Взаимодействие и взаимовлияние семьи и школы в развитии ребёнка
презентация к уроку по теме

Партнерство семьи и школы должно работать в интересах ребенка, разделяя ответственность за его образование и развитие.

Скачать:


Предварительный просмотр:

В настоящее время стало очевидным, что совместная работа педагогов и родителей является ценнейшим инструментом, позволяющим составить для каждого ученика свой воспитательный маршрут, подобрать оптимальный вариант индивидуальной работы. Кроме того, совместная работа взаимно обогащает знаниями каждого из её участников.                                                                 Педагог, как и врач, должен исследовать духовный мир ребёнка. Наше общение с ним лишь тогда является воспитанием, когда в наших руках научные знания о его личности. Это  возможно только при комплексном подходе к вопросам взаимодействия учителя с родителями.                                                                           Анкетирование и беседы с родителями позволили составить социальный портрет семей учащихся класса, с которым мы в настоящее время работаем.                                                                                                        Это определило следующие цели совместной работы с родителями учащихся:                                                         помочь родителям в повышении их педагогической культуры;                                                                         подготовить родительский коллектив к большей самостоятельности и гибкости в общении с педагогами в среднем и старшем звене;                                                                                                              развивать коммуникативные способности родителей в классном родительском коллективе;                                                                                                                    способствовать снижению факторов риска в детско-родительских отношениях.                                                                                                                 Цели конкретизированы в задачи:                                                                                                 знакомить родителей с перспективами развития детского коллектива и дать им возможность стать активными участниками классных дел;                                                                                                     проводить просвещение родителей по вопросам семейного воспитания и психологического просвещения с привлечением различных специалистов, возможно, из среды самих же родителей;                                                                  создавать условия для принятия совместных решений по вопросам жизнедеятельности классного коллектива.                                                                                                                              Сформулированные цели и задачи обусловили перспективный план работы с родителями.                                                                                                                     Основные формы работы с родителями:                                                                                                           Родительские собрания.                                                                                                                  Индивидуальные беседы – по мере необходимости.                                                                    Консультации (индивидуальные и по группам) – по мере необходимости.                                    Организация совместной деятельности родителей и детей класса,(привлечение родителей к проведению праздников, к организации экскурсий, к общественно-полезному труду в классном кабинете.)                                                                                                                                             Организация работы классного родительского комитета.                                                                       Организация родителей для участия в работе общешкольного родительского комитета и Попечительского совета.                                                                                                                      Поощрение родителей за сотрудничество.                                                                                                        Мы стараемся обучить родителей доступным им методикам, формам работы с детьми в семье. Очень важно с первого года обучения и воспитания детей в школе сделать родителей соучастниками педагогического процесса.                                                                                            Работа с родителями, как и всякая работа в образовательном учреждении, ведется в целостной системе и имеет огромное значение. Чтобы помощь родителей была действенной, их нужно обучать обмениваться опытом, обсуждать проблемы, совместно искать пути и способы их решения.                                                                                                                                                       Уже несколько лет, с 2007 года,  мы практикуем предварительную  подготовку детей к школе и проводим собрание для родителей, будущих первоклассников. Практика показывает, что такой заблаговременный разговор с родителями делает более действенными советы учителя, более эффективной подготовку детей к школе. Советы учителя на этом этапе помогают родителям постепенно перестроить, если в этом обнаруживается необходимость, быт семьи, режим, что-то устранить, а что-то добавить в свое воспитательное воздействие на ребенка.                                         В 2010-2011 учебном  году мы решили вовлечь в подготовку к школе детей с 3 лет. На методическом объединение учителей начальных классов выделили две параллели. Это дети 3-4 лет и дети 5 – 6 лет. Пригласили родителей, провели анкетирование. Теперь через субботу проводим занятия с детьми.                                                                                                           Поставили следующие задачи:                                                                                                                  Освоение навыков в условиях специально организованной деятельности.

Максимальный уровень включённости в деятельность каждого ребёнка.

Реализация задачи партнёрского общения.

Активная исследовательская позиция каждого ребёнка.

Снятие психологического стресса перед школой.

Развитие интеллекта.

Развитие креативности.

Формирование умение общаться с взрослыми и сверстниками.

Сплочение коллектива детей.                                                                                                                 Привлечение родителей к жизни классного коллектива.

Раскрытие творческого потенциала ребёнка и родителей.                                                                   Расскажем  о подготовке детей к обучению в школе, целью которой является всестороннее развитие детей, позволяющее им в дальнейшем успешно овладеть школьной программой.   Дошкольный период как этап подготовки ребёнка к целенаправленному овладению умениями,  навыками учебной деятельности предполагает:                                                                                              широкий диапазон представлений об окружающем мире.                                                               Представление о путях познания мира, общества, себя в игровой деятельности.                                      Модель, план игры и своего поведения, своей роли в ней.

Основные этапы, из которых состоит наша программа:

На первом этапе, иначе мы его назвали подготовительный,  определили общие цели, общие ценности и ресурсную базу сторон, провели мониторинг запросов и ценностный аудит.

Другими словами первое, что сделали, это разослали всем родителям будущих первоклассников приглашение на первое родительское собрание, независимо посещают они детский сад или нет.

На  втором  этапе -  совместной  деятельности  происходило проектирование совместной деятельности и общие дела, в ходе которых формировалось доверие к образовательному учреждению, которое и послужило мотивом к  сотрудничеству.

Вот с этого этапа и началась наша работа с родителями и детьми.

На следующее занятие пришли дети и родители уже вместе.С родителями работали заместитель директора по УР Галаева Лидия Анатольевна, социальный педагог Лях Ольга Петровна и заведующая участковой больницей  Безрядина Галина Николаевна. Они обсуждали вопросы физического и психического здоровья детей, давали рекомендации по развитию речи, поднимали вопросы о важности соблюдения режима дня.В это же время дети под руководством учителя знакомились друг с другом посредством игры «Знакомство». Такая атмосфера помогала снять психологическое напряжение перед новыми людьми, вызывала положительные эмоции, которые так важны.Заместитель директора по ВР  Демидович Светлана Фёдоровна и ребята из Совета старшеклассников прошли на экскурсию по школе.Была интересная остановка в библиотеке, где их встретила Науменко Евгения Ильинична и провела игру «Отгадай».В кабинете информатики дети посмотрели отрывок из мультфильма.После экскурсии дети и родители были приглашены в актовый зал, где ребята из объединения «Алые паруса» под руководством старшей вожатой Прединой Татьяны  Николаевны показали мини спектакль «Театр на пальчиках».В спортивном зале прошли спортивные игры под руководством учителя физкультуры Комаровой Марины Александровны. Итогом этого дня стало чаепитие в столовой.

Третий этап — собственно партнерство, основанное на принципах добровольности, долговременности и взаимной ответственности.Это собственно и были все оставшиеся занятия.  Каждое занятие состояло из трёх мини - уроков, по 20 минут и больших динамических пауз между занятиями.В основу отбора содержания занятий легли следующие принципы:

Учёт возрастных и индивидуальных особенностей.

Практическая направленность.

Занимательность.

 Наглядность.

Четвёртый этап –  это итог, чего достигли на занятиях.

Итогом стало мероприятие организованное ОмГПУ вот главе с  Кандауровой Анной Валерьевной и Воронович Надеждой Николаевной, они  вместе со своими помощниками приехали 20 августа в нашу школу  и провели мероприятие для детей и родителей.

Несмотря на то, что это была средина недели и родители, работающие люди к 5 часам вечера пришли семьи. Были не просто мама или папа и ребёнок, а многие пришли целыми семейными командами. Так многодетная семья Шастиных пришли впятером, была семья, которая привела с собой и бабушку. Вот тут мы увидели, что все занятия, проводившиеся , в течение года прошли не зря, а родители увидели, что класс уже можно сказать сформировался, что очень отрадно как для родителей, так и для меня, как педагога.

 Программа подготовки  обеспечила преемственность в дошкольном и начальном образовании, подготовила детей психологически,  и  они с удовольствием ходят на уроки.

Педагог должен вести непрерывную просветительскую работу с родителями, быть с ними откровенным, с уважением относится к родительским чувствам, всегда быть верным советчиком и другом. Ибо роль семьи в воспитании и развитии школьных успехов огромна и незаменима.

Замечено, что дети, которые отставали от одноклассников на раннем этапе обучения, часто догоняли их несколько позже. Все мы знаем, что хорошая успеваемость часто связана с генетическими познавательными способностями, личностными характеристиками ребенка, мотивацией к обучению. Однако, роль семьи в жизни ученика занимает далеко не последнее место.

Там, где учителя и родители действуют согласованно, обычно лучше осуществляется учебно-воспитательная работа в школе и более правильно ведется воспитание детей в семье. Рекомендации, советы учителя должны обязательно выполняться. Недопустимо, чтобы родители неуважительно отзывались об учителе, позволяли себе пренебрежительные высказывания в его адрес. Это дезориентирует детей, толкает их на ложный путь приспособленчества, поисков компромиссного решения из создавшегося положения. Ставя под сомнение авторитет учителя, родители тем самым подрывают уважение детей к другим окружающим взрослым людям. В том числе и к самим себе. Честнее и проще выяснить какие-либо возникшие недоразумения в личной беседе с педагогом.

Говоря о работе с родителями, нельзя не отметить роль родительского комитета. Родительский комитет – представительский орган родительской общественности. Это особая, оперативная группа родителей класса, которая является связующим звеном между семьей, школой, общественностью и учащимися класса. Обязанности между членами комитета распределяются в зависимости от их склонностей и желания. Члены родительского комитета не только принимают активное участие в подготовке и проведении праздников, экскурсий и других мероприятий, являясь основными помощниками учителя, но и оказывают большую помощь в работе с трудными семьями, в формировании у родителей ответственности за воспитание своих детей. Часто слышишь, что родительские комитеты прилагают большие усилия для улучшения материальной базы учебного процесса. Это очень хорошо, но недостаточно. Членам родительского комитета стоит знать и о трудностях воспитания детей в некоторых семьях, подсказать учителю, чтобы тактично и своевременно вмешаться, помочь вовлечь ребенка в классный коллектив.                            

В ранний школьный период родители и семейная атмосфера являются наиболее важными факторами в развитии детей. Некоторым родителям могут понадобиться соответствующая подготовка и одобрение педагога в их стремлении помочь детям. В свою очередь, школьные учителя должны осознать, что их работа в классе не принесет больших результатов без активного участия родителей.

Партнерство семьи и школы должно работать в интересах ребенка, разделяя ответственность за его образование и развитие.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«Взаимодействие и взаимовлияние семьи и школы в развитии ребёнка»

Слайд 2

Модель будущего ПЕРВОКЛАССНИКА К моменту поступления в школу, дети должны уметь самостоятельно: мыть руки с мылом после игр (особенно с животными), после прогулок и посещения туалета, перед едой; умываться утром после сна и утренней гимнастики, вечером перед сном; причёсываться (своей расчёской); мыть ноги перед сном тёплой водой; утром и вечером чистить зубы; при приёме пищи: сидеть правильно (прямо, не класть локти на стол, не болтать ногами), не разговаривать, пользоваться столовыми приборами (ложкой, вилкой, ножом) и салфеткой, тщательно пережёвывать пищу; пользоваться носовым платком; быстро одеться, раздеться, убрать постель; содержать в чистоте и порядке игрушки и книги; содержать в чистоте и порядке одежду и обувь ; при входе в помещение вытирать обувь; переодеваться в домашнюю одежду и обувь; при необходимости своевременно обращаться за медицинской помощью.

Слайд 3

Задачи снятие психологического стресса перед школой; развитие интеллекта; развитие креативности; формирование умение общаться со взрослыми и сверстниками; сплочение коллектива детей; привлечение родителей к жизни классного коллектива, раскрытие творческого потенциала ребёнка и родителей.

Слайд 4

Дошкольный период как этап подготовки ребёнка к целенаправленному овладению умениями, навыками учебной деятельности предполагает: широкий диапазон представлений об окружающем мире. представление о путях познания мира, общества, себя в игровой деятельности. модель, план игры и своего поведения, своей роли в ней.

Слайд 5

Подготовить ребёнка возможно лишь в социуме, т.е. когда он общается… Поэтому мы начинаем работать с детьми, начиная с 3 лет, привлекая родителей. Такую подготовку мы проводим с 2007 года. У нас сложилась уже своя система, которая состоит из нескольких этапов.

Слайд 6

На первом этапе определяем общие цели, общие ценности и ресурсную базу сторон, проводим мониторинг запросов и ценностный аудит.

Слайд 7

На втором этапе благодаря совместной деятельности происходит проектирование, выполнение общих дел, в ходе которых формируется доверие к образовательному учреждению, которое и служит мотивом к сотрудничеству.

Слайд 8

Третий этап — собственно партнерство, основанное на принципах добровольности, долговременности и взаимной ответственности .

Слайд 9

Виды деятельности с будущими первоклассниками

Слайд 13

Папа, поторопись

Слайд 14

Занятия команды педагогов и студентов Тарского филиала ОмГПУ с родителями и будущими первоклассниками

Слайд 15

Цели занятий: Подготовить детей к школьной жизни, к жизни в коллективе. Обеспечить будущему школьнику возможность сохранения здоровья. Сформировать необходимые знания, умения, навыки по здоровому образу жизни, научить использовать эти знания в повседневной жизни. Тренировать навыки передачи информации и обмена. Диагностировать ценностные ориентации и установки детей.

Слайд 16

Основные принципы партнерства в нашей школе равноправие сторон уважение и учет интересов сторон заинтересованность сторон соблюдение сторонами и их представителями законов и иных нормативных правовых актов свобода выбора добровольность принятия сторонами на себя обязательств реальность обязательств, принимаемых на себя сторонами и др.

Слайд 17

Отзывы родителей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Взаимодействие семьи и школы в развитии нравственного потенциала младших школьников».

Без устойчивой системы нравственно-духовных ценностей не устоят ни село, ни город, ни Земля наша… ( А.И.Солженицын )   В данной статье обобщается опыт работы по воспитанию у детей   духовно-нравстенно...

"Взаимодействие семьи и школы в развитии творческой личности ребёнка"

Этот материал может стать основой для проведения педагогического совета. В нём изложен материал, который отражает особенности взаимодействия школы, родительской обществености, семей учащихся....

Эссе " Сотрудничество семьи и школы в развитии ребёнка"

   Я – первый учитель, который входит в жизнь ребёнка и его семьи.. Родители доверяют мне самое дорогое, что у них есть, - своих детей. Наверное, нет на свете ни одного родителя...

Родительское собрание по теме: "Взаимодействие семьи и школы в интересах ребёнка"

ldquo;Семья и школа – это берег и море. На берегу, ребёнок делает свои первые шаги, а потом перед ним открывается необозримое море знаний, и курс в этом море прокладывает школа…. Но это ...

Взаимодействие ДОУ и семьи в вопросах речевого развития детей

В данной статье говориться о том, что взаимодействие ДОУ с семьей играет значительную роль в развитии связанной речи детей дошкольного возраста....

Выступление по теме "Взаимодействие семьи и школы в развитии личности учащегося"

В статье  говорится о сотрудничестве школы и семьи в создании благоприятных условий для воспитания и обучения детей....