Урок ручного труда в 4 классе "Космос близкий и далёкий".
план-конспект урока по технологии (4 класс) на тему

Мануйлова Ольга Викторовна

Урок ручного труда в 4  классе   

Тема урока: Космос близкий и далёкий.

для детей

 с ограниченными возможностями здоровья 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon manuylova_o.v.urok_kosmos.doc150 КБ

Предварительный просмотр:

Урок ручного труда в 4  классе    

Тема урока: Космос близкий и далёкий.

Мануйлова Ольга Викторовна

Учитель трудового обучения

Муниципального казённого общеобразовательного

 учреждения Куйбышевского района «Чумаковская школа-интернат  

для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей,

 с ограниченными возможностями здоровья»

Цель: отрабатывать навыки симметричного вырезания и аппликации из бумаги.

Задачи:         

Образовательная:

· формировать начальные знания о космосе

· закреплять умение симметричное вырезание (вырезание космической ракеты, летающей тарелки, космонавта)

Коррекционно - развивающая:

·         развивать логическое мышления и речь учащихся через прослушивание  стихотворений.

Воспитательная:

·      формировать представление о планетах и кометах, о космических кораблях и космонавтах.

Тип урока

Комбинированный урок 

Структура урока: 

организационная часть,

сообщение темы и цели урока,

опрос учащихся по изученному материалу,

изложение нового учебного материала и его закрепление,

вводный инструктаж,

пробное выполнение приемов практической работы,

самостоятельная практическая работа учащихся и текущее инструктирование учителя,

итоговая часть.

Основные понятия: Открытый космос, космонавт, космическая ракета, латающая тарелка, комета, симметричное вырезание.

Межпредметные связи:

·       окружающий мир, астрономия.

Оборудования и материалы:

компьютер, мультимедийная установка, доска, опорный конспект, раздаточный материал, аудиозапись космическую музыку, инструкции по изготовлению аппликации про космос (журнал «Мастерилка № 6. 2012 г.» «Звёзды зовут…», издательский дом «Карапуз»). 

Ход урока

Занятие проходит под космическую музыку,  на физминутке музыка включается громче.

1.        Организационный момент. Сообщение темы урока.

Учитель. Здравствуйте, ребята, тему нашего сегодняшнего урока мы узнаем, послушав стихотворение

Я хотел бы слетать на луну,
В неразгаданный мир окунуться.
И подобно красивому сну
К самой яркой звезде прикоснуться.

Долететь до далёких орбит,
Неизвестных всем нам измерений,
Где загадочный космос хранит
Много тайн необъятной вселенной.

На планетах других побывать,
О которых наука не знает.
И существ неземных повидать, —
Что на странных тарелках летают.

Расспросить, как живётся им там,
Есть ли осень, зима или лето,
С какой целью всегда летят к нам –
На забытую Богом планету…

Все о чём-то мечтают всегда,
И стремятся чего-то добиться.
Только космос, увы, никогда
Не захочет наверно открыться…

Да тема нашего урока – Космос, Космические дали.

2.        Основная часть.

2.1 Беседа.

Учитель: что вы знаете о  космосе?

Какие планеты вы знаете?

Давайте прослушаем ещё одно стихотворение и попробуем его выучить, чтобы знать названия планет.

Планеты по порядку в стихах

По порядку все планеты
Назовёт любой из нас:
Раз — Меркурий,
Два — Венера,
Три — Земля,
Четыре — Марс.
Пять — Юпитер,
Шесть — Сатурн,
Семь — Уран,
За ним — Нептун.
Он восьмым идёт по счёту.
А за ним уже, потом,
И девятая планета
Под названием Плутон.
(Аркадий Хайт)

Учитель: Кто первым вышел в открытый космос?

Ученики: - Ю.А. Гагарин был первым человеком, полетевшим в космос. Он поднялся высоко-высоко над Землёй на космическом корабле. Людей, которые летают в космос, называют космонавтами. Мы гордимся тем, что первым в космос полетел русский человек.

- Прежде чем отправить человека в космос, полетели две собачки Белка и Стрелка, полёт прошёл успешно, и они вернулись на землю. А потом уже в космос полетел человек.

Учитель:  правильно, послушайте ещё одно стихотворение про космонавта Юрия Гагарина

Первый след

...Ракета в глубь небес

проложит след

И мрак прошьет

серебряною нитью,

И человек

готовится к отплытью

В пределы неизведанных планет.

Взметнется пыль

космических дорог,

Живая искра

просверкнет над бездной,

И к нам дойдет

из тьмы тысячезвездной

Неторопливый русский говорок.

Автор: В. Кочетков

Учитель:  А что такое комета?

Стихи о комете

Какое роскошное диво!
Почти занимая полсвета,
Загадочна, очень красива
Парит над Землёю комета.
И хочется думать:
— Откуда
Явилось к нам светлое чудо?
И хочется плакать, когда
Оно улетит без следа.
А нам говорят:
— Это лёд!
А хвост её — пыль и вода!
Неважно, к нам Чудо идёт,
А Чудо прекрасно всегда!
(Римма Алдонина)

Учитель. А теперь мы немного отдохнём, сделаем разминку, попробуем выйти в открытый космос. Что для этого надо нам?

Ученики: одеть специальную форму, костюм: скафандр

Учитель: одеваем, застёгиваем все застёжки.

Мы ручками похлопаем - Хлоп-хлоп-хлоп,
Мы ножками потопаем - Топ-топ-топ,
Мы руки все подняли
И дружно опустили.
И сели все в волшебную ракету. (руки, согнутые в локтях, перед грудью)
Завели мотор - Ж- ж- ж,ж-ж-ж-ж-ж-ж (крутим медленно руками перед грудью, увеличивая темп)
Ракета летит, а мотор гудит- У-у-у, у-у-у (руки в стороны, поочерёдные наклоны влево и вправо),
Полетели...(обычно сделав пару кругов по классу).

На пути нам встретилась летающая тарелка, поприветствовали инопланетян (привет…)

 А теперь нам встречается комета, уходим от неё, а то она нас может сбить (делаем резкий поворот).

 А теперь мы захотели выйти в открытый космос, надеваем шлем,

прикрепляем провод к скафандру,

застёгиваем все пуговки,
посмотрели друг на друга: всё ли в порядке? Всё?

Тогда аккуратно, не задевая космический корабль выходим.

В космосе нет притяжения и мы пытается не удариться друг о друга….

Погуляли по открытому космосу? Заходим обратно в ракету, аккуратно.

Снимаем шлем. Садимся, пристёгиваем все ремни безопасности. Полетели домой (сидя изображаем, что рулим штурвалом).

Увернулись от кометы (наклоны в лево, право), прилетели на землю…

Итак, все приземлились?

Продолжаем работу

Учитель: кто расскажет правила работы и технику безопасности?

Ученики:  

Общие требования безопасности

  1. Соблюдение данной инструкции обязательно для всех учащихся, занимающихся в кабинете.
  2. Спокойно, не торопясь, соблюдая дисциплину и порядок, входить и выходить из кабинета по указанию учителя.
  3. Выполнять только работу, предусмотренную учителем.
  4. Соблюдать все инструкции по технике безопасности.
  5. Запрещается загромождать проходы сумками и портфелями.
  6. Запрещается включать электроосвещение и электроприборы самим.
  7. Запрещается открывать форточки и окна.
  8. Запрещается передвигать учебные столы и стулья.
  9. Запрещается трогать руками электрические розетки, кабельные соединения.
  10. Травмоопасность в кабинете:

-при включении электроосвещения

-при включении электроприборов.

11. Запрещается приносить на занятия посторонние, ненужные предметы, чтобы не отвлекаться и не травмировать своих товарищей.

12.Бережно относиться к оснащению кабинета. Запрещается вставать на стулья, столы, подоконники.

13. Запрещается открывать шкафы, Запрещается брать что-либо с рабочего стола учителя без разрешения.

14. Запрещается играть в кабинете на переменах мячом и другими подвижными играми.

15. Запрещается садиться на трубы и радиаторы водяного отопления.

II. Требования безопасности перед началом занятий

  1. Запрещается входить в помещение кабинета без разрешения учителя.
  2. Запрещается открывать ключом дверь кабинета самостоятельно.
  3. Входить в кабинет спокойно, не торопясь.
  4. Подготовить своё рабочее место, учебные принадлежности.
  5. Убрать со стола всё лишнее.
  6. Получить и раздать материалы и инструменты.
  7. Проверить безопасность рабочего места.
  8. Запрещается менять рабочее место без разрешения учителя.

III. Требования безопасности во время занятий

1. Внимательно слушать объяснения, указания и инструктаж учителя.

2. Соблюдать порядок и дисциплину во время урока.

3. Запрещается включать самостоятельно электроприборы.

4. Приступить к работе с разрешения учителя.

5. Всю учебную работу выполнять после указания учителя.

6.  Поддерживать чистоту и порядок на рабочем месте.

7. На рабочем месте должны находиться предметы, только предназначенные для работы.

8. При работе с острыми, режущими инструментами на уроках трудового обучения соблюдать инструкции учителя по технике безопасности.

9. Во время учебных экскурсий соблюдать дисциплину и порядок, не отходить от группы без разрешения учителя.

IV. Требования безопасности в аварийных ситуациях

1. При возникновении аварийных ситуаций (пожар и т.д.), покинуть кабинет по указанию учителя в организованном порядке, без паники.

2. В случае травматизма обратитесь к учителю за помощью.

3. При плохом самочувствии или внезапном заболевании сообщите учителю.

V. Требования безопасности по окончании занятий

1. Приведите своё рабочее место в порядок.

2. Запрещается покидать рабочее место без разрешения учителя.

3. Обо всех недостатках, обнаруженных во время занятий, сообщите учителю.

4. Выходите из кабинета спокойно, не толкаясь, соблюдая дисциплину.

5. Покидайте рабочее место только с разрешения учителя.

Правила рабочего человека

  1. Прежде чем начать работу, приготовь рабочее место.
  2. Содержи в чистоте и порядке рабочее место.
  3. Во время работы быть внимательным, не отвлекаться и не отвлекать других.
  4. Береги инструменты, экономь материалы.
  5. Всегда думай, как сделать работу лучше.
  6. Работать дружно - главное правило рабочего человека.
  7. Закончил работу, убери рабочее место  быстро  и аккуратно.

Правильная посадка во время работы

  1. Ноги должны твердо опираться всей подошвой об пол, так как при другом положении ног нарушается кровообращение.
  2. Свет должен падать слева или спереди.
  3. Запрещается опираться грудью на стол.
  4. Руки должны быть согнуты в локтях и отставать от корпуса более чем на 10 см.
  5. Расстояние от глаз до изделия или детали должно быть
  1. м.
  1. В процессе работы следует периодически менять положение корпуса (из слегка согнутого к выпрямленному и обратно).

                

Техника безопасности при работе с клеем

  1. Во время работы быть внимательным.
  2. Запрещается отвлекаться и отвлекать других.
  3. С клеем обращайтесь осторожно. Клей ядовит!
  4. Клей храните в плотно закрытой упаковке, в определённом месте
  5. При работе клей стоит справа (для правшей, для левшей  - слева) от работающего в закрытом виде.
  6. Наливать клей надо в маленькие баночки или на листочки.
  7. Передавать клей друг другу только в закрытой ёмкости.
  8. Пользоваться клеем нужно только по назначению и только сидя за столом.
  9. Наноси клей на поверхность изделия только кистью.
  10. Бери   то   количество   клея,    которое   требуется   для выполнения работы на данном этапе.
  11. Излишки клея убирай мягкой тряпочкой или салфеткой, осторожно прижимая её.
  12. Запрещается попадание  клея на кожу рук, лицо, особенно глаза, рот, на слизистые носа.
  13. При попадании клея в глаза надо немедленно промыть их в большом количестве воды.
  14. По окончании работы обязательно вымыть руки и кисть с мылом.
  15. При работе с клеем пользуйтесь салфеткой.
  16. После работы клей плотно закрыть.

Техника безопасности при работе с ножницами

  1. Во время работы быть внимательным.
  2. Запрещается отвлекаться и отвлекать других.
  3. Запрещается наклонять низко голову при резании.
  4. Запрещается брать ножницы без разрешения.
  5. Ножницы – это не игрушка, это острый инструмент – обращаться с ними нужно осторожно.
  6. Запрещается играть с ножницами, подносить их к лицу.
  7. Пользоваться ножницами нужно только по назначению и только сидя за столом.
  8. Храните ножницы в указанном месте в определённом положении.
  9. Клади ножницы на стол ручками (кольцами) к себе и сомкнутыми острыми концами от себя, чтобы они не выступали за край стола.
  10. Ножницы во время работы класть справа (для правшей, для левшей - слева).
  11. При работе внимательно следите за направлением резания и за линией разреза.
  12. При работе с ножницами необходимо следить за движением и положением лезвий во время работы.
  13. Работать можно только исправными, отрегулированными и хорошо заточенными ножницами.
  14. Запрещается проводить руками по открытым лезвиям ножниц, можно поранится.
  15. Ножницы держать можно только лезвием (концами) вниз.
  16. Запрещается оставлять ножницы с открытыми лезвиями.
  17. Запрещается резать ножницами на ходу.
  18. Запрещается подходить к товарищу во время работы (резания).
  19. Передавайте ножницы только в закрытом виде, кольцами вперёд.
  20. Во время работы удерживайте материал левой рукой так, чтобы пальцы были в стороне от лезвия.
  21. Запрещается разбрасывать и раздувать мусор после вырезания бумаги.

Правила техники безопасности  при работе с карандашами и красками

  1. Запрещается бросать карандаши и кисточки друг в друга, колоть остриём в лицо, тело.
  2. Запрещается брать в рот карандаш, кисточку, краски.
  3. Запрещается брызгать водой, которая служит для мытья кисточек, на одежду, лицо впереди, позади, рядом сидящего товарища, мебель.
  4. Запрещается пачкать красками впереди, позади, рядом сидящего товарища, мебель.
  5. Запрещается наклонять низко голову при работе с карандашом, кисточкой.
  6. Запрещается брать карандаши, кисточки без разрешения.
  7. Во время работы быть внимательным.
  8. Запрещается отвлекаться и отвлекать других.
  9. Работать нужно хорошо заточенным карандашом (если он поломался – заострить, мусор сразу выбросить в мусорное ведро).
  10. Запрещается разбрасывать и раздувать мусор по сторонам  заточки карандаша.
  11. Карандаши и кисточки хранить в определённом месте (в баночке)
  12. Применять карандаши и кисточки только по назначению и только сидя за столом.

Учитель: теперь сделаем общую аппликацию: «Открытый космос». Для этого нам надо взять цветную бумагу и вырезать из неё симметрично. А что мы можем вырезать симметрично из того, что представлено на доске (на доске вывешены картинки ракеты, космонавта, летающей тарелки, кометы, шагающий космонавт)?

Ученики: ракету, космонавта, летающую тарелку,

Учитель:  а вот комету симметрично не вырежешь и если захотите вырезать шагающего космонавта, то его тоже не выйдет вырезать симметрично. Вот у вас на доске инструкции по изготовлению аппликации про космос. А у меня есть большой плакат для приклеивания ваших ракет, и планет, для космонавтов и летающих тарелок, которые вы сами приклеите. Приступаем к работе.

3.Итог урока:

3.1.И так, чем мы сегодня занимались?

Что нового узнали или повторили уже изученное?

Кто первым вышел в открытый космос?

Кто запомнил название планет и их последовательность?

Как правильно выполнять симметричное вырезание?

3.2. Выставление оценок.

3.3.. Домашнее задание: дома нарисуете картину, тема: космос.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР И ИГРОВЫХ УПРАЖНЕНИЙ НА УРОКАХ РУЧНОГО ТРУДА В МЛАДШИХ КЛАССАХ СПЕЦИАЛЬНОЙ (КОРРЕКЦИОННОЙ) ШКОЛЫ VIII ВИДА

Использование дидактических игр и игровых упражнений на уроках ручного труда может служить средством, организующим и стимулирующим мыслительную деятельность учащихся с нарушением интеллекта и играть с...

Конспект урока ручного труда в 3 классе специальной (коррекционной) школы VIII вида

Урок показан на  профессиональном конкурсе "Сердце, отданное детям" в 2009 году...

Создание проблемных ситуаций на уроках ручного труда с детьми с умеренной и тяжелой умственной отсталостью первого года обучения.

Одной из актуальных проблем современной коррекционной школы остаётся проблема повышения эффективности учебно-воспитательного процесса и повышение уровня коррекционной работы.Как известно, коррекционно...

Статья "Развитие мелкой моторики на уроках ручного труда в классах ОР".

Данная статья отражает возможности развития мелкой моторики у детей с ОВЗ на уроках ручного труда с учётом их психо-физиологических особенностей....

Урок ручного труда в школе для учащихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью Работа с пластилином 1 класс Тема урока: Кормление птиц зимой

Цель урока: Формирование знаний учащихся о жизни птиц в зимнее время года.Задачи урока:- образовательная: познакомить детей с зимующими у нас птицами, учить отщипывать пластилин маленькими кусочками;-...

Урок ручного труда. Коллективная работа «Полет в космос».

Задачи- образовательная: учить самостоятельно продумывать план и содержание работы, уточнение и обогащение первичных знаний о космосе, о космических полетах, обучение новым приемам работы с пластилино...

Конспект урока ручного труда по теме "Виды ручных стежков. Строчка прямыми стежками", 3 класс.

Цель: создание условий для обучения технологии сшивания ткани строчкой прямыми стежками.Задачи: обучать сшиванию деталей изделия строчкой прямого стежка, закреплять правила работы с иглой, ножницами, ...