вы думаете, сколько лет сейчас А. Леонову? (80 лет)Он уже пожилой человек, не выезжает на встречи далеко от дома. Но есть записи его встреч с другими людьми. Посмотрите видео.

Варианты ответов

Да

Много  ????

Встреча с космонавтом (видео)

Кто ещё Леонов? Кому захотелось в космос? Какие вопросы вы бы задали Леонову?

Фотограф, исследователь, художник.

Слайд 20. Итог.                                              Рефлексия

6 этап

Назовите тему классного часа. С какой проблемой вы столкнулись  в начале?

Какую цель поставили перед собой?

В открытом космосе. Не знали, кто первым вышел в космос и зачем….Узнать, кто первым  ….

- Как вы решали эту проблему?

- Какой вывод вы можете сделать?

- Интересно ли вам было сегодня?

Ребята, у нас сегодня получился очень познавательный разговор о событии, которым гордится весь наш российский народ. Мечта о космосе стала реальностью. И не за горами тот день, когда человек высадится на Марсе и полетит в другие неизведанные галактики. И ещё.Как сказал Леонов: «Облетев Землю в корабле-спутнике, я увидел, как прекрасна наша планета. Люди будем хранить и приумножать эту красоту, а не разрушать её».

Словари, интернет…

Узнали, что первым в космос вышел  А. Леонов

На какие вопросы мы не нашли ответы?  Мнения детей. Что можете сделать? Найдите ответы на остальные вопросы, подготовьте небольшое сообщение .

Слайд 21Самоценка.

Выберите знак, который соответствует вашему настроению, и покажите  его всем. Спасибо.

Используемые ресурсы:

толковые словари, детские энциклопедии

https://ru.wikipedia.org 

http://www.komisc.ru/ 

http://go.mail.ru/search?frc=profisearch10&q=%D1%80%D0%BE%D1%81%D0%BA%D0%BE%D1%81%D0%BC%D0%BE%D1%81%20%D0%B2%D0%B8%D0%B4%D0%B5%D0%BE  –Роскосмос видео

http://krasview.ru/video/298201-Federalnoe_kosmicheskoe_agentstvo_Roskosmos- Роскосмос

http://www.mcc.rsa.ru/- Центр управления полётами

Краткая характеристика используемого оборудования.

Интерактивная доска SMART Board - это сенсорный экран, работающий как часть системы, в которую входит компьютер и проектор. Технология работы доски, основанная на принципе резистивной матрицы, является самой распространенной в мире и самой безопасной для здоровья.Такие доски просты в использовании, надежны, вандалоустойчивы и не содержат каких-либо специальных приспособлений, которые могут потеряться или сломаться. Интерактивная доска является удобным инструментом, как в организации учебного процесса, так и для проведения презентаций.Доска позволяет контролировать все приложения одним прикосновением, писать и рисовать на ней электронными чернилами и сохранять все сделанные записи. Особенность интерактивной доски SMART – тактильное управление, которое помогает реализовывать различные стили обучения, в том числе и работу с детьми с ограниченными возможностями. Доска реагирует на прикосновение пальца (или любого другого предмета) как нажатие компьютерной мыши.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект внеурочного занятия для 4 класса. Внеурочная деятельность «Я - буду учёным!» Занятие в форме телепередачи «Контрольная закупка».

На данном занятии рассмотриваем  состав стиральных порошков , исследуем свойство растворимости различных сортов стиральных порошков, выбираем  лучший стиральный порошок из наиболее популярны...

Конспект внеурочного занятия по математике «Расчётно-конструкторского бюро» в 3 классе Тема внеурочного занятия «Где хранится пресная вода?» ( УМК «Перспективная начальная школа»)

Конспект данного внеурочного занятия предназначен для учителей начальных классов, работающих по системе "Перспективная начальная школа" в 3 классе. Данное занятие проводится по математике, напра...

Конспект интегрированного занятия по теме "Космос"

Интегрированное занятие для детей старшего дошкольного возраста в рамках образовательных  областей: « Познавательное развитие», « Социально-коммуникативное развитие», «Речевое развитие»...

Конспект внеклассного занятия "Неизведанный мир Космоса"

Внеклассное мероприятие в занимательной формеБ приуроченное ко Дню Космонавтики....

Внеурочное занятие на тему: ЗОЖ, 2 класс Конспект внеурочного занятия

Внеурочное занятия на тему: ЗОЖ, 2 классКонспект внеурочного занятия Тема: «Здоровое питание» Занятие «Фруктовый шашлычок»Цель:-Формировать у детей заботы о своем здоровье...

Технологическая карта внеурочного занятия по теме: «Космос»

С введением нового Закона РФ «Об образовании», Федеральных Государственных Образовательных Стандартов, с определением новых целей образования, предусматривающих достижение не только предме...

Конспект внеурочного занятия "Необычная жизнь в космосе" (3 класс)

Цель: формирование представлений о структуре смыслового чтения посредством работы с текстом «Как едят в космосе?». Планируемые результаты: Предметные результаты:научатся осмыслен...