программа экологического воспитания
рабочая программа на тему

Рыжих Татьяна Васильевна

МБОУ «Камышенская СОШ»

Рыжих Т. В.
учитель начальных классов

 

ПРОГРАММА  ЭКОЛОГИЧЕСКОГО  ВОСПИТАНИЯ

«Мудрая природа» 

Пояснительная записка

Создание программы по экологическому  воспитанию, работа по ее реализации – это некоторый посильный вклад в решение экологических проблем, стоящих перед обществом.

В наш век невиданного развития техники на карту поставлена жизнь многих сотен живых существ.

Наряду с этим, экологические проблемы представляют реальную угрозу для общества, его физического и психологического здоровья. Современная наука не в состоянии заменить те блага, которые мы получаем, находясь в здоровой окружающей среде, – отсутствие болезней, чистую воду, здоровое натуральное питание, не загрязненный вредными выбросами воздух, бодрящую красоту природных ландшафтов. В обществе возрастает понимание значимости экологического воспитания, экологических проблем и необходимости конкретных действий для их решения. Проблема экологии, состояния окружающей среды и качества жизни может быть решена только нашими совместными усилиями в этом направлении.

Экологическое воспитание способствует решению этой проблемы, так как является основой формирования мировоззрения, важным этапом формирования общественного мнения, одним из способов воспитания у детей таких нравственных качеств, как уважение к другим, терпимость, умения сопереживать и сотрудничать, познавать историю своего края, региональные особенности.

Девиз программы:

Нас в любое время года учит Мудрая природа.
Птицы учат ПЕНИЮ. Паучок — ТЕРПЕНИЮ.
Пчелы в поле и в саду обучают нас ТРУДУ.
Учит снег нас чистоте. Учит солнце ДОБРОТЕ
И при всей огромности обучает СКРОМНОСТИ.
Отражение в воде учит нас ПРАВДИВОСТИ.
У природы круглый год обучаться нужно.
Нас деревья всех пород-
Весь большой лесной народ — учит крепкой
ДРУЖБЕ!
В. Орлов. «Живой букварь».

Цели:

2.1. Цель: программа проводится в целях создания оптимальных возможностей и развития творческих способностей школьников, воспитания ответственности и любви к природе родного края, а также формирование и развитие экологической культуры, экологического мировоззрения, активной жизненной позиции по отношению к проблемам человечества

ознакомление детей с разнообразием окружающего мира и деятельности человека в природе;

формирование у ребенка осознанного и гуманного отношения к природным явлениям, объектам и живым существам;

создание условий для социального становления и развития личности через организацию совместной познавательной, преобразовательной, природоохранной деятельности детей и взрослых, осуществление действенной заботы о себе через заботу об окружающей среде. 

  Задачи:

- реализация познавательных и других интересов и потребностей ребенка через изучение природы своей малой и большой Родины средствами экологии,  и краеведения;

- организация и претворение в жизнь посильных социально значимых дел, акций, ролевых игр по сохранению и приумножению природного наследия;

- модификация традиционных и разработка новых форм реализации исследовательских и познавательных интересов детей в играх, учебе, делах, общении;

- формирование нравственной экологической позиции личности;

- развитие у детей и подростков личного экологически ориентированного опыта по взаимодействию с окружающим миром;

- включение детей и подростков в экологическое движение, экологически ориентированную  деятельность;

- улучшение экологического состояния окружающей среды.

- обучение школьников методам познания окружающего мира;
- воспитание эстетического и нравственного отношения к окружающей среде, умения вести себя в ней в соответствии с общечеловеческими нормами морали, активное присвоение нравственных запретов и предписаний в отношениях с природой;
- физическое развитие учащихся, формирование у них потребности в здоровом образе  жизни; 
- выработка ответственности за собственное благополучие (экологию своего тела) и экологическое благополучие окружающей среды;
-становление начального опыта защиты природной среды и своего здорового образа жизни.

 Направление «Экология природы»

 

Младший школьник
(1–4 классы)

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

МБОУ «Камышенская СОШ»

Программа экологического воспитания

                                                                                        Составила
                                                                                         Рыжих Т. В.
учитель начальных классов


 

ПРОГРАММА  ЭКОЛОГИЧЕСКОГО  ВОСПИТАНИЯ

«Мудрая природа» 

Пояснительная записка

Создание программы по экологическому  воспитанию, работа по ее реализации – это некоторый посильный вклад в решение экологических проблем, стоящих перед обществом.

В наш век невиданного развития техники на карту поставлена жизнь многих сотен живых существ.

Наряду с этим, экологические проблемы представляют реальную угрозу для общества, его физического и психологического здоровья. Современная наука не в состоянии заменить те блага, которые мы получаем, находясь в здоровой окружающей среде, – отсутствие болезней, чистую воду, здоровое натуральное питание, не загрязненный вредными выбросами воздух, бодрящую красоту природных ландшафтов. В обществе возрастает понимание значимости экологического воспитания, экологических проблем и необходимости конкретных действий для их решения. Проблема экологии, состояния окружающей среды и качества жизни может быть решена только нашими совместными усилиями в этом направлении.

Экологическое воспитание способствует решению этой проблемы, так как является основой формирования мировоззрения, важным этапом формирования общественного мнения, одним из способов воспитания у детей таких нравственных качеств, как уважение к другим, терпимость, умения сопереживать и сотрудничать, познавать историю своего края, региональные особенности.

Серьёзнейший экологический кризис, поразивший нашу планету, внёс существенные коррективы в отношения человека и природы, заставил переосмыслить все достижения мировой цивилизации. Приблизительно с шестидесятых годов двадцатого столетия, когда перед человечеством впервые так остро встала проблема уничтожения всего живого в связи с промышленной деятельностью, стала оформляться новая наука – экология и как следствие этого возникновения, появилась экологическая культура. В связи с глобальным экологическим кризисом, необходимо выяснить, какие отношения человека и природы можно считать гармоничными, как человеческая деятельность влияет на окружающую среду и отметить, почему экологическая культура и экологическое воспитание так важны особенно сейчас.

У младших школьников необходимо сформировать представления о красоте родной природы, дать им начальные сведения об экологии, взаимодействии человека и окружающей среды, ответственности каждого человека за сохранность нашей планеты. Ведь  природа не может защищать себя от варварского, корыстного, равнодушно – пассивного отношения к ней, от враждебных ее действий человека и вмешательства в ход естественных процессов, вызывающих гибель многих растений и животных   Важную роль играет формирование понятий о своей малой Родине (родное село, улица, школа), семье, а также обучение младших школьников первичным навыкам охраны и защиты родной природы. 
Основные формы, используемые в работе с учащимися - это наблюдения, беседы, экскурсии,  экологические проекты, обсуждение и обыгрывание проблемных ситуаций, ролевые игры, написание сочинений, викторины, этические эмоциональные беседы с опорой на художественные образы и практические наблюдения детей, посильное участие в природоохранных мероприятиях.

                                             Девиз программы:

Нас в любое время года учит Мудрая природа.
Птицы учат ПЕНИЮ. Паучок — ТЕРПЕНИЮ.
Пчелы в поле и в саду обучают нас ТРУДУ.
Учит снег нас чистоте. Учит солнце ДОБРОТЕ
И при всей огромности обучает СКРОМНОСТИ.
Отражение в воде учит нас ПРАВДИВОСТИ.
У природы круглый год обучаться нужно.
Нас деревья всех пород-
Весь большой лесной народ — учит крепкой
ДРУЖБЕ!
В. Орлов. «Живой букварь».

Цели:

2.1. Цель: программа проводится в целях создания оптимальных возможностей и развития творческих способностей школьников, воспитания ответственности и любви к природе родного края, а также формирование и развитие экологической культуры, экологического мировоззрения, активной жизненной позиции по отношению к проблемам человечества

ознакомление детей с разнообразием окружающего мира и деятельности человека в природе;

формирование у ребенка осознанного и гуманного отношения к природным явлениям, объектам и живым существам;

создание условий для социального становления и развития личности через организацию совместной познавательной, преобразовательной, природоохранной деятельности детей и взрослых, осуществление действенной заботы о себе через заботу об окружающей среде. 

  Задачи:

- реализация познавательных и других интересов и потребностей ребенка через изучение природы своей малой и большой Родины средствами экологии,  и краеведения;

- организация и претворение в жизнь посильных социально значимых дел, акций, ролевых игр по сохранению и приумножению природного наследия;

- модификация традиционных и разработка новых форм реализации исследовательских и познавательных интересов детей в играх, учебе, делах, общении;

- формирование нравственной экологической позиции личности;

- развитие у детей и подростков личного экологически ориентированного опыта по взаимодействию с окружающим миром;

- включение детей и подростков в экологическое движение, экологически ориентированную  деятельность;

- улучшение экологического состояния окружающей среды.

- обучение школьников методам познания окружающего мира;
- воспитание эстетического и нравственного отношения к окружающей среде, умения вести себя в ней в соответствии с общечеловеческими нормами морали, активное присвоение нравственных запретов и предписаний в отношениях с природой;
- физическое развитие учащихся, формирование у них потребности в здоровом образе  жизни; 
- выработка ответственности за собственное благополучие (экологию своего тела) и экологическое благополучие окружающей среды;
-становление начального опыта защиты природной среды и своего здорового образа жизни.

 

Направление «Экология природы»

 

Младший школьник
(1–4 классы)

 

Цель:

Воспитание у подрастающего поколения экологически целесообразного поведения как показателя духовного развития личности

Задачи:

Формировать представление о природе как среде жизнедеятельности человека. Развивать эмоционально-нравственное отношение к окружающей среде. Воспитывать эстетическое отношение к окружающей среде, умение вести себя в соответствии с общепринятыми нормами.

 

 .

Общешкольные творческие дела

Дни защиты окружающей среды от экологической опасности
Природоохранительные акции «Мой экодом», «Пернатые друзья», «Птичья столовая», «Зеленая красавица», «Чистый микрорайон», «Зеленая аптека»
 
Тематические линейки «День птиц», «День воды», «День Земли», «Всемирный день охраны окружающей среды», «Международный день защиты животных»
Конкурс экологических сказок
Конкурс экологических агитбригад.

Формы работы с классом

Общение с природой

Наблюдения за жизнью природы (календарь природы, народные приметы). Посвящение в друзей природы.

Экологические игры

Загадки природы. Осторожно, их мало! Почемучкина поляна. Зеленая аптека.

Знатоки природы.

Экологические проекты 

Разведка прекрасного и удивительного. Зеленый класс. «Жалобная книга» природы. «Охрана природы» «Человек – часть живой природы» «Оранжерея на окне» «Секреты неживой природы» «Загадки животного мира»  «О чем шепчут деревья» «Молчаливые соседи» «Осенняя прогулка», « Весеннее настроение», «Цветочная фантазия», «Зимняя сказка

Классные часы, беседы 

«Заповеди леса», «Редкие растения и животные», «Кто в лесу живет, что в лесу растет?», «Прогулки в Природоград», «Звери, птицы, лес и я – вместе дружная семья», «Прекрасны солнце, воздух и вода – прекрасна вся моя Земля».

«Охрана природы – твоя обязанность», «Страницы любопытных фактов», «Природа родного края», «Красная книга Алтайского края», «Деревья разные бывают», «Памятники животным».

Работа с семьей

Экологический всеобуч: «Как воспитать любовь к природе»
Экологические акции «Чистый микрорайон», «Мой экодом», «Школьный двор», «Посади дерево», «Школьный день вместе».

Заповеди

Вылечи каждое раненое дерево. Будь настоящим другом природы. Ухаживай за природой, преумножай ее богатства. Посади и вырасти дерево, цветок, растение. Сердцем и душой прикоснись к таинствам природы. Не засоряй рек, озер, колодцев и родников, помни – придется воды напиться. Будь готов всегда встать на защиту своих младших братьев.

Предполагаемый результат

Знание ребятами причин экологических проблем и способов выхода из них. Активное отношение учащихся к защите прав людей на качество среды обитания, рост их самостоятельных инициатив.

 

Ожидаемые результаты

Воспитанники должны знать: 

  • Основы экологической культуры.
  • Некоторые особенности природы своего края.
  • Основные признаки времен года.
  • Значение природы для человека.
  • Группы растений и животных.
  • Некоторые охраняемые растения и животные своего края, страны.
  • Правила поведения в природе.
  • Особенности труда людей наиболее распространенных профессий.

Воспитанники должны уметь: 

  • Различать объекты природы и объекты, не относящиеся к природе.
  • Выполнять правила личной гигиены.
  • Различать изученные растения, животных.
  • Вести наблюдения в природе под руководством  классного  руководителя .
  • Подкармливать птиц в простейших кормушках.
  • Ухаживать за комнатными растениями и домашними животными.
  • Проводить поисково-исследовательскую деятельность под руководством  классного руководителя.  

 •Вылечи каждое раненое дерево.

•Будь настоящим другом природы. •Ухаживай за природой, преумножай ее богатства.
•Посади и вырасти дерево, цветок, растение.
• Сердцем и душой прикоснись к таинствам природы.
•Не засоряй рек, озер, колодцев и родников, помни – придется воды напиться.
•Будь готов всегда встать на защиту своих младших братьев.
 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа курса экологического воспитания школьников начальной школы 3-4 классов

Предлагается проект курса экологического воспитания детей младшего школьного возраста 3-4классов. Очень важно познавать экологию с самого раннего возраста, когда кроме памяти и сознания работают еще и...

Программа Экологическое образование и воспитание младших школьников

В данной программе предлагаются  различные способы и средства воспитания и образования учащихся начальных  классов, тематическое планирование с  1-го по 4-й классы на факультативных зан...

Экологическое воспитание в рамках реализации программы «Я - гражданин России».

Природа – это могущественный источник, из которого ребёнок черпает многие знания и впечатления.Созерцание природы для детей «особой заботы», не имеющих положительного социального опыта, не является ле...

Программа экологического воспитания младших школьников

Проблема экологического воспитания в настоящее время является весьма актуальной. Ответственное отношение к окружающей среде формируется у человека практически на протяжении всей его жизни, и особенно,...

Программа экологического воспитания школьников на занятиях школьного кружка «Живая планета»

«Все великое начинается с малого»Пояснительная записка     Среди современных проблем стоящих перед мировым сообществом, особенно выделяется одна  проблема: ухудшения качества ...

программа экологического воспитания "Берегите родную природу".

Программа разработана для работы с учащимися начальной школы в рамках воспитательной деятельности образовательного учреждения (в ГПД) или на занятиях кружков, клубов. Данная программа поможет обучающи...

Экологическое воспитание младших школьников в группе продлённого дня Экологическое воспитание младших школьников в группе продлённого дня.

Экологическое воспитание младших школьников в группе продлённого дняЭкологическое воспитание младших школьниковв группе продлённого дня....