Главные вкладки

    Доклад «Профилактика правонарушений, девиантных форм поведения и пагубных привычек»
    методическая разработка по теме

    Ларина Елена Владимировна

    image

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл doc3.docx43.51 КБ

    Предварительный просмотр:

         В последние годы во всех сферах жизни и образовательного процесса происходят изменения, которые приводят к различным поведенческим отклонениям, росту алкоголизма, наркомании, токсикомании.

    Современная социально экономическая ситуация создает все условия для попадания подростков в «зону риска». Одним из самых злободневных вопросов современного общества является криминализация подростков и увеличение количества детей с девиантным поведением. Как правело, это дети из неблагополучных семей, семей беженцев, которые подвергаются насилию, нервным стрессам, ведут бездомный образ жизни и предоставлены сами себе. Подростка увлекает полная свобода действий, безнаказанность. Он становится «изгоем» в обществе. И результат повальное употребление наркотических веществ, алкоголизм и табакокурение среди подростков – потрясает своей статистикой, все чаще проявляется со стороны  подростков жестокость и стремление к насилию.

    Причины девиантного поведения

    Причины девиантного поведения современной молодежи лежат в особенностях взаимосвязи и взаимодействия человека с окружающим миром, социальной средой и самим собой, оно является результатом конкретного стечения необходимых и случайных обстоятельств рождения и социализации человека. Среди причин девиантного поведения многие исследователи выделяют наследственность, социальную среду, обучение, воспитание и, наконец, социальную активность самого человека. Все эти факторы оказывают воздействие в прямой или косвенной форме, однако нет прямой зависимости между их негативными последствиями и характером поведения человека. Поэтому Ю.А. Клейберг, Т.Р. Алихманова, А.В. Мисько выделяют только три основных фактора: биологический, психологический и социальный.

    Биологический выражается в физиологических особенностях молодого человека, т.е. в неустойчивости жизненно важных систем организма (в первую очередь нервной системы).

    Психологический заключается в особенностях темперамента акцентуации характера, что влечет за собой повышенную внушаемость, быстрое усвоение асоциальных установок, склонность к «уходам» от трудных ситуаций или полное подчинение им.

    Социальный фактор отражает взаимодействие молодого человека с социумом, т.е. большой устойчивой общностью, которая характеризуется единством условий жизнедеятельности людей, общим местом проживания и наличием вследствие этого общей культуры.

    Особенности семьи. Существуют разные точки зрения на то, как и в какой семье чаще вырастают дети, склонные к девиации. Л.С.Алексеева различает такие виды неблагополучных семей: конфликтная, аморальная, педагогически некомпетентная и асоциальная. Отношения матери и ребенка с первых дней и месяцев его жизни существенным образом влияют на будущий характер и судьбу детей. Особенно опасны авторитарность, жесткость, чрезмерное доминирование матери. Если у ребенка слабый тип нервной системы, это может привести к нервно – психическим заболеваниям, если сильный – к тяжким невосполнимым дефектам эмоциональной сферы, проявлениями агрессивности, совершению правонарушений.

    Фактором, влияющим на девиантное поведение молодого человека, является система наказаний и поощрений, практикуемая в семье. Порой даже внешне благополучные семьи (материально обеспеченные, с хорошими жилищными условиями, высоким социальным статусом, уровнем образования и культуры родителей), если в них наблюдаются серьезные нарушения в межличностных внутрисемейных отношениях, по сути, являются неблагополучными. Так бывает в семьях, где не налажены взаимоотношения родителей друг с другом. В результате страдает не только воспитуемый ребенок, но и все общество в целом.

    Девиантное поведение – это специфический способ передачи, усвоения, закрепления и проявления ценностного отношения личности к обществу, подкрепленный мотивацией, направленной на изменение социальный норм и ожиданий. ------- Средой такого поведения является улица, семья, трудовой (учебный) коллектив и т.п. Провоцируют девиантное поведение социально – экономические условия, семейно – бытовые и межличностные отношения, социально – культурное окружение, общение людей друг с другом. В социологии к предпосылкам отклоняющегося поведения относят безработицу, бедность, бродяжничество, душевные заболевания и т.п. Специфическими формами отклонений от нормы могут быть научная, техническая, художественная или другая творческая деятельность, направленная на создание нового, уникального, отличного от того, что мы считаем нормой на уровне обыденного сознания.

    Виды и формы девиантного поведения проявляются и в привычках, пагубность которых подростки сами не осознают.  

    Одна из распространенных вредных привычек у подростков – курение.

    К нему они приобщаются из-за стремления подражать взрослым. Опасаясь родителей, подросток начинает курить тайком  в компании сверстников. Чтобы купить сигареты он начинает выкраивать деньги из выдаваемых родителями на различные цели. Появляется страстное желание вынуть с шиком из кармана пачку в красивой упаковки, распечатать вынуть сигарету и закурить и угостить  сверстников. Попутные беседы на запретные темы способствуют закреплению привычки, хотя и на начальном этапе вызывают неприятные ощущения.

    По  мере закрепления привычки подростки уже не скрываются от взрослых, курят в их присутствии. В этом проявляется их стремление, освободится от опеки и контроля со стороны старших. Постепенно вредная привычка превращается в пристрастие.

    Подросткам с раннего детства «промывает мозги » гигантская рекламная индустрия. Курение отождествлено с мужественностью, независимостью, естественностью, красотой, благополучием. И совсем обескураживает тот факт, что эта пагубная привычка охватывает все больше девочек.

    Курильщики становятся не только зависимыми от самого процесса курения, но и от содержащегося в табаке никотина. Человек с никотиновой зависимостью выкуривает по сигарете каждые пол часа. Только около 2 % курильщиков способны курить от случая к случаю.

    Никотиновый голод вызывает нервозность, беспокойство, головную боль, усталость и усиленное сердцебиение.

     Можно сделать вывод, что курение вызывает очень сильную зависимость, которую чрезвычайно трудно преодолеть.  

    Алкоголизм. Эта болезнь, которая возникает на основе неумеренного употребления алкоголя, проявляется патологической зависимостью от него и другими характерными психическими и неврологическими расстройствами.

    Алкоголизму предшествует пьянство - антиобщественная форма поведения. Выделяют несколько степеней пьянства у подростков: эпизодическое редкое (5-6 раз в год), эпизодическое частое и систематическое. В последние 10 лет пьянство все шире распространяется среди подростков. Многие рассматривают пиво и вино как обязательный атрибут культа развлечений, а сам ритуал пьянства как проявление мужественности и независимости.

    В отличие от взрослых у подростков начинающих пить большое значение имеют механизмы подражания: подросток очень часто пьет не столько ради вызываемого алкоголем  чувством эйфории и испытываемого при этом  психического комфорта, сколько ради любопытства. Немаловажное значение при  этом имеет повышенное стремление к самостоятельности и  самоутверждению. Девочки часто пьют тайком, чтобы никто не знал, или в компании взрослых подростков.

    Процесс пьянства часто носит характер противопостановления себя окружающим, а поэтому с самого начала подростки могут употреблять большие дозы крепких напитков, что приводит к тяжелому опьянению. Но даже при редком эпизодическом пьянстве и относительно небольших дозах алкоголя у подростков вследствие не зрелости организм возможно развитие глубоких токсических состояний с тяжелым похмельем и амнестическими расстройствами.  

    Наркомания. В научной литературе наркотизм     понимается как разновидность девиантного поведения, выражающаяся в потреблении определенной частью населения наркотических или иных токсических веществ. Наркотизм характеризуется степенью распространенности употребления наркотиков, их ассортиментом и наличием социальных проблем, связанных со злоупотреблением наркотиками или токсическими веществами.

      В наше время наркомания стала не просто международной, а, без преувеличения мировой проблемой. Конечно, в каждой стране она имеет свою специфику, причины и особенности.

    Наркотики знакомы людям уже несколько тысяч лет. Их употребляли люди  разных культур и в разны целях. Археологические исследования показали, что уже в 6400г. до н.э. люди знали пиво и др. алкогольные напитки. На Ближнем Востоке 5000 лет до н.э.  «злаком радости » называли опиумный мак  в Китае использовали коноплю в виде настоя как чай и принимали в качестве лекарства от подагры  и рассеянности.

    Очевидно    наркотики, как и алкоголь, выполняют в полнее определенные социальные и психологические функции. С их помощью снимается и ослабляется физическая боль, преодолеваются или же ослабляются душевные волнения и тревоги, усталость. Большинство людей, с удовольствием употребляющих крепкий кофе или чай, не задумываются над тем, что они принимают наркотонизирующие средство (теин или кофеин). Коллективный, совместный прием наркотических средств помогает сближению, общению, вырабатывает чувство сопричастности.

    Почему подростки пробуют наркотики в первый раз?

    Подавляющее большинство - просто из любопытства, чтобы узнать, что это такое. Другие как средство протеста и выражение неудовлетворенности традиционным нормам и системой ценностей.  

    Еще одним побудителем первой пробы наркотика может быть стремление не отставать от друзей или других представителей  социальной группы.

    Важным мотивом может быть желание избавится от внутреннего напряжения и беспокойства, уйти, таким образом от проблем или наоборот приобрести способность противостоять им.

    Употребление одурманивающих средств лишь одна из форм отклоняющегося поведения. Для таких людей характерно  пренебрежение учебой, обязанностями, бродяжничество, мелкие кражи, хулиганство.

    Последствия пристрастия к наркотикам у мальчиков и у девочек имеются как общие, так и существенные различия. Общими являются нарушения поведения «выпадения »   из социальных норм. Изменяется отношение к миру сверстникам и взрослых, отсюда, агрессивность, дерзость непризнание авторитетов.

    Как фактор девиантного поведения так же считаются побеги из дома и бродяжничество, сексуальные отклонения, суициды, сквернословие, граффити.

    Сексуальные отклонения . Сексопатологи выделяют патологические и непатологические девиации. Патологические девиации(извращения, перверзии, парафилии) рассматриваются как заболевания. Непатологические (сексуальные отклонения) являются понятием социально – психологическим, включающим в себя отклонения от социальных и моральных норм.

    Суицид как крайняя фаза проявления девиантности. Суицидальные намерения индивида, как правило, вызваны глобальными трансформациями в личностной структуре. Речь может идти лишь об их характере и интенсивности. Суицид (самоубийство) – это осознанное лишение себя жизни. Часто ему предшествуют суицидные покушения, попытки и проявления. К суицидным проявлениям относят мысли, высказывания, намеки, направленные на лишение себя жизни.

    Почему молодые люди пытаются лишить себя жизни? Этому способствуют многие факторы. Покушения на самоубийство чаще встречаются в неблагополучных семьях, где часты конфликты между родителями, а также детьми и родителями, которые относятся к ним недоброжелательно и даже враждебно. Покушающиеся на самоубийство часто говорят, что они не чувствуют близости ни к одному из взрослых. Им часто трудно общаться и с другими значимыми для них людьми.

    Нарушение «пищевого поведения». Чаще это отказ от приема пищи с целью обратить на себя внимание, добиться желаемой цели. Причиной ограничения в еде или отказ от пищи бывает желание похудеть, исправить фигуру.

    Сквернословие. Особенно неприятно слышать брань из уст молодых людей. Модная прическа, красивая одежда, приятные лица и вдруг, будто водопад грязи из уст – скверная, обезображенная речь. Увы, брань можно услышать на стройплощадке, на улице, даже на телевидении и радио. Сами взрослые не следят за своей речью и, не заботясь о последствиях сквернословия, «обучают» детей бранным выражениям.

    К сожалению, в неблагополучных семьях – там, где родители ведут аморальный образ жизни, регулярно употребляя спиртное, - подобная лексика прочно вошла в обиход. Нередко приходится слышать от воспитателей детских садов, что у некоторых детей речь засорена настолько, что допускать их к общению с другими детьми просто опасно. Народная мудрость гласит: «Слова убеждают, а пример вдохновляет».

    Граффити. Термин «граффити» происходит от итальянского «граффито» и означает «нацарапанный», «проводить линии», «писать каракули». Первоначально этот термин относился лишь к древним надписям и употреблялся историками и археологами. Сейчас он обозначает всякую неразрешенную надпись, знак, рисунок. Граффити составляют неотъемлемую часть пейзажа современных городов и сел, а также внутренней обстановки общественных зданий. Их можно обнаружить на стенах домов, заборах, в транспорте, в общественных туалетах и даже на памятниках культуры. Они выполняются всевозможными способами – мелом, маркерами, краской, иногда выцарапаны или выбиты. Граффити содержат разнообразные сообщения, ругательства, изречения, рисунки и символы.

    Девиантное поведение основано на противоречиях существующих в обществе, социальных группах между личностями и, наконец, в нутрии самой личности. В девиантном поведении проявляется единство объективных и субъективных факторов. Усугубляется эта проблема и поставленной на поток кино и телепродукцией, где современный школьник учится «азам» агрессивности.

    В целом сегодня в нашем обществе имеется серьезный дефицит позитивного воздействия на школьников. Обществу приходится дорого за это платить уже в настоящем и еще дороже в недалеком будущем. Цена - несостоявшиеся судьбы молодых людей, которые причиняют  общественное зло своими социальными отклонениями, а завтра не смогут воспроизвести свое здоровое в физическом и духовном  отношении потомство.

    Без сомнения эта проблема является важной и требует комплексного подхода к ее решению, привлечение всех специалистов, работающих с детьми и подростками.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по профилактике правонарушений, вредных привычек среди несовершеннолетних и формирование здорового образа жизни

    Пояснительная записка        Современная школа оказывает систематизированное и последовательное влияние на формирование личности человека. В процессе воспитани...

    Методическая разработка занятия по профилактике правонарушений по теме: "Правила поведения учащихся в школе и на улице"

    Данная методическая разработка позволяет обсудить с ребятами основные правила безопасного поведения....

    Доклад "Профилактика правонарушений в начальных классах"

    Статья содержит материал из опыта работы с учащимися по профилактике правонарушений...

    Консультация для родителей по профилактике правонарушений среди несовершеннолетних " Особенности подросткового возраста и их влияние на правонарушения несовершеннолетних"

    Консультация для родителей по профилактике правонарушений среди несовершеннолетних" Особенности подросткового возраста и их влияние на правонарушения несовершеннолетних"...

    Профилактика правонарушений. Формирование социально-ответственного поведения через волонтёрскую деятельность (на примере деятельности отряда ЮИД)

    Выступление на педагогическом совете "Профилактика правонарушений".    Формирование социально-ответственного поведения через волонтёрскую деятельность  (на примере деятельност...

    Родительское собрание«Роль семейного общения в профилактике девиантного поведения и негативных привычек у детей»

    Родительское собрание«Роль семейного  общения в профилактике девиантного  поведения и негативных привычек у детей»...

    Доклад- презентация на ШМО классных руководителей. на тему: « Организация совместной деятельности педагогов, детей и родителей по профилактике правонарушений среди подростков на основе дифференцированного подхода»

    Каждому педагогу известно, что дети отличаются друг от друга характером, способностями, интересами. У каждого из них - свои мысли и мечты, симпатии и предубеждения. Среди ребят выделяются яркие, сложн...