Занятие в группе продленного дня "Заповедник им. П.Г.Смидовича"
план-конспект занятия (2 класс) на тему

Попова Елена Александровна
Познакомить учащихся с возникновением и созданием заповедных зон; способствовать формированию экологического сознания; расширить знания о заповедниках России и заповедниках Республики Мордовия; воспитывать бережное отношение к природе родного края, гордость за её природные богатства.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zanyatie_po_kraev.doc156.5 КБ

Предварительный просмотр:

Ф.И.О. Попова Елена Александровна

Предмет: внеурочная деятельность  Страницы истории родного края

Тип занятия: изучение нового материала

Тема: Охрана природы

Цель: Познакомить учащихся с возникновением и созданием заповедных зон; способствовать формированию экологического сознания; расширить знания о заповедниках России и заповедниках Республики Мордовия; воспитывать бережное отношение к природе родного края, гордость за её природные богатства.

Формирование УУД:

Познавательные

  • Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы.
  • Воспринимать и анализировать сообщения и важнейшие их компоненты – тексты.

Коммуникативные

  • Допускать возможность существования различных точек зрения, в т.ч. не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии.
  • Формулировать собственное мнение и позицию.
  • Осуществлять взаимоконтроль и оказывать в сотрудничестве необходимую помощь.

Регулятивные

  • Планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане.
  • Вносить необходимые коррективы в действия на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок.

Личностные         

  • Осознавание смысла и нравственного содержания собственных поступков и поступков других людей.
  • Принятие ценности природного мира, готовность следовать в своей деятельности нормам природоохранительного, нерасточительного, здоровьесберегающего поведения.  

Предметные:

  • Осознавать ценность природы и необходимость нести ответственность за её сохранение, соблюдать правила экологического поведения в школе, быту и природной среде.
  • Определять характер взаимоотношений человека и природы, находить примеры влияний этих отношений на природные объекты, здоровье и безопасность человека.

Планируемый результат:

  • Учащиеся познакомятся с возникновением и созданием заповедных зон, узнают сведения о заповедниках.

Основные понятия: Природа, заповедник, заказник, охрана.

Ресурсы:

- основные:  учебник «Окружающий мир» Н.Я. Дмитриева, А.Н. Казаков 4 класс 2 часть, 2010 год.

- дополнительные:  А.И.Рыбников «История землеустройства, земельных отношений и заповедности территории Мордовского Государственного заповедника им.П.Г.Смидовича», Сарапнск, 2003г., кроссворд, журналы, карандаши, листы бумаги, градусники.

Организация пространства: фронтальная, индивидуальная, в паре.

 

Технология проведения

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Планируемые результаты

Предметные

УУД

  1. 1. Мотивация к учебной деятельности

Цель: проверка готовности обучающихся, и  настрой на дальнейшую работу

- Добрый день.

- Сегодня необычный день. Взгляните в окно. Что там происходит?

Дует ветер, светит солнце.

Вся природа хороша!

Так охота выйти в поле,

И в футбол гонять с утра.

Заряжаюсь позитивом -

Ведь работать мне не лень!

На уроке о природе

Буду ровно я сидеть.

Подниму повыше руку,

Чтоб оценку получить.

Много новых нужных знаний -  

Я сумею раздобыть!

- На такой позитивной ноте я предлагаю начать наше удивительное  занятие  в мир природы.

- Приветствуют учителя.

- На улице весна, светит солнце.

Осознавать ценность природы и необходимость нести ответственность за её сохранение, соблюдать правила экологического поведения в

среде.

Регулятивные:

Планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане.

  1. Актуализация знаний. Формулирование темы урока.

Цель: подведение детей к формулированию темы урока.

- Начнётся наше путешествие с игры. Она называется «А что если…»

- Я буду говорить фразу: «А что если » и добавлять ситуацию, ваша задача ответить на неё. Например: А что, если на Земле исчезнут растения? А вы мне отвечаете, что будет с планетой.

- Всем понятно?

- Тогда начнём.

А что если…

  1. На планете днём температура будет равна          + 100 градусам?

  1. Исчезнут грызуны,  насекомые?

  1. Земля покроется ледяной пустыней?

  1. Будет дуть сильный ветер?

  1. Кислород превратится в воду?

  1. Каждый человек перестанет понимать друг друга?

- Скажите, а может ли на самом деле произойти всё то, о чём мы только что говорили?

- А почему?

- Скажите, есть ли возможность избежать отрицательных изменений в природе?

- Что для этого нужно?

- Как вы думаете, о чём мы будем говорить на сегодняшнем занятии ?

- Последний вопрос. Всегда ли человек отрицательно относится к природе?

- Именно это и станет  основной темой нашего занятия

- Да.

- Будет жарко, люди не смогут жить.

- Не чем будет питаться животным.

- Люди замёрзнут, не чего будет есть.

- Ветер разрушит почву, здания.

- Нам нечем будет дышать, воды будет много.

- Мы не сможем ничего сделать вместе. Поодиночке мы погибнем.

- Не всё, но может. Кислород в воду не превратится. А всё остальное может произойти.

- Если человек будет не хорошо относиться ко всему, что его окружает.

- Да, возможно.

- Человек должен заботиться о природе  и других людях.

- Мы будем говорить о влиянии человека на природу.

- Нет, не всегда. Человек также охраняет природу.

Определять характер взаимоотношений человека и природы, находить примеры влияний этих отношений на природные объекты, здоровье и безопасность человека.

Коммуникативные:

Допускать возможность существования различных точек зрения, в т.ч. не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии.

Формулировать собственное мнение и позицию.

Личностные:

Осознавание смысла и нравственного содержания собственных поступков и поступков других людей.

Регулятивные:

Вносить необходимые коррективы в действия на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок.

Познавательные:

  • Воспринимать и анализировать сообщения и важнейшие их компоненты – тексты.

3. Изучение нового материала.

Цель: выявления обучающимися новых знаний. Развитие умения находить ответы на проблемные вопросы.

4.Подведение итогов

Цель: соотнесение поставленной цели с достигнутым результатом, фиксация нового знания.

- Для того чтобы ближе познакомиться с темой нам

поможет кроссворд.

По горизонтали:

  1. Охраняемые территории, в древности назывались священными. (Заповедник)
  2. Измайловский и Сокольнический … (лесопарк)
  3. У человека постоянно растёт потребность в … (древесина)
  4. Что учредил Международный Союз охраны природы в 1963 году? (Красная книга)

По вертикали:

  1. Кто издал указ, запрещающий свободную добычу полезных ископаемых? (Пётр Ι)
  2. Где находится Сокольнический лесопарк? (Москва)
  3. Что спасал Пётр Ι от загрязнения? (Реки)
  4. Международная организация, которая борется за чистоту окружающего мира. (Гринпис)

Параллельно с отгадыванием кроссворда задаю дополнительные вопросы.

- Очень хорошо. Как вы думаете, сколько заповедных зон на нашей планете?

В настоящее время в мире существует более тысячи национальных парков и десятки тысяч охраняемых территорий. По приблизительным оценкам их около 70000, и занимают они примерно 10% всей суши. В России существуют 101 заповедник и 35 национальных парков, которые вместе занимают площадь 40 млн. га (около 2% площади Российской Федерации).

- А какие заповедные места вы знаете?

- Чем отличается заповедник от заказника, парка?

-Ребята, как вы думаете, где  находится заповедник им. П.Г.Смидовича?

- Показываю на карте заповедник им. П.Г.Смидовича Площадь заповедника около 32140 гектаров земли.  Рассказываю историю создания.

- Вы слышали такое название  выхухоль раньше? Кто такая выхухоль ?

- Выхухоль — реликтовый вид, эндемичный на территории бывшего СССР. В доисторические времена встречалась в Европе вплоть до Британских островов В средней части Волги встречается по реке Суре (Пензенская, Ульяновская области) и по реке Алатырь в Мордовии.

Выхухоль ведёт полуводный образ жизни. Наиболее благоприятны для обитания выхухоли замкнутые пойменные водоёмы Летом выхухоли живут поодиночке, парами или семьями, а зимой в одной норе могут жить до 12—13 зверьков разного пола и возраста.

Выхухоль — редкий эндемичный вид, занесённый в Красную книгу России с категорией 2: сокращающийся в численности редкий реликтовый вид. К такому плачевному положению выхухоли в России привели такие факторы как: вырубка пойменных лесов, загрязнение водоёмов, где обитают животные, осушение пойменных угодий, что ухудшает условия для добычи корма и защиты, строительство плотин и дамб, а также застройка на берегах водоёмов, создание водохранилищ, выпас скота вблизи водоёмов.

- Обитают в заповедники и птицы.

- Например, Балобан— вид хищных птиц семейства соколиных. Редкий гнездящийся, кочующий, в некоторые годы частично оседлый вид

Популяция балобана в России постепенно сокращается. Основными негативными факторами, действующими на нее, являются:

Нелегальный отлов с целью контрабанды соколов преимущественно в арабские страны, где популярна соколиная охота, а также легальный отлов на миграциях в Монголии;

Гибель птиц на ЛЭП;

Отравление ядами, используемыми для уничтожения грызунов (преимущественно на миграциях в Монголии)

Разорение гнезд людьми

Занесен  в  Красную книгу  России- популяция сокращается

- На самом деле можно очень долго рассказывать о заповеднике П.Г.Смидовича. Каждый его житель заслуживает отдельного внимания.

- На предыдущем занятии  вам было дано занание подготовить  мини-доклад об одном представителе заповедника и описывать его. Если это птица или млекопитающее, то говорите как выглядит, чем/кем питается, сколько живёт, как охраняется

Если вы выберите растение, то расскажите, где растёт, что любит (влагу, солнце), чем полезно или опасно. Высота растения, продолжительность жизни. Всё это указано в журналах.

- Оцениваю ответы учащихся совместно с детьми.

- Итак, с какими заповедными зонами мы успели познакомиться?

- Сейчас я буду показывать животных, а вы определите, где он обитает.

- Остался самый главный вопрос. Так зачем же нам нужно заботиться о природе?

- Помните, в начале встречи мы заряжались позитивом. Сейчас мне хочется узнать, не уменьшился ли его уровень за время урока. Для этого я каждому раздаю градусники настроения. Каждый может поставить свою черту на той шкале, на которой у него находится настроение.

- Спасибо вам за вашу искренность. Мне приятно было с вами работать.

- Читают текст.

-Заполняют кроссворд.

- Предполагают.

- Рассказывают.

-Отвечают. Заповедник - здесь оберегаются и сохраняются редкие и ценные растения, животные, уникальные участки природы, культурные ценности.

Заказник -  охраняемая природная территория, на которой (в отличие от заповедников) под охраной находится не природный комплекс, а некоторые его части: только растения, только животные, либо их отдельные виды.

Национальный парк - охраняемый участок территории (акватории) с малонарушенным природным комплексом, часто с уникальными объектами (водопады, каньоны, живописные ландшафты и т.п.)

- Отвечают.

- Выполняют.

- Выступают с мини-докладом.

- Остальные слушают. Задают вопросы.

- Называют по картинкам название и  место обитания.

- Природа нам помогает в жизни. Мы часть природы. Если мы сделаем ей плохо, то будет плохо и нам.

- Выполняют. Объясняют свою метку. Делятся впечатлениями об уроке.

Осознавать ценность природы и необходимость нести ответственность за её сохранение, соблюдать правила экологического поведения в школе, быту и природной среде.

Познавательные:

Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы.

Коммуникативные:

Допускать возможность существования различных точек зрения, в т.ч. не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии.

Формулировать собственное мнение и позицию.

Осуществлять взаимоконтроль и оказывать в сотрудничестве необходимую помощь.

Регулятивные:

Вносить необходимые коррективы в действия на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок.

Личностные:

Принятие ценности природного мира, готовность следовать в своей деятельности нормам природоохранительного, нерасточительного, здоровьесберегающего поведения.  

Коммуникативные:

Формулировать собственное мнение и позицию.

Личностные:

Адекватное принятие и понимание причин успеха/неуспеха в учебной деятельности.

ЗАПОВЕДНИК "БАСЕГИ"

Кунгурская пещера

ИЛЬМЕНСКИЙ ЗАПОВЕДНИК    

Фауна Ильмен 
Э
талонный минералогический объект

Минералогический рай

 

АЛТАЙСКИЙ ЗАПОВЕДНИК 

На берегах заповедного озера

 ЗАПОВЕДНИК
«КУЗНЕЦКИЙ АЛАТАУ»

Поднебесные Зубья

ТИГИРЕЦКИЙ ЗАПОВЕДНИК

Озеро Чаны

ЮГАНСКИЙ ЗАПОВЕДНИК

 Река Обь

 ЗАПОВЕДНИК "АЗАС"

 Охраняет природные комплексы кедровой тайги и лиственничных лесов,

ЗАПОВЕДНИК "СТОЛБЫ" 
(Красноярский край)
 

Заповедник каменных изваяний

БАЙКАЛЬСКИЙ ЗАПОВЕДНИК 

У побережья седого Байкала

БАРГУЗИНСКИЙ ЗАПОВЕДНИК

 Баргузинский  соболь,

ПАРК "ЛЕНСКИЕ СТОЛБЫ"


Природное сокровище на реке Лене

 

Элюэне — большая река

ВИТИМСКИЙ ЗАПОВЕДНИК


Снежный баран

ДАУРСКИЙ ЗАПОВЕДНИК

Средь диких степей Забайкалья

ПУТОРАНСКИЙ ЗАПОВЕДНИК

Заповедное плато

БОЛЬШОЙ АРКТИЧЕСКИЙ
ЗАПОВЕДНИК
 

Макушка Евразии

 

ЦЕНТРАЛЬНОСИБИРСКИЙ
ЗАПОВЕДНИК

Река Енисей


ЗАПОВЕДНИК "БАСТАК"

Гималайский медведь

ЗАПОВЕДНИК "БОЛОНЬСКИЙ"  

 Река Амур

  

Заповедник - здесь оберегаются и сохраняются редкие и ценные растения, животные, уникальные участки природы, культурные ценности.

Заказник -  охраняемая природная территория, на которой (в отличие от заповедников) под охраной находится не природный комплекс, а некоторые его части: только растения, только животные, либо их отдельные виды.

Национальный парк - охраняемый участок территории (акватории) с малонарушенным природным комплексом, часто с уникальными объектами (водопады, каньоны, живописные ландшафты и т.п.)

Пятнистый олень

Внешность

Летом окраска красно-рыжая с белыми пятнами, зимой тускнеет. Длина тела 160—180 см, высота в холке 95—112 см, вес — 75—130 кг.

Распространение

Раньше был весьма распространён в северо-восточном Китае, на острове Тайвань, в Северном Вьетнаме, Корее, Японии. Пятнистый олень обитает в южном Приморье, завезён в среднюю полосу европейской части России и на Кавказ в начале 30-х годов. Из-за постоянного преследования едва не вымер в начале XX века.

Питание

Питается травянистыми растениями, опавшими желудями, орехами и плодами, листьями деревьев и кустарников, грибами и ягодами, зимой поедает также кору и молодые ветки.

Размножение

Гон происходит в октябре. Самки приносят первого оленёнка в 2—3 года. Обычно рождается один детёныш, иногда два.

Разведение

В Приморье, на Алтае, на Кавказе в окрестностях Нальчика и в Казбековском районе Дагестана, его разводят на фермах ради пантов. Обычно длина рогов не превышает 80 см, а вес — 1260 г. Пятнистый олень сбрасывает рога в апреле, в июне молодые рога уже имеют два-три отростка. Панты наиболее ценны в июне.

Охранный статус Численность оленя в диком состоянии — менее 3 тысяч голов. СТАТУС. Исчезающие виды (I категория)

Рысь

Описание и размеры. Вид рода рысей. Кошка на очень высоких ногах крупных размеров: масса тела самцов 8,3-10,6 кг, самок 7,2 10,3 кг, длина тела самцов 76-106 см, самок 73-99 см, длина хвоста самцов 10-24 см, самок 10-24 см.

Внешний вид. На щеках волосы сильно удлинены и образуют <баки>, на ушах большие кисточки из длинных волос. Окраска меха очень разнообразна по цвету (от пепельно-голубой до красно-рыжей) и характеру пятнистости - от одноцветной до резко пятнистой, конец хвоста чёрный. От каракала отличается длинным мехом, коротким хвостом, более короткой головой, наличием на щеках баков. От других крупных кошек - коротким хвостом, от мелких кошек - размерами. Географическая изменчивость окраски и размеров очень велика, охотники и пушники выделяют несколько кряжей, описано много форм, из которых реальными признаются около 13 подвидов, на территории бывшего СССР обитают 8.

Распространение. Распространена в лесных и горных областях Европы, Севеверной и Средней Азии, в некоторых районах Передней Азии, а также Северной Америки.

Кариотип. В кариотипе 38 хромосом.

Образ жизни. Населяет густые хвойные и смешанные леса, предпочитает высокоствольные, в горах селится в среднем поясе, покрытом лесом. Живёт одиночно, самки держатся с выводками. Во время гона и самцы, и самки издают громкие крики. За самкой в течке ходят иногда 3-5 самцов. Между самцами возникают драки. В коммуникации велика роль обонятельных (запаховые метки), акустических и визуальных сигналов. Ярко выраженный хищник: основа её питания заяц-беляк, мышевидные грызуны, иногда мелкие копытные. Часто ходит по до рогам и по лыжне. Гон проходит в январе - марте. Рождение молодых происходит в мае. Беременность 67-74 дня. В помёте 1-4 котёнка, обычно 2. Масса новорождённых 245-300 г. Котята рождаются слепыми, с закрытыми слуховыми проходами, беспомощными. Глаза открываются на 12 день. Половой зрелости достигают в возрасте 1 год 10 мес.

Численность. В некоторых районах России достаточно обычный вид. Объект пушного промы

ВОРОБЬИНЫЙ СЫЧИК

Категория и статус. 3 (NT) – редкий вид.
Краткое описание. Примерно в 1,5–2 раза крупнее воробья. Длина тела 15–17 см, вес самцов 60 г, самок – 80 г. Окраска у особей обоих полов практически не отличается: верх бурый с белыми крапинами, низ белесый с темно-бурыми размытыми продольными черточками. На зашейке заметен неясный светлый ошейник. Хвост слабозакругленный, с пятью белыми поперечными полосами. Лицевой диск выражен только под глазами. Лапы оперены до когтей. Радужина глаз желтая, клюв светлый, когти почти черные. «Ушки» на голове отсутствуют. От совок отличается отсутствием «ушей», мохноногого и домового сычей – мелкими размерами.
Распространение. В Бурятии распространен повсеместно.
Общий ареал охватывает хвойные леса Европы и Азии от Скандинавии до Приморья от 68-й параллели на севере до Пиренеев, Карпат, Трансильванских Альп на юге, в России ниже 62–64-й до 53-й параллели в западных областях (Смоленская, Рязанская области, Республики Татарстан, Алтай, Саяны), на востоке граница ареала спускается за пределы государственной границы до Северной Монголии [1].

Места обитания, особенности экологии. Оседлый. Осенью и весной местами отмечены кочевки. Встречается в хвойных и смешанных высокоствольных лесах, особенно с примесью ели, избегает сосняки. В период кочевок появляется в местах, где обитание не характерно. Брачные игры в марте-апре- ле. Гнездится в дуплах, предпочитая выдолбленные большим пестрым дятлом. Кладка из 4–6 яиц. На- сиживание 28–29 суток. Птенцов выкармливают оба родителя. Примерно в месячном возрасте птенцы в течение 1–2 дней покидают гнездо. Охотится чаще в сумерках или рано утром (иногда в светлое время) на мышевидных грызунов, землероек, мелких птиц, реже на крупных насекомых. Осенью запасает пищу в дуплах. Жертву поедает небольшими кусочками; птиц предварительно ощипывает.
Лимитирующие факторы. Экология в республике практически не изучена, поэтому достоверно указать факторы, лимитирующие численность, не представляется возможным. Возможно, мало благоприятных мест для его обитания. Одной из причин сокращения численности сыча по сравнению с 1950-х гг., вероятно, являются вырубка и сокращение площади высокоствольных хвойных лесов.
Принятые и необходимые меры охраны. Внесен Красную  книгу России.

А что если…

  1. На планете днём температура будет равна          + 100 градусам?
  2. Исчезнут грызуны,  насекомые?
  3. Земля покроется ледяной пустыней?
  4. Будет дуть сильный ветер?
  5. Кислород превратится в воду?
  6. Каждый человек перестанет понимать друг друга?

- Скажите, а может ли на самом деле произойти всё то, о чём мы только что говорили?

- А почему?

- Скажите, есть ли возможность избежать отрицательных изменений в природе?

- Что для этого нужно?

- Как вы думаете, о чём мы будем говорить на сегодняшнем занятии ?

- Последний вопрос. Всегда ли человек отрицательно относится к природе?

- Будет жарко, люди не смогут жить.

- Не чем будет питаться животным.

- Люди замёрзнут, не чего будет есть.

- Ветер разрушит почву, здания.

- Нам нечем будет дышать, воды будет много.

- Мы не сможем ничего сделать вместе. Поодиночке мы погибнем.

- Не всё, но может. Кислород в воду не превратится. А всё остальное может произойти.

- Если человек будет не хорошо относиться ко всему, что его окружает.

- Да, возможно.

- Человек должен заботиться о природе  и других людях.

- Мы будем говорить о влиянии человека на природу.

- Нет, не всегда. Человек также охраняет природу


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тематическое планирование занятий в группе продленного дня.

Тематическое планирование занятий в группе продленного дня для учащихся 3-х классов....

Разработки развивающих занятий в группе продленного дня с использованием различных современных технологий

Материалы для использования в ГПД (начальная школа) по образовательной системе "2100"...

Внеклассное занятие в группе продленного дня "Своя игра"

Разработка внеклассного занятия для проведения в группе продленного дня "Своя игра". Рекомендуется для учащихся 3-4 классов....

Занятие в группе продленного дня по противопожарной тематике "С огнём шутки плохи"

Конспект занятия в ГПД по противопожарной тематике для учащихся 1 классов...

Методическая разработка внеклассного занятия в группе продленного дня по теме "Осень". Автор: воспитатель группы продленного дня ГБОУ СОШ №394 Титова Е.В.

Викторина предназначена для детей младшего школьного возраста.Главная задача занятия - повторение признаков осени, осенних явлений в природе....

Учебно-методическое пособие для занятий в группе продленного дня. Составитель: воспитатель группы продленного дня Титова Е.В.

Развитие творческих способностей, фантазии, креативного мышления в практической деятельности....

Методическая разработка занятия в группе продленного дня.Тема занятия: «Природа и мы".

Занятие в группе продленного дня.«Природа и мы». Цель: формирование экологической грамотности, бережного отношения к окружающему миру. Задачи:- развитие познавательной активности дете...