Актуальный педагогический опыт "Сказкотерапия как средство социальной адаптации детей со сниженным интеллектуальным уровнем"
опыты и эксперименты по теме

Актуальный педагогический опыт

"Сказкотерапия как средство социальной адаптации детей со сниженным интеллектуальным уровнем"

                              Автор опыта:

                                                                  Черноусова Ольга Петровна

Скачать:


Предварительный просмотр:

                                                Черноусова   Ольга  Петровна

     

Сказкотерапия как средство социальной адаптации детей со сниженным интеллектуальным уровнем

                              Автор опыта:

                       Черноусова Ольга Петровна

                                                 

                                        г. Алексеевка

                         

               

       

 Содержание:

Информация об опыте ………………3

Технология опыта …………………...10

Результативность опыта ……………16

Библиографический список ………...19

Приложение к опыту ………………..20                

                    І.  Информация об опыте.

        Условия возникновения и становления опыта.

          Проблема социальной адаптации младших школьников в современных условиях приобретает все большую значимость. Обострение социально-экономической среды, обилие противоречивой и негативной информации в СМИ, снижение воспитательного потенциала семьи отрицательно сказываются на процессах социальной адаптации детей, поскольку они наиболее подвержены влиянию факторов окружающей действительности.  

         В процессе педагогической деятельности автор опыта пришёл к выводу, что воспитание и обучение детей со сниженным интеллектуальным уровнем   сложная социальная и педагогическая задача. Её решение служит целям подготовки этих детей в соответствии с их возможностями к самостоятельной жизни. Задача каждого воспитателя  способствовать социальной адаптации ребёнка, т.е. осознанному усвоению системы норм, правил поведения в обществе, приспособлению к жизни, к посильному труду.

        Главный фактор, обусловливающий позитивное социальное развитие ребёнка, -  это общение и совместная деятельность со значимым взрослым, обеспечивающим ребёнку поддержку.  Создать такие условия в неблагополучной семье вряд ли получится.    Дети  нашей школы - интерната поступают в основном из семей, где царит сложная психологическая и социальная обстановка.  Таким детям  особенно сложно усваивать социокультурную информацию.

          С поступлением   ребенка со сниженным интеллектуальным уровнем в школу-интернат в его жизни происходит множество изменений: строгий режим дня, отсутствие родителей на протяжении недели и больше, новые требования к поведению, постоянный контакт со сверстниками, новое помещение, таящее в себе много неизвестного, другой стиль общения. Все эти изменения обрушиваются на ребенка одновременно, создавая для него стрессовую ситуацию, которая без специальной организации может привести к невротическим реакциям, таким, как капризы, страхи, отказ от еды, частые болезни, психическая регрессия и т.д.

        Сложность приспособления организма к новым условиям и новой деятельности и высокая цена, которую платит организм ребенка за достигнутые успехи, определяют необходимость тщательного учета всех факторов, способствующих социальной адаптации ребенка.  

         Именно поэтому необходимо создать такие условия,  которые способствовали  развитию у детей способностей менять своё поведение в зависимости от новых социальных условий с целью позитивной социальной адаптации.  Это должно реализоваться в доступном для данного ребёнка объёме методами и средствами, соответствующими степени и структуре дефекта.

        С момента поступления в школу учеников – первоклассников в сентябре 2007 года было начато  обследование социального развития. Предстояло узнать, как дети умеют существовать в социуме, находить в нём своё место,  уметь взаимодействовать друг с другом и со взрослыми.

         Первично социализация, как правило, осуществляется в семье, которая является проводником знаний, ценностей, отношений, ролей и обычаев от поколения к поколению. Атмосфера в семье, наличие эмоционального контакта ребёнка с родителями, позиция ребёнка в структуре семьи, стиль воспитания являются наиболее важными факторами, влияющими на социальное развитие. Изучив  эти факторы, было установлено, что из 8 моих воспитанников 1ученик посещал массовый детский сад до школы, где не смог адаптироваться ( 12,5% от общего количества детей класса), 5 учеников (62.5%) пришли из семей не полных, малообеспеченных, зачастую злоупотребляющие алкоголем, проживающие в сельской местности, 1ученик (12.5%)  поступил с глубокими нарушениями психического и социального развития, 1(12.5%) воспитанник с раннего детства имел положительный опыт общения с близкими ему взрослыми. У детей отмечалось недоразвитие коммуникативных способностей, социально – эмоционального развития.

        Наиболее адекватным методом педагогической оценки является наблюдение за поведением ребёнка в процессе его жизни в школе. Чтобы этот процесс не занимал много времени и был удобен, для этого   использовалась методика Г. Б. Степановой (журнал «Дошкольное воспитание»№10/ 1999г.). Адаптированные автором опыта методики позволили на начальном этапе  применить обобщённую схему наблюдений и оценку социального развития ребёнка в классе (Приложение №1), в дальнейшей работе изучался индивидуальный профиль социального развития ученика (Приложение №2), на заключительном этапе была использована анкета, отображающая усвоение детьми сферы культурных и социальных традиций большого мира (Приложение№3).

        При обследовании состояния социального развития детей было выявлено, что у всех детей процесс адаптации  заметно снижен, так когнитивные критерии имеют  низкий уровень (32%), коммуникативные и деятельностные  критерии имеют показатель – ниже среднего(43%). В этот период наблюдалось у детей сниженное настроение, пассивность, плаксивость, неадекватное беспокойство, тревоги, страхи, конфликтные ситуации.    

         Обследование показало, что 3 ученика (37.5% учащихся класса) имеют очень низкий уровень социального развития, 4 ученика (50%) – ниже среднего и 1ученик (12.5%) – средний уровень.

  Полученные результаты подтвердили актуальность и необходимость создания условий для развития у детей способностей менять своё поведение в зависимости от новых социальных условий с целью позитивной социальной адаптации детей  и позволили автору опыта наметить пути решения данной проблемы.

                             Актуальность опыта.

       В каждой стране есть дети со сниженным интеллектуальным уровнем, которые нуждаются в особых формах воспитания и обучения. Вопросы оказания специальной помощи таким детям весьма актуальны.   Вследствие гуманизации общества, утверждения безусловной ценности человеческой личности ознаменовались во всём мире процессами, связанными с демократизацией общего и специального образования, признанием всех детей с проблемами развития обучаемыми.

        В современной социально-экономической ситуации вопросы социальной адаптации детей с нарушениями в развитии (соответственно, с особыми образовательными потребностями) приобретают особую актуальность. В сложившейся ситуации именно школа, являясь государственным институтом, способна заложить в маленького человека социально-нравственные нормы, правила поведения и ориентировать его на то, что действительно ценно и значимо в жизни, что позволит ему противостоять негативному влиянию социума и успешно пройти процесс социальной адаптации.
       Происходящие в настоящее время в России глубокие социокультурные изменения определяют актуальность разработки методологических и теоретических оснований внедрения инновационных образовательных программ и технологий, ориентированных на качественное совершенствование процесса социализации лиц с ограниченными возможностями здоровья. Наиболее приоритетным и закономерным направлением этой работы выступает  социальная адаптация, представляющая собой один из механизмов социализации, позволяющей личности активно включаться в различные структурные элементы социальной сферы.

       Социальная адаптация – это процесс, во время которого ребенок усваивает ценности, традиции своего народа, культуру общества, в котором ему предстоит жить. Как показывает практический опыт,    рассматривая особенности социальной адаптации детей со сниженным интеллектуальным уровнем,  следует рассмотреть критерии адаптационных возможностей. В качестве критериев выступают следующие виды деятельности:  обучение, игра, общение со взрослыми и сверстниками, самообслуживание детей.  

       Если ребенок не получает   специальной педагогической помощи, он оказывается не готовым к школьному обучению, игровые действия не сопровождаются эмоциональными реакциями и речью. Сюжетно-ролевая игра самостоятельно, без специального коррекционного обучения не формируется. Для всех   детей со сниженным интеллектуальным уровнем значимым является овладение навыками самообслуживания, приспособление к жизни людей, к стилю жизни в обществе, для адаптации в микросоциальной среде.  

        Из выше сказанного следует, что  социальная адаптация ребенка зависит от многих факторов. Особое место среди них отводится педагогическому влиянию в процессе воспитания. Под воздействием педагога у ребенка происходит согласование самооценки и притязаний в соответствии с возможностями и реальностью социальной среды; оценка, принятие или отвержение требований, норм социальной среды, общепризнанных социальных ценностей. Поиск технологий сопровождения социального становления личности, ее социальной адаптации становится важным аспектом коррекционно-воспитательной работы в классе.
       Изучение психолого-педагогической и методической литературы позволило автору опыта выявить объективно существующие противоречия: между насущным требованием современного специального образования в  успешном формировании социальной адаптации  детей со сниженным интеллектуальным уровнем через создание специальной развивающей социальной среды направленной на трансляцию культурных форм взаимоотношений в человеческом обществе и недостаточной технологической проработкой этого процесса в условиях специального воспитательного процесса.

                    Ведущая  педагогическая  идея опыта

        Поиск технологий сопровождения социального становления личности, ее социальной адаптации становится важным аспектом коррекционно -воспитательной работы в группе с детьми со сниженным интеллектуальным уровнем.
      Следовательно, ведущая педагогическая идея   опыта состоит в   создании специальной развивающей социальной среды с использованием системы методов сказкотерапии в целях успешного формирования социальной адаптации детей со сниженным интеллектуальным уровнем.  

                    Длительность  работы над опытом

       Работа по разрешению противоречия между   насущным требованием современного специального образования в  успешном формировании социальной адаптации  детей со сниженным интеллектуальным уровнем через создание специальной развивающей социальной среды направленной на трансляцию культурных форм взаимоотношений в человеческом обществе и недостаточной технологической проработкой этого процесса в условиях специального воспитательного процесса разделена на несколько этапов.

                       Работа над опытом была разделена на 3 этапа:

        I этап – начальный (констатирующий) – сентябрь 2007 - ноябрь 2007 г.г.,    изучены теоретические основы исследуемой проблемы и выяснена степень её разработанности в педагогической и методической литературе, определены наиболее эффективные организационно-педагогические условия ее реализации в воспитательном процессе и разработаны показатели социального развития детей, по которым в дальнейшем оценивалась результативность проделанной работы.

        II этап – основной (формирующий) – декабрь 2007 - март 2011 г.г., был подобран и описан  коррекционно – развивающий материал основанный на методах сказкотерапии для организации деятельности детей, проведена апробация и корректировка совокупности средств, методов и приёмов способствующих   успешному  формированию социальной адаптации воспитанников.

        III этап – заключительный (контрольный) – март 2011 -апрель 2011 г.г., проведена диагностика для определения уровня социальной адаптации воспитанников. Оценивались результаты работы по реализации разработанных занятий.  Доказана эффективность использования методов сказкотерапии для решения обозначенной проблемы в воспитательном процессе.  

                                  Диапазон опыта

       Диапазон педагогического опыта представлен  системой внеклассной работы, направленной на успешное формирование социальной адаптации   в воспитательном процессе с использованием игровых методов, упражнений, заданий, коррекционных сказок.  

                           Теоретическая база опыта 

       Вопросы социальной адаптации детей с нарушениями развития изучались такими исследователями, как Гончарова Е.Л., Кукушкина О.И., Конева Е.В., Чугунова Т.Б., Солондаев В.К., Зарин А, Логинова Е.Т., Щарбакова А.М., Москаленко Н.В., Сементайн Н.А. Ряд авторов говорят о важности подготовки к самостоятельной жизни   детей со сниженным интеллектуальным уровнем. Для этого осуществляется работа по конкретизации и уточнении жизненных планов, приучение детей к самообслуживанию и обслуживающему труду (Щербакова А.М., Москаленко Н.В., 2001; Трубачева Т.П., Сементайн Н.А., 1998)    Для успешной социально-трудовой адаптации надо формировать у умственно отсталых детей адекватное восприятие своей социальной роли и окружающих (Намазбаева Ж.И., Чумакова О.Ф., 1991).          

 Для разработки опыта были использованы понятия:

1.Социализация;

2.Социальная адаптация;

3.Специальная развивающая социальная среда;

4.Сказкотерапия.

                          Социализация.

       В работах И.Б. Котовой и Е.Н. Шиянова можно найти соединение понятий социализация и адаптация, причем последней в качестве одной из составляющих первой. Они указывают: "Социализация осуществляет социальную типизацию личности, адаптирует и интегрирует человека в обществе, благодаря усвоению им социального опыта, ценностей, норм, установок, присущих как обществу в целом, так и отдельным группам. Однако в силу своей природной автономности личность сохраняет и развивает тенденцию к независимости, свободе, формированию собственной позиции, развитию индивидуальности... Обе тенденции - социальная типизация и автономизация личности, присущие социализации, сохраняют свою устойчивость, обеспечивая, с одной стороны, взаимовозобновляемость общественной жизни, то есть социума, а с другой - реализацию личностных потенций, задатков, способностей..." [17, с.88]. Процессы социализации и социальной адаптации тесно взаимосвязаны, так как отражают единый процесс взаимодействия личности и общества. Социальная адаптация является одним их основных механизмов социализации, одним из путей более полной социализации.

                             Социальная адаптация.

       Социальная адаптация - это постоянный процесс активного приспособления индивида к условиям новой социальной среды; результат этого процесса [13, с.33]. О.И. Зотова и И.К. Кряжева подчеркивает активность личности в процессе социальной адаптации. Они рассматривают социально-психологическую адаптацию как взаимодействие личности и социальной среды, которое приводит к правильным соотношениям целей и ценностей личности и группы. Адаптация происходит тогда, когда социальная среда способствует реализации потребностей и стремлений личности, служит раскрытию и развитию ее индивидуальности [13, с.90]

       Для детей с нарушениями интеллекта термин социальная адаптация (автор термина Шипицина Л. М) означает приспособление, приведение индивидуального и группового поведения "особых" детей в соответствие с системой общественных норм и ценностей. У "особых" детей, из-за дефектов развития, затруднено взаимодействие с социальной средой, снижена способность адекватно реагировать на происходящие изменения. Они испытывают особые трудности в достижении своих целей в рамках существующих норм, что может вызвать у них неадекватную реакцию и привести к отклонению в поведении. В задачи развития и воспитания "особых" детей входит обеспечение адекватного взаимоотношения их с обществом, осознанного выполнения социальных норм и правил. Социальная адаптация открывает "особым" детям возможность активного участия в общественной жизни [33, с.52]

                 Специальная развивающая социальная среда.

       Важнейшим фактором и условием развития ребенка выступает социальная среда. Социальная среда – все то, что окружает нас в социальной жизни и, прежде всего, люди, с которыми каждый индивид находится в специфических отношениях. Социальная среда имеет сложную структуру, представляющую собой многоуровневое образование, включающее в себя многочисленные социальные группы, которые оказывают совместное воздействие на психическое развитие и поведение индивида.     Но для того чтобы социальная среда влияла на ребенка целенаправленно, способствовала формированию свойств личности, необходимых для эффективного вхождения и успешного взаимодействия с ней, требуется создание особых, специальным образом ориентированных условий. Такими условиями при организации социальной  адаптации детей с отклонениями в развитии и является специальная развивающая социальная среда.

                                     Сказкотерапия

       Наиболее эффективным методом формирования социальной адаптации является сказкотерапия.  В России метод сказкотерапии начал использоваться с начала 90-х годов И.В. Вачковым, Д.Ю. Соколовым, С.К. Нартовой-Бочавер. Сказкотерапия, построенная на некоторых механизмах арттерапии в целом и библиотерапии как вида арттерапии в частности, направлена на решение эмоционально-личностных и поведенческих проблем ребёнка. Сказкотерапия применяется в работе с агрессивными, тревожными, застенчивыми, неуверенными  детьми. Через восприятие сказок мы воспитываем ребёнка, развиваем его внутренний мир, лечим душу, даём знания о законах жизни и способах проявления творческой силы и смекалки.   Таким образом, сказка становится средством, которое позволяет ребёнку присваивать нормы, смыслы, ценности, модели поведения в различных сложных ситуациях. Идентификация ребёнка с героями сказки также помогает понять, что у других имеются такие же, как и у него, проблемы и переживания. Важно, что ребёнок отождествляет себя с положительными героями, так как их положение в сказке, как правило, преподносится более ярко, эмоционально. Поэтому метод сказкотерапии способствует личностному росту ребёнка. Сказкотерапия – это процесс образования связи между сказочными событиями и поведением в реальной жизни. Это процесс переноса сказочных смыслов в реальность. Сказкотерапия - это ещё и процесс активизации потенциала личности. Это возможность поверить в свои силы. Сказкотерапия - это и терапия средой, особой сказочной обстановкой, в которой могут проявиться потенциальные черты личности, нечто нереализованное, может материализоваться мечта, а главное, в ней появляется чувство защищенности.

                                 

                                  Новизна опыта

       Новизна опыта заключается  в заимствовании и применении в новых условиях  элементов сказкотерапии, как воспитательной системы, разработанной  Т.Д. Зинкевич – Евстигнеевой и  применение её автором опыта   в условиях школы - интерната, нацеленных на формирование социальной адаптации  детей со сниженным интеллектуальным уровнем. В опыте  используются комбинации традиционных методов для успешного формирования социальной адаптации: упражнения, игры направленные на  развитие эмоционально – нравственной сферы и навыков общения, а также методы сказкотерапии направленные на формирование позитивной модели поведения в реальной жизни.

                     

Характеристика  условий,

в  которых возможно применение данного опыта

         Данный опыт  может быть использован педагогами-психологами учреждений интернатного типа, общеобразовательных школ в процессе фронтальной, подгрупповой и индивидуальной организации детей.

ІІ. Технология опыта

Постановка целей и задач педагогической деятельности

        Целью педагогической деятельности является создание условий для  успешного формирования социальной адаптации детей со сниженным интеллектуальным уровнем через использование методов сказкотерапии.

Достижение планируемых результатов предполагает решение следующих задач: 

формирование позитивных моделей поведения в реальной жизни;    

развитие  желание улучшать, исправлять, преодолевать трудности, способствовать развитию стремления к успеху, веры в свои силы;

развитие познавательного интереса, развитие речи, внимания, памяти; формирование эстетического вкуса, воспитание аккуратности в работе, обогащение положительного эмоционального опыта;

развитие коммуникативных возможностей учащихся, умение правильного общения в обществе.

                Организация  воспитательного  процесса

         В организации воспитательного процесса автор опыта ориентировался на следующие критерии   социальной адаптации детей со сниженным интеллектуальным уровнем:

1.Общение детей со сверстниками и со взрослыми -  в основе этого процесса лежит эмоциональный контакт, который является центральным звеном, формирующим у детей мотивы для деловой формы общения, основанной на совместных действиях взрослого и ребенка.  

 2.Формирование навыков самообслуживания -  труд оказывает значительное воздействие на формирование личности ребенка, на улучшение его физического здоровья, создает благоприятные условия для корригирования интеллектуальной недостаточности, делает   детей независимыми в плане самообслуживания. Овладение элементами трудовой деятельности является прямым продолжением развития предметной деятельности ребенка, при этом сами предметные действия становятся для ребенка социально значимыми.

 3. Игровая деятельность -  в игре создаются наиболее благоприятные условия для всестороннего психофизического развития ребенка и коррекции, имеющихся онтогенетических недостатков. У ребенка воспитываются активность, самостоятельность, инициативность. Он учится действовать коллективно, закладываются основы продуктивной коммуникации.

        Для обеспечения сформированности и достижения положительных результатов в социальной адаптации детей со сниженным интеллектуальным уровнем автором опыта  разрабатывались воспитательские занятия, отражающие в себе основные направления и содержания воспитательной работы с включением  сказкотерапевтических методов. (Приложение№6)

Создавая условия, для формирования у воспитанников положительного отношения к участию в воспитательном процессе автор опыта использовал  игры и упражнения на развитие эмоционально-нравственной сферы и  навыков общения у детей. (Приложение№4)

        Очень важным моментом при формировании социальной адаптации у детей со сниженным интеллектуальным уровнем  является расширения сферы общения, дети испытывают действие разнообразных социальных факторов, значительно активизирующих их эмоциональный мир. Ребенок должен, научится преодолевать ситуативные эмоции, управлять чувствами. Сделать это позволяет сказка и игра. Для ребенка, который чего-то боится, подбирается готовая или составляется коррекционная сказка, где метафорически зашифрована информация о страхе и способах его преодоления. На занятиях ребенок не только прослушивает эту сказку, но и проигрывает способы преодоления страха, идентифицируясь с главным героем сказки.   В процессе такой работы ребенок не только «знакомится» с эмоциями, но и учится управлять ими. Здесь автор опыта для работы использует  психокоррекционные сказки Панфиловой М.А. «Лесная школа. Коррекционные сказки для дошкольников и младших школьников». (Приложение№5)

Формы, методы и средства                                                                                    воспитательной работы, их оптимальный выбор в соответствии с поставленными целями и задачами, технология их применения

        В условиях специального образования и воспитания работа по формированию социальной адаптации детей со сниженным интеллектуальным уровнем автором опыта проводилась систематически, последовательно, целенаправленно и планомерно. Автор  опирался на основные закономерности воспитания, коррекционные принципы воспитания, методы воспитания используя разнообразные средства и формы коррекционно – развивающей работы.

       Оценка уровня развития социальной адаптации детей - самый первый шаг в опыте работы, который позволил правильно выбрать стратегию работы с ребёнком и определить - чему его следует учить.   Оценка помогла выявить сильные и слабые стороны ребёнка. Позволила гибко подойти к выбору задач,  определить " зону ближайшего развития". Многие задачи  решались в обычных житейских ситуациях и во время игр.

       Например,  навыки самообслуживания вырабатывались в режимных моментах. Самообслуживание и социальные навыки отрабатываются исключительно в естественно возникающих ситуациях и в подходящее для этого время. Дети с большим вниманием относятся к тому, что для них является более новым, сложным, чем то, к чему они привыкли. Заранее  программировался успех, похвала, то есть задания подбираются, которые детям нравятся. Овладение простейшими навыками самообслуживания снижает зависимость  ребёнка от окружающих, "работает" на укрепление его уверенности в своих силах. Поэтому, формирование минимально необходимых жизненно-практических навыков  является  особо значимым в социальном развитии. В дальнейшем детей учат посильному хозяйственно-бытовому труду.  Организуются экскурсии в библиотеки, проводятся беседы, на прогулках обращается внимание детей на разнообразие трудовой деятельности человека. Формирование представлений о труде взрослых проводится   в процессе ознакомления детей с художественными произведениями, картинами, иллюстрациями  отображающими труд людей.

       Навыки общения, особенности общения взрослых с  детьми со сниженным интеллектуальным уровнем  включает следующий ряд сложностей. Как известно, детям с нарушениями интеллекта свойственны: эмоциональные отклонения (частая смена настроений); отсутствие инициативы и самостоятельности; дети с трудом переключаются на другую деятельность; охотно подражают другим; действуют по стереотипу, по заученным штампам; легко поддаются внушению, либо сопротивляются всему новому. Формируя у детей социальные навыки и умения, необходимо добиваться  положительного отношения к их освоению. В данной работе используются игры и упражнения на развитие эмоционально-нравственной сферы и  навыков общения у детей.(Приложение№4)

Примеры заданий:   «Назови себя».  Цель. Учить представлять себя коллективу сверстников. Ход. Ребенку предлагают представить себя, назвав свое имя так, как ему больше нравится, как называют дома или как он хотел бы, чтобы его называли в группе.

 «Позови ласково». Цель. Воспитывать доброжелательное отношение детей   друг к другу.  Ход. Ребенку предлагают бросить мяч или передать игрушку             любому сверстнику (по желанию), ласково назвав его по имени. 

 «Волшебный стул».  Цель. Воспитывать умение быть ласковым, активизировать в речи детей нежные, ласковые слова.  Ход. Один ребенок садится в центр на «волшебный» стул, остальные говорят о нем добрые, ласковые слова, комплименты. Можно погладить сидящего, обнять, поцеловать.

       Игра - основное занятие детей. Большинство навыков, которые формируются у ребёнка, можно представить как игровые.  Игра позволяет ребёнку закреплять уже усвоенные умения. Игра помогает вспомнить то, чему его учили раньше. Через игру ребёнок учится находить способы применения своим умениям. Игра - та среда, в которой ребёнок учится взаимодействовать. Игра даёт возможность наблюдать за ребёнком, выявить усвоенные им социальные навыки. Игра позволяет научить ребёнка чему-то новому. Игра помогает открывать окружающий мир. Каждая игра, развивая личность ребёнка, способствует его адаптации в общество. Именно игры с хорошо знакомыми в быту предметами, дают возможность расширить сферу социальной ориентации ребёнка. Детей нужно постоянно учить всему, даже улыбаться. Ведь улыбка возникает под воздействием социальных факторов, а не дана нам с рождения.

        В школе - интернате соблюдается щадящий, охранительный режим: это прежде всего создание доброжелательной, спокойной атмосферы, предупреждение конфликтных ситуаций, учет особенностей каждого ребенка.  

       Организация воспитательного занятия   с детьми со сниженным интеллектуальным уровнем.

        По мнению Лисиной и Ломова психическое развитие и формирование личности ребенка возможно только в процессе общения со взрослым, а также по мнению Д.Б. Эльконина с опорой на ведущий вид деятельности ребенка. Так как развитие  ребенка с ограниченными возможностями здоровья происходит по тем же законам, что и развитие нормального ребенка, то при создании определенных условий все дети обладают способностью к развитию (Л.С. Выготский, М. Монтессори). Основываясь на этих положениях, автором опыта составлены   коррекционно-развивающие занятия, где подбор заданий (игр и упражнений) производился с учетом полученных диагностических данных.

       Целью данных занятий было создание условий для коррекции и развития  социальной адаптации, снятия эмоционального напряжения и формирования конструктивных способов межличностного взаимодействия у детей в условиях совместной творческой деятельности. Занятия проводились в игровой форме, так как игра занимает важное место в жизни воспитанников начальных классов.

       Специальные занятия   по продолжительности были  короткими,  учитывалось чередование видов деятельности и имели следующую структуру: ритуал приветствия, позволяющий сплачивать детей, создавать атмосферу группового доверия и принятия (на данном этапе используются сказочные герои - это мягкие игрушки,    кукольный театр).
Разминка – средство воздействия на эмоциональное состояние детей, их активность, настрой на продуктивную групповую деятельность.  Автор включал игровые задания на развитие внимания, памяти, мышления, эмоций.
Творческие задания в виде изготовления «волшебных красок» и работа с ними; раскрашивания фигур по готовым трафаретам; тематической аппликации, то есть элементы арт-терапии, направленные на улучшение состояния мелкой моторики, снятия эмоционального напряжения и развития коммуникативных умений (особенно, когда идет работа в парах или изготовление работы всей группой). Рефлексия на занятии – выяснение эмоционального состояния детей на занятии, их отношения к предлагаемым творческим заданиям. Ритуал прощания. Подведение итога занятия, настрой детей на новую встречу.  (На протяжении всех занятий используется методы сказкотерапии)

 (Приложение №6)

       Коррекционно-развивающие занятия, (в работе используются  коррекционно-развивающие сказки Панфиловой М.А. «Лесная школа. Коррекционные сказки для дошкольников и младших школьников».)  предполагают уменьшение времени на психологическую адаптацию, возникновения позитивного изменения поведения, развитие самосознания, формирования социально-адекватных способов взаимодействия с внешним миром. На занятиях используются методы: беседы, ролевой игры, инсценировки, подвижной игры, обсуждения, зарисовки понравившихся моментов.

                                    Тематическое планирование.

Тема

Кол-во часов

1. Работа по выработке навыков школьной адаптации:

(Сказки для школьной адаптации).

  • Сказка «Создание Лесной школы».
  • Сказка «Букет для Учителя».
  • Сказка «Смешные страхи».
  • Сказка «Игры в школе».
  • Сказка «Школьные правила».
  • Итого:

 

 

  • 1
  • 1
  • 1
  • 1
  • 1
  • 5

2. Работа по повышению школьной мотивации:

(Сказки об отношении учеников к вещам).

  • Сказка «Собирание портфеля».
  • Сказка «Белочкин сон».
  • Сказка «Госпожа Аккуратность».
  • Сказка «Жадность».
  • Сказка «Волшебное яблоко».
  • Сказка «Подарки в день рождения».
  • Итого:

 

 

  • 1
  • 1
  • 1
  • 1
  • 1
  • 1
  • 6

3. Работа по формированию школьных ценностей:

(Сказки об отношении учеников к урокам, к знаниям).

  • Сказка «Домашнее задание».
  • Сказка «Школьные оценки».
  • Сказка «Ленивец».
  • Сказка «Списывание».
  • Сказка «Подсказка».
  • Итого:

 

 

  • 1
  • 1
  • 1
  • 1
  • 1
  • 5

4. Работа по формированию здорового образа жизни:

(Сказки о здоровье и о том как стать большим).

  • Сказка «Режим. Телевизор».
  • Сказка «Бабушкин помощник».
  • Сказка «Прививка».
  • Сказка «Больной друг».
  • Итого:

 

 

  • 1
  • 1
  • 1
  • 1
  • 4

5. Работа по формированию взаимоотношений между детьми:

(Сказки о школьных конфликтах).

  • Сказка «Ябеда».
  • Сказка «Шапка-невидимка».
  • Сказка «Задача для Лисенка (ложь)».
  • Сказка «Спорщик».
  • Сказка «Обида».
  • Итого:

 

 

  • 1
  • 1
  • 1
  • 1
  • 1
  • 5

                         

                             Принцип работы со сказками.                                                                        Каждая сказка обладает своей неповторимостью, однако взгляд на сказкотерапию  как воспитательную систему предполагает общие закономерности работы со сказочным материалом

Принцип

Основной акцент

Комментарий

Осознанность

Осознание причинно-следственных связей в развитии сюжета; понимание роли каждого персонажа в развивающихся событиях. Общие вопросы: что происходит ? почему это происходит ? кто хотел, чтобы это произошло ? зачем это было ему нужно ?

Наша задача показать воспитанникам, что одно событие плавно вытекает из другого, даже, несмотря на то, что на первый взгляд это незаметно. Важно понять место, закономерность появления и назначения каждого персонажа сказки.

Множественность

Понимание того, что одно и то же событие, ситуация могут иметь несколько значений и смыслов .

Наша задача показать одну и ту же сказочную ситуацию с нескольких сторон. С одной стороны, это так, с другой стороны, иначе.

Связь с реальностью

Осознание того, что каждая сказочная ситуация разворачивает   перед нами некий жизненный урок.  

Наша задача кропотливо и терпеливо прорабатывать сказочные ситуации с позиции того, как сказочный урок будет нами использован в реальной жизни, в каких конкретно ситуациях.

                         

                             ІІІ. Результативность опыта

        Результативность отслеживалась ежегодно в течение четырёх лет посредством исходного, текущего и итогового мониторинга. Для оценки результативности опыта использовались данные обследования социального развития детей в классе по адаптированным методикам  Г. Б. Степановой.               Качественный анализ показывает, что социальная адаптация детей по годам обучения постепенно улучшалась. В ходе мониторинга по индивидуальному признаку и по классу в целом были получены следующие результаты:  

1-2007-2008 учебный год. 1 класс. Только 1 учащийся(12,5%) имеет средний уровень социального развития. Остальные 7детей (87.5%) имеют очень низкий уровень социального развития.

2-2008-2009 учебный год. 2 класс. 1 учащийся(12,5%) имеет уровень выше среднего. 3учащихся (37.5% ) – средний. 4 учащихся (50%) –ниже среднего. 3- 2009 – 20010 учебный год. 3класс.  2 учащийся(25%) имеет уровень выше среднего. 5 учащихся (62.5%) –средний уровень. 1учащихся (12,5%) -  ниже среднего.

4- 20010 -2011 учебный год.4класс. 3учащихся (37.5%) имеют уровень выше среднего. 5 учащихся(62%) средний уровень.

Если рассматривать уровень социальной адаптации всех детей в целом, то на начальном этапе  он составлял 47% , и за 4 года вырос на12,4%.

 

Таблица  уровня социальной адаптации детей к школьным условиям по годам обучения за период 2007-20011 г. (%).

2007- 2008

учебный год

2008- 2009

учебный год

2009- 2010

учебный год

2010-2011

учебный год

     

  47%

49.8%

 53%

59,4%

 Использование педагогических инноваций позволило  автору опыта добиться высоких показателей уровня воспитанности учащихся.

      Результаты уровня воспитанности за 2008 – 2011 учебный год.

Учебный год

2008 – 2009уч.г.

2009 – 2010уч.г.

2010 – 2011уч.г.

1.Отношение к делу

     2,8

        3,2

       3,6

2.Отношение к людям

     2,7

        3,1

        3,3

3. Отношение к себе

     2,3

        2,8

        3,2

4.Волевые качества

     2,4

        2,7

        2,9

5.Положение в группе

     2,5

        2,9

        3,1

6.Отношение к    физ. здоровью

     2,6

        3,1

        3,4

 Средний бал

     2,6 (33,5%)

      3,0 (37,5%)

         3,3 (41,5%)

За три последних года уровень воспитанности класса вырос на 8,2%, и на конец 2011  года  составил 41,7%.

       Практика работы с использованием психокоррекционных сказок в   формировании социальной адаптации детей  с низким интеллектуальным уровнем   даёт положительный результат, что доказывает эффективность этой  работы. Результатами   можно считать сформированные позитивные модели поведения у детей в реальной жизни, снижение уровня тревожности, повышение учебной мотивации.  

       Таким образом, комплексное применение организационно-педагогических условий формирования социальной адаптации в  воспитательном  процессе на основе сказкотерапевтического   материала дает прекрасную возможность для развития у детей общения, основанной на совместных действиях взрослого и ребенка,   так же  воспитывается активность, самостоятельность, инициативность. Они учатся действовать коллективно.

        Иными словами,  сказкотерапия помогла сформировать у детей чувства уверенности в окружающем; обеспечила адекватное взаимоотношение детей с обществом, осознанного выполнения социальных норм и правил. Ученики данного класса имеют хорошие знания.    Они  являются активными участниками  воспитательного процесса, то есть работа по формированию  социальной адаптации позволила сформировать творческую личность.  

          На основании проделанной работы автор опыта сделал следующие выводы:

  1. Разработанные организационно-педагогические условия способствовали успешному формирования  социальной адаптации детей со сниженным интеллектуальным уровнем     и повышению качества  воспитательного процесса в целом.
  2.  Установленные  критерии   социальной адаптации  помогли проверить достоверность полученных результатов проделанной работы.

         3. Введение  сказкотерапевтических методов в воспитательный процесс является необходимой целенаправленной организацией жизни детей со сниженным интеллектуальным уровнем в школе – интернате,      которая  позволяет наиболее адекватно, безболезненно приспосабливать ребенка к новым условиям, позволяет формировать положительное отношение к  школе, развивать навыки общения,  как с детьми так и со взрослыми.

 

  1. В процессе работы над темой педагогического опыта были разработаны воспитательные занятия, направленные на формирование социальной адаптации.

 

                           

                           

                         Библиографический  список

1.Акимова М.К.,. Козлова В. Т. Психологическая кoppeкция умственного    развития школьников.- «Академия», М:, 2002г.

2.Алферова Г.В. Новые подходы к коррекционно-развивающей работе с детьми с ОВЗ // Дефектология. - 2001. - №3.

3.Бочарова В.Г. Социальная микросреда как фактор формирования личности школьника - М., 1992.

4.Власова Т.А., Певзнер М.С.  О детях с отклонениями в развитии. – М.,1973г.

5.Воронковой В.В., Воспитание и обучение детей во вспомогательной школе. –М., 1994г.

6.Выготский Л.С. Детская психология / Собр. соч.: в 6 т. Т. 4. — М.:      Просвещение, 1984.

7.Выготский JI.C. Проблемы дефектологии / Л.С. Выготский. М., 1995.

8.Гончарова Е.Л., Кукушкина О.И., Никольская О.С., Малофеев Н.Н.,  "Основные положения общей концепции специального федерального государственного стандарта для детей с ограниченными возможностями здоровья", Альманах Института Коррекционной Педагогики РАО №12, 2008.

9.Гончарова Е.Л., Кукушкина О.И. Дети с отклонениями в развитии и их особые образовательные потребности. – М., 2008г.

10.Данилина М.В. Проблемы адаптации социальных сирот с интеллектуальными нарушениями . –М., 2003г.

11.Дошкольное воспитание№10 1999г.

12. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д., Практикум по сказотерапии. – Спб, 1999г.

13.Зотова О.И., Кряжева И.К., Некоторые аспекты социально – психологической адаптации личности// Психологические механизмы регуляции социального поведения. М., 1997г.

14.Караковский В.А., Новикова Л.И., Селиванова H.A. Воспитание? Воспитание. Воспитание! Теория и практика школьных воспитательных систем / Под ред. Н.Л. Селивановой. 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Педагогическое общество России, 2002

15.Кащенко В.П. Педагогическая коррекция. -  М., 1994.

16.Корабейников И.А., Нарушения развития и социальная адаптация. –М.,2002

17.Котова И.Б., Шиянова Е.Н. Социализация и воспитание – Ростов-на Дону, 1997г.

18.Маркина JI.H. Современное воспитание в контексте модернизации Российского образования // Вестник ЛОИРО № 3. 2004.

19.Москаленко Н.В. Круг общения и формирования правильных взаимоотношений умственно отсталых детей-сирот, оставшихся без попечения родителей/ Н.В. Москаленко Дефектология-1991г. №3 с.30-34.

20.Монтессори М. Значение среды в воспитании. Пер. с итал. К. Памфиловой – Прага, 1926г.

21.Монтессори М. Развитие потенциальных возможностей человека. Пер. с англ. Д.Смоляковой//1993г.

22.Мухина В.С., Психологическая помощь детям, воспитывающимся в учреждениях интернатного типа //вопросы психлогии-1989г.-№1

Намазбаева Ж.И. Развитие личности учащихся вспомогательной школы. – М.,1986г.

23.Образовательные стандарты для специальных (коррекционных) школ / Под ред. Л.М. Шипицыной. СПб., 1996

24.Панфилова М.А., Лесная школа : коррекционные сказки и настольная игра. – ТЦ Сфера, 2002г.

25.Пишчек М.,Руководство по работе с детьми с умственной отсталостью – Спб, 2006г.

Рубинштейн С.Я., Психология умственно отсталого школьника. – М.,1986г.

26.Семаго М.М., Семаго Н.Я. Организация и содержание деятельное психолога специального образования. – «Аркти», М:, 2005г.

27.Сорокин В.М. Специальная психология: Учебное пособие / Под научной редакцией Л.М. Шипицыной / В.М. Сорокин. СПб., 2003.

28.Специальное образование в развитии / Под ред. К. Рейсвейка, Н. Формана, Л.М. Шипицыной. СПб., 1996.

 29.Ульенкова У.В., Лебедева О.В. Организация и содержание специальной психологической помощи детям с проблемами развитии. – «Академия», М:, 2002г.

 31.Смирнова А.Н., Коррекционно –воспитальная  работа учителя вспомогательной школы.- М., 1982г.  

 32.Фопель К. Как научить детей сотрудничать? Психологические игры и упражнения. –М.:Генезис, 2000.

33.Шипицина Л.М. Дети социального риска и воспитания – СПб:, Речь, 2003г.

34.Щербакова А.М. Хотят ли ученики учиться?// Дефектология 1998г. №5.

 Эльконин Д.Б. Психология игры. – М., 1986г.      

 

 

 

 

                                

                           

                                      Приложение

1.Приложение №1- Обобщенная    схема        наблюдения   и оценки      

                                социального развития детей в классе.      

2.Приложение №2- Индивидуальный профиль социального развития     ребенка.

3.  Приложение №3- Усвоение социальной информации ребёнком.

4.  Приложение №4- Игры и упражнения на развитие эмоционально-    

                               нравственной сферы и навыков общения у детей.

5. Приложение №5- Коррекционно-развивающие занятия  «Лесная школа.           Коррекционные сказки для дошкольников и младших школьников».

   

6. Приложение №6-   Методические разработки воспитательных занятий:

         Занятие №1 «Мы теперь не просто дети, мы теперь ученики»

         Занятие №2 «Школьные правила»

         Занятие №3 « Каждой вещи своё место»

         Занятие №4 «Чистота - залог здоровья»

         Занятие №5 «Правдивость, честность и щедрость. Скупость, жадность

                                  и зависть»

         Занятие №6   «Как быть прилежным и старательным»                                

         Занятие №7  «Хочу быть здоровым»

         Занятие №8  «Заботливое отношения к людям»

         Занятие №9 «Чтобы в классе дружно жить, дружбой надо дорожить»

         Занятие №10  «Сказка – ложь, да в ней намёк добрым молодцам урок»                         


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

игра как средство социальной адаптации детей с тяжёлыми нарушениями речи

зачем и кому нужен воспитатель? кто может стать воспитателем? каким должен быть воспитатель?...

игра как средство социальной адаптации младшего школьника

в данной работе представляю материал по проблемам социальной дезадаптации воспитанников и возможности её преодоления. если пригодится педагогам студентам буду очень рада. план работы....

Статья «Работа со сказкой как средство социальной адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья (на примере кружковой деятельности, основанной на принципах инклюзивного образования.)

В статье описаны методы и приемы работы в кружке изобразительного искусства, основанного на принципах инклюзивного образования....

Психолого-педагогический проект «Социальная адаптация детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья средствами кукольного театра»

В современном мире актуально воспитание творческой социально адаптированной личности, умеющей справляться с потоком вопросов и проблем, предъявляемых окружающим миром [42].У детей с ограниченными возм...

Сообщение на тему: «Социальная адаптация детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) с учетом индивидуального развития».

Социальной адаптацией называется активное приспособление к условиям социальной среды благодаря усвоению и принятию ценностей, норм, стилей поведения, принятых в обществе. У детей с интеллектуальными н...

«Театрализованная деятельность как средство социальной адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья»

Детство – уникальный период в жизни человека. Именно от того, как сложится первый этап вхождения в жизнь, насколько комфортен он будет для ребенка, зависит формирование его самосознания, самооце...

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ СОЦИАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

В данной статье я рассматриваю адаптацию младших школьников на разных этапах обучения....