Общение с природой
презентация к уроку по теме

Фёдорова Галина Георгиевна

Рекомендации для педагогов, родителей и детей

Общение с природой, как средство коррекции эмоциональной сферы у детей с ограниченными возможностями здоровья .

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл obshchenie_s_prirodoy.pptx1.99 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Общение с природой, как средство коррекции эмоциональной сферы у детей с ограниченными возможностями здоровья . Рекомендации для родителей, педагогов и детей.

Слайд 2

В наше время, когда наиболее остро стоят проблемы загрязнения окружающей среды, исчезновения лесных массивов, некоторых видов животных и птиц, огромное внимание должно уделяться воспитанию у детей бережного отношения к природе .

Слайд 3

Так изучение окружающего мира, мира природы, понимание экологических проблем, способствуют развитию внимания, физическому укреплению здоровья .

Слайд 4

В наши дни, когда мир находится на грани экологической катастрофы и под угрозой, будущее всего человечества, ни один здравомыслящий человек не станет отрицать, что экологическое воспитание и образование являются одной из актуальных проблем современности. Экологическое воспитание и решение его задач благоприятно осуществляются в школьном возрасте .

Слайд 5

Дети с ОВЗ познают мир с открытой душой и сердцем. И то, как они будут относиться к этому миру, научатся ли быть рачительным хозяевами, любящими и понимающими природу, воспринимающими себя, как часть единой экологической системы, во многом зависит от педагога, участвующего в их обучении. Решая задачи экологического образования в школьном возрасте, в первую очередь, необходимо сформировать систему знаний о природе, научить понимать и устанавливать существующие в ней связи и зависимости, действовать в соответствии с полученными знаниями. Одним из залогов успешного экологического обучения создание такой атмосферы, которая способствует развитию эмоциональной восприимчивости и отзывчивости детей.

Слайд 6

Положительные эмоции, по мнению психологов, являются могучими побудителями человеческой деятельности. Занимаясь, ребёнок с ОВЗ учится устанавливать существующие в природе взаимосвязи между объектами .

Слайд 7

Сегодня преступно уже не только уничтожение природы, но и бездействие перед надвигающейся катастрофой. Одна из задач современной школы - сотворение человека, великодушного к людям и природе, способного любовью и своей положительной деятельностью сберечь мир.

Слайд 8

Приобщение ребенка к основам экологических знаний, экологической культуры в целом только тогда даст результаты, когда ребенок через собственную трудовую деятельность придет к их освоению, к пониманию системы взаимосвязей, существующих в мире природы. Экологическая культура человека предполагает и усвоение научных знаний о природе. Чтобы они были прочными, важно в ребенке пробудить интерес к познанию окружающего мира, желание видеть в обыденном чудесное, в привычном - необычное. М. Пришвин писал: «Чтобы беречь землю, природу, надо ее полюбить, чтобы полюбить, надо узнать. Узнав - невозможно не полюбить».

Слайд 9

Творческое отношение к природе требует знания ее. Трудно охранять животных и растения, не имея представления о них, не зная ничего об их образе жизни. Для этого совершаются экскурсии в мир народных примет, легенд, наблюдений. И если природа предстанет перед детьми в живом показе и не менее живом рассказе, то они лучше усвоят материал, охватят его не только умом, но и воображением, образной памятью.

Слайд 10

Чтобы занятия приобрели экологическую направленность, воспитатель придерживается взгляда на природу как экологическую целостность .

Слайд 11

Именно такие знания лежат в основе приобщения ребенка к миру естествознания. Целенаправленные наблюдения способствуют развитию любознательности, самостоятельности, накоплению чувственного опыта и его осмыслению.

Слайд 12

Вот некоторые темы заданий для наблюдений: «Смотрю и вижу», «Твое маленькое открытие», «Постарайся увидеть сам» «Кто первый заметит», «О том, что не сразу увидишь». Почти в каждой теме дети делают самостоятельные открытия. Важно, чтобы при этом сочетались научность и доступность, увлекательность, занимательность, эмоциональность, т. е. чтобы наблюдения были одной из основ рационально-образного познания природы. Необходимо учить детей не просто видеть и слышать, а учить их понимать и чувствовать сердцем родную природу. Умелое сочетание художественного слова с непосредственными наблюдениями и природно-трудовой деятельностью детей поможет развить у них внимание и интерес к окружающему миру.

Слайд 13

Мир , окружающий детей , необычен, загадочен, удивителен, мир, где каждая травинка, каждая птица – чудо. Ребенок добрыми глазами смотрит на мир, однако не менее важно - научиться удивляться этому миру. Открывая удивительное вокруг себя, ребенок меняет отношение к окружающей его природе.

Слайд 14

Например , говоря о травах, дети узнают, что такое скромное растение, как лебеда, не просто сорняк, а спасшая тысячи людей трава! В трудные годы войны она употреблялась в пищу (ее подмешивали в хлеб), Тем самым многие жизни были спасены. Вот, оказывается, какую добрую службу сослужила людям эта простенькая травка. Древняя мудрость гласит: «Мышление начинается с удивления». Мир природы - вечный источник детского разума. Именно там, в явлениях природы, множество проблем, вопросов, пусть даже открытых людьми, но вновь и вновь открываемых детьми в процессе учения. Одна из целей уроков - приобщение детей к тем радостям, которыми так богато проникновение в чудесные тайны природы.

Слайд 15

Поэтому важно построить обучение так, чтобы каждая тема несла ребенку открытия, сделанные им самостоятельно, чтобы ученик познал себя как активную творческую силу, пережил чувство гордости от того, что все это он увидел сам.

Слайд 16

К сожалению, учебно-воспитательный процесс в начальной школе в основном направлен на развитие рациональной сферы деятельности младшего школьника, строится чаще всего на логических, а не на эмоциональных приемах, значительно меньше ориентирован на организацию эмоционально-нравственного отношения учащихся к предмету изучения. Сегодня, как никогда, актуален вопрос соединения научного и художественного способов мышления в единое целое. Эстетическое отношение к природе - особая форма ее познания. Эстетическое познание мира многосложно. По мнению ученых, вопрос о формировании у человека чувства прекрасного весьма непрост. Далеко не все оказываются способными глубоко проникать в мир красоты. Тайна цветовых и звуковых соединений не только в искусстве, но и в природе есть великая труднопостигаемая тайна. Смотреть и видеть - не одно и то же.

Слайд 17

Задача воспитателя - вместе с детьми постичь истинную красоту, которая не всегда яркая, громкая, напротив, часто тихая, спокойная, скромная и неброская, по-новому взглянуть на осенний лист, маленький затерявшийся цветок в траве, крылышки ночной бабочки, почувствовать особое очарование в красоте природы. Например, говоря о насекомых, следует отметить, что они изумительно совершенное и прекрасное образование в природе, с которым никто и ничто не может соперничать по богатству красок и форм. Своеобразным лейтмотивом уроков о птицах могут быть строки Н. Сладкова: «Птицы - это тайна и красота. Птицы - это песнь и полет».

Слайд 18

Пробуждению эстетической чуткости детей способствуют привлечение их к наблюдению над природой . Например , можно предложить прислушаться к голосам птиц, полюбоваться красками заката, найти на пустыре самое красивое растение и т.п . Если эти и другие разнообразные задания предлагать постоянно, то они, быть может, помогут детям услышать «музыку» лугов и лесов, подивиться движению облаков, полюбоваться травами, насекомыми, птицами - одним словом, пристально всмотреться в жизнь.

Слайд 19

Трудно находить и организовывать благоприятные обстоятельства и состояния, при которых в ребенке всколыхнулось бы и заговорило чувство прекрасного. Но делать это надо. Любование красотой природы - это лишь первый росток доброго чувства, которое надо развивать .

Слайд 20

Мало учить воспринимать прекрасное и доброе, надо постараться подвести детей к тому, чтобы они могли не только любоваться красотой, но и беречь и охранять ее, а на доброту не только откликаться, но и самим творить добро. Из крупинок знаний о природе и капелек доброты вырастает еще одно чувство - ответственность за родную землю. Одних знаний или одной душевной отзывчивости недостаточно - важна активная практическая деятельность ребенка, учителя, родителей. Есть старая мудрая пословица: «Трудно привести к добру нравоучениями, легко - примером». Вряд ли многого добьешься увещеванием типа «Нельзя ломать деревья, рвать цветы, вытаптывать траву, убивать животных», а вот если ребенок сам (пусть по чьей-то подсказке) закрепит надломленную ветку, вырастит растение, бережно соберет семена...

Слайд 21

Традиция трудового отношения к природе - лучшая школа воспитания гражданина, патриота, труженика. Природа - великая воспитательница. Она помогает пробуждению высоких моральных качеств, в том числе доброты и гуманности. Но восхищение красотой природы должно быть действенным, то есть сочетаться с активным познанием ее законов и обязательным участием в ее преобразовании. Дар видеть и понимать созидается годами, и для этого необходим большой труд. Смысл же этого труда как раз и заключается в пробуждении нравственно активного отношения к природе.

Слайд 22

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ОТКРЫТЫЙ урок : «Правила безопасности при общении с природой»

ОТКРЫТЫЙ урок : «Правила безопасности при общении с природой»...

Час общения "Знай и люби родную природу!"

Час общения "Знай и люби родную природу!" с использованием компьютерной презентации....

Час общения "Охрана природы"

Час общения, появященный Году Экологии. Методическая разработка и презентация....

Час общения "Будь природе другом!" в начальной школе.

Час общения «Будь  природе  другом!»Цель: обсудить  правила поведения в природе; формировать коммуникативную компетентностьЗадачи: формировать представление об экологии, её ...

Общение ребенка с природой.

Общение ребенка с природой....

Фрагмент беседы в рамках проблемно-ценностного общения «Моё отношение к природе»

Материал может быть использован на классных часах и уроках окружающего мира в начальной школе...

"Общение с природой начинается с детства"

Богат, прекрасен и бесконечно разнообразен окружающий нас мир природы. Ввести ребенка в этот мир, раскрыть его красоту, неповторимость, научить беречь и любить природу – задача и долг взрослых: ...