Праздник "Хлеб-всему голова"
классный час (3 класс) на тему

Пономарёва Вера Ивановна

Праздник носит профориентационную направленность .

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ponomaryova_hleb-vsemu_golova.doc85.5 КБ

Предварительный просмотр:

Устный журнал

“Хлеб—всему голова

Цель:

формирование уважительного отношения к хлебу и людям, его производящим.

Задачи:

Расширять кругозор учащихся, знания о профессиях;

Расширять знания о процессе создания хлеба;

Продолжать знакомство с народными традициями.

Учить детей работать в группах.

Оборудование:

презентация в Power Point

Ход занятия

I. Организационный момент

Психологический настрой учащихся

II. Основное содержание классного часа

Хлеб-главное богатство нашей Родины. И пышный каравай, и буханка душистого ржаного хлеба, и сдобная булочка – итог работы сотен тысяч людей. В ломтике хлеба – нелегкий труд тех, кто выращивает хлеб. Сегодня у нас устный журнал «Хлеб—всему голова» и мы докажем, что это действительно так.

1-я страница. “Хвала рукам, что пахнут хлебом!”

Хлеб России, хлеб моей Отчизны.
Дюжий, богатырский, как всегда,
Жизнью создавался ты для жизни
И трудом для нового труда.

Стихотворение С. Погореловского “Хлеб”.

1-й чтец:

Вот он, хлебушко душистый, 
С хрупкой корочкой витой. 
Вот он, теплый, золотистый, 
Словно солнцем налитой.

2-й чтец:

В нем – здоровье наше, сила, 
В нем – чудесное тепло. 
В нем – земли родимой соки, 
Солнца свет веселый в нем…

3-й чтец:

Сколько рук его растило, 
Охраняло, берегло! 
Ведь не сразу стали зерна 
Хлебом тем, что на столе. 
Люди долго и упорно 
Потрудились на земле! 

4-й чтец:

Пышный, мягкий, пропеченный, 
Подрумяненный слегка, 
Хлеб с горбушкой золоченой
Шел к тебе издалека. 

5 чтец.
В каждый дом, на каждый стол

Он пожаловал, пришел, 
В нем чудесное тепло. 
Сколько рук его растило, 
Сохраняло, берегло.

Слайд

Хлеб достается очень трудно. В этом трудоемком процессе участвует много людей: пахари, сеятели, комбайнеры, пекари. Невозможно не назвать и конструкторов, машиностроителей, которые создают технику для села. Да разве перечислишь всех, чьими руками собрано это чудо?

Слайд

Слайд     

Человек и хлеб – вечные спутники. Для многих народов хлеб олицетворяет собой жизнь. Тысячелетиями хлебороб пашет землю, земля даёт силу колосьям, из которых получается зерно для хлеба. Хлеб в свою очередь даёт силу людям. Этот круговорот в природе повторяется из года в год, из века в век.

В старину считалось тяжким грехом выбросить хоть маленький кусочек хлеба. Неуважение к хлебу считалось грехом, оскорблением. С малолетства  детей учили ценить и беречь кусок хлеба, как самое дорогое богатство.

            Человек стал истинным тружеником и обрел уверенность в завтрашнем дне, когда стал пахать, сеять, жать. Русь начиналась с зерна, брошенного в землю. Крепла и становилась державой наша Родина силой сеятеля. Наша родословная – от земли. Мы должны об этом помнить.  Во все века хлеб был главным в судьбе человека.

Учитель:  Дорогие, ребята. Сегодня наш классный час посвящён  хлебу. И начать его я хочу строчками из стихотворения Коршуна:

              Хлеб в России пекли с куполами,

             Чтоб хватало, как неба, на всех!

               За широкими в доме столами

              Крошку бросить считали за грех.

            И хлеб соль-это русский обычай,

           Словно символ людской доброты.

Запомни же как дважды два.

Народной мудрости слова:

« Кто хлебушком не дорожит, тот мимо жизни пробежит».

И если ты не глух, не слеп,

Цени народный, трудный хлеб.

Трудно, тяжело достается хлеб. Хлеб кормит. Без хлеба нет жизни. Он занимает важнейшее место в жизни человека.

Слайд     

Закройте глаза и сделайте глубокий вдох!

Много запахов на свете, все, пожалуй, и не счесть.
Но у каждого поверьте, свой особый запах есть.
Кто-то любит запах моря, кто-то сена, кто-то трав.
Кто тут прав, не надо спорить, тут, наверно, каждый прав.
Но когда приносит ветер аромат хлебов с полей -
Нету запаха на свете мне дороже и милей.

Учитель: Почувствовали, какой запах, какой аромат? Вы догадались, о чём мы будем говорить? О чуде земли, чуде труда человека – хлебе. Узнаем историю его происхождения, узнаем цену хлебу.
Мы совершим виртуальное путешествие в страну «Хлеба», узнаем о труде хлебороба. А вдохновят нас пусть слова - «Хлеб – всему голова»!
Звучит песня “Хлеб всему голова”, слова В. Балачан, музыка Николая Кудрина 

2-я страница – “Из истории хлеба”.

Слайд 

   Раньше на Руси хлебороба называли хлебопашцем. “Хлебопашец – тот, кто занимается хлебопашеством; земледелец”. Запряжёт крестьянин в плуг или соху лошадь и вспашет полоску земли.

Слайд 

Потом вручную засеет её зернами ржи или пшеницы.

Слайд 

Когда хлеб поспеет, скосит его косой или срежет серпами.

Слайд 

Сжатый хлеб обмолотят цепами. Провеют зерно на ветру, смелют на мельнице, а из муки испекут хлеб.

Слайд

Страница 3.     Путь хлеба

    Теперь же, выращивать хлеб людям  помогают десятки умных и сильных машин. Тысячи людей трудятся, чтобы зерно вырастить, собрать, обмолотить, смолоть и, наконец, выпечь хлеб.

                    Ведь не сразу стали зерна

                    Хлебом тем, что на столе,

                    Люди долго и упорно

                    Потрудились на земле!

Слайд 

      Ещё с осени колхозники начинают заботиться об урожае будущего года. Они глубоко вспахивают землю трактором.

Слайд 

минеральные удобрения.

Слайд

      Весной по вспаханному с осени полю колхозники пускают железные бороны, потом культиваторы. Поле становится мягким, ровным, в нём хорошо сохраняется влага.

Слайд

Теперь можно начинать сеять!

Слайд

Наконец пшеница созрела, и можно начинать жатву. Комбайны с жатками срезают густую пшеницу и укладывают её в валки.

Слайд

Когда пшеница в валках подсохнет, её подбирают и обмолачивают.

Слайд

Чтобы зерно было чистым, отборным, его пропускают его через зерноочистительную машину.

Слайд

А затем на грузовиках зерно отвозят в амбары, элеваторы и мельницы.

Слайд

С  мельницы размолотое зерно доставляют на хлебозавод.

Слайд

Из муки на хлебозаводе пекут буханки, булки, батоны, сайки, баранки – всё то, что мы так любим.

Слайд

Страница 4. Хлеб –спасение жизни человека

     Испокон веков хлеб был не простой едой. Он был мерилом не только общественного благосостояния, но и человеческой совести. Хлебом-солью встречали друзей. За хлеб бились с врагом насмерть. Хлебом, как именем матери, клялись. Хлеб был продуктом, вызывающим особое, можно сказать, святое чувство. За хлеб, который был нужен умирающим от голода детям Москвы, Ленинграда, Поволжья в годы войны, революции, отдавали свою жизнь сотни людей.

Слайд

Настоящую цену хлеба понимаешь тогда, когда его мало, не хватает. Вы читали о блокаде Ленинграда во время Великой Отечественной войны. 900 дней продолжалась осада города фашистами. Особенно страшной была зима 1941– 1942 гг. Жители города получали по 125 граммов хлеба на день. Это очень мало. От голода умирало до 8 тыс. ленинградцев в сутки. 630 тысяч жителей Ленинграда не увидели весны 1942 года.

      Хлеб войны. Он замешан н великом труде, слезах матерей, хлеб, ковавший Победу. Крохотный кусочек хлеба – блокадная норма рабочего, 125 граммов в сутки. 80% жмыха, травы, древесной стружки, немного отрубей и лишь 20% муки – вот каким был ленинградский блокадный хлеб.

Слайд

 - Посеешь в погоду – больше приплоду.

 - Как в мае дождь – так и будет рожь.

 - Будет хлеб – будет и обед.

Слайд

5-я страница – “Народная мудрость о хлебе”

Пословицы,  поговорки, загадки  о хлебе.

Эстафета пословиц и поговорок

Хлеб – это самый дорогой плод нашей матери – земли и рук человеческих.
Хлеб – это державное наше богатство.
Хлеб также дорог, как и сама жизнь.
Хлеб – всему голова!
Без хлеба – нет обеда!
Будет хлеб – будет и песня.
Без хлеба не вкусно и не сытно
– Сколько ни думай, а лучше хлеба-соли не придумаешь. 
– Человек хлебом живет, а не промыслом. 
– Покуда есть хлеб да вода, все не беда.

– Хлеб да вода…(крестьянская еда).
– Хлеб да соль, и … (и обед пошел).
– Хлеб – батюшка, …(водица – матушка).
– Палата бела, а…(без хлеба в ней беда).
– Гречневая каша – матушка наша, а …(хлебец ржаной – отец наш родной).
– Хлеб на стол, так и стол престол, а …(хлеба ни куска – и стол доска).
– Без хлеба, без соли…(худая беседа).
– Хлеба ни куска, …(так и в тереме тоска).
– (Хлеб везде хорош):..и у нас, и за морем.
– (Не будет хлеба), …не будет т обеда.
– (Хлеб черствый)…– обед честный.
– (Хлеба нет ), и… друзей не бывало.

Слайды                            Загадки.

  1. Вырос в поле дом, полон дом зерном.
    Стены позолочены, ставни заколочены. (Колос)
  2. Без ног, без рук, а подпоясанный. (Сноп)
  3. Ходит в поле из края в край, 
    Режет черный каравай. (Трактор)
  4. Отгадать легко и быстро:
    Мягкий, пышный и душистый,
    Он и черный, он и белый,
    А бывает подгорелый. (Хлеб)
  5. Комковато, ноздревато,
    И губато, и горбато, и твердо,
    И мягко, и кругло, и ломко,
    И черно, и бело, и всем мило. (Хлеб)
  6. Всем нужен, а не всякий сделает (Хлеб)
  7. Бьют меня палками, жмут меня камнями,
    Держат меня в огненной пещере,
    Режут меня ножами.
    За что меня так губят?
    За то, что любят. (Хлеб)
  8. Круглобок и маслян он, 
    В меру крут, посолен, -
    Пахнет солнечным теплом, 
    Пахнет знойным полем. (Хлеб)
  9. Мнут и катают,
    В печи закаляют,
    Потом за столом
    Режут ножом. (Хлеб)
  10. Вот он –
    Теплый, золотистый. 
    В каждый дом, 
    На каждый стол –
    Он пожаловал – пришел. В нем – 
    Здоровье, наша сила, 
    В нем – 
    Чудесное тепло. 
    Сколько рук
    Его растило, 
    Охраняло, берегло! (Хлеб)
  11. Ты не клюй меня, дружок, голосистый петушок. 
    В землю теплую уйду, к солнцу колосом взойду.
     
    В нем тогда, таких как я, будет целая семья. (Зерно)
     

А вот фразеологические обороты, в состав которых входит слово ХЛЕБ.

  • - Даром хлеб есть. (Жить напрасно, не принося никакой пользы)
  • - Хлеб да соль! (Приятного, хорошего аппетита) Что означает? И когда его говорят?
  • - Хлеб насущный. (Необходимые средства для жизни)
  • - Хлеб-соль. (Угощение) Что означает? И когда говорим.

Слайд

Хлеб, он - не волшебник, но все может. Мы еще спим в   своих постелях, а машины с крытыми кузовами, на которых крупными буквами написано это самое слово “ХЛЕБ”, развозят его по магазинам. В утреннюю свежесть воздуха вплетается непередаваемо живительный и сладостный запах теплого хлеба. В урожайный год он приходит на наш стол особенно многоликим. И все это зависит прежде всего от хлебороба.

6 страница.  Бережное отношение к хлебу


  Ломоть хлеба! Всмотритесь в него более пристально, и вы увидите за ним тяжёлый труд земледельца, поиск учёного, древнее, но вместе с тем и вечно молодое мастерство хлебопёка. И как больно порой бывает, когда видишь ломоть хлеба, брошенный в грязь. Никогда не бросайте хлеб! Берегите его! Те, кто выращивает хлеб, знают его настоящую цену.

Хлеб в России пекли с куполами,

Чтоб хватило, как неба, на всех.

За широкими в доме столами

Крошку бросить считали за грех.

Вот он – хлебушко душистый.

С хрусткой корочкой витой!

Вот он – тёплый – золотистый,

Словно солнцем налитой!

В каждый дом, на каждый стол

Он пожаловал, пришёл!

В нём здоровье наше, сила,

В нём – чудесное тепло.

Сколько рук его растило,

Охраняло, берегло!

Ведь не сразу стали зёрна

Хлебом тем, что на столе, -

Люди долго и упорно потрудились на земле.

      Многие профессии нужны для того, чтобы к нам на стол пришла булочка. Слесарь проверяет и ремонтирует тракторы, комбайны. Агроном выбирает лучшие, сильные зёрна и принимает решение – когда и где их посадить. Тракторист пашет землю, сеет зёрна. Через некоторое время появляются всходы. Но чтобы они росли крепкими и не были съедены насекомыми и грызунами, их обрабатывают специалисты.

Затем выходят на уборку комбайны. Убрали, надо отвезти в хранилище. Сушить, да проветривать, чтобы сохранить урожай. А потом – на мельницу. Оттуда – на хлебозавод. И только там рождается хлеб.

Сколько людей разных профессий вложили свой труд в одну буханку? (очень много)

Слайд   

Страница 7. Традиции русского человека

          Хлебом солью встречают и провожают русские люди желанного заезжего гостя и подносят хлеб – соль дорогому человеку в знак особого уважения. Как часто мы говорим о бережном отношении к хлебу, но всегда ли умеем привести такие примеры, которые заставили бы всех задуматься: какое это богатство – хлеб!

Слайд 17

.Хлеб – это достаток. И здоровье. И хорошее настроение. И уверенность в завтрашнем дне. Хлеб – это мир. Это сама жизнь.

Выступления детей.

  1. В нём - здоровье, наша сила,

В нём чудесное тепло.

Сколько рук его растило,

Охраняло, берегло!

  1. Ведь не сразу стали зёрна

Хлебом – тем, что на столе,

Люди долго и упорно

Потрудились на земле.

  1. Вот об этом-то как раз

Начинается рассказ.

Подымались трактористы,

Умывались чисто- чисто.

  1. В степь весеннюю с утра

Выводили трактора.

Продолжается рассказ,

Урожай поспел у нас.

  1. Выплывают на просторы,

Ветер песню им поёт,

Капитаны-комбайнёры

Смотрят с мостиков вперёд.

  1. Как из колоса тугого

Выбивается зерно,

Как, пожалуйста – готово,

В ящик сыплется оно.

  1. Вот на мельнице пшеница,

Здесь такое с ней творится!

В оборот её берут,

В порошок её сотрут!

  1. На большом хлебозаводе

Станешь тестом ты, мука.

Тесту тесно, мало места,

«Ох, пустите», - шепчет тесто.

  1. Ладно, пустим,

В печь давай –

Нарядился каравай.

  1. Слава миру на земле!

Слава хлебу на столе!

Слава тем, кто хлеб растил,

Не жалел трудов и сил.

       Это самый дорогой плод нашей матери – земли и рук человеческих. Хлеб – это державное наше богатство. Хлеб – мощь нашего государства.

Слайд 21

Страница 8.  Слава хлебу!

      Есть только одно слово, которое равнозначно слову “хлеб”. Это слово – жизнь. Что может быть важнее хлеба?! В одном из рассказов, посвящённых селу, я прочитала: “Велик сеятель. Никогда не забывал о нём мир и никогда не забудет – ни в радости, ни в беде. И никакая глыба золота не перевесит крошку хлеба!”

21.Почёт и честь вам, хлеборобы!

За ваш прекрасный урожай,

За то, что Родине вы дали

Душистый хлеба каравай!

22.Слава урожаю в закромах!

Слава караваю на столах!

Слава натруженным рукам!

Слава, слава труженикам!

23.Земля. Цвети Россия добрая моя,

Цвети, расти под мирным небом.

И пусть как гимн труду, растёт хвала,

Хвала рукам, что пахнут хлебом.

24.Слава тем, кто хлеб растил, не жалел трудов и сил!

Кому мы обязаны тем, что за нашим столом

Веселье и песни, а в доме светло и просторно!

25.Кому мы обязаны, что за хозяйским селом

Чернеет земля, под землёю проклюнулись зёрна.

Их сеяли люди, ладони которых грубы,

Обветрены ветром широких российских просторов.

26.Сердца их чисты и прекрасны, глаза голубы,

А руки привыкли к уверенной силе моторов

С какою любовью я им посвящаю стихи

И знаю, что люди вот эти и кормят державу!

27. Поклон  вам, герои, умельцы. Владельцы земли!

Спасибо за ранние выходы в поле.

Труду полевому вы отдали всё. Что могли,

Нам впору учиться у вас, в полевой вашей школе!

 «Хлеб – кормилец» - гласит народная мудрость. И скромный завтрак, и праздничное застолье не обходятся без хлеба. Он занимает почётное место в рационе питания каждого человека. И это неслучайно. Хлеб обладает одним редким свойством – он никогда не приедается, никогда не может надоесть людям.

Хлеб – практически единственный продукт, который не теряет своей привлекательности, сохраняет способность оставаться полезным, даже если он не используется в пищу сразу. Если хлеб зачерствеет, он все равно пригоден для употребления.

Бережное отношение к хлебу и уважение к  нему должны быть в крови у каждого человека. Эти чувства сродни уважению к Родине, к своему народу, к его труду. Каждый день, беря в руки ломоть хлеба, вспомните добрым словом всех тех, кто его создавал и создаёт, подумайте о том, каким великим богатством вы владеете и как его надо беречь.

Хлеб – миллионов работников труд.

Хлеб берегите, как жизнь берегут.

Итог

Посмотрите, что у нас получилось (3 колоса).

Это ваш результат. Очень важный результат труда. Он необходим каждому из вас.

 - О чём мы сегодня говорили?

 - Что запомнили? Так почему говорят, что хлеб –всему голова? Вы с этим согласны?

Какое решение приняли? Почему? А кто захотел получить профессию хлебороба? Что для этого мы должны сделать сегодня?

 Учитель тоже сеет зерно знаний, зерно доброты. Труд учителя даёт всходы. И когда вы вырастаете, наши зёрна дают плоды.

                                   Притча о хлебе и путнике

Однажды в город путник шел,                        Что где-то брошенный лежит

Умаялся немного                                               На тропке за поляной.

И стал ворчать – мол, хлеб тяжел,

Им взятый на дорогу.                                        Вздремнул хитрец, чтоб в тишине

                                                                             Забыть про голодуху,

А хлеб ему ответил так,                                     А все ж увидел и во сне

Услышав речь пустую:                                      Хрустящую краюху.

«Не ты несешь меня, чудак,

Всю жизнь тебя несу я».                                    Без ужина, как говорят,

                                                                              Не спится, не лежится.

«Ну что ж, посмотрим, кто кого»,-                   Не возвратиться ли назад

Сказал сердитый дядя.                                       И с другом  помириться?

Хлеб из мешка из своего

Он вытряхнул не глядя.                                     Хоть уморился он в пути,

                                                                              Побрел под звездным небом,

И налегке пошел вперед,                                    Надеясь тропку ту найти,

Свои растравив плечи.                                        Где он расстался с хлебом.

Но закатился день. И вот

Стал надвигаться вечер.                                     Ох как же радовался он,

                                                                              Вернув свою утрату,

Почуял путник аппетит                                      И хлебу черному поклон

И вспомнил хлеб духмяный,                              Отвесил, словно брату.

??? Скажите. Почему путник поклонился чёрному хлебу?

Данилюк Д.Е. №4.
 ТЫ В ПОЯС ХЛЕБУ ПОКЛОНИСЬ.

Ты в пояс хлебу поклонись,
Когда зерно ты в землю вложишь.
И непогода землю гложет, холод,
За ним придёт на землю голод,
Ты не стыдись, а хлебу поклонись.

Ростки взрослеют, словно дети,
А их всё рвёт весенний ветер.
Дожди вбивают в землю стебли,
Прикрой их, наклонись, не медли.
И в пояс хлебу поклонись.

Когда взойдёт зерно травинкой,
Ты напои его росинкой.
Прикрой теплом своим и телом,
Чтобы зерно росло и спело.
Ему ты в пояс поклонись

В ростков,  растут уже колосья,
И песнь звучит в разноголосье.
Сухой им ветер подпевает,
И ты к дождю Богов взываешь.
Росткам ты в пояс поклонись.

Когда зерно нальётся весом,
Назло препятствиям и бесам.
Спечёшь ты хлеб себе в дорогу,
Ты помолись себе и БОГУ,
И хлебу в пояс поклонись

Вот и заканчивается наш журнал. Переворачиваем последнюю страницу. Дорогие ребята, все, что достигнуто сегодня человеком, создано благодаря хлебу и рукам, которые возделывают землю. Уважайте труд хлеборобов, бережно относитесь к хлебу, берите к обеду столько хлеба, сколько вам нужно. И живите так, чтобы хлеб ваш был всегда честным. В хлебе — душа нашей родной земли, судьбы многих людей, их неустанный труд. Мама, хлеб, Родина — это одни из самых святых слов для человека.

Зерна наших дней, светитесь
Позолотою резной!
Говорим мы: “Берегите.
Берегите Хлеб родной...
Не мечтали мы о чуде.
К нам с полей живая речь:
“Берегите хлеб, вы –люди!
Научитесь хлеб беречь”. Н. Тихонов

Заключительная часть.

         

На рушнике на блюде выносят сухарики, угощают всех.

Рефлексия.

Кто узнал много нового и было интересно - солнышко

Кому было интересно, но нового не узнал – солнышко с тучкой.

Кому было скучно – дождик.

 - Возьмите карточки и прикрепите к доске.

 Как солнечно у нас сегодня! Значит, всем было интересно и вы узнали много нового. Спасибо за работу! Молодцы!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Хлеб всему голова

Дается повторение  сведений о слове, о родственных словах, закрепляется  умение  выделять окончания слов....

Классный час Тема: Хлеб - всему голова.

Тема: Хлеб - всему голова....

Изготовление куклы-перчатки петрушечного типа с объемной головой из чулка и ваты

Изготовление куклы-перчатки петрушечного типа с объемной головой из чулка и ватыКукла-перчатка петрушечного типа или, как ее часто называют, кукла на руку самый распространенный и простой в упра...

Внеклассное мероприятие.Хлеб - всему голова.

Хлеб нужен человеку, как продукт питания. За хлеб отдавали жизнь... Хлеб выращивают люди многих профессий - нужно уважат их труд. Хлеб вкусный, полезный, в нем здоровье и сила. Про хлеб много пословиц...

Внеклассное мероприятие "Хлеб - всему голова".

Разработака внеклассного мероприятия о бережном отношении к хлебу....

Классный час Хлеб-всему голова

Откуда хлеб пришел на стол, свойства хлеба, цена хлеба. Хлеб блокадного Ленинграда....

Классный час "Хлеб - всему голова"

Классный час для 3 класса "Хлеб - всему голова" воспитывает у детей бережное отношение к хлебу и уважение к труду людей. Предварительно, перед классным часом, была организована экскурсия на Хлебозавод...