профилактика устной и письменной речи мигрантов
статья на тему

профилактика устной и письменной речи мигрантов

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon lektsiya_profilaktika_ust.i_pism.rechi_migrantov.doc31.5 КБ

Предварительный просмотр:

Профилактика нарушений устной и письменной

речи у иноязычных детей.

Евстегнеева Н.И., ГБОУ «Школа здоровья и индивидуального развития» Красногвардейского района г.Санкт-Петербурга

 В связи с миграционными процессами в общеобразовательную школу поступает значительное число детей с двуязычием. По данным логопедического обследования, проведённого в 2011-2012 учебном году на территории Красногвардейского района специалистами ППМС центра 18-20% детей являются иноязычными. Дома, в быту, в общении с родственниками дети употребляют родной язык с целью его сохранения. В школу поступают дети, которые совсем не владеют русским языком или владеют на уровне бытовой речи, связная речи изобилует морфологическими аграмматизмами.

Нарушение лексики у этой категории детей проявляются в ограниченности словарного запаса, резком расхождении активного и пассивного словаря, не точном употреблении слов, многочисленных вербальных парафазиях, трудностях актуализации словаря. На первых план в формировании речи иноязычных детей выступает лексическое значение слов, в то время как грамматические формы ими не учитываются. Для таких детей характерно отсутствие понимания значений грамматических изменений слова: единственное, множественное число существительных, прошедшее время глагола, мужской и женский род прилагательного и т.д.

Известно, чем младше ребенок, тем легче он обучается другому языку, усваивает самые тонкие его особенности. Поэтому профилактику нарушений речи иноязычных детей в обучении нужно начинать как можно раньше, т.е.  еще в дошкольном возрасте. Форма работы  с такими детьми – групповая, занятия проводятся  2 раза в неделю на базе ППМС центра Красногвардейского района.

Основные задачи коррекционной работы:

  • Обогащать и уточнять словарный запас детей;
  • Формирование навыков словообразования и словоизменения;
  • Учить произносить слова различной слоговой сложности;
  • Отрабатывать понимание пространственного значения предлогов;
  • Обучать правильному грамматическому оформлению предложений;
  • Формирование навыков общения на русском языке;
  • Воспитывать терпимость и взаимоуважение в условиях межнационального общения.

 На групповые занятия набираются дети русскоязычные с диагнозом ОНР и иноязычные с диагнозом ОНР, обусловленное билингвизмом. На занятиях  проводится динамическая пауза с целью создания благоприятного эмоцианального климата и коммуникативной активности, подбираются упражнения, направленные на развитие двигательного праксиса, моторики пальцев рук, развитие внимания, памяти. Учебный материал предъявляется поэтапно. Обязательным условием является неоднократное выполнение заданий, определенной лексико-грамматической направленности, имеющих разнообразное оформлении. Наличие индивидуального наглядного материала (предметных и сюжетных картинок, лото, игрушек, карточек, и пр.) обязательно. Это позволит создать условие обучения, способствующих внутренней и внешней активности детей. Работа над новым словом включает следующие этапы:

- уточнение значения  слова, закрепление связи звукового образа слова со зрительным слуховым образом предмета, признака действия;

- звуковой анализ слова;

- выделение семантических признаков данного слова;

- введение данного слова в речь.

Ошибки в виде аграмматизмов, замеченные логопедом, необходимо исправлять  процессе занятия.

Фрагмент занятия. Тема: Согласование местоимений мой, моя, мое, мои с существительным.

  1. Логопед читает стихотворение:

Сиаб к игрушкам побежал,

Все их в кучу он собрал:

Мой медведь, моя машина,

Мячик мой, мой Буратино!

Никому я их не дам!

Ну сиди, играй в них сам.

Уточняется про какие игрушки мальчик говорил мой, моя, мое, мои.

  1. Игра «Жадина». Тема. Овощи.

Логопед показывает картинки овощей и задает вопрос «Чей помидор?» учащийся отвечает – «Мой помидор» и т.д.

          Большую роль в овладении русским языком для детей инофонов играет совместное проведение коррекционных занятий в группах смешанного типа -  русскоязычные и иноязычные дети.

Основными критериями оценки эффективности логопедической работы по формированию лексико-грамматических категорий являются данные, полученные в результате  первичного и повторного логопедического обследования, положительная динамика по окончании курса занятий. Косвенным показателем эффективности может быть успешность в обучении, отзывы учителей и родителей. Уверенное владение русским языком - залог успешной социализации и адаптации детей в обществе. Дети-инофоны, получившие своевременную профилактическую помощь при поступлении в школу и переходе в среднюю школу успешно осваивают программу, активно участвуют во внеклассных мероприятиях, быстро находят друзей среди русскоязычных сверстников.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рекомендации логопеда родителям будущих первоклассников по профилактике нарушений устной и письменной речи

Рекомендации и советы логопеда родителям будущих первоклассников по профилактике нарушений устной и письменной речи...

Коррекция нарушений в устной и письменной речи детей с билингвизмом как один из факторов профилактики школьной дезадаптации

В статье дается общая характеристика билингвизма и его влияние на развитие ребёнка, раскрываются проблемы социокультурной и социально-психологической адаптации мигрантов и их детей и предлагаются прие...

Рекомендации логопеда родителям будущих первоклассников по профилактике нарушений устной и письменной речи.

Путь профилактики нарушений письменной речи будущего первоклассника должен быть основным в решении данной проблемы и осуществляться не только силами специалистов, но и в семье. Родителям важно понять,...

Виды речи. Устная и письменная речь.Виды речи (общее представление). Речь устная и речь письменная (общее представление) Тема Виды речи (общее представление). Речь устная и речь письменная (общее представление) Педагогические цели сформировать способности

Виды речи (общее представление).Речь устная и речь письменная (общее представление)ТемаВиды речи (общее представление).Речь устная и речь письменная (общее представление)Педагогические целисформироват...

Рекомендации логопеда родителям будущих первоклассников по профилактике нарушений устной и письменной речи

Основной целью написания рекомендаций является повышение уровня компетентности родителей в вопросах профилактики нарушений устной и письменной речи....

Рабочая адаптированная коррекционно-логопедическая программа «Профилактика и коррекция нарушений устной и письменной речи» (коррекционные блоки для составления индивидуальной логопедической программы обучающихся с НОДА 1-4 классов)

Коррекционно – логопедическая программа «Профилактика и коррекция нарушений устной и письменной речи» направлена на реализацию системы логопедической помощи обучающихся с нарушением ...

Программа по профилактике и коррекции устной и письменной речи

Программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС НОО и направлена на оказание помощи учащимся начальных классов с нарушениями устной речи в освоении ими общеобразовательных программ по родному ...