Сквозь дым веков
классный час (4 класс) на тему

Соломина Ираида Ивановна

Сценарий внеклассного мероприятия, посвященный Дню славянской письменности и культуры.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon skvoz_dym_vekov.doc267 КБ

Предварительный просмотр:

СКВОЗЬ ДЫМ ВЕКОВ

«Откуда пошла есть книга русская…»

СЦЕНАРИЙ ОТКРЫТОГО МЕРОПРИЯТИЯ,

ПОСВЯЩЕННОГО

ДНЮ СЛАВЯНСКОЙ ПИСЬМЕННОСТИ

И КУЛЬТУРЫ

В СЦЕНАРИИ ИСПОЛЬЗОВАНЫ:

  • ЖИЗНЕОПИСАНИЕ РУССКИХ СВЯТЫХ КИРИЛЛА И МЕФОДИЯ В ПЕРЕСКАЗЕ Е. ЛЕОНОВИЧ.
  • ОТРЫВОК ИЗ ПОВЕСТИ М. ГОРЬКОГО «ДЕТСТВО».
  • РАССКАЗ Е. ПЕРЕХВАЛЬСКОЙ «ПУТЯТА СТАНОВИТСЯ ПЕРЕПИСЧИКОМ».
  • РУССКАЯ ДУХОВНАЯ МУЗЫКА XVIII-XIX ВЕКОВ.
  • СТИХИ РУССКИХ ПОЭТОВ XIX ВЕКА.
  • РОМАНСЫ И ПЕСНИ РУССКИХ КОМПОЗИТОРОВ.

                                                                                                               Сценарий разработала

Соломина И. И.,

учитель музыки и МХК

МОУ гимназия №24

                                                    Люберцы, 2016 г.

ЧАСТЬ 1. КИРИЛЛ И МЕФОДИЙ.

Ведущий 1 .       На берегу теплого моря стоит город Солунь. Здесь кончалась Византия.

                           Дальше шли необъятные земли славян, наших предков.

                           Жили здесь два брата – Кирилл и Мефодий. Отец их был греком,

                           а мать – славянка, она говорила с детьми на родном славянском языке.

                           Настало время идти мальчикам в школу. Сначала учиться пошел старший

                           брат, а через несколько лет младший. В школе ему все казалось безумно      

                           интересным и он постоянно приставал с вопросами к старшему брату.

     Выходят два мальчика – Кирилл и Мефодий в детстве.

КИРИЛЛ.   А почему наш учитель все время говорит по-гречески? Я слышал, в лавке

он прекрасно разговаривал по-славянски.

МЕФОДИЙ. Так это в лавке. А в школе можно говорить только на греческом  языке.

потому что книги и знания – все от греков.

КИРИЛЛ. А почему у славян нет своих книг?

МЕФОДИЙ. Потому, что писать на славянском языке нельзя.

КИРИЛЛ.  Как это? Вот я возьму и напишу «ДОМ».

МЕФОДИЙ.  А «я живу в доме» ты уже не напишешь, потому что нет такой буквы «Ж»

                          И  «Я» - тоже нет.

КИРИЛЛ. Так я придумаю! Хотя бы вот такие:                      Это пусть будет  «Я»

И «Ж» тоже придумаю. Ну, хотя бы вот так            или так              Выбирай любую.

МЕФОДИЙ.  Да тише ты, брат! Видишь, идет наш учитель, он наверняка услышал наш разговор.

Учитель в мантии с книгой в руках приближается к мальчикам

УЧИТЕЛЬ.  Разве вы не знаете, что только культурные языки достойны  чернил и пергамента – латынь и греческий? Все другие языки – грубые и варварские, и писать на них нельзя!

КИРИЛЛ.  Нет, можно! Вот я вырасту и придумаю славянам буквы. Они будут писать

И не хуже, чем греки!

Ведущий 2.  Прошли годы. Младший брат очень прилежно учился и скоро стал лучшим учеником  в школе. Его послали учиться дальше – в столицу Византии –

Город Константинополь. Он быстро изучил грамматику, арифметику, астрономию, музыку, знал 22 языка. Интерес к наукам, упорство в учении  - все это сделало Кирилла одним из самых образованных людей Византии, не случайно его прозвали философом. Но и там, при дворе императора, он не забывал о своей мечте – создать азбуку для славян.

Через много лет братья Кирилл и Мефодий встретились.

КИРИЛЛ.  Мне нужна твоя помощь, Мефодий. Император посылает меня на север, к славянам, я буду учить их грамоте.

МЕФОДИЙ. Но как ты собираешься это делать? Ведь нужны книги, а они все написаны по-гречески.

КИРИЛЛ.  Я думал об этом и решил: надо составить азбуку. Ведь просвещение народа без письменности подобно попыткам писать на воде.

МЕФОДИЙ. Сначала надо перевести с греческого как можно больше книг…

КИРИЛЛ.  Мне одному не справиться с этим трудным делом.

МЕФОДИЙ. Я буду тебе помогать! Пусть у славян будут свои книги!

Ведущий 1.  Началась большая работа – братья предложили свой алфавит, составили славянскую азбуку. Некоторые буквы они взяли из греческого алфавита, некоторые придумали сами. Кирилл и Мефодий исполнили великое дело!

Кирилл и Мефодий склоняются над книгою.

На сцену выходит с папирусом Ученик.

Ученик

Помолившись Богу по утру,

Наклонился над листом святой.

Буквы подносил к его перу

Лучезарный ангел золотой.

И ложилась букв славянских вязь,

И строка бежала за строкой,

Книгою великой становясь,

Посланной Божественной рукой.

И, казалось, блеск небесных звёзд

Эта книга бережно хранит

И, казалось, сам Иисус Христос

По – славянски с нами говорит!

Ведущий 3. Это событие произошло в 863 году. За этот подвиг – создание славянской письменности – братья причислены к лику святых, и день этих святых празднуется как День славянской письменности и культуры.

         Церковь отмечает его как День святых равноапостольных Кирилла и Мефодия, просветителей славян.

Ведущий 4. Азбука была названа в честь Кирилла – КИРИЛЛИЦЕЙ. Кириллицей мы пользуемся и сегодня. Ведь русский алфавит, как и алфавиты сербский, болгарский, белорусский, украинский, родились из азбуки, созданной Кириллом. Так что сегодня пишем мы в своих тетрадях именно кириллицей. На кириллице мы читаем школьные учебники и книги.

Ведущий 5. В первой кириллице  43 буквы, 19 из них гласных.

Каждая имеет свое название, похожее на обычное слово:

А – аз, б – буки, в – веди, г – глаголь, д – добро, ж – живете, з – земля и т . д.

Из этих слов «аз» и «буки» - и получилось русское  АЗБУКА.

В греческом же языке первая буква «альфа», вторая «вита», из этих двух названий получилось слово АЛФАВИТ. Буквы алфавита почти не изменились и до наших дней.

     

Ведущий 6. Младший брат Кирилл переводил с греческого и латинского  на славянский, а Мефодий издавал книги, руководил школой учеников.

В 863 году  зазвучало слово Божие в славянский селениях на родном языке, создавались письмена, светские книги. Началось славянское летописание.

Выходят чтецы.

       1. Так вот они – наши истоки, плывут в полумраке, светясь,

Торжественно-строгие строки, литая славянская вязь.

  2. Так вот где, так вот где впервые обрел у подножия гор

Под огненным знаком Софии алмазную твердость глагол.

3. Великое таинство звука, презревшее тленье и смерть

На синих  славянских излуках качнуло недвижную твердь.

      4. И Русь над водой многопенной, открытая вольным ветрам,

«Я есмь!» - заявила вселенной, «я есмь!» - заявила векам.

В исполнении хора звучит  «Хвалебная песнь Кириллу и Мефодию»

Братья! Двоицу святую в день сей радостно почим!

Просвятителям честную славу в день сей совершим!

Песней хвальною, велигласною да восхвалим их!

Радуйся, Кирилле! Радуйся, Мефодие!

Радуйтесь, о, радуйтесь славянских стран апостолы!

Светом Божиим просветители в тьме блуждающей озарили вы.

Из источника православия души жаждущих напоили вы.

В умилении благочестно все в день торжественный поминаем вас.

Братья! Двоицу святую в день сей радостно почим!

Просвятителям честную славу в день сей совершим!

Песней хвальною, велигласною да восхвалим их!

 Ведущий 6. Славянское слово сегодня можно услышать везде – на острове в Ледовитом океане, на Дунае, на берегах Байкала – в самых разных уголках земного шара. Не перечислить всех богатств славянской речи, без которых не было бы произведений Пушкина, Лермонтова, Гоголя… Исторические предания, сказки, песни – все это общее славянское письменное богатство.

Часть 2. ОТКУДА ПОШЛА ЕСТЬ КНИГА РУССКАЯ.

Ведущий 1. «От тьмы к свету приближаясь, очи и сердце просвещаем". Такие прекрасные слова из древнерусской летописи о книгах дошли до нас из глубокой старины. В наши дни есть много свидетельств того, как в Древней Руси почитали грамоту и книги. Ученые-историки и археологи считают, что общее количество рукописных книг до XIV века было примерно 100 тысяч экземпляров. Еще в IX и X веках были люди, знавшие старославянский язык и применявшие кириллицу для государственных документов или других книг

 Ведущий 2.  После принятия христианства на Руси, в 988 году, письменность начала распространяться быстрее. Когда русские переписчики переписывали книги, то добавляли в них еще и черты родного языка. Так постепенно создавался древнерусский литературный язык, появились произведения древнерусских авторов – «Слово о полку Игореве», «Поучение Владимира Мономаха»,»Житие Александра Невского» и мн.др.

Ведущий 3.  Какие первые книги были на Руси?  В старину книги писались от руки. Работа подвигалась медленно. На изготовление одной – единственной рукописи – книги уходило иногда пять – семь лет. Переписчик должен был обладать четким и красивым почерком. Каждая буква часто даже не писалась, а рисовалась.

Ведущий 4. Подбирались тщательно чернила, писали даже растворенным золотом или серебром. Начальную строку новой главы выделяли красными чернилами, отсюда и пошло выражение – начать с красной строки.

Ведущий 5. Переписанные листы украшали рисунками, одевали в переплеты из деревянных досок, обтянутых кожей. На обложках помещали драгоценные камни, золотые или серебряные застежки. В старину любили говорить: «Книжное слово в жемчугах ходит». Такая книга стоила больших денег.  

Ведущий 6. О жизни в Древней Руси есть немало летописей. Это исторические повествования, в которых записи велись по годам. На первом месте стоит «Повесть временных лет», написанная в начале XII века. Давайте познакомимся  с нашим сверстником, который жил более 700 лет назад, - мальчиком Путятой. Больше всего на свете он хотел стать переписчиком.

На сцене сидит мальчик Путята и что-то царапает. Выходит рассказчик.

   Рассказчик.    Путята сидел на солнышке за домом и острой железной палочкой – писалом – процарапывал «ПУТЯТА». Недавно брат показал ему буквы, и с тех пор Путята не расставался с писалом.

Выходит отец

Отец Путяты. Что ты опять там царапаешь, Путята?

Путята.  Я, батюшка, твердо решил: хочу быть переписчиком!

Отец.   Нелегкое это ремесло! Целыми днями придется сидеть, согнувшись в                 келье, выводить букву за буквой…

.

Путята.   Да разве это трудно, коль работа в радость. Зато посмотри на книги!

С виду они как дорогие ларцы. Переплеты обтянуты кожей, шелком, а некоторые золотом и серебром окованы! Как раскроешь книгу – прямо дух захватывает: буквы стоят ровные, одна к другой, а заглавные – будто красные цветы!

Отец.  Твоя правда. Слыхивал я, за одну такую книгу князь заплатил столько, что полдеревни купить можно.

На сцену выходит переписчик, на нем длинный передник, на лбу ободок

Рассказчик.  Делать нечего, пришлось отвести Путяту  в келью, где работал переписчик Григорий Киянин. Пришли, поклонились.

Отец.  Здравствуй, Григорий, Иванов сын. Возьми моего мальчишку в обучение. Хочет быть переписчиком, хоть плачь.

Григорий.  Стало быть, переписчиком стать хочешь? А вот это что за буква?

Путята.   Аз…

Григорий.  А ну-ка , напиши всю русскую азбуку!

Рассказчик.    Взял Путята  в руки перо. Руки дрожат, никогда не приходилось ему писать таким тонким пером на дорогом пергаменте. Но старается, от усердия даже язык высунул. Посмотрел на его работу переписчик и говорит.

Григорий. Криво, конечно, но для первого раза сгодится. Беру твоего мальчишку!

Отец.  Спасибо на добром слове, Григорий Иванов сын.

Рассказчик.  Стал Путята учиться. Научился писать уставом

Путята.   (нетерпеливо вставляя)  – таким почерком, когда буквы стоят ровно, как по натянутой струне.

Рассказчик.  Научился писать вязью – выводить заглавные буквы. А Григорий все поучал.

Путята.   (нетерпеливо вставляя)  – выводить заглавные буквы.

Рассказчик.  А Григорий все поучал.

Григорий. Ты не торопись, в нашем деле торопиться нельзя. Выводи каждую букву.

Рассказчик.   Прошло несколько лет, и Путята стал переписчиком. Скоро один боярин поручил ему переписать для него русскую летопись. Называлась она «Повесть временных лет».

Путята.   Я перепишу, и русские люди свою историю узнают. Все ремесленники делают важное дело: пекарь печет хлеб, горшечник лепит посуду, портной шьет одежду, а мы книги переписываем – храним знания.

Рассказчик.    Научиться читать в то время на Руси считалось очень трудным делом.

Учебников еще не было, обучение шло по церковным книгам. Названия букв заучивались наизусть . при чтении складывались буквы первого слога, затем произносился этот слог. Потом назывались буквы второго слога и произносился этот слог. И только потом все слоги складывались в целое слово. Например, слово КНИГА: како, наш, иже – КНИ, глаголь, аз – ГА, КНИГА.

      В 7 классе вы будете читать повесть А.М.Горького «Детство», а сейчас посмотрите отрывок из этой повести – как мальчика учили читать.

Дедушка, достав откуда-то новенькую книжку, позвал внука.

Дед.       Ну-ка, ты, пермяк, солены уши, поди сюда! Садись! Видишь фигуру? Это – аз.

               Говори: аз!

Внук.      Аз…

Дед.        А это буки, веди!   Это что?

Внук.      Буки.

Дед.        Попал! Это?

Внук.      Веди.

Дед.      Врешь, аз! Гляди – глаголь, добро, есть. Это что?

Внук.      Добро.

Дед.        Попал! Это?

Внук.     Глаголь.

Дед.       Верно. А это?

Внук.       Аз.

Дед.         Валяй, Лексей!

Внук       Земля! Люди!

Дед.         Ах, лихорадка астраханская, чего ты орешь, чего?

.

Внук.       Это вы кричите…

Дед.        Будет! Держи книжку! Завтра ты мне всю азбуку без ошибки скажешь, и за это я дам тебе пятак!

Часть 3. Язык и письменность

        Ведущий 1.  Вот так трудно было учиться грамоте. Не случайно В.И.Даль в своем словаре записал пословицу «Азбуку учат, во всю избу кричат». А еще говорили:

«Аз, буки и веди страшат, как медведи.»  

 «Аз, буки – бери указку в руки, фита, ижица – плетка  ближится»,

«Сначала аз да буки, а потом и все науки»

     Ведущий 2. Некоторые названия букв старославянской азбуки до сих пор используются в устойчивых оборотах – ФРАЗЕОЛОГИЗМАХ.

  ЗНАТЬ НА ЯТЬ – это значит знать досконально, на "отлично".

  СТОЯТЬ ФЕРТОМ – стоять руки в боки, как буква «Ф».

  ПРОПИСАТЬ ИЖИЦУ – проучить как следует, наказать, и даже высечь

      Ведущий 3. Старославянский язык внес большой вклад в развитие русского языка: он обогатил его интересными и нужными словами. Некоторые старославянизмы стали часто употреблять: время, среда, пламя, праздник, другие ушли из нашего языка. В последнее время возрождаются такие слова, как милосердие, великодушие, благословенный.

     

 Ведущий 4

Я вижу в близких далях грядущую Россию.

Исчерпав наважденье, презренный гнет беды,

Всю слепоту, весь ужас, все поклоненье змию,

Она взойдет в сиянье Пастушеской Звезды.

Ведущий 5

Грядущая Россия, когда низвергнет злое,

Что в зареве грядущем есть царство сатаны,

Вселюбием склонится на каменном устое.

«Воистину воскресе!» - раздастся с вышины.

В исполнении хора звучит  старинная детская песня на стихи А. Майкова

 «Христос воскрес»

Выходит Поэт. На нем фрак, в одной руке трость, в другой – книга.

 Следом идет Читатель.

Поэт:

Отчего, обжигая горло,        

Разбираю часами подряд

Сочетания «оло» и «оро» -

«Вран» и «ворон», «молод» и «млад»?

«человек некий име два сына…»

Я прислушиваюсь к словам,

Открывается в них Россия,

Легендарная быль славян…

Сто-ро-на, го-ло-са, до-ро-га.

Я усвоил твердо азы:

С давних лет к открытости слога

Тяготел славянский язык.

Читатель:
О, запах книг! Неповторимый шелест

Полуистертых временем страниц…

Библиотек таинственная прелесть,

Похожая на взлеты белых птиц.

Мы живы в нашем мире одичалом,

Покуда есть спасительный ковчег.

В нем Божества счастливое начало,

И верный путь, и свет библиотек!

На сцену выходят чтецы в народных костюмах.

 1-й чтец
По широкой Руси - нашей матушке
Колокольный звон разливается.
Ныне братья святые Кирилл и Мефодий
За труды свои прославляются.

2-й чтец.
Вспоминают Кирилла с Мефодием,
Братьев славных равноапостольных,
В Белоруссии, в Македонии,
В Польше, Чехии и Словакии,

Хвалят братьев премудрых в Болгарии,
В Украине, Хорватии, Сербии.

3-й чтец.
Все народы, что пишут кириллицей,
Что зовутся издревле славянскими,
Славят подвиг первоучителей,
Христианских своих просветителей.

4-й чтец.
Русоволосые и сероглазые,
Лицом все светлые и сердцем славные,
Древляне, русичи, поляне,
Скажите, кто вы?
 Все. Мы - славяне!

5-й чтец.
Своею статью все пригожие,
Все разные и все похожие,
Зоветесь ныне – россияне,
Издревле, кто вы?
Все. Мы – славяне!

В исполнении всех участников и гостей праздника  звучит «Моя Россия» Г. Струве.

На сцену выходят Кирилл и Мефодий.

КИРИЛЛ:

Из переполненной Господним гневом чаши

Кровь льется через край, и люди гибнут в ней.

Кровь хлынет и на вас, друзья и братья наши,

Славянский мир! Сплотись тесней!

МЕФОДИЙ

«Единство» - возвестил оракул наших дней,-

Быть может спаяно железом лишь и кровью».

А мы попробуем спаять его любовью,

А там посмотрим, что прочней.

ВЕДУЩИЙ:

Нам время смутное опять судьба послала.

Оно износится. Личинам есть черед.

Отсюда вижу я, как утро будет ало,

Когда в России Русь по-русски запоет!

В исполнении хора звучит «Москва! Как много в этом звуке…» А Подгайца

 На авансцене – два чтеца.

Первый.                Вставай, народ, вздохни всей грудью,

                              Заре навстречу поспеши.

                              И Азбукой, тебе подаренной,

                              Судьбу грядущую пиши.

Второй.               Надежда, вера греет души.

                             Наш путь тернистый – путь вперед.

                             Лишь тот народ не погибает,

                             В ком дух Отечества живет.

Первый.              Пройдя под солнцем просвещенья

                            Из дальней славной старины,

                            Мы и сейчас, славяне-братья,

                            Первоучителям верны!

Второй.                К апостолам высокославным

                             Любовь святая глубока.

                             Дела Мефодия, Кирилла

                             В славянстве будут жить века!

                              Хор исполняет «Гимн Кириллу и Мефодию».

Слава вам, братья, славян просветители!

Церкви славянской святые отцы.

Слава вам, првды Христовой учители,

Слава вам, грамоты нашей творцы!

Будьте славянству звеном единения,

Братья святые, Мефодий, Кирилл.

Да осенит его дух примирения

Вашей молитвы пред Господом сил!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация урока литературного чтения в 4 классе по теме: А. Пушкин Гонимы вешними лучами ..., Сквозь волнистые туманы ...

Презентаци урока литературного чтения в 4 классе ПНШ содержит слайды с изображением картин природы, описанных в стихотворении А. Пушкина " Гонимы вешними лучами ..."....

"Сквозь века, в века грядущие" интеллектуальная игра для учащихся 4-5 классов.

Эта игра посвящена 200 летию Бородинского сражения....

Учебный проект "Взгляд сквозь стекло"

Данный проект был создан  усилиями учащихся 4-го класса под руководством учителя. Он включает в себя анализ интересующих данных за 3 года по Москве и нашей школе и ставит своей целью о...

Урок подвижных игр "Сквозь дебри Уссурийской тайги"

Урок №1 из цикла "Путешествие по Вяземскому району" для 4 класса (не по ФГОС)...

Истоки познания культуры народов Северного Кавказа сквозь призму веков

Интегрированный  курс по истории и музыке« Истоки познания культуры народов Северного Кавказа сквозь призму веков».   «Любовь к родному краю, знание его ист...

Сборник «Жизнь сквозь века».

  Данный сборник содержит восемнадцать биографий писателей и поэтов, адаптированных для начальной школы. На каждой странице содержится информация о жизни и творчестве, взлётах и падениях в...

Проект "Музей под открытым небом "Сквозь призму веков"

Городской проект "Музей под открытым небом "Сквозь призму веков"...