МЕЖШКОЛЬНАЯ СРЕДА КАК УСЛОВИЕ ФОРМИРОВАНИЯ КУЛЬТУРЫ ТОЛЕРАНТНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ
статья по теме

Бобинова Светлана Вячеславовна

В статье раскрывается проблема формирования культуры толерантности современных школьников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya_v_zhur._1.doc48.5 КБ

Предварительный просмотр:

МЕЖШКОЛЬНАЯ СРЕДА  КАК УСЛОВИЕ ФОРМИРОВАНИЯ КУЛЬТУРЫ ТОЛЕРАНТНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ

Бобинова Светлана Вячеславовна,

учитель начальных классов

МБОУ «Гимназия №13»  г. Новосибирска

Сегодня изменился социальный заказ на образование, воспитание и личностные качества выпускника. Реформы всех уровней образования затрагивают концептуальные основы воспитательного процесса, содержание, формы, методы, технологии воспитательной деятельности, заставляют искать новые подходы к воспитанию личности молодых людей XXI века.

В  законе РФ «Об образовании в РФ» приоритетной задачей современного образования постулируется усиление воспитательного потенциала школы. Воспитание рассматривается как целенаправленная деятельность, ориентированная на создание социально-педагогических условий для развития духовно-нравственного потенциала обучающихся на основе отечественных ценностей, оказание им помощи в жизненном самоопределении, нравственном, гражданском и профессиональном становлении. 

Мы полагаем, что к числу первостепенных воспитательных задач сегодня должна быть отнесена задача формирования у современного школьника цивилизованного поликультурного сознания. Речь  идет о сознании, лишенном крайностей национализма и этноцентризма, сознании, в котором знание, понимание культуры своего народа сочетается со знанием, пониманием и уважением культур других народов.

Происходящие в социуме изменения ставят ребёнка перед проблемой нахождения себя одновременно в разных видах деятельности и разных типах социальных общностей. Школа – в широком смысле этого слова – должна стать важнейшим фактором формирования новых жизненных установок личности, таких как толерантность, умение жить в поликультурном мире, т.к. впервые учащиеся сталкиваются с проблемами взрослого сообщества, именно в школе.

Таким образом, идеи воспитания толерантности  школьников в условиях поликультурного мира выдвигаются сегодня на первый план.

        Нами были выделены следующие условия и характер воспитания культуры толерантности: общественные условия развития личности, в частности, общественные  внеклассные мероприятия, направленные на развитие поликультурных связей; создание условий для формирования межличностных отношений.

Суть и содержание воспитания культуры толерантности – целенаправленная организация условий формирования позитивного опыта толерантности, т.е. создания толерантной образовательной среды прямого или опосредованного взаимодействия с другими иными по взглядам или поведению людьми, их сообществами, иначе говоря – сосуществования разного.

разнообразие пространства бытия ребенка открывает единственно реальную возможность успешности процесса воспитания толерантности: когда он включен в общую систему учебно-воспитательной деятельности образовательного учреждения. Школой отнюдь не исчерпывается, в ней не замыкается сфера проявления толерантности: и сама школа погружена в более широкую социальную среду, факторы которой существенно менее доступны педагогическому влиянию. И в то же время они, пожалуй, не менее значимы для развития ребенка и его толерантности, чем школа.

МБОУ «Гимназия №13» города Новосибирска  системно занимается проблемой воспитания культуры толерантности около десяти лет.

Двухуровневая технология была разработана творческой группой учителей гимназии №13:

1 уровень: «Мы разные – Мы дружим» - начальная школа.
Программа воспитательной работы, направленная на воспитание культуры толерантности детей младшего школьного возраста.

 2 уровень : «Я–МЫ» - основная школа.
 Программа воспитательной работы, направленная на воспитание культуры толерантности детей старшего школьного возраста.

При разработки технологии был обобщен опыт организации внеурочной деятельности по воспитанию культуры толерантности, реализуемый в учебном процессе гимназии № 13.

Цель – воспитание культуры толерантности у учащихся младшего и старшего школьного возраста.

В содержании технологии учитывается преемственность:
начальная школа - основное образование.

Технология в течение учебного года имеет следующий алгоритм:
1 этап – проведение диагностики, с целью выявления проблемных точек;
2 этап -  проведение в классно-урочной системе уроков воспитания толерантности;
3 этап -  проведение культурно-досуговых мероприятий во внеурочной деятельности с учетом взаимодействия в системе: родители + дети + учитель;
4 этап – проведение диагностики результатов воспитания толерантности в  классе.
           Проблема воспитания толерантности должно решаться комплексно. В программу каждого года входят следующие организационно-педагогические формы: психолого-педагогические тренинги (сентябрь – декабрь), тематические классные часы, коллективно-творческие дела, конкурсы, заседания родительского клуба (январь, май).

           Диагностика проводится три раза в год (в начале в середине и в конце учебного года) совместно со школьными психологами.

Ожидаемый результат:

  • Ребенок, успешно взаимодействующий в коллективе;
  • Ребенок, противостоящий интолерантным отношениям;
  • Социально-адаптированный ребенок

В  течение трех лет гимназия №13  является организатором городского конкурса-фестиваля «Мы разные – мы дружим».  На фестиваль  представляются работы по следующим направлениям: конкурс плакатов «Новосибирск – семья народов», конкурс видеороликов «Мы вместе», конкурс презентаций стран «Национальный номер», конкурс методических материалов   для педагогов «Учимся толерантности».

Учредители фестиваля:

Главное управление образования мэрии г. Новосибирска.

Фестиваль проходит при поддержке:

  1. Управления общественных связей мэрии города Новосибирска.
  2. Новосибирского института повышения квалификации и переподготовки работников образования.
  3. Отдела образования Администрации Центрального округа по Железнодорожному, Заельцовскому и Центральному районам

г. Новосибирска.

  1. Дома национальных культур им. Заволокина.
  2. ГАОУ ДПО НСО НИПК и ПРО.
  3. МБОУ ДОД ДШИ «Весна».

Программа фестиваля –конкурса   направлена на укрепление толерантной среды города Новосибирска на основе принципов мультикультурализма, ценностей многонационального российского общества, соблюдения прав и свобод человека, поддержание межнационального мира и согласия.

   Городской  межшкольный конкурс – фестиваль «Мы разные - мы дружим» приуроченный  к Международному дню толерантности –

16 ноября (Решение ЮНЕСКО), проходит в течение сентября и октября  на базе МБОУ  гимназии № 13.  

  1. За три года   в конкурсе - фестивале  приняло участие 1485 ребят, 98 педагогов из 86 школ города. Они представили культуру разных стран.

Народы становились в горящий круг танцев: зажигательная лезгинка, завораживающая цыганочка, весёлый хороводный немецкий танец и изящное выступление китайских девушек с веерами. Народный дух оставался на протяжении всего фестиваля - звучали песни на немецком, чувашском, украинском  языках. Народные костюмы поражали своей яркостью, красотой и разнообразием. Удивительно, насколько они уникальны, неповторимы, впрочем,  как и культура каждой представленной страны.  А какие интересные и познавательные видеоролики показали ребята на конкурсе!  И конечно же конкурс плакатов. Яркие и запоминающиеся работы.        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование культуры толерантности у младших школьников.

Из опыта работы по теме "Формирование культуры толерантности у младших школьников"...

Формирование культуры толерантности у младших школьников.

Из опыта работы по теме "Формирование культуры толерантности у младших школьников"...

Формирование культуры толерантных отношений среди младших школьников через внеклассную работу

Толерантность - интегрированное качество. Если оно сформировано, то проявляется во всех жизненных ситуациях и по отношению ко всем людям.                 ...

Необходимость и условия формирования культуры здорового образа жизни у детей.

Чтобы быть здоровым, нужны здоровые жизненные навыки, здоровые привычки....

Организация проектно-исследовательской деятельности как условие формирования культуры младших школьников.

В данной статье можно узнать об организации проектно-исследовательской деятельности учащихся начальных классов, этапах работы над проектом....

Этнокультурные игры как условие формирования у младших школьников опыта межнациональных отношений и толерантного поведения

Формирование у младших школьников опыта межнациональных отношений через этнокультурные игры....

Условия формирования культуры здорового и безопасного образа жизни младших школьников

Актуальность формирования культуры здорового и безопасного образа жизни обусловлена востребованностью в российском обществе личности, способной быть субъектом происходящих в стране преобразований. Име...