Проект "Моя семья"
проект (3 класс) на тему

Григорьян Марина Степановна

Семья и семейные традиции

Тема проекта: Семья и семейные традиции

 

Семья – источник вдохновения,

Где рядом взрослые и дети,

В семье от всех невзгод спасение,

Здесь друг за друга все в ответе

О. В. Токмакова

 

Цель проекта:

         Формирование у детей понятие «семья» и повышение роли семейных традиций в становлении личности ребенка.

         Развивать творческие и коммуникативные способности ребенка, активизировать навыки эмоционального общения с членами семьи.  

         Осуществлять взаимодействие школы и семьи через приобщение к семейным традициям.

 

Задачи проекта:

·        формировать у детей представления о семье, о семейных традициях;

·        формировать представления о родственных отношениях;

·         обогащать детско-родительские отношения опытом совместной творческой деятельности.

·        воспитывать уважительное отношение и любовь к родным и близким;

·        создать условия для работы школы и семьи по возрождению семейных традиций.

Участники проекта: ученики 3 «Н» класса.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_moya_semya-grigoryan_m.s.docx875.37 КБ

Предварительный просмотр:

original.jpegГБОУ СОШ №654

        

D:\ФОНЫ для презентаций\BackColor\Back Color 003.jpg

Проект

 

Семья и семейные традиции

Москва 2016

Тема проекта: Семья и семейные традиции

Семья – источник вдохновения,

Где рядом взрослые и дети,

В семье от всех невзгод спасение,

Здесь друг за друга все в ответе

О. В. Токмакова

Цель проекта:

         Формирование у детей понятие «семья» и повышение роли семейных традиций в становлении личности ребенка.

        Развивать творческие и коммуникативные способности ребенка, активизировать навыки эмоционального общения с членами семьи.  

        Осуществлять взаимодействие школы и семьи через приобщение к семейным традициям.

Задачи проекта:

  • формировать у детей представления о семье, о семейных традициях;
  • формировать представления о родственных отношениях;
  •  обогащать детско-родительские отношения опытом совместной творческой деятельности.
  • воспитывать уважительное отношение и любовь к родным и близким;
  • создать условия для работы школы и семьи по возрождению семейных традиций.

Участники проекта: ученики 3 «Н» класса.

Особенности проекта:

  • опора на личный опыт учащихся, полученный ими в семье;
  • доступность материала для учеников;
  • максимальная  включенность родителей и оказание им практической помощи в работе по ознакомлению учащихся с семейными ценностями;
  • интеграция совместной деятельности детей и родителей дома с их деятельностью в школе.

Проблемы, на решение которых направлен проект:

  • Утрата семейной функции передачи детям значимых культурных и жизненных ценностей;
  • Недостаток знаний у учащихся о своей семье;
  • Разобщенность между семьей и школой.

Основные формы реализации проекта:

                                                                               

Работа                                                            

      Выставка

с родителями                                           рисунков «Моя семья»

                             Виды деятельности:

  1. Учитель вместе с детьми.

а) Чтение художественной литературы по теме «Моя семья»

      О.Осеева «Честное слово», «Просто старушка».

      Просмотр фильмов о семье.

б) Беседа «Моя дружная семья»

в) Заучивание пословиц и поговорок о семье, дружбе.

г) Выставка рисунков «Моя семья»

2) Родители-дети.

      а) Беседы с детьми о своей семье, родственниках.

      б) Рассказы о своем детстве, о школьных годах, о семейных традициях и реликвиях.

      в) Составление рассказов « Моя родословная».

3) Классный руководитель – родитель.

а) Консультации для родителей.

б) Привлечь родителей к сбору материалов, необходимых для реализации проекта.

Семья - это первый социальный институт, с которым ребенок встречается в жизни, частью которого является.  Семья занимает центральное место в воспитании ребёнка, играет основную роль в формировании мировоззрения, нравственных норм поведения, чувств, социально-нравственного облика и позиции малыша. В семье воспитание детей должно строиться на любви, опыте, традициях, личном примере из детства родных и близких. И какую бы сторону развития ребёнка мы не рассматривали, всегда окажется, что главную роль в становлении его личности на разных возрастных этапах играет семья.
Вот почему проблема сохранения семейных ценностей, возрождения семейных традиций становится актуальной и определяется той огромной ролью, которую играет семья и семейные традиции в развитии и формировании социально-нравственной культуры ребёнка.

Актуальность проблемы:

       Вернувшись в школу, после летних каникул ученики стали наперебой рассказывать о совместном отдыхе с родителями,   встречах    в кругу семьи,    о семейных путешествиях. Было очевидно, что для каждого ребёнка время, проведенное с близкими и родными, очень ценно. Таким образом, обозначилась тема проекта - «Моя семья». Данная тема позволит удовлетворить потребность воспитанников - поделиться впечатлениями, личным опытом;  даст возможность педагогам сформировать у детей понятия «Моя семья», «Мой дом»  родители школьников смогут почувствовать себя полноправными участниками педагогического процесса. И самое главное, проект будет способствовать укреплению семьи, что само по себе переоценить невозможно. Семья во все времена оказывала огромное влияние на детей.

        Любой проект начинается с составления плана его реализации, определения этапов мероприятий, участников, что нами и было сделано.

  1. Этап – ознакомительный
  2. Этап – «Возрождение» - просветительский
  3. Этап – изготовление папки «Возрождение семейных традиций»

       Именно семья может создать для ребенка атмосферу душевного комфорта, помочь почувствовать свою защищенность, уверенность в себе, научить его правильно относиться к окружающим.

Предполагаемый результат:

  • владеть понятием «семья, семейные традиции»;
  • знать информацию о своей семье, профессии родителей;
  • иметь представления о родственных отношениях
  • знать свои права и обязанности;
  • уметь совместно с родителями составлять родословную семьи.

1 Этап. Ознакомительный

Предварительная работа:

  • поисковая работа по подбору иллюстративного материала по теме «Семья»;
  • подбор литературных произведений:  В. Осеева  «Волшебное слово», «Хорошее», «Сыновья», «Отомстила», В. Катаев «Цветик-семицветик», татарская народ. сказка «Три дочери», русские народ. сказки «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка», «Гуси-лебеди»;
  • рассматривание репродукций картин Ф.П. Решетникова «Опять двойка», З. Серебряковой «За завтраком», «Дочка Катя с куклами»,  «Моя семья».
  • просмотр мультфильмов «Маша больше не лентяйка», «Встречайте бабушку»,   «Самый маленький гном», «Непослушный медвежонок», «Разноцветная семейка», «Осторожно, обезьянки!», «Мама для мамонтёнка».

2 Этап. «Возрождение»

  • Чтение художественной литературы по теме “Моя семья”: О.Осеева «Сыновья»,  «Мальчик – с пальчик».
  • Разучивание стихов Е. Благинина «Посидим в тишине», О. Чусовитина «Самый лучший!», пальчиковой гимнастики «Наша семья», «Пальчик-мальчик».  
  • Дидактические игры «Как мы помогаем родным», «Родство»,«Семья», лото «Моя семья», “Кто ты для…”, “У кого сегодня день рожденья?”, упражнения “Кем ты приходишься своим родителям?”, “Кто ты для бабушки?”, Огорчится ли мама, если…” др.
  • Беседы “Моя дружная семья”, “Папа – мой лучший друг” и др.
  • Заучивание пословиц и поговорок о семье, дружбе, пальчиковые игры.
  • Изготовление подарков для родителей.
  • Сюжетно-ролевые игры “Семья”, “Дочки-матери”.
  • Выставка рисунков “Моя мама”, “Мой папа”.

Сотрудничество с семьёй:

  • Консультации «Путь в страну книг», «Рекомендации для заботливых родителей».
  • Презентация «Любимое блюдо моей семьи».
  • Конкурс семейных стенгазет «Генеалогическое древо».
  •  Беседы с детьми о своей семье, родственниках, о своей профессии.
  • Семейные альбомы «Один день в детском саду и дома»; «Моя семья».
  • Родительские собрания по темам: «Игра с ребенком в жизни вашей семьи»; «Дом, в котором мы живем».

Взаимодействие со специалистами:

  • Межсемейные соревнования «Мама, папа, я – спортивная семья»;
  • Анкета «Права родителя и права ребёнка».
  • Спортивный досуг «Папа – мой лучший друг».
  • Музыкальный праздник «8 Марта»

Деятельность с детьми и родителями

  • Привлечь родителей к сбору материалов, необходимых для реализации проекта
  • Организация досуга для родителей    «Папа -  мой лучший друг» (с участием детей).
  • Консультации для родителей:    «Родословная – моя гордость»,
  • Семейные  художественно – творческие проекты:- «Мой город Юрга»;- «Семейный веер»; - «Лучик солнца».  
  • Акция “Пусть прогулка станет интересней!”
  • Выставка «Генеалогическое   древо  моей  семьи».
  • Создание группового альбома.

3 Этап. Итоговое интегрированное занятие «Моя семья, семейные традиции»

План реализации проекта.

       Реализация проекта проходит через различные виды деятельности:  

Игровая деятельность.

-Сюжетно-ролевые игры:

  • «Семья»;
  •  «Дом»;
  •  «День рождения».

-Дидактические игры:

  • «Как мы помогаем родным»;
  • «Родство»;
  • «Семья»;
  • Лото «Моя семья».

-Строительные игры:

  • «Дом для кукол»;
  •  «Мебель для дома».

Познавательное развитие:

  • Серия бесед по картинкам «Моя семья»:

- «Какая у меня семья!»;

- «Мы должны беречь друг друга»;

- «Рядом или вместе?»

- «Как хорошо играть всем вместе».

  • Тематическое занятие по семейным альбомам «Мой род - моя семья»;
  • Открытые интегрированные занятия:

- «Моя дружная семья»;

- «Коли семья вместе, то и душа на месте»;

  • Подбор стихов, рассказов, сказок, пословиц, поговорок о семье.

Речевое развитие:

  • Чтение художественной литературы о семье;
  • Заучивание стихов о семье;
  • Разъяснение пословиц – поговорок о семье.

Реализация  проекта

       Начали свою работу с подбора литературы, иллюстрационного материала, изучение семей и составление социального паспорта на каждого ребенка.

       Затем провели  несколько встреч с родителями, анкетирование и родителей и опрос учащихся. В результате выявили их знания о своей семье. Вся дальнейшая  работа была направлена на обогащение знаний  учеников,  сближение коллектива родителей, педагогов и учеников. В этом помогли такие формы работ, как коллективная совместная деятельность:  составление семейных фотоальбомов, изготовление атрибутов к сюжетно-ролевым и дидактическим играм.       Любимая сюжетно – ролевая игра среди детей «Семья». Детям очень нравится быть в роли «папы» и «мамы», где они могут кормить, мыть и качать.

       Совместно с родителями сделаны дидактические игры для учащихся: «Как мы помогаем родным», «Родство», «Семья»,  лото «Моя семья», «Профессии».

       Большую значимость для формирования представления у учеников о                нравственных ценностях в семье имеют этические беседы по темам: «Какая у меня семья!», «Мы должны беречь друг друга», «Рядом или вместе?», «Как хорошо играть всем вместе».

       Помощь в формировании у учеников представлений о семье, о взаимоотношениях близких людей, оказывает библиотека, собранная с помощью родителей. Неоценимую роль в нравственном воспитании ребенка играет устное народное творчество. Совместно с родителями создали «Сборник пословиц и поговорок о семье».

       В группе проведен ряд занятий по темам: «Коли семья вместе, то и душа на месте», «Моя дружная семья»,  тематическое занятие «Мой род – моя семья» и др.

       Для формирования у учеников интереса к своей родословной, совместно с родителями создали «генеалогическое древо».

       Разработаны тематические консультации и буклеты для родителей «Путь в страну книг», «Рекомендации для заботливых родителей», «Родословная – моя гордость».

       Идет подготовка к завершающему этапу  проекта -  интегрированное занятие «Моя семья, семейные традиции»

Последствия решения проблемы:

  • Повышение компетентности родителей    в вопросах семейного воспитания.                                                                              
  • Ученики получат необходимую информацию о своей семье.
  • Происходит обмен опытом семейного воспитания и традиций.
  • Поиск новых форм взаимодействия педагогов с родителями.

       И главный результат, на который очень хотелось бы, заключается в усвоении ребенком вечных ценностей: милосердия, любви к родным и близким, в стремлении его к добру и неприятию зла.

Наша группа нашла стихи, пословицы, высказывания о семье.

Что семья для человека?

Там, где ждут тебя и любят,

Где теплом души согреют

Милые родные люди.

Это крепость от ударов

Переменчивой судьбы.

Где в беде протянут руку

И исполнят все мечты

«Мамы, папы, дети, внуки»

В каждом сердце отдается.

Эта связь –основа жизни

У людей семьей зовется.

Наш проект о том, что объединяет нас – всё о семье. У каждого человека есть своя семья, свой дом. И где бы ни были, мы всегда помним о нем, он притягивает нас своим теплом.

Как мы понимаем слово «Семья»?

Согласны ли вы с определением, что семья группа живущих вместе близких людей.

Устами младенца

  1. Она любит детей, добренькая, покупает что-нибудь вкусненькое – что хочешь! У нее, кроме нас, есть дедушка – Кто она?
  2. Она и добрая и строгая. Но не покупает, что хочешь. Она никогда не сидит без дела. Иногда ругает нас. Кто она?
  3. Он никого не боится, никогда не плачет. По утрам выгуливает собаку и выносит мусор. Он ещё на свадьбе обещал маму всю жизнь на руках носить. Кто это?
  4. Это бывает и не бывает. Это бывает когда танцуешь, когда гости приходят.

                               Из слов составить пословицу

 - Семья, куча, страшна, туча.

- Дети, тягость, радость.

- Дом, вести, рукав, трясти.

- Семья, место, душа, вместе.

                                                     Тест

- Почему люди живут семьями?

- Помогает ли это им избежать опасностей? Каких?

- Кто самый старший в вашей семье?

- Кто самый младший?

- Что означает фамилия вашей семьи?

Каждый ученик писал сочинения на тему «Моя семья», что и послужило началом исследовательской работы.

Одна группа составила вопросы и провела анкетирование.

                Анкета

  1. Профессия мамы, папы.
  2. Кем работают родители?
  3. Место работы.
  4. Имеют ли награды, грамоты?
  5. Хобби членов семьи.
  6. Какие праздники отмечаются в семье?
  7. Семейные реликвии?
  8. Семейные ценности

2 - ая группа приготовила сообщения об увлечениях своих родителей, собирала пословицы, высказывания о семье, проводила конкурс, кроссворд.

Конкурс «Единомыслие»

1.Любимый предмет в школе?

2.Любимый праздник ребенка?

3.Любимое занятие?

4.Любимый цвет вашего ребенка?

Кроссворд

1.Сын моей матери

2.Мой родитель

3.Брат отца или матери

4.Та, что дала нам жизнь

5.Сын моего ребенка

6.Отец жены

Волшебный смысл жизни – семья

В нем – капелька Отчизны, в нем – я,

В нем – мама, папа, братик, сестра,

В нем – маленький квадратик двора

В нем солнце, и березка, и дом.

Семья – это счастье, любовь и удача,

Семья – эт летом поездки на дачу

Семья – это праздник семейные даты,

Подарки, покупки, приятные траты

Семья – это важно! Семья – это сложно!

Но счастливо жить одному невозможно!

Семья – это семь Я.

Семья это продолжение рода.

2008 год объявлен годом семьи, а 15 мая во всем мире отмечается

Международный день семьи.

Существует         Международный                 день                 семьи.

Он отмечается с 1993 года.

Провозглашен Генеральной Ассамблеей ООН.

Прекрасный день, друзья мои –

Международный день семьи!

Ведь очень важно для людей

В семье воспитывать детей

Семья – душа любой страны,

В ней все достоинства видны

В России семья находится под охраной закона.

В статье 38 Конституции РФ написано:

1.Материнство и детство, семья находятся под защитой государства.

2.Забота о детях, их воспитание – равное право и обязанность родителей.

Счастлив тот, кто счастлив у себя дома. (Толстой Лев Николаевич)

Семья -  это кристалл общества.

Семья – душа любой страны,

В ней все достоинства видны.

Семья – это первичная среда, где человек должен трудиться.

Семья начинается с детей (А. Герцен)

Семья – твое настоящее, прошлое и будущее.

Семья – это особый мир, в котором живут люди разных поколений

Моя семья небольшая, но очень дружная, в ней любят и уважают друг друга

Моя семья – это три самых любимых человека: мама, папа, брат.

Нет на земле ближе и роднее человека, чем мама

Моя мама красивая, терпеливая и умная!

Мама работает на госслужбе.

Она сильная, ответственная, исполнительная

Папа у меня замечательный

Самое дорогое, что есть у меня – это семья

Здоровая, крепкая, дружная семья – это залог успеха работы, учебы, отдыха

Моя семья отмечает праздник «День доброты» Совместно проводится генеральная уборка, дом украшается цветами и шарами, покупаем новые наряды. После праздничного стола начинается культурная программа: каждый показывает свои способности: я играю на пианино, пою, сестра танцует.

Я очень счастливый человек. У меня добрые, отзывчивые родители. Родители с малых лет научили меня почитать старших, любить ближних и не быть равнодушной к чужому горю.

Мама у меня – удивительный человек. Она всех встречает, каждого выслушивает, постарается помочь. Я удивлюсь, как у неё хватает сил на всех. От мамы идет какое – то тепло с ней уютно, хорошо.

Мне повезло, потому что у меня счастливая семья. Мои родители заботятся обо мне, помогают мне в учебе, воспитывают меня.

Мои мамы и папа всегда защитят меня, никогда не оставят в трудную минуту.

Мама и папа – добрые люди. Есть у нас бабушки и дедушки, они нас очень любят и часто балуют. Они прощают нам больше чем мама или папа.

Я живу в простой и доброй семье. Живем небогато, скромно, но мои родители умеют делать радости. Мама веселая, мы часто шутим и смеемся. Папа серьезен. Весь наш дом наполнен добром.

В нашей семье царит атмосфера доброты и любви. Уважение к взрослым в нашей семье передается из поколения в поколение.

Хорошо ли вы знаете своих родителей?

Почему они дают нам много советов, любят поучать, чем они озабочены и чего ждут от нас?

Все родители хотели бы гордиться своими детьми. Как доставить родителям радость и помочь им.

«Игра комплимент»

«У меня самые лучшие родители»:

Исследовательская работа

Пожелаем семьям

Крепких стен и здорового быта

Чтобы радостный смех наполнял лишь сердца

А невзгоды были забыты

Красен обед пирогами, река – берегами, а семья – традициями

Традиции семьи – это вдохновение и игра, радость, это творчество и искусство.

Традиция «переводится» с латинского, как «передача», преемственность.

Вся наша жизнь состоит из традиций, заложенных нашими предками.

Анкета «В каждом доме свои традиции»

  1. Что, по – вашему, входит в понятие «Семейные традиции»?
  2. Какие семейные традиции есть в вашей семье?
  3. Оказывают ли семейные традиции влияние на воспитание ребёнка?

Традиция 1. Семейные праздники

Традиция 2. Составление родословной свое семьи

Традиция 3. Семейные архивы

Традиция 4. Семейный альбом

Традиция 5. Семейный отдых на природе

Традиция 6. Семейное посещение музея, выставок

Традиция 7. Коллекционирование

Традиция 8. Игры ребёнка

Один писатель сказал: По настоящему счастлив тот человек, который счастлив в своей семье, в своём доме.

Дом – это много понятий разных,

Дом – это будни,

Дом – это праздник.

Дом – это творчество, это мечты,

Дом – это я, дом – это ты!

Пусть у каждого будет свой дом.

Чтобы знал он в минуты ненастья

Ожидают его в доме том,

Радость, надежда и счастье!

Создать семью нелегко, а сохранить ещё труднее.

Если в семье есть взаимопонимание и любовь, то все проблемы обязательно решаются и на душе у всех легко и радостно. Если семья вместе, то и душа вместе.

В доме всегда должно быть солнце, чтобы всем было уютно и тепло.

В каждой семье существуют свои традиции, обычаи.

Заключение

Семейные традиции – это, что сплачивает семью, делает нас дружнее и крепче. На традициях основаны воспитание, правила поведения и духовность. А это значит, что семья выдержит любые трудности, и будет идти по жизни смело и уверенно.

Когда мы выполняли эту работу, то ещё раз убедились в том, что наши семьи крепки и дружны.

Мы узнали, что поддерживать друг друга в делах – это ещё одна традиция в наших семьях.

Когда мы вырастим, у нас будут свои семьи. В свои семьи мы принесём лучшие традиции.

Классный руководитель 3 «Н» класса – Григорьян Марина Степановна


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья по теме: Сотрудничество семьи и школы. Проект "Моя семья"

Анализ моего опыта работы как классного руководителя....

Любовь к Родине начинается с семьи. Что такое семья. Я член семьи, какой я.

проект внеклассного мероприятия в 1 классе (час семейного общения)...

ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ "Организация исследовательской деятельности над созданием проекта Книга о семье «Семью семь»

Изучать историю своей семьи необходимо, именно она воспитывает гордость за принадлежность к своему роду, своей фамилии, желание стать такими же, как деды. Каждый, кто узнает о прошлом своих близких, ч...

Мероприятия, посвященные дню семьи «СЕМЬ Я=СЕМЬЯ».

Уважаемые учащиеся и родители! С 13 по 21 мая 2020 года приглашаем вас принять участие в мероприятиях, посвящённых Дню Семьи:«СЕМЬ Я=СЕМЬЯ». Представляем вашему вниманию подборку познавате...

Занятие №1 клуба "Семья 21 века". Тема: "Семья 21 века, какая это семья?"

Видехрестоматия как средство развития педагогической культуры родителей младших школьников....

Конспект занятия клуба «Семья 21 века» Тема: Вводное занятие «Семья 21 века: какая это семья?»

Цель: знакомство с целями и задачами клуба; разработка модели «идеальная семья»;Знать: цели и задачи клуба;Уметь: создавать инфографику «Модель идеальная семья»; называть стили...