Статья "Детский труд и забота ребенка о близких"
статья (2 класс) на тему

Иванова Светлана Ханифовна

Статья "Детский труд и забота ребенка о близких"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ivanova_statya_v_gazetu.doc39 КБ

Предварительный просмотр:

ДЕТСКИЙ ТРУД И ЗАБОТА РЕБЕНКА О БЛИЗКИХ

 Нередко правила культурного поведения сводят лишь к хорошим манерам, вежливым формам речи. Это только часть общей культуры человека, проявление его уважения к другим людям, внимания к ним. Другая важная сторона культуры проявляется в отношении человека к труду, в уважении к нему. Мальчик помог сестре почистить туфли, почистил ботинки свои и папины. Это внимание к отцу, к сестре, забота о них. К этому надо постоянно приучать детей.

         Конкретное содержание домашнего труда детей зависит от условий жизни семьи, от тех привычек и традиций, которые в ней сложились, от степени занятости взрослых. Тем не менее, возможно выделить то общее, о котором следует помнить в каждой семье. Прежде всего, еще до школы ребенка следует приучить к труду по самообслуживанию, связанному  с его личными потребностями. Обычно дошкольник уже умеет одеваться, убирать постель, умываться, аккуратно складывать перед сном одежду. С поступлением в школу ребенка не следует освобождать от самообслуживания. Наоборот, если раньше ребенок не всегда убирал за собой постель, то теперь ему надо внушить, что он обязан это делать ежедневно и без напоминаний взрослых, так как он стал уже большим, школьником.

      С поступлением в школу у детей появляются и новые обязанности. Ученик обязан, придя из школы, переодеться, снять форму, вычистить ее и аккуратно убрать. Постоянной обязанностью становится чистка обуви: ребенка надо приучать всегда выходить из дома в вычищенных туфлях, ботинках. Дети учатся чистить запачканную после гуляния одежду, приучаются следить за порядком в портфеле, соблюдать чистоту на письменном столе, всегда убирать все на место после игры, а если надо, подмести или вытереть пол. Школьники приучаются пришивать воротничок к форме, стирать и гладить носовые платки и другие мелкие вещи. Пришивать пуговицы, штопать и вообще ухаживать за одеждой должны уметь не только девочки, но и мальчики.                              

   Постепенно дети приучаются убирать за собой стол после еды.

    Прививая детям навыки самообслуживания, родители во многом облегчают свой собственный труд и помогают детям преодолеть беспомощность, приобрести самостоятельность.

      Когда ребенок привыкнет выполнять наиболее простые работы по самообслуживанию, его можно привлекать к уборке комнаты. Сначала детям поручают вытирать пыль с вещей, подметать пол, ухаживать за комнатными цветами. Первое время они выполняют эту работу вместе со взрослыми. Старшим детям можно давать постоянные и самостоятельные поручения по уборке комнаты. Это воспитывает у них аккуратность. Очень важно, чтобы девочки и мальчики не оставались безразличными к окружающему их беспорядку, не садились за уроки, за книгу в неприбранной, грязной комнате.

    Одним из постоянных видов домашнего труда является приготовление пищи. Детей надо постепенно привлекать к этому. Сначала им нужно поручать подсобные задания: принести картошку, лук, подать крупу, сахар, соль. Обычно дети с интересом наблюдают, как мать готовит пищу, особенно если это связано с приготовлением праздничного обеда. Постепенно дети узнают, где лежат продукты, в общих чертах знакомятся с процессом приготовления пищи. Затем они получают более серьезные задания: почистить картошку, помыть овощи, перебрать ягоды, помешать кашу, последить за кипячением молока. Надо специально обращать внимание детей на то, как готовится пища: «Ну-ка, расскажи, как надо сделать омлет?»   «Как ты будешь варить манную кашу или суп?». Если ребенок затрудняется ответить, мать тут же предлагает ему посмотреть, как она будет готовить это блюдо. Постепенно под присмотром родителей дети сами начинают пробовать свои силы в кулинарном искусстве.

     С приготовлением пищи связано участие детей в хозяйственных покупках. Детей рано начинают посылать в магазин за хлебом, молоком и другими продуктами. Сначала такие поручения даются изредка, а затем за старшими детьми закрепляются постоянные обязанности: ежедневно ходить за хлебом или молоком, следить, чтобы в доме всегда была соль, мыло и т. п. Поручая детям те или иные покупки, важно проверять, сколько денег было истрачено, сколько принесено сдачи. Это приучает детей к аккуратности в обращении с деньгами. Нельзя подозревать ребенка в нечестности. Доверие ему должно быть оказано полное, тогда и он будет стараться оправдать это доверие. В результате дети не только облегчают домашний труд взрослых, но и становятся более заботливыми и хозяйственными.

    Очень важно с ранних лет приучать детей к помощи по обслуживанию взрослых. Дети должны быть внимательны и предупредительны к взрослым членам семьи. Эти качества появляются у ребенка не сразу, их надо умело воспитывать. Сначала ребенок выполняет небольшие поручения: приносит старшим газету, книгу, домашние туфли или другие предметы, вовремя подает на стол тарелку, хлеб и т. д., когда мать или отец приходит с работы. Потом обязанностью ребенка становится подогревание пищи к приходу родителей, мытье посуды после обеда. Конечно, вначале все это делается по просьбе взрослых. Лучше, если отец обращает внимание ребенка на то, что надо помочь матери, и учит быть внимательным и предупредительным с ней, а мать в свою очередь напоминает детям, как надо позаботиться об отце.

... Отец только что вернулся с работы. Дети радостно приветствовали его появление и тут же вернулись к прерванной игре. Мать напомнила им: «Наш папа сегодня очень устал, надо за ним поухаживать. Ты, Коля, принеси папе полотенце, а ты, Танюша, быстренько накрой на стол». В следующий раз отец заботливо говорит детям: «Мама сегодня немного нездорова, давайте уложим ее в постель, приготовим ужин и маму накормим». Детей надо приучать быть особенно внимательными к больным.

     Если такая работа проводится в семье постоянно, забота о взрослых естественно станет для детей чем-то обязательным, само собой разумеющимся делом. Если у детей не воспитать это качество, то, став взрослыми, они не догадаются в нужный момент проявить заботу о старших, а. иногда просто постесняются быть внимательными и предупредительными.

     Приучение школьников к уходу за малышами помогает воспитывать правильные взаимоотношения в семье между младшими и старшими детьми. В некоторых семьях такая помощь старших сестер и братьев иногда бывает неизбежной. Старшие следят за малышами, гуляют с ними, помогают кормить их, одевать, играть с ними, читать книжки, делать им игрушки, отводят в ясли или детсад. Не следует, безусловно, перегружать ребенка этими делами. Поручать их ему надо время от времени, когда взрослые особенно заняты.

    Родители, приобщая ребенка к самообслуживанию, должны давать ему посильные поручения. При этом надо принимать во внимание возрастные особенности, умственное и физическое развитие ребенка, учитывать те умения, которые у него уже имеются, и, наконец, по возможности не забывать интересов ребенка. Надо помнить, что особенности младшего школьника нередко ограничивают его возможности, делают для него непосильным выполнение тех или иных поручений.

    Характер домашнего труда младших школьников таков, что за приказанием сразу должно следовать выполнение (накрыть на стол, вычистить ботинки, вытереть  тряпкой подоконник), так как в этом возрасте ребенок не может еще держать в памяти задание, полученное задолго до его выполнения. Если, например, дать ребенку задание утром и попросить выполнить его в середине дня, то ребенок без привычки может забыть о поручении. Умение держать в памяти задание и выполнять его своевременно возникает не сразу, а лишь после длительного упражнения. Ребенок легче запоминает и выполняет несколько последовательных поручений, например: вымыть тарелку, поставить посуду на место, вытереть со стола. Но если ему сразу перечислить разнородные дела: помыть тарелку, почистить ботинки, подмести комнату и прибрать письменный стол, то даже при умении выполнять все намеченные поручения ребенок забудет и о последовательности, и о количестве поручений и не выполнит их полностью.

    Не загружая ребенка сразу большим количеством поручений, постепенно приобщая его к новым видам труда, можно приучить ребенка к выполнению многих дел. Надо, чтобы, выполняя работу, он испытывал чувство удовлетворения от того, что помогает семье, заботится о родителях, братьях, сестрах.

Иванова Светлана Ханифовна

учитель начальных классов

 МБОУ «СОШ №7» НМР РТ


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль труда в жизни ребенка

Конспект двух выступлений на родит.собраниях...

Мера заботы о ребенке

Тест для родителей начальных классов...

Урок-практикум на тему "О ребенке – особая забота!"

           Учащиеся размещают на доске подготовленные ими листки с эскизами плакатов на тему "Забота о детях – общее дело" и представляют их. Каждое выступление од...

Забота о здоровье – это важнейший труд воспитателя.

Актуальная тема для разговора во все времена – это здоровье человека. Здоровье нельзя удержать лекарствами. Но есть другое средство – движение. Физические упражнения, движение должны прочно войти в бы...

Урок ручного труда в 4 классе "Космос близкий и далёкий".

Урок ручного труда в 4  классе    Тема урока: Космос близкий и далёкий.для детей с ограниченными возможностями здоровья...

Как научить ребенка заботиться о своей безопасности

В нашей школе уделяется большое внимание организации работы по воспитанию основ безопасности учащихся в различных сферах деятельности. Ежегодно школа участвует в социально-значимых акциях, направленны...

Статья в журнале "Беспризорник" Забота о здоровье - это важнейший труд воспитателя

Статья "Забота о здоровье - важнейший труд воспитателя" из опыта работы по формированию здорового и безопасного образа жизни у воспитанников в условиях центра помощи детям....