Программа по воспитательной работе для 1-го класса
рабочая программа (1 класс)

 

Программа по воспитательной работе для 1-го класса

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_po_vospitatelnoy_rabote.docx23 КБ

Предварительный просмотр:

 Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

школа № 432 Колпинского района Санкт-Петербурга

Программа

по воспитательной работе на 2022-2023 год

1доп.-1 классы

Составитель: Балабанова Н.С.

Санкт-Петербург 2022

Актуальность

Для обучающихся, получающих образование по варианту 2 адаптированной основной общеобразовательной программы образования, характерно интеллектуальное и психофизическое недоразвитие в умеренной, тяжелой или глубокой степени, которое может сочетаться с локальными или системными нарушениями зрения, слуха, опорно-двигательного аппарата, расстройствами аутистического спектра, эмоционально-волевой сферы, выраженными в различной степени тяжести. У некоторых детей выявляются текущие психические и соматические заболевания, которые значительно осложняют их индивидуальное развитие и обучение.

Дети с умеренной и тяжелой умственной отсталостью отличаются выраженным недоразвитием мыслительной деятельности, препятствующим освоению предметных учебных знаний. Дети одного возраста характеризуются разной степенью выраженности интеллектуального снижения и психофизического развития, уровень сформированности той или иной психической функции, практического навыка может быть существенно различен. Наряду с нарушением базовых психических функций, памяти и мышления отмечается своеобразное нарушение всех структурных компонентов речи: фонетико-фонематического, лексического и грамматического. У детей с умеренной и тяжелой степенью умственной отсталости затруднено или невозможно формирование устной и письменной речи. Для них характерно ограниченное восприятие обращенной к ним речи и ее ситуативное понимание. Из-за плохого понимания обращенной к ним речи с трудом формируется соотнесение слова и предмета, слова и действия. По уровню сформированности речи выделяются дети с отсутствием речи, со звукокомплексами, с высказыванием на уровне отдельных слов, с наличием фраз. При этом речь невнятная, косноязычная, малораспространенная, с аграмматизмами. Ввиду этого при обучении и воспитании большей части данной категории детей используют разнообразные средства невербальной коммуникации. Внимание обучающихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью крайне неустойчивое, отличается низким уровнем продуктивности из-за быстрой истощаемости, отвлекаемости. Слабость активного внимания препятствует решению сложных задач познавательного содержания, формированию устойчивых учебных и воспитательных  действий. Процесс запоминания является механическим, зрительно-моторная координация грубо нарушена. Детям трудно понять ситуацию, вычленить в ней главное и установить причинно-следственные связи, перенести знакомое сформированное действие в новые условия. При продолжительном и направленном использовании методов и приемов коррекционно-воспитательной  работы становится заметной положительная динамика общего психического развития детей, особенно при умеренном недоразвитии мыслительной деятельности.

Психофизическое недоразвитие характеризуется также нарушениями координации, точности, темпа движений, что осложняет формирование физических действий: бег, прыжки и др., а также навыков несложных трудовых действий. У части детей с умеренной умственной отсталостью отмечается замедленный темп, вялость, пассивность, заторможенность движений. У других – повышенная возбудимость, подвижность, беспокойство сочетаются с хаотичной нецеленаправленной деятельностью. У большинства детей с интеллектуальными нарушениями наблюдаются трудности, связанные со статикой и динамикой тела. 

Исходя из этих особенностей данной категории обучающихся, необходимо большую роль в воспитательной работе уделять развитию коммуникативных навыков и морально - этическому воспитанию. А так же большую часть воспитательной работы проводить в доступной игровой форме.

Поскольку учащиеся в большей степени не самостоятельны в социальном плане, то работа  по формированию культуры, здорового и безопасного образа жизни будет занимать одну из основных ролей в планировании воспитательной работы. Реализация за счет игр -импровизаций, бесед, просветительной работы с родителями, выездных мероприятий.

Экологическое и трудовое воспитание планируется  реализовывать через игры и выполнение трудовых поделок на темы об окружающем мире.

Цель: формирование типологических средств и качеств соответствующих предметной специфики деятельности позволяющей адаптироваться в социальной среде.

Задачи воспитательной деятельности:

  • Воспитание здорового образа жизни;
  • Развивать и совершенствовать двигательный опыт детей;
  • Формировать представления о собственном теле, его частях;
  • Учить выполнять движения по подражанию, по словесной инструкции;
  • Развитие умений самообслуживания и жизнеобеспечения на доступном уровне;
  • Развитие познавательных (когнитивных) процессов на основе разнообразных видов предметно-практической деятельности на доступном уровне;
  • Формирование доступных норм и правил  поведения в обществе людей, способах индивидуального взаимодействия с окружающим миром;
  • Укрепление взаимодействия с семьями учащихся;

Адресность:

данная программа рассчитана на обучающихся с ОВЗ (ТМНР) 1 класса (7-10 лет)

Срок реализации  воспитательной программы  2019-2022год

Для реализации данной воспитательной программы используются разнообразные типы занятий, формы и виды работ, а также  средства обучения и технологии.

Занятия: традиционные (ознакомления с новым материалом;  систематизации и обобщению изученного материала), занятия-игры.

Формы работы на занятие: индивидуальная, групповая и фронтальная  работа с индивидуальным и дифференцированным подходом.

 Методы обучения: словесные, наглядные, практические.

Технологии обучения: игровые, здоровьесберегающие, информационно-коммуникационные.

Система оценки достижения планируемых результатов обучения

Входящая диагностика обучающихся включает в себя полугодовое оценивание результатов.

Промежуточная (годовая) диагностика представляет собой оценку результатов освоения воспитательной программы.

Основой оценки достижений обучающегося служит анализ результатов обучения ребёнка, динамика развития его личности.

Направления воспитательной деятельности:

  1. Морально – этическое воспитание:

Главные идеи:

  • Развитие познавательных (когнитивных) процессов на основе разнообразных видов предметно-практической деятельности на доступном уровне;
  • Формирование доступных норм и правил  поведения в обществе людей, способах индивидуального взаимодействия с окружающим миром;
  • Укрепление взаимодействия с семьями учащихся;

Главная цель:

  • Формирование доступных норм и правил поведения в обществе

Задачи воспитания:

  • Создать условия для развитие познавательных (когнитивных) процессов на основе разнообразных видов предметно-практической деятельности на доступном уровне;
  • Создать условия для формирования доступных норм и правил  поведения в обществе людей, способах индивидуального взаимодействия с окружающим миром;
  • Укрепление взаимодействия с семьями учащихся.

Традиционные мероприятия для учащихся     1 классов:

  • День знаний;
  • Неделя безопасности;
  • День народного единтсва;
  • Международный день толерантности;
  • День Матери;
  • Международный день инвалидов.
  1. Гражданско – правовое и патриотическое воспитание:

Главные цели:

  • Формирование приемлемого отношения к школе и участникам образовательного процесса;

Задачи воспитания:

  • Воспитывание уважительного отношения к людям
  • Воспитывать уважение к своей культуре, традициям и обычаям своей страны;
  • Воспитывать уважение к школе и участникам образовательного процесса;
  • Воспитывать уважительное отношение к дому и семье

3.Экологическое и трудовое воспитание:

Главные цели:

  • Формирование первоначальных представлений о нравственных основах учёбы;

Задачи воспитания:

  • Развивать первоначальных представлений о нравственных основах учёбы;
  • Воспитывать уважение к труду и творчеству;
  • Воспитывать интерес к  навыкам коллективной работы;
  • Воспитывать ценностное отношение к природе и всем формам жизни.

4. Формирование культуры здорового и безопасного образа жизни:

Главные цели:

  • Формирование у учащихся всех возрастов понимания значимости здоровья для собственного самоутверждения.

Задачи воспитания:

  • Элементарные представления о здоровье,  правильном питании, гигиене;
  • Ценностное отношение к здоровому образу жизни, профилактика вредных привычек;
  • Развитие интереса к спорту, знание  разнообразных  видов спорта;
  • Знание правил дорожного движения (предупреждение дорожно – транспортного травматизма), правил пожарной безопасности;
  • Создавать возможность учащимся демонстрировать свои достижения и усилия по сохранению здоровья.

Традиционные мероприятия для учащихся     1 – классов:

  • Спартакиады в классах, параллелях и вне школы (школа им. Алексеева);
  • Подготовка и проведение «Дней Здоровья».
  • Беседы и игры: «Азбука здоровья», «ПДД», «Пожарная безопасность», «Безопасность в доме и на улице, во время каникул и массовых мероприятий».

Предполагаемый результат воспитательной работы:

Основным ожидаемым результатом освоения обучающимися воспитательной работы является развитие жизненной компетенции, позволяющей достичь максимальной самостоятельности (в соответствии с физическими и психическими возможностями) в решении повседневных жизненных задач, включение в жизнь общества через индивидуальное поэтапное и планомерное расширение социальных контактов и жизненного опыта, включающим сформированность мотивации к воспитаниию и познанию, социальные компетенции, личностных качеств с учетом индивидуальных возможностей и специфических образовательных потребностей обучающихся.

Перечень диагностических материалов:

Карта наблюдений с бальной системой оценки динамика обучающихся.

Входящая диагностика обучающихся включает в себя полугодовое оценивание результатов освоения воспитательной работы.

Промежуточная (годовая) диагностика воспитательной работы представляет собой оценку результатов освоения воспитательной работы и развития жизненных компетенций обучающегося.

Бальная система включает в себя оценку параметров ( Приложение №1).

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. «Дидактические игры с предметами и материалами для дошкольников с проблемами в интеллектуальном развитии», А.П.Зарин, Ю.В.Нефедова. СПб 2011
  2. «Воспитание детей раннего возраста», Аксирина Н.Н., Москва
  3. «Воспитание детей в игре», А.К. Бондаренко, А.И. Матусик, Москва, Просвещение 1983
  4. «Воспитание и обучение глубоко отсталого ребенка//Основы дефектологии СПб, 2003.

Приложение №1

Диагностическая карта наблюдений по воспитательной работе (Формирование культуры здорового и безопасного образа жизни)

Дата

Класс

1 доп. класс

1 класс

входящая

промежуточнаная

входящая

промежуточ

Игры с природным материалом

Игры с  игрушками

Дидактические игры

Настольно-печатные игры

Сюжетно-ролевые игры

Подвижные игры

Итог: средний балл

0баллов-не проявляет интереса к играм и игрушкам

0,5балл-использует игрушки не по назначению

1,5 балл-играет совместно с педагогом

2 балла - играет совместно с детьми

3,5 балла- использование игр и игрушек в соответствии с назначением


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа по воспитательной работе в начальных классах "Волшебные острова"

Программа по воспитательной работе в начальных классах....

презентация программы по воспитательной работе на тему: "Виды и формы работы с родителями. Создание единого коллектива: семья - педагог - родитель - ребенок"

В виде презентации представлена программа по воспитательной работе. Отражена тема работы с родителями, указаны цели, задачи, формы работы, итоговый результат работы....

Программа по воспитательной работе в 1-4 классах

Программа по воспитательной работе составлена для 1-4 классов с учётом традиций школы....

Рабочая программа по воспитательной работе для обучающихся 2А класса.

Рабочая программа по воспитательной работе для обучающихся 2А класса...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЕ ГПД для 3 класса

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЕ ГПД для учащихся 3 класса...

Программа по воспитательной работе "Мы вместе" 4 класс

Программа разработана в соответствии с основными направлениями воспитания обучающихся школы Цели программы: Создание максимально благоприятных условий для раскрытия способностей каждой отдельной личн...

Программа по воспитательной работе "Мирок" 1-4 класс

В данной работе предоставлена программа по воспитательной работе для учащихся 1-4 классов. Цель, задачи, классные часы и система работы с классом....