Воспитательная система класса "Тропинка здоровья"
презентация к уроку (1, 2, 3, 4 класс) на тему

Шепелина Салтанат Закаровна

В материалах дано описание опыта по созданию и функционированию в классе воспитательной системы, способствовавшей не только воспитанию потребности в здоровом образе жизни, но и в целом духовно-нравственному воспитанию детей, так как понятие "здоровье" трактовалось в широком смысле этого слова.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Воспитательная система класса «Тропинка здоровья»

Организация внеурочной деятельности в современной школе достигнет своих целей в том случае, если она не будет формальной, не будет способствовать перегрузке школьников и, главное, будет систематизирована на основе привлекательных для детей идеалов, рождаемых в процессе  взаимодействия воспитателей и воспитанников. Исходя из этих позиций, в организации внеурочной деятельности по оптимизационной модели,  при которой координирующую роль выполняет классный руководитель, на мой взгляд, очень актуальной будет методика коллективного творческого воспитания И. П. Иванова.

        Коллективная организаторская деятельность определяется как  общая (совместная) организаторская деятельность единого коллектива воспитателей и ребят. Включает такие ее виды, как коллективное планирование, текущая организация работы (текущая организаторская деятельность), коллективное подведение итогов (коллективное обсуждение и оценка сделанного).

     Считаю, что разрабатываемые некоторыми педагогами воспитательные системы класса являются примерами коллективного творческого воспитания. Хотела бы поделиться опытом проектирования и реализации воспитательной системы класса «Тропинка здоровья» в начальной школе.

        Воспитательная система реализовывалась в классе на протяжении 4х лет. Дети не приняли полноценного участия в ее планировании, так как учились в первом классе и не могли осознанно подойти к этому вопросу. Но элементы коллективного планирования использовались.        Родители на собрании поддержали  предложение классного руководителя об основной цели воспитательной системы - создание в классе условий для разностороннего развития личности на основе осознания детьми ценности здоровья в широком понимании смысла этого слова. Они приняли участие в определении видов внеурочной деятельности для своих детей (кружки, экскурсии, мероприятия), а также в создании модели идеального выпускника начальной школы: здоровый физически и психологически, доброжелательный, ответственный, умеющий общаться, с правильной самооценкой, увлеченный спортивной или творческой деятельностью, с потребностью в здоровом образе жизни ребенок.

          Ключевая идея  воспитательной системы – это определение здоровья, данное ВОЗ: «Здоровье – это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не просто отсутствие болезней или физических дефектов».

         Задачи:

 - формирование потребностей в здоровом образе жизни;

 - создание благоприятной психологической обстановки в классе, формирование комфортных способов взаимоотношений между детьми, между детьми и взрослыми;

 - развитие творческой активности детей, стремления к самовыражению в различных видах полезной деятельности.

            Системообразующим фактором  воспитательной системы класса стала игра «Мы растим «цветок здоровья». Символом игры, объектом психологического творчества детей был сказочный  пятицветный «цветок здоровья».    Родителям  «цветок здоровья» был представлен  так:

         - горшочек с землей, в котором находятся корни «цветка» - это факторы здоровья (наследственность, уровень медицинского обслуживания, экология, семейный уклад, организация обучения в школе, целенаправленная работа по формированию здорового образа жизни);

     - стебель с листьями – направления здоровьесберегающей работы, доступные для осуществления в семье и школе: гигиена, охрана зрения, формирование правильной осанки, правильное питание, организация физкультурно-оздоровительной работы, информирование и пропаганда зож;

      - лепестки цветка – сферы здоровья: физиологическая, психологическая, социальная и вспомогательные сферы, оказывающие влияние на основные - знания и увлечения.

         Для детей  лепестки назывались так: «Мой организм» (красного цвета), «Мое настроение» (желтого цвета), «Мое отношение к людям и окружающему миру» (зеленого), «Мои знания» (синего), «Мои увлечения» (белого). Соответствие цвета лепестка его названию дети определили сами на классном часе, при этом они приводили довольно интересные аргументы.

          Идея игры: мы идем по «тропинке здоровья», выращивая «цветок здоровья», оберегая его от вредных влияний, преодолеваем препятствия, получаем знания, формируем умения. Мероприятия, классные часы, занятия в кружках – это  походы по «тропинке здоровья». «Походы» были предусмотрены разные,   среди которых и традиционные: кружковые занятия «Уроки Здоровейки», часы общения «Познай себя», «Как живешь, «цветок здоровья»?» На занятиях кружка «Уроки Здоровейки» изучались программы ООО «Нестле-Фуд» «Разговор о правильном питании» и «Две недели в лагере здоровья», вели разговор о правилах личной гигиены, об охране зрения, о вреде курения и т. д. Занятия из серии «Познай себя» знакомили детей в доступной форме с некоторыми психологическими понятиями, учили правильной самооценке. На классных часах из серии «Как живешь, «цветок здоровья»?» осуществлялась рефлексия. На этих классных часах  анализировалось «состояние» не только общеклассного, но и  личного «цветка здоровья»  ребенка, пожелавшего рассказать классу о своих успехах или проблемах.

          Символ нашей игры был привлекателен внешне - изготовлен из фольгинированного картона, прикреплен в классном уголке и при попадании солнечных лучей блестел и переливался всеми цветами радуги. А дети, когда были помладше, начинали фантазировать, соотносить его «цветущий» вид с разными сторонами жизни класса, например: «Он радуется, что никто в классе не болеет», «На перемене мы дружно играли, не ссорились, вот он и расцвел» и т. д.

          Главной задачей коллективной организаторской деятельности являлось поддержание в хорошем, «цветущем» состоянии каждого из лепестков. Если что-то в жизни класса шло не так, возникали какие-то проблемы,  говорили, что вянут лепестки нашего цветка и что нужно предпринять какие-то меры по его оздоровлению. Например, во 2 классе было так: после  КТД «Праздник здорового питания»,  было   замечено, что  в мусорной корзине к концу рабочего дня иногда остаются упаковки от чипсов, сухариков, пустые бутылки от газированной воды. Был проведен внеплановый классный час «Как живешь, «цветок здоровья?», в начале которого классный руководитель поделилась своим ощущением, что вянет красный лепесток нашего цветка, а вот о главных причинах такого его состояния  и мерах по его оздоровлению было предложено подумать детям. Дети  строили различные предположения, фантазировали, высказывали  свое мнение. Согласившись с большинством высказанных предположений, подвела детей к мысли, что мы нарушаем известные нам правила здорового питания, о которых так увлекательно рассказывали ребятам из других классов на празднике. Не обошлось без нападок друг на друга: «Это ты ел чипсы!», но положительный эффект все же проявился: дети перестали употреблять эти продукты, несколько человек, ранее отказывавшихся от приема пищи в школьной столовой, выразили желание получать полноценный обед вместе со всеми.

          Классный руководитель стремилась к формированию доброжелательности и исключению агрессивности во взаимоотношениях детей. С этой целью  использовались различные приемы. Например, проблемным в поведении детям  предложила войти в круг детей, крепко взявшихся за руки, используя любые возможности. Дима попытался силой расцепить руки. Вероника вошла в круг, проявив хитрость, но вызвав недовольство детей.  Агрессивный эрудит Вова, к всеобщему удивлению, вежливо попросил разрешения войти в круг. Дети убедились, что вежливость и доброжелательность  решают проблемы общения лучше, чем сила и хитрость.

         В целях формирования гуманистического отношения к людям и окружающему миру, активной жизненной позиции проводились часы общения  по проблемам нравственности, патриотизма, классные часы правовой, экологической тематики. Кроме того, дети участвовали в проводимых на общешкольном уровне социальных  акциях – «Моя родословная», «Посылка солдату», «Чистый поселок», «Поделись теплом души своей», участвовали в районной акции «Я – ребенок! Я – гражданин! Я – человек!».

Кроме того, дети занимались в творческих кружках   и спортивных секциях. Классный руководитель всегда держала связь с руководителями кружков и координировала их работу. Например, при проведении акции «Поделись теплом души своей» ко Дню пожилого человека участники кружка «Маленький мастер» сделали поделки, участники танцевального кружка приготовили танец, остальные ребята приготовили поздравительные стихи.

        Проведенные на выходе из начальной школы различные диагностики показали высокий уровень воспитанности обучающихся, близкий к адекватному уровень самооценки у большинства детей, положительное отношение  к школе и отсутствие тревожности по отношению к школьным факторам, сформировавшиеся представления о здоровье в широком смысле этого слова. По результатам наблюдений, во взаимоотношениях детей преобладал доброжелательный стиль.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Воспитательная система класса классного руководителя 4 класса МОУ «СОШ п. Коминтерн» Шепелиной Салтанат Закаровны Тропинка здоровья

Слайд 2

Принципы и перспективы деятельности: Здоровым будешь – все добудешь. Человеку нужно быть нужным. В хорошей артели всяк при деле. Модель выпускника начальной школы: Здоровый физически и психически, доброжелательный, умеющий общаться, с правильной самооценкой, ответственный, дисциплинированный, любознательный, увлеченный спортом или творческой деятельностью.

Слайд 3

Символическое значение «цветка здоровья» для родителей. Корни цветка – факторы, влияющие на здоровье (наследственность, экология, уровень медицинского обслуживания, семейный уклад, организация обучения в школе, целенаправленная работа по формированию здорового образа жизни). Стебель с листьями – направления здоровьесберегающей работы: гигиена, формирование правильной осанки, охрана зрения, правильное питание, организация физкультурно-оздоровительной работы, информирование и пропаганда здорового образа жизни. Лепестки цветка – сферы здоровья: физиологическая, психологическая, социальная и вспомогательные сферы, оказывающие влияние на основные – знания и увлечения.

Слайд 4

«Цветок здоровья» для детей

Слайд 5

Системообразующий фактор – игра «Мы растим «цветок здоровья» Идея игры : идя по тропинке здоровья, растить цветок здоровья по мере приобретения новых знаний, умений, оберегая его от вредного воздействия, реализуя себя в общении, в делах класса, школы, в занятиях спортом и творческой деятельностью.

Слайд 6

Походы по «тропинке здоровья» Игры на свежем воздухе

Слайд 7

Уроки Здоровейки «Как сохранить свое здоровье» Походы по «тропинке здоровья»

Слайд 8

Походы по «тропинке здоровья» Эстафеты, «Веселые старты» с участием родителей

Слайд 9

Походы по «тропинке здоровья» Участие в общественно- полезном труде

Слайд 10

Праздники, проекты


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Воспитательная система класса "Вместе здорово шагать"

С этой воспитательной системой я выступала на конкурсе "Самый классный классный" в 2009 году...

Воспитательная система с учащимися 3 "А" класса. «Сад здоровья и доброты».

Воспитательная системас учащимися 3 «А» класса.«Сад здоровья и доброты».   Работу выполнила: Стельмашова Людмила Петровна,учитель МБОУ  СОШ №2 им. А.А. Араканцева,г. Семикара...

Концепция воспитательной системы класса «Быть здоровым - это здорово!»

Формирование  культуры здорового и безопасного образа жизни(тематическое планирование)...

Моделирование воспитательной системы в группе продлённого дня в условиях образовательного учреждения для детей с ограниченными возможностями здоровья.

Воспитательная система в условиях ГПД, реализация которой позволит ребёнку с ОВЗ строить свою жизнь не только в период обучения в школе, но и после её окончания с учётом индивидуальных, физических осо...

Выступление на Педагогическом совете «Здоровьесберегающие технологии в воспитательной системе классного руководителя с детьми с ограниченными возможностями здоровья»

     Проблема здоровья детей сегодня как никогда актуальна. Понятие «здоровье» имеет множество определений. Но самым популярным, и, пожалуй, наиболее ёмким следует пр...