программа воспитательной работы учителя начальных классов
методическая разработка на тему

Цыбденова Марина Галдановна

Воспитательная программа "Дом добрых друзей"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Цыбденова М. Г. Воспитательная программа «Дом добрых друзей»

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Нормативно-правовой и документальной основой  Программы воспитания и социализации учащихся «Дом добрых друзей» являются:

- Закон Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» (от 29.12.2012 N 273-ФЗ);

- Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемые результаты начального общего образования (приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 № 373 (ред. от 22.09.2011) «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»;

- Программа воспитания и социализации учащихся начальных классов  МАОУ «Орликская СОШ».

Цель и задачи развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования формулируются, достигаются и решаются в контексте национального воспитательного идеала, представляющего собой высшую цель образования, нравственное (идеальное) представление о человеке, на воспитание, обучение и развитие которого направлены усилия основных социальных субъектов: государства, семьи, школы, традиционных религиозных и общественных организаций.

Высшая цель образования – высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененный в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации.

В основе целостного пространства духовно-нравственного развития и воспитания школьников лежат базовые национальные ценности:

•    патриотизм

 •    социальная солидарность

 •    гражданственность

 •    семья

 •    труд и творчество

 •    наука

 •    традиционные российские религии

 •    искусство и литература

 •    природа

 •    человечество

На основе национального воспитательного идеала формулируется основная педагогическая цель – воспитание, социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, ответственного, инициативного и компетентного гражданина России.

Младший школьный возраст – возраст достаточно заметного формирования личности. Для него характерны новые отношения со взрослыми и сверстниками, включение в целую систему коллективов, включение в новый вид деятельности – учение, которое предъявляет ряд серьёзных требований к ученику. Всё это решающим образом сказывается на формировании и закреплении новой системы отношений к людям, коллективу, к учению и связанным с ними обязанностям, формирует характер, волю, расширяет круг интересов, развивает способности.

В основе программы воспитания и социализации учащихся начальной школы «Дом Добрых Друзей» положены следующие принципы:

  • принцип целостности учебно-воспитательного процесса;
  • деятельностный подход – включение детей в реально значимые и социально значимые проекты;
  • личностно-ориентированный подход – предоставление возможности каждому ребенку для самореализации, самораскрытия;
  • принцип вариативности – создание условий для самостоятельного выбора учащимися форм деятельности;
  • принцип мотивации деятельности учащихся – предусматривает добровольность включения ребенка в ту или иную деятельность;
  • принцип педагогического руководства – организация совместной деятельности педагога и учащихся на основе взаимопонимания и взаимопомощи.

  Цель данной программы состоит в обеспечении целостного подхода к воспитанию и развитию личности ученика, в создании основы для сознательного, обдуманного управления развитием с учётом возрастных изменений; создание максимально благоприятных условий для раскрытия способностей каждой отдельной личности.

  Задачи:

  1. изучить потребности, интересы, склонности и другие личностные характеристики учащихся;
  2. развить навыки организации и осуществления сотрудничества с педагогами, сверстниками, родителями для решения общих проблем;
  3. создавать  условия для интеллектуального, коммуникативного, эстетического и физического развития и самовыражения личности школьника;
  4. воспитывать в детях уважение к себе и другим (взаимоотношения, взаимопомощь, доброе отношение друг к другу);
  5. воспитывать ребенка как члена общества, умение жить в коллективе, считаться с мнением коллектива;
  6. воспитывать бережное отношение к здоровью, природе;
  7. формировать патриотизм и гражданскую солидарность;
  8. развивать творческую деятельность через КТД.  

Социальная значимость программы определяется тем, что в процессе её реализации создаются условия для понимания ребёнком того, что счастье его самого, родных, близких и окружающих людей, в первую очередь, зависит от желания постоянно работать над собой, стать образованным, духовно – воспитанным и трудолюбивым.

Приоритетным видом деятельности является коллективная творческая деятельность. Основу этой деятельности составляет коллективное (совместное) творческое дело. 

Предполагаемым результатом данной воспитательной программы  является  формирование у детей навыков самостоятельности: самоанализа, самооценки, самоуправления. Это необходимо учащимся при переходе  в среднее  образовательное звено. Они должны уметь анализировать свою деятельность,  не бояться принимать самостоятельно решение, уметь отвечать за свои поступки, передавать свой опыт своим сверстникам.

Данная программа разработана по циклическому принципу и  рассчитана на четыре года (2013-2017 годы).

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

Направления

Задачи

Формы работы

Ожидаемый результат

Духовно-нравственное воспитание

- формирование основ морали;

- принятие обучающимся базовых национальных ценностей, национальных духовных традиций;

- формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;

- формирование способности открыто выражать и отстаивать свою нравственно оправданную позицию, проявлять критичность к собственным намерениям, мыслям и поступкам;

- формирование способности к самостоятельным поступкам и действиям, совершаемым на основе морального выбора, к принятию ответственности за их результаты;

- развитие трудолюбия, способности к преодолению трудностей, целеустремлённости и настойчивости в достижении результата.

- КТД;

- беседы;

- классные часы;

- экскурсии;

- встречи с интересными людьми.

- приобретение школьником социальных знаний

( об общественных нормах, устройстве общества, социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни;

- получения школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества, ценностного отношения к социальной  реальности в целом;

- получения школьником опыта самостоятельного общественного действия.

Социальное воспитание

  • воспитание понимания Отечества как непреходящей ценности, связи с предыдущими поколениями;
  • формирование сознания у учащихся, что им жить в новом тысячелетии и строить эту жизнь;
  • воспитание ответственности, гражданской активности, стремления к самореализации;
  • воспитание гордости за свою страну и уважение к её истории.
  • уроки Мужества;
  • классные часы;
  • беседы;
  • экскурсии;
  • встречи с ветеранами и интересными людьми;
  • акции добра и милосердия;
  • сбор материалов в школьный музей.

  • Ребенок интересуется и гордится историческим прошлым Отечества, рассказывает об этом другим;
  • участвует в организации дел класса и привлекает к этому других;
  • любит и бережет природу, побуждает к бережному отношению других;
  • уважает старших, не терпит неуважительного отношения к ним со стороны сверстников;
  • отзывчив к друзьям, близким, дружелюбен к сверстникам, осуждает грубость;
  • сочувствует и помогает слабым, больным, беспомощным и настраивает на это других;
  • честен, не терпит лжи и обмана со своей стороны и со стороны других.

Общеинтеллектуаль-ное воспитание

-изучить индивидуальные способности учащихся;

- контролировать успеваемость;

 -создать условия для развития познавательных интересов;

-формировать учебную мотивацию.

  • контроль за успеваемостью;
  • предметные олимпиады;
  • интеллектуальные игры, викторины, конкурсы, турниры;
  • классные часы;
  • беседы

  • ребенок сам много читает, знает, обсуждает с друзьями узнанное;
  • стремится учиться как можно лучше, помогает другим;
  • есть любимое полезное увлечение, к которому привлекает товарищей;
  • работу на уроках и домашние задания выполняет внимательно, аккуратно.

Общекультурное воспитание

-развитие творческого потенциала;

-организовывать интересные творческие коллективные дела;

-формирование потребностей в разумном досуге и организация их реализации;

-привлечение учащихся к организации и проведению классных,  школьных мероприятий.

  • КТД;
  • классные часы;
  • шоу;
  • выставки;
  • тематические комплексные мероприятия;
  • создание и поддержка традиций школы, класса.

  • развитое чувство прекрасного,
  •  -любовь и интерес к культуре Отечества;
  • умение найти свое место в творчестве;
  • массовое участие в КТД;
  • ребенок находит полезные дела в классе, школе и организует товарищей на творческий труд.

Спортивно-оздоровительное

воспитание

-наблюдать за физическим и психическим развитием учащихся;

-сохранять и укреплять здоровье учащихся;

-пропагандиро-

вать здоровый образ жизни;

-организовывать спортивные соревнования, экскурсии;

-работать в контакте с врачом.

  • День здоровья;
  • встречи с врачом;
  • организация режима;
  • соревнования;
  • прогулки;
  • походы;
  • секции.

-развитие чувства необходимости охраны здоровья через занятия физической культурой и спортом

-  ведение здорового образа жизни.

Социально-педагогическая

поддержка

  • организовывать психолого-педагогическую консультацию   родителей;
  • проводить входные и выходные диагностики психологических процессов;
  • выявление психологических причин тех или иных проблем, трудностей в обучении и воспитании отдельных учащихся;
  • наблюдать за адаптацией учащихся к требованиям школы;
  • составление психолого-педагогических характеристик ребенка и всего детского коллектива, делать сравнительный анализ;
  • своевременно выявлять особенности ребенка;
  • развивать способности ребенка;

-проводить с детьми и родителями психологическое просвещение

  • консультации;
  • беседы;
  • анкетирование, тестирование, диагностика;
  • род. собрания, встречи, беседы, лекции;
  • контроль, коррекция успеваемости;
  • составление индивидуальной психолого-педагогической карты;
  • мониторинги развития личности.

  • стремление учащихся к саморазвитию и самореализации;
  • развитие внимания, мышления, памяти, речи детей;
  • воспитание уважения к себе;
  • обеспечение контроля за динамикой психологического развития учащихся;
  • определение программ развития работы с коллективом;
  • предупреждение возможного неблагополучия в психическом и личностном развитии ребенка.

Работа с семьей

  • поддерживать постоянный контроль за благополучием школьников в семье, характером их семейных отношений;
  • наблюдение за поведением ребят в неформальной обстановке умением их работать и общаться в домашнем кругу;
  • планировать совместные работы (учитель + ученики + родители);
  • вести индивидуальную работу с родителями;
  • привлечение родителей в грамотный процесс воспитания по развитию личности ребенка;
  • изучить образ жизни семьи, выяснить особенности семейного воспитания;
  • установить неиспользованный резерв семейного воспитания;
  • оказывать психологическую помощь и поддержку родителям в стрессовых ситуациях;
  • предупреждать и разрешать конфликтные ситуации;
  • пропагандировать здоровый образ жизни.
  • организация родительских собраний, родительского комитета, творческих групп;
  • консультации, беседы, лектории;
  • КТД;
  • организация летнего отдыха;
  • анкетирование, диагностирование, тестирование;
  • содействие в материально-техническом оснащении класса;
  • социальный патронаж семей.

  • создание приоритета родительского воспитания;
  • организация психолого-педагогического просвещения родителей;
  • обеспечение родителями возможности получения профессиональной помощи в деле воспитания детей;
  • построение демократической системы отношений детей и взрослых;
  • укрепление связи семьи и школы в интересах развития ребенка.

Воспитательные результаты любого из видов деятельности школьников распределяются по трем уровням.

Первый уровень результатов – приобретение школьником социальных знаний (об общественных нормах, об устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т.п.), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни.

Второй уровень результатов – получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом.

Третий уровень результатов – получение школьником опыта самостоятельного общественного действия.

ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

1 этап – этап проектирования (1 класс) 

"Что такое - хорошо, что такое - плохо?"

- изучение личностных характеристик членов классного коллектива, их интересов, потребностей;

- изучение запросов родителей;

- формирование единого воспитательного пространства;

- определение перспектив жизнедеятельности класса;

- закладывание основ проектной деятельности.

2 этап – этап становления системы (2 класс)

"Мир человеческих чувств"

- развитие в каждом ребенке самостоятельности, инициативности, творчества;

- создание коллектива единомышленников: классный руководитель, родители и ученики;

- укрепление межличностных отношений;

- развитие традиций класса на основе коллективного творчества;

3 этап – этап стабильного функционирования (3-4 класс)

"Жизнь дана на добрые дела"

- развитие самоуправления в классе;

- интеграция учебной и внеучебной деятельности;

- школьный коллектив переходит в новое качественное состояние. Он все чаще выступает как единое целое, как содружество детей и взрослых, объединенных общей целью, общей деятельностью, отношениями творческого содружества, общей ответственностью;

- возрастает роль самоуправления и саморегуляции.

РЕАЛИЗАЦИЯ НАПРАВЛЕНИЙ ПРОГРАММЫ «ДОМ ДОБРЫХ ДРУЗЕЙ»

Месяцы

Направление

1-ый год

«Что такое хорошо, что такое плохо»

2-ой год

«Мир человеческих чувств»

3-4 годы

«Жизнь дана на добрые дела»

Сентябрь

1 нед.

Социальное

Урок гражданственности

Урок Российской истории

Я – гражданин России

Самоуправление

Наши поручения

2 нед.

Общеинтеллектуальное

Я - ученик

3 нед.

ЗОЖ и спорт

Культура поведения в семье

Правила поведения учащихся

Правила дорожного движения

4 нед.

Трудовое

Двор моей школы

Улицы моей деревни

Чистые берега

Октябрь

1 нед.

Духовно-нравственное

Правила вежливости

Что такое нравственность?

Плохие и хорошие привычки

Самоуправление

Итоги месяца. Наши поручения

2 нед.

Семья

Одна на свете

Я вместе с мамой

Мама – хранительница тепла

3 нед.

Общеинтеллектуальное

Учись быстро читать

Твое рабочее место

Тайны хорошей памяти

4 нед.

Экологическое

Зеленая планета

Ноябрь

1 нед.

Социальное

День народного единства

Самоуправление

Итоги месяца. Наши поручения.

2 нед.

Общеинтеллектуальное

Книги, которые мы выбираем

Книга – мой лучший друг

Знания беру из книг

3 нед.

ЗОЖ и спорт

Путешествие за цветком здоровья

Береги здоровье смолоду

Остров здорового образа жизни

4 нед.

Духовно-нравственное

Без друзей меня чуть-чуть…

Давайте дружить!

Настоящие друзья

Экологическое

Кормушка для зимующих птиц

Декабрь

1 нед

Социальное

Человек, с которого я беру пример

Профессии моих родителей

Профессия, которая мне нравится

Самоуправление  

Итоги месяца. Наши поручения.

2 нед.

Социальное

Права и обязанности в семье

Мои права и обязанности

Твои гражданские права

3 нед.

Общеинтеллектуальное

Математический кросс

Марафон знаний

Интеллектуальный марафон

4 нед.

Духовно-нравственное

Семейный праздник – Новый год

Рождество и Новый год

Новый год в разных странах

Январь

1 нед.

ЗОЖ и спорт

Зимние забавы

Папа, мама, я – спортивная семья

Зимняя спартакиада

Самоуправление

Итоги месяца. Наши поручения.

2 нед.

Духовно-нравственное

Мой лучший друг

Классный час “Откровение”

Как находить настоящих друзей

3 нед.

Социальное

Моя родина - Россия

Государственная символика

Я – гражданин России

4 нед.

Экологическое

Покорми птиц!

Февраль

1 нед.

Правоведение

Весёлые правила этикета

Быть воспитанным – что это значит

Советуем друг другу

Самоуправление

Итоги месяца. Наши поручения.

2 нед.

Социальное

Мои поручения в школе и дома

Кто работы не боится, у того она спорится

Порядок в труде – порядок в знаниях

3 нед.

Духовно-нравственное

Защитники Отечества

Есть такая профессия – Родину защищать

Сыны Отечества

4 нед.

Семья

Моя мама – самая лучшая!

Март

1 нед.

Духовно-нравственное

Наши девочки

Чем знамениты наши девочки

Длинная коса – девичья краса

Самоуправление

Итоги месяца. Наши поручения.

2 нед.

Социальное

Уважение и труд

Знаменитые люди нашего села

Знаменитые люди нашего села

3 нед.

Общеинтеллектуальное

Великие первооткрыватели и их открытия

Дальние уголки земного шара

Это интересно, это полезно, это необходимо

4 нед.

ЗОЖ и спорт

В гостях у здоровой пищи

Тропа здоровья

Вредные привычки

Апрель

1 нед.

Семья

Окна моего дома. Что они для меня значат

Путешествие в детство родителей «Дверь в детство»

Под крышей дома моего

Самоуправление

Итоги месяца. Наши поручения.

2 нед.

Духовно-нравственное

Наши меньшие друзья

Отношение к себе

Кому нужна моя помощь?

3 нед.

Экологическое

Двор нашей школы

Улицы нашего села

Сохраним природу

4 нед.

ЗОЖ и спорт

Весенняя эстафета

Май

1 нед.

Социальное

Защитники Родины – мои родственники

Дети-герои

История войны в названиях улиц города Сухиничи

Самоуправление

Итоги месяца. Наши поручения.

2 нед.

Семья

Мои корни

Совместный час с родителями

Семейный час - викторина

Экологическое и социальное

Наш пришкольный учебно-опытный участок

3 нед.

 Самоуправление

Итоги года. Что получилось? Над чем надо поработать?

Год прошел – какими мы стали?

Прощай, начальная школа!

РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ

Родители - полноправные участники образовательного и воспитательного процесса.

Основные формы работы с родителями: индивидуальная (беседы, совещания и консультации) и групповая (заседания Совета класса и родительские собрания).

Направления работы с родителями:

1. Психолого-педагогическое просвещение родителей (родительские собрания, индивидуальные и тематические консультации, тренинги).

2. Вовлечение родителей в учебно-воспитательный процесс (дни творчества детей и их родителей, открытые уроки и внеклассные мероприятия, помощь в организации и проведении внеклассных дел и шефская помощь).

3. Участие семей учащихся в управлении учебно-воспитательным процессом в школе (участие родителей класса в работе совета школы, участие родителей класса в работе родительского комитета школы и класса).

Тематика  родительских собраний.

1-ый год реализации программы (1 класс)

Особенности учебников, по которым учатся дети.

учитель

Утомляемость ребёнка и как с ней бороться.

учитель

Причины и последствия детской агрессии.

учитель, психолог

Поощрение и наказание детей в семье.

учитель, родительский актив

2-ой год (2 класс)

Семейные праздники и их значение для ребёнка.

учитель

Роль книги в интеллектуальном развитии ребёнка.

учитель, библиотекарь

Как преодолеть застенчивость и неуверенность ребёнка.

учитель

Роль семьи в сохранении здоровья ребёнка.

Медицинская сестра, учитель

Дети глазами родителей, родители глазами детей

Учитель, психолог

3-ий год (3-4 классы)

Ваш ребёнок взрослеет. Половое воспитание в семье.

врач, учитель

Значение памяти в интеллектуальном развитии школьника.

учитель

Как научить ребёнка жить в мире людей. Уроки этики для детей и родителей.

учитель

Школе мы не говорим: "Прощай!", мы говорим: "До новой встречи!"

учитель

Тематика занятий родительского педагогического лектория:

Класс

Тематика педагогического лектория

3 класс

  • Что нужно знать родителям, если их ребенок пошел в 3 класс?
  • Самосознание и образ «Я» младшего школьника
  • Секретный мир наших детей или ребенок и улица.
  • Методы семейного воспитания. Наказание и поощрение в семье: за и против.
  • Десять ошибок в семейном воспитании, которые все когда-нибудь совершали.
  • Семейный досуг: игры, домашние праздники, чтение.
  • Страхи детей и пути их преодоления.
  • Вот и стали мы на год взрослей.

4 класс

  • Что нужно знать родителям, если их ребенок пошел в 4 класс?
  • Организация свободного времени детей младшего школьного возраста.
  • Телевизор: помощник или враг? 
  • Ребенок среди сверстников. 
  • Диалог младшего школьника со взрослым как способ понять мир и самого себя.
  • Развитие самостоятельности у детей, важной для дальнейшего обучения школьников.
  • «Прощай начальная школа».

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

- динамика развития творческих способностей учащихся,  личностных качеств учащихся;

- личностные достижения учащихся, выраженные в новых знаниях, умениях, навыках;

- участие в конкурсах и соревнованиях;

- динамика в развитии умения конструктивного взаимодействия со сверстниками и взрослыми;

- наличие законов, традиций класса;

- наличие фото, видеоматериала;

- продукты творческой деятельности (газеты,  плакаты, сценарии);

- удовлетворенность детей, родителей организацией работы учителя.

ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

  •  анкетирование;
  • диагностику уровня воспитанности;
  • собеседование;
  • тестирование.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План воспитательной работы учителя начальных классов.

Данная презентация содержит материалы для папки классного руководителя....

Воспитательная работа учителя начальных классов

Воспитательный процесс в школе очень трудоемкое дело, поэтому хочу предложить материалы воспитательных дел и программу воспитания и социализации для первоклассников (в соответствии с требованиями ФГОС...

Анализ воспитательной работы учителя начальных классов.

Анализ работы учителя подводит итог его работы за определённый промежуток времени. Он наглядно показывает успехи, результативность, неудачи. Каждый учитель, анализируя свою деятельность, выявляет проб...

Эффективность воспитательной работы учителя начальных классов

26 лет я работаю учителем начальных классов. Родители доверяют мне самое дорогое, что у них есть - своих детей. Наверное, нет на свете ни одного родителя, которого не волновало, как его ребёнок ...

Программа воспитательной работы учителя начальных классов на 1-4 классы

Программа составлена с расчётом на четыре года, с 1 по 4 класс....

Программа воспитательной работы учителя начальной школы

Прграмма разработана для учителей начальной школы. Расчитана на 4 года работы. К программе прилагается план воспитательной работы для 1-го класса....

Программа воспитательной работы учителя начальной школы "Школа Радости"

Ребенок не может ждать счастья. Он нетерпелив. Он хочет и должен быть счастливым сегодня, сейчас. И какой же я педагог, если каждая секунда общения со мной не сделает его счастливым и радостным и, кон...