Рабочая программа кружка для ГПД 1 класс
рабочая программа (1 класс) на тему

Бушуева Татьяна Михайловна

Перед воспитателями групп продлёного дня встаёт вопрос: "Чем занять детей?". Предлагаю Вашему вниманию, программу по развитию мелкой мотирики у детей 1 класса. Программа "Самоделкин" составлена на основе индивидуального подхода и учтены интересы детей возрастной категории ( 1 класса).

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon gpd_programma_kruzhka.doc139.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя школа №6 с кадетскими классами»

Принята педсоветом                                            Утверждена решением

Протокол от______№_________                      ШМО классных руководителей

                                                                              Протокол от_________№______

Дополнительная

общеобразовательная  программа  кружка

«Самоделкин»

Возраст обучающихся 7-8 лет

Срок реализации 1 год

Автор

Бушуева Т.М.

Учитель начальных классов

Классный руководитель 2 «В» класса

Кстово

2015 уч.год

Пояснительная записка.

Подготовка детей к школе – одна из основных задач, стоящих перед педагогами дошкольных учреждений. Развитие мелкой моторики, художественного вкуса и  координации движений руки – важный момент такой подготовки. Общеизвестно, что развитие руки находится в тесной связи с развитием речи и мышления ребенка. Обычно дети, имеющие высокий уровень развития мелкой моторики руки, обладают хорошей памятью, устойчивым вниманием, грамотной речью и, как следствие, коммуникативными качествами. Поэтому данная программа направлена на развитие художественного вкуса у детей младшего школьного возраста. К сожалению, многие первоклассники испытывают серьезные трудности при овладении навыком письма, вследствие чего, у них возникает отрицательное отношение к учебе. Поэтому при подготовке малыша к школе необходимо уделять внимание упражнениям, способствующим развитию умелости рук. Данная программа предлагает решать обозначенную проблему, через освоение приемами работы с бумагой.

Актуальность программы

Бумага – доступный для ребенка и универсальный материал – широко применяется не только в рисовании, аппликации, но и в художественном конструировании. Особенно привлекает дошкольников возможность самим создавать такие поделки из бумаги, которые затем будут использованы в играх, инсценировках, оформлении группы к праздникам, подарены на день рождения или к празднику своим родителям, воспитателям, друзьям.

Отличительные особенности программы

Содержание  программы определяется возрастными особенностями младших школьников. Каждое занятие  имеет тематическое наполнение, связанное с изготовлением новой  поделки. Учащиеся имеют возможность расширить свой кругозор по  изготовлению  поделок. Проявить фантазию, а также развить творческие способности. Курс занятий построен таким образом, что представляет возможность учащимся тренировать различные виды своих способностей.

Адресаты программы

Программа кружка «Самоделкин» рассчитана на детей 7-8 лет, то есть на 1 класс.

Объём программы

Общее число часов в год – 35 (по 1 часу в неделю).

Формы и методы организации образовательного процесса

Для достижения поставленных целей предусматривается отбор основных форм и методов деятельности. Особое место в программе занимают следующие формы и методы обучения: репродуктивный (воспроизводящий); объяснительно-иллюстративный (объяснение сопровождается демонстрацией наглядного материала); метод проблемного изложения (педагог ставит проблему и вместе с детьми ищет пути её решения); частично- поисковый; практический.

В проведении занятий используются как индивидуальные, так и групповые и коллективные формы работы.  

Срок освоения программы

Данная программа рассчитана 1 год (2015 – 2016 учебный год).

Режим занятий

Занятия будут проходить во второй половине дня один раз в неделю подгруппами по 9-10 человек.

Цель

Цель: создание условий для целенаправленной работы по развитию мелкой моторики руки дошкольника.

Задачи

Формировать умение, навыки работы с ножницами, клеем, бумагой при выполнении аппликаций, используя основные геометрические фигуры, соблюдать технику безопасности.

Формировать умение работать коллективно для достижения общего результата, сотрудничать со взрослыми в совместной деятельности.

расширить словарный запас.

Формировать интерес к результату и чувство гордости за него.

Развивать художественный вкус, образное восприятие, усидчивость, аккуратность.

Учебно – тематический план

п/п

Наименование темы, раздела

Всего часов

Первый год обучения (1 класс)

34

1

Вводное занятие

1

2

Работа с бумагой и картоном

12

3

Работа с тканью 

6

4

Работа с бросовым материалом

9

5

Работа с пластилином

5

6

Итоговое занятие

1

Содержание программы

1 класс (34 часа)

Вводное занятие – 1 час

Беседа, ознакомление детей с особенностями кружка.

Требования к поведению учащихся во время занятия.

Соблюдение порядка на рабочем месте.

Соблюдение правил по технике безопасности. Проведение входного контроля.

Работа с бумагой и картоном – 12 часов

Изготовление закладки по образцу.

Знакомство с оригами.

Симметричное вырезывание из листьев бумаги, сложенных пополам, изображений овощей, фруктов, листьев.

Изготовление аппликаций по образцу.

Изготовление игрушек-марионеток (работа с шаблонами).

Изготовление настольных игрушек (но образцу).

Изготовление елочных гирлянд, игрушек.

Изготовление карнавальных масок.

Изготовление поздравительных открыток (по образцу).

Работа с тканью – 6 часов

Знакомство с видами швов (“вперед иголка”, “через край”).

Изготовление салфетки с бахромой (по образцу).

Знакомство и шитье мягкой игрушки.

Изготовление одежды для Барби (по выбору детей).

Работа с бросовым материалом – 9 часов

Конструирование дома для сказочных героев.

Конструирование игрушек из прямоугольных коробок.

Игрушки из пластмассовых бутылок, банок.

Работа с пластилином – 5 часов

Лепка людей, животных, овощей (по образцу).

Пластилиновая аппликация на картоне “Полет на Луну”, “Ваза с цветами” (по образцу).

Лепка по замыслу детей.

Итоговое занятие.

Подведение итогов. Проведение итогового контроля.

Планируемые результаты реализации программы

К концу 1 года обучения будут получены следующие результаты:

1. Обучающие:

- сформированы общеучебные  умения и навыки, необходимые для работы с картоном и бумагой;

- научатся умению точно и образно выражать свои мысли в фантазии и подходу к выполнению работы.

2. Развивающие:

-  будут развиты подходы ко всем видам работ из бумаги и картона;

-  будут развиты коммуникативно-речевые умения;

-  будут  развиты творческие способности учащихся;

- будет развито воображение и фантазия.

3. Воспитательные:

- воспитание уважительного отношения между членами коллектива в процессе совместной творческой деятельности;

- воспитание эстетического вкуса, аккуратности.

Методические материалы

Рабочие материалы:

ножницы, клей ПВА, кисточки для клея, палитры для клея;

цветная бумага, цветной картон, белый картон, белая бумага, ватман.

Комплекс организационно – педагогических условий

Условия реализации программы

Групповая комната, в которой будут проходить занятия, оснащена необходимым количеством столов и посадочных мест.

Формы аттестации и контроля

Форма подведения итогов по окончании раздела: итоговые работы по разделам программы, рефлексия по окончании каждого занятия.

Формы и виды контроля:

  • практическая работа;
  • тестирование;
  • конкурс;
  • выставка;
  • коллективно-творческоедело.

Оценочные материалы

Учебный год завершается творческим показом, который может проходить в виде выставки, открытого занятия для родителей.

В результате занятий по предложенной программе учащиеся получат:

Личностные универсальные учебные действия

У обучающегося будут сформированы:

  • интерес к новым видам прикладного творчества, к новым способам самовыражения;
  • познавательный интерес к новым способам исследования технологий и материалов;
  • адекватное понимание причин успешности/неуспешности творческой деятельности.

Обучающийся получит возможность для формирования:

  • внутренней позиции на уровне понимания необходимости творческой деятельности, как одного из средств самовыражения в социальной жизни;
  • выраженной познавательной мотивации;
  • устойчивого интереса к новым способам познания.

Регулятивные универсальные учебные действия

Обучающийся научится:

  • планировать свои действия;
  • осуществлять итоговый и пошаговый контроль;
  • адекватно воспринимать оценку учителя;
  • различать способ и результат действия.

Обучающийся получит возможность научиться:

  • проявлять познавательную инициативу;
  • самостоятельно находить варианты решения творческой задачи.

Коммуникативные универсальные учебные действия

Учащиеся смогут:

  • допускать существование различных точек зрения и различных вариантов выполнения поставленной творческой задачи;
  • учитывать разные мнения, стремиться к координации при выполнении коллективных работ;
  • формулировать собственное мнение и позицию;
  • договариваться, приходить к общему решению;
  • соблюдать корректность в высказываниях;
  • задавать вопросы по существу;
  • контролировать действия партнёра.

Обучающийся получит возможность научиться:

  • учитывать разные мнения и обосновывать свою позицию;
  • владеть монологической и диалогической формой речи;
  • осуществлять взаимный контроль и оказывать партнёрам в сотрудничестве необходимую взаимопомощь.

Познавательные универсальные учебные действия

Обучающийся научится:

  • осуществлять поиск нужной информации для выполнения художественной задачи с использованием учебной и дополнительной литературы в открытом информационном пространстве, в т.ч. контролируемом пространстве Интернет;
  • высказываться в устной и письменной форме;
  • анализировать объекты, выделять главное;
  • осуществлять синтез (целое из частей);
  • проводить сравнение, классификацию по разным критериям;
  • устанавливать причинно-следственные связи;
  • строить рассуждения об объекте.

Обучающийся получит возможность научиться:

  • осуществлять расширенный поиск информации в соответствии с исследовательской задачей с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;
  • осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;
  • использованию методов и приёмов художественно-творческой деятельности в основном учебном процессе и повседневной жизни.

  • развивать образное мышление, воображение, интеллект, фантазию, техническое мышление, творческие способности;
  • расширять знания и представления о традиционных и современных материалах для прикладного творчества;
  • познакомиться с новыми технологическими приёмами обработки различных материалов;
  • использовать ранее изученные приёмы в новых комбинациях и сочетаниях;
  • познакомиться с новыми инструментами для обработки материалов или с новыми функциями уже известных инструментов;
  • совершенствовать навыки трудовой деятельности в коллективе;
  • оказывать посильную помощь в дизайне и оформлении класса, школы, своего жилища;
  • достичь оптимального для каждого уровня развития;

сформировать навыки работы с информацией

Список использованной литературы

  1. Программа составлена согласно Требований к содержанию и оформлению образовательных программ дополнительного образования детей (Письмо Минобразования РФ от 18 июня 2003г. № 28-02-484/16). В основу программы положены следующие работы:
  2. Сержантова. Т.Б. 366 моделей оригами. [Текст] / Т.Б. Сержантова. – М.: Айрис-Пресс, 2004.- 192 с.;
  3. Малышева, А.Н. Аппликация. [Текст] / А.Н. Малышева, Н.В.Ермолаева.- Ярославль: Академия развития: Академия Холдинг, 2004.-144с.
  4. Данная программа может быть использована воспитателями дошкольных учреждений при работе с детьми, а также их родителями.
  5. Популярное пособие для родителей и педагогов. Плетение для детворы из ниток, прутьев и коры/ Нагибина М. Б. – Ярославль. – Академия развития. – 2003
  6. Популярное пособие для родителей и педагогов. Чудеса из ткани своими руками/ Нагибина М. Б. – Ярославль. – Академия развития. – 2003
  7. Популярное пособие для родителей и педагогов. Природные дары для поделок и игры/ Нагибина М. Б. – Ярославль. – Академия развития. – 2003
  8. Популярное пособие для родителей и педагогов. Чудеса для детей из ненужных вещей/ Нагибина М. Б. – Ярославль. – Академия развития. – 2003
  9. Рукоделие в начальных классах/ Гукасова А.М. - Москва. - Просвещение. - 2005
  10. Внеклассная работа по труду/ Гукасова А.М. - Москва. - Просвещение. - 2005
  11. Лепка в начальных классах/ Коньшева Н.М. . - Москва. - Просвещение. – 2002

Календарно – тематическое планирование

        Сентябрь

Мероприятие

Цель

Материал

1-я неделя

«Что нужно для изготовления поделок»

Приобщить детей к миру прекрасного. Уметь  в обычных семенах видеть необычное. Воспитывать интерес к работе с природным материалом.

Семена и плоды растений: шишки, орехи, желуди, каштаны, кора, ветки, корни, семена, листья, ракушки, перья.

2-я неделя

«Вертолет»

 Развитие умений  делать игрушки из природного материала. Развивать планирующую функцию сознания.

Еловая шишка, грецкий орех, крылатки ясеня, веточки, пластилин, шило, стекла, салфетки.

3-я неделя

«Бобик»

Развитие умений у  детей самостоятельно подбирать материал для работы. Закреплять умение использовать разнообразный материал. Формировать общественную мотивацию труда.

Желуди разных размеров, орех, чашечки от желудей, веточки, сучки, пластилин, бумага, шило, карандаш.

4-я неделя

«Чебурашка»

Продолжать  развивать умения у  детей делать игрушки из природного материала. Создавать схему поэтапного изготовления. Воспитывать волю, настойчивость, уверенность в своих возможностях. Укреплять желание трудиться.

Желуди, лесной орех, каштан, проволока, пластилин, шило, кисточка, деревянный брусок.

Октябрь

Мероприятие

Цель

Материал

1-я неделя

«Мешочки для секретов»

Развивать умения  делать аппликации из ткани, подбирать цвет, фактуру. Обводить мелом трафарет, аккуратно вырезать, собирать картинку из нескольких частей.  

Прямоугольные лоскутки ткани, клей, тряпочки, кисти. Трафареты из картона, мелки, ножницы.

2-я неделя

«Овощи и фрукты для магазина»

Уметь  изготавливать поделки из поролона. Совершенствовать навыки работы с ножницами. Воспитывать интерес к совместному труду.

Заготовки из поролона: бруски, кубики. Ножницы, коробки для обрезков. Краски и кисти.

3-я неделя

Изготовление игрушек для игр с ветром

Развивать умения у детей создавать поделку по чертежу. Закреплять навыки работы с бумагой. Работать аккуратно.

Прямоугольный лист плотной бумаги, карандаши, канцелярская скрепка, 2-3 шаблона самолета.

4-я неделя

«Утки на озере»

Уметь  складывать объемную игрушку по типу «оригами». Совершенствовать навыки работы с ножницами, бумагой. Развивать фантазию.

Полоски бумаги голубого, зеленого или синего цвета. Ножницы, клей, кисти, лист картона, обрезки цветной бумаги.

Ноябрь

Мероприятие

Цель

Материал

1-я неделя

Игольница «Цветок»

Развивать умение у  детей делать поделки из поролона и бумаги. Развивать фантазию. Воспитывать аккуратность.

Картон, поролон, цветная бумага, ножницы, клей.

2-я неделя

«Закладки для книг»

Закреплять знания и умения изготовления игрушек из бумаги. Развивать самостоятельность, инициативу.

Бумага для рисования, тонкий картон, цветная бумага, клей, ножницы.

3-я неделя

«Картина, оформленная игрушками, сложенными из бумаги»

Развивать умения у  детей создавать композицию. Правильно складывать бумагу в разных направлениях. Развивать художественный вкус.

Большой лист плотной бумаги, цветная бумага, клей, ножницы.

4-я неделя

Подарки на день рождения «Брелок»

Воспитывать желание трудиться. Формировать эстетические чувства. Умение проявлять творчество при изготовлении подарков.

Картон, шнурок, бусы, бисер, нитки, ножницы, клей, краски, кисти.

Декабрь

Мероприятие

Цель

Материал

1-я неделя

«Карнавальная шапочка»

Воспитывать творческую активность, самостоятельность. Упряжнять в вырезании. Развивать зрительный контроль за действиями рук. Развивать творчество.

 

Лист плотной бумаги, цветная бумага, тесьма, ножницы, клей.

2-я неделя

«Гирлянды из флажков»

Развивать навык складывания листа бумаги пополам, совмещая стороны и углы. Развивать глазомер, художественный вкус.

Разноцветные полоски бумаги, нитка 40 мс., клей, кисть, клеенка, тряпочка. Цветная бумага для украшения флажков.

3-я неделя

«Елочные игрушки»

Воспитывать желание трудиться для общего дела. Формировать эстетические чувства, умение проявлять творчество при изготовлении игрушек.

Цветная бумага, картон, фольга, нитки, краски, ножницы, кисти.

4-я неделя

«Елочные иголки из фольги»

Закреплять умение создавать коллективную поделку. Воспитывать желание принимать участие в общей работе. Добиваться хорошего качества.

Цветная фольга, карандаш, нитки, ножницы.

Январь

Мероприятие

Цель

Материал

1-я неделя

«Плетеная закладка»

Закреплять умение работать ножницами. Развивать умение красиво подбирать цвета. Развивать чувство цвета.

Полоски цветной бумаги, ножницы.

2-я неделя

Книжка – раскладушка (изготовление)

Закреплять умение сгибать листы гармошкой. Развивать художественный вкус, воспитывать аккуратность в работе.

Бумага белая плотная, картон для обложки, ножницы.

3-я неделя

Книжка – раскладушка (оформление)

Уметь    красиво располагать изображение на листе бумаги. Развивать чувство цвета, творческие способности ребенка.  

Цветная бумага для украшения, ножницы, клей, кисточки.

4-я неделя

«Изготовление кормушки для птиц»

Воспитывать у детей любовь к природе. Быть заботливыми и трудолюбивыми. Развивать фантазию.

Пакеты или коробки из под молока или сока. Ножницы, веревочка.

Февраль

Мероприятие

Цель

Материал

1-я неделя

«Лодочка с парусом» (подарок папе)

Развивать умение у  детей складывать квадратную форму по диагонали, четко совмещая стороны и углы. Воспитывать желание доставить папам радость.

Бумага белая и цветная, цветной картон, клей, ножницы, кисточка, клеенка, салфетка.

2-я неделя

Поздравительная открытка

Развивать умение  задумывать содержание открытки, использовать разнообразные приемы вырезания. Умение красиво располагать изображение ни листе.

Листы плотной бумаги, шаблоны, цветная бумага, ножницы, клей, кисточки, клеенка.

3-я неделя

Подарок маме к празднику «Открытка»

Развивать умение у  детей аккуратно складывать прямоугольную форму,  совмещая углы. Воспитывать желание доставить радость мамам.

Плотная бумага, карандаши, цветная бумага, ножницы, клей, кисточка, клеенка.

4-я неделя

Поздравительная открытка к 8 марта

Уметь  придумывать содержание открытки, осуществлять замысел, привлекая полученные ранее умения и навыки. Развивать чувство цвета, творческие способности ребенка.

Цветной картон, цветная бумага, шаблоны, ножницы, клей, кисточки, клеенка, салфетка.

Март

Мероприятие

Цель

Материал

1-я неделя

«Лошадка из спичечных коробок»

Развивать у детей память, глазомер, четкость движения рук. Воспитывать внимание. Учить работать аккуратно.

На каждого ребенка 6 спичечных коробков. Цветная бумага, нитки, клей, ножницы.

2-я неделя

«Сказки забытой осени»

Закреплять умение работать с сухими листьями. Самостоятельно составлять композицию из листьев и цветов. Развивать художественный вкус, фантазию.

Сухие осенние листья, цветы и травинки. Цветная бумага, ножницы, клей.

3-я неделя

«Птицы»

Закреплять знания и умения изготовления игрушек из бумаги. Развивать самостоятельность, инициативу.

Цветной картон, цветная бумага, ножницы, нитки, клей, краски.

4-я неделя

«Сказочный домик»

Закреплять умения работать с бумагой. Учить делать новую игрушку, передавая в ней сказочный образ домика.

Квадрат со стороной 15 см. прямоугольник 2 х 4 см. для окон, для крыши 7 х 25 см. Цветная бумага для вырезания украшений.

Апрель

Мероприятие

Цель

Материал

1-я неделя

«Башмачек»  для хранения очков или расчесок

Закреплять умение детей работать по выкройке. Закреплять приемы владения ножницами. Учить подбирать цвета.

Тонкий картон, куски ткани, выкройка, ножницы, клей.

2-я неделя

Бусы для куклы

Закреплять знания о круглой и овальной форме. Чередовать бусинки разной формы. Склеивать аккуратно.

Выкройка, цветная бумага, нитки, клей, ножницы.

3-я неделя

Настольная открытка

Закреплять умение детей аккуратно складывать бумагу. Тщательно проглаживать линии сгиба. Воспитывать аккуратность.

Плотная бумага, карандаши, цветная бумага, ножницы, клей.

4-я неделя

«Бантик»

Развивать у детей воображение. Учить силуэтному вырезанию. Совершенствовать координацию движений рук.

Цветная бумага, нитки, клей, ножницы, салфетка, кисточка.

Май

Мероприятие

Цель

Материал

1-я неделя

«Одуванчики»

Упражнять в вырезании простых предметов из бумаги, сложенной в двое: цветы, листья. Развивать чувство цвета, композиции.

Бумага желтого и зеленого цвета. Ножницы, клей, кисточка.

2-я неделя

«Напольная ваза»

Развивать у детей эстетическое воспитание. Уметь составить композицию. Развивать навыки аккуратности.

Большой лист бумаги для рисования. Цветная бумага, ножницы, клей, кисточки.

3-я неделя

«Праздничные салфетки»

Развивать умение у  детей складывать квадрат четырежды. Следить, чтобы линии сгиба совпадали. Воспитывать усидчивость.

Бумага тонкая, ножницы, образец.

4-я неделя

«Картина» (из пластилина)

Развивать  умение у детей  задумывать содержание своей работы. Закреплять умение пользоваться разнообразными приемами лепки. Воспитывать аккуратность.

Картон плотный, цветной пластилин.

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа кружка "Патриот" 1 класс

Программа кружка составлена в соответствии ФГОС НОО....

Рабочая программа кружка"Эрудит" 4 класс математика

Пролграмма направлена на развитие математических способностей учащихся 4 класса....

Рабочая программа кружка для 1 класса "Развитие речи. Штриховка"

Обновление школы, переосмысление принципов и методов обучения, переход на новые федеральные образовательные стандарты обуславливает необходимость разработки образовательной программы внеурочной деятел...

Рабочая программа кружка для 1 классов "Юный книголюб"

Кружок  «В мире книг» способствует расширению читательского пространства, реализации дифференцированного обучения и развитию индивидуальных возможностей каждого ребёнка, воспитанию ученика...

Рабочая программа кружка для 3 класса (УМК "Школа России" ФГОС)

Рабочая программа и календарно-тематическое планирование кружка "Занимательная математика" для 3 класса. ФГОС. ...

Рабочая программа кружка "Домисолька" 4 класс

Рабочая программа кружка "Домисолька" 4 класс составлена в соответствии с ФГОС второго поколения. Расчитана на 34 часа (1 час в неделю)...