Статья "Развитие мелкой моторики на уроках ручного труда в классах ОР".
статья по технологии по теме

Машкова Светлана Борисовна

Данная статья отражает возможности развития мелкой моторики у детей с ОВЗ на уроках ручного труда с учётом их психо-физиологических особенностей.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Развитие мелкой моторики на уроках ручного труда в классах ОР.

Сегодня в связи с изменениями в различных сферах жизни актуализировались вопросы, связанные с подготовкой подрастающего поколения к самостоятельной жизни. Особого подхода в этом плане требуют дети с проблемами в психофизическом развитии. Признание прав такого ребенка, его интересов, потребностей, оказание помощи в процессе его личностного становления и социальной адаптации являются чрезвычайно важными.

 Моторика – совокупность двигательных реакций (общая моторика, мелкая моторика кистей и пальцев рук, артикуляторная моторика). Мелкая моторика – движение пальцев рук.

Роль развития мелкой моторики рук очень велика. С развитием мелкой моторики рук напрямую связано развитие умственных способностей и речи. Стимулируя ее развитие, мы работаем над подвижностью органов артикуляции, готовим руку к письму, развиваем внимание, мышление. Мелкая моторика отвечает не только за речь, но так же позволяет развивать координацию в пространстве, воображение, зрительную и двигательную память.

В дошкольных учреждениях довольно много внимания уделяется развитию моторики рук. Но это не исключает тот факт, что при переходе ребенка в младший школьный возраст, необходимо продолжать развитие двигательных навыков.

Ученые доказали, что с анатомической точки зрения, около трети всей площади двигательной проекции коры головного мозга занимает проекция кисти руки, расположенная очень близко к речевой зоне. Именно величина проекции руки и ее близость к моторной зоне дают основание рассматривать кисть руки как “орган речи”, такой же, как артикуляционный аппарат. В связи с этим, было выдвинуто предположение о существенном влиянии движений пальцев на формирование и развитие речевой функции ребенка. Поэтому, чтобы научить ребёнка говорить, необходимо не только тренировать его артикуляционный аппарат, но и развивать движения пальцев рук, или мелкую моторику. А чтобы исправить речевое нарушение, нужно вести целенаправленную работу по развитию мелкой моторики. Такая работа ускоряет созревание областей головного мозга, которые отвечают за речь, и способствует ускорению дефектов речи.

В норме если у ребенка высокий уровень развития мелкой моторики, то соответственно у него хорошо развиты память, внимание и логическое мышление. Ребёнок с низким уровнем развития моторики быстро утомляется. Ему трудно выполнить задания, связанные с письмом, например, обвести какую – либо фигуру. Его внимание быстро рассеивается, появляется чувство тревоги. В дальнейшем это может привести к отставанию в учебе. Развитие мелкой моторики у УО детей играет не менее важную роль, чем у их сверстников, обучающихся в массовой школе.

Важным средством всестороннего развития УО учащихся и весьма эффективным способом коррекции отклонений в развитии является ручной труд с умственно отсталыми детьми. Трудовая деятельность находится в тесном взаимодействии с общим развитием ребенка, поскольку, по словам В. Сухомлинского «способности детей находятся на кончиках их пальцев.

Умственно отсталые школьники располагают значительными потенциальными возможностями, которые могут быть успешно реализованы с помощью соответствующей методики как на уроках так и на занятиях кружка.

Под влиянием правильно осуществляемого обучения ручной деятельности совершенствуются познавательные процессы: дифференцируется восприятие, обогащаются представления, развиваются наблюдательность и произвольное внимание, происходят положительные сдвиги в выполнении умственных операций. Ручная деятельность в значительной степени содействует совершенствованию эмоционально-волевой и двигательно-моторной сферы. Кроме того, она способствует обогащению и развитию речи детей. Этот вид деятельности служит одним из средств социальной и трудовой адаптации учащихся.

Коррекционно-развивающее влияние трудовой деятельности на личность ребенка может осуществляться при соблюдении следующих психолого-дидактических положений:

  • неукоснительное и систематическое соблюдение принципа коррекционной направленности обучения на всех этапах работы;
  • учет особенностей различных групп умственно отсталых, позволяющий организовать дифференцированное педагогическое воздействие; даже приблизительное деление учащихся на подгруппы в соответствии с их познавательными и творческими возможностями может служить ряду практических целей;
  • активизация интеллектуальной деятельности учащихся в процессе их работы; в ходе такой активизации учитель побуждает детей к предварительному осмыслению структуры выполнения, определению последовательности построения схемы рисунка, сопоставлению рисунка с образцом, осуществлению контроля за выполняемыми ручными действиями и т.п.;
  • побуждение учащихся к словесному обозначению выполняемых ими действий и их результата;
  • словесное обозначение (учителем) демонстрируемого образца и процесса создания (в дидактических целях) изделия;
  • формирование интереса к ручному труду и повышение мотивации трудовой деятельности;
  • организация пропедевтического периода обучения; в этот период закладываются основы перцептивных действий, т. е. формируется умение обследовать предметы и их свойства (форма, величина, цвет, пространственные отношения).

Эффективность коррекционной работы на занятиях ручного труда возрастает, если выполняемые детьми задания:

  • активно влияют на сенсорные процессы, познавательную деятельность, эмоционально-волевую и двигательно-моторную сферы;
  • соответствуют ближайшим возможностям умственно отсталых детей;
  • активизируют и стимулируют интеллектуальную и практическую деятельность;
  • позволяют формировать и закреплять умения и навыки;
  • предусматривают закрепление знакомых действий на разном по содержанию материале;
  • способствуют всестороннему развитию;
  • имеют практическое и общественное значение;
  • доставляют радость и чувство удовлетворения;
  • могут быть выполнены (как правило) в течение одного урока.

Принципиально важное  значение в осуществлении целенаправленного учебно-воспитательного процесса имеет содержание обучения. Сложность заданий зависит от возраста и уровня развития УО учащихся.

На первом году обучения формируется кинестетическая основа движения пальцев рук в процессе выполнения упражнений для кистей рук, при выполнении последовательно организованных движений и конструктивного праксиса: игры с пирамидками, матрёшками, кубиками, настольным конструктором, составлении узоров из крупной и мелкой мозаики, палочек, складывании разрезных картинок, обводке, раскрашивании, штриховке, шнуровке. Лепка и аппликация на клеевую основу. На втором году обучения появляются упражнения на развитие умений узнавать изделия из дерева, бумаги, пластилина, ткани тактильно, рисование восковыми мелками и красками, упражнения на развитие динамической организации движений, игры с пальчиками и обучение приёмам самомассажа рук с использованием различных массажёров (мячи, валики, кольца, шишки, каштаны, орехи). При выполнении аппликации начинают использовать клей и кисть, а также ножницы . На третьем году обучения - упражнения на развитие произвольных движений рук, ног, головы, глаз, языка, пальцев и кистей рук, «рисуночное письмо». Упражнения на развитие общей и мелкой моторики усложняются. На четвёртом году начинается обучение простым мудрам ( пальчиковая гимнастика), совершенствуется рисуночное письмо. Штриховка, дорисовка, графические ряды. При лепке из пластилина и пата учат использовать стеку. При работе с конструктором дети осваивают соединение деталей с помощью отвёртки и гаек. Также в четвёртом классе дети знакомятся с работой иглой. Отрабатывается написание гласных и некоторых согласных букв, запись своего имени, числа, названия месяца, списывание данных о режиме дня, телефонов специальных служб, активно отрабатываются упражнения на развитие артикуляционной и общей моторики. Используется логоритмика. В рисовании – лес и деревянный дом, далее- натюрморт, книжки- самоделки на бытовые темы, позднее – улица, парк, пришкольный участок.

Чтобы УО учащийся умело обращался с ручкой, карандашом, фломастером, кистью, нужно развивать движения его пальцев, стремясь к тому, чтобы они были свободными, уверенными, согласованными. С ребенком следует выполнять упражнения, направленные на укрепления подвижности пальцев, развитие силы, координации движений. Все это – основные составляющие овладением письмом.
Умение производить точные движения кистью и пальцами рук просто необходимо для овладения письмом. Письмо является сложнейшим психомоторным навыком, успешное становление которого опирается на согласованное взаимодействие всех уровней организации движений. Зачастую, УО учащиеся не способны проводить достаточно четкие и прямые линии при срисовывании образцов геометрических фигур, начертании печатных букв (так называемая «дрожащая линия»), не умеют точно вырезать по контуру фигуры из бумаги, у них отмечается плохая координация движений при беге, прыжках, общая двигательная неловкость и неуклюжесть. Даже нормально развивающемуся ребенку не помешают массаж рук в доречевом периоде, а пальчиковые игры в сопровождении стихов не только разовьют мелкую моторику и речь, но и умение слушать. Учителю на уроках ручного труда необходимо создавать условия для развития мелких мышц рук. Почему же у дошколят слабо развита мелкая моторика? Причин тому несколько: одна из них заключается в неэффективном подборе игр и упражнений-заданий для развития мелкой моторики, которые ориентируются на работу основных пальцев руки (большого, указательного, среднего), т.к. безымянный палец и мизинец находятся вне активной зоны и в повседневной деятельности практически не участвуют. Однако, оставляя безымянный палец и мизинец вне поля внимания, т.е. не используя их в упражнениях, мы снижаем эффект развития тонкой моторики. Для получения максимального эффекта важно ориентироваться на те упражнения, задания, игры, которые способствуют развитию всех пальцев руки. Подбирая задания на развитие мелкой моторики, важно помнить и о специфике самих движений. Движения на сжатие, растяжение и расслабление должны сочетаться. При частом использовании движений сжатия без растяжения (и уж тем более расслабления) возникает так называемый «перекос», что может вызвать повышение тонуса пальцев. Упражнения должны строиться на использовании изолированных движений каждого пальца.
Для успешного развития тонкой моторики важно тренировать обе руки. Как правило, одна рука у большинства людей оказывается ведущей, с ней обычно и проводится основная работа, в то время как неведущая рука оказывается ущербной.
Важно в играх равным образом развивать тонкие движения пальцев обеих рук, а в быту стремиться распределять различные действия между правой и левой руками. Однако из этого не следует, что надо переделывать левшу на праворукого или наоборот. Надо лишь неведущую руку сделать более активной.
Для укрепления и развития детской руки, координации движений рекомендуются различные упражнения и действия с предметами (расстегивание и застегивание пуговиц, завязывание и развязывание ленточек, узелков, шнурков, перекладывание мелких предметов, плетение из ниток различных поделок, аппликации, конструирование, лепка, рисование и штриховка, пальчиковая гимнастика и массаж. Приемы могут быть разными. Важно вовлекать в движения больше пальцев, а сами движения производить энергично. Каждый из этих приемов направлен на развитие ребенка: его костно-мышечного аппарата, сенсорной чувствительности, зрительно-моторной координации, произвольного внимания, навыков психорегуляции.

• пальчиковая гимнастика в стихах,
• игры с палочками,
• игры с шариками,
• самомассаж пальчиков,
• массаж пальчиков массажером.
• штриховка,
• работа с трафаретами, рамками Монтессори,
• контур предмета (обведи рисунок, соедини по точкам);
• дорисовка (по принципу симметрии);
• волшебные узоры,
• лабиринты.
• работа с пластилином,
• работа с бумагой,
• знакомство с тетрадью;
• ориентировка в пространстве листа;
• графические диктанты;
• копирование (по точкам, на кальку).

 

Развитие умственных способностей и речи напрямую связано с развитием мелкой моторики рук, а при использовании пальчиковой живописи, тестопластики, папье-маше (лепка из бумажной массы) и мозаики развивается как раз мелкая моторика рук. Вместе с тем развиваются творческие способности и воображение.

Первый вид деятельности, который способствует развитию моторики – это шнуровка. Манипуляции со шнурками можно осуществлять как с обычными предметами одежды, так и с игрушками. Здесь не лишним будет упомянуть о застегивании пуговиц (размер пуговиц стоит выбирать, отталкиваясь от навыков ребенка). Важно отметить, что родители, желающие, чтобы их ребенок развивал мелкую моторику, не должны помогать ребенку одеваться, застегиваться, шнуровать ботинки. А уже тем более делать это за него. Разумеется, когда ребенок собирается сам, это требует гораздо больше времени. Но, зато, это послужит благому делу.
Следующее приспособление, которым можно воспользоваться – это бельевые прищепки. С помощью них можно конструировать. Например, дать ребенку круг из желтого картона и предложить сделать из прищепок лучики. Разнообразие персонажей зависит только от фантазии, это могут быть и ушки у зайчика, и хвост у лисы, и щупальца у осьминога, и листочки у дерева, и перья в хосте у павлина, и лепестки цветика - семицветика. Так же прищепку можно использовать для массажа и самомассажа, если ее прицепить на подушечки пальцев. Эти упражнения можно наложить на стишки, тем самым развивать помимо мелкой моторики рук, темпо-ритмическую сторону речи.

Хорошо помогают в развитии мелкой моторики тесемочки, шнурки, нитки. Из них можно заплетать косички или же выкладывать фигуры на ровной поверхности. Так же можно предложить ребенку фигуру, нарисованную на листе бумаги, и предложить по контуру рисунка выложить нитку. Из проволоки можно конструировать различные фигуры, предметы, а так же буквы и цифры, что в свою очередь будет отличной профилактикой оптической дисграфии и дислексии.

Конструировать буквы так же можно из пластилина. Причем, при работе с этим материалом, следует помнить, что в идеале кусок пластилина изначально должен быть твердым. Не надо предварительно класть его на батарею или помогать ребенку его раскатать. Пока ребенок самостоятельно готовит материал к работе, его руки получают замечательный массаж, что благотворно влияет на его мелкую моторику. Для лепки так же хорошо подходит тесто. Тесто можно специально приготовить для занятий, а можно попросить ребенка помочь маме в приготовлении украшений для пирога (это могут быть и косички, и буквы, и цифры, и цветочки).
Так же в качестве конструктора хорошо подойдут счетные палочки, спички. С их помощью можно выкладывать на плоской поверхности различные узоры и фигуры.
Для девочек очень хорошо подойдет работа по изготовлению бус. Для этого понадобится прочная нитка и различные бусины. Стоит учесть, что если ребенок дошкольного возраста, то бусины понадобятся крупнее, чем старше ребенок, тем размер бусин меньше. По мере совершенствования ребенком своих навыков, бусинки можно подбирать мельче.
Для мальчиков полезным и интересным занятием будет закручивание гаек, забивание гвоздей. Разумеется, стоит помнить о технике безопасности и работа эта должна осуществляться строго под контролем родителя.
Можно организовать работу по вырезанию из журналов и газет различных иллюстраций.
Помимо всего прочего, не стоит забывать про раскраски, контурные картинки, различные ребусы-дорожки, мозаики, конструкторы, которые так же благотворно влияют на развитие мелкой моторики рук.
Таким образом развивать мелкую моторику рук можно не только в специально организованных условиях и на занятиях, с конкретными развивающими пособиями, но и в быту. Продуктивность занятия возрастет, если родитель не ограничится заданием и уйдет в другую комнату, а вместе с ребенком возьмется за решение совместной задачи. Стоит помнить, когда работа совершается вместе и в игровой форме, то любые вершины даются быстрее и проще. Так же не лишним будет напомнить: чем раньше будет начата работа по развитию мелкой моторики, тем раньше она начнет приносить свои плоды, тем проще ребенку будет расти, развиваться и овладевать новыми умениями.

Задача педагогов, детских психологов и логопедов – донести до родителей значение игр на развитие мелкой моторики. Родители должны понять: чтобы заинтересовать ребенка и помочь ему овладеть новой информацией, нужно превратить обучение в игру, не отступать, если задания покажутся трудными, не забывать хвалить ребенка, но для этого следует знать основные пути ее развития и совершенствования:

1. Массаж и самомассаж кистей и пальцев рук.
Ежедневный тщательный массаж кистей рук: мягкие массирующие движения и разминания каждого пальчика, ладошки, наружной стороны кисти, а также предплечья.

2. Ежедневная пальчиковая гимнастика и пальчиковые игры (со стихами, скороговорками, звуками):

  • упражнения выполняются стоя, но меняется исходное положение рук (перед собой, вверх, в стороны);
  • специальные упражнения на столе (выполняются сидя).

3. Работа с предметами и материалом (ножницы, пластилин, конструктор, прищепки, бусины, крупы и др.)

4. Теневой, пальчиковый театр.

5. Упражнения в обводе контуров предметов. Рисование по трафаретам, по клеткам (зрительные и слуховые диктанты), закрашивание контурных предметов ровными линиями и точками. Штриховка вертикальная, горизонтальная, наклонная, рисование “петелькой” и “штрихом” (упражнения выполняются только простым карандашом).

6. Рисование несложных геометрических фигур, букв в воздухе и на столе ведущей рукой, затем другой рукой и обеими руками вместе; поочередное рисование каждым пальцем одной, затем другой руки.

7. Конструирование и работа с мозаикой, пазлами.

8. Выкладывание фигур из четных палочек.

9. Освоение ремесел: шитье, вышивание, вязание, плетение, работа с бисером и др.

10. Домашние дела:

  • перемотка ниток;
  • завязывание и развязывание узелков;
  • уход за срезанными и живыми цветами;
  • чистка металла;
  • водные процедуры, переливание воды (мытье посуды, стирка кукольного белья (объяснить и показать предварительно все процессы: смачивание, намыливание, перетирание, полоскание, отжимание));
  • собирание разрезных картинок, ягод;
  • разбор круп и т.д.

При подборе игровых упражнений следует принимать во внимание такие принципы:

– игровые упражнения должны приносить детям радость, а личностные отношения взрослого и ребенка строятся на основе доверия, взаимопонимания, доброжелательности. Ребенок знает, что получит необходимую помощь при затруднениях;

– постепенное усложнение игрового материала, упражнений, от простого к сложному.

При предъявлении игрового материала, речевых игр следует учитывать индивидуальные возможности ребенка, в процессе работы они должны усложняться.

Для достижения желаемого результата необходимо сделать работу по развитию пальцевой моторики регулярной, выделив для этого время на занятиях педагогов и в процессе режимных моментов. Оптимальным является использование физкультминуток.

Детский металлический конструктор – старая, проверенная временем игрушка, которую помнят еще наши мамы и папы. В далеком СССР такие наборы в огромных количествах лежали на прилавках «Детского мира», будоража воображение каждого ребенка, особенно мальчишек. Потом на некоторое время металлический конструктор из наших магазинов исчез. Его очень быстро заменили «Лего» и прочие яркие пластиковые наборы. И вот – конструктор металлический для уроков труда возвращается к нам снова. И это возвращение неслучайно. Его диктует спрос, так как кубики, мозаики и прочие пластиковые детали, какими бы яркими они ни были, не в состоянии заменить простой металлический конструктор. Только он предлагает осуществить сборку всех предметов с помощью обычного гаечного ключа и отвертки, то есть с помощью тех же самых инструментов, которые держат в руках настоящие мастера.

Можно лишь догадываться, какие чувства испытывает мальчик, когда у него появляются свои собственные инструменты. Теперь ящик с отвертками и ключами есть не только у папы. Отныне и у маленького мужчины есть своя собственная механическая мастерская. По сути, обычный конструктор металлический для уроков труда практически ею и является, такой конструктор рекомендован Министерством образования России для проведения уроков труда в начальной школе.

Такие наборы металлических элементов дают возможность собрать не только однотипные транспортные средства и стандартные домики, но и различные паровозики и машинки. В качестве дополнения в некоторые наборы входят деревянные элементы. В общем, все конструкторы очень разные. Можно постепенно создать целый автопарк, состоящий из машинок, кранов, приспособлений для транспортировки, лебедок и тележек. Помимо этого, можно собрать модели самолетов, построить здания и возвести башни. Научившись в совершенстве орудовать отверткой, ребенок начнет лучше разбираться в устройстве механизмов. Желательно, чтобы, наигравшись с конструктором, ребёнок не разобрал весь дом. Дома его внимание можно переключить на старую технику, поломанные часы, неработающие телефоны и другие ненужные предметы быта. Ведь все как раз и начинается с обычных гаечек и винтиков.

Развивающие металлические конструкторы способствуют развитию не только пространственного воображения, но и технического мышления. Множество винтиков и гаечек, ключей и отверток учат ребенка собранности. Занимаясь поиском необходимых деталей и привинчивая их друг к другу, ребенок становится более внимательным.

 Конструкторы лего. Они являются одним из элементов в развитии детей дошкольного возраста. Они используют конструкторы для развития моторики и для воображения. Так как именно в этом возрасте происходит формирование личности, то конструкторы позволяют развить личность ребёнка и, прежде всего его фантазию. Конструкторы имеют различную направленность и позволяют создавать самые различные объекты, который ребёнок может встретить в жизни. Они имеют несколько уменьшенные размеры. Но, тем не менее, это позволяет им получить представление о том, как они устроены. 

Именно благодаря такой особенности конструкторов, которые помогают представить реальные объекты в определенных масштабах, они позволяют ребёнку не только самому их строить по своему усмотрению, но и менять не только саму архитектуру возведения этих объектов, но также менять цветовую гамму. В настоящее время существует достаточно большое разнообразие видов конструкторов, которые позволяют развивать ребёнка. 

Конструкторы способствуют не только мышлению ребенка, но и формированию в нём определенного опыта. Среди всех конструкторов несомненным лидером является конструктор фирмы «Лего». Эти конструкторы появились давно в странах Европы. В Россию они пришли относительно недавно. 

В нашей стране по достоинству оценили их преимущества. Если раньше существовали только конструкторы определенного направления, производимые в конкретном направлении, что было достаточно ограниченно в плане развития кругозора ребёнка, то теперь ассортимент конструкторов значительно расширился. В этом плане конструкторы «Лего» не имеют конкуренции. Так в серии конструкторов «Лего» имеется много направлений, которые позволяют ребёнку узнать о разных видах объектов и самому научиться и строить. 

Автомобили, дома, космические корабли - всё это одни из тематик данных конструкторов, которые различаются между собой. Это позволяет ребёнку узнать о том, из чего состоит каждый моделируемый объект. Кроме этого он может сам его разобрать и собрать. Изучение устройства конкретного объекта поможет ему в будущем определиться с будущей профессии. Так как именно в этот период формируется интересы и предпочтения ребёнка.

Бисероплетение.  

На уроках ручного труда в старших классах ОР используются простейшие виды. Дети классов «Особый ребёнок» осваивают следуюшие способы выполнения плетения:

- низание в одну нить, или одной иглой;

- низание в две нити, или двумя иглами;

- низание изделий на проволочной основе;

- плетение;

- изготовление объемных изделий;

- вышивание бисером и стеклярусом

Плетение дается умственно отсталым детям с наименьшим трудом. Кроме того, от него легче переходить к изготовлению объемных изделий и вышиванию бисером и стеклярусом. Самые большие трудности учащиеся испытывают при вышивании. Вышивание — очень сложный для школьников вид рукоделия. Это связано прежде всего с размерами самого бисера, а также с маленькой толщиной бисерных игл. Кроме того, сложна и сама технология вышивания. Поэтому важно выбирать для уроков бисер крупного размера.

Вышива́ние — это общеизвестное и распространенное рукодельное искусство украшать самыми разными узорами всевозможные ткани и материалы применяется учителями ручного труда при работе с детьми с ОВЗ. На уроках ручного труда в старших классах ОР используются простейшие виды ручной вышивки: «полукрест» и «крест». Дети классов «Особый ребёнок» аккуратно и с большим удовольствием выполняют подобные виды работ.

Работая с умственно отсталыми детьми нужно учитывать, что главными являются преобладание чувственного (сенсорного) восприятия мира и стремление познавать мир в игре.

В этом возрасте формируются представления о труде и его необходимости, воспитывается культура труда и формируется рациональное планирование работы.

Следует обратить внимание детей на организацию рабочего места и разумное использование материалов. Особое внимание уделяется соблюдению правил безопасности труда и охране здоровья (в данном случае охране зрения).

В трудовой процесс вводятся элементы занимательности и игры.

Применительно к работе с бисером — это изготовление изделий для кукол или в подарок, изготовление простых игрушек из бисера.

Учитывая непосредственное восприятие мира детьми, необходимо объяснять новый учебный материал предельно конкретно, наглядно.

Дети этого возраста стремятся подражать наглядному показу действий. Каждый технологический прием можно разделить на конкретные действия, и каждое из этих действий неоднократно показывать на ряде уроков.

У детей  с особенностями развития совсем не развито пространственное воображение.

Педагог должен учитывать эту особенность и на каждом уроке обращать внимание учащихся на передачу образа изделия в схеме условными значками. Видимо, именно особенность пространственных представлений влияет на то, что по таблицам и схемам малого формата дети порой усваивают объяснение лучше, чем по изображению на доске. Очевидно, процесс соотнесения формата схемы и материала в этом случае значительно легче.

Из-за слабо развитой мускулатуры пальцев и рук, отсутствия достаточной координации движений у некоторых детей знание не переходит в умение длительное время. Педагог сталкивается с тем, что ребенок понимает, “что” и “как” надо сделать, но не может. Такие дети резко отстают от других сверстников именно на уроках труда. Здесь нужны совместные действия учителя и воспитателя как по развитию мелкой моторики, так и по формированию и воспитанию чувства уверенности в себе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие мелкой моторики учащихся начальной школы на уроках ручного труда как один из видов коррекции личности.

Статья об особенностях развитие мелкой моторики учащихся с  ОВЗ в начальной школе...

Развитие мелкой моторики на уроке ИЗО деятельности в классах ОВЗ

В.А. Сухомлинский писал, что «истоки способностей и дарований детей – на кончиках их пальцев. Чем больше уверенности в движениях детской руки, тем тоньше взаимодействие руки с орудием труда, слож...

РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ РУК УЧАЩИХСЯ c ЛЕГКОЙ СТЕПЕНЬЮ УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТИ НА УРОКАХ РУЧНОГО ТРУДА

Развитие моторной функции улучшает развитие познавательной функции, восприятие поступающей информации.Постоянная, кропотливая работа над развитием мелкой моторики рук у детей с нарушениями развития бл...

"Развитие мелкой моторики на уроке ИЗО деятельности в классах ОВЗ".

Эта статья из личной практики учителя ИЗО и технологии, которая поможет учителям и родителям развивать мелкую моторику, внимание младших школьников, в том числе и у детей с ОВЗ....

Технологическая карта урока "Ручной труд" 2 класс

Технологическая карта урока "Ручной труд" 2 класс по теме:Приемы сминания и скатывания бумаги. Аппликация «Ветка рябины»....

Технологическая карта урока Ручной труд 2 класс

Технологическая карта урока Ручной труд 2 класс...

Урок ручного труда. 4 класс РАС вариант 8.3

Разработка урока ручного труда...