Отчет о работе кружка "Шахматная грамотность"
статья (2 класс) на тему

Захарова Зоя Николаевна

В данной статье дан анализ работы кружка "Шахматная грамотность" за 2015/2016 учебный год (2 класс)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otchet_po_kruzhkovoy_rabote_uchitelya_2_klassa_a.docx25.02 КБ

Предварительный просмотр:

                        Отчет по кружковой работе учителя 2 класса А

      МБОУ «СОШ №33 с углубленным изучением английского языка»

           Захаровой Зои Николаевны за 2015/2016 учебный год

   Программа по курсу «Шахматы» была  составлена на основе программы шахматного образования в школе под редакцией И.Г. Сухина и рассчитана на весь учебный год  (1 час в неделю).              

1.Направленность образовательной программы

Спортивная.

2.Новизна, актуальность, педагогическая целесообразность

 Новизна данной образовательной программы опиралась на понимание приоритетности воспитательной работы, направленной на развитие интеллекта ребенка, его морально-волевых и нравственных качеств, положительно влияющих  на совершенствование многих психических процессов,   таких как восприятие, внимание, воображение, память, мышление, начальные формы волевого управления поведением.

Актуальность предлагаемой образовательной программы определялась запросом со стороны детей и их родителей на программы спортивного  развития младших школьников, материально-технические условия для реализации которого  имеются  на базе школы.

Данная образовательная программа была педагогически целесообразна, т.к. шахматы являются достоянием нашей национальной культуры и являются одной из трех форм воспитания, обучения и общения, которая наиболее соответствует национальной психологии, темпераменту, отвечает мировоззренческому, этическому и эстетическому представлениям российского народа.

3.На 2015/2016 учебный год были  поставлены следующие цели и задачи:

Цель: Создание условий для личностного и интеллектуального развития учащихся, формирования общей культуры и организации содержательного досуга посредством обучения игре в шахматы.

Задачи дополнительной образовательной программы:

 Обучающие:

-расширять  кругозор, пополнять знания;

-активизировать  мыслительную деятельность;

-обучить ориентироваться на плоскости;

-сформировать систему знаний, умений, навыков по основам «Шахматы»;

-учить детей обобщать, сравнивать, предвидеть результаты своей деятельности.

Воспитательные: 

-вырабатывать у ребенка настойчивость, выдержку, волю, стойкий характер, уверенность в своих силах, спокойствие;

-воспитать нравственные качества по отношению к окружающим (доброжелательность, чувство товарищества, толерантность);

-сформировать гражданскую позицию, патриотизм;

- помочь усвоить извечную истину: шахматы - дело занимательное, увлекательное,  но и сложное, шахматы - это каждодневный тяжелый труд, труд упорный и настойчивый.

 Развивающие:

-тренировать логическое мышление, наблюдательность, внимательность;

-развивать память;

-способствовать формированию аналитико-синтетической деятельности;

-развивать умения думать, умения исследовать, умения общаться, умения взаимодействовать, умения доводить дело до конца. 

Все цели и задачи были успешно реализованы в течение учебного года.

4.Возраст детей, участвующих в реализации данной дополнительной образовательной программы

Возраст детей, участвующих в реализации данной образовательной программы: первый год обучения – 8-9 лет.   Набор детей в коллектив осуществлялся по желанию.

5.Сроки реализации дополнительной образовательной программы

Программа была рассчитана на 1 год  обучения – 34 часа. План выполнен, проведено 34 часа за год.

6. Формы и режим занятий

Использовались следующие  формы организации деятельности учащихся на занятии:

Индивидуальная

Парная

индивидуально-групповая

игры-спарринги

Методы обучения, в основе которых лежит способ организации занятия

Словесные

Наглядные

Практические

устное изложение

показ видеоматериалов, иллюстраций

спарринг-игры

беседа, объяснение

показ педагогом приёмов исполнения

тренировочные упражнения

анализ текста

наблюдение

Занятия  были  комбинированными, теоретическими, практическими, диагностическими и  тренировочными.

Использовались различные  формы проведения занятий:

занятие-игра

практическое занятие

чемпионат

обсуждение

праздник

турнир

викторина

«мозговой штурм»

сказка

беседа

эвристическая лекция

соревнование

игра-путешествие

мастер-класс

      Режим занятий

1. На 1-м году обучения занятия проводились 1час в неделю. Продолжительность учебного часа -45 минут.

     Основание – нормативные требования САНПина

6. В результате изучения данной программы обучающиеся получили возможность   формирования

личностных результатов: 

  • Определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы).
  • В предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения,  делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить.

Метапредметных результататов :  

Регулятивные УУД:

  • Определять и формулировать цель деятельности  с помощью учителя.
  • Проговаривать последовательность действий.
  • Учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией рабочей тетради.
  • Учиться работать по предложенному учителем плану.
  • Учиться отличать верно выполненное задание от неверного.
  • Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности товарищей.

Познавательные УУД:

  • Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.
  • Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную от учителя.
  • Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате  совместной  работы всей группы.
  • Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать такие шахматные объекты, как ходы шахматных фигур, сильная и слабая позиция, сила шахматных фигур.
  • Преобразовывать информацию из одной формы в другую: находить и формулировать решение шахматных задачи с помощью простейших  моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем).

Коммуникативные УУД:

  • Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).
  • Слушать и понимать речь других.
  • Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.
  • Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).

Предметных результатов: 

будут знать:

-шахматные термины: белое и черное поле, горизонталь, вертикаль, диагональ, центр, партнеры, начальное положение, белые, черные, ход, взятие, стоять под боем, взятие на проходе, длинная и короткая рокировка, шах, мат, пат, ничья;                                                                      

 -названия шахматных фигур: ладья, слон, ферзь, конь, пешка, король;

-дисциплину «тронул, ходи»;                                                      

 -правила хода и взятия каждой фигуры.

Получат возможность научиться

-ориентироваться на шахматной доске;                                                                                                

-играть каждой фигурой в отдельности и в совокупности с другими фигурами без нарушений правил шахматного кодекса;                                                                                      

 -правильно помещать шахматную доску между партнерами;                                                      

 -правильно расставлять фигуры перед игрой;                                                                                  

-различать горизонталь, вертикаль, диагональ;                                                                                                 -рокироваться;                                                                                                                                      

-объявлять шах;                                                                                                                                

 -ставить мат;                                                                                                                                          

 -решать элементарные задачи на мат в один ход.

Использовались следующие  методы отслеживания результативности:

- Педагогическое наблюдение.

- Педагогический анализ результатов тестирования, опросов, выполнения учащимися заданий, участия воспитанников в соревнованиях,  решения задач поискового характера, активности обучающихся на занятиях.

 Для отслеживания результативности  использовались:

Педагогический мониторинг

Мониторинг образовательной деятельности детей

тесты

самооценка воспитанника

Диагностика личностного роста и продвижения

оформление фотоотчётов

 Использовались следующие формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Отчет о работе по теме самообразования. Тема: «Развитие техники чтения у младших школьников»

Отчет  о работе по теме самообразования.Тема: «Развитие техники чтения у младших школьников»...

Отчет о работе МО

В материале представлен полный отчет о работе МО за прошедший учебный год...

Отчет о работе методического объединения

Предлагается отчет о работе методического объединения. Председателем МО была я....

Отчет о работе методического объединения учителей начальных классов на методическом совете школы.

В современной школе необходимо воспитывать и развить в ребенке активную, смелую, решительную личность. Личность, которая умеет сама добывать знания и применять их в нестандартных ситуациях.Дости...

Отчет о работе классного руководителя 2 класса по внеклассной работе

отчет по  воспитательной  работе за 1 полугодие...

Краевая работа "Читательская грамотность" (4 класс) - результат работы

Цель: осуществить оценку уровня овладения обучающимися 4 класса метапредметными умениями, связанными с чтением и пониманием текстов, а также с использованием информации из текста для различных целей. ...