МЕТОДИКИ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕНИЧЕСКОГО КОЛЛЕКТИВА
учебно-методический материал на тему

Окунь Ирина Николаевна

воспитательная работа

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodiki_izucheniya_uchenicheskogo_kollektiva.docx22.74 КБ

Предварительный просмотр:

МЕТОДИКИ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕНИЧЕСКОГО КОЛЛЕКТИВА

Формирование классного коллектива - одна из главных задач, стоящих перед классным руководителем. Ведь от того, как ученики чувствуют себя в коллективе, зависит их желание идти в школу, желание учиться. Атмосфера в классном коллективе влияет на формирование личностных качеств учащихся. В то же время каждый ребенок имеет влияние на коллектив. Это тоже важно учитывать при планировании и проведении воспитательной работы в классе.

Приведенные ниже методики в числе прочих помогут педагогу изучить коллектив детей, правильно построить свою работу с учениками.
Игры и методики заимствованы с различных интернет ресурсов.

«Вот я какой!» (изучение интересов) 
Эта игра превосходно подходит для начала учебного года. Дети могут представить себя небольшому кругу своих одноклассников, рассказать им о своих предпочтениях и интересах. Если дети пишут еще недостаточно бегло, то им стоит раздать предварительно размноженную анкету. Для детей постарше больше подходят открытые вопросы, позволяющие им давать развернутые и детальные ответы. В таком случае они могут сами сочинить вопросы, на которые им хотелось бы ответить. Например: «Какое событие твоей жизни в этом году затронуло тебя сильнее всего?», «Когда тебе нравится учиться?», «Каким должен быть другой человек, чтобы ты захотел стать его другом?», «С каким взрослым тебе интереснее и легче общаться?».
Материалы:
Каждому ребенку нужен экземпляр анкеты «Вот я какой!»
Инструкция:
Прочитайте, пожалуйста, анкету, которую я вам сейчас раздам. Затем допишите незавершенные предложения (10 мин.). После того как выполните эту работу, разбейтесь на четверки и прочитайте друг другу, что вы написали. Сравните свои ответы с ответами других детей.
Анкета «Вот я какой!»
1. Меня зовут
2. Мне лет
3. У меня глаза
4. У меня волосы
5. Улица, на которой я живу, называется
6. Моя любимая еда 
7. Мой любимый цвет
8. Мое любимое животное
9. Моя любимая книга
10. Моя любимая телепередача
11. Самый прекрасный фильм, который я видел
12. Я люблю в себе
13. Моя любимая игра
14. Моего лучшего друга зовут
15. Страна, в которую я хотел бы съездить
16. Лучше всего я умею
17. Моих братьев и сестер зовут
18. Самая главная моя цель 
Анализ упражнения:
- С кем из детей у тебя больше всего общего?
- Чьи ответы показались тебе самыми интересными?
- На какой вопрос тебе было труднее всего ответить?

«Размышляем о жизненном опыте»
адаптированная методика, автор д.п.н. Н.Е. Щуркова 
Цель: выявить нравственную воспитанность учащихся 3—4 классов.
Ход проведения. Для успешного проведения теста необходима абсолютная тишина, анонимность (возможно лишь указать половую принадлежность, поставив в углу листа букву «м» — мальчик, «д» — девочка).
Предварительно подготавливаются листы бумаги для более удобного подсчета результатов.
Важно проследить за тем, чтобы во время тестирования атмосфера содействовала сосредоточенности, искренности, откровенности.
Вопросы теста должны быть прочитаны поочередно ровным монотонным голосом, чтобы интонационная насыщенность не влияла на выбор ответа.
Ответы ребята отмечают в таблице:
№ вопроса ответ А ответ Б ответ В
Учащимся предлагается выбрать один из трех предложенных ответов и обозначить его в графе (а, б, в) знаком *.
- 1. На пути стоит одноклассник. Тебе надо пройти. Что ты делаешь?
- а) обойду, не потревожив;
- б) отодвину и пройду;
- в) смотря какое будет настроение.
- 2. Ты заметил среди гостей невзрачную девочку (мальчика), которая (который) одиноко сидит в стороне. Что ты делаешь?
- а) ничего, какое мое дело;
- б) не знаю заранее, как сложатся обстоятельства;
- в) подойду и непременно заговорю.
- 3. Ты опаздываешь в школу. Видишь, что кому-то стало плохо. Что ты делаешь?
- а) тороплюсь в школу;
- б) если кто-то бросится на помощь, я тоже пойду;
- в) звоню по телефону 03, останавливаю прохожих...
- 4. Твои соседи переезжают на новую квартиру. Они старые. Как ты поступишь?
- а) предложу свою помощь;
- б) я не вмешиваюсь в чужую жизнь;
- в) если попросят, я, конечно, помогу.
- 5. Ты узнал, что твой одноклассник несправедливо наказан. Как ты поступишь в этом случае?
- а) очень сержусь и ругаю обидчика последними словами;
- б) ничего: жизнь вообще несправедлива;
- в) вступаюсь за обиженного.
- 6. Ты дежурный. Подметая пол, ты нашел деньги. Что делаешь?
- а) они мои, раз я их нашел;
- б) завтра спрошу, кто их потерял;
- в) может быть, возьму себе.
- 7. Ты пишешь контрольную работу. На что ты рассчитываешь?
- а) на шпаргалки
- б) на усталость учителя: авось, пропустит;
- в) на свои знания.
- 8. Ты пришел на уборку школы и видишь, что все уже трудятся. Что ты предпримешь?
- а) поболтаюсь немного, потом видно будет;
- б) ухожу немедленно домой, если не будут отмечать присутствующих;
- в) присоединюсь к кому-нибудь, стану работать с ним.
- 9. Некий волшебник предлагает тебе устроить твою жизнь обеспеченной без необходимости учиться. Что ты ему ответишь?
- а) соглашусь с благодарностью;
- б) сначала узнаю, скольким он обеспечил таким образом существование;
- в) отказываюсь решительно.
- 10. Тебя учитель просит выполнить общественное поручение. Выполнять его не хочется. Как ты поступишь?
- а) забываю про него, вспомню, когда потребуют отчет;
- б) выполняю, конечно;
- в) увиливаю, ищу причины, чтобы отказаться.
- 11. Ты был на экскурсии в замечательном, но малоизвестном музее. Сообщишь ли ты кому-нибудь об этом?
- а) да, непременно скажу и постараюсь сводить их в музей;
- б) не знаю, как придется;
- в) зачем говорить, пусть каждый решает, что ему надо.
-
- 12. Решается вопрос, кто бы мог выполнить полезную для твоего класса работу. Ты знаешь, что способен это сделать. Как ты поступишь?
- а) поднимаю руку и сообщаю о своем желании сделать работу;
- б) сижу и жду, когда кто-то назовёт мою фамилию;
- в) я слишком дорожу своим личным временем, чтобы соглашаться.
- 13. Уроки закончились, ты собрался идти домой. И вот говорят: «Есть важное дело. Надо». Как ты поступишь?
- а) напомню о праве на отдых;
- б) делаю, раз надо;
- в) посмотрю, что скажут остальные.
- 14. С тобой разговаривают оскорбительным тоном. Как ты к этому относишься?
- а) отвечаю тем же
- б) не замечаю, это не имеет значения для меня;
- в) разрываю все отношения с этим человеком.
- 15. Ты узнал, что школу закрыли по каким-то причинам. Как ты реагируешь?
- а) бесконечно рад, гуляю, наслаждаюсь жизнью;
- б) обеспокоен, думаю, как дальше учиться;
- в) буду ждать новых сообщений.
- 16. Что ты чувствуешь, когда на твоих глазах хвалят кого-то из твоих одноклассников?
- а) ужасно завидую, мне неудобно;
- б) я рад, потому что и у меня есть свои достоинства;
- в) мне все равно.
- 17. Тебе подарили красивую необычной формы авторучку. На улице взрослые мальчишки требуют отдать подарок им. Что ты делаешь?
- а) отдаю – здоровье дороже;
- б) постараюсь убежать, говорю, что ручки у меня нет;
- в) подарков не отдаю, сражаюсь с ними.
- 18. Уезжая надолго из дома, как ты себя чувствуешь вдали?
- а) быстро начинаю скучать;
- б) хорошо себя чувствую, лучше, чем дома;
- в) не замечал.
- 19. Тебя просят послать книги в детский дом. Что ты делаешь?
- а) отбираю интересное и приношу;
- б) ненужных книг у меня нет;
- в) если все принесут, я тоже кое-что отберу.
- 20. Когда ты слышишь о подвиге человека, что чаще всего приходит тебе в голову?
- а) у этого человека был, конечно, свой личный интерес;
- б) человеку просто повезло прославиться;
- в) уважаю таких людей и не перестаю восхищаться ими.
- Большое спасибо за ответы!
- Обработка полученных данных. Количество выборов, сделанных школьниками в каждом случае, необходимо под¬считать и выразить в процентном отношении к общему числу учащихся.
Показателем, свидетельствующим о достаточной нравственной воспитанности учащихся, является количество выборов от 10 и более в следующих вариантах
- Графа а. Сосчитать * на вопросы 1,4, 11, 12, 18, 19. 
- Графа б. Сосчитать * на вопросы 6, 10, 13, 15, 16. 
- Графа в. Сосчитать * на вопросы 2, 3, 5, 7, 8, 9, 14, 17, 20.
- Показателем, свидетельствующим о некоторой безнравственной ориентации, эгоистической позиции, является количество выборов от 10 и более в следующих вариантах:
- Графа а. Сосчитать * на вопросы 2, 3, 6, 7, 9, 10, 13, 15, 16, 17, 20.
- Графа б. Сосчитать * на вопросы 1, 4, 5, 8, 14, 18, 19.
- Графа в. Сосчитать * на вопросы 11,12.
- Показателем, свидетельствующим о несформированности нравственных отношений, неустойчивом, импульсивном поведении, является оставшееся количество выборов, где предпочтение явно не обнаруживается.

«10 моих "Я"»
- Учащимся предлагаются листочки бумаги, на каждом из которых написано 10 раз слово "Я". Учащиеся должны дать определение каждому "Я", рассказывая о себе и своих качествах. Например, я – умный; я - красивый и т.д.
Классный руководитель обращает внимание на то, какие прилагательные использует ученик для своей характеристики

Методики изучения атмосферы в коллективе «Подарки»
Классный руководитель просит учащихся класса пофантазировать и подумать над тем, какие подарки можно придумать каждому ученику класса в виде сюрприза к Новому году. Ребята получают лист бумаги и на нем пишут имя ученика, а рядом предмет, который получает он в виде подарка. Это может выглядеть так: Таня – книга, Лена - ручка и т.д.
Такая диагностика очень информативна и свидетельствует об атмосфере в детском коллективе. Во-первых, кого ребенок называет в первую очередь в своем списке. Это свидетельствует о значимости ребят для данного ученика. Во-вторых, все ли ребята класса попадают в список каждого ученика, и какие чувства он испытывает при распределении праздничных подарков. Ребята работают с такими диагностическими исследованиями с большим удовольствием и творчески. Они по-новому смотрят на своих одноклассников, пытаются задавать вопросы друг другу, активно сотрудничать, а не только присутствовать на уроках.

«Аукцион» 
Учащимся класса раздаются листы бумаги, некоторых написаны группы слов. Из этих слов ребята должны выбрать те слова, которые лучше всего характеризуют их класс. Слова могут быть такие: дружный, недружный, хороший, плохой, добрый, злой, веселый, грустный, организованный, неорганизованный, ответственный и безответственный, активный, неактивный. Если ребята класса не до конца понимают значение каждого слова, учитель может объяснить им значение каждого прилагательного. Опыт подсказывает, что ребята вполне понимают каждое слово и адекватно их приме¬няют в своих ответах. Если учащиеся выбирают для характеристики класса слова, характеризующие класс с отрицательной стороны и таких мнений большинство, то это говорит о том, что классному руководителю есть, над чем работать с детским коллективом.
«Дом, в котором я живу» 
Учащимся класса предлагается построить на листике бумаги многоэтажный дом и заселить его значимыми для них людьми. Это могут быть и одноклассники, и друзья, и родители, и родственники. Такая диагностика помогает изучить привязанность учащихся друг к другу, к родным и близким людям, к своим товарищам.

«Социометрия» 
Цель: изучение состояния эмоционально-психологических отношений в детской общности и положение в них каждого ребенка.
Необходимо для проведения. 
Каждый учащийся должен иметь бланк с таким текстом: «Ответь, пожалуйста, на следующие вопросы:
1. Если бы у тебя была возможность пригласить кого-либо из учащихся своего класса к себе на день рождения, то кого ты пригласил(а) бы? (Здесь и к следующим трем вопросам укажи фамилию и имя этого человека.)
2. А кого пригласил(а) бы на день рождения в последнюю очередь?
3. Кому ты доверишь свою тайну?
4. Кому никогда не доверишь свою тайну? Спасибо!»
Ход проведения. 
Исследователь задает поочередно четыре вопроса, которые являются критериями выбора (два положительных и два отрицательных выбора). Каждый из испы¬туемых, отвечая на них, записывает на бланке ниже предлагаемого вопроса фамилии трех человек, которым он отдает свои выборы. При этом первым указывается тот учащийся, кому испытуемый отдает свои наибольшие симпатии (антипатии – при отрицательных критериях-вопросах), затем записываются фамилии тех, кому отдается предпочтение во вторую и третью очередь. При ответе на разные вопросы фамилии выбранных учащихся могут повторяться (об этом следует сказать испытуемым). После выполнения задания исследователь и испытуемые должны проверить: названы ли после каждого вопроса фамилии трех человек. Правильное выполнение задания облегчает обработку результатов эксперимента.
Методики изучения самочувствия ребенка в классе ∆
«Солнце, тучка, дождик» 
Каждый ученик класса получает лист бумаги, на котором нарисованы солнце, тучка, дождик в трех вариантах. Учащимся предлагается определить их самочувствие в классе, дома, с друзьями с помощью погодных явлений. Учащимся нужно ответить на вопросы и подчеркнуть то состояние, которое соответствует их настроению. Пример ответа:
В классе мне –  
С друзьями мне –  
Дома мне –  

«Цветик - семицветик»
автор И.М. Витковская
Цель: выявление направленности интересов младших школьников.
Ход проведения. На уроке труда каждым учеником изготавливается цветок со съемными лепестками. Затем учитель предлагает записать на лепестках желания, исполнения которых детям больше всего хочется. Прежде чем записать желание на лепестке, надо поставить порядковый номер. Таким образом, каждый ребенок сформулирует семь желаний, которые будут им же проранжированы.
Обработка и интерпретация результатов. Анализ результатов удобно проводить, составив  таблицу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Диагностические методики изучения классного коллектива

В данной работе помещены основные методики изучения классного коллектива с 1 - го класса до 4 -го....

Диагностические методики изучения классного коллектива

Данный материал  можно использовать для выявления различных характеристик детского коллектива....

Диагностические методики изучения классного коллектива

Данный материал включает основные диагностические методики изучения классного коллектива....

Методики изучения классного коллектива

Методика диагностики межличностных и межгрупповых отношений ДЖ. Морено (социометрия), а также диагностика ЦОЕ проводится учителем или классным руководителем с целью исследования взаимоотношений в...

Методики изучения детского коллектива

Методики изучения детского коллектива...

Методика выявления уровня развития самоуправления в ученическом коллективе

Методика выявления уровня развития самоуправления в ученическом  коллективе Цель. Определить уровень развития детского самоуправления...