Внеурочное занятие по программе "Кириллица"
план-конспект занятия (3 класс) на тему

Потапова Екатерина Борисовна

Образовательной задачей занятия является: раскрыть новые значения и смыслы понятия "Слово", растолковать символику изображения буквицы заставной. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_zanyatiya_po_vneurochnoy_deyatelnosti._slovo.docx244.44 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Имя буквы Слово».

Цель: знакомство с буквой кириллицы «Слово».

Задачи:

Образовательные: раскрыть новые значения и смыслы понятия «Слово», растолковать символику изображения буквицы заставной.

Развивающие: способствовать развитию у детей словесно-логического мышления,  наблюдательности, памяти;  умение рассуждать, анализировать, строить умозаключения; развивать устную речь.

Воспитательные: воспитывать любовь к русскому языку, истории, литературе и культуре; воспитывать  пытливость, любознательность.

УУД, формируемые на уроке:

- личностные: формирование целостного взгляда на мир с его духовным началом; осознание себя ответственным за свои слова и дела; развитие навыков сотрудничества;

 - метапредметные: любовь и уважение к родному языку, истории, литературе и культуре;

- предметные: развитие чувства прекрасного в процессе знакомства с памятниками православной культуры; приобщение к духовно - нравственным ценностям своего народа;

- коммуникативные: высказывать своё мнение в устной форме и обосновывать его.

Рабочие материалы для обучающихся: карточка.

Этапы урока

Содержание этапа, деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД

1.

Организационный

момент.

- Отгадайте загадку.

Чёрные кривые от рожденья все немые.

Встанут в ряд, сейчас заговорят.

На занятии нужны карточка и пенал.

Ответ детей.

(Буквы)

Рассуждение детей.

Создание атмосферы дружелюбия и симпатии, условий для осознанного вхождения учащихся в пространство деятельности на уроке.

2.

Определение темы, постановка цели и задач.

- Сегодня на уроке вы познакомитесь  с ещё одной буквой кириллицы. Догадайтесь с какой. Вставьте в задании 1 пропущенное слово в отрывок из Евангелия от Иоанна.

Слайд 1.

- Кто догадался, что нужно вставить?

Слайд 2.

- Прочтите высказывание.

- Впишите слово «Слово» в отрывок и Евангелия. Обратите внимание с какой буквы оно пишется.

- Как же называется буква, о которой мы будем сегодня говорить? Запишите её имя.

- Зачем изучать буквы Кириллицы?

Карточка, задание1. (Приложение 1.)

Выполняют задание самостоятельно.

Ответ детей.

(Слово)

Ответ детей.

(В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог.) [1]

Ответ детей.

(С заглавной.)

Ответ детей.

(Имя буквы - Слово.)

(Чтобы знать историю и культуру России. Это интересно.)

Мыслить словесно-логически.

Делать вывод.

3.

Актуализация

знаний.

- Кто произнёс первое слово, и какие последствия оно имело?

- За сколько дней Господь сотворил  Землю? Давайте вспомним дни творения, что в какой день сотворил Бог.

Слайд 3. День 1.

В начале сотворил Бог небо и землю. Земля же была безвидна и пуста, и тьма над бездною, и Дух Божий носился над водою. И сказал Бог: да будет свет. И стал свет… И назвал Бог свет днём, а тьму ночью. [1]

Слайд 4.День 2.

И сказал Бог: да будет твердь посреди воды, и да отделяет она воду от воды… И назвал Бог твердь небом. [1]

Слайд 5.   День 3.     

  И сказал Бог: да соберётся вода, которая под небом, в одно место, и да явится суша… И назвал Бог сушу землёю, а собрание вод назвал морями.

    И сказал Бог: да произрастит земля зелень, траву, сеющую семя  и дерево плодовитое, приносящее по роду своему плод, в котором семя его на земле. И стало так. [1]

   

 

- Послушайте, как описывает 3 день творения Дмитрий Порфирьевич Варлыгин в своём стихотворении «Море». [3]

Слайд 6. (И.О.Ф. автора, его портрет.)

Слайд 7. День 4.

И сказал Бог: да будут светила на тверди небесной для отделения дня от ночи, и для знамений, и времён, и дней, и годов; и да будут они светильниками на тверди небесной, чтобы светить на землю. И стало так. [1]

Слайд 8. День 5.

 И сказал Бог: да произведёт вода пресмыкающихся (рыб), душу живую; и птицы да полетят над землёю, по тверди небесной.  [1]

Слайд 9. День 6.

И сказал Бог: да произведёт земля душу живую по роду её, скотов, и гадов, и зверей земных по роду их…

    И сказал Бог: сотворим человека по образу Нашему и по подобию Нашему и владычествуют они…[1]

- Может современная наука проверить слова Библии? Как же в таком случае люди относятся к написанному в Библии?

- Послушайте, как о своей  вере говорит  поэт Владимир Григорьевич Бенедиктов.

Слайд 10. (И.О.Ф. автора, его портрет.)

- Как вы понимаете завет Бога человеку «владычествовать на Земле»?

- А вот как это понимает поэт Михаил Александрович Аникин.  [3]

Слайд 11. (И.О.Ф. автора, его портрет.)

- И так, Бог создал человека по образу Своему и подобию. Каким же даром подобным Богу мы обладаем?

Слайд 12.(СЛОВО*СЛОВ-ЕК*ЧЕЛОВЕК)

- Давайте рассмотрим одну из версий происхождения слова «ЧЕЛОВЕК». Кто догадался, что здесь имеется в виду?

Просмотр отрывка из д/ф «Великая тайна воды». (Учитель выбирает отрывок на своё усмотрение.)

- Чему учит нас этот фильм?

- Сказанное слово обладает непреложностью исполнения.

- А вот как это чувствовала сердцем императрица Александра Фёдоровна Романова. [3]

Слайд 13. (И.О.Ф. автора, его портрет.)

Физминутка.

Дети рассуждают.

(Первое Слово произнес Бог. Он сотворил Землю.)

(Бог сотворил Землю за шесть дней.)

Дети читают.

Дети читают.

Дети читают.

Один из детей читает стихотворение наизусть.

Море.

Когда Творец преображал

Хаос в великую природу,

Он властным Словом обуздал

Неограниченную воду.

Войдя в пределы берегов

Она покорно опочила

И голубых небес покров

В прозрачном лоне отразила.

Се море! – Бог провозгласил, -

И пусть оно напоминает

Хаос венчанных мною сил, -

Приводит в ужас и пленяет.  [3]

Дети читают.

Дети читают.

Дети читают.

Дети рассуждают.

(Проверить научным путём слова Библии нельзя. Люди могут в это верить.)

Один из детей читает отрывок из стихотворения наизусть.

Верю.

Верю я и верить буду,

Что от сих до оных мест

Божество разлито всюду -

От былинки вплоть до звезд.

Не Оно ль горит звездами,

И у солнца из очей

С неба падает снопами

Ослепительных лучей?

Сквозь миры, сквозь неба крышу

Углубляюсь в естество,

И сдаётся – вижу, слышу,

Чую сердцем Божество.  [3]

Дети рассуждают.

(Люди должны беречь Землю, заботиться о ней, любить её.)

Один из детей читает стихотворение наизусть.

Земля.

И я считал тебя планетой

В кругу других небесных тел…

А ты была заветным светом,

Который в стужу душу грел.

Иные ходят, попирая

Тебя – не видя, не любя…

А ты, ты – наша мать родная –

Жизнь отдавали за тебя.  [3]

Дети рассуждают.

(Бог наделил человека даром слова.)

Дети рассуждают.

(От слова «СЛОВО» образовалось слово «СЛОВ-ЕК». В этих словах чередуются буквы «С» и «ЧЕ».  Значит , человек – это творение Божие, наделённое даром слова.)

Дети рассуждают.

(Слова влияют на всё окружающее нас.)

Один из детей читает стихотворение наизусть.

Свою не полностью осознаём мы силу,

Что каждый день творим добро иль зло.

Кого-то злое слово погубило,

А доброе кого-нибудь спасло.

Слова негромкие, поступки мелкие

Из тех, что сразу забываются.

Мы им совсем не придаём значения,

А слабые от этого ломаются. [3]

Дети водят хоровод, поют песенку и выполняют движения.

Буквица, походи, туда-сюда походи.

Буквица, потопай, буквица, потопай.

Буквица, похлопай, буквица, похлопай.

Буквица, повернись, туда-сюда повернись.

Буквица, повернись, туда-сюда повернись.

Буквица, выбирай, буквица, выбирай.

Буквица, обнимай, буквица, поцелуй.

Буквица, не балуй, буквица, не балуй.

Буквица, походи, туда-сюда походи… (На мотив хоровода «Заинька»)

Мыслить, рассуждать и доказывать свою точку зрения.

Читать выразительно текст, передавая интонацией значимость происходящего.

Читать стихотворения, передавая с помощью интонации настроение поэта.

Читать выразительно текст, передавая интонацией значимость происходящего.

Мыслить, рассуждать и доказывать свою точку зрения.

Читать стихотворения, передавая с помощью интонации настроение поэта.

Уметь выразить своё эмоциональное состояние.

Читать стихотворения, передавая с помощью интонации настроение поэта.

Анализировать словообразовательную схему.

Анализировать и делать вывод на основе просмотренного фильма.

Читать стихотворения, передавая с помощью интонации настроение поэта.

Создание атмосферы дружелюбия и симпатии.

4.

Применение знаний и умений в новой ситуации.

- Давайте вспомним, что гласит о слове народная мудрость. Прочитайте задание 2.

(Приложение 1.)

- Составь пословицы и объясни их смысл.

Слайд 14. (Пословицы.)

- Прочти народную мудрость в задании 3. (Приложение 1.)

- Как это произошло? Какая пословица связана с этим событием? Докажи.

- Где рождаются слова? Объясни свою позицию.

- Рассмотрите внимательно буквицу созданную художником и скажите, с какими пословицами её можно связать? Соедини стрелками.

Слайд 15. (Изображение буквицы) [2]

Задание 4.

- Раскрасьте и объясните свой рисунок.

- Прежде чем вы приступите к раскрашиванию, повторите символику цвета в православной традиции.

Слайд 16.  (Символика цвета в православной традиции.)  [2]

- Рассмотрите икону и скажите, кто на ней изображён?  Слайд 17. (Икона Святой Троицы.)

- Как вы думаете, кого из трёх лиц Святой Троицы называют в православной традиции «СЛОВОМ»? Обоснуйте свой ответ. Слайд 18.  (Икона Иисуса Христа.)

 - Какими словами человек обращается к Богу? При помощи чего человек общается с Богом?

Слайд 19.  (Текст азбучной молитвы.)

- А что называют азбучной молитвой?

- Прочтите предложение, в котором стоит «СЛОВО». Как вы его понимаете?

Работа в группах (по 4 человека)

Сказанное слово – серебряное, а несказанное – золотое.

Слово – не воробей, вылетит – не поймаешь.

Гнилое слово от гнилого сердца.

Доброе слово железные ворота отопрёт.

От одного слова - да навек ссора.

Кто говорит, тот сеет; кто слушает, тот собирает.

Немного слов, да много дела.

Каждая группа объясняет 1 пословицу.

Дети читают и рассуждают.

Слово слову рознь: словом Господь мир создал,  словом Иуда Господа предал.

(Иуда предал Иисуса Христа.)

(К этому событию подходит пословица: «Гнилое слово от гнилого сердца» и т.д.)

Дети рассматривают и обсуждают своё решение в парах.

(Слово - не воробей, вылетит - не поймаешь. Т.к. буквица изображена в виде птицы.)

Дети раскрашивают и комментируют выбор цвета.

Дети отвечают.

(На иконе изображена Святая Троица: Отец, Сын и Святой Дух.)

Дети рассуждают.

(Словом называют Иисуса Христа, потому что он общался с людьми при помощи слов.)

Дети отвечают.

(Человек обращается к Богу при помощи молитвы.)

(Азбучная молитва – это текст азбуки.)

(РЦЫ СЛОВО ТВЁРДО)

(Это значит, что нужно говорить только хорошие слова, и чтобы слова не расходились с делом.)

Уметь работать в группе.

Объяснять смысл пословиц.

Соотносить пословицы с содержанием текста, жизненным опытом.

Уметь работать в паре.

Соотносить пословицы с иллюстрацией.

Выбрать цвет соответствующий символической традиции.

Аргументировать выбор.

Уметь объяснит содержание иконы.

Мыслить, рассуждать и доказывать свою точку зрения.

5.

Рефлексия

Задание 5.  (Приложение 1.)

- Составьте синквейн по теме урока. Прочтите.

- Спасибо. Занятие окончено.

Дети составляют синквейн и зачитывают.

Выделять главные, существенные признаки,  делать вывод, кратко формулировать его.

Литература

  1. Библия: Книги Священного Писания ветхого и нового завета. М., 2006.        
  2. Буквицы заставныя. Книга для раскрашивания. СПб.,  2002.
  3. Саблина Н.П. Буквица славянская: Поэтическая история азбуки с азами церковнославянской грамоты. СПб., 2000.

Приложение 1. (смотри на следующей странице)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Занятие по информатике в рамках организации внеурочной занятости "Редактирование текста"

Презентация содержит краткую информацию для обучения редактированию текста младших школьников....

Конспект внеурочного занятия для 4 класса. Внеурочная деятельность «Я - буду учёным!» Занятие в форме телепередачи «Контрольная закупка».

На данном занятии рассмотриваем  состав стиральных порошков , исследуем свойство растворимости различных сортов стиральных порошков, выбираем  лучший стиральный порошок из наиболее популярны...

Внеурочное занятие по культуре поведения школьника с использованием современной формы занятия «ситуативная игра».

Внеурочное занятие по культуре поведения школьника с использованием современной формы занятия «ситуативная игра».Цель: развить умение «входить в положение других людей», лучше понимать их чувства...

Конспект внеурочного занятия по математике «Расчётно-конструкторского бюро» в 3 классе Тема внеурочного занятия «Где хранится пресная вода?» ( УМК «Перспективная начальная школа»)

Конспект данного внеурочного занятия предназначен для учителей начальных классов, работающих по системе "Перспективная начальная школа" в 3 классе. Данное занятие проводится по математике, напра...

Внеурочное занятие на тему: ЗОЖ, 2 класс Конспект внеурочного занятия

Внеурочное занятия на тему: ЗОЖ, 2 классКонспект внеурочного занятия Тема: «Здоровое питание» Занятие «Фруктовый шашлычок»Цель:-Формировать у детей заботы о своем здоровье...

презентация Внеурочное занятие на тему: ЗОЖ, 2 класс Конспект внеурочного занятия

презентация Внеурочное занятие на тему: ЗОЖ, 2 классКонспект внеурочного занятия...