"Если добрый ты..."
учебно-методический материал (2 класс) на тему

Саушева Ольга Вячеславовна

Данное занятие направлено на формирование у младших школьников таких понятий, как добро и доброта.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon stsenariy_zanyatiya.doc69.5 КБ
Файл prezentatsiya_k_zanyatiyu_1.pptx2.94 МБ

Предварительный просмотр:

Классный час

"Если добрый ты..."

Задача:  привить учащимся желание совершать только  добрые поступки.

                                               

Цели:

  • Сформировать у детей представление о добре и доброте, о милосердии, о хороших, добрых поступках
  • Формировать умение правильно оценивать себя и других, учить видеть положительные качества у людей, героев, персонажей
  • Воспитывать у детей такие качества, как доброта, щедрость, отзывчивость, внимательность и чуткость к окружающим

Организационный момент

- Здравствуйте, ребята.  Сегодня на нашем занятии присутствуют гости. Давайте порадуем их своей активной и дружной работой.

Определение темы и цели занятия

- Послушайте, пожалуйста,  песню и подумайте, чему посвящается наше занятие.

(Звучит песня "Доброта" из мультфильма "Приключение Фунтика")

- О чём песня?

- О чём мы будем говорить?

(Учитель выслушивает версии ребят и обобщает.)

- Тема занятия «Если добрый ты, это...»

(Учитель ведёт диалог для определения детьми цели занятия.)

Человек должен жить в душевной гармонии, создавать вокруг себя атмосферу добра. Она состоит из добрых дел, из добрых чувств, добрых воздействий на окружающую среду и  памяти на добро. Что же  такое добро? Это все хорошее, полезное, положительное, красивое. Например, солнце, улыбка, мама, … (дети продолжают) 

 

- Что такое зло? Это нечто противоположное добру: плохое, беда, ненастье.

- Мы живем с вами на планете Земля. Если существуют на нашей планете добро и зло, значит, люди могут творить и добрые и злые дела.

- Вспомните, когда вы встречали в жизни добро, а когда зло? Когда вам было комфортнее: рядом с добрым человеком или со злым?

- У меня в руках яблоко. Посмотрите  какое оно? (красивое, гладкое)

- Приведите примеры плохих качеств человека (жадность, злость, жестокость, ненависть, невежество, грубость, хамство, обман, враждебность, лень, непонимание, эгоизм, равнодушие, раздражительность).

        

 (Учитель с каждым названным словом втыкает зубочистки в яблоко)

 - Посмотрите, ребята, что случилось с нашим яблоком?

(Ответы детей: плохие поступки, как червяки проникли в яблоко и испортили его). 

- Как нам быть теперь?

(Ответы детей: назвать хорошие качества).

- Называйте, а я буду лечить наше яблоко (Дети называют слова: доброта, вежливость, внимание, смелость, дружба, помощь, трудолюбие, забота, уважение, понимание, чуткость, доверие, аккуратность и другие; учитель вытаскивает по одной зубочистке на каждое слова).

- Посмотрите, стало ли наше яблоко таким, каким было? (Ответы детей: нет, остались ранки) 

- Что же нужно делать, чтобы эти ранки поскорее затянулись? (Ответы детей: говорить больше добрых слов, совершать больше добрых поступков).

- Что же мы сегодня должны выяснить?

- Какие поступки можно назвать добрыми?

Совместное открытие знаний

 Раскрытие понятия ДОБРОТА:

- Доброта! Ребята, что означает это слово? (Версии детей).

- Сергей Иванович Ожегов в своём словаре пишет… (работа с толковым словарём).

 Качества, определяющие доброту: добродетельный, добродушный, доброжелательный, добропорядочный, добросовестный. Наверное, по настоящему добрый человек обладает этими качествами.

(Как вы понимаете?  Добродушный...).

Работа с пословицами

- В народе всегда относились к доброте по-особому. Слагалось много пословиц и поговорок о доброте.

Работа в парах. Составление пословиц из слов и объяснение друг другу смысла каждой пословицы.

Про доброе дело говори смело

~

Не одежда красит человека, а добрые дела

~

На добрый привет, добрый ответ

- Что же мы видим из этих пословиц? (Добро всегда приносит людям радость).

Слушание рассказа В.А. Сухомлинского «Обыкновенный человек»

В жаркой сухой степи колодец. Возле колодца изба, в ней живут дед с внуком. У колодца на длинной верёвке ведро. Идут, едут люди, заворачивают к колодцу, пьют воду, благодарят деда. Однажды ведро оторвалось и упало в глубокий колодец. Не было у деда другого ведра. Нечем было достать и напиться. На другой день утром подъезжает к дедовой избе мужик на телеге. Под соломой у него ведро. Проезжий посмотрел на деда с внуком, на колодец, ударил кнутом лошадей и поехал дальше.
– Что это за человек? – спросил внук деда.
– Это не человек, – ответил дед.
В полдень проезжал мимо дедовой избы другой хозяин. Он достал из-под соломы ведро, привязал к верёвке, набрал воды и напился сам, дал напиться деду и внуку, спрятал ведро опять в солому и поехал.
– Что это за человек? – спросил внук деда.
– И это ещё не человек, – ответил дед.
Вечером остановился у дедовой избы третий проезжий. Он достал из телеги ведро, привязал к верёвке, набрал воды, напился. Поблагодарил и поехал, а ведро оставил привязанным у колодца.
– А это что за человек? – спросил внук деда. 
– Обыкновенный человек, – ответил дед.

-Какой человек оказался самым добрым?

-А почему его дедушка назвал обыкновенным человеком?

Работа с ситуациями

«Задача на сложение и вычитание»

По улице шли двое прохожих. Одному было 62 года, другому – 10 лет. У первого было в руках 5 предметов: портфель, 3 книжки и 1 большой свёрток. Одна из книг упала.

- У Вас упала книжка! – закричал мальчик, догоняя прохожего.

- Разве? – удивился тот.

- Конечно, - объяснил мальчик. У Вас же было 3 книги, плюс один портфель, плюс один пакет – итого пять вещей, а теперь осталось четыре.

- Я вижу, ты хорошо знаешь сложение и вычитание, - сказал прохожий, с трудом поднимая упавшую книжку. – Однако есть правила, которые ты ещё не усвоил.

(Обсуждение ситуации)

- Какие же правила не усвоил мальчик? Как он должен был поступить? (Ответы детей)

"Горький апельсин"

Маша сидела на лавочке и весело поглядывала вокруг, держа в руках что-то похожее издалека на маленькую дыньку. Она кусочками отщипывала кожуру и бросала на землю.

– Что это у тебя? – спросил подбежавший Илья.

– Разве не видишь? – буркнула Маша.

– Мандарин! – обрадовался Илья. – Мне папа тоже покупал. Я и тебя угощал...

– А вот и не отгадал.

– А что же?

– А-пель-син! – и оранжевая долька исчезла во рту.

– А мне дашь попробовать?

– Да он невкусный, горький и кислый.

– Да ничего, дай хоть долечку.

– Говорю тебе – он плохой, – и соскочила с лавочки.

И в этот самый момент апельсин выскользнул у нее из рук и упал. Девочка ойкнула и заплакала.

– Что же ты плачешь? Он же плохой!

(Обсуждение ситуации)

- Права ли Маша? Что она забыла? Что сделала не так? Что бы вы сделали на ее месте? (Ответы детей)

-Сделайте вывод.

 

Чтение высказываний о доброте

"Добро не лежит на дороге, его случайно не подберёшь. Добру человек у человека учится" (Чингиз Айтматов).

" Кто сделал доброе дело, тот молчит - говорит пусть тот, для кого оно было сделано".

"Доброта - язык, на котором немые могут говорить и который глухие могут слышать" ( К.Боуви).

- Какое из высказываний вам больше понравилось?

- Как вы думаете, а можно ли в повседневной жизни проявлять доброту?                                  (ответы детей).

Можно и в мелочи сделать добро человеку, можно и о крупном думать, но разделять мелочь и крупное нельзя. Большая цепь добра начинается с малого - с желания добра своим близким.

Слушание стихотворения А. Барто "О человечестве"

О человечестве

Готов для человечества

Он многое свершить,

Но торопиться нечего,

Зачем ему спешить?

Пока еще он подвига

Себе не приглядел,

А дома (что поделаешь!)

Нет подходящих дел!

Дед от простуды лечится,

Лекарство дать велит,

Но он не человечество,

Он старый инвалид.

С утра Наташка мечется

(Гуляйте с ней с утра!).

Она не человечество,

А младшая сестра.

Когда судьбой назначено

Вселенную спасти,

К чему сестренку младшую

На скверике пасти?!

Пока еще он подвига

Себе не приглядел

А дома (что поделаешь!)

Нет подходящих дел!

В своем платочке клетчатом

В углу ревет сестра:

- Я тоже человечество!

И мне гулять пора!

Мультфильм "Просто так!"

(Герои делились добротой просто так, не за похвалу, не за деньги, не за спасибо, а бескорыстно).

Слушание стихотворения А. Барто "Друг напомнил мне..."

Друг напомнил мне вчера,

Сколько сделал мне добра.

Карандаш мне дал однажды,

Я в тот день забыл пенал.

В стенгазете, чуть не в каждой,

Обо мне упоминал.

Я упал, и весь промок,

Он мне высохнуть помог.

Он для милого дружка

Не жалел и пирожка.

Откусить мне дал когда-то,

А теперь представил счёт,

Не влечёт меня ребята,

Больше к другу не влечёт.

- Почему к такому другу не влечёт?

Итог                                                                                                                       - Какие выводы вы для себя сделали из нашего разговора?

Я сегодня всех благодарю за тёплый, доверительный разговор, за добрые, умные мысли, за творческое отношение к работе.

Добрые слова - корни.

Добрые мысли - цветы.

Добрые дела - плоды.

Добрые сердца - сады.

Заботьтесь о своём саде и не позволяйте ему зарастать сорняками, наполняйте его солнечным светом, добрыми словами и добрыми делами!

Дождик босиком по земле прошёл,

Клёны по плечам хлопал,

Если ясный день - это хорошо,

А когда наоборот - плохо.

Если ясный день - это хорошо,

А когда наоборот - плохо.

Слышно как звенят в небе высоко

Солнечных лучей струны,

Если добрый ты, то всегда легко,

А когда наоборот - трудно.

Если добрый ты, то всегда легко,

А когда наоборот - трудно.

С каждым поделись радостью своей,

Рассыпая смех звучно,

Если песни петь, с ними веселей,

А когда наоборот - скучно.

Если песни петь, с ними веселей,

А когда наоборот - скучно.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«Если добрый ты…» Мастер –класс для учителей начальной школы Татищевского района Саратовской области Подготовила учитель начальных классов МОУ «СОШ с.Сторожевка » Саушева Ольга Вячеславовна

Слайд 2

добро Всё положительное, хорошее, полезное

Слайд 4

доброта это отзывчивость душевное расположение к людям стремление делать добро другим

Слайд 6

Качества по Ожегову: Добродушный Доброжелательный Добронравный Добропорядочный Добросердечный Добросовестный

Слайд 8

« Добро не лежит на дороге, его случайно не подберёшь. Добру человек у человека учится» ( Чингиз Айтматов) « Кто сделал доброе дело, тот молчит- говорит пусть тот, для кого оно было сделано» (Сенека) « Доброта - язык, на котором немые могут говорить и который глухие могут слышать» ( Кристиан Боуви )

Слайд 9

Плохо Зло Война Жадность Грубость Ложь Хорошо Добро Мир Щедрость Вежливость Правда

Слайд 10

Игра « Добрый или злой»

Слайд 12

Пословицы Доброе слово Не одежда красит человека, Не хвались серебром, Кто добро творит, В ком добра нет, Не ищи красоты - а хвались добром. ищи доброты. в том и правды мало. того Бог отблагодарит. и кошке приятно. а его добрые дела.

Слайд 13

Добрые знакомые Добрый совет Добрые дела Добрый поступок Добрая память Лучшие, близкие знакомые Хороший, отличный совет Полезные дела Бескорыстный поступок Светлая память

Слайд 15

милосердие Готовность помочь кому –либо Готовность простить кого-нибудь Это участие в жизни нуждающихся Желание добра другому Человечность, бескорыстие

Слайд 17

Добрые слова - корни. Добрые мысли - цветы. Добрые дела - плоды. Добрые сердца - сады.

Слайд 18

Вывод: Сделав добро, мы сами становимся лучше. И если мы будем внимательны к окружающим нас людям, животным, к тем с кем вступаем во взаимодействие, это и будет проявление доброты.

Слайд 19

Спасибо за внимание

Слайд 20

Источники: http://boombob.ru/picture.php?id=16063 http://rndnet.ru/part-animals/35-momentov-dobroty http://www.bolshoyvopros.ru/questions/1116544-vam-nravitsja-delat-dobro-ljudjam-chto-vy-pri-etom-oschuschaete.html http://fotokto.ru/photo/view/670863.html http://ineya.gallery.ru/watch?ph=UUK-diUna Энциклопедия мудрости изд-во РООССА Толковый словарь Ожегова С.И.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеклассное мероприятие. Если добрый ты – это хорошо.

Занятие расширяет знания школьников о вежливых и добрых словах и их применении в жизненных событиях....

"Если добрый ты- это хорошо"

Внеклассное мероприятие которое я провела 2007 году.  А теперь я вспомнила о нём . Цель занятия:1) расширить знания школьников о вежливых и добрых словах и их применение  в жизненных события...

Открытый урок по культуре общения "Если добрый ты - это хорошо!"

Нашим современным детям так не хватает доброты, тактичности, сочувствия. Поэтому данная тема урока актуальна. Урок содержит практический материал, позволяющий каждому ребёнку задуматься о добре, вежли...

Праздник "Если добрый ты"

Внеклассное мероприятие для обучающихся начальной школы. Цель праздника - раскрыть понятие "добро" и обсудить поступки, соответствующие этому понятию....

Презентация "Если добрый ты"

Презентация "Если добрый ты" была создана для праздника "Если добрый ты". Слайды презентации помогут проверить ответы ребят....

Если добрый ты

Открытое мероприятие о доброте, вежливости, уважении к старшим....

Если добрый ты...

внеклассное мероприятие...