Мой проект
проект (1, 2, 3, 4 класс) на тему

Кошечкина Людмила Геннадьевна

Разработка примерной программы по  патриотическому воспитанию младших школьников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon moy_proekt.doc154.5 КБ

Предварительный просмотр:

        

Министерство образования  и науки Самарской области

Государственное автономное образовательное учреждение дополнительного профессионального  образования (повышения квалификации) специалистов

Самарский областной институт повышения квалификации и переподготовки работников образования

Итоговая работа

по модулю инвариантной части курсов повышения квалификации ИОЧ

«Основные направления региональной образовательной

политики в контексте модернизации российского образования»

по теме:

« Воспитание гражданственности и патриотизма у детей младшего школьного возраста средствами внеурочной деятельности »

СРОКИ ОБУЧЕНИЯ: 1 сессия: с 9.02 по 13.02. 2015 года

     2 сессия с 16.02   по 20.02. 2015 года

Выполнила:

Кошечкина Людмила Геннадьевна,

учитель начальных классов МБОУ СОШ №145

г.о Самара

                             2015 г.

                                                         

   Анализ ситуации.        

 Трансформация Российского общества в 90-е годы привела к кардинальным изменениям направлений общественного развития, которые вызвали определенное расслоение общества, снижение жизненного уровня, ценностную переориентацию в молодежной среде. На фоне обострения межнациональных конфликтов, в результате распада единого многонационального государства СССР, когда через средства массовой информации идет негласная пропаганда насилия, а в обществе насаждается приоритет материальных ценностей над духовными, отсутствуют условия для формирования высоконравственной, социально-активной личности с четко выраженной гражданской позицией. За последнее время в российском  обществе значительно усилились националистические настроения. В детско-молодежной среде усилились негативизм, демонстративное отношение к взрослым, жестокость в крайних проявлениях. Резко возросла и «помолодела» преступность. Многие дети оказались сегодня за пределами воспитательной среды, на улице, где они усваивают нелегкую науку воспитания в жестких условиях. За последнее десятилетие мы практически потеряли целое поколение, представители которого в потенциале могли бы стать истинными патриотами и достойными гражданами нашей страны.

       Вследствие посткризисных явлений, присутствующих в социально-экономической, политической, культурной и других сферах общественной жизни, требуется повысить уровень воспитания и образования подрастающего поколения. Одним из ключевых направлений этой деятельности является создание условий для воспитания и развития личности гражданина и патриота России, готового и способного отстаивать ее интересы. В связи с этим проблема гражданско-правового и патриотического воспитания становится одной из актуальнейших.

       Прежде чем освещать возможные практические подходы и формы работы в данном направлении, необходимо определиться с многообразием понятии и терминов.

       Понимание патриотизма имеет глубокую теоретическую традицию, уходящую корнями в глубь веков. Уже у Платона имеются рассуждения о том, что родина дороже отца и матери. В более разработанном виде любовь к отечеству, как высшая ценность, рассматривается в трудах таких мыслителей, как Макиавелли, Крижанич, Руссо, Фихте.

       За последнее время все большее распространение в рамках данного направления приобретает взгляд на патриотизм как на важнейшую ценность, интегрирующую не только социальный, но и духовный, нравственный, культурный, исторический и другие компоненты.  Обобщая  можно дать такое определение:

«Патриотизм - одна из наиболее значимых, непреходящих ценностей, присущих всем сферам жизни общества и государства, является важнейшим духовным достоянием личности, характеризует высший уровень ее   развития и проявляется в ее активно-деятельностной самореализации на благо Отечества».

       Патриотизм олицетворяет любовь к своему Отечеству, неразрывность с его историей, культурой, достижениями, проблемами, притягательными и неотделимыми в силу своей неповторимости и незаменимости, составляющими духовно-нравственную основу личности, формирующими ее гражданскую позицию и потребность в достойном, самоотверженном, вплоть до самопожертвования, служении Родине.

       Важнейшей составной частью воспитательного процесса в современной российской школе является формирование патриотизма и культуры межнациональных отношений, которые имеют огромное значение в социально-гражданском и духовном развитии личности ученика. Только на основе возвышающих чувств патриотизма и национальных святынь укрепляется любовь к Родине, появляется чувство ответственности за ее могущество, честь и независимость, сохранение материальных и духовных ценностей общества, развивается достоинство личности.

       Многие мыслители и педагоги прошлого, раскрывая роль патриотизма в процессе личностного становления человека, указывали на их многостороннее формирующее влияние. Так, например, К.Д.Ушинский считал, что патриотизм является не только важной задачей воспитания, но и могучим педагогическим средством: «Как нет человека без самолюбия, так нет человека без любви к отечеству, и эта любовь дает воспитанию верный ключ к сердцу человека и могущественную опору для борьбы с его дурными природными, личными, семейными и родовыми наклонностями» [18].

       Истинный патриотизм по своей сущности гуманистичен, включает в себя уважение к другим народам и странам, к их национальным обычаям и традициям и неразрывно связан с культурой межнациональных отношений. В этом смысле патриотизм и культура межнациональных отношений теснейшим образом связаны между собой, выступают в органическом единстве и определяются в педагогике как «такое нравственное качество, которое включает в себя потребность преданно служить своей родине, проявление к ней любви и верности, осознание и переживание ее величия и славы, своей духовной связи с ней, стремление беречь ее  честь и достоинство, практическими делами укреплять могущество и независимость» [19].

       Приведенное определение позволяет уяснить содержание понятия патриотизма. Оно включает в себя:

*    чувство привязанности к тем местам, где человек родился и вырос;

*    уважительное отношение к языку своего народа;

*    заботу об интересах Родины;

*    осознание долга перед Родиной, отстаивание ее чести и достоинства, свободы и независимости (защита Отечества);

*    проявление гражданских чувств и сохранение верности Родине;

*    гордость за социальные и  культурные достижения своей страны;

*    гордость за свое Отечество, за символы государства, за свой народ;

*    уважительное отношение к историческому прошлому Родины, своего народа, его обычаям и традициям;

*    ответственность за судьбу Родины и своего народа, их будущее, выраженное в стремлении посвящать свой труд, способности укреплению могущества и расцвету Родины;

*    гуманизм, милосердие, общечеловеческие ценности.

          Будущее России в руках подрастающего поколения. Это истина, но, к сожалению, в последнее время и избитая оскомина. Неверие в собственное Отечество – это трагедия нынешнего поколения. Нигилизм взрослых передается и нашим детям. Школа, в стенах которой проходит детство, отрочество и юность подрастающего поколения, обладает  той силой, которая может донести до «неверующих» истину – гражданско – патриотическое воспитание – это важная часть жизни общества, основа стабильности и будущего, это залог сильной и непоколебимой России.  

          Важность гражданско-патриотического воспитания учащегося в деятельности образовательного учреждения подчеркивается в ФГОСах нового поколения. В «портрет ученика основной школы» заложены такие характеристики как: «любящий свой край и своё Отечество, уважающий свой народ, его культуру и духовные традиции; осознающий и принимающий ценности человеческой жизни, семьи, гражданского общества, многонационального российского народа, человечества; социально активный, уважающий закон и правопорядок, соизмеряющий свои поступки с нравственными ценностями, осознающий свои обязанности перед семьёй, обществом, Отечеством…».

           В общеобразовательном учреждении ключевая роль в деле воспитания школьника отводится классному руководителю. Ему в помощь представлено множество разнообразных методических разработок по указанному направлению. Однако для достижения наилучших результатов процесс гражданско-патриотического воспитания школьника должен иметь системный и непрерывный характер.

          Проект представляет собой долгосрочную программу по гражданско-патриотическому воспитанию учащихся.              

Цель проекта – формирование патриотического сознания и становление активной гражданской позиции школьников посредством внеурочной деятельности.

Задачи проекта:

  1. Формирование понимания долга перед Родиной, отстаивание ее чести и достоинства, свободы и независимости (защита Отечества).
  2. Воспитание у школьников чувства патриотизма и любви к Родине на примере героического прошлого нашей страны, бессмертного подвига ее народа.
  3. Приобщение учащихся к духовным ценностям народа, к культурному наследию России.
  4. Воспитание любви и уважения к своей малой родине.
  5. Формирование активной гражданской позиции, политико-правовой культуры.

Нормативно-правовая база:

  1. Конституция Российской Федерации.
  2. Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006 - 2010 годы».
  3. Постановление Правительства РФ от 5 октября 2010 г. № 795 “О государственной программе "Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011 - 2015 годы».
  4. Федеральный закон «Об образовании».
  5. Федеральный закон «О днях воинской славы».
  6. Федеральным законом «О воинской обязанности и воинской службе».
  7. Концепция патриотического воспитания граждан Российской Федерации.
  8. Устав МБОУ СОШ

География проекта:  г.о. Самара, МБОУ СОШ

Участники проекта: учащиеся начальных классов  МБОУ СОШ.

Сроки реализации проекта. Проект является долгосрочным.

Планируемые результаты:

  1. Формирование гражданственности, всестороннего развития личности, ее социализации.
  2. Воспитание у учащихся чувства любви к Отечеству, уважения к государственной символике России. Привитие уважения к своей малой Родине, землякам.
  3. Воспитание учащихся в духе демократических ценностей, выработки и реализации способностей каждого к активному и ответственному участию в жизни общества и государства.
  4. Формирование высокого уровня правовой, политической культуры.

          И как следствие этого -  устойчивое развитие России, формирование гражданского общества и укрепление демократического правового государства

Практическая значимость: возможность реализации в общеобразовательных учреждениях  Самарской  области.

Средствами реализации образовательного проекта могут быть: совместная творческая деятельность учащихся и педагога, где ученик и учитель – равноправные партнеры, помощники и консультанты; активная мыслительная деятельность; создание реальных образовательных и социальных ситуаций, в рамках которых учащиеся исследуют, проблематизируют, анализируют, организуют собственную деятельность по достижению поставленных задач. Потому главными средствами в образовательном проекте становятся способность и умение как педагога, так и ученика правильно ставить цель, выявлять существенную проблему и определять четкие задачи по достижению необходимого результата в реальных или имитирующих реальную обстановку ситуациях.

Методы формирования гражданско-патриотических качеств личности

Проанализировав существующие в педагогике подходы к методам и формам организации гражданско-патриотического воспитания, выделяем группы методов, которые могут быть представлены следующей таблицей:

п/п

Группа методов

Методы

Свойства методов

I.

Методы

формирования

сознания

личности

Убеждение, внушение, беседы, лекции,

дискуссии,

метод примера     

Постановка ребёнка в позицию полноправного участника процесса, т.е. он не объект для применения данных методов, а сам принимает активное участие в их использовании.

II.

Методы органи-зации деятель-ности и форми-рования опыта гражданского поведения

Педагогическое требование, требование коллектива, общественное мнение, поручение, метод- требование, создание воспитывающих ситуа-ций, коллективное творческое дело,  метод проектов

Необходимо создавать ситуации, в которых ребёнок упражнялся бы в гражданской деятельности, осознавал свои обязанности по отношению к коллективу, обществу, ответственность за свои поступки. Важно демонстрировать значимость гражданской деятельности подростков для общества. С помощью регулирующих требований формируются традиции поведения.

III.

Методы стимулирования деятельности и поведения

Соревнование, поощрение, наказание, взаимовыручка,  создание ситуации успеха

Необходимо побуждать ребёнка корректировать свое поведение. Стимулирование в различных его формах должно быть дозированным и заслуженным. Стимулирование побуждает подростка к анализу собственной деятельности, программирует дальнейшее поведение.

 

       Считаю важным при работе с подростками соблюдать следующие принципы:

- принцип систематичности и последовательности;

- принцип сознательности, активности воспитанников;

- принцип уважения к личности в сочетании с разумной требовательностью;

- принцип опоры на положительное в человеке;

- принцип включения в деятельность.

 МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОЕКТА
В рамках реализации проекта осуществляются следующие виды деятельности, обеспечивающие достижение поставленных целей и задач:
• культурно-массовая;
• конкурсно-игровая;
• информационная;
• поисковая;
• диагностическая;
• аналитическая.

В ходе реализации проекта используются следующие формы работы:
• беседы/лекции
• тестирование/анкетирование
• встречи с интересными людьми
• интерактивные и ролевые игры
• конкурсы
• викторины
• посещение музеев, мест боевой славы
• уроки мужества
• военно-спортивная игра 
• тренинги 
• выставки и др.

Психологическое обеспечение проекта
Включает в себя следующие компоненты:
1) создание комфортной, доброжелательной атмосферы на занятиях и мероприятиях;
2) побуждение мотивации подростков к изучению исторического наследия и общественно-полезной деятельности;
3) применение разнообразных групповых и массовых форм работы.

КАДРОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОЕКТА
Проект реализовывается педагогами-организаторами и классными руководителями При необходимости к реализации проекта могут привлекаться другие специалисты, а также заинтересованные лица и исполнители из других организаций.

МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОЕКТА
Для реализации проекта необходимо:
- помещение для проведения занятий и мероприятий;
- оборудование для подготовки (компьютер, принтер, ксерокс);
- техническое оборудование для проведения мероприятий (компьютер, проектор, фотоаппарат, магнитно-маркерная доска, музыкальное оборудование и др.);
- расходные материалы (бумага формата А-4 и А-3, ватманы, маркеры, грамоты и др.);
- призы и сувениры для мероприятий;
- форма и символика (пилотки, погоны, значки, эмблемы);
- полоса препятствий;
- комплект плакатов по строевой и огневой подготовке;
- компасы;
- методическая литература и тематические диски.

Современные образовательные технологии:

1.ИКТ

2.Метод проектов

3.Обучение на основе учебных ситуаций

4. Здоровьесберегающие технологии

5.Технология уровневой дифференциации                                                

Этапы реализации программы.

  1. Организационный.
  1. Диагностика уровня сформированности гражданско-патриотических качеств учащихся (анкетирование, тестирование, опрос).
  2. Изучение нормативно-правовой базы.
  3. Изучение имеющегося методического материала по данной теме.
  4.  Составление программы по гражданско-патриотическому воспитанию школьников с учетом результатов мониторинга.
  1. Основной:
  1. Реализация плана работы по гражданско-патриотическому воспитанию классного коллектива.

Мероприятия

Сроки

Ответственные

1.   

Участие в постоянно действующих  районных конкурсах, реализующих программы патриотического воспитания школьников.

Ежегодно

Зам. директора

по ВР,

классные руководители

2.   

Проведение тематических линеек по истории России ,символике России  и Самары

Ежегодно

Зам. директора

по ВР,

учителя

3.   

Участие в акции «Вахта памяти»:

-встречи с ветеранами Великой Отечественной войны и тружениками тыла;

-линейки, посвященные памятным датам истории;

-общешкольная линейка, посвященная Дню Победы

 

Ежегодно

Зам. директора

по ВР,

5.   

Участие в акции «День единства »

Ежегодно

Зам. директора

по ВР, классные руководители

6.   

Подготовка и проведение военно-спортивной игры «Зарница» в школе и районе

Ежегодно

Зам. директора

по ВР,классные руководители, преподаватель ОБЖ 

7.  

Пополнение банка педагогической информации материалами по организации  и осуществлению патриотического воспитания школьников.

Ежегодно

Зам. директора

по ВР,

классные руководители

8.  

Организация традиционных встреч:

- ветеранов с обучающимися школы, посвященных Победе в ВОВ 1941-1945 г.

- с вдовами погибших на войне;

- с воинами-интернационалистами;

- с участниками ликвидации катастрофы на Чернобыльской АЭС

- с призывниками

Ежегодно

Зам. директора

по ВР,

классные руководители

9.  

Проведение в школе конкурсов, выполнение рефератов, связанных с героическим прошлым России, важнейшими событиями в жизни народа.

Ежегодно

Зам. директора по воспитательной работе,  учителя

10.  

Участие обучающихся   в конкурсах проектов:

- «Я – гражданин России»,

-«Патриотическое воспитание обучающихся» .

Ежегодно

Зам. директора по воспитательной работе,  учителя истории, классные руководители

11.  

Проведение общешкольного конкурса  «Доброта спасет мир», посвященный Дню защиты детей, Дню пожилого человека, Дню матери, Дню защиты детей

Ежегодно

Зам. директора

по ВР,

 классные руководители

12.  

Проведение уроков мужества, посвященных, Дню Защитника Отечества и Дню Победы.

Ежегодно

Классные руководители,

13.  

Проведение легкоатлетического кросса для обучающихся, посвященного  Дню Победы.

ежегодно

Совет старшеклассников, учителя физкультуры

14.  

Проведение памятных дней:

- День Победы

-День вывода войск из Афганистана

- День защитников Отечества

- День единства

ежегодно

Зам. директора

по ВР,

классные руководители

15.  

Участие в акциях:

·        «Солдатские письма»

·         «Герои живут рядом»

·         «От сердца к сердцу»

-       «Дети России- солдатам  Отечества»

ежегодно

Зам. директора

по ВР,

классные руководители 

16.  

Организация и проведение школьных фестивалей патриотической песни и конкурса чтецов

ежегодно

Зам. директора

по ВР,

классные руководители 

17.  

Использование символов Российской Федерации   при проведении школьных мероприятий.

постоянно

Зам. директора

по ВР,

учителя

18.  

Посещение музея боевой славы

 

ежегодно

учителя истории

19.  

Организация и проведение конкурса  рисунков «Я только слышал о войне»

 

ежегодно

Зам. директора

по ВР,

уч.ИЗО,

21.  

Классные часы на тему «Герои и подвиги»

ежегодно

Зам. директора по ВР, классные руководители

22.  

Участие в конкурсе «Лучшая открытка ветерану»

ежегодно

Педагоги – организаторы, учитель ИЗО

23.

Конкурс сочинений «Память жива», посвященный участникам войны

ежегодно

учителя

24.

Акция :

«Ветеран живет рядом»

« Письмо солдату»

« Посылка солдату»

ежегодно

Зам. директора по ВР,  классные руководители

25

Фотовыставка «Война и моя семья»

 

 

ежегодно

Зам. директора по ВР,  классные руководители

26.

Конкурс чтецов «Дети о войне»

ежегодно

Зам. директора по ВР, классные руководители

27.

Конкурс-инсценированной патриотической песни «Прикоснись к подвигу сердцем»

 

 

ежегодно

Зам. директора по ВР, учителя истории, классные руководители

28.

Организация участия педагогов во  всероссийском конкурсе методических пособий  «Растим патриотов России»

ежегодно

Зам. директора по ВР,  классные руководители

29.

Педсовет для классных руководителей   «Пути совершенствования патриотического воспитания в условиях модернизации системы образования».

2015

Зам. директора по ВР

30.

 Семинар-практикум для классных  руководителей   «Патриотическое воспитание учащихся: особенности, опыт, проблемы»

2015

Зам. директора по ВР

31.

Обобщение опыта работы педагогов на темы:

Ежегодно

Зам. директора по ВР, классные руководители.

-  «Патриотизм XXI века: формирование его на традициях прошлого и современного опыта»;

-  «Организация работы по патриотическому воспитанию в системе образования: инновационные подходы и технологии».

32.

Создание банка информационных и методических материалов по обеспечению патриотического воспитания обучающихся

Ежегодно

Зам. директора по ВР, классные руководители.

34.

Конкурс рисунков  «Война глазами детей»

ежегодно

Зам. директора по ВР, классные руководители.

35.

Участие во Всероссийской молодежно-патриотической акции   «Георгиевская ленточка» под девизом  «Мы помним, мы гордимся»

ежегодно

Зам. директора по ВР, классные руководители.

37.

 Проведение мероприятий, посвященных:

Снятию блокады города Ленинграда (1944 год)

Ежегодно

Педагоги – организаторы, классные руководители.

Разгрому советскими войсками немецко-фашистских войск в Сталинградской битве (1943 год)

Ежегодно

 классные руководители

Разгрому советскими войсками немецко-фашистских войск в Курской битве
(1943 год)

Ежегодно

классные руководители, учителя истории

38.

        Операция « Как живёшь, ветеран?»

Посещение частей МЧС, просмотры фильмов о войне.

Уроки мужества

Постоянно

        Классные руководители, учащиеся, родители

  1. Заключительный (рефлексивный):
  1. Организация диагностических мероприятий с классным коллективом.
  2. Отчет-презентация.
  3. Составление перспективного плана работы по гражданско-патриотическому воспитанию членов классного коллектива .

Направления деятельности.

  1. Моя малая родина.
  2. Нетленные страницы Великой Отечественной войны.
  3. Правовая культура подрастающего поколения.
  4. Культурное наследие России.

                 Проект осуществляется через такие виды деятельности как поисково-исследовательская, учебно – познавательная, творческо – игровая.

Степень вовлеченности в мероприятия членов классного коллектива с каждым учебным годом увеличивается. К 4  классу ученики при поддержке классного руководителя самостоятельного проводят мероприятия гражданско-патриотической направленности в стенах школы. Перспективный план работы позволяет развить личностные качества каждого члена классного коллектива, в том числе: ответственность, самостоятельность, целеустремленность, активность. Данный план помогает ученику приобрести навыки поисковой, исследовательской, проектной деятельности ,умения выступать на публике и оппонировать.  Подобная работа раскрывает творческий потенциал учащегося.

 

        Литература

 

1.     Басова, Н. В. Педагогика и практическая психология. – Ростов н/Д: «Феникс», 1999. – 416 с.

2.     Бачевский, В. И. Система военно-патриотического воспитания несовершеннолетних граждан: Учебно-методическое пособие по разделу «Основы военной службы». – М.: ООО «Редакция журнала «Военные знания», 2001. – 186 с.

3.     Беспятова, Н. К. Военно-патриотическое воспитание детей и подростков как средство социализации / Н. К.Беспятова, Д. Е.Яковлев. – М.: Айрис-пресс, 2006. – 192 с.

4.     Буторина, Т. С. Воспитание патриотизма средствами образования / Т. С. Буторина, Н. П.Овчинникова – СПб: КАРО, 2004. – 224 с.

5.     Воронцов, В.  Л. Могущество знания. – М.: Изд-во «Знание», 1979. – 380 с.

6.     Героико-патриотическое воспитание в школе: детские объединения, музеи, клубы, кружки, поисковая деятельность /Авт.-сост. Т. А.Орешкина. – Волгоград: Учитель, 2007. – 122 с.

7.     Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001 – 2005 годы».

8.     Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006 – 2010 годы».

9.     Касимова, Т. А. Патриотическое воспитание школьников: Методическое пособие / Т. А.Касимова, Д. Е.Яковлев. – М.: Айрис-пресс, 2005. – 64 с.

10. Лебедева, О. В. Классные часы и беседы по воспитанию гражданственности: 5-10 классы. – М.: ТЦ Сфера, 2005. – 192 с.

11. Мизиковский Г. В. Межпредметные связи в курсе допризывной подготовки юношей. – М.: Просвещение, 1990. – 237 с.

12. Николаев, Г. Г. Воспитание гражданских качеств подростков в детских общественных объединениях. – Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 2004. – 134 с.

13. Оценка качества подготовки выпускников средней (полной) школы по основам безопасности жизнедеятельности. /Авт.-сост. Г. А.Колодницкий,

     В. Н.Латчук, В. В.Марков, С. К.Миронов, Б. И.Мишин, М. И.Хабнер. – М.:

     Дрофа, 2001. – 192 с.

14. Патриотическое воспитание: система работы, планирование, конспекты уроков, разработки занятий /Авт.-сост. И. А.Пашкович. – Волгоград: Учитель, 2006. – 169 с.

15. Пути модернизации образования: инновационные образовательные и организационные технологии в кадетских школах и в школах-интернатах: материалы и учебно-методические разработки участников Всероссийского семинара-совещания / сост. А. Н.Кузибецкий, Е. В.Никульшина. – Волгоград: Изд. ВГИПК РО, 2004. – 190 с.

16. Сборник нормативных правовых документов и материалов по патриотическому воспитанию и подготовке обучающихся к военной службе / сост. Н. В.Мазыкина, Б. И.Мишин, под ред. А. К.Бруднова. – М.: Мнемозина, 2000. – 192 с.

17. Строевой Устав Вооруженных Сил Российской Федерации. – М.: Военное издательство, 1994. – 328 с.

18. Ушинский, К. Д. Избранные педагогические сочинения: В 2 т. – М., 1974. Т.2. – с.160.

19. Харламов,  И. Ф. Педагогика: Учеб.пособие. – М.: Высш. шк., 1999. – 512 с.

20. Юности честное зерцало: Программы по нравственному воспитанию школьников, сценарии мероприятий / Авт.-сост. Т. М.Кумицкая, О. Е. Жиренко. – М.: 5 за знания, 2005. – 192 с.

        

Интернет-ресурсы

Федеральные ресурсы на официальных порталах федеральных органов исполнительной власти информационно-правового, методологического и общеметодического характера: 

1. портал Президента Российской Федерации - 
http://www.president.kremlin.ru 

2. портал Совета Безопасности - 
http://www.scrf.gov.ru 

3. порталы Минобразования России - 
http://www.informika.ruhttp://www.gov.edu.ru (методическое обеспечение образовательного процесса и патриотического воспитания). 

4. портал Минобороны России - 
http://www.mil.ru (нормативно-правовое основы воинской службы)

4) Мультимедийные ресурсы

1) Государственная символика Российской Федерации. Приволжский Федеральный округ. Аппарат полномочного представителя Президента Российской Федерации в Приволжском Федеральном округе.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект "Я - горожанин!" - лауреат муниципального грантового конкурса социальных проектов "Сыктывкар - город новых идей"

ЗАЯВКАна участие в грантовом конкурсе социальных проектов«Сыктывкар – город новых идей» Направление конкурса  Молодежная политика и работа с детьмиНазвание проекта  Я – горожанин!О...

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ «Реализация творческих проектов в начальной школе при изучении окружающего мира».

Использование проектного метода при изучении курса окружающий мир позволяет значительно повысить познавательный интерес к данному предмету, способствует повышению их интеллектуального и творческ...

Групповой творческий проект учащихся 1 класса "Я-мультипликатор", продукт проекта - "Мультфильм "Зубастый друг"

Данный творческий проект 1-классников в 2011 году на городском конкурсе проектов среди учащихся 1-9 классов стал Лауреатом 1 степени.  http://www.youtube.com/watch?v=nCyxy2ScFOo...

Социальный проект "Эх,путь -дорога..." в рамках Всероссийского социально-образовательного проекта "Гражданин"

Это социальный проект, выполненный учащимися 10 класса. Руководитель проекта - Чекунина О.Ф....

Педагогический проект учителя начальных классов Сорокиной Э.К. "Применение метода учебных проектов на уроках математики в начальной школе"

Педагогоический проект с применением инновационных технологий написан и реализован в рамках внедрения ФГОС в начальной школе. Проект отображает образовательные, методологические, организационные аспек...

Урок-проект «Мы-пассажиры». Урок-проект «Мы-пассажиры». Урок-проект "Мы- пассажиры"

Тема урока:                           «Мы – пассажиры»Цель: Позн...

Мастер – класс по теме: Проект. Проект? Проект!

Цель моего мастер – класса: показать, как на простом и доступном материале познакомить  1 – классников с алгоритмом выполнения проекта. Данный шаблон подойдёт для любого проекта....