"Развитие мелкой моторики на уроке ИЗО деятельности в классах ОВЗ".
статья по изобразительному искусству (изо)

Болдинова Наталья Валентиновна

Эта статья из личной практики учителя ИЗО и технологии, которая поможет учителям и родителям развивать мелкую моторику, внимание младших школьников, в том числе и у детей с ОВЗ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx700.41 КБ

Предварительный просмотр:

"Развитие мелкой моторики на уроке ИЗО деятельности в классах ОВЗ". Составитель: Болдинова Наталья Валентиновна

 

В.А. Сухомлинский писал, что «истоки способностей и дарований детей – на кончиках их пальцев. Чем больше уверенности в движениях детской руки, тем тоньше взаимодействие руки с орудием труда, сложнее движения, ярче творческая стихия детского разума. А чем больше мастерства в детской руке, тем ребенок умнее…».

Проблема развития мелкой моторики на занятиях по изобразительной деятельности весьма актуальна, так как именно изобразительная деятельность способствует развитию сенсомоторики – согласованности в работе глаза и руки, совершенствованию координации движений, гибкости, точности в выполнении действий, коррекции мелкой моторики пальцев рук.

Актуальность определяется тем, что развитие мелкой моторики связано с развитием познавательной, волевой и эмоциональной сфер психики. У младших школьников ОВЗ уровень развития мелкой моторики обусловливает возможности познавательной деятельности и существенно влияет на эффективность обучения. Развитие тонкой моторики, как главное условие осуществления познавательной деятельности, обеспечивает возможности успешного обучения, проводимого с помощью не только традиционных методов, но и с использованием новых информационных технологий. Решение проблемы у учащихся ОВЗ  наиболее успешно осуществляется в разных видах деятельности, среди которых особое место занимает изобразительная деятельность.

Технология развития мелкой моторики и координации движения рук – это педагогическая технология, ориентированная на приобретение новых знаний для освоения новых способов человеческой деятельности. . 

Новизна заключается в разработке системного подхода в творческой деятельности с применением разной техники выполнения: пальчиковая живопись, заминание ткани, работа с соленым тестом, работа с мокрой тканью, живопись губкой, обводка, штриховка, раскрашивание, поантилизм, кляксография, монотипия, набрызг, внедрение своих навыков в учебную и воспитательную деятельность школьников младшего и среднего звена; проведена систематизация этапов творческой работы. 

«Гимнастика для пальчиков» - то есть рисование пальчиками, ладошками, губкой, бумагой, заминание мокрой ткани, бумаги, работа с солёным тестом даёт возможность развивать пальцы рук. 

Для чего нужно развивать пальчики школьникам? 
Учеными доказано, что развитие рук находится в тесной связи с развитием речи мышления ребёнка. 

Систематическая работа по тренировке движений пальцев на ряду со стимулирующим влиянием на развитие речи является мощным средством повышения работоспособности коры головного мозга, у детей улучшается ВНИМАНИЕ, ПАМЯТЬ, СЛУХ, ЗРЕНИЕ. 
Использование разнообразных художественных материалов, применение смешанных техник, не только позволяет учащимся добиваться большей образной выразительности, но и содействует развитию художественного творчества, способностей ребёнка – тем самым осуществляя работу по формированию здорового образа жизни. 

Сборник игр и заданий для развития мелкой моторики. Методические материалы

Раскрашивание рисунка, не выходя за контур

Оборудование: Готовые заготовки для раскрашивания, краски, карандаши, восковые мелки или пастель, фломастеры и иные материалы. Необходимо также иметь кисти разных размеров, и т.д.

Содержание: Для этого могут использоваться альбомы. Необходимо обратить внимание детей на то, чтобы изображение было закрашено достаточно тщательно, ровно, аккуратно.

http://36spb.edusite.ru/images/1.jpghttp://36spb.edusite.ru/images/p168_2222.jpg

Штриховка

Оборудование: Готовые заготовки для раскрашивания, карандаши.

Штриховка, как один из самых легких видов деятельности, вводится в значительной мере и для усвоения детьми необходимых для письма гигиенических правил. Вместе с тем она продолжает оставаться средством развития согласованных действий зрительного и двигательного анализаторов и укрепления двигательного аппарата пишущей руки. Раскрашивание рисунков предполагает четыре вида штриховки, которые обеспечивают постепенность в развитии и укреплении мелкой мускулатуры кисти руки, в отработке координации движения.

Содержание:

  • раскрашивание короткими частыми штрихами;
  • раскрашивание мелкими штрихами с возвратом;
  • центрическая штриховка (круговая штриховка от центра рисунка);
  • штриховка длинными параллельными отрезками.

При выполнении штриховки необходимо соблюдать правила: не выходить за контуры фигуры, соблюдать параллельность линий и расстояние между ними (0,3 - 0,5 см). Штриховать рекомендуется вначале короткими и частыми штрихами, затем ввести центрическую штриховку, и только на последнем этапе возможна штриховка длинными параллельными отрезками.

При первых попытках штриховки рука быстро утомляется, дети сильно нажимают на карандаш, нет координации пальцев, но работа сама по себе увлекательна и ребенок возвращается к ней сам. По рисункам можно проследить совершенствование мускульного аппарата. Для штриховки можно использовать простой и цветной карандаши, фломастеры и цветные ручки

.Для развития точности и уверенности движения руки используются игры, в которых детям необходимо проводить параллельные линии в определенном направлении.

  1. Игра "От дома к дому". Задача ребенка - точными прямыми линиями соединить между собой домики одного цвета и формы. Ребенок вначале проводит линию просто пальцем, выбирая направление, затем уже фломастером. Проводя линии, дети сопровождают действия словами "От домика к домику".
  2. Игра "Всевозможные лабиринты". Ребенку рисуют различные лабиринты. Пусть "пройдет" по ним карандашом. Чтобы занятие не наскучило, лучше всего объяснить, что это за лабиринт, куда он ведет, и кто по нему должен пройти. ("Этот лабиринт - в замке Снежной Королевы, он изо льда.Герда должна пройти по нему, не касаясь стенок, иначе она замерзнет".)
  3. Обведение любых вкладышей полезно для развития руки, не менее полезно их заштриховывать. Каждую фигурку следует штриховать под разным углом наклона и с различной степенью густоты линий. Хорошо, если штрихование получится разной степени интенсивности: от бледного, еле заметного, до темного.

Полезно также штрихование сеткой. Во всех случаях ребенку нужны образцы, так что штриховать придется и вам.

http://36spb.edusite.ru/images/333.jpghttp://36spb.edusite.ru/images/55555.jpghttp://36spb.edusite.ru/images/7777.jpg

Рисование

В процессе рисования у детей развиваются не только общие представления, творчество, углубляется эмоциональное отношение к действительности, но формируются элементарные графические умения, столь необходимые для развития ручной ловкости, освоения письма. Рисуя, дети учатся правильно обращаться с графическим материалом и осваивают различную изобразительную технику, у них развивается мелкая мускулатура руки. Рисовать можно черными и цветными карандашами, фломастером, мелом, гуашью. Безусловно, рисование способствует развитию мелких мышц руки, укрепляет ее. Но надо помнить, что при обучении рисованию и письму специфичны положения руки, карандаша, тетради (листа бумаги), приемов проведения линий.

Оборудование: Краски, карандаши, восковые мелки или пастель, фломастеры и иные материалы. Бумага для рисования должна быть разных форматов и оттенков. Необходимо также иметь кисти разных размеров, и т.д.

Содержание:

Для начала хорошо использовать:

  1. Обводка плоских фигур. Обводить можно все: дно стакана, перевернутое блюдце, собственную ладонь, плоскую игрушку и т.д. Особенно подходят для этой цели формочки для приготовления печений или кексов;
  2. Рисование по опорным точкам;
  1. Дорисовывание второй половины рисунка;

  1. Рисунок по образцу, не отрывая руки от бумаги

5.       Хорошо развивает моторную ловкость рисование орнаментов на листах в клетку (графические упражнения) сначала простым карандашом, затем цветными. Дети с интересом занимаются подобным рисованием. Когда рука ребенка немного окрепнет, то рисунки в его исполнении становятся опрятнее и красивее.

Не нужно заставлять ребенка рисовать орнаменты. Постарайтесь заинтересовать его этим занятием. Обязательно нужно показать сначала, как это делается.

6.       Срисовывание графических узоров с заданием

http://36spb.edusite.ru/images/7777777.jpghttp://36spb.edusite.ru/images/clip_image013.jpghttp://36spb.edusite.ru/images/1111111.jpg

7.       Отработка нажима и длинны линий

http://36spb.edusite.ru/images/clip_image015.jpg

8.    Поантилизм

http://36spb.edusite.ru/images/clip_image002.jpg  http://36spb.edusite.ru/images/clip_image001.jpg

9.       Заполнение пространства фактурой

http://36spb.edusite.ru/images/clip_image018.jpg

10.   Монотипия: на лист бумаги наносят краску разных цветов. Затем на лист накладывается другой лист, и отпечаткам придают определенную форму с помощью кисти, карандаша, фломастера

http://36spb.edusite.ru/images/clip_image019.jpghttp://36spb.edusite.ru/images/p168_clip_image020.jpg

11.   Набрызг: кисть опускают в краску, а затем разбрызгивают краску на лист бумаги с помощью пальцев или карандаша. Таким образом, можно создавать фон рисунка

http://36spb.edusite.ru/images/clip_image021.jpg

12.   Кляксография: на лист бумаги наносятся краски в любом порядке. После нанесения рисунку карандашом или фломастером предают какое-либо очертание, создают образ

http://36spb.edusite.ru/images/2222222.jpg

13.   Тампонирование: нанесение красок на бумагу с помощью ватных тампонов или губок. Подходит для создания фона.

14.   Пальчиковая живопись: Можно рисовать одним, двумя, а можно сразу всеми пальцами одновременно: каждый пальчик опускается в краску определенного цвета, а потом по очереди ставится на бумагу. Так получается салют или бусы и т.д. Руку можно раскрашивать кистью, а потом делать отпечатки на бумаге

Эта техника приобщает выполнение заданий на многих направлениях. Например: «Зимний пейзаж», «Натюрморт» и т. д. Инструментом художественной деятельности в данном случае, являются пальцы. Из отпечатков которых будет складываться изображение. Для выполнения рисунка «Зимний пейзаж» за основу можно взять синюю цветную бумагу или картон. Рисунок прорисовать стержнем от ручки или спичкой. Пальчиком смоченным в воде, ребёнок набирает нужный цвет акварели, затем макает его в зубную пасту и делает отпечаток на бумаге. Отпечаток получается цветным и объёмным. Для работы рекомендуется использование только белой, непрозрачной зубной пасты. На таких занятиях дети не пользуются карандашом и ластиком. Работа выполняется сразу в технике «а ля – прима», что играет на оптимизацию обучения, экономит время. 
Развивается фантазия, абстрактное мышление, мелкая моторика, координация движения рук. Работа в этом направлении позволяет вселить уверенность каждого ребёнка, что он сможет фантазировать, и что для этого нужно внимательно, изучив реальность, подняться над ней на крыльях фантазии. 

Достигнуть этого можно лишь путём постепенного развития ручной умелости, достигаемой в результате перехода от простых к более сложным для ребенка заданиям по мере овладения ими. Коррекция нарушений мелкой моторики, свойственных школьникам ОВЗ осуществляется путем избирательного воздействия на нарушенные или ослабленные функции детей, путем систематического воспитания и совершенствования у них организованности, точности и напряжения. Умение активно и сосредоточенно выполнять предложенные задания на уроке изобразительной деятельности.

На сегодняшний день я считаю, уроки и подобранные упражнения по изобразительной деятельности, направленные на развитие мелкой моторики, окажут помощь педагогам, родителям, воспитателям в устранении данных нарушений у младших школьников ОВЗ.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Развитие мелкой моторики на уроках в коррекционной школе "Возможность"

Как развивать мелкую моторику детей с ОВЗ на уроках и во внеурочное время....

Статья "Развитие мелкой моторики на уроках ручного труда в классах ОР".

Данная статья отражает возможности развития мелкой моторики у детей с ОВЗ на уроках ручного труда с учётом их психо-физиологических особенностей....

Развитие мелкой моторики на уроке ИЗО деятельности в классах ОВЗ

В.А. Сухомлинский писал, что «истоки способностей и дарований детей – на кончиках их пальцев. Чем больше уверенности в движениях детской руки, тем тоньше взаимодействие руки с орудием труда, слож...

Из опыта работы: "Развитие мелкой моторики на уроке ИЗО деятельности у младших школьников с ОВЗ".

В.А. Сухомлинский писал, что «истоки способностей и дарований детей – на кончиках их пальцев. Чем больше уверенности в движениях детской руки, тем тоньше взаимодействие руки с орудием труда, сложнее д...

Мастер-класс"Развитие мелкой моторики посредством нетрадиционных видов деятельности"

Мелкая моторика – это точные и тонкие движения пальцев рук. От развития мелкой моторики рук напрямую зависит подготовленность рук к письму, работа  речевых и мыслительных центров головного ...

Развитие мелкой моторики на уроках труда в корреционной школе

Развитие мелкой моторики в коррекционной школе....