рабочая программа по внеурочной деятельности
рабочая программа (3 класс) по теме

Светлана Георгиевна Киляшова

рабочая программа по внеурочной деятельности

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл bud_zdorov_3_kl.docx45.53 КБ
Файл shahmaty_3_kl.docx39.13 КБ
Файл shkola_nravstvennosti_3_kl.docx43.11 КБ
Файл ya-grazhdanin_3_kl.docx40.15 КБ
Файл etika_obshcheniya_3_klass.docx43.69 КБ

Предварительный просмотр:

Рассмотрено

Руководитель кафедры

_________/Е.Н.Большакова/

Протокол №   ____

от «____» __________2016  г.

Согласовано

Заместитель директора по УР

МБОУ «Гимназия №32»

НМР РТ

_________/В.А.Чернова/

от «____» _________ 2016  г.

Утверждаю

Директор МБОУ «Гимназия №32»

НМР РТ

__________/Л.А.Якимова /

Приказ №  _______________

от  «____»   _________  2016 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

                                           по   внеурочной деятельности

спортивно-оздоровительного    направления

по    курсу «Будь здоров» для  3 Д класса

Киляшовой Светланы Георгиевны,

МБОУ «Гимназия №32» НМР РТ

г. Нижнекамск, 2016 год

                                    Пояснительная записка

Рабочая программа по курсу «Будь здоров» создана на основе:

  • федерального закона об образовании в РФ №273 – ФЗ от 29.12.2012 года;
  • закона Республики Татарстан от 22.07.2013 №68-ЗРТ "Об образовании"  
  • федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования,  утвержденного приказом Министерства образования и науки РФ № 373 от  6 октября 2009 года;
  • основной образовательной программы начального общего образования МБОУ «Гимназия № 32»;
  • план внеурочной деятельности  МБОУ «Гимназия №32» на 2016-2017 учебный год.

Место курса «Будь здоров» в плане внеурочной деятельности

По плану внеурочной деятельности гимназии на изучение курса «Будь здоров» отводится

1 час в неделю, 34 часа в год.

                                         Личностные и метапредметные

результаты освоения курса «Будь здоров»

Личностные результаты:

- Определять и высказывать под руководством учителя самые простые и общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы);

- в предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить.

     Метапредметными результатами программы внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению «Будь здоров»  является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД):

Регулятивные УУД:

- определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя.

- проговаривать последовательность действий на уроке.

- учить высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией, учить работать по предложенному учителем плану.

- средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога на этапе изучения нового материала.

- учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке.

- средством формирования этих действий служит технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).

 Познавательные УУД:

- перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.

- преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять рассказы на основе простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем); находить и формулировать решение задачи с помощью простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков).

 Коммуникативные УУД:

- умение донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).

- слушать и понимать речь других.

- средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога (побуждающий и подводящий диалог).

- совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.

- учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).

- средством формирования этих действий служит организация работы в парах и малых группах (в приложении представлены варианты проведения уроков).

Содержание курса «Будь здоров»

«Азбука безопасности» (4  часа). Правила поведения в школе. Безопасность на дороге: просмотр и обсуждение фильма; беседа по правилам пешехода. Составление безопасного маршрута от дома до школы. Выставка рисунков. Подведение итогов, формирование портфолио.

Уроки здоровья «В гостях у Гигиены» (7 часов). Знакомство с правилами гигиены. Показ сценки. Изучение таблицы «Чистка зубов». Проведение игры «Вредно - полезно». Занятие-совет «Как научиться соблюдать режим дня». Знакомство с режимом дня третьеклассника. Анкетирование. Викторина. Беседа «Сменная обувь. Зачем она?». Знакомство со сказкой. Обсуждение ситуации. Формулировка правил.  Игра-практикум «Твое здоровье в твоих руках». Разбор различных ситуаций. Кроссворд. Конструирование дома здоровья. Час здоровья «Где чистота, там здоровье». Знакомство с культурно-гигиеническими навыками. Разучивание упражнений утренней зарядки. Разгадывание загадок. Беседы с врачом. Подведение итогов: коллективное обсуждение  проведенных занятий, личного участия каждого ученика, формирование портфолио.

 «Советы Айболита» (7 часов). Беседа-диалог «Мои привычки». Разбор ситуаций. Инсценировка. Просмотр и обсуждение фильма. Инсценировка «Овощи, ягоды, фрукты – полезные продукты». Знакомство с полезными продуктами: «Овощи, фрукты – полезные продукты». Традиции питания на Руси. «Забота о глазах». Опыт-наблюдение. Разучивание гимнастики для глаз. Знакомство с правилами бережного отношения к глазам. Игра «Полезно-вредно». Игра-практикум «Путешествие по музеям напитков». Знакомство с  видами напитков. Значение их для жизнедеятельности организма. Подведение итогов: коллективное обсуждение  проведенных занятий, личного участия каждого ученика, формирование портфолио.

 «Здоровье Планеты – наше здоровье» (5 часов). Экскурсии в природу: «Красота осенней природы», «Весенний парк»: (наблюдения за осенними и весенними явлениями природы; поэтическая страничка, игры на свежем воздухе). Выставки рисунков, изготовление поделок. Разучивание песни. Беседа «Впереди лето – возможности для отдыха в летнее время». Знакомство с правилами поведения в лесу, на озере, на площадке. Проведение викторины. Конкурс рисунков. Подведение итогов: коллективное обсуждение  проведенных занятий, личного участия каждого ученика, формирование портфолио.

«Уроки осторожности» (1 час). Дискуссия по просмотренному фрагменту. Игра «Осторожно – тонкий лед!». Дискуссия о просмотре фрагмента. Принятие правил поведения в экстремальных ситуациях.

«Летом и зимой дружи со спортом и игрой» (4 часа). Знакомство с играми летнего и зимнего периода. Сюжетно-ролевая игра «Зоопарк». Спортивное мероприятие «Веселые старты». Выбор  места соревнования. Подбор участников команд. Знакомство с правилами  спортивных игр. Участие в соревновании. Награждение победителей. Игры на свежем воздухе. Выбор площадки. История игр. Отработка игровых приемов. Организация и проведение игр.

Спортивные праздники, конкурсы, эстафеты, подвижные игры «В здоровом теле – здоровый дух» (6 часов). Создание команд. Подготовка приветствий. Организация соревнований. Блиц-турнир для болельщиков. Подведение итогов праздника, коллективное обсуждение личного участия каждого ученика, формирование портфолио.

                      Тематическое планирование по курсу «Будь здоров»

Раздел темы

Количество часов

«Азбука безопасности»

4

Уроки здоровья «В гостях у Гигиены»

7

«Советы Айболита»

7

«Здоровье Планеты – наше здоровье»

5

«Уроки осторожности»

1

«Летом и зимой дружи со спортом и игрой»

4

Спортивные праздники, конкурсы, эстафеты, подвижные игры «В здоровом теле – здоровый дух»

6

Итого

34

Тема  раздела

Форма организации

Характеристика видов деятельности

Азбука безопасности: правила поведения в школе, на улице, в общественных местах

Беседа, диалог, игра «Школа безопасности»

Составлять безопасный маршрута от дома до школы.

Уроки здоровья «В гостях у Гигиены».

Встречи с врачом, составление режима дня, проведение игр по освоению навыков гигиены. Подведение итогов.  

Овладеть культурно-гигиеническими навыками. Разучить упражнения утренней зарядки. Заниматься зарядкой в личной жизни.

Советы Айболита: знакомство с полезными продуктами, напитками.

Беседы о сохранении зрения, о полезных и вредных привычках. Подведение итогов.

Познакомиться с полезными продуктами: «Овощи, фрукты – полезные продукты», традициями  питания на Руси. Опытным путем и в результате наблюдений выявить ползу и вред продуктов. Разучить и использовать гимнастику для глаз.  Знать правила бережного отношения к глазам. Знать виды напитков, их значение для жизнедеятельности организма.

Здоровье планеты – наше здоровье: экскурсии в природу, знакомство с правилами поведения.

Выставки рисунков, поделок; инсценирование экологических сказок. Формирование портфолио.

 Изготовить поделки и принять участие в выставке. Разучить песни. Знать правилами поведения в лесу, на озере, на площадке.

Уроки осторожности.

Составление памятки безопасности.

Овладеть правилами поведения в экстремальных ситуациях.

Летом и зимой дружи со спортом и игрой.

Разучивание игр для лета и зимы, для любой погоды; проведение «Веселых стартов».

Знать история игр, правила  спортивных игр ( при участие в соревнованиях, играх на свежем воздухе). Выбирать площадку. Отрабатывать игровые приемы. Организовывать проведение игр.

.

Спортивный праздник «В здоровом теле – здоровый дух».

  Подведение итогов коллективного и индивидуального участия детей в делах кружка.

Спортивные праздники, конкурсы, эстафеты, подвижные игры «В здоровом теле – здоровый дух».

Создать команды, организовать соревнования. Провести блиц-турнир для болельщиков. По итогам  праздника в ходе  коллективного обсуждения личного участия каждого ученика составить рейтинг.

Календарно-тематическое планирование

п/п

Тема урока

Кол-во

часов

Дата

План

Факт

Азбука безопасности: правила поведения в школе.

1

05.09

Правила поведения на улице.

1

12.09

Правила поведения  в общественных местах.

1

19.09

Азбука безопасности на дороге. ПДД.

1

26.09

Урок здоровья «В гостях у Гигиены»

1

03.10

Встреча с врачом на тему «Береги здоровье смолоду»

1

10.10

Режима дня.

1

17.10

Конкурс на лучшую зарядку.

1

24.10

Друзья Мойдодыра.

1

14.11

Проведение игр по освоению навыков гигиены.

1

21.11

Почему нужно чистить зубы.

1

28.11

Все о правильном питании.

1

05.12

Береги свое зрение.

1

12.12

Полезные и вредные привычки.

1

19.12

Что такое витамины?

1

26.12

Почему человек болеет?

1

16.01

Здоровые зубы.

1

23.01

Здоровый сон.

1

30.01

Здоровье планеты – наше здоровье.

1

06.02

Правила поведения на природе.

1

13.02

Экскурсия на природу.

1

20.02

Выставка рисунков на тему «Как влияет окружающая среда на здоровье человека»

1

27.02

Инсценирование экологических сказок.

1

06.03

Урок осторожности.

1

13.03

Летом и зимой дружи со спортом и игрой.

1

20.03

Разучивание игр для любой погоды.

1

03.04

Кто спортом занимается, тот силы набирается.

1

10.04

«Папа, мама, я – спортивная семья».

1

17.04

«Закаляйся, если хочешь быть здоров».

1

24.04

Положительные эмоции.

1

08.05

Кто табачное зелье любит, тот сам себя и губит.

1

15.05

Здоровый образ жизни глазами детей.

1

22.05

Спортивный праздник «В здоровом теле – здоровый дух».

1

24.05

Итоговое занятие

1

25.05

                 Итого

34 ч.

Лист изменений в тематическом планировании

№ записи

Дата

Изменения,

 внесенные в КТП

Причина

Согласование с зам. директора по УР



Предварительный просмотр:

Рассмотрено

Руководитель кафедры

_________/Е.Н.Большакова/

Протокол №   ____

от «____» __________2016  г.

Согласовано

Заместитель директора по УР

МБОУ «Гимназия №32»

НМР РТ

_________/В.А.Чернова/

от «____» _________ 2016  г.

Утверждаю

Директор МБОУ «Гимназия №32»

НМР РТ

__________/Л.А.Якимова /

Приказ №  _______________

от  «____»   _________  2016 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

                                           по   внеурочной деятельности

общеинтеллектуального    направления

по    курсу «Шахматы» для  3 Д класса

Киляшовой Светланы Георгиевны,

МБОУ «Гимназия №32» НМР РТ

г. Нижнекамск, 2016 год

Пояснительная записка

Рабочая программа по курсу «Шахматы» создана на основе:

  • федерального закона об образовании в РФ №273 – ФЗ от 29.12.2012 года;
  • закона Республики Татарстан от 22.07.2013 №68-ЗРТ "Об образовании"  
  • федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования,  утвержденного приказом Министерства образования и науки РФ № 373 от  6 октября 2009 года;

-     авторской  программы по шахматам И.Г.Сухина «Шахматы, второй год, или Учусь и

      учу» - Обнинск: Духовное возрождение, 2004 год;

  • основной образовательной программы начального общего образования МБОУ «Гимназия № 32»;
  • план внеурочной деятельности  МБОУ «Гимназия №32» на 2016-2017 учебный год.

Место курса Шахматы» в плане внеурочной деятельности

По плану внеурочной деятельности гимназии на изучение курса «Шахматы» отводится 1 час в неделю, 34 часа в год.

Личностные, метапредметные и предметные

результаты освоения курса.

Личностные результаты освоения программы курса.

Формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.

Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.

Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.

Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе.

Метапредметные результаты освоения программы курса.

Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления.

Освоение способов решения проблем творческого и поискового характера.

Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата.

Формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха.

Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации, установление аналогий и причинно-следственных связей, построение рассуждений.

Готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою точку зрения и оценку событий.

Определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

Предметные результаты освоения программы курса.

Знать шахматные термины: белое и чёрное поле, горизонталь, вертикаль, диагональ, центр. Правильно определять и называть белые, чёрные шахматные фигуры; Правильно расставлять фигуры перед игрой; Сравнивать, находить общее и различие. Уметь  ориентироваться на шахматной доске. Понимать информацию, представленную в виде текста, рисунков, схем. Знать названия шахматных фигур: ладья, слон, ферзь, конь, пешка. Шах, мат, пат, ничья, мат в один ход, длинная и короткая рокировка и её правила.

Правила хода и взятия каждой из  фигур, «игра на уничтожение», лёгкие и тяжёлые фигуры, ладейные, коневые, слоновые, ферзевые, королевские пешки, взятие на проходе, превращение пешки.

Содержание курса «Шахматы»

1. КРАТКАЯ ИСТОРИЯ ШАХМАТ.

Рождение шахмат. От чатуранги к шатранджу. Шахматы проникают в Европу. Чемпионы мира по шахматам.

2. ШАХМАТНАЯ НОТАЦИЯ.

Обозначение горизонталей и вертикалей, полей, шахматных фигур. Краткая и полная шахматная нотация. Запись шахматной партии. Запись начального положения.

Дидактические игры и задания

“Назови вертикаль”. Педагог показывает одну из вертикалей, ученики должны назвать ее (например: “Вертикаль “е”), Так школьники называют все вертикали. Затем педагог спрашивает: “На какой вертикали в начальной позиции стоят короли? Ферзи? Королевские слоны? Ферзевые ладьи?” И т. п.

“Назови горизонталь”. Это задание подобно предыдущему, но дети выявляют горизонталь (например: “Вторая горизонталь”).

“Назови диагональ”. А здесь определяется диагональ (например: “Диагональ е1 – а5”).

“Какого цвета поле?” Учитель называет какое-либо поле и просит определить его цвет.

“Кто быстрее”. К доске вызываются два ученика, и педагог предлагает им найти на демонстрационной доске определенное поле. Выигрывает тот, кто сделает это быстрее.

“Вижу цель”. Учитель задумывает одно из полей и предлагает ребятам угадать его. Учитель уточняет ответы учащихся.

3. ЦЕННОСТЬ ШАХМАТНЫХ ФИГУР.

Ценность фигур. Сравнительная сила фигур. Достижение материального перевеса. Способы защиты.

Дидактические игры и задания

“Кто сильнее”. Педагог показывает детям две фигуры и спрашивает: “Какая фигура сильнее? На сколько очков?”

“Обе армии равны”. Педагог ставит на столе от одной до четырех фигур и просит ребят расположить на своих шахматных досках другие наборы фигур так, чтобы суммы очков в армиях учителя и ученика были равны.

“Выигрыш материала”. Педагог расставляет на демонстрационной доске учебные положения, в которых белые должны достичь материального перевеса.

“Защита”. В учебных положениях требуется найти ход, позволяющий сохранить материальное равенство.

4. ДОСТИЖЕНИЕ МАТА БЕЗ ЖЕРТВЫ МАТЕРИАЛА.

Учебные положения на мат в два хода в дебюте, миттельшпиле и эндшпиле (начале, середине и конце игры). Защита от мата.

Дидактические игры и задания

“Объяви мат в два хода”. В учебных положениях белые начинают и дают мат в два хода.

“Защитись от мата”. Требуется найти ход, позволяющий избежать мата в один ход.

5. ШАХМАТНАЯ КОМБИНАЦИЯ.

Достижение мата путем жертвы шахматного материала (матовые комбинации). Типы матовых комбинаций: темы разрушения королевского прикрытия, отвлечения, завлечения, блокировки, освобождения пространства, уничтожения защиты и др. Шахматные комбинации, ведущие к достижению материального перевеса. Комбинации для достижения ничьей (комбинации на вечный шах, патовые комбинации и др.).

Дидактические игры и задания

“Объяви мат в два хода”. Требуется пожертвовать материал и дать мат в два хода.

“Сделай ничью”. Требуется пожертвовать материал и достичь ничьей. “Выигрыш материала”. Надо провести простейшую двухходовую комбинацию и добиться материального перевеса.

                               

                      Тематическое планирование по курсу «Шахматы»

Раздел темы

Количество часов

Повторение

1

Краткая история шахмат

1

Шахматная нотация

1

Ценность шахматных фигур

4

Техника матования одинокого короля

4

Достижение мата без жертвы материала

4

Шахматная комбинация

18

Повторение

1

Итого

34

      Тема раздела

Форма организации

Характеристика видов деятельности

1

Повторение

Беседа. Игровая практика.

Просмотр диафильма “Приключения в Шахматной стране. Первый шаг в мир шахмат”. Поля, горизонталь, вертикаль, диагональ, центр. Ходы шахматных фигур. Шах, мат, пат. Начальное положение. Игровая практика (игра всеми фигурами из начального положения). Рокировка. Взятие на проходе. Превращение пешки. Варианты ничьей. Самые общие рекомендации о принципах разыгрывания дебюта. Задания на мат в один ход. Демонстрация коротких партий. Дидактические игры и задания “Две фигуры против целой армии”, “Убери лишние фигуры”, “Ходят только белые”, “Неотвратимый мат”.

2

Краткая история шахмат

Беседа.

Викторина.

Происхождение шахмат. Легенды о шахматах. Чатуранга и шатрандж. Шахматы проникают в Европу. Просмотр диафильма “Книга шахматной мудрости. Второй шаг в мир шахмат”. Чемпионы мира по шахматам. Просмотр диафильма “Анатолий Карпов – чемпион мира”.

3

Шахматная нотация

Обозначение горизонталей, вертикалей, полей. Дидактические задания “Назови вертикаль”, “Назови горизонталь”, “Назови диагональ”, “Какого цвета поле”, “Кто быстрее”. “Вижу цель”. Игровая практика. На этом занятии дети, делая ход, проговаривают, какая фигура с какого поля на какое идет. Например: “Король с e1 – на е2”. Обозначение шахматных фигур и терминов. Запись начального положения. Краткая и полная шахматная нотация. Запись шахматной партии. Игровая практика (с записью шахматной партии или фрагмента шахматной партии).

4

Ценность шахматных фигур

Игровая практика.

Ценность фигур. Сравнительная сила фигур. Дидактические задания “Кто сильнее”, “Обе армии равны”. Достижение материального перевеса. Дидактическое задание “Выигрыш материала” (выигрыш ферзя). Игровая практика. Достижение материального перевеса. Дидактическое задание “Выигрыш материала” (выигрыш ладьи, слона, коня).

5

Техника матования одинокого короля

Игровая практика.

Дидактические задания “Шах или мат”, “Мат или пат”, “Мат в один ход”, “На крайнюю линию”, “В угол”, “Ограниченный король”, “Мат в два хода”.

6

Достижение мата без жертвы материала

Игровая практика.

Учебные положения на мат в два хода в эндшпиле. Цугцванг. Дидактическое задание “Объяви мат в два хода”. Защита от мата. Дидактическое задание “Защитись от мата”.

7

Шахматная комбинация

Игровая практика.

Матовые комбинации. Дидактическое задание “Объяви мат в два хода”.

Тема освобождения пространства. Тема уничтожения защиты. Тема “рентгена”.

Комбинации, ведущие к достижению материального перевеса. Дидактическое задание “Проведи пешку в ферзи”.

Комбинации для достижения ничьей. Патовые комбинации. Комбинации на вечный шах. Дидактическое задание “Сделай ничью”. Типичные комбинации в дебюте (более сложные примеры). Дидактическое задание “Проведи комбинацию”. Игровая практика.

8

Повторение

Практическая игра. Игра в турнире. Турнирные партии

Повторение основных вопросов курса:



                                           Календарно-тематическое планирование

п/п

Тема урока

Кол-во часов

Дата

План

Факт

Повторение (1 ч.)

1

Поля, горизонталь, вертикаль, диагональ, центр. Ходы шахматных фигур.

Шах, мат, пат. Начальное положение.

1

07.09

Краткая история шахмат (1 ч.)

2

Происхождение шахмат. Легенды о шахматах.

Чатуранга, шатранж, шахматы на Руси. Выдающиеся шахматисты нашего времени.

1

14.09

Шахматная нотация (1 ч.)

3

Обозначение шахматных фигур и терминов. Запись начального положения

Краткая и полная шахматная нотация. Запись партии.

1

21.09

Ценность шахматных фигур (4 ч.)

4

Ценность фигур. Сравнительная сила фигур.

1

28.09

5

Достижение материального перевеса.

1

05.10

6

Достижение материального перевеса. Способы защиты.

1

12.10

7

Защита. Игровая практика.

1

19.10

Техника матования одинокого короля (4 ч.)

8

Две ладьи против короля.

1

26.10

9

Ферзь и ладья против короля.

1

09.11

10

Ладья и король против короля.

1

16.11

11

Две ладьи против короля. Игровая практика.

1

23.11

Достижение мата без жертвы материала (4ч.)

12

Учебные положения на мат в два хода в эндшпиле.

1

30.11

13

Цугцванг.

1

07.12

14

Учебные положения на мат в два хода в миттельшпиле.

1

14.12

15

Учебные положения на мат в два хода в дебюте.

1

21.12

Шахматная комбинация (18 ч)

16

Матовые комбинации. Тема отвлечения.

1

11.01

17

Матовые комбинации. Тема завлечения.

1

18.01

18

Матовые комбинации. Тема блокировки.

1

25.01

19

Тема разрушения королевского прикрытия.

1

08.02

20

Тема освобождения пространства и уничтожения защиты.

1

15.02

21

Другие темы комбинаций и сочетание темат. приемов.

1

22.02

22

Комбинации, ведущие к достижению материального перевеса. Тема отвлечения. Тема завлечения.

1

01.03

23

Тема уничтожения защиты. Тема связки.

1

15.03

24

Тема освобождения пространства. Тема перекрытия.

1

22.03

25

Тема превращения пешки.

1

05.04

26-27

Сочетание тактических приемов.

2

12.04

19.04

28-29

Патовые комбинации.

2

26.04

03.05

30

Комбинации на вечный шах.

1

10.05

31

Типичные комбинации в дебюте.

1

17.05

32-33

Типичные комбинации в дебюте (усложненные  примеры).

2

22.05

24.05

Повторение (1 ч.)

34

Повторение программного материала.

1

25.05

            Итого

34 ч.

Лист изменений в тематическом планировании

№ записи

Дата

Изменения,

 внесенные в КТП

Причина

Согласование с зам. директора по УР



Предварительный просмотр:

Рассмотрено

Руководитель кафедры

_________/Е.Н.Большакова/

Протокол №   ____

от «____» __________2016  г.

Согласовано

Заместитель директора по УР

МБОУ «Гимназия №32»

НМР РТ

_________/В.А.Чернова/

от «____» _________ 2016  г.

Утверждаю

Директор МБОУ «Гимназия №32»

НМР РТ

__________/Л.А.Якимова /

Приказ №  _______________

от  «____»   _________  2016 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

                                              по   внеурочной деятельности

духовно-нравственного    направления

по    курсу «Школа нравственности» для  3 Д класса

                                    Киляшовой Светланы Георгиевны,

МБОУ «Гимназия №32» НМР РТ

г. Нижнекамск, 2016 год

 Пояснительная записка

Рабочая программа по курсу «Школа нравственности» создана на основе:

  • федерального закона об образовании в РФ №273 – ФЗ от 29.12.2012 года;
  • закона Республики Татарстан от 22.07.2013 №68-ЗРТ "Об образовании"  
  • федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования,  утвержденного приказом Министерства образования и науки РФ № 373 от  6 октября 2009 года;
  • основной образовательной программы начального общего образования МБОУ «Гимназия № 32»;
  • план внеурочной деятельности  МБОУ «Гимназия №32» на 2016-2017 учебный год.

Место курса «Школа нравственности» в плане внеурочной деятельности

По плану внеурочной деятельности гимназии на изучение курса «Школа нравственности» отводится 1 час в неделю, 34 часа в год.

Личностные и метапредметные

результаты освоения курса «Школа нравственности»

Личностные результаты:

        - ориентация в нравственном поведении, как собственных поступков, так и поступков  

         своих         товарищей;

       - знания основных моральных норм и стремление к их выполнению;

       - развитие этических норм: вины, совести как регуляторов морального поведения;

       - понимание чувств других людей, воспитание чувства сопереживания им.

Метапредметные результаты:

  • овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;
  • освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
  • формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;
  • формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
  • овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации, установление аналогий и причинно-следственных связей, построение рассуждений;
  • готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою точку зрения и оценку событий;
  • определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

Содержание курса «Школа нравственности»

        Раздел 1: Я стал третьеклассником. (5 часов).

Правила поведения в школе: на уроке, на перемене, в столовой. Правила вежливости при обращении к товарищам, девочкам, учителю, взрослым. Правила общения в классном коллективе.

Раздел 2: О доброте душевной. (11 часов).

Понятия: «Добро» и «Зло» - что это такое? Настрой на добрые дела. Забота о поколении бабушек и дедушек – им нужно наше тепло. Правила бескорыстной дружбы. Воспитание чувства заботы о «братьях наших меньших».

Раздел3: Труд развивает человека. (9 часов).

Воспитание трудолюбия. Отрицание вредных привычек или как от них избавиться. Помощь маме в домашних делах. Как различить, что такое «хорошо» и что такое «плохо». Правила общения по телефону.

Раздел 4: Правила аккуратности. (3 часа)

Правильно распределяй своё время – многое успеешь. Культура внешнего вида. Забота о своих вещах.

Раздел 5: Правила поведения на улице и в общественных местах. (2 часа).

Научись уважать окружающих тебя людей. Правила культурного диалога.

Раздел 6: Этика и этикет (4 часа).

Учись видеть красоту окружающего тебя мира. Доброта вокруг нас. Правила этикета.

    Тематическое планирование по курсу «Школа нравственности»

Раздел темы

Количество часов

Я стал третьеклассником.

5

О доброте душевной.

11

Труд развивает человека.

9

Правила аккуратности.

3

Правила поведения на улице и в общественных местах.

2

Этика и этикет

4

Итого

34

Тема  раздела

Форма организации

Характеристика видов деятельности

Город дружных ребят.

Свободная дискуссия. Познавательная беседа.

Ролевая игра.

Воспроизводить правила поведения в конкретной жизненной ситуации. Оценивать своё поведение и поведение окружающих (на уроке, на перемене).

Использовать в речи слова вежливости.

Участвовать в диалоге: высказывать свои суждения по обсуждаемой теме,

анализировать высказывания собеседников, добавлять их высказывания.

Высказывать  предположение о последствиях  недобрых   поступков, (в

реальной жизни, героев   произведений). Создавать      по   иллюстрации

словесный портрет героя (положительный, отрицательный),    описывать

сюжетную картинку (серию).

Оценивать адекватно ситуацию и предотвращать конфликты.

Самостоятельно формулировать правила коллективной игры, работы.

О доброте душевной.

Познавательная беседа.

 Ролевая игра.

Путешествие в сказку.

Работа с пословицами.

Оценивать жизненные ситуации, различать добро и зло, давать правильную оценку различным поступкам, уважать чужое мнение, будучи несогласным с ним.

Труд развивает человека.

Познавательная беседа. Разыгрывание ситуаций. Анкетирование.

Воспроизводить правила хороших поступков, проявлять уважение к людям, своим трудом приносящим пользу обществу.

Правила аккуратности.

Рассказ.

Беседа.

Игра.

Просмотр мультфильма.

Воспроизводить правила бережного отношения к предметам быта, к себе.  Использовать рационально своё время и время других людей.

Правила поведения на улице и в обществе.

Познавательная беседа.

Решение педагогических задач.

Работа за круглым столом.

Использовать доброжелательный тон в общении.

Оценивать характер общения (тон, интонацию, лексику), поведения в

общественных местах.

Этика и этикет.

Круглый стол. Познавательная беседа. Тестирование.

Использовать доброжелательный тон в общении.

Оценивать характер общения (тон, интонацию, лексику), поведения в

общественных местах.

   

Календарно-тематическое планирование

п/п

Тема урока

Кол-во

часов

Дата

План

Факт

Я стал третьеклассником.

1

09.09

Наш класс – наш дом.

1

16.09

Для чего человек говорит «Спасибо»?

1

23.09

Город дружных ребят: «Дружно в школе живёт детвора, вместе работа и вместе игра».

1

30.09

Правдой мир держится. (По рассказу В. Осеевой)

1

07.10

«У спокойствия – золотое дно».

1

14.10

У доброго дела – нет пределов. Нарисуй добро.

1

21.10

Как стать прилежным и старательным.

1

28.10

Твоё тепло согреет бабушкину душу. Праздник ко Дню пожилого человека. Рисунки к празднику.

1

11.11

Хамелеон какого цвета? (Поговорим о людях)

1

18.11

Дискуссия: «Что дороже согласия?»

1

25.11

Ты и твои друзья: «Бескорыстная дружба».

1

02.12

Операция: «Помоги другу».

1

09.12

Помни о других – ты не один живёшь на свете.

1

16.12

Диспут: «Мы в ответе за тех, кого приручили»

1

23.12

Операция: «Покорми птиц».

1

13.01

Дискуссия: «Вредные привычки. Скажи им –нет».

1

20.01

Трудовые дела в классе и дома.

1

27.01

Что значит быть дисциплинированным?

1

03.02

Бездельник любит похвастаться.

1

10.02

Мамины помощники, папины друзья.

1

17.02

Как я соблюдаю режим дня.

1

24.02

Диспут : «Хорошо ли быть завистливым?»

1

03.03

Деловая игра: «Если ты талантлив в труде – научи товарища».

1

10.03

Люблю помечтать… Рисунки на тему « Моя мечта»

1

17.03

Беседа – рассуждение : «Кто такой «настоящий человек»?

1

24.03

Каждой вещи – своё место.

1

07.04

Если научишься ценить время – многое успеешь.

1

14.04

Задачи не на сложение, а на уважение.

1

21.04

Не научившись есть – не ходи в гости (О правилах поведения за столом)

1

28.04

Красота вокруг нас: научись её видеть и создавать.                   ( Изготовление аппликации)

1

05.05

Викторина «Узнай по характеру героев из художественных произведений»

1

12.05

Конкурсная программа: «Дружба начинается с улыбки».

1

19.05

Итоговое занятие

1

25.05

               Итого

34 ч.

 

Лист изменений в тематическом планировании

№ записи

Дата

Изменения,

 внесенные в КТП

Причина

Согласование с зам. директора по УР



Предварительный просмотр:

Рассмотрено

Руководитель кафедры

_________/Е.Н.Большакова/

Протокол №   ____

от «____» __________2016  г.

Согласовано

Заместитель директора по УР

МБОУ «Гимназия №32»

НМР РТ

_________/В.А.Чернова/

от «____» _________ 2016  г.

Утверждаю

Директор МБОУ «Гимназия №32»

НМР РТ

__________/Л.А.Якимова /

Приказ №  _______________

от  «____»   _________  2016 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

                                                 по   внеурочной деятельности

                                               социального  направления

по   курсу «Школа социального проекта «Я  -  гражданин»

для  3 Д класса

Киляшовой Светланы Георгиевны,

МБОУ «Гимназия №32» НМР РТ

г. Нижнекамск, 2016 г.

Пояснительная записка

Рабочая программа по курсу «Школа социального проекта «Я-гражданин» создана на основе:

  • федерального закона об образовании в РФ №273 – ФЗ от 29.12.2012 года;
  • закона Республики Татарстан от 22.07.2013 №68-ЗРТ "Об образовании"  
  • федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования,  утвержденного приказом Министерства образования и науки РФ № 373 от  6 октября 2009 года;

 -  авторской  программы Байрамовой Н.Ф. «Школа социального проекта «Я-гражданин»

  • основной образовательной программы начального общего образования МБОУ «Гимназия № 32»;
  • план внеурочной деятельности  МБОУ «Гимназия №32» на 2016-2017 учебный год.

Место курса «Школа социального проекта «Я – гражданин»» в плане внеурочной

     деятельности

По плану внеурочной деятельности гимназии на изучение курса «Школа социального проекта «Я-гражданин» отводится 1 час в неделю, 34 часа в год.

  Личностные, метапредметные  и предметные результаты освоения курса

 Личностные:

-принимать другие мнения и высказывания, уважительно относиться к ним

-опираясь на освоенные изобразительные  знания и    умения, делать выбор способов реализации предложенного или собственного замысла.

Метапредметные результаты.

Регулятивные УУД:

-самостоятельно формулировать цель урока после предварительного обсуждения;

-уметь с помощью учителя   анализировать предложенное задание, отделять известное  и неизвестное;

-уметь совместно с учителем выявлять и формулировать проблему;

-под контролем учителя выполнять пробные поисковые действия для выявления    оптимального решения проблемы;

-выполнять задание по составленному под контролем учителя плану, сверять свои   действия с ним  и

осуществлять текущий в точности выполнения   итоговый контроль общего качества выполненного изделия, задания;

-в диалоге с учителем учиться вырабатывать критерии оценки и определять степень

успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев.

Познавательные УУД:

-искать и отбирать необходимые для решения задачи источники информации в книгах

(текст, иллюстрация, схема), энциклопедиях, справочниках, интернете;

-перерабатывать полученную информацию: сравнивать и классифицировать факты и  явления; определять причинно-следственные связи изучаемых явлений, событий    делать выводы на основе обобщения полученных знаний;

- преобразовывать информацию: представлять информацию в виде текста, таблицы.

Коммуникативные УУД:

- донести свою позицию до других;

-высказывать свою точку зрения и пытаться её   обосновать, приводя аргументы;

-слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить  свою точку    зрения;

-уметь сотрудничать, выполняя различные роли в группе, в совместном  решении   проблемы (задачи);

-уважительно относиться к позиции другого, пытаться договариваться.

Предметные результаты:

уметь с помощью учителя решать доступные  задачи, проблемы;

уметь самостоятельно выполнять практические задания;

уметь реализовывать творческий замысел в соответствии с заданными условиями.

Содержание  программы курса «Школа социального проекта «Я-гражданин»

«Мой мир»  (7ч)

Подготовка к проектной деятельности. (1ч)

Знакомство с понятиями «учебный проект», «цель», «сбор информации», «наблюдение», «публичное выступление».

«Как хорошо уметь читать» Творческая работа (2ч)

Знакомство с понятиями «гипотеза», «план действий» . Практическая работа: книжка-малышка

 « Моя любимая  книга»

«Осень. Небеса. Красные леса» Творческая работа (2ч)

Знакомство с понятиями «обработка собранного материала», «фото и видео зарисовки». Экскурсия в осенний парк. Наблюдение над изменениями в природе. Сбор информации, природного материала. Практическая работа. Выставка работ.

«Здравствуй, Зимушка-Зима» Творческая работа (2ч)

Знакомство с понятиями «проблема», «сравнение». Образ зимы в литературных произведениях. Стихи о зиме. Наблюдения над изменениями в природе. Практическая работа в группах (новогодние сувениры)

 «Семейный архив» (7 ч)

 «Моя родословная» Творческая работа (2 ч)

Знакомство с понятиями «родословная», «генеалогическое древо». Беседа «Моя родословная» Эмблема моей семьи. Составление генеалогического древа своей семьи. Оформление странички альбома. Устное выступление.

«Все профессии важны, все профессии нужны». Круглый стол.(2ч)

Постановка целей. Составление плана действий. Сбор информации. Составление мини альбома о профессиях родителей.

«Праздники традиционные и семейные». Проектная деятельность. (2ч)

Праздники традиционные. Праздники семейные. Подготовка и защита проекта об одном из праздников. Участие в Новогоднем празднике.

«Мой дом, моя улица». Путешествие в историю. (1ч)

Знакомство с историей своей улицы. Оформление собранного материала (групповая работа). Защита проекта.

«Я и школа» (8 ч)

«Неизвестное в известном: моя школа» (2ч)

Экскурсия в школьный музей. Страницы истории нашей школы. Школа, как часть малой Родины.

 «Эмблема нашей школы» (2ч)

Создание эмблемы школы (групповая работа). Защита работы.

«Календарь знаменательных дат»(2ч)

Постановка целей. Составление плана действий. Сбор информации о традиционных праздниках школы. Оформление справочника «Традиции школы».

Акция «Творим добро своими руками»(1ч)

День пожилого человека. Поздравление пожилых людей. Изготовление сувениров.

«Встреча трех поколений» Архивно-поисковая работа (1ч)

Юбилей школы. Выпускники школы. Поисковая работа. Оформление работы (презентация), участие в праздничном концерте.

«Широка страна моя родная» (11 ч)

Родная страна. (3 ч)

Государственная символика. Россия – многонациональное государство. Москва – столица нашей Родины. Проект «Виртуальное путешествие по Москве»(создание презентаций).

Народы нашей страны (3 ч)

Люди живущие вокруг нас. Восточно-славянские народы. Народы Северного Кавказа, Азии. Исследовательская работа «Национальный костюм». Практическая работа (изготовление национального костюма) Выставка «Я горжусь своей национальностью».

«Без тебя мой край родной, немыслима Россия». (3 ч)

Символика Татарстана.

Татарстан - мой отчий край. Казань – столица  Татарстана.

 Конкурс чтецов «Цвети мой край»

Российской армии сыны.(1 ч)

Армия России. «Памятник советскому солдату». Ветеран с тобой рядом. Встречи с ветеранами

Экскурсия к вечному огню. Проект «Есть ли место героизму в наши дни?»

«Права детей в плакатах и комментариях»(1 ч)

Знакомство с понятиями «Конвенция о правах ребенка», создание презентации «Я - гражданин»

Итоговое занятие (1ч)

Занятие-игра в виде викторины. Обобщение  по пройденному материалу.

                    Тематическое планирование по курсу «Я - гражданин»

Раздел темы

Количество часов

«Мой мир»  

7

«Семейный архив»

7

«Я и школа»

8

«Широка страна моя родная»

11

Итоговое занятие

1

Итого

34

Тема раздела

Форма организации

Характеристика видов деятельности

1

«Мой мир»  

Беседа, классный час

Понимать значение ключевых слов: человек, общество, гражданин страны;

рассказывать о родной стране, своем городе (селе);

относиться с уважением к истории, культурным и историческим ценностям, уважение и принятие других народов, толерантность, уважение и доброжелательное отношение к окружающим.

2

«Семейный архив»

Конкурс рисунков,

практическая работа

  • Формировать навыки ответственного поведения в семье;
  • развивать интереса к семейным традициям, праздникам;
  • развивать свои творческие способности;
  • относиться с чувством любви к своей семье, уважения к родителям.

3

«Я и школа»

Беседа, классный час, викторина, дискуссия, встреча с родителями.

Формировать положительное отношение и интерес к изучению человека, истории своей страны;

владеть навыками установления и выявления причинно-следственных связей  в социуме;

приобретать  навыки культуры общения (дома, в школе, в обществе).

Планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане;

осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату.

Сотрудничать с одноклассниками при выполнении заданий в паре: устанавливать очерёдность действий, осуществлять взаимопроверку.

4

«Широка страна моя родная»

Беседа, классный час, экскурсия, конкурсы, практическая работа

Различать государственную символику Российской Федерации (герб, флаг, гимн); показывать на карте границы Российской Федерации;

создавать образцы местной символики, проводить самостоятельно интервью, разрабатывать и представлять мини – проекты, связанные с развитием своего города.

Уметь рассказывать о родной стране, столице, приводить примеры исторических и научных памятников страны и ряда других стран, родного края.

Умение координировать свои усилия с усилиями других, формулировать собственное мнение и позицию;

договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов.

5

Итоговое занятие

Викторина

Представлять результаты творческих работ. Развивать и приобретать  определенные личностные качества, расширять эмоциональный опыт. Воспитывать  волю. Анализировать собственную эмоциональную позицию. Знать и беречь семейные традиции,  любить и уважать родителей, близких.

                                        Календарно-тематическое  планирование

№ п/п

Тема урока

Кол-во часов

Дата проведения

План

Факт

Мой мир (7 ч)

Подготовка  к  проектной  деятельности.

1

08.09

Как  хорошо  уметь читать.

1

15.09

Как  хорошо  уметь читать. Творческая  работа.

1

22.09

Осень. Небеса. Красные леса.

1

29.09

Осень. Небеса. Красные леса. Творческая  работа.

1

06.10

Здравствуй, Зимушка-Зима.

1

13.10

Здравствуй, Зимушка-Зима. Творческая  работа.

1

20.10

«Семейный архив» (7ч)

«Моя родословная»

1

27.10

«Моя родословная». Творческая работа

1

10.11

«Все профессии важны, все профессии нужны».

1

17.11

«Праздники традиционные и семейные».

1

24.11

«Праздники традиционные и семейные». Проектная деятельность

1

01.12

«Мой дом, моя улица».

1

08.12

«Мой дом, моя улица». Путешествие в историю.

1

15.12

«Я и школа» (8ч)

«Неизвестное в известном: моя школа»

1

22.12

«Эмблема нашей школы»

1

12.01

«Календарь знаменательных дат»

1

19.01

Акция «Творим добро своими руками»

1

26.01

«Встреча трех поколений» Архивно-поисковая работа

1

02.02

«Ландшафтный дизайн». Проектная работа

1

09.02

«По дорогам славы»

1

16.02

«По дорогам славы». Архивно-поисковая работа.

1

22.02

«Широка страна моя родная»(11ч)

Родная страна. Государственная символика.

1

02.03

Родная страна. Москва-столица нашей Родины.

1

09.03

Народы нашей страны. Восточно-славянские народы

1

16.03

Народы нашей страны.«Национальный костюм».

1

23.03

Народы нашей страны. Народы Северного Кавказа, Азии.

1

06.04

«Без тебя мой край родной, немыслима Россия.»

1

13.04

Российской армии сыны.

1

20.04

Российской армии сыны. Экскурсия.

27.04

«Права детей в плакатах и комментариях»

04.05

«Ничто на Земле не проходит бесследно…»

11.05

«Победа деда – моя Победа» Творческая работа

18.05

Урок-обобщение.

1

25.05

Итого                                                                          

34 ч.

Лист изменений в тематическом планировании

№ записи

Дата

Изменения,

 внесенные в КТП

Причина

Согласование с зам. директора по УР

 



Предварительный просмотр:

Рассмотрено

Руководитель кафедры

_________/Е.Н.Большакова/

Протокол №   ____

от «____» __________2016  г.

Согласовано

Заместитель директора по УР

МБОУ «Гимназия №32»

НМР РТ

_________/В.А.Чернова/

от «____» _________ 2016  г.

Утверждаю

Директор МБОУ «Гимназия №32»

НМР РТ

__________/Л.А.Якимова /

Приказ №  _______________

от  «____»   _________  2016 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

                                     

                                     по   внеурочной деятельности

общекультурного    направления

        по курсу «Этика общения» для   3 д класса

                                           

      Киляшовой Светланы Георгиевны,

МБОУ «Гимназия №32» НМР РТ

г. Нижнекамск, 2016 год

Пояснительная записка

Рабочая программа по  курсу «Этика общения»  создана на основе:

  • федерального закона об образовании в РФ №273 – ФЗ от 29.12.2012 года;
  • закона Республики Татарстан от 22.07.2013 №68-ЗРТ "Об образовании"  
  • федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования,  утвержденного приказом Министерства образования и науки РФ № 373 от  6 октября 2009 года;
  • основной образовательной программы начального общего образования МБОУ «Гимназия № 32»;
  • план внеурочной деятельности  МБОУ «Гимназия №32» на 2016-2017 учебный год.

Место курса «Этика общения» в плане внеурочной деятельности

По плану внеурочной деятельности гимназии на изучение курса «Этика общения» отводится 1 час в неделю, 34 часа в год.

Личностные, метапредметные

результаты освоения курса  «Этика общения»

Личностные результаты:

  • знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение;
  • осознание своей этнической и культурной принадлежности в контексте единого и целостного Отечества при всём разнообразии культур, национальностей, религий России;
  • установка на безопасный здоровый образ жизни, умение оказывать доврачебную помощь себе и окружающим; умение ориентироваться в мире профессий и мотивация к творческому труду.
  • осознание ответственности за общее благополучие;
  • развитие этических чувств;
  • самооценка.

Метапредметные результаты:

     •     сравнение, анализ, синтез, обобщение, классификация по родовидовым признакам;

     •     установление аналогий и причинно-следственных связей) в материалах курса;  

     •     установление соответствие поступков нравственным правилам;

     •    сопоставление,  сравнение героев, их поведение; классифицирование материала

           по разным основаниям  (определение групп  пословиц по теме – о добре,

           трудолюбии, отношении к учёбе);  

     •   сравнение иллюстрации с текстом для определения эмоционального состояния  

          героев.

Универсальные учебные действия:

Познавательные  общеучебные  действия

  • умение осознанно строить речевое высказывание в устной форме;
  • умение осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы;

Коммуникативные УУД

  • умение общаться с другими людьми — детьми и взрослыми;
  • умение выражать свои мысли;
  • управление действиями партнера (оценка, коррекция);
  • использовать речь для регуляции своего действия.

Регулятивные УУД

  1. волевая саморегуляция;
  2. оценка;
  3. коррекция.

Содержание программы курса «Этика общения»

  1. Введение. Понятие о нравственности. Как и когда возникла? Учение различных религий и народов о нравственности. Раскрытие понятий мораль, этика. Общечеловеческие ценности различных религий. Самоценность и вечность нравственных ценностей.
  2. Нравственные категории. Понятие нравственных категорий: добро, совесть, честь, верность, любовь, ответственность, великодушие, стыд и т. д. Восхождение по «ступенькам» нравственности к счастью. Отражение нравственных качеств в словах, поступках, делах, поведении человека. «Золотое правило нравственности». Проявление нравственных качеств в отношении к людям, природе, самому себе. Воспитание этих качеств у себя. Я нужен людям. Труд на благо себе и другим.
  3. Воспитанность как важное качество личности. Содержание понятия воспитанность. Составные части воспитанности: культура общения, культура внешности, культура организации повседневной жизни. Воспитанность как отражение нравственности.
  4. Культура общения. Приличие, вежливость, тактичность - основы культуры общения. Народные традиции и культура общения. Понимание партнера - важный компонент культуры общения. Этикет общения: формулы приветствия, знакомства, представления и обращения к разным людям. Культура речевого общения. Азбука беседы (способность точно выражать свои мысли; способность слушать; спор, но не ссора, поведение во время разговора). Слово на бумаге. Тон вежливой речи, «Ты» и «Вы», «словоприкладство». Поведение человека в разных ситуациях. Искусство приносить радость. Счастье, что это? Чтобы подарить счастье, не обязательно быть волшебником. Человек увеличивает свое счастье в той мере, в какой он приносит его другим. Умение радоваться и радовать других. Умение разделить чужую радость. Этикет приношения радости (подарки, поздравления, комплименты и другие формы).
  5. Культура внешности. Понятие внешность. Составные внешности: физический облик, функциональные признаки, оформление внешности (движение, осанка, мимика, поза и т. д.). Понятие о красоте. Красота внутренняя и внешняя и их взаимосвязь. Внешность и воспитанность (не мешай, будь приятным, будь естественным). Посмотрим на себя со стороны. Зеркало в жизни человека. Гигиена — союзница красоты (помоги себе сам).
  6. Культура организации повседневной жизни. Как организовать свою жизнь? Я и мое время. Считаю ли я минуты? Распорядок моей жизни. Дом, понятие о доме и история дома. Я, уют, порядок и красота в моем доме. Вещи — друзья и помощники, уход за ними. Уголок в моем доме, который я люблю и о котором забочусь. Все, что я вижу из окна моего дома, - предмет моего внимания и заботы.
  7. Самопознание, самовоспитание. Человек. Понятие о человеке (физические, умственные, психологические данные). Кто Я? Какой Я? Зачем Я? Что составляет мое «Я»? (чувства, мысли, воля, характер). Чем Я неповторим? Что дали мне природа, родители, что зависит от меня в совершенствовании моего «Я»? Самовоспитание. Что это? Возможно ли это? Действительно ли я могу все, что могут другие? Как «сделать» себя лучше? Что для этого нужно? Средства и способы самовоспитания.
  8. Семья — школа нравственности. Понятие семья. История семьи. Родословная моей семьи (древо моей жизни). Я — продолжение моей семьи. Мой дом. Семейные традиции. Моя фамилия, ее история, значение, мое имя. Родители в семье и в моей жизни. Мои ближайшие родственники. Папины «уроки», мамины «уроки». Тепло бабушкиных рук, дедушкина мудрость.

                                 

                   

Тематическое планирование по курсу «Этика общения»

Раздел темы

Количество часов

Введение

1

Нравственные категории

7

Воспитанность.

Составные воспитанности

2

Культура общения

5

Культура внешности

8

Культура организации повседневной жизни

6

Самопознание. Самовоспитание.

Семья — школа нравственности.

                5

Итого

34

Тема раздела

Форма организации

Характеристика видов деятельности

1.

Введение

беседа

Находить нужную информацию. Участвовать в групповой работе. Аргументировать собственный вывод.

2.

Нравственные категории

беседы

игры нравственного и духовно-нравственного содержания

практикум

Пользоваться разными источниками информации. Овладеть  новыми понятиями дискуссии, основанные не только на знаниях, но и на жизненном опыте учащихся. Знакомиться  с нравственными основами понятий «добро», «любовь» «дружба», «совесть», «честь», «уважение». Участвовать в диалоге. Выбирать форму участия в игре

3.

Воспитанность.

Составные воспитанности

беседы

игры

конкурсы

Собирать информацию по выбранной теме. Учиться познавать  самого себя, свой характер, способы его  коррекции. Осмыслить правила вежливого человека, уметь  быть самим собой. Участвовать в ролевых играх, связанных с  речевой  деятельностью. Формировать представления о нравственных и безнравственных поступках.

4.

Культура общения

тренинг

беседа

урок-игра

Планировать собственные действия в соответствии с поставленной целью. Участвовать в дискуссии. Строить монолог и диалог. Выбирать тон речи. Осмыслить роль доброй, весёлой шутки в нашей жизни. Отвечать на вопросы, аргументировать свою позицию. Соблюдать правила этикета на улице и в транспорте, в театре и на концерте, выставке и т.д. Сотрудничать со сверстниками и взрослыми. Распределять роли в игре.

5.

Культура внешности

урок-игра

беседа

практикум

Соблюдать правила личной гигиены, вести здоровый образ жизни, создавать  свой имидж.  Воспроизводить основные требования к внешнему виду человека в практических и жизненных ситуациях. Осмыслить культуру внешнего вида как чистоту, опрятность, аккуратность в человеке, и их значение для здоровья, уважения окружающих, собственного хорошего самочувствия. Оценивать  внешний вид человека по  критериям: аккуратность, опрятность, удобство, соответствие ситуации. Участвовать  в творческой  и игровой  деятельности.

6.

Культура организации повседневной жизни

экскурсия

культпоход

беседа

игра-практикум

Претворять  общепринятые нормы нравственности в ежедневном поведении. Практически знакомиться с правилами коллективных игр, позволяющих играть дружно, без конфликтов. Анализировать пути выхода из конфликтных ситуаций. Проявлять интерес к личности и жизни замечательных людей, к памятникам культуры. Выполнять различные творческие задания. Давать нравственную оценку конкретных поступков людей. Сознательное неприятие антиобщественного поведения.

ая

7.

Самопознание. Самовоспитание.

Семья — школа нравственности.

детские исследовательские проекты

Представлять результаты творческих работ. Развивать и приобретать  определенные личностные качества, расширять эмоциональный опыт. Воспитывать  волю. Анализировать собственную эмоциональную позицию. Знать и беречь семейные традиции,  любить и уважать родителей, близких.

8.

Заключение

беседа

Находить нужную информацию. Участвовать в групповой работе. Аргументировать собственный вывод.

Календарно-тематическое планирование

п/п

Тема урока

Кол-во

часов

Дата

План

Факт

                                           Введение (1ч)

«Что такое хорошо и что такое плохо?» (Чтобы всем было хорошо, надо этому учиться. Знакомство с предметом этика. Для чего эти уроки.)

1

06.09

                               Нравственные категории (8 ч)

«Легко ли быть человеком?»

1

13.09

«Добрым быть совсем-совсем непросто»

1

20.09

«История о добром сердце»

1

27.09

«Я могу быть волшебником и творить добро словом и делом»

1

04.10

«Самое главное, что у тебя большое сердце»

1

11.10

«Друзья нашего детства»

1

18.10

«Зачем нужно печальное?»

1

25.10

«Учусь дружить» («Человек без друга — птица с одним крылом, жить будет, ходить по земле будет, а летать никогда»)

1

08.11

                        Воспитанность.  Составные воспитанности   (4 ч)

«Какого человека можно назвать воспитанным?»

1

15.11

«Ежели вы вежливы» (О том, как важно и приятно быть вежливым)

1

22.11

Любимые сказки. Объяснение пословицы: «Доброе слово, что ясный день».

1

29.11

Волшебные слова. Игра «Волшебный цветик - семицветик». От улыбки станет всем светлей.

1

06.12

                                          Культура общения ( 5 ч)

«...Ты да я, да мы с тобой...» (Об умении вести себя в коллективе сверстников)

1

13.12

«Я дочь иль сын, сестра иль брат» (О поведении в семье)

1

20.12

«Если бы я был волшебником» (О способности радовать других, о поздравлениях, подарках)

1

24.11

Стихотворение Лившица «Разговор».

Благинина «В тишине». Собирательный образ мамы.

1

26.11

Путешествие в волшебную сказку.

Игра с доброй феей. Игра с пословицами.

1

17.01

                                    Культура внешности ( 5 ч)

«В гостях у Мойдодыра»

1

24.01

«Если хочешь быть здоров, закаляйся!»

1

31.01

«Почему привычки бывают вредными? (О том, как вредные привычки  портят внешность»

1

07.02

«Да здравствует мыло душистое».

Будь всегда опрятным, чистым, аккуратным.

1

14.02

Конкурс о предметах туалета в виде загадок, пословиц, стихов. Обсуждение предварительно нарисованных рисунков.

1

21.02

                       Культура организации повседневной жизни ( 5ч)

«Вещи — друзья и помощники. (Вещи — помощники дома, в школе, нужные вещи и не очень. Вещи как память об ушедшем времени)

1

07.03

«Дом, в котором я живу» (Мой адрес. Как мне найти свой дом)

1

14.03

«Уют и порядок в моем доме» (От кого зависят уют и порядок в доме? Как сделать, чтобы было уютно?)

1

21.03

«Парта – это не кровать….»

1

04.04

«Чистота – залог здоровья»

1

11.04

                             Самопознание. Самовоспитание. 

                            Семья — школа нравственности    ( 5 ч)

«Семь — я». (Понятие о семье. Обо мне, о моих родителях)

1

18.04

 «Загляни в семейный альбом» (Кто в нем «живет», кто они мне, а я — им? Родня, кто же это?)

1

25.04

«Любимые занятия в моей семье» (Чем занимаемся? Что поем? Что читаем, что любим всей семьей?)

1

03.05

«Вместе с папой, вместе с мамой» Игра - соревнование

1

08.05

Изучаем старинные игры «Лапта», «Городки»

1

16.05

Заключительное занятие в форме игры «Театр миниатюр»

1

23.05

             Итого

34 ч.

Лист изменений в тематическом планировании

№ записи

Дата

Изменения,

 внесенные в КТП

Причина

Согласование с зам. директора по УР


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по внеурочной деятельности образовательная программа по конкретным видам внеурочной деятельности кружок «Этикет для младших школьников»

Данная программа по внеурочной деятельности "Этикет для младших школьников" призвана помочь растущему человеку в постижении норм человеческих отношений. А так же способствовать формированию гармонично...

Внеурочная деятельность. Рабочая программа по внеурочной деятельности для учащихся 1-х классов спортивно- оздоровительный кружок "Сильные, смелые, ловкие"

Рабочая программа по внеурочной деятельности для учащихся 1-х классов спортивно- оздоровительный кружок  "Сильные, смелые, ловкие"...

Внеурочная деятельность. Рабочая программа по внеурочной деятельности для учащихся 2-х классов спортивно- оздоровительный кружок "Крепыш"

Рабочая программа по внеурочной деятельности для учащихся 2-х классов спортивно- оздоровительный кружок  "Крепыш"...

Внеурочная деятельность. Рабочая программа по внеурочной деятельности для учащихся 3-х классов спортивно- оздоровительный кружок "Крепыш"

Рабочая программа по внеурочной деятельности для учащихся 3-х классов спортивно- оздоровительный кружок  "Крепыш"...

Внеурочная деятельность. Рабочая программа по внеурочной деятельности для учащихся 4-х классов спортивно- оздоровительный кружок "Крепыш"

Рабочая программа по внеурочной деятельности для учащихся 4-х классов спортивно- оздоровительный кружок  "Крепыш"...