Программа по воспитательной и внеурочной деятяльсности для 2 класса.
рабочая программа (2 класс) на тему

Бушуева Татьяна Михайловна

В данной работе представлены 2 программа

1 программа  Воспитательная  на тему "Мой дом, мой класс и я - Дружная семья". Данная программа расчитана на 3 года.

2 программа "Внеурочной деятельности"  расчитанная также на 3 года. Но тематическое и календарное планирование составлено на 1 год ( для 2 класса).

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя школа №6 с кадетскими классами»

Утверждено решением

 ШМО классных руководителей

Протокол  от«_____»___________20______г.                                                   №_____

 

Программа

Развития личности  подрастающего поколения, при взаимодействии семьи.

«Мой дом, мой класс и Я – дружная семья»

Возрастобучающихся 8-11 лет

Сроки реализации: 3 года

                                           Автор программы: Бушуева Т.М.

                                 Классный руководитель 2 «В» класса.

г.Кстово, 2015-2018

Оглавление

  1. Пояснительная записка
  2. Аналитическое обоснование
  3. Концептуальная основа
  4. Цель
  5. Задачи
  6. Ожидаемые результаты
  7. Содержание программной деятельности

Проект №1

Проект №2

Проект №3

  1. Механизм реализации программы
  2. Адресаты сотрудничества
  3. Сроки реализации всей программы
  4. Нормативно – правовая база
  5.  Список использованных методических материалов
  6.  Приложения

1.Пояснительная записка

Воспитание – процесс, начинающийся с раннего детства, когда в душу ребенка закладываются основные жизненные принципы, помогающие ему стать Человеком с большой буквы, смело войти в эпоху нового разума и занять в нем достойное место, осознавая себя личностью и индивидуальностью.

Задача социального становления личности ребенка является важной для каждого государства. Особенно это значимо для нашего общества в период переориентации ценностей, существенно влияющих на процесс формирования социального опыта у детей и подростков. От того, какие ценности будут сформированы у молодежи, сегодня от того, насколько дети будут готовы к новому типу социальных отношений зависит развитие нашего общества и развитие личности каждого ребенка. По уровню воспитанности человека можно судить об обществе в целом.

Актуальность программы заключается в том, что в процессе её реализации создаются условия для понимания ребёнком того, что его жизнь и ум и здоровье  - это превеликая ценность на земле, и, что счастье его самого, его родных и близких людей зависит от желания постоянно работать над собой, стать образованным, духовно – воспитанным и трудолюбивым. Данная программа построена с учётом возрастных и индивидуальных особенностей детей.

Программа рассчитана на 3 года с точки зрения психолого – педагогического подхода каждый год обучения в начальной школе является важнейшим звено в становлении личности младшего школьника.

Анализируя итоги воспитательной работы за прошлые выпуски, постоянно встают следующие вопросы:

  • Каким должен быть воспитательный процесс, чтобы он способствовал не только всестороннему и гармоничному развитию личности, но и созданию сплоченности детского коллектива, в котором каждый ребенок, прежде всего гражданин своего Отечества – это человек, который может подставить плечо другу, поступиться чем-то своим ради общего, может творить и отдавать, может (и главное – хочет) созидать?
  • Каким содержанием этот процесс наполнить, чтобы обеспечить последовательность и преемственность?
  • Как осуществить единство умственного, нравственного и трудового воспитания, то есть реализовать комплексный подход?
  • На что в первую очередь обратить внимание при определении содержания и форм деятельности?
  • Что будет ближней, а затем дальней перспективой?
  • Какими формами работы можно обеспечить вовлечение в воспитание всех субъектов образовательной деятельности: дети, учитель, родитель, администратор.

В словаре русского языка С.И. Ожегова понятия «воспитание», «воспитать» рассматриваются, как навыки поведения привитые семьей, школой, средой и проявляющиеся в общественной жизни, путем систематического воздействия, влияния, сформировывать чей-нибудь характер, личность.

Содержание воспитания и его организационные формы разрабатываются на основе принципов и заповедей, позволяющих воспитать социально активную, образованную, нравственно и физически здоровую личность. Поэтому программа реализуется с учетом следующих принципов:

Принцип открытости.

Младшие школьники планируют жизнь в классе совместно с классным руководителем, вносят коррективы и предложения взрослого с учетом своих интересов, потребностей и желаний. Классный руководитель должен быть очень убедителен, предлагая учащимся те или иные мероприятия и чутко прислушиваться к мнению детей.

Принцип привлекательности будущего дела.

Классный руководитель должен увлечь учащихся конечным результатом выполняемого дела. Младшим школьникам присуща конкретность типа: "Что будет, если...", им не интересны абстрактные и расплывчатые цели.

Принцип деятельности.

Младшие школьники - это учащиеся, которые, придя в школу, переживают бум деятельности. Им хочется активно участвовать во всех мероприятиях, которые проводятся в школе, ими движет желание получить похвалу, выглядеть успешным в глазах учителя и своих родителей. Ребятам интересны конкурсы, праздники, соревнования, театрализация и т.д. Все это будет способствовать личностному развитию и притягательности школы в глазах ребенка.

Принцип свободы участия. Предлагая ребятам участие во внеклассном мероприятии, необходимо учитывать их мнение. Это может быть выражено в предоставлении возможности выбора задания с учетом своих интересов, личных качеств и возможностей. Такой подход классного руководителя учит ребенка уже в младшем школьном возрасте ответственности за выполнение порученного дела и соизмерению своих сегодняшних возможностей с прошлыми возможностями.

Принцип обратной связи.

Каждое внеклассное мероприятие, большое или маленькое, должно заканчиваться рефлексией. Совместно с учащимися необходимо обсудить, что получилось, и что не получилось, изучить их мнение, определить их настроение и перспективу участия в будущих делах класса. Необходимо дать возможность самому педагога участвовать в проводимом мероприятии. Это изменяет отношение учащихся к роли взрослого в выполненном деле, позволяет увидеть его значимость и необходимость в жизни учащихся.

Принцип сотворчества.

В этом принципе соединяется два слова: сотрудничество и творчество. Работая с младшими школьниками, педагог должен предоставлять учащимся право выбора партнера по выполняемому делу. Это повышает результативность выполняемой учащимися работы,  стимулирует ее успешность. Организуя сотрудничество детей друг с другом, ни в коем случае нельзя поступать с позиции  силы, настойчивость взрослого должна быть аргументирована и оправдана.

Принцип успешности .

И взрослому, и ребенку необходимо быть значимым и успешным. Степень успешности определяет самочувствие человека, его отношение к окружающим его людям, окружающему миру.

Классный руководитель должен видеть участие каждого ребенка во внеклассной работе и по достоинству ее оценить. Если ученик будет видеть, что его вклад в общее дело оценен, то в последующих делах он будет еще более активен и успешен. Инструментом оценки успешности учащихся может служить слово педагога, его жесты, мимика, интонация. Очень важно, чтобы оценка успешности ученика была искренней и неформальной, она должна отмечать реальный успех и реальное достижение.

Принцип системности. Только через системный подход к организации жизнедеятельности школы возможно обеспечить целостность становления личности

На основании выше перечисленного возникла идея создать программу внеурочной деятельности:

«Мой дом, мой класс и Я – дружная семья» и проверить, можно ли найти ответы на данные вопросы. , через следующие формы занятий: традиционные тематические часы, игры, ролевые ситуации, конкурсы, беседы, выставки, написание сочинений, рисование, соревнования, круглые столы, походы, КВН, ролевые ситуации, праздники.

2. Аналитическое обоснование.

Характеристика класса.

Количественный состав:

Год рождения

2005

2006

2007

Всего:

Девочки

0

4

6

10

Мальчики

1

0

15

16

Социальный паспорт класса.

2014-2015 уч.год

Количество семей

26

Ф.И. ученика

Неполные семьи

1

Третьяков (только отец)

Мать одиночки

2

Григорьев, Ларин

Приют

0

-

Родители в разводе. Есть отчим.

9

Евстафьев, Бойцова, Ларин, Егоров, Гаручава, Захаренков, Учуваткин, Ермакова, Мартынов.

Многодетные.

7

Безбородова, Шалина, Бойцова, Валиев, Егоров, Колина, Багиров.

Малообеспеченные.

11

Жесткова, Кайгородова, Терин, Алавердян, Абаренов, Меркулова, Мирзаев, Герасимов, Бербасов, Шамсиева, Палавина.

2015-2016 уч.год

Количество семей

22

Ф.И.ученика

Неполные семьи

1

Третьяков (только отец)

Мать одиночки

2

Григорьев, Ларин

Приют

0

Родители в разводе. Есть отчим.

7

Евстафьев, Бойцова, Ларин, Егоров, Гаручава, Захаренков, Учуваткин.

Многодетные.

6

Безбородова, Шалина, Бойцова, Валиев, Егоров, Колина.

Малообеспеченные.

9

Жесткова, Кайгородова, Терин, Алавердян, Абаренов, Меркулова, Мирзаев, Герасимов, Юсов.

 

Школьная мотивация.

Диагностика №1.

1 группа

Высокий

5

Имеют высокий уровень познавательной активности.

2 группа

Хорошая школьная мотивация.

13

Справляются с учебной мотивацией.

3 группа

Положительное отношение к школе.

2

Школа интересна внеучебной деятельностью, познавательные интересы развиты слабо.

4 группа

Низкая школьная мотивация.

6

Ходит в школу без желания.

Анализ:19% детей имеют высокий уровень школьной мотивации. Эти ребята с удовольствием посещают школу, активно участвуют не только в школьных, но и внешкольных мероприятиях, их познавательность развивается и увеличивается с каждым днём.

50% обучающихся имеют хороший уровень школьной мотивации. Эти дети хорошо справляются с усвоением школьной программы и не имеют проблем с адаптацией и общением с другими детьми и учителями.

8% дети имеют положительное отношению к обучению. Им неинтересна школа, их привлекает процесс обучения для общения с другими детьми и посещение интересных занятий с другими сверстниками (кружки, секции, гпд и тд).

23% детей которым учебных процесс не интересен, уровень учебной мотивации низкий, отрицательное положение не только к учителям и но к самой школе, как к месте для получения знаний.

Диагностика№2. Социометрическое изучение межличностных отношений в классе.

Фамилия, имя учащегося

Количество выборов

Лидеры

Колина Юлия

 Герасимов Дмитрий,

Безбородова Евгения,

Жесткова Елена,

Валиев Руслан,

Шалина Мария.

Алавердян Гамлет,

Меркулова Дарья,

15

12

11

10

9

9

9

8

Рядовые члены

Кайгородова Елизавета,

Бойцова Кристина,

Мирзаев Аким

7

7

6

Одиночки

Мартынов Артем,

Бербасов Артем,

 Багиров Аяз,

Васильков Николай,

Абаренов Вадим,

Григорьев Райхман.

2

1

1

1

1

1

Анализ:  23% учащихся оказались в группе одиночек. Дети неохотно посещают школу, учебная мотивация плохая, дети с ними общаются неохотно, хотя явных признаков агрессии не наблюдается.  Мартынов А., Бербасов А., Васильков  Н. – являются учениками у которых не только проблемы с успеваемости, но и имеются поведенческие нарушения. Абаренов В. Мальчик замкнутый и малообщительный, не готовый к школе. Багиров А., Григорьев Р. учащиеся  другой национальности и имеют трудности при общении с другими ребятами.Лидерами 31%, являются дети, чья успеваемость, поведение и отношение к обучению и всему учебному процессу положительная и является образцом для других ребят.

Вывод: воспитательная работа должна быть направлена на формирование межличностных отношений в классе и способствовать сплочению детского коллектива.

Характеристика классного коллектива

2014-2015 учебный год

          В классе 26 человек: из них – 16девочек, 10 мальчиков, разного уровня способностей. В классе есть ученики, которые могут в дальнейшем  учиться на «4» и «5», а есть ученики, у которых средний и низкий уровень подготовки к школе. Физическое состояние  учащихся соответствует возрастным  требованиям.   По состоянию здоровья дети распределены на подготовительную и основную группы.  Есть ученик, здоровье которого нуждается в пристальном внимании.  Это Мартынов Артём.

        У  учащихся  на   достаточном  уровне  сформирована  познавательная   и учебная   мотивация. К  урокам  и  учебным  занятиям  они   относятся с  ответственностью,  занимаются  с интересом, на  уроках  активны, показывают высокую работоспособность, хорошо  справляются с  индивидуальными заданиями повышенной  трудности.  Читают   много  дополнительной литературы. Умеют находить в книгах нужный материал. В  классе ведется дневник читателя, куда записываются сведения о прочитанной  учащимися книге. Хорошо знают многих авторов. Очень любят уроки математики, физкультуры, технологии и изо.

       Класс очень дружный,  друг к другу относятся доброжелательно, прислушиваются  к мнениям друзей, помогают слабым. Есть в классе лидеры. Это Безбородова Евгения, Колина Юлия и Кайгородова Елизавета.

В классе уже все дети имеют поручения. Если у ребёнка ослабеет интерес к поручению, то помогаю выбрать ему поручение по душе.  Дети доброжелательны, правильно реагируют на замечания и стараются исправиться.  Бывают в  классе  конфликтные  ситуации. Актив класса работает  добросовестно.  Учащиеся  сами  следят за выполнением поручений.

Трудных детей в классе 8 человек. Это те дети которые не читают, плохо усваивают материал, не готовы к школе. А все  остальные дети готовы к школе: у них есть школьная форма и школьные принадлежности. Родители учеников регулярно посещают школу, родительские собрания, интересуются успехами детей. В классе работает родительский комитет.В 4 классе будет вестись работа по дальнейшему  сплочению коллектива, по воспитанию сознательного поведения в школе и во внеурочное время, добросовестного отношения к учёбе.

2 «В» класс. 2015-2016 учебный год:

В классе 22 человека: из них – 14 мальчиков, 8 девочек, разного уровня способностей.  6 человек (Палавина Лидия, Шамсиева Зарина, Бербасов Антон, Мартынов Артём, Багиров Аяз по решению ПМПК были переведены в класс ОВЗ 2 «г» и 2 «д», Васильков Николай в коррекционную школу №1. Ермакова Вероника была переведена в другую школу (Сосновская школа).

В 2015-2016 году в класс прибыли новые ученики Гаручава Иван, Юсов Максим, Захаренков Семён.

В классе есть ученики, которые могут в дальнейшем  учиться на «4» и «5», а есть ученики, у которых средний и низкий уровень подготовки к школе. Физическое состояние  учащихся соответствует возрастным  требованиям.   По состоянию здоровья дети распределены на подготовительную и основную группы.  Есть ученик, здоровье которого нуждается в пристальном внимании.  Это Мирзаев Аким, Григорьев Райхман, Абаренов Вадим. У  учащихся  на   достаточном  уровне  сформирована  познавательная   и учебная   мотивация. К  урокам  и  учебным  занятиям  они   относятся с  ответственностью,  занимаются  с интересом, на  уроках  активны, показывают высокую работоспособность, хорошо  справляются с  индивидуальными заданиями повышенной  трудности.  Читают   много  дополнительной литературы. Умеют находить в книгах нужный материал. В  классе ведется дневник читателя, куда записываются сведения о прочитанной  учащимися книге. Хорошо знают многих авторов. Очень любят уроки математики, физкультуры, технологии и изо.Класс очень дружный,  друг к другу относятся доброжелательно, прислушиваются  к мнениям друзей, помогают слабым. Есть в классе лидеры. Это Безбородова Евгения, Колина Юлия и Кайгородова Елизавета,Бойцова Кристина, Герасимов Дмитрий.

В классе уже все дети имеют поручения. Если у ребёнка ослабеет интерес к поручению, то помогаю выбрать ему поручение по душе.  Дети доброжелательны, правильно реагируют на замечания и стараются исправиться.  Бывают в  классе  конфликтные  ситуации. Актив класса работает  добросовестно.  Учащиеся  сами  следят за выполнением поручений.

Трудных детей в классе 3 человек.  Которые плохо усваивают учебный материал. Родители учеников регулярно посещают школу, родительские собрания, интересуются успехами детей. В классе работает родительский комитет.

3. Концептуальная основа.

Концепция программы внеурочной деятельности «Мой дом, мой класс и Я – дружная семья» направлена на реализацию стратегии воспитания и развития личности  подрастающего поколения, при взаимодействии семьи, определенной  в национальном проекте «Образование», Федеральной программе развития образования.

Основой для создания концепции послужило:

- государственный заказ на качество воспитания подрастающего поколения, отраженных в документах Правительства и Министерства образования Российской Федерации;

- социальные потребности общества в эффективных методах воспитания;

В классе необходимо создать условия для социализации детей в окружающем мире через интеграцию основного и дополнительного образования через создание удивительной «классной жизни».

Объединяются три вида деятельности: учебная, кружковая и внеурочная. Данный подход позволяет охватить большее количество детей, мотивируя их на успешное обучение, вовлекая их как во внеурочные мероприятия, так и в деятельность в составе объединений дополнительного образования.

Применяя знаниевый подход (по Н. Савотиной), мы согласны с тем, что именно научные знания позволяют человеку действовать свободно и ответственно, т. е. под влиянием рационального импульса изнутри, а не воздействие извне.

Вовлекая детей в кружки, мы делаем реальной возможность создания небольшого сплочённого коллектива на почве наличия общих интересов и увлечений. Совместное творчество учащихся, педагогов и родителей позволяет направить учебно-воспитательную деятельность на формирование чёткой гражданской позиции школьников. «Педагогика поддержки» (О. Газман) усилит ожидаемый результат. Непременно нужно учитывать особенности младшего возраста – стремление к взрослости, самостоятельности, потребность в общественном признании.

Руководитель прежде всего исполняет роль консультанта, равного среди равных, это позволяет учащимся осознать свою личную ответственность за результат дела. Деятельность людей должна быть общественно значимой, направленной на реализацию собственных проектов. В своём сообществе ребёнок должен иметь условия для проявления себя в разных ролях и позициях: командира и подчинённого, генератора идей и творческого исполнителя, партнёра и конкурента.

В основу программы были положены следующие принципы и подходы:

1) принцип открытости – младшие школьники планируют жизнь в классе совместно с классным руководителем;

2) принцип привлекательности будущего дела – классный руководитель должен увлечь учащихся конечным результатом выполняемого дела;

3) принцип природосообразности – надо принимать ребёнка таким, каков он есть;

4) принцип целостности охватывает образ окружающего мира, образ себя, урочную и внеурочную деятельность;

5) принцип сотрудничества – работа строится на отношениях партнёрства, уважения, доверия;

6) принцип выбора – развитие индивидуальности и субъектности;

7) принцип творчества и успеха;

8) принцип контактности – установление и развитие деловых и межличностных контактов в системе «учитель-ученик-класс»;

Программа строится на основе соуправления, то есть через совместное переживание факта или явления, создающего напряжение и яркий эмоциональный выход.

Для реализации воспитательной программы должны быть созданы следующие условия:

- овладение новыми педагогическими, воспитательными технологиями воздействия на школьника;

- тесная связь семьи и школы;

- чёткое планирование программы педагогических действий с содержательной и временной последовательностью;

- развитие внеурочной кружковой работы – внеурочные творческие мероприятия;

- творчество, инициатива детей, родителей педагогов;

- создание материально-технической базы;

- доброжелательный микроклимат в педагогическом и ученическом коллективах.

4. Основная цель программы.

Цель программы состоит в  обеспечении свободного развития личности, создания условий для самовыражения, самоутверждения, самореализация каждого учащегося с опорой и поддержку со стороны школы и семьи.

Достижение цели программы внеурочной деятельности осуществляется через духовно – нравственное, социальное, общеинтелектульное, оздоровительное направления, а также работу с родителями,  центры дополнительного образования –ЦВР, детская библиотека, Берегиня, детская спортивная школа «САМБО» и тд.

5. Задачи.

- Добиваться высокого уровня знаний, развивать эрудицию, формировать потребности в самообразовании, воспитывать бережное отношение к школьному имуществу.

- Воспитывать, присваивать навыки культурного поведения в школе, дома, на улице.

- Приобщить  к общечеловеческим ценностям, освоить и присвоить эти ценности (воспитать доброжелательность друг к другу, уважение к старшим, любовь к младшим).

- Уделять внимание экологическому воспитанию младших школьников.

- Развивать художественные интересы, творческие способности.

- Способствовать физическому развитию и укреплению здоровья, формирование представления о здоровом образе жизни как основе существования человека на Земле.

- Формировать  самостоятельность у  учащихся.

- Формировать желание активно преобразовать действительность.

                     

 6. Ожидаемые результаты реализации программы

Модель выпускника начальной школы

 1.   Человек творческий, способный к саморазвитию, сохраняющий интерес к познанию мира, мотивирован на продолжение образования, человека во всем их многообразии.

2.  Человек свободный, способный самоопределяться в окружающей его действительности. Уважающий, достоинство и права других людей, умеющий осуществлять совместную деятельность с другими людьми, сознающий необходимость сохранения всего живого на Земле, знающий и любящий свою малую и большую родину.

3. Человек, приобщенный к духовной культуре человечества, ориентирующийся в событиях мира, способный участвовать в межнациональном общении, владеющий языками мира, знающий традиции, обычаи, правила, необходимые в общении с другими людьми.

4.  Человек, обладающий навыками и приемами умственного труда, умеющий организовывать свою деятельность, экономически и психологически грамотный.

5.  Человек, бережно относящийся к своему здоровью, ценящий жизнь свою и окружающих, имеющий умения и навыки по сохранению своего физического и психологического здоровья, навыки самообслуживания.

6.  Человек с  высоким уровнем нравственных качеств, ориентированных на общечеловеческие ценности (высокая культура общения, честен, принципиален, умеет отстаивать свои взгляды и убеждения, патриотизм, любовь к Родине, доброта, отзывчивость, скромность; 

         Другими словами, к концу начальной школы мне хотелось бы видеть в своих воспитанниках достаточно сформированные для их возраста личностные качества:

а) патриотизм 

(Отношение к Родине, селу, школе, классу, гордость за страну, забота о классе, школе).

б) любознательность

(познавательная активность, стремление реализовать интеллектуальные способности)

в) трудолюбие 

( инициативность и творчество в труде, самостоятельность и бережное отношение к результатам труда)

г) доброта и отзывчивость

(уважительное отношение к старшим, дружелюбное отношение к сверстникам, милосердие, честность в отношениях с товарищами и взрослыми)

д) самодисциплина

(развитая добрая воля, самоуважение, соблюдение правил культуры поведения, организованность и пунктуальность)

                           7. Содержание программной деятельности.
Реализация программы внеурочной деятельности « Мой дом, мой класс и Я – дружная семья» происходит через следующие направления:

  1. Духовно-нравственное воспитание.

Задачи:

- формирование основ морали;

- принятие обучающимся базовых национальных ценностей, национальных духовных традиций;

- формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;

- формирование способности открыто выражать и отстаивать свою нравственно оправданную позицию, проявлять критичность к собственным намерениям, мыслям и поступкам;

- формирование способности к самостоятельным поступкам и действиям, совершаемым на основе морального выбора, к принятию ответственности за их результаты;

- развитие трудолюбия, способности к преодолению трудностей, целеустремлённости и настойчивости в достижении результата.

Формы работы:

- беседы;

- классные часы;

- экскурсии;

- встречи с интересными людьми.

Ожидаемый результат:

- приобретение школьником социальных знаний ( об общественных нормах, устройстве общества, социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни;

- получения школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества, ценностного отношения к социальной  реальности в целом;

- получения школьником опыта самостоятельного общественного действия.

2) Гражданско-патриотическое воспитание.

Задачи:

  • Воспитание понимания Отечества как непреходящей ценности, связи с предыдущими поколениями.
  • Формирование сознания у учащихся, что им жить в новом тысячелетии и строить эту жизнь.
  • Воспитание ответственности, гражданской активности, стремления к самореализации.
  • Воспитание гордости за свою страну и уважение к её истории.

Формы работы:

  • уроки мужества
  • классные часы
  • беседы
  • экскурсии
  • встречи с ветеранами и интересными людьми
  • акции добра и милосердия
  • сбор материалов в школьный музей.

Ожидаемый результат

  • Ребенок интересуется и гордиться историческим прошлым отечества, рассказывает об этом другим. Участвует в организации дел класса, школы и привлекает в этому других.
  • Любит и бережет природу, побуждает к бережному отношению других.
  • Уважает старших, не терпит неуважительного отношения к ним со стороны сверстников.
  • Отзывчив к друзьям, близким, дружелюбен к сверстникам, осуждает грубость.
  • Сочувствует и помогает слабым, больным, беспомощным и настраивает на это других.
  • Честен, не терпит лжи и обмана со своей стороны и со стороны других.

3) Интеллектуальное развитие

Задачи:

Изучить индивидуальные способности учащихся. Контролировать успеваемость. Создать условия для развития познавательных интересов.

Формировать учебную мотивацию.

Формы работы:

  • Контроль за успеваемостью
  • Предметные олимпиады
  • Экскурсии
  • Встречи с интересными людьми
  • Интеллектуальные игры, викторины, конкурсы
  • Классные часы
  • Беседы

Ожидаемый результат.

  • Ребенок сам много читает, знает, обсуждает с друзьями узнанное.
  • Стремится учиться как можно лучше, помогает другим.
  • Есть любимое полезное увлечение, к которому привлекает товарищей.
  • Работу на уроках и домашние задания выполняет внимательно, аккуратно.

4) Спортивно-оздоровительное воспитание

Задачи:

Наблюдать за физическим и психическим развитием учащихся.

Сохранять и укреплять здоровье учащихся.

Оказать помощь заболевшим (по учебе).

Пропагандировать здоровый образ жизни.

Организовывать спортивные соревнования, экскурсии.

Формы работы:

  • День здоровья
  • Встречи с врачом
  • Организация режима
  • Соревнования
  • Прогулки
  • Секции

         -         Дежурство, генеральные уборки

  • Рисунки
  • Выставки
  • Предупреждение травматизма

Ожидаемый результат

Развитие чувства необходимости охраны здоровья через занятия физической культурой и спортом и ведение здорового образа жизни.

5) Творческий труд .

Задачи:

Развитие творческого потенциала.

Организовывать интересные творческие коллективные дела.

Формирование потребностей в разумном досуге и организация их реализации.

Привлечение учащихся к организации и проведению классных,  школьных и  районных мероприятий.

Формы работы:

  • классные часы;
  • выставки;
  • тематические комплексные мероприятия;
  • создание и поддержка традиций школы, класса.

Ожидаемый результат:

  • Развитое чувство прекрасного, любовь и интерес к культуре Отечества.
  • Умение найти свое место в творчестве.
  • Ребенок находит полезные дела в классе, школе и организует товарищей на творческий труд.

6) Социально-психологическая поддержка.

Задачи:

  • Систематически организовывать психолого-педагогическую консультацию   родителей .
  • Проводить входные и выходные диагностики психологических процессов.
  • Выявление психологических причин тех или иных проблем, трудностей в обучении и воспитании отдельных учащихся.
  • Наблюдать за адаптацией учащихся к требованиям школы.
  • Составление психолого-педагогических характеристик ребенка и всего детского коллектива, делать сравнительный анализ .
  • Своевременно выявлять особенности ребенка.
  • Развивать способности ребенка.
  • Проводить с детьми и родителями психологическое просвещение.

Формы работы:

  • консультации;
  • беседы;
  • анкетирование, тестирование, диагностика;
  • род. собрания, встречи, беседы, лекции;
  • контроль, коррекция успеваемости;
  • составление индивидуальной психолого-педагогической карты;
  • мониторинги развития личности.

Ожидаемый результат:

  • Стремление учащихся к саморазвитию и самореализации.
  • Развитие внимания, мышления, памяти, речи детей.
  • Воспитание уважения к себе.
  • Обеспечение контроля за динамикой психологического развития учащихся. Определение программ развития работы с коллективом.
  • Предупреждение возможного неблагополучия в психическом и личностном развитии ребенка.

7) Работа с семьей.

Задачи:

  • Поддерживать постоянный контроль за благополучием школьников в семье, характером их семейных отношений.
  • Наблюдение за поведением ребят в неформальной обстановке умением их работать и общаться в домашнем кругу.
  • Планировать совместные работы (учитель + ученики + родители).
  • Вести индивидуальную работу с родителями.
  • Привлечение родителей в грамотный процесс воспитания по развитию личности ребенка.
  • Изучить образ жизни семьи, выяснить особенности семейного воспитания.
  • Установить неиспользованный резерв семейного воспитания.
  • Оказывать психологическую помощь и поддержку родителям в стрессовых ситуациях.
  • Предупреждать и разрешать конфликтные ситуации.
  • Пропагандировать здоровый образ жизни.

Формы работы:

  • Организация родительских собрания, родительских комитетов, творческих групп.
  • Консультации, беседы.
  • Организация летнего отдыха.
  • Анкетирование, диагностирование, тестирование.
  • Содействие в материально-техническом оснащении класса.
  • Посещение семей на дому.

Ожидаемый результат:

  • Получение характеристики микроклимата семьи, что облегчит поиск взаимодействия школы и семьи, необходимого для быстрого нахождения средств квалификационной помощи.
  • Создание приоритета родительского воспитания.
  • Организация психолого-педагогического просвещения родителей.
  • Обеспечение родителями возможности получения профессиональной помощи в деле воспитания детей.
  • Построение демократической системы отношений детей и взрослых.
  • Укрепление связи семьи и школы в интересах развития ребенка.

8) Развитие самоуправления.

Задачи:

Привлекать учащихся к планированию работы, организации и проведения дела.

Содержание, формы работы:

  • генеральные уборки;
  • дежурство;
  • анкетирование;
  • составление плана работы и участие в его осуществлении;
  • актив класса.

Ожидаемый результат:

Участие в делах класса.

Выполнение поручений.

Развитие организованности, самостоятельности, творчества, стремление реализовывать себя, инициативность, бережное отношение к результатам труда.

Осознание значимости труда, саморазвитие.

9) Работа ДОО  ЮГР:

Задачи:

-         Привлечение внимания к детской общественной организации ЮГР;

  • Воспитание понимания патриотизма;
  • Воспитание ответственности, гражданской активности, стремления к самореализации.
  • Воспитание гордости за свою страну и уважение к её истории.

Формы работы:

  • уроки мужества
  • классные часы
  • беседы
  • встречи с ветеранами
  • акции добра и милосердия

Ожидаемый результат

  • Ребенок интересуется и гордиться работой, проводимой в данной организации; рассказывает об этом другим. Участвует в организации дел, школы и привлекает в этому других.
  • Уважает старших, не терпит неуважительного отношения;
  • Становиться отзывчивым к друзьям, близким, дружелюбен к сверстникам, осуждает грубость.
  • Сочувствует и помогает слабым, больным, беспомощным и настраивает на это других.
  • Честен, не терпит лжи и обмана со своей стороны и со стороны других.

Проект №1

2 класс Социальное и духовно – нравственное направление реализуется через проект "Что такое - хорошо, что такое - плохо?". Но так же и подразумевает реализацию и других направлений. 

Срок реализации 2015 – 2016 учебный год

Цель работы – формирование классного коллектива, становление дружеских партнёрских отношений. Развитие творческого потенциала.

Основные задачи:

  • формирование нового уровня мышления, логической памяти, избирательного, устойчивого внимания;
  • формирование широкого спектра способностей и интересов, выделение круга устойчивых интересов;
  • формирование интереса к другому человеку как к личности;
  • развитие интереса к себе, стремление разобраться в своих способностях, поступках, формирование первичных навыков самоанализа;

3 класс Общеинтелектульное направление реализуется, через проект №2 "Мир человеческих чувств". И в ходе работы над проектом дети работают и над реализацией всех направлений.

Срок реализации 2016 – 2017 учебный год.

Цель работы - гражданско-патриотическое воспитание как фактор формирования национального самосознания. Формирование доброго отношения к истории родного края, своей семье, друг к другу.

Основные задачи 

  • развитие и укрепление чувства взрослости, формирование адекватных форм утверждения самостоятельности, личностной автономии;
  • развитие чувства собственного достоинства, внутренних критериев самооценки:
  • развитие форм и навыков личностного общения в группе сверстников, способов взаимопонимания;
  • развитие моральных чувств, форм сочувствия и сопереживания другим людям

4 класс  Общекультурное направление реализуется, через проект №3  "Жизнь дана на добрые дела".  И в ходе реализации данного проекта, дети развиваются по всем направлениям.

Срок реализации 2017 – 2018 учебный год.

Цель работы – воспитание доброго отношения к жизни, умения находить в ней радость и желания творить добро; формирование нравственного отношения к человеку, труду, природе; развитие познавательных интересов учащихся,   их творческой активности;

Основные задачи:

  • формирование гипотетико-дедуктивных процессов, умения и желания строить умозаключения, делать на их основе выводы; развитие рефлексии;
  • развитие воли, формирование умения ставить перед собой цели и достигать их;
  • развитие мотивационной сферы, овладение способами регуляции поведения, эмоциональных состояний;
  • развитие воображения;
  • развитие умения строить равноправные отношения со сверстниками, основанные на взаимопонимании, взаимности; формирование форм и способов дружеского, избирательного общения;
  • формирование умения понимать причины собственного поведения и поведения другого человека;

Критерии и способы изучения эффективности внеурочной деятельности

Критерии

Показатели

Методики

1. Интеллектуальная развитость

1. Освоенность образовательной программы.

 2. Развитость познавательных интересов.

3. Способность к проведению научного поиска,  олимпиадное движение

Анализ текущей и итоговой аттестации.

Участие в интеллектуальных конкурсах, олимпиадах.

2. Нравственная развитость, воспитанность

1. Сформированность основных нравственных качеств личности.

2. Социальная активность учащихся

Методика диагностики жизненных ценностей Л.М. Фридмана.

Методика М.И. Шиловой для изучения воспитанности учащихся.

Тест Н.Е. Щурковой “Размышляем о жизненном опыте”.

 Методика СМ. Петровой “Пословицы” для определения направленности личности. Педагогическое наблюдение

3. Коммуникативная развитость

1. Коммуникабельность.

2. Сформированность коммуникативной культуры учащихся

Методика. «Выявление мотивов участия учащихся в делах классного и общешкольного коллектива» О.В. Лишина.

“Я в глазах других” (анализ портфолио). Методика Р.В. Овчаровой для выявления коммуникативных склонностей учащихся. Педагогическое наблюдение

4. Развитость креативных способностей

1. Способность к оригинальному мышлению. 2. Стремление к творчеству

Тест П. Торранса.

Педагогическое наблюдение

5. Сформированность классного коллектива

1. Состояние эмоционально-психологических отношений в коллективе.

2. Сформированность индивидуальности классного коллектива

Методика выявления уровня развития самоуправления М.И. Рожкова.

Методика А.Н. Лутошкина для определения степени удовлетворенности учащихся своим коллективом.

Социометрия

6. Удовлетворенность учащихся и родителей жизнедеятельностью классного сообщества

1. Комфортность, защищенность личности учащегося, его отношение к основным сторонам жизнедеятельности в классе.

2. Удовлетворенность родителей результатами обучения и воспитания своих детей

Методика А.А. Андреева “Изучение удовлетворенности учащихся школьной жизнью”.

Методика Е.Н. Степанова для выявления уровня удовлетворенности родителей работой образовательного учреждения

Ожидаемые результаты реализации проектов:

  • Активизация учебно-исследовательской, учебно-познавательной деятельности;
  • Приобретение опыта сотрудничества, коммуникационных навыков;
  • Становление нравственных, гражданско-правовых основ, умение их применять в жизни;
  • Формирование системы ценностных отношений учащихся к окружающему миру;
  • Освоение учащимися социальных ролей и способов самовыражения, реализация творческого потенциала;
  • Формирование личности, направленной на систему профильного самоопределения, на основе гражданско-патриотических ориентиров;
  • Формирование основ демократии, личностного достоинства, уважения прав человека, гражданственности, патриотизма;
  • Становление доброго отношения к жизни, умения находить в ней радость и желания творить добро; формирование нравственного отношения к человеку, труду, природе;
  • Формирование успешной личности, способной противостоять проблемам окружающего мира, способной ставить пред собой цели и успешно их добиваться; живущего в согласии с самим собой, с окружающей действительностью, занимающего активную позицию в обществе.

8. Механизм реализации программы.

Механизмом реализации программы воспитательной работы является годовое планирование работы с классом и родителями,  на основе анализа деятельности за предыдущий год.

Для полноценной реализации основной идеи программы, а именно «Формирования и развитие личности подрастающего поколения», необходим  соответствующий микроклимат между педагогами и учащимися, самими учащимися, образовательным учреждением и семьей в целом. Семья - часть общечеловеческого коллектива, важнейший институт социализации подрастающего поколения.  В итоге, какую бы сторону развития мы не взяли, всегда окажется, что решающая роль его эффективности на том или ином этапе играет семья.

9. Адресаты сотрудничества.

Для реализации программы внеурочной деятельности проходит через взаимодействие с учреждения дополнительного образования – кружки, секции, клубы общения (внутри школы) и детская библиотека, школа развития «Берегиня», «Художественная школа», «ЦВР», спортивная школа «Самбо».

Схема межведомственного сотрудничества и взаимодействия

                       

                         

        10. Сроки реализации всей программы.

Данная программа рассчитана  на 3 года, но при этом возможно внесение корректив. Программа представляет комплекс подпрограмм  по различным направлениям воспитательной работы, нацеленных на решение поставленных задач и содержащих средства их реализации.

Этапы и условия успешной реализации программы

I этап – этап проектирования (2 класс)

- изучение личностных характеристик членов классного коллектива, их     интересов, потребностей

- изучение запросов родителей

- формирование единого воспитательного пространства

- определение перспектив жизнедеятельности класса

- закладывание основ проектной деятельности

II этап – этап становления системы (3класс)

- развитие в каждом ребенке самостоятельности, инициативности, творчества

- создание коллектива единомышленников: классный руководитель, родители и ученики

- укрепление межличностных отношений

- развитие традиций класса на основе коллективного творчества - отработка содержания деятельности и структуры системы

III этап – этап стабильного функционирования  (3-4 класс)

- развитие самоуправления в классе

- интеграция учебной и внеучебной деятельности

- школьный коллектив переходит в новое качественное состояние. Он все чаще выступает как единое целое, как содружество детей и взрослых, объединенных общей целью, общей деятельностью, отношениями творческого содружества, общей ответственностью

- возрастает роль самоуправления и саморегуляции

11. Нормативно - правовая база программы:

12. Список использованных методических материалов.

  1. Е. Н. Степанов « Педагогу о воспитательной системе школы и класса»
  2. Е. Н.Степанов « Воспитательная система класса, теория и практика»
  3. Г. К. Селевко «Воспитательные технологии.»
  4. М. П.Нечаев « Управление воспитательным процессом в классе»
  5. Журнал « Справочник классного руководителя»
  6. Журнал « Классный руководитель»
  7. Журнал « Воспитательная работа в школе»
  8. Л. И.Божович « Личность и ее формирование в детском возрасте»
  9. Н. И. Дереклеева « Справочник классного руководителя»
  10. Алоева М. А. Классные часы и родительские собрания в 1 – 4 классах.
  11. Беспятова Н. К. Военно-патриотическое воспитание детей и подростков как средство социализации.
  12. Белобородов Н.В. Социальные творческие проекты в школе: Практическое пособие.
  13. Великородная В.А., Жиренко О.Е., Кумицкая Т.М. Классные часы по гражданскому и правовому воспитанию: 1 – 4 классы.
  14. Дереклеева Н. И. Новые родительские собрания: 1 – 4 классы.
  15. Дереклеева Н. И. Савченко М.Ю. Справочник классного руководителя 1 – 4 классы.
  16. Классные часы (викторины, беседы, конкурсы, игры). 1 – 4 классы / авт.-сост. А. И. Зайцева, Н. А. Догадова./
  17. Опыт организации исследовательской деятельности школьников: «Малая Академия наук» / авт.-сост. Г.И. Осипова./
  18. Патриотическое воспитание: система работы, планирование, конспекты уроков, разработки занятий - И.А. Пашкович.
  19. Плинер Я.Г., Бухвалов В.А. Воспитание личности в коллективе
  20. Проблемные классные часы. 1 – 4 классы - Я. В. Голубева.
  21. Работа классного руководителя: методическое пособие - Е.А. Слепенковой.
  22. Серов Б.Н. поурочные разработки по курсу «Государственная символика»
  23. Хухлаева О.В. Тропинка к своему Я: Уроки психологии в школе.

Интернет ресурсы

  1. http://festival.1september.ru/ - Фестиваль педагогических идей «Открытый урок»
  2. http://kurschool.edusite.ru/ - Сайт Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Курьинская средняя общеобразовательная школа» им. М.Т.Калашникова
  3. http://www.licey11-rostov.ru – сайт МОУ лиця № 11 «ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНЫЙ» Пролетарского района г. Ростова-на-Дону
  4. http://www.bibliofond.ru/ -  Библиотека научной и студенческой  информации .Благотворительный интернет –фонд
  5. http://nsportal.ru/ - Социальная сеть работников образования nsportal.ru
  6. http://www.it-n.ru/ - Сеть творческих учителей
  7. http://mih-school7.ucoz.ru/ - сайт  средней общеобразовательной школы  № 7  г. Михайловки Волгоградской области
  8. http://www.proshkolu.ru/ - Бесплатный школьный портал ПроШколу.р

Календарно – тематические планы по реализации программы.

2 класс  (2015 – 2016 учебный год)

Спортивно -Оздоровительное

- формировать необходимые знания, умения, навыки по ведению здорового образа жизни.

"Полезные привычки"

"Осенний кросс"

"Весёлые старты"

"Береги здоровье смолоду"

викторина

соревнование в параллели классов

спортивный праздник

конкурс семейных плакатов

Социальное

- приобщать к общественно - полезной деятельности

"Книжкина больница"

"Данила - мастер"

Операция "Чистюлька"

операция

выставка - конкурс

трудовой десант

Общекультурное

- приобщать обучающихся к общечеловеческим ценностям;

- знакомить с общественно - политической жизнью страны.

"Герои города в названиях улиц" "Подарок ветерану"

"Символика России"

обзорная экскурсия

благотворительная ярмарка

поисковая работа

Общеинтелектуальное

- расширять кругозор;

- воспитывать культуру умственного труда.

Праздник первой отметки

Лингвистический кросс

Математический кросс

"Что? Где? Когда?"

утренник

интеллектуальный конкурс

викторина

Духовно - нравственное

- создавать условия для проявления творческой индивидуальности;

- воспитывать уважение к себе, чувство собственного достоинства.

- создавать условия для творческой самореализации обучающихся;

- приобщать к традициям школьного коллектива.

"Кто что любит и умеет делать"

"А, ну-ка, мальчики"

"В стране Мультфильмии"

"О бабушках и дедушках"

"Ярмарка чудес"

"Тропинка школьная моя"

"Мы крутим глобус"

Конкурс - викторина

игра - соревнование на открытом воздухе

игра - путешествие

устный журнал

творческий конкурс

создание классного альбома

стендовый доклад

3 класс  (2016-2017 учебный год)

Спортивно - Оздоровительное

- формировать способности управлять своим здоровьем.

"Скажем:"НЕТ!" вредным привычкам"

"Мои спортивные успехи и достижения"

театрализация

круглый стол

Социальное

- развивать навыки взаимопомощи, формировать самостоятельность.

"Кто работы не боится, у того она и спорится"

"Мои поручения в классе и дома"

субботник

конкурс

отчёт

Общекультурное

- формировать у обучающихся понимание и осознание значимости исторического прошлого.

"С чего начинается Родина?"

"Дети - герои"

"Имею право. Мои права"

дискуссия

групповая поисковая деятельность

игра

Общеинтелектуальное

- приобщать к разнообразной творческой деятельности;

- формировать потребность в самообразовании.

Олимпиада по русскому языку

Математическая олимпиада

Литературная викторина

"Я - исследователь"

интеллектуальный конкурс

конкурс исследовательских работ

Духовно - нравственное

- формировать желание проявлять творческую инициативу.

- формировать эстетический вкус, стремление к красоте во всех проявлениях жизни;

- создать атмосферу взаимной заинтересованности.

"Сотвори солнце в себе"

"Рыцарский турнир"

Операция "Новый год"

праздник "Масленица"

Проводы зимы

"Самым любимым и родным"

"Прекрасное в моей жизни"

"Правила хорошего тона"

"Учимся правильно жить и дружить"

"Сделай мир добрее"

акция добра

праздник

изготовление игрушек на городские ёлки

конкурс стихов

коллаж

учебная игра

практическая игра

акция

4 класс (2017 – 2018 учебный год)

Спортивно -Оздоровительное

- формировать умение анализировать и нести ответственность за своё здоровье.

"Посеешь привычку - пожнёшь характер"

"Экологическая тропа"

"Всей семьёй - на старт!"

устный журнал

игра - путешествие

семейная спартакиада

Социальное

- формировать умение контролировать и проявлять самостоятельность в поддержании порядка в школьном учреждении.

"Порядок в труде - порядок в знаниях"

"Школьный двор - лучший двор"

рейд, конкурс сочинений о рабочем месте дома

трудовая акция

Общекультурное

- развивать стремление к самостоятельному изучению родного края и своей страны;

- обучать пониманию смысла человеческого существования.

"Природа родного края"

"Не лозунги, а дела"

"У войны не женское лицо"

Оказание помощи ветеранам войны

"Жизнь дана на добрые дела"

посещение Краеведческого музея

акция

исследовательская деятельность

ярмарка

круглый стол в кругу друзей

Общеинтелектуальное

- создавать условия для реализации интересов детей и их потребностей в саморазвитии.

Предметные олимпиады

Интеллектуально - творческий марафон

Фестиваль Знаний и творчества

интеллектуальный конкурс

смотр достижений выпускников начальной школы

Духовно - нравственное

- учить самостоятельно организовывать и проводить мероприятия разной направленности;

- поддерживать и направлять работу органов самоуправления.

- формировать желание активно преобразовывать действительность

"Мои интересы, мои возможности"

Поход в лес

"Я умею, я могу, я хочу"

"Помоги другу"

"В мире прекрасного"

"Школьные годы чудесные:"

"Гармония в природе"

беседа

путешествие

отчёт о выполнении обязанностей

акция помощи

Литературно-музыкальная гостиная

поисковая работа

выпуск журнала

экологический плакат

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя школа №6 с кадетскими классами»

Утверждена решением

ШМО классных руководителей

Протокол от«_____»___________20______г.                                                  

№_____

 

                                                                         Программа

внеурочной деятельности

в 2 В классе

2015-2016 уч.год

Возраст обучающихся  8-11 лет

                                           Автор: Бушуева Т.М.

                                 Классный руководитель 2 «В» класса

г.Кстово, 2015-2016

Пояснительная записка.

   Внеурочная деятельность является составной частью учебно-воспитательного процесса  и одной из форм организации свободного времени учащихся.  Внеурочная деятельность понимается сегодня преимущественно как деятельность, организуемая во внеурочное время для удовлетворения потребностей учащихся в содержательном досуге, их участии в самоуправлении и общественно полезной деятельности. В настоящее время  в связи с переходом на новые стандарты второго поколения  происходит совершенствование внеурочной деятельности.

    Настоящая программа создает условия для социального, культурного и профессионального самоопределения, творческой самореализации личности ребёнка, её интеграции в системе мировой и отечественной культур.

     Программа педагогически целесообразна, так как способствует более   разностороннему раскрытию индивидуальных способностей ребенка, которые не всегда удаётся рассмотреть на уроке, развитию у детей интереса к различным видам деятельности, желанию активно участвовать в продуктивной, одобряемой обществом деятельности, умению самостоятельно организовать своё свободное время. Каждый вид внеклассной деятельности: творческой, познавательной, спортивной, трудовой, игровой – обогащает опыт коллективного взаимодействия школьников в определённом аспекте, что в своей совокупности даёт большой воспитательный эффект.

          Воспитание является одним из важнейших компонентов образования в интересах человека, общества, государства. Основными задачами воспитания на современном этапе развития нашего общества являются:  формирование у обучающихся гражданской ответственности и правового самосознания, духовности и культуры, инициативности, самостоятельности, способности к успешной социализации в обществе.

   Правильно организованная система внеурочной деятельности представляет собой ту сферу, в условиях которой можно максимально развить или сформировать познавательные потребности и способности каждого учащегося, которая обеспечит воспитание свободной личности. Воспитание детей происходит в любой момент их деятельности. Однако наиболее продуктивно это воспитание осуществлять в свободное от обучения время.

   Часы, отводимые на внеурочную деятельность, используются по желанию учащихся и направлены на реализацию различных форм ее организации, отличных от урочной системы обучения. Занятия проводятся в форме экскурсий, кружков, круглых столов, КВНов, викторин, праздничных мероприятий, классных часов, олимпиад, соревнований, поисковых и научных исследований и т.д.  Посещая кружки, учащиеся прекрасно адаптируются в среде сверстников, благодаря индивидуальной работе руководителя,  глубже изучается материал. На  занятиях руководители стараются раскрыть у учащихся такие способности, как организаторские, творческие, музыкальные, что играет немаловажную роль в духовном развитии подростков.

  Внеурочные занятия должны направлять свою деятельность на каждого ученика, чтобы он мог ощутить свою уникальность и востребованность.

  Занятия могут проводиться не только учителями общеобразовательных учреждений, но и педагогами учреждений дополнительного образования.

   Часы, отведенные на внеурочную деятельность, не учитываются при определении обязательной допустимой нагрузки учащихся, но являются обязательными для финансирования.

   В процессе формирования личности, воспитание как целостное воздействие на человека играет определённую роль, так как именно посредством его в сознании и поведении детей формируются основные социальные, нравственные и культурные ценности, которыми руководствуется общество в своей жизнедеятельности. Поэтому от эффективности системы воспитания зависит, в конечном счёте, состояние общественного сознания и общественной жизни.

   Ведущая идея программы – создание комфортной среды педагогического общения, формирование  и развитие творческих способностей и  лидерского потенциала детей.

   Особенность представляемой программы в том, что она объединяет разные виды деятельности детей одной эмоционально-нравственной установкой, взаимоотношения детей и взрослых в рамках детской организации строятся на основе сотрудничества и сотворчества. Гармонизация взаимодействия детей и взрослых на основе совместной деятельности – путь конструктивного диалога разных поколений, имеющих свой опыт индивидуальных и коллективных отношений.

Принципы программы:

 Включение учащихся в активную деятельность.

 Доступность и наглядность.

 Связь теории с практикой.

 Учёт возрастных особенностей.

 Сочетание индивидуальных и коллективных форм деятельности.

 Целенаправленность и последовательность деятельности (от простого к

сложному).

Приоритетными направлениями воспитательной деятельности являются:

  • развитие нравственно-этических и духовных качеств,
  • воспитание активной жизненной позиции,
  • развитие гражданских качеств,
  •  организация деятельности по осуществлению психолого-педагогической поддержки и сопровождения обучающихся в образовательном процессе.

Концептуальная основа.

 предлагаемой программы состоит в следующем: на основе непрерывного образовательного процесса, психолого-педагогического сопровождения, разумного сочетания компетентностного, деятельностного, личностно-ориентированного подходов  возбудить у младших школьников стремление к участию в общественной жизни класса, школы; приобщению к изучению  родного края, чтению, занятиям в кружках и секциях. 

Цель:

 Создание  условий для достижения учащимися  необходимого для жизни в обществе социального опыта и формирования принимаемой обществом системы ценностей, создание условий для многогранного развития и социализации каждого учащегося в свободное от учёбы время. Создание воспитывающей среды, обеспечивающей активизацию социальных, интеллектуальных интересов учащихся в свободное время, развитие здоровой,  творчески растущей личности, с формированной гражданской ответственностью и правовым самосознанием, подготовленной к жизнедеятельности в новых условиях, способной на социально значимую практическую деятельность, реализацию добровольческих инициатив.

Задачи:

  1. Организация общественно-полезной и досуговой деятельности учащихся совместно  с семьями учащихся.
  2. Включение учащихся в разностороннюю деятельность.
  3. Формирование навыков позитивного коммуникативного общения.
  4. Развитие навыков организации и осуществления сотрудничества с педагогами,

    сверстниками, родителями, старшими детьми в решении общих проблем.

  1. Воспитание трудолюбия, способности к преодолению трудностей, целеустремленности и настойчивости в достижении результата.
  2. Развитие позитивного отношения к базовым общественным ценностям (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура) -  для формирования здорового образа жизни.  
  3. Создание условий для эффективной реализации основных целевых образовательных

    программ различного уровня, реализуемых во внеурочное время.

  1. Совершенствование  системы мониторинга эффективности воспитательной работы в школе.
  2. Углубление содержания, форм и методов занятости учащихся в свободное от учёбы время.
  3. Организация информационной поддержки учащихся.
  4. Совершенствование материально-технической базы организации досуга учащихся.

Ожидаемые результаты.

Конечным результатом должно быть не только овладение детьми, воспитание чувства товарищества, дружбы, взаимопомощи, определёнными знаниями, но умение и желание активно защищать, улучшать, облагораживать природную среду.  В связи с этим, должны решиться такие вопросы, как сплочение классного коллектива развитие самостоятельности, дисциплинированности, ответственности, повышение интереса к учебным предметам.

Механизм реализации программы.

  • приобретение учащимися социального опыта;
  • формирование положительного отношения к базовым общественным ценностям;
  • приобретение школьниками опыта самостоятельного общественного действия.

Программа может быть изменена и дополнена в связи с учётом возможностей и потребностей школы.

Формы организации.

Форма организации работы по программе в основном – коллективная, а также используется групповая и индивидуальная формы работы.

Теоретические занятия (урочная, внеурочная, внешкольная):

  • Беседы
  • Предметные уроки (литературное чтение, русский язык, окружающий мир, музыка, ИЗО)
  • Классный час  
  • Сообщения
  • Встречи с интересными людьми
  • Литературно – музыкальные композиции
  • Просмотр и обсуждение видеоматериала  
  • Экскурсии (урочная, внеурочная, внешкольная)
  • Поездки, походы по историческим и памятным местам

 Практические занятия (урочная, внеурочная, внешкольная):

  • Творческие конкурсы
  • Выставки декоративно-прикладного искусства
  • Коллективные творческие дела
  • Соревнования
  • Показательные выступления
  • Праздники
  • Викторины
  • Интеллектуально-познавательные игры
  • Трудовые дела
  • Тренинги
  • Наблюдение учащихся за событиями в городе, стране
  • Обсуждение, обыгрывание проблемных ситуаций
  • Заочные путешествия
  • Акции благотворительности, милосердия
  • Творческие проекты, презентации
  • Проведение выставок семейного художественного творчества, музыкальных вечеров
  • Сюжетно - ролевые игры гражданского и историко-патриотического содержания  (урочная, внеурочная, внешкольная)

Место проведения: школа, семья, учреждения дополнительного образования.  

Время проведения: первая и вторая половина учебного дня, каникулы.

Содержание программной деятельности.

Направления

                        мероприятия

Количество часов

Спортивно-оздоровительное воспитание

Беседа «Мой распорядок дня»

День здоровья  

Беседа «Где нас подстерегает опасность»

Беседа «Правильное питание-залог здоровья»

Беседа «Безопасный путь»

Веселые старты «Выше, сильнее, быстрее» (внутри класса).

6 ч

Общекультурное

День Знаний

Кл. час «Конституция – основной закон Р.Ф.»

Кл. час «Символы нашей Родины»

Чтение книг о защитниках Родины.

Кл. час «Никто не забыт, ничто не забыто»

Кл. час «Герои космоса»

Встреча с участниками ВОВ и локальных войн.

Чтение рассказов о войне.

Конкурс на лучшего чтеца стихов о войне.

9 часов

Духовно-  нравственное

Беседа по правилам поведения учащихся в школе.

Кл. час «Чтобы радость людям дарить, нужно добрым и вежливым быть»

Экскурсия в музей.

Игра «Азбука вежливости»

Акция «Весёлые переменки»

КТД «Новогоднее представление».

Кл. час «Рыцарский турнир».

7  часов

 

Общеинтеллектуальное

развитие

Игра – викторина «В мире интересного»

Классный час «Зачем мы ходим в школу?»

игра «Поле математических чудес»

Кл. час «Новый год в других странах»

Олимпиада «Кенгуру» (внутри класса)

Мастерская Осени

Акция «Весёлые- умные  переменки»

7 часов

Социальное

Изучение и анализ культурно-

бытовых отношений в семьях.

 Выявление и поддержка учащихся,

нуждающихся в социальной защите.

Диагностика межличностных отношений в группе.

Диагностика агрессивности.

Диагностика тревожности.

Круглый стол для родителей: «Как предупредить отклонения в поведении ребенка».

6 часов

Работа в направлении ДОО ЮГР

Классный час «Правильное питание – залог здоровья»

Экскурсия «Путешествие в осеннюю сказку»

Беседа «Что или кто такое ЮГР?»

Практическая работа «Птичья столовая»

Проект "Природа и патриотизм"

Классный час «Мы готовы стать югрятами»

 Проекты«Давайте жить дружно» и «Здоров будешь – все добудешь»;

 7часов

Ожидаемые результаты:

В ходе реализации программы у учащихся будут развиты и сформированы следующие качества.

Личностные качества:

У ученика будут сформированы:

-внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе, ориентации на содержательные моменты школьной действительности и принятия образца «хорошего ученика»;

- широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы;

- учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи;

-ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи, на понимание предложений и оценок учителей, товарищей, родителей и других людей;

- способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности;

-основы гражданской идентичности личности в форме осознания «Я» как гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознание ответственности человека за общее благополучие, осознание своей этнической принадлежности;

- ориентация в нравственном содержании и смысле, как собственных поступков, так и поступков окружающих людей;

- знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение, дифференциация моральных и конвенциональных норм,

-развитие этических чувств — стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения;

- установка на здоровый образ жизни;

- основы экологической культуры: принятие ценности природного мира, готовность следовать в своей деятельности нормам природоохранного, нерасточительного, здоровьесберегающего поведения;

-чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с мировой и отечественной художественной культурой.

Регулятивные качества:

    Ученик научится:

- принимать и сохранять учебную задачу;

- учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;

- планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане;

- учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения;

- оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки соответствия результатов требованиям данной задачи и задачной области;

-адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей;

- различать способ и результат действия;

-вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок, использовать предложения и оценки для создания нового, более совершенного результата, использовать запись (фиксацию) в цифровой форме хода и результатов решения задачи, собственной звучащей речи на русском, родном и иностранном языках;

Познавательные качества:

    Ученик научится:

-осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), в открытом информационном пространстве, в том числе контролируемом пространстве Интернета;

- осуществлять запись (фиксацию) выборочной информации об окружающем мире и о себе самом, в том числе с помощью инструментов ИКТ;

- сообщения в устной и письменной форме;

-ориентироваться на разнообразие способов решения задач;

-осуществлять синтез как составление целого из частей;

- проводить сравнение, классификацию по заданным критериям;

- устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;

- строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях;

-осуществлять подведение пол понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков и их синтеза;

Коммуникативные качества:

Выпускник научится:

- адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание (в том числе сопровождая его аудиовизуальной поддержкой, владеть диалогической формой коммуникации, используя в том числе средства и инструменты ИКТ и дистанционного общения;

- допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии;

- учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;

- формулировать собственное мнение и позицию;

- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов

Механизм реализации:

Программа  реализуется в три этапа:

1.Подготовительный этап ( сентябрь – ноябрь 2015 года)

 Проводятся следующие мероприятия:

  • Изучение состояния здоровья детей по медицинским картам
  • Беседы с родителями и школьным врачом о состоянии здоровья учащихся
  • Изучение методической литературы
  • Изучение опыта работы других учителей
  • Планирование проектной деятельности.

2. Основной этап (декабрь – март 2016 года)

Программа  включает в себя перечень направлений работы:

-мониторинг состояния здоровья учащихся;

-организация горячего питания всех учащихся;

-соблюдение санитарно-гигиенических норм помещения;

- соблюдение санитарно-гигиенических правил учащихся;

-использование услуг медицинского кабинета;

-соблюдение валеологических требований на занятиях и во внеурочное время: рассаживание учащихся за парты в соответствии с медицинскими показаниями, чёткая организация режима занятий, соблюдение объёма учебной нагрузки, проведение физкультминуток, подвижные игры в перемену.

- формирование валеологических знаний учащихся через проведение уроков здоровья и уроков общения.

-профилактика травматизма и основы личной безопасности.

-профилактика заболеваний учащихся.

-спортивно-оздоровительная работа: систематическое посещение учащимися уроков физкультуры, спортивных секций, проведение соревнований.

3. Заключительный этап (март – май 2016 года)

  • Подведение итогов работы
  • Мониторинг состояния здоровья учащихся
  • Анализ эффективности реализации проекта

Межведомственное сотрудничество.

В ходе реализации проекта учащиеся класса сотрудничают:

                       

Нормативно-правовая база.

             

               

Список использованных методических материалов.

  1. ФГОС. Примерные программы начального образования.  «Просвещение»,  Москва,  2009.        
  2. ФГОС.  Планируемые результаты начального общего  образования.  «Просвещение»,  Москва.  2009.        
  3. Д.В.Григорьев, П.В.Степанов. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор. «Просвещение», Москва, 2010.        
  4. DVD  «Азбука безопасности на дороге» .  ТО  «Маски»,  Москва, 2009.
  5. В.Волина.  «Как себя вести». «Дидактика плюс», Санкт-Петербург, 2004.
  6. Изучаем правила дорожного движения. Волгоград, «Учитель», 2008
  7. Сценарии праздников для детей и взрослых. Подвижные игры. Мир Книги,  Москва. 2003.
  8. Формирование здорового образа жизни у младших школьников. Волгоград, «Учитель», 2007.
  9. Здоровье сберегающая деятельность. Волгоград, «Учитель», 20
  10. Т.Н. Проснякова, Н.А. Цирулик. Уроки творчества – Самара: Корпорация «Фёдоров», Издательство «Учебная литература», 2004.
  11. С.И. Хлебникова, Н.А. Цирулик. Твори, выдумывай, пробуй! – Самара: Корпорация «Фёдоров», Издательство «Учебная литература», 2004.
  12. Г.И. Долженко. 100 поделок из бумаги - Ярославль: Академия развития, 2006.
  13. Сайт Страна Мастеров
  14. http://stranamasterov.ru
  15. Сайт Всё для детей
  16. http://allforchildren.ru

Календарно – тематические планы по реализации программы внеурочной деятельности.

2 класс (2015-2016 уч.год)

направления

                        мероприятия

Сроки

Спортивно-оздоровительное воспитание

Беседа «Мой распорядок дня»

День здоровья  

Беседа «Где нас подстерегает опасность»

Беседа «Правильное питание-залог здоровья»

Беседа «Безопасный путь»

Веселые старты «Выше, сильнее, быстрее» (внутри класса).

Сентябрь

Январь

Октябрь

Апрель

Декабрь

Апрель

Общекультурное

День Знаний

Кл. час «Конституция – основной закон Р.Ф.»

Кл. час «Символы нашей Родины»

Чтение книг о защитниках Родины.

Кл. час «Никто не забыт, ничто не забыто»

Кл. час «Герои космоса»

Встреча с участниками ВОВ и локальных войн.

Чтение рассказов о войне.

Конкурс на лучшего чтеца стихов о войне.

Сентябрь

Ноябрь

Декабрь        

Февраль

Март

Апрель

Май

Духовно-  нравственное

Беседа по правилам поведения учащихся в школе.

Кл. час «Чтобы радость людям дарить, нужно добрым и вежливым быть»

Экскурсия в музей.

Игра «Азбука вежливости»

Акция «Весёлые переменки

КТД «Новогоднее представление».

Кл. час «Рыцарский турнир».

Сентябрь

Октябрь

Ноябрь

Февраль

Март

Март  

Общеинтеллектуальное

развитие

Игра – викторина «В мире интересного»

Классный час «Зачем мы ходим в школу?» игра «Поле математических чудес»

Олимпиада «Кенгуру» (внутри класса)

Мастерская Осени

Акция «Весёлые переменки»

Сентябрь

Октябрь

Ноябрь

Декабрь

Декабрь

Март

Февраль

Апрель

Социальное

Изучение и анализ культурно-

бытовых отношений в семьях.

 Выявление и поддержка учащихся,

нуждающихся в социальной защите.

Создание банка данных

(многодетные, малообеспеченные,

подопечные, неблагополучные

семьи).

Диагностика межличностных отношений в группе.

Диагностика агрессивности.

Диагностика тревожности.

Круглый стол для родителей: «Как предупредить отклонения в поведении ребенка».

Сентябрь

Октябрь

Сентябрь

Октябрь

Ноябрь

 Февраль

Работа в направлении ДОО ЮГР

Классный час «Правильное питание – залог здоровья»

Экскурсия «Путешествие в осеннюю сказку»

Выставка рисунков «Золотая осень»

Беседа «Что или кто такое ЮГР?»

Конкурс поделок из природного материала

Практическая работа «Птичья столовая»

Проект "Природа и патриотизм"

Классный час «Мы готовы стать югрятами»

 Проекты«Давайте жить дружно» и «Здоров будешь – все добудешь»;

Внутриклассная акция «Мы за здоровый образ жизни

Сентябрь

Октябрь

Ноябрь

Декабрь

Январь

Февраль

Март

Апрель

Май


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа курса «Занимательная математика » (внеурочная деятельность) 1 класс

Рабочая программа  курса «Занимательная математика » составлена  в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и ...

Программа по воспитательной работе в 1-4 классах

Программа по воспитательной работе составлена для 1-4 классов с учётом традиций школы....

Рабочая программа по воспитательной работе для обучающихся 2А класса.

Рабочая программа по воспитательной работе для обучающихся 2А класса...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЕ ГПД для 3 класса

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЕ ГПД для учащихся 3 класса...

Программа по воспитательной работе "Мы вместе" 4 класс

Программа разработана в соответствии с основными направлениями воспитания обучающихся школы Цели программы: Создание максимально благоприятных условий для раскрытия способностей каждой отдельной личн...

Программа по воспитательной работе для 1-го класса

Программа по воспитательной работе для 1-го класса...

Программа по воспитательной работе "Мирок" 1-4 класс

В данной работе предоставлена программа по воспитательной работе для учащихся 1-4 классов. Цель, задачи, классные часы и система работы с классом....