Малые жанры фольклора
методическая разработка на тему

Деревенские посиделки стали устраивать на Руси в давние давние времена, когда жили наши прабабушки и прадедушки. Деревенские  жители собирались в обыкновенном жилом просторном доме, где гостеприимные хозяева, в свободное от работы время. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл malye_zhanry_folklora.docx32.02 КБ
Файл malye_zhanry_folklora.docx32.02 КБ

Предварительный просмотр:

ГКС(К)ОУ РМ «Инсарская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа- интернат VIII вида»

Открытая мероприятие

«малые жанры фольклора»

                                                                  Провела:

                                                                                  Целомудрова В.А.

                                            Инсар 2013

Цели:

  1.  Познакомить детей с русским народным фольклором, используя знания, которые они получают за все это время на тему  «Устное народное творчество».Учить детей вежливо и культурно общаться друг с другом на примере тех далеких времен, гостеприимно принимать гостей, воспитывать умение слушать музыку, правильно ее воспринимать,  воспитывать любовь к русским народным песням, к любому виду устного народного творчества.
  2. Рассказать детям, как проводились раньше деревенские посиделки, дать полное представление деревенской избы со всеми ее символами и

  1. Беседа.

Ребята, Мы с вами поговорим о посиделках. Итак, деревенские посиделки. А как вы думаете, что они из себя представляют?

  1. Рассказ учителя

Деревенские посиделки стали устраивать на Руси в давние давние времена, когда жили наши прабабушки и прадедушки. Деревенские  жители собирались в обыкновенном жилом просторном доме, где гостеприимные хозяева, в свободное от работы время.

Девушки одевали лучшие наряды, яркие сарафаны, в косы вплетали

широкие атласные ленты, на плечи накидывали красивые

шали с кистями, а юноши надевали пестрые или белые

рубашки, расшитые разноцветной тесьмой или нитками.

На посиделках были не только молодые, но и пожилые люди. Некоторые

тут - же занимались своей любимой работой: вязали, пряли, шили, вышивали. Хозяева встречали гостей всегда с хлебом и солью, убирали избу, готовили к чаю угощение, пекли пироги, булочки, блины. Гости тоже не пустые приходили. Кто вареники с капустой принесет, кто квас, кто огурчики соленые, грибы. 

Вы видите светлую комнату, сюда хозяева приглашают гостей.

Все что вы видите, это все сделано руками человека, не машинами. Ведь раньше не было никаких машин, чтобы это все производило. Это все делалось своими руками и посуда и ткани, различные предметы труда.

Когда хозяева встречали гостей на стол ставился самовар, различное русское угощение. Это и грибы и капуста, пирожки, огурчики соленые, парное молоко, сливки, квас.

Украшение всей избы была и есть русская печка – матушка, которая все может: в ней и пекут, и жарят, и сушат, и тушат и варят. А раньше даже мылись. Когда печь прогорала, убирали залу, затем настилали солому, обдавали водой, чтоб она была мягкой и чтобы был пар и залезали во внутрь и парились. А потом вылезали и ополаскивались водой. Наверху в зимнее время спали, грелись, лечились от простуды. Вот какая печка – матушка!

И вот собирались все в такой избе и делились радостями, бедами, новостями, т.е. общались, отдыхали.

Шутки, прибаутки, загадки, поговорки, сказки, небылицы и былины, частушки, песни, пляски до позднего вечера не смолкали в избе.

И это все народ тоже придумывал сам. А как все это по другому можно сказать. (Русское народное творчество.)

 Иначе это все называется одним словом: фольклор.(Показ плаката на доске со словом «фольклор».) .

- И сегодня мы вместе с вами вспомним произведения фольклора, с которыми вы были уже знакомы. Откроем для себя что-то новое и интересное, необычное и сказочное. Итак, наше путешествие начинается…
- В произведениях устного народного творчества отражена народная мудрость—ум, знания всего народа.
- Кто мне подскажет, откуда произошло слово «фольклор»?
- Правильно. Слово «фольклор» произошло от английских слов: folk – народ, lore – мудрость. Что значит – народная мудрость.

Все эти произведения — фольклор или устное народное творчество. - Почему мы называем фольклор устным народным творчеством?
/Он создавался народом, передавался из уст в уста, от одного поколения к другому

- Есть у русского народа «живой цветок», который сказки сказывает, потешает, поёт, развлекает, веселит и учит. У этого цветка вместо ле пестков — сказки, загадки, потешки, песни, пословицы, были и небылицы, сказ и былины.
Первый лепесток. Песни.

.Красота фольклора открывается уже в старинных песнях. 
Исполнение песни рус. нар. «Ведерко»

  1. Обронила я ведерко.

Обронила я с водою

Ох обронила, ох я с водою.

  1. Обронила во колодец

Обронила во глубокий

Ох обронила, ох во глубокий.

  1. Загляделась замечталась

Молодцу заулыбалась

Ох замечталась, ох улыбалась.

  1. Меня маменька пугала

Лезть в колодец заставляла

Ох и ругала, ох заставляла

  1. Как по этому ведерку

Буду плакать я всю ночку

Ох буду плакать, ох я всю ночку.


Много у каждого народа колыбельных, хороводных, свадебных и других песен. Их поют у колыбели ребёнка, на праздниках и в дни печали. Эти песни живут в народе много-много лет.
- Какие колыбельные песни вы знаете?

Слайд 4

 Баю-баюшки баю,

Не ложися на краю,
Придет серенький волчок
И утащит за бочок.

Баю-бай, баю-бай,

Поди, Бука,за сарай, 
Маше спать не мешай

- Вот и первые песенки попали в нашу корзину.
. ^ Второй лепесток. Потешки.

Баю-баюшки баю,                                                      

Не ложися на краю,
Придет серенький волчок
И утащит за бочок.

Баю-бай, баю-бай,

Поди, Бука,за сарай, 
Маше спать не мешай

^ Шла лисичка по мосту, Слайд 5
Несла вязанку хворосту. 
Вытопила баньку. 
Выкупала Ваньку, 
Посадила в уголок. 
Дала сладкий пирожок.


Наша Катя маленька,
На ней шубка аленька,
Опушка бобровая,
Катя чернобровая.

Идет коза рогатая
За малыми ребятами.
Кто кашу не ест?
Молоко не пьет?
Забодает, забодает, забодает!

Идет коза рогатая
За малыми ребятами.
Кто не пьет молока,
Того пыр под бока!

Андрей-воробей,
Не гоняй голубей.
Голуби боятся,На землю не садятся

За пением колыбельных песен наступал черед тешить ребенка пестушками (от слова «нянчить», «холить», «пестовать», «ходить» за кем-нибудь), потешками и прибаутками.

- Вспомните, какие потешки вы знаете.


^ Шла лисичка по мосту, Слайд 5
Несла вязанку хворосту. 
Вытопила баньку. 
Выкупала Ваньку, 
Посадила в уголок. 
Дала сладкий пирожок.
Наша Катя маленька,
На ней шубка аленька,
Опушка бобровая,
Катя чернобровая.

Идет коза рогатая
За малыми ребятами.
Кто кашу не ест?
Молоко не пьет?
Забодает, забодает, забодает!

Идет коза рогатая
За малыми ребятами.
Кто не пьет молока,
Того пыр под бока!

Андрей-воробей,
Не гоняй голубей.
Голуби боятся,
На землю не садятся

4. Третий лепесток. Заклички. 

- Подрастая, ребенок рано привыкал делить заботы старших, взрослых людей. Он выучивался закличкам и приговоркам.

Заклички - песенные обращения к силам природы: солнцу, дождю, радуге. Заклички тесно связаны с соответствующими обрядами, к ним относят и новогодние пожелания, и рождественские колядки, и песни-веснянки.


- Каждая такая закличка содержит конкретную просьбу, это попытка с помощью песенки воздействовать на силы природы, от которых во многом зависело благополучие и детей, и взрослых в крестьянских семьях. 

Эти произведения - своеобразный способ общения с окружающим миром, в частности, с миром природы. 

- Кто помнит заклички? 


Солнышко-ведёрышко, Слайд 6.
Выгляни в окошечко! 
 Солнышко, нарядись! 
Красное, покажись! Солнышко.
Дождик, дождик, пуще – Дождик.
Дам тебе я гущи. 
Дам тебе ложку, 
Кушай понемножку. 

Радуга-дуга, 
Не давай дождя! 
Давай солнышка 
Колоколнышка!

Дождик – дождик, поливай!
Будет хлеба каравай.
Дождик – дождик, припусти –
Дай капусте подрасти.
Дождик – дождик, веселей!
Капай, капай, не жалей!
Только нас не замочи,
Зря в окошко не стучи! 

. Четвертый лепесток. Приговорки.
- К закличкам примыкают приговорки - короткие стихотворные обращения к животным, птицам, растениям.

Открываю четвертый лепесток на экране. Приговорки. 

- К приговоркам относят и всем известное обращение к кукушке: "Кукушка-кукушка, сколько мне жить?" По своему происхождению заклички и приговорки восходят к древним заклинаниям и заговорам, с помощью которых наши предки пытались повлиять на силы природы.

Божьей коровке поют:

Божья коровка,
Улети на небо, 
Там твои детки 
Кушают котлетки, Продолжите приговорку
Улитку просят показать рожки:
Улитка, улитка,
Выпусти рога!
Дам пирога,
Масленого,
Перемасленного!
Выпавший молочный зуб бросают за печку и говорят:
Мышка, мышка,
Возьми мой зубишко!
Возьми репяной,
А дай мне золотой!
Светлячка кладут на ладонь просят:
Свет-светлячок,
Посвети в кулачок!
Посвети немножко,
Дам тебе горошка,
Кувшин творога
И кусок пирога!

Бабочке поют:
Бабочка-коробочка,
Улетай под облачко!
Твои детки на лугу
Гнут черемуху в дугу,
Тебя ожидают,
Зайчиков гоняют!

6. 6. Пятый лепесток. Считалки.
- Кто угадает, какое произведение из фольклора я прочитаю? Слайд 8.
Шла бабка с заморья, 

Несла кузовок. 
В том кузовочке 
Лежали грибочки, 
Кому — гриб, 
Кому — два, 
А тебе, дитятко, 
Весь кузовок.
Спрашиваю детей.
Правильно, это считалка. 
Открываю пятый лепесток на экране. Считалки. 
В старину очень любили играть в самые разные игры. Скинет, бывало, добрый молодец сапоги, поплюёт на ладони и полезет на высокий столб. А наверху – петух в клетке. Залез - получи петуха. Попробуем и мы петуха получить. Но прежде нужно выбрать от каждой команды по одному представителю, а сделать это нужно с помощью считалки.
^ Лиса по лесу ходила,
Лиса голосом вопила.
Лиса лычки драла,

Лиса лапти плела.
Кто лапти найдет,
Тот водить пойдет.
ИГРА
Кладем на пол канат. В конце ставим петуха. Кто пройдет по канату с завязанными глазами, не оступившись, тот и получает приз.
Коль сноровка не плоха – получайте петуха!
7. ^ Шестой лепесток. Небылица

Небылицы в лицах , сидят в теремах – светлицах, щелкают орешки да творят насмешки.
- Федул что губы надул?

- Кафтан прожег

- Можно зашить.

- Да иглы нет

- А велика ли дыра?

- Один ворот остался.

  ***************

- Фома что из леса не идешь?

- Да медведя поймал

- Так веди сюда

- Да он не идет

- Так сам иди

- Да он меня не пускает.

   ******************

- Сынок, сходи за водицей на речку!

- Брюхо болит

- Сынок, иди кашу есть!

- Что ж, раз мать велит – надо идти!

   ******************

- Фома у тебя в избе тепло?

- Тепло. На печи в шубе согреться можно.


В народной речи загадать означает «задумывать», «за мышлять», «предлагать» что-либо, неизвестное для решения. Про загадку в народе говорят: «Без лица в личине».
Загадками не только испытывается сообразитель ность человека — они открывают мир захватывающей поэзии, самой смелой в сравнениях. Мир знакомый, обыденный увиден глазами народных поэтов. 

Руки в боки, как начальник,
Раньше всех на стол встает,
Сам себе плита, и чайник -
Сам заварит, сам нальет.
Самовар
Чего на свете нет буйнее?
Ветра и воды

Стоит столбом, горит огнем;
Ни жару, ни пару, ни угольев.
Свеча

Он в мундире ярком, шпоры для красы
Днем он - забияка, поутру - часы. 
(Петух)

4: Сова

Днем спит, ночью летает.
(Сова)

6: Снег

Бел, да не сахар,
Ног нет, а идет. 
(Снег)

7: Метель

Рассыпала Лукерья
Серебряные перья. 
(Метель)

7. ^ Седьмой лепесток. Пословицы.

- Среди древнейших по происхождению жанров устного творчества — пословицы и поговорки. 

Я начну,а вы продолжите

  • Жизнь дана (на добрые дела). 
  • Добра желаешь, ( добро и делай!) 
  • Грамоте учиться (всегда пригодится). 
  • Век живи – (век учись). 
  • Красна птица перьем, (а человек ученьем). 
  • Без друга (в жизни туго). 
  • Верному другу (цены нет). 
  • Дружба крепка не лестью, (а правдой и честью). 
  • Друга ищи, (а найдёшь – береги). 

Было на Руси время, когда люди не знали этого цветка  А его                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                автор – народ. Любое из них создается на основе традиции. В свое время В.Г. Белинский писал  там нет "знаменитых имен, потому что автор словесности всегда народ. Никто не знает, кто сложил его простые и наивные песни, в которых так безыскусственно и ярко отразилась внутренняя и внешняя жизнь юного народа или племени. И переходит песня из рода в род, от поколения к поколению; и изменяется она со временем: то укоротят ее, то удлинят, то переделают, то соединят ее с другой песнею, то сложат другую песню в дополнение к ней – и вот из песен выходят поэмы, которых автором может назвать себя только народ.

  Плесневые грибы появились на нашей планете около 200 миллионов лет назад. Плесень способна как лишить жизни, так и спасти от смерти. Плесень выглядит красиво, но при этом других чувств, кроме отвращения, не вызывает.

  Плесневые грибы – это разнообразные грибы, формирующие ветвящиеся мицелии без крупных плодовых тел. Плесень относится к микромицетам. Это грибы и грибообразные, имеющие микроскопические размеры. Плесневые грибы широко распространены в природе, они развиваются практически повсеместно. Большие колонии растут на питательных средах при высокой температуре и повышенной влажности, причем рост плесени не ограничен при условии наличия пищи. Плесневые грибы отличаются неприхотливостью к среде обитания и пище.

  Размножение плесневых грибов осуществляется с огромной скоростью .

   Клетки плесневых грибов не имеют хлорофилла, в связи с чем, этим грибам требуются для питания готовые органические вещества. Плесневые грибы питаются путем всасывания органических веществ. Причем вначале плесень выделяет пищеварительные ферменты для переваривания пищи, а затем поглощает расщепленные до более простых органические соединения. Так как у плесневых грибов нет возможности передвигаться для поиска пищи, то они «обитают» в самой пище. Плесневые грибы относят к простейшим грибковым паразитическим растениям.

  В природе встречаются множестов видов плесени. Большое значение для человека имеют грибы рода пенициллум. Пеницилл продуцирует антибиотик пенициллин – первый открытый в мире антибактериальный препарат. Также важно использование человеком в хозяйстве дрожже. Дрожжи – это грибы, которые не формируют классический мицелий, а их вегетативные клетки размножаются почкованием или делением. Дрожжевые грибы могут жить как отдельные одиночные клетки в течение всего жизненного цикла. С древних времен дрожжи широко используются человеком, так как эти грибы участвуют в процессе спиртового брожения. Это свойство дрожжей применяют в производстве спирта и спиртсодержащих продуктов, виноделии, хлебопечении, кондитерском деле, продукции кормового белка для питания скота.

  Много видов плесневых грибов могут спровоцировать заболевания человека, животных, растений. Другие виды плесени вредят хозяйству человека, потому что портят пищевые продукты, в том числе овощи и фрукты, при длительном хранении, вызывают повреждение лесоматериалов, тканей.



Предварительный просмотр:

ГКС(К)ОУ РМ «Инсарская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа- интернат VIII вида»

Открытая мероприятие

«малые жанры фольклора»

                                                                  Провела:

                                                                                  Целомудрова В.А.

                                            Инсар 2013

Цели:

  1.  Познакомить детей с русским народным фольклором, используя знания, которые они получают за все это время на тему  «Устное народное творчество».Учить детей вежливо и культурно общаться друг с другом на примере тех далеких времен, гостеприимно принимать гостей, воспитывать умение слушать музыку, правильно ее воспринимать,  воспитывать любовь к русским народным песням, к любому виду устного народного творчества.
  2. Рассказать детям, как проводились раньше деревенские посиделки, дать полное представление деревенской избы со всеми ее символами и

  1. Беседа.

Ребята, Мы с вами поговорим о посиделках. Итак, деревенские посиделки. А как вы думаете, что они из себя представляют?

  1. Рассказ учителя

Деревенские посиделки стали устраивать на Руси в давние давние времена, когда жили наши прабабушки и прадедушки. Деревенские  жители собирались в обыкновенном жилом просторном доме, где гостеприимные хозяева, в свободное от работы время.

Девушки одевали лучшие наряды, яркие сарафаны, в косы вплетали

широкие атласные ленты, на плечи накидывали красивые

шали с кистями, а юноши надевали пестрые или белые

рубашки, расшитые разноцветной тесьмой или нитками.

На посиделках были не только молодые, но и пожилые люди. Некоторые

тут - же занимались своей любимой работой: вязали, пряли, шили, вышивали. Хозяева встречали гостей всегда с хлебом и солью, убирали избу, готовили к чаю угощение, пекли пироги, булочки, блины. Гости тоже не пустые приходили. Кто вареники с капустой принесет, кто квас, кто огурчики соленые, грибы. 

Вы видите светлую комнату, сюда хозяева приглашают гостей.

Все что вы видите, это все сделано руками человека, не машинами. Ведь раньше не было никаких машин, чтобы это все производило. Это все делалось своими руками и посуда и ткани, различные предметы труда.

Когда хозяева встречали гостей на стол ставился самовар, различное русское угощение. Это и грибы и капуста, пирожки, огурчики соленые, парное молоко, сливки, квас.

Украшение всей избы была и есть русская печка – матушка, которая все может: в ней и пекут, и жарят, и сушат, и тушат и варят. А раньше даже мылись. Когда печь прогорала, убирали залу, затем настилали солому, обдавали водой, чтоб она была мягкой и чтобы был пар и залезали во внутрь и парились. А потом вылезали и ополаскивались водой. Наверху в зимнее время спали, грелись, лечились от простуды. Вот какая печка – матушка!

И вот собирались все в такой избе и делились радостями, бедами, новостями, т.е. общались, отдыхали.

Шутки, прибаутки, загадки, поговорки, сказки, небылицы и былины, частушки, песни, пляски до позднего вечера не смолкали в избе.

И это все народ тоже придумывал сам. А как все это по другому можно сказать. (Русское народное творчество.)

 Иначе это все называется одним словом: фольклор.(Показ плаката на доске со словом «фольклор».) .

- И сегодня мы вместе с вами вспомним произведения фольклора, с которыми вы были уже знакомы. Откроем для себя что-то новое и интересное, необычное и сказочное. Итак, наше путешествие начинается…
- В произведениях устного народного творчества отражена народная мудрость—ум, знания всего народа.
- Кто мне подскажет, откуда произошло слово «фольклор»?
- Правильно. Слово «фольклор» произошло от английских слов: folk – народ, lore – мудрость. Что значит – народная мудрость.

Все эти произведения — фольклор или устное народное творчество. - Почему мы называем фольклор устным народным творчеством?
/Он создавался народом, передавался из уст в уста, от одного поколения к другому

- Есть у русского народа «живой цветок», который сказки сказывает, потешает, поёт, развлекает, веселит и учит. У этого цветка вместо ле пестков — сказки, загадки, потешки, песни, пословицы, были и небылицы, сказ и былины.
Первый лепесток. Песни.

.Красота фольклора открывается уже в старинных песнях. 
Исполнение песни рус. нар. «Ведерко»

  1. Обронила я ведерко.

Обронила я с водою

Ох обронила, ох я с водою.

  1. Обронила во колодец

Обронила во глубокий

Ох обронила, ох во глубокий.

  1. Загляделась замечталась

Молодцу заулыбалась

Ох замечталась, ох улыбалась.

  1. Меня маменька пугала

Лезть в колодец заставляла

Ох и ругала, ох заставляла

  1. Как по этому ведерку

Буду плакать я всю ночку

Ох буду плакать, ох я всю ночку.


Много у каждого народа колыбельных, хороводных, свадебных и других песен. Их поют у колыбели ребёнка, на праздниках и в дни печали. Эти песни живут в народе много-много лет.
- Какие колыбельные песни вы знаете?

Слайд 4

 Баю-баюшки баю,

Не ложися на краю,
Придет серенький волчок
И утащит за бочок.

Баю-бай, баю-бай,

Поди, Бука,за сарай, 
Маше спать не мешай

- Вот и первые песенки попали в нашу корзину.
. ^ Второй лепесток. Потешки.

Баю-баюшки баю,                                                      

Не ложися на краю,
Придет серенький волчок
И утащит за бочок.

Баю-бай, баю-бай,

Поди, Бука,за сарай, 
Маше спать не мешай

^ Шла лисичка по мосту, Слайд 5
Несла вязанку хворосту. 
Вытопила баньку. 
Выкупала Ваньку, 
Посадила в уголок. 
Дала сладкий пирожок.


Наша Катя маленька,
На ней шубка аленька,
Опушка бобровая,
Катя чернобровая.

Идет коза рогатая
За малыми ребятами.
Кто кашу не ест?
Молоко не пьет?
Забодает, забодает, забодает!

Идет коза рогатая
За малыми ребятами.
Кто не пьет молока,
Того пыр под бока!

Андрей-воробей,
Не гоняй голубей.
Голуби боятся,На землю не садятся

За пением колыбельных песен наступал черед тешить ребенка пестушками (от слова «нянчить», «холить», «пестовать», «ходить» за кем-нибудь), потешками и прибаутками.

- Вспомните, какие потешки вы знаете.


^ Шла лисичка по мосту, Слайд 5
Несла вязанку хворосту. 
Вытопила баньку. 
Выкупала Ваньку, 
Посадила в уголок. 
Дала сладкий пирожок.
Наша Катя маленька,
На ней шубка аленька,
Опушка бобровая,
Катя чернобровая.

Идет коза рогатая
За малыми ребятами.
Кто кашу не ест?
Молоко не пьет?
Забодает, забодает, забодает!

Идет коза рогатая
За малыми ребятами.
Кто не пьет молока,
Того пыр под бока!

Андрей-воробей,
Не гоняй голубей.
Голуби боятся,
На землю не садятся

4. Третий лепесток. Заклички. 

- Подрастая, ребенок рано привыкал делить заботы старших, взрослых людей. Он выучивался закличкам и приговоркам.

Заклички - песенные обращения к силам природы: солнцу, дождю, радуге. Заклички тесно связаны с соответствующими обрядами, к ним относят и новогодние пожелания, и рождественские колядки, и песни-веснянки.


- Каждая такая закличка содержит конкретную просьбу, это попытка с помощью песенки воздействовать на силы природы, от которых во многом зависело благополучие и детей, и взрослых в крестьянских семьях. 

Эти произведения - своеобразный способ общения с окружающим миром, в частности, с миром природы. 

- Кто помнит заклички? 


Солнышко-ведёрышко, Слайд 6.
Выгляни в окошечко! 
 Солнышко, нарядись! 
Красное, покажись! Солнышко.
Дождик, дождик, пуще – Дождик.
Дам тебе я гущи. 
Дам тебе ложку, 
Кушай понемножку. 

Радуга-дуга, 
Не давай дождя! 
Давай солнышка 
Колоколнышка!

Дождик – дождик, поливай!
Будет хлеба каравай.
Дождик – дождик, припусти –
Дай капусте подрасти.
Дождик – дождик, веселей!
Капай, капай, не жалей!
Только нас не замочи,
Зря в окошко не стучи! 

. Четвертый лепесток. Приговорки.
- К закличкам примыкают приговорки - короткие стихотворные обращения к животным, птицам, растениям.

Открываю четвертый лепесток на экране. Приговорки. 

- К приговоркам относят и всем известное обращение к кукушке: "Кукушка-кукушка, сколько мне жить?" По своему происхождению заклички и приговорки восходят к древним заклинаниям и заговорам, с помощью которых наши предки пытались повлиять на силы природы.

Божьей коровке поют:

Божья коровка,
Улети на небо, 
Там твои детки 
Кушают котлетки, Продолжите приговорку
Улитку просят показать рожки:
Улитка, улитка,
Выпусти рога!
Дам пирога,
Масленого,
Перемасленного!
Выпавший молочный зуб бросают за печку и говорят:
Мышка, мышка,
Возьми мой зубишко!
Возьми репяной,
А дай мне золотой!
Светлячка кладут на ладонь просят:
Свет-светлячок,
Посвети в кулачок!
Посвети немножко,
Дам тебе горошка,
Кувшин творога
И кусок пирога!

Бабочке поют:
Бабочка-коробочка,
Улетай под облачко!
Твои детки на лугу
Гнут черемуху в дугу,
Тебя ожидают,
Зайчиков гоняют!

6. 6. Пятый лепесток. Считалки.
- Кто угадает, какое произведение из фольклора я прочитаю? Слайд 8.
Шла бабка с заморья, 

Несла кузовок. 
В том кузовочке 
Лежали грибочки, 
Кому — гриб, 
Кому — два, 
А тебе, дитятко, 
Весь кузовок.
Спрашиваю детей.
Правильно, это считалка. 
Открываю пятый лепесток на экране. Считалки. 
В старину очень любили играть в самые разные игры. Скинет, бывало, добрый молодец сапоги, поплюёт на ладони и полезет на высокий столб. А наверху – петух в клетке. Залез - получи петуха. Попробуем и мы петуха получить. Но прежде нужно выбрать от каждой команды по одному представителю, а сделать это нужно с помощью считалки.
^ Лиса по лесу ходила,
Лиса голосом вопила.
Лиса лычки драла,

Лиса лапти плела.
Кто лапти найдет,
Тот водить пойдет.
ИГРА
Кладем на пол канат. В конце ставим петуха. Кто пройдет по канату с завязанными глазами, не оступившись, тот и получает приз.
Коль сноровка не плоха – получайте петуха!
7. ^ Шестой лепесток. Небылица

Небылицы в лицах , сидят в теремах – светлицах, щелкают орешки да творят насмешки.
- Федул что губы надул?

- Кафтан прожег

- Можно зашить.

- Да иглы нет

- А велика ли дыра?

- Один ворот остался.

  ***************

- Фома что из леса не идешь?

- Да медведя поймал

- Так веди сюда

- Да он не идет

- Так сам иди

- Да он меня не пускает.

   ******************

- Сынок, сходи за водицей на речку!

- Брюхо болит

- Сынок, иди кашу есть!

- Что ж, раз мать велит – надо идти!

   ******************

- Фома у тебя в избе тепло?

- Тепло. На печи в шубе согреться можно.


В народной речи загадать означает «задумывать», «за мышлять», «предлагать» что-либо, неизвестное для решения. Про загадку в народе говорят: «Без лица в личине».
Загадками не только испытывается сообразитель ность человека — они открывают мир захватывающей поэзии, самой смелой в сравнениях. Мир знакомый, обыденный увиден глазами народных поэтов. 

Руки в боки, как начальник,
Раньше всех на стол встает,
Сам себе плита, и чайник -
Сам заварит, сам нальет.
Самовар
Чего на свете нет буйнее?
Ветра и воды

Стоит столбом, горит огнем;
Ни жару, ни пару, ни угольев.
Свеча

Он в мундире ярком, шпоры для красы
Днем он - забияка, поутру - часы. 
(Петух)

4: Сова

Днем спит, ночью летает.
(Сова)

6: Снег

Бел, да не сахар,
Ног нет, а идет. 
(Снег)

7: Метель

Рассыпала Лукерья
Серебряные перья. 
(Метель)

7. ^ Седьмой лепесток. Пословицы.

- Среди древнейших по происхождению жанров устного творчества — пословицы и поговорки. 

Я начну,а вы продолжите

  • Жизнь дана (на добрые дела). 
  • Добра желаешь, ( добро и делай!) 
  • Грамоте учиться (всегда пригодится). 
  • Век живи – (век учись). 
  • Красна птица перьем, (а человек ученьем). 
  • Без друга (в жизни туго). 
  • Верному другу (цены нет). 
  • Дружба крепка не лестью, (а правдой и честью). 
  • Друга ищи, (а найдёшь – береги). 

Было на Руси время, когда люди не знали этого цветка  А его                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                автор – народ. Любое из них создается на основе традиции. В свое время В.Г. Белинский писал  там нет "знаменитых имен, потому что автор словесности всегда народ. Никто не знает, кто сложил его простые и наивные песни, в которых так безыскусственно и ярко отразилась внутренняя и внешняя жизнь юного народа или племени. И переходит песня из рода в род, от поколения к поколению; и изменяется она со временем: то укоротят ее, то удлинят, то переделают, то соединят ее с другой песнею, то сложат другую песню в дополнение к ней – и вот из песен выходят поэмы, которых автором может назвать себя только народ.

  Плесневые грибы появились на нашей планете около 200 миллионов лет назад. Плесень способна как лишить жизни, так и спасти от смерти. Плесень выглядит красиво, но при этом других чувств, кроме отвращения, не вызывает.

  Плесневые грибы – это разнообразные грибы, формирующие ветвящиеся мицелии без крупных плодовых тел. Плесень относится к микромицетам. Это грибы и грибообразные, имеющие микроскопические размеры. Плесневые грибы широко распространены в природе, они развиваются практически повсеместно. Большие колонии растут на питательных средах при высокой температуре и повышенной влажности, причем рост плесени не ограничен при условии наличия пищи. Плесневые грибы отличаются неприхотливостью к среде обитания и пище.

  Размножение плесневых грибов осуществляется с огромной скоростью .

   Клетки плесневых грибов не имеют хлорофилла, в связи с чем, этим грибам требуются для питания готовые органические вещества. Плесневые грибы питаются путем всасывания органических веществ. Причем вначале плесень выделяет пищеварительные ферменты для переваривания пищи, а затем поглощает расщепленные до более простых органические соединения. Так как у плесневых грибов нет возможности передвигаться для поиска пищи, то они «обитают» в самой пище. Плесневые грибы относят к простейшим грибковым паразитическим растениям.

  В природе встречаются множестов видов плесени. Большое значение для человека имеют грибы рода пенициллум. Пеницилл продуцирует антибиотик пенициллин – первый открытый в мире антибактериальный препарат. Также важно использование человеком в хозяйстве дрожже. Дрожжи – это грибы, которые не формируют классический мицелий, а их вегетативные клетки размножаются почкованием или делением. Дрожжевые грибы могут жить как отдельные одиночные клетки в течение всего жизненного цикла. С древних времен дрожжи широко используются человеком, так как эти грибы участвуют в процессе спиртового брожения. Это свойство дрожжей применяют в производстве спирта и спиртсодержащих продуктов, виноделии, хлебопечении, кондитерском деле, продукции кормового белка для питания скота.

  Много видов плесневых грибов могут спровоцировать заболевания человека, животных, растений. Другие виды плесени вредят хозяйству человека, потому что портят пищевые продукты, в том числе овощи и фрукты, при длительном хранении, вызывают повреждение лесоматериалов, тканей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Праздник малых жанров фольклора

Данный материал можно использовать для внеклассных занятий...

Приёмы ознакомления младших школьников с малыми жанрами фольклора на уроках литературного чтения

Анализ фольклорных текстов показывает, что народные произведения, адресованные малышам, обеспечивают системный подход к ознакомлению с окружающим через приоритетную ориентацию на человека и виды его д...

Элективный курс "Поэтический мир малых жанров фольклора"

Элективный курс посвящен одной из острых проблем начальной школы-литературному чтению.Подбор материала проведен на основе фольклора, который поможет развить творческие способности школьников. обогатит...

Малые жанры фольклора

Потешки, прибаутки , побасенки...

Урок русского языка в 4 классе Имя числительное. Значение и роль имен числительных в речи.Малые жанры фольклора.

Урок русского языка в 4 классе  Великанова Е.А.Тема: Имя числительное. Значение и роль имен числительных в речи.Малые жанры фольклора. (Урок 100, В. Иванов Русский язык 4 класс УМК "Начальна...

Виды малых жанров фольклора

Виды малых жанров фольклора...