«С кистью и краской готовимся к Пасхе»
план-конспект урока (3 класс) на тему

Пазникова Наталья Валерьевна

Познакомить детей с традиционным русским праздником Пасха.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon pasha_1.doc39.5 КБ

Предварительный просмотр:

Цель: познакомить детей с традиционным русским праздником Пасха.

Задачи: 
Воспитательная: приобщение к истокам культурны традиций русского народа.
Образовательная: познакомить детей с православным преданием о пасхальном яичке как о символе воскресения Христова.
Развивающая: развивать творческие способности; воспитывать уважение к традициям русского народа.

Словарь: народный праздник, Великая Пасха, кулич, крашенки, писанки.
Оборудование и материал: мультимедия, заготовки – яйца, гуашь, кисточки, стаканчики под воду.

Подготовительная работа: беседа с детьми о народных праздниках, рассматривание иллюстраций.


Ход занятия:


1. Организационный момент

-Здравствуйте, гости дорогие! Красному гостю - красное место.
У нас сегодня необычное занятие. А поговорить я сегодня хочу с вами о том, как русский народ умеет поддерживать традиции, обычаи своих предков. Издавна русский человек славился своим трудолюбием, не забывая при этом и традиции поддерживать. 

2.        - Расскажите, какие праздники вы знаете? 

(Правильно: Новый год, Рождество, Масленица, Пасха, Троица, это праздники, которые люди до сих пор помнят, стараются соблюдать некоторые традиции. На Новый год – ставят елку, на Рождество – проводят гадания, на Троицу – почитают, восхваляют березку, на Масленицу обязательно пекут блины и просят у всех прощения, и конечно, сжигают чучело Масленицы, прощаясь с зимой.)

- Какие русские народные праздники приносит с собой весна? 
(Благовещение, Вербное воскресенье, Пасха).

- Сегодня мы с вами поговорим о великом празднике весны - Пасхе.
- А что делают на Пасху? (Ответы детей)

- Слово «Пасха» пришло к нам из греческого языка и означает избавление.

Считается, что именно в этот день сын Божий Иисус Христос воскрес из мертвых. Праздник пасхи один из основных в народном календаре. Он всегда выпадает на весенние дни. Весна всегда была связана со светлыми ожиданиями, надеждами, ведь природа пробуждается после зимнего сна, все живое возрождается, воскресает. Этот праздник символизирует победу добра над злом.

Предание рассказывает, что отец послал Иисуса Христа на Землю людям - научить их жить по совести: помогать нуждающимся, делиться всем, что есть, с ближними, быть добрыми, трудолюбивыми. Люди прислушивались к нему, соглашались с ним. Но учение Христа не всем нравилось. Злые, жестокие люди решили убить Иисуса Христа. Они долго мучили его, требовали, чтобы он отказался от своего учения, но Христос не отрекся от своего учения - ведь он безгранично верил в то, что проповедовал людям.

Иисус Христос воскрес. Пасха - самый главный праздник для православных христиан.

Пасха считалась «праздником праздников» и всегда отмечалась торжественно и весело. На Светлый праздник Пасхи на Руси всегда было принято дарить друг другу нарядные раскрашенные пасхальные яйца со словами «Христос Воскресе!». И отвечать «Воистину Воскрес!», то есть христоваться.

Этот обычай очень давнишний. Из яйца выходит живое существо, зарождается новая жизнь. Это так символично для этого праздника. Яйцо занимает главное место в пасхальных обрядах. Крашеное или расписное, оно стало знаком, символом праздника. Яйцами обмениваются. Их дарят родным, соседям, всем, кто придет поздравить с праздником. Берут с собой, отправляясь в гости.  

С крашеными яйцами на Пасху связана следующая история: ученица Иисуса Христа, святая Мария Магдалина, ходила из страны в страну и рассказывала всем о том, как Христос воскрес из мертвых. Однажды она пришла в город Рим к римскому императору Тиберию, протянув ему простое яйцо, она громко сказала: «Христос воскрес!» Однако Тиберий не поверил, сказав: «Как же можно воскреснуть из мертвых, трудно в это поверить, так же трудно, как поверить в то, что это яйцо может стать красным». И пока он это говорил, яйцо стало меняться цветом, порозовело, потемнело и , наконец, окрасилось в красный цвет. Так появилось первое пасхальное яйцо. С тех пор и возник обычай дарить друг другу крашеные яйца.

- Посмотрите, какие красивые могут быть крашеные яйца.
Рассматривается коллекция пасхальных яиц.  (Рассматривают украшенные яйца на выставке, подготовленной детьми и родителями. Дают объяснения понятиям «писанки», «крашенки»).

- Скажите, дети, а кто знает, какое угощение готовят для праздничного стола?

-Как отмечают люди Пасху? (На Пасху ходили в гости, устраивали гулянья, качались на качелях, красили яйца, пекли куличи, делали пасху из творога. Все это освящали в церкви и дарили друг другу в знак любви и дружбы.)

-Хозяйки заранее и очень тщательно к этому дню готовились. Убирали дом, пекли куличи, красили яйца, делали из творога пасху, готовили вкусные блюда, доставали из сундуков праздничные одежды, принимали гостей, кто-то в гости шел. Люди пировали, веселились, радовались и говорили друг другу: «Христос воскрес!» - «Воистину воскрес».

Освященному в церкви яйцу приписывались магические свойства: спасение дома от пожара, помощь скоту от болезней, сбережение урожая от града.

- Кто знает, как украшали яйца, чтобы они были красивые?
- Просмотр видео о крашении яиц.

-А прежде чем съесть крашеные яйца, с ними устраивали разные игры. 
Я предлагаю вам поиграть в одну старинную игру «Найди яйцо».

Один ребёнок отворачивается. В это время воспитатель прячет яйцо под один стаканчик. Нужно угадать, под каким стаканчиком находится яйцо.
3.        А теперь немного отдохнём и физминутку проведём.

На святой и светлый праздник (машем руками над головой)

Делаем зарядку (наклоны вправо, влево)

1,2,3,4,5 стали по порядку (встать по порядку)

К солнцу руки поднимаем (поднять руки вверх)

С Пасхой светлой поздравляем!(наклоны вперёд)

4.        Я предлагаю вам разрисовать  яйца выточенные из дерева. Выбирайте себе любые.

- Ребята, работу по росписи яиц выполняют с чистыми мыслями, чистыми руками. Пока держите в руках яйцо, мысли все о том, для кого оно предназначено, оно вбирает в себя энергию добрых мыслей и пожеланий. Подумайте, для кого вы будете делать свой сувенир. А в работе вам поможет творчество, фантазия и музыка.

Перед тем, как начать вам работать, я хочу рассказать, что означает каждый цвет и вы определитесь каким цветом вы будете раскрашивать яйца.

Красный – цвет счастья; жёлтый – знак солнца; зелёный – знак жизни; голубой – знак неба; синий – знак ночи и таинства.

- Выполнение работы детьми под спокойную мелодию.

-Какие пасхальные яйца у нас получились? (Писанки.)
Наши ребята знают много стихотворений.

1.В день апрельский мы с весною

Пасху красную встречаем

И на волю всей семьёй

Божьих птичек выпускаем.

2.Птички радостно взлетают,

Птичью песенку поют,

Нас с весною поздравляют

И приветы с неба шлют.

3.-Из страны далёкой

Ласточки летят.

Весело щебечут

Людям говорят:

Люди пробудитесь!

К нам весна идёт.

А с весною Пасха

Радость нам несёт!

4.Словно яркая раскраска,

К нам пришла, явилась пасха.

Принесла в своём лукошке,

Яйца, булочки, лепёшки,

Пироги, блины и чай.

Пасху весело встречай!

- Практическая работа. Оказание индивидуальной помощи в ходе оформления изделия.

5.Подведение итогов

- Осмотрите свои работы (выставка)

- Чем замечательны ваши сувениры?

- О чем вы думали, когда готовили их?

- С какими чувствами украшали пасхальные яйца?

- Я думаю, что ваши сувениры чудесные, дивные, волшебные,

прекрасные.

Молодцы, вы потрудились очень хорошо, а результат вашей работы, это ваши сувениры, которые вы подарите своим родным и близким с наилучшими сердечными пожеланиями в праздник Пасхи.

СПАСИБО ЗА ЗАНЯТИЕ. ВСЕГО ВАМ ДОБРОГО!

Пусть в ваших сердцах сохранится радость, светлое настроение и везде сопутствует вам удача.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

" Готовимся к Пасхе" Платон О.А.

Внеклассное мероприятие....

«Праздничные краски узоров» - рисование кистью элементов геометрического узора, украшающего дымковскую игрушку.

На уроках изобразительного искусства дети узнают  о культуре и быте людей на примерах произведений известнейших центров народных художественных промыслов (Жостово, Хохлома, Дымковская игруш...

Конспект занятия внеурочной деятельности "Кисти и краски"

Конспект занятия внеурочной деятельности "Кисти и краски"...

Готовимся к светлому празднику Пасхи

Презентация к внеурочной деятельности...

Технологическая карта урока изобразительное искусство тема «Художник рисует красками, смешиваем краски, рисуем эмоции и настроение»

Тип урока: «открытие» нового знания. Цель урока: создание условий для ознакомления обучающихся с художественными средствами, передающими настроения. Задачи урокаПланируемые резул...