Сказкатерапия «Цветок по имени Незабудка»
план-конспект занятия (4 класс) на тему

Тумабаева Татьяна Викторовна

Сказкатерапия "Цветок по имени Незабудка"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon novyy_tsvetok_po_imeni_nezabudka2.doc856.5 КБ

Предварительный просмотр:

Краевое государственное казённое образовательное учреждение для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья

«Алтайская общеобразовательная школа №1»

«Цветок по имени Незабудка»

Технология: сказкотерапия.

Направленность: Низкая самооценка. Чувство     неполноценности. Ощущение себя «белой вороной». Зажатость, скованность.

Возрастная категория: для младшего школьного возраста,

  7-12 лет.

Подготовили и провели:

учитель начальных классов

Елена Александровна Иванченко,

воспитатель

Татьяна Викторовна Тумабаева

2016 г.

От авторов разработки:

Для нас важно понимать и принимать каждого ребенка, образно говоря, «подобрать свой ключик» к каждому. Использование сказки  становится опорой в этом процессе взаимоподдержки и понимания.

В чем сила сказки? Мы чувствуем воздействие метафоры  и глубинный смысл сказочной истории; сказка становится  источником жизненного опыта, традиций. Сохраняя ореол тайны и волшебства, она дает нам психологическую защищенность – ведь, как правило, героев ожидает счастливый итог!

Различные приемы сказкотерапии позволяют ребенку прожить многие ситуации, с аналогами которых он столкнется во взрослой жизни.

В нашем классе 6 девочек, и мы выбрали «девочкину» сказку «Цветок по имени Незабудка», где персонажами являются цветы. Содержание сказки подсказывало: наилучший прием для ее восприятия – это игра – драматизация, гибко позволяющая педагогу влиять на взаимоотношения и самосознание девочек.

Игра-драматизация позволяет ребенку психологически сблизиться с героем сказки, пережить его победы и поражения, счастье и беду. Одно это уже раздвигает границы жизненного опыта школьника, обогащает его. Все хорошее, что пережили ребята во время чтения сказки и ее драматизации, они могут реализовать в игре, проявить свою активность, преданность, отзывчивость. Эти качества находят отклик у детей, исполняющих и положительные, и отрицательные роли.

В процессе «проживания» сказки есть этап «последействия», когда педагог оставляет у детей ощущение полной самостоятельности в принятии решений и в совершении поступков. Ученики творчески изменяют события, восстанавливают справедливость, находят бескомпромиссные варианты в затруднительных ситуациях, - повзрослев  - «на одну сказку»!

    Для проведения мероприятия мы рекомендуем:

1.Проанализировать методический материал:

- Брун Б., Педерсен Э., Рунберг М. Сказки для души. Использование сказок в психотерапии. М.: «Информационный центр психологической культуры», 2000.

- Гнездилов А. В. Авторская сказкотерапия. Дым старинного камина (сказки доктора Балу). СПб.: «Речь», 2002. – 292 с.

- Зинкевич-Евстигнеева Т. Д. Практикум по сказкотерапии.

СПб.: «Речь», 2002.

- Защиринская О. В. Сказка в гостях у психологии. Психологические техники: сказкотерапия. СПб.: «Издательство ДНК», 2001. – 152 с.

2.Подготовить:

- презентацию и музыкальное сопровождение сказки;

- декорации и костюмы для персонажей;

- речевой материал и вопросы для обсуждения, закрепления содержания;

- наглядность (иллюстрации, таблички) для игр с гостями мероприятия.

Совет от авторов разработки: Декорации и костюмы должны быть очень просты и выразительны. Лучше, если воспитатель будет готовить костюмы и декорации вместе с детьми.

После того как костюмы и декорации готовы, подбираются исполнители, причем воспитатель разъясняет детям, что они смогут сыграть эту сказку несколько раз и поэтому в ней будет участвовать несколько человек.

3. Организовать знакомство детей со сказкой:  начать с выразительного чтения её взрослым, заинтересовать выбором персонажа и выучить «роль» для драматизации, поиграть в сказку.

4. На этапе «последействия» сказку можно нарисовать.

Цель: посредством сказки создать условия для получения позитивного ощущения индивидуальной значимости каждого ребенка, обеспечить психологический комфорт и освобождение от чувства одиночества, закрепить мотивы сплочения с детским коллективом «Мы вместе»

 

Задачи:

образовательные:

- учить понимать эмоционально – образное содержание сказки через её анализ;

- учить понимать чувства другого и свои переживания;

- учить детей видеть «хорошее» в каждом.

коррекционно-развивающие:

- формировать навыки правильного звукопроизношения;

- обогащать и актуализировать словарный запас, развивать связную речь;

- развивать способность эмоционально воспринимать окружающий мир и сопереживать;

- развивать творческие способности через драматизацию   сказки.

воспитательные:

- побуждать детей к речевому контакту, к общению со сверстниками;

- формировать опыт сопереживания, успешного взаимодействия с окружающими.  

Ход мероприятия:         

               Совет от авторов: Заранее украсьте зал, разместите пуфики, поставьте магнитную доску так, чтобы она не мешала действию на сцене.  

                   

Ведущий: Недалеко от большого города был лес, а в лесу - поляна, на которой росли разные лесные цветы. В хорошую погоду, когда солнце ласково пригревало, на поляну прилетали бабочки, а в траве запевали свои звонкие песни кузнечики.

            Цветы на этой поляне были самые разные и, что самое волшебное, они умели разговаривать. Каждый цветок рассказывал другому лесные новости или играл с другим цветком в мячик из капелек росы. Им было весело и интересно жить на этой лесной поляне.

И вот однажды утром на поляне появился новый цветок — на тоненьком стебельке, с маленькими листиками и очень маленьким нераскрывшимся зеленым бутоном.

 Совет от авторов:  Создайте особое звучание вашей сказки. Вам могут пригодиться колокольчики (песенка цветов), шуршалки и трещотки для изображения шума дождя и грома. Все это дополнят яркие музыкальные фрагменты, передающие настроение печали, одиночества в начале инсценировки и радости, веселья и торжества бала в завершении  сказки!

   

Мак: - Ты похож на обыкновенную траву! Ведь ты такой же зелёный!

           Ведущий:  -  сказали большие красные цветы Мака.

           Незабудка: - Нет, я цветок Незабудка.

Ромашка: - Да какой же ты цветок, если твой бутон не раскрылся! Вот мы, Ромашки, на этой поляне уже давно, а цветка по имени Незабудка не знаем!

 Ведущий: - сказали Ромашки, покачиваясь на тонких   ножках.

Колокольчик:- Таких цветов не бывает! Нас много живёт на этой поляне! Мы не знаем цветка по имени Незабудка!

Ведущий: И все цветы на поляне сказали:- Нет  такого цветка! Ты не наш! Мы не будем с тобой дружить!

   Маленькая тоненькая зеленая Незабудка посмотрела на себя.

                                 

Незабудка: - Да. Я вся зеленая и бутон мой не раскрылся. Говорить со мной никто не хочет и играть тоже…..

Ведущий: От этой мысли она почувствовала себя такой одинокой и всеми покинутой! Ей сделалось так грустно, что она стала увядать: и без того тоненький стебелек стал еще тоньше, листочки опустились, нераспустившийся бутон наклонился к земле.... Незабудка уже совсем завяла, как вдруг пошел дождик,  который напоил Незабудку спасительной влагой. Незабудка ожила и снова услышала голос Ромашки:  

Ромашка:- Смотрите, какой у меня большой цветок с жёлтой серединкой и белыми лепестками! Я похожа на солнце!

Колокольчик:- А мы, самые звонкие на всей поляне! Знаем много песен и лесных историй!

       

Ведущий:— зазвенели колокольчики.  А маленькой тонкой Незабудке опять нечего было сказать, да ее и никто и не слушал, ведь она и не похожа на цветок.

             

  Незабудка:- Надо собрать все свои силы , чтобы мой бутон распустился и они увидели, что я тоже цветок.

Ведущий: — подумала Незабудка.

Ведущий: Вдруг на поляну пришли какие-то люди, и Незабудка испугалась, что на нее наступят, что уже никто её не увидит, ведь она такая же зелёная как трава. Но, к счастью, этого не случилось.

И на следующий день у Незабудки из бутона появился цветок! — очень красивый, голубой с белым отливом, по форме своей не похожий ни на один цветок на поляне.

                 

Колокольчик: - Смотрите, смотрите, какой  красивый цветок у нас на поляне!       

Ведущий:   — зазвенели Колокольчики.

Маки: - Какой он изящный и как прекрасны его лепестки!

                         

Ведущий: На радостные голоса цветов прилетели птицы, которые стали щебетать:

 Птицы: - Летая по всему лесу, я нигде не встречала такого прекрасного и необычного цветка!

 Ведущий:  - Цветы устроили бал в честь Незабудки!      

Вопросы для обсуждения

Совет от авторов:  во время обсуждения сказки на экран выводятся слайды, с текстом, помогающие вспомнить содержание.

 Совет от авторов:    из предложенных фраз дети должны выбрать нужный, правильный ответ.

          

           Ведущий: Что она при этом чувствовала? 

Ведущий: Ребята, назовите  чувства  которые испытывала Незабудка в начале сказки.

   Совет от авторов: Из рассыпных табличек дети выбирают название чувств.

 Совет от авторов: Из предложенных фраз дети должны выбрать правильный ответ.

 

                                   

Ведущий: А теперь  назовите чувства, которые испытывала Незабудка в конце сказки.

Совет от авторов: Из рассыпных табличек дети выбирают название чувств.

Ведущий: С тобой когда-нибудь случалась похожая история?

«На самом деле Незабудка всегда была красивой, просто сначала этого никто не видел». Согласен ли ты с этим?

Ведущий:  В каждом человеке есть своя красота! Просто надо внимательно посмотреть и принять человека таким какой он есть! 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Незабудки"

В основу программы кружка заложена работа по развитию творческих способностей учащихся, воспитанию любознательного, активно и заинтересованно познающего мир младшего школьника. Программа развивает ...

Сказкатерапия

Сказкотерапия - пожалуй, самый детский метод психологии, и, конечно, один из самых древних. Ведь ещё наши предки, занимаясь воспитанием детей, не спешили наказать провинившегося ребенка, а расска...

Сказкотерапия "Цветок по имени Незабудка"

Сказкотерапия "Цветок по имени Незабудка"...

Конспект занятия по бисероплетению «незабудки»

Форма занятия: урок-путешествие.Тема: «незабудки»Цель: Привитие любви и бережного отношения к природе родного края через декоративно-прикладное творчество – бисероплет...

Открытый урок по нетрадиционному рисованию для 4класса. «Незабудки»

Открытый урок по нетрадиционному рисованию для 4класса. «Незабудки» В папку входит: сценарий урока, презентация, анализ урока, раздаточный материал, аудиоаписи....

План работы ЛДП «Незабудка» МОУ Истринская СОШ №3

План работы ЛДП «Незабудка»МОУ Истринская СОШ №3...

презентация МК брошь "НЕЗАБУДКА"

Презентация Мастер-класс брошь "Незабудка"...