Портфолио ученика начальной школы как средство мотивации личностного развития
статья (1, 2, 3, 4 класс) на тему

Пантелеева Марина Алексеевна

Учителю помогает создать для каждого ученика ситуацию переживания успеха использование такой формы оценки достижений, как портфолио ученика.

Портфолио – это индивидуальная папка, в которой фиксируются, накапливаются и оцениваются индивидуальные достижения за определенный период времени в разнообразных видах деятельности:   учебной,  творческой, социальной,   коммуникативной.

Скачать:


Предварительный просмотр:

СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 33 С УГЛУБЛЕННЫМ ИЗУЧЕНИЕМ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА г. НИЖНЕКАМСК РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН

Портфолио ученика начальной школы как средство мотивации личностного развития

Выступление на методическом совете школы

Выполнил:

Пантелеева Марина Алексеевна

г. Нижнекамск, 2016

Содержание

  1. Типы портфолио
  2. Рекомендуемая структура портфолио ученика начальных классов
  3. Оценка достижений (результатов), входящих в портфолио
  4. Приложение (памятка для педагогов; памятка для ученика по ведению портфолио: взаимодействие с родителями)

Типы портфолио

Учителю помогает создать для каждого ученика ситуацию переживания успеха использование такой формы оценки достижений, как портфолио ученика.

Портфолио – это индивидуальная папка, в которой фиксируются, накапливаются и оцениваются индивидуальные достижения за определенный период времени в разнообразных видах деятельности:

  • учебной,
  • творческой,
  • социальной,
  • коммуникативной.

Портфолио становится «историей успеха», помогающей проследить индивидуальный прогресс учащегося, историей, в которой акцент смещается с того, чего не знает и не умеет ученик, на то, что он знает и умеет, и перенос педагогического ударения с оценки на самооценку. Основной смысл учебного портфолио – показать все, на что ты способен.

По содержанию можно выделить три основных типа портфолио:

  1. Портфолио документов (индивидуальные образовательные достижения школьника – документы об участии в олимпиадах, конкурсах, социальных проектах, др. мероприятиях (выписки, грамоты, свидетельства, сертификаты).
  2. Портфолио работ (собрание различных творческих, проектных, исследовательских работ ученика, участие в научных конференциях, конкурсах, прохождение курсов, спортивных и художественных достижений).
  3. Портфолио отзывов о достижениях ученика (характеристика отношения школьника к различным видам деятельности, представленные учителями, родителями, возможно одноклассниками, работниками системы дополнительного образования и др., а также письменный анализ самого школьника своей конкретной деятельности и ее результатов (заключения, рецензии, отзывы, письма и пр.).

Учебное портфолио представляет собой комплексную модель Жестких требований по ведению не существует. Но есть обязательные элементы портфолио:

  • Титульный лист.
  • Резюме учащегося с описанием цели (предназначения).
  • Успеваемость ученика.
  • Самоанализ (со 2 класса) и прогноз (или план) на будущее.

Рекомендуемая структура портфолио ученика начальных классов

Примерное содержание портфолио:

  1. Титульный лист - содержит основную информацию (фамилия имя и отчество; учебное заведение, класс), контактную информацию и фото ученика.
  2. Раздел «Мой мир» - здесь можно поместить любую информацию, которая интересна и важна для ребенка. Возможные заголовки листов:
  • "Моя семья" - здесь можно рассказать о каждом члене семьи или составить небольшой рассказ о своей семье.
  • "Мои друзья" - фотографии друзей, информация об их интересах, увлечениях.
  • "Моя школа" - рассказ о школе и о педагогах.
  • "Мои любимые школьные предметы" - небольшие заметки о любимых школьных предметах, построенные по принципу "мне нравится..., потому что...". Также неплох вариант с названием "Школьные предметы". При этом ребенок может высказаться о каждом предмете, найдя в нём что-то важное и нужное для себя.
  1. Раздел «Моя общественная работа» - все мероприятия, которые проводятся вне рамок учебной деятельности можно отнести к общественной работе (поручениям). Оформлять этот раздел желательно с использованием фотографий и кратких сообщений на тему.
  2. Раздел «Мое творчество» - в этот раздел ребенок помещает свои творческие работы: рисунки, сказки, стихи. Если выполнена объемная работа (поделка), нужно поместить ее фотографию.
  3. Раздел «Мои впечатления» - в начальной школе дети принимают активное участие в экскурсионно-познавательных программах, ходят в театр, на выставки, посещают музеи. Необходимо в завершение экскурсии или похода предложить ребенку творческое домашнее задание, выполняя которое, он не только вспомнит содержание экскурсии, но и получит возможность выразить свои впечатления.
  4. Раздел «Мои достижения» - здесь размещаются грамоты, сертификаты, дипломы,    благодарственные письма, а также итоговые аттестационные ведомости,. Причем в начальной школе не следует разделять по важности успехи в учебе (похвальный лист) и успехи, например, в спорте (диплом). Лучше выбрать расположение не в порядке значимости, а, например, в хронологическом порядке.
  5. Раздел «Моя учеба» - в этом разделе заголовки листов посвящены конкретному школьному предмету. Ученик наполняет этот раздел удачно написанными контрольными работами, интересными проектами, отзывами о прочитанных книгах, графиками роста скорости чтения, творческими работами, а также диагностическими работами.
  6. Раздел «Отзывы и предложения» - в портфолио ученика начальной школы этот раздел включают не часто. Ничто так не повышает самооценку ребенка, как положительная оценка педагогом его стараний. Например: "Принял активное участие в подготовке к внеклассному мероприятию "Цена Победы". Выучил и великолепно рассказал стихотворение. Самостоятельно подготовил стенгазету, при этом привлек к оформлению своих товарищей."

Оценка достижений (результатов), входящих в портфолио

Оценка тех или иных достижений (результатов), входящих в портфолио, а также всего портфолио в целом, либо за определенный период его формирования, может быть как качественной, так и количественной.

Оценивать материалы портфолио должен прежде всего ученик с помощью взрослых (родителей, учителя). Начиная со 2го класса ученик, обученный учителем, проводит самооценку материалов Портфеля своих достижений по качественной шкале: «нормально», «хорошо», «отлично», «превосходно».

Количественная оценка материалов портфолио складывается из следующих обязательных составляющих:

  • результатов итоговой аттестации (средний балл);
  • результатов участия в олимпиадах (максимально 5 баллов за каждую олимпиаду школьного уровня; 10 баллов за каждую олимпиаду городского уровня; 15 баллов районного уровня; 20 баллов – всероссийского уровня);
  • результатов участия в научнопрактических конференциях (максимально от 5до 20 баллов за каждую конференцию в зависимости от уровня);
  • результатов спортивных достижений и конкурсов в рамках дополнительного
  • образования (до 5 баллов за одно соревнование или конкурс);
  • результатов личностных и метапредметных достижений – это диагностические работы (до 5 баллов);
  • динамики развития обучающегося (до 5 баллов).

По итогам учебного года классный руководитель проводит рейтингование учащихся на основании данных портфолио. Можно наградить учащихся грамотами и благодарственными письмами.

Портфолио учащихся позволяет учебному заведению получать регулярный отчет о значимых результатах своих учеников и их динамике по годам.  

Приложение

Памятка для педагогов по ведению портфолио

1.Привлечение родителей к помощи при заполнении разделов портфолио (особенно в 1 классе).

2.Разделы портфолио не нумеровать, а располагать в произвольном порядке (по желанию).

3.Результат работ датируется, чтобы можно было отследить динамику, соответствующая оценка всегда сравнивает текущую работу ребёнка с более ранней.

4.Портфолио не использовать для сравнения детей между собой!!!

5.Рекомендуется объяснять детям принципы достоверности самооценки (чтобы она не была завышена или занижена).

6.Просмотр портфолио педагогом, родителями и другими учениками разрешается только с ведома и согласия ученика, которому принадлежит портфолио.

7.Страницы портфолио должны быть красиво оформлены, ребёнок должен понимать важность внешнего вида документа.

8.Важно, чтобы на каждом этапе в процессе продвижения к намеченной цели был зафиксирован успех ученика, т.к. именно успех – наилучший стимул для дальнейшего развития.

9.В конце учебного года можно провести презентацию и определить победителя в номинациях «Самый оригинальный портфолио», «За самое лучшее оформление работ», «За многогранность и талант», «За трудолюбие».

Памятка для ученика по ведению портфолио

1. Начни свою работу с портфолио с рассказа о себе, своей семье, своих увлечениях.

2. Составление портфолио – это не гонка за всевозможными грамотами. Важен сам процесс участия, хотя высокий результат, конечно, радует.

3. Заполняй страницы портфолио аккуратно, прояви, где надо, фантазию и творческую выдумку, ведь твой портфолио должен отличаться от других.

4. Умей замечать свои даже маленькие успехи, радуйся им!

5. Обращайся к заполнению портфолио в хорошем настроении!

Взаимодействие с родителями

Большинство родителей, будучи уверенными, что портфолио обязательно поможет при поступлении в ВУЗ, очень кропотливо относятся к его заполнению, а некоторых в этом убеждают учителя, создавая мотивацию для создания портфолио их детей.

Очень важно сделать родителей своими союзниками в непростом деле сбора портфолио. Поэтому первоначально стоит привлекать активных, неравнодушных родителей. Необходима система консультативной помощи: консультации, семинары по оформлению и заполнению страничек портфолио.

Важно научить наблюдать, замечать все новое и интересное и непременно фиксировать, записывать. С помощью портфолио родители видят своего ребенка со стороны, его желания, интересы.

Портфолио также может использоваться как дополнительный материал при изучении семьи — уклада ее жизни, интересов, традиций. Наблюдая за детьми и их родителями в процессе создания портфолио, педагоги отмечали, что подобные мероприятия способствуют налаживанию более теплых взаимоотношений в семье.

Одним из главных результатов работы над портфолио является то, что родители учатся наблюдать и замечать происходящие изменения, систематизировать их. Определенную помощь могут оказать памятки, вопросники, опираясь на которые родители смогут выделить особенно яркие и интересные моменты развития их ребенка.

Список используемых источников

  1. Мартьянов Е. А.    Портфолио ученика начальной школы: сущность, проблемы, виды в условиях реализации федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования//Научное обеспечение системы повышения квалификации кадров. – 2011. - №4 (9)
  2. Портфолио ученика начальной школы: сущность, проблемы, виды в условиях реализации федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования
    http://cyberleninka.ru/article/n/portfolio-uchenika-nachalnoy-shkoly-suschnost-problemy-vidy-v-usloviyah-realizatsii-federalnogo-gosudarstvennogo-obrazovatelnogo-1#ixzz44SBUps7xhttp://cyberleninka.ru/article/n/portfolio-uchenika-nachalnoy-shkoly-suschnost-problemy-vidy-v-usloviyah-realizatsii-federalnogo-gosudarstvennogo-obrazovatelnogo-1
  3. Портфолио школьника http://www.solnet.ee/parents/p1_61_2.htmlhttp://www.solnet.ee/parents/p1_61_2.html
  4. Шаблоны для заполнения портфолио ученика начальной школы

http://alfor.ru/sources/6345-portfolio-uchenika-nachalnoj-shkoly.html

5. Рекомендации по организации системы внутренней накопительной оценки достижений учащихся. Портфолио. https://edu.tatar.ru/upload/images/files/%D0%97%D0%A1%D0%9E%D0%A8%20%E2%84%967/%D0%AD%D0%BB%D0%B5%D0%BA%D1%82%D1%80%D0%BE%D0%BD%D0%BD%D1%8B%D0%B5%20%D0%BE%D0%B1%D1%80%D0%B0%D0%B7%D0%BE%D0%B2%D0%B0%D1%82%D0%B5%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D1%8B%D0%B5%20%D1%80%D0%B5%D1%81%D1%83%D1%80%D1%81%D1%8B.doc

6. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. – М.: Просвещение, 2011




По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование новых педагогических технологий – портфолио ученика начальной школы как средство мотивации личностного развития.

Педагогический проект.Портфолио – это способ фиксирования, накопления и оценки индивидуальных достижений школьников.Идея портфеля или папки индивидуальных учебных достижений учащихся становится в наше...

Портфолио ученика начальной школы как средство мотивации личностного развития

Методическая разработка адресована учителям начальных классов, родителям. В разработке представлены возможности портфолио  в развитии ученика как личности, повышении его учебной мотивации....

Формирование портфолио ученика начальной школы как средство мотивации личностного развития

Цель: обосновать взаимосвязь структуры портфолио ученика как системы оценки индивидуальных достижений обучающихся с требованиями к результатам образования в формате ФГОС второго поколения.Задачи:...

«Формирование портфолио ученика начальной школы, как средство мотивации личностного развития».

Доклад на тему "Формирование портфолио ученика начальной школы, как средство мотивации личностного развития»....