Методическая разработка
классный час (4 класс) по теме

Дамдын Алимаа Шагдыровна

Классный час

На тему: «4 ноября – день народного единства»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kl_ch.docx61.02 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное  оздоровительное, образовательное  учреждение санаторного типа для детей, нуждающихся в длительном лечении,  Ийская санаторная общеобразовательная  школа – интернат.C:\Users\СЛШИ\Desktop\документы\2 четв\РАБОЧИЙ СТОЛ 2\эмблема.jpeg

668532, Республика Тыва, Тоджинский кожуун, с. Ий,  ул. Санлесная 10, tyva_school_186@mail.ru

Методическая разработка

Классный час

На тему: «4 ноября – день народного единства»

                                                                         Воспитатель 4 класса

                                                                          Дамдын А.Ш.

                                          2016г.

Тема: «4 ноября – день народного единства».

 Оборудование:  фотография памятника Минину и Пожарскому на Красной площади, репродукции картин с изображением Московского Кремля XVI – XVII веков, портрет Ивана Сусанина.

                                        Ход мероприятия

  1-й ученик.    Город чудный, город древний,

                           Ты вместил в свои концы

                           И посады, и деревни

                           И палаты, и дворцы!

                           Опоясан лентой пашен,

                           Весь пестреешь ты в садах:

                           Сколько храмов, сколько башен

                          На семи твоих холмах!..

                         На твоих церквах старинных

                         Вырастают  дерева;

                         Глаз не хватит улиц длинных…

                         Это матушка Москва!

                         Ты не гнула крепкой выи

                         В бедовой своей судьбе:

                         Разве пасынки России

                         Не поклонятся тебе!..

                         Ты, как мученик, горела,

                         Белокаменная!

                         И река в тебе кипела

                         Бурнопламенная!

                         И под пеплом ты лежала

                         Полоненною,

                         И из пепла ты восстала

                         Неизменною!

                         Процветай же славой вечной,

Город храмов и палат!

Град срединный, град сердечный,

Коренной России град!

                                   Ф. Н. Глинка. Москва

Учитель.   День единения России. В чем смысл сегодняшнего праздника? Чему посвящено прочитанное стихотворение? Какое оно имеет отношение к сегодняшнему празднику?

            Исторически этот праздник связан с окончанием Смутного времени в Росси XVII века. Наша государство много раз подверглось испытаниям6 то нападали враги, то внутри страны возникали бунты. Когда страна слабела, её беззащитностью пользовались соседние государства.

      Записанные на доске слова распределите в два столбика, относящиеся к Российской государственности и к зарубежным странам.

    Воевода, бояре, барон, купцы, король, вельможа, царь, крестьяне.

                Такие сословия жили в России XVII века.

                Перенесёмся на 400 лет назад.

               Беседа по репродукции картин с изображением Московского Кремля XVIIвека: вид построек, одежда людей, транспорт.

- Послушайте выступление историков.

1-й историк. На престол взошел Борис Годунов. Время его царствования обещало быть счастливым. Началось строительство, налаживались связи с другими государствами. Но осенью 1601 года пошли проливные дожди, затем грянули ранние морозы. Урожай пропал. В следующем году трагедия повторилась. Начался страшный голод, продолжавшийся три года. Царь приказал выдавать из казны беднякам деньги, но деньги стали терять цену. Цена на хлеб увеличилась в 100 раз. Царь приказал открыть для голодающих казенные амбары, но хлеба хватило ненадолго. Наконец случилось самое страшное, кто-то стал распространять слухи о том, что голод -  это кара Божья за несправедливость Бориса, ибо царь он не настоящий.

2-й историк.  Начались бунты казаков и холопов. Царские войска воевали с восставшими год, но не смогли успокоить страну. Царь Борис Годунов умирает. Стали распространяться слухи, что в Польше объявился настоящий царевич Дмитрий. Но это был самозванец Григорий Отрепьев. Настоящее имя предположительно Юрий Богданович Отрепьев (в монашестве  Григорий), из мелкопоместных Галицких дворян. Около 1600 – 1601гг. бежал в Польшу.

   Рим давно искал пути обращения Московского государства в католичество. Лжецаревич  был представлен королю Польши и перешел в католичество. Король предложил Лжедмитрию денежное содержание, а он в, свою очередь, обещал перевести российскую веру в католическую.  

3-й историк.  Единое русское государство распалось, появились многочисленные самозванцы, повсеместные грабежи, разбой, воровство, повальное пьянство поразили страну. Король Польши, так и не дождавшись падения России от внутренних смут, объявляет ей войну. Русские войска стали терпеть поражения. Возникла опасность появления на российском троне польского короля. В 1961 году патриарх Гермоген призывает всех «встать за веру».   Гораздо убедительно оказались страстные слова нижегородца (продавца рыбы и мяса) Кузьмы Минина: «Захотим помочь Московскому государству, так  не жалеть нам имения своего, не жалеть ничего, дворы продавать, жен и детей закладывать, бить челом тому, кто бы вступился за истинную православную веру и был начальником».

                     Инсценировка отрывка из пьесы А. Н. Островского

                                         «Кузьма Захарьич Минин»

  Народ.  Эко рыдание во всем соборе!

-  Да и было отчего!

-  Гибнет, говорят, наше государство!  Гибнет вера православная!

- Мы за веру православную должны до смерти стоять!  

-  А кто же прочь?

-  Подожди малость, Кузьма Захарьич говорить хочет!

Минин.   Друзья и братья! Русь святая гибнет! Поможем, братья, родине святой! Что ж, разве в нас сердца окаменели? Не все ль мы дети матери одной?

Народ.  И ещё, братья, коли хотим помочь, не пожалеем наших достояний1 Не пощадим казны и животов!  Мы продадим дворы свои и дома! А будет мало – жён, детей заложим!

Голоса.  Заложим жён! Детей своих заложим!

Минин.  Что мешкать даром? Время нас не ждет! Нет дела ратного без воеводы: изыщем, братья, честного мужа, которому то дело за обычай, - вести к Москве и земским делом править. Кто воеводой будет?

Народ.  Князь Дмитрий Михайлович Пожарский! Другого нам не надо!

Минин.  Воля Божья! Пожарского мы избрали всем миром, ему и править нами! Глас народа – глас Божий! Теперь, друзья, несите, кто что может, на дело земское, на помощь ратным. Я, -  Господи, благослови начало! – свои скопленные и трудовые – все, до единого рубля кладу!

Народ.  (кладут деньги, кто сколько может). Мы все за тобой готовы отдать копейку трудовую.

-  Что деньги? Деньги – дело наживное!

-  Все отдадим! Теперь не до нарядов!

-  Вот наши деньги из квасного ряду1

-  Из рукавичного!

 -  От ярославцев!

-  Костромичи собрали – принимайте!

     Минин.  И я смотрю, душа во мне растет. Не явно ли благословенье Божье! Теперь у нас и войско, и казна,  и полководец. Недалеко то время, когда, вооружась и окрылатев, как непокорные орлы, помчимся от врагов. Пусть лютый враг, как лев, зиячет; не страшен нам злохитрый рык его!

4-й историк. Возглавил ополчение 30-летний князь Дмитрий Пожарский. В августе 1612 года войско Минина и Пожарского подошло к Москве. Они смогли объединить народ во-круг идеи служения Отечеству. Произошли ожесточённые, кровопролитные сражения с королевской армией. 26 октября засевшие за кремлёвской стеной интервенты капитулировали. Столица была освобождена, и польский король отказался от своих претензий на русский престол.

Учитель (показывает портрет Ивана Сусанина). Кто изображен на этой картине? Символом верности Родине вечно будет служить подвиг костромского крестьянина Ивана Сусанина. Поляки хотели утвердить на российском престоле своего царевича. Дойдя до Костромских пределов, поляки схватили Ивана Сусанина и требовали, чтобы он тайно провёл их к жилищу венценосца России. Сусанин решил, что лучше погибнуть, нежели предательством спасти жизнь. Он пожертвовал жизнью ради другого человека, будущего царя России.

«Куда ты ведёшь нас?., не видно ни зги! -

Сусанину с сердцем вскричали враги. -

Мы вязнем и тонем в сугробинах снега;

Нам, знать, не добраться с тобой до ночлега.

Ты сбился, брат, верно, нарочно с пути;

Но тем Михаила тебе не спасти!

Пусть мы заблудились, пусть вьюга бушует, -

Но смерти от ляхов ваш царь не минует!..

Веди ж нас, - так будет тебе за труды;

Иль бойся: не долго у нас до беды!

Заставил всю ночь нас пробиться с метелью...

Но что там чернеет в долине за елью?»

«Деревня! - сарматам в ответ мужичок. -

Вот гумна, заборы, а вот и мосток.

За мною! В ворота! - избушечка эта

Во всякое время для гостя нагрета.

Войдите, не бойтесь!» - «Ну, то-то, москаль!..

Какая же, братцы, чертовская даль!»

Вдруг кто-то к воротам подъехал верхом.

Сусанин поднялся и в двери тайком...

«Ты ль это, родимый?.. А я за тобою!

Куда ты уходишь ненастной порою?

За полночь... а ветер ещё не затих;

Наводишь тоску лишь на сердце родных!»

«Приводит сам бог тебя к этому дому,

Мой сын, поспешай же к царю молодому; Скажи Михаилу, чтоб скрылся скорей,

Что гордые ляхи, по злобе своей,

Его потаённо убить замышляют И новой бедою Москве угрожают!

Скажи, что Сусанин спасает царя,

Любовью к отчизне и вере горя.

Скажи, что спасенье в одном лишь побеге

И что уж убийцы со мной на ночлеге»        

«Сусанин! - вскричали, - что молишься богу? Теперь уж не время - пора нам в дорогу!» Оставив деревню шумящей толпой,

В лес тёмный вступают окольной тропой. Сусанин ведет их... Вот утро настало,

И солнце сквозь ветви в лесу засияло.

«Куда ты завёл нас?» - лях старый вскричал. «Туда, куда нужно! - Сусанин сказал. -

Убейте! Замучьте! - моя здесь могила!

Но знайте и рвитесь - я спас Михаила! Предателя, мнили, во мне вы нашли:

Их нет и не будет на русской земли!

В ней каждый отчизну с младенчества любит И душу изменой свою не погубит».

«Умри же! - сарматы герою вскричали,

И сабли над старцем, свистя, засверкали. - Погибни, предатель! Конец твой настал!»

И твёрдый Сусанин весь в язвах упал!

Снег чистый чистейшая кровь обагрила, -

Она для России спасла Михаила!

                                                          К. Ф. Рылеев

Учитель. Знаете ли вы, что это за памятник? (Демонстрация фотографии памятника Минину и Пожарскому.) Почему люди хранят память и благодарны этим россиянам?

- Историческая значимость этого дня в том, что четыреста лет назад Россия была спасена благодаря единению всего народа- представителей разных сословий, разных вероисповеданий и разных национальностей. Именно после 1612 года Россия стала великой многонациональной державой. Это праздник дружбы, объединения и согласия. Помните, что держаться лучше вместе и помогать друг другу. Вспомните пословицы о дружбе.

На доске таблички с напечатанными и поделёнными на части пословицами. Необходимо правильно соединить части.

•        Дружно не грузно, а врозь хоть брось.

•        Один за всех и все за одного.

•        Согласного стада и волк не берёт.

•        Одной рукой и узла не завяжешь.

•        С миру по нитке - голому рубаха.

•        Одна пчела немного мёду натаскает.

                                                                                 

                   Н. Л. Белибихина


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Развитие графомоторных навыков у дошкольника и младшего школьника". Методическая разработка урока №1:"Письмо букв 1-й группы и ш й И Ш Й". Методическая разработка урока №2: "Письмо строчных букв п т р г"

   Содержание методической разработки занятий нацелено на понимание обучающимися того, что язык это основное средство человеческого общения, формированию правильной устной и пись...

"Развитие графомоторных навыков у дошкольника и младшего школьника". Методическая разработка урока №3:"Письмо строчных и заглавных букв". Методическая разработка урока №4: "Письмо строчной буквы "я" и Заглавных "А Я""

Содержание методической раработки занятий нацелено на формирование навыка скорого, каллиграфического письма и выстроения взаимосвязи между звуковым восприятием, моторным навыком и графическим изображе...

2016 г. Конкурс "Авторские методические разработки" Методическая разработка "Можно жить без ссор"

Детские конфликты – это не просто негативные явления в детской жизни, это особые, значимые ситуации общения. И от того, насколько взрослые (педагоги и родители) будут готовы к правильному руково...

Аналитическая записка Номинация № 3 "Лучшая авторская разработка комплекта учебно-методических материалов / методических рекомендаций": Методическая разработка «Олимпиадные задания по трудовому обучению для учащихся 2 – 3 классов (легкая умственная отс

      Программа трудовой подготовки во 2-ом классе направлена на осуществление умственного, физического, эмоционально - волевого развития и эстетического воспитания детей с огран...

Методическая разработка МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ОБУЧЕНИЕ ДЕТЕЙ ОВЗ И ДЕТЕЙ-ИНВАЛИДОВ: МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ НА УРОКАХ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА.

Аннотация: Учитель начальных классов, МОБУ СОШ №18г.СОЧИ им. Героя Советского Союза Мачуленко А.С.    Кормянкова Е.В.В настоящее время количество детей с врожденными и наследственными з...