Адаптация первоклассников
методическая разработка (1 класс) на тему

Медведева Наталья Владимировна

Характеристика адаптации первоклассников

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Адаптация первоклассников27.4 КБ

Предварительный просмотр:

Классный руководитель Медведева Н. В.

В 1 «а» классе 28 учащихся. Из них 11 девочек  и 17 мальчиков.  Один  ученик  не может посещать учебные занятия  по причине физического нездоровья    (обучение на дому).

Сплочение детского коллектива, развитие навыков построения доброжелательных отношений со сверстниками и взрослыми и активизация родителей – одна из основных задач на  2015- 2016учебный год. Одной из главнейших задач, стоящим перед классным руководителем в 1 классе было создание классного коллектива. Я считаю, что в процессе проведённой мною работы, данная цель была достигнута. Дети были сплочены, получили главные навыки нахождения в классном коллективе, навыки управления. Ребята хорошо воспринимают руководство со стороны  классного руководителя, адекватно реагируют на замечания со стороны старших и своих одноклассников. Они поддерживают друг друга в трудных ситуациях.  Мальчики не обижают девочек Большинство учащихся проявили желание хорошо учиться, понимают и гордятся положением школьника. Дети получили первичные представления о правильной организации учебного труда в школе и дома, старательно их выполняют.
Активны на уроках, любознательны. Высок уровень мотивации к обучению. Есть ученики, которые так и не приняли правил поведения в коллективе, часто нарушают их сознательно. Эти дети с трудом воздерживаются от плохих поступков, часто не признают своих ошибок, не могут зачастую объяснить своего неадекватного поведения. Этим ученикам уделяется большое внимание на классных часах, уроках, во внеурочное время, в индивидуальных беседах. Каждый из них имеет общественное поручение, за которое несет ответственность.

В классе нет ярко выраженных групп, многие дети с удовольствием помогают друг другу как в учебной работе, таки при выполнении различных поручений. Коллектив учащихся доброжелательный и открытый, ребята переживают неудачи своих сверстников, пытаются помочь и поддержать в трудной ситуации.

Ребята из этого класса охотно учавствуют во всех общешкольных мероприятиях. Они с удовольствием готовятся к линейкам и различным праздникам, выставкам.

Пока очень много приходиться работать над дисциплиной учащихся на перемене и  в классе, значит, необходимо продолжать работу по сплочению классного коллектива, вовлекать как можно больше ребят в самоуправление, воспитывать самостоятельность и ответственность, создавая условия для благоприятной микросферы и высокого психологического климата в коллективе.

Немаловажную роль  в развитии нравственных качеств обучающихся играет посещение кружков эстетической направленности. На протяжении сентября возникла

необходимость адаптации учащихся 1 а класса   в связи с изменением социального окружения. Основной целью адаптационного периода в нашей школе является: помочь детям познакомиться друг с другом,  с учителями, с новой учебной ситуацией, со школой, школьными правилами.

Создаются условия для адаптации учащихся к новым социальным условиям. Учителя  помогали детям вживаться в позицию школьника, показывали различия: школьник-нешкольник.Результатом работы учителей стало то, что обучающиеся с желанием посещают школу. Учителя-предметники также развивали интерес к школьной жизни, создавали на уроках ситуацию успеха. Результат: учащиеся принимают требования со стороны учителя, соблюдают правила школы(класса). Хочется отметить, 54%1  а класса понимают требования учителя и стараются их выполнять.

-Учителя обучали детей соблюдению правил гигиены, внешнего вида. Результат: учащиеся знают правила личной гигиены и выполняют с направляющей помощью учителя. Отмечу, что 70% 1 а  класса выполняют эти правила.

-Учителя во время уроков обучали детей умениям доброжелательного общения со сверстниками.

Результат: учащиеся доброжелательно вступают в контакт со сверстниками.

-Проводилась  работа учителей по обучению и установлению субординации учащихся  со взрослыми. Отмечу, что-72% 1а класса уважительны с учителями.

Результат проведённой работы: дети доброжелательно общаются со взрослыми, знают правила общения.Результатом этой деятельности стало то, что учащиеся проявляют активность и творчество в проведении классных дел, часто сами выступают инициаторами в проведении дел. Формируется познавательный интерес к учебной деятельности. Прослеживается динамика развития коллектива.

1 а

Понимают требования учителя и стараются их выполнять

54%

Сохраняют работоспособность

45%

Работают в одном темпе с классом

45%

Связно выражают свои мысли

27%

Уважительны с учителями

72%

Прислушиваются к замечаниям

36%

Придерживаются опрятного внешнего вида

70%

Соблюдают принятые в классе  правила

63%

Работа с детским коллективом (поручения, отслеживание результатов работы, достижения классного коллектива и отдельных обучающихся,)

В начале учебной четверти совместно с детьми были разработаны и приняты правила поведения в школе, чему предшествовал цикл занятий на тему «Зачем

в школе нужны правила?»

*    Оформлен стенд «Твои успехи», где отслеживается

- поведение ученика

- отношения со сверстниками

- отношение к порученному делу

- отношение к учебе

- участие в жизни класса

  • Принимали активное участие во всех проводимых в школе мероприятиях:

- Впервые дети самостоятельно оформили стенд по травматизму, сочинили правила безопасного поведения в стихах.

- Подготовили и провели силами учащихся выступление  на тему «Правила пожарной безопасности», где были разыграны сценки «Незнайка один дома».

Выступающие рассказали о причинах возникновения пожара.

Дети вместе учились звать на помощь прохожих, вызывать пожарных,  самостоятельно выбираться из горящего помещения.

Очень неплохие стихи(совместно с родителями) написали по предупреждению школьного травматизма.               Самое главное – это было им интересно, и работали дети с большим  увлечением.

  • Велась целенаправленная работа по обучению бесконфликтному общению на специальных классных часах.

Это ролевые игры, занятия – практикумы, обыгрывание ситуаций из жизни класса, индивидуальная работа с детьми, и поощрение за малейший положительный результат (хваленки, благодарности), обучение школьников способам выражения своего гнева, эмоций и т.д.

  • Тесная связь с родителями.

Следует сказать, что родители идут навстречу, понимают серьезность проблемы, заинтересованы в хороших результатах. Совместно выработали единые требования и последовательность наших действий. Родители  часто приходят в школу, принимают участие во внеклассных мероприятиях, в проводимых экскурсиях.

Выводы: ( Как решались поставленные задачи, что получилось, что не получилось, причины).

  • Не в полной мере устранены конфликты между детьми.
  • Недостаточна самостоятельность детей при выполнении порученного дела.

Задачи на триместр.

  1. Создавать условия для интеллектуального, нравственного, коммуникативного

самовыражения личности.

  1. Содействовать сплочению детского коллектива.
  2. Проводить профилактику и коррекцию простудных заболеваний, опорно-двигательного аппарата во время прогулок, перемен и на специальных воспитательных часах.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проблемы адаптации первоклассников на основе «Программы сопровождения и поддержки адаптации учащихся и их родителей к новым условиям жизнедеятельности «Дорога в загадочный город»

В статье представлен опыт воспитательной работы по сопровождению и поддержке адаптации первоклассников  и их  родителей в рамках школы полного дня на базе интеграции основного и дополни...

Адаптация первоклассников к школе: особенности, проблемы адаптации, способы их преодоления.

1 Виды адаптации.2Признаки плохой  адаптации.3 Как облегчить адаптацию первоклассника.4 Советы родителям...

Адаптация первоклассников к школе: особенности, проблемы адаптации, способы их преодоления

Успешность адаптации первоклассника к школе зависит от слаженности усилий учителя, психолога, администрации и родителей. Это довольно сложный процесс, который у каждого ребенка протекает по-разному. ...

Статья "АДАПТАЦИЯ ПЕРВОКЛАССНИКОВ К ШКОЛЬНЫМ УСЛОВИЯМ. ДЕЗАДАПТАЦИЯ. СХЕМА ИЗУЧЕНИЯ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ АДАПТАЦИИ И МОТИВАЦИИ ШКОЛЬНИКОВ".

Главным фактором, влияющим на успешность усвоения знаний у первоклассников, является адаптированность к школьным условиям. Поступление в школу, смена обстановки предъявляют повышенные требования к пси...

Иллюстративный план мероприятий первого месяца адаптации первоклассников к школе Сентябрь-2021- 1 неделя - к теме-Совершенствование системы адаптации первоклассников к школе

2.4. Иллюстративный план мероприятий Иллюстративный план мероприятий первого месяца адаптации первоклассников к школе Сентябрь-2021- 1 неделя - к теме-Совершенствование системы адаптации первоклассник...

2 неделя Иллюстративный план мероприятий первого месяца адаптации первоклассников к школе Сентябрь-2021- 2 неделя - к теме-Совершенствование системы адаптации первоклассников к школе первого месяца адаптации первоклассников

2 неделя - Иллюстративный план мероприятий первого месяца адаптации первоклассников к школе Сентябрь-2021- 2 неделя - к теме-Совершенствование системы адаптации первоклассников к школепервого ме...

3 неделя Иллюстративный план мероприятий первого месяца адаптации первоклассников к школе Сентябрь-2021- 3 неделя - к теме-Совершенствование системы адаптации первоклассников к школе

3 неделя - Иллюстративный план мероприятий первого месяца адаптации первоклассников к школе Сентябрь-2021- 3 неделя - к теме-Совершенствование системы адаптации первоклассников к школе...