Главные вкладки

    Программа кружка "Симфония творчества"
    методическая разработка на тему

    Колбнев Дмитрий Александрович

    Программа кружка "Симфония творчества"

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл simf._tvorch.docx43.3 КБ

    Предварительный просмотр:

    Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

    «Бахтызинская основнаяя общеобразовательная школа»

    Вознесенского района Нижегородской области

    Утверждаю

    Директор

    ____________ Аниськин С. А.

    Приказ №_____________

    Программа

    внеурочной деятельности

    «Симфония творчества».

    Направление

    общекультурное

    Возраст детей: 7 - 10 лет

    Учитель: Колбнев Д. А.

    2016 год.

    Пояснительная записка

    В основе программы внеурочной деятельности по общекультурному направлению «Симфония творчества» лежат следующие нормативно – правовые документы:

    • Закон об образовании;
    • Приказ Минобрнауки РФ от 06.10.2009 №373 «Об утверждении и введении в действие ФГОС НОО»;
    • Приказ Минобрнауки РФ от 26.11.2010 №1241 «О внесении изменений в федеральный государственный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Мионбрнауки от 06.10.2009 №373»;
    • Приказ Минобрнауки РФ от 22.09.2011 №2357 «О внесении изменений в федеральный государственный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Минобрануки РФ от 06.10.2009 №373»;
    • Примерная основная образовательная программа.

    Актуальность

    Работа с разными природными и бросовыми материалами, бумагой, нитками, спичками, клеенкой имеет большое значение для всестороннего развития ребенка, способствует физическому развитию: воспитывает у детей способности к длительным физическим усилиям, тренирует и закаливает нервно-мышечный аппарат ребенка. Используемые в программе виды труда способствуют воспитанию нравственных качеств: трудолюбия, воли, дисциплинированности, желания трудится.

    Дети усваивают систему политехнических понятий, познают свойства материалов, овладевают технологическими операциями, учатся применять теоретические знания на практике. Украшая свои изделия, учащиеся приобретают определенные эстетические вкусы. Декоративно – прикладное искусство способствует изменению отношения  ребенка к процессу познания, развивает широту интересов и любознательность, что «является базовыми ориентирами федеральных образовательных стандартов».

     При разработке программы «Симфония творчества»  был учтен уже имеющийся опыт работы образовательного учреждения и проанализированы программы дополнительного образования по художественно-эстетическому направлению. Эти программы, хотя и представляют значительный интерес с точки зрения организации внеурочной деятельности учащихся, но в основном представлены одним направлением декоративно – прикладного  творчества: лепка, аппликация, квиллинг, тестопластика и т.п.

    Программа является модифицированной.

       Новизна данной программы заключается в :

    - изучение разнообразных тем данного направления: панно,  коллажи, букеты, украшения, оформление подарков;

    - внедрение современных тенденций искусства в образовательный процесс с целью приобретения новых знаний, умений и навыков;

    Цель программы:создание условий для развития художественно-творческих способностей через обеспечение эмоционально – образного восприятия действительности, развитие эстетических чувств и представлений, образного мышления и воображения.

    Задачи:

    воспитательные

    • Воспитание личности творца, способного осуществлять свои творческие замыслы в области разных видов декоративно – прикладного искусства.
    • Формирование  у учащихся устойчивых систематических потребностей к саморазвитию, самосовершенствованию  и самоопределению  в процессе  познания  искусства, истории, культуры, традиций.

    Развивающие

    • Развивать творческие способности на основе знаний, умений и навыков детей.
    • Развивать память, внимание, глазомер, мелкую моторику рук, образное и логическое мышление, художественный вкус школьников.

    Обучающие

    • Расширить запас знаний детей о разнообразии форм и пространственного положения предметов окружающего мира, различных величинах, многообразии оттенков цветов.
    • Расширить представления о многообразии видов декоративно – прикладного искусства.
    • Вооружить детей знаниями в изучаемой области, выработать необходимые практические умения и навыки;

    Ведущие идеи

    Особенностью данной программы является то, что она дает возможность каждому обучающемуся реально открыть для себя волшебный мир декоративно-прикладного искусства, проявлять и реализовывать свои творческие способности.

    Программа способствует:

     -развитию разносторонней личности ребенка, воспитание воли и характера;

     -помощи в его самоопределении, самовоспитании и самоутверждению в жизни;

     -формированию  понятия о роли и месте декоративно – прикладного искусства в жизни;

     -освоению современных видов декоративно – прикладного искусства;

     -обучению практическим навыкам художественно – творческой деятельности, пониманию связи художественно – образных задач с идеей и замыслами, умению обобщать свои жизненные представления с учетом возможных художественных средств;

     -созданию творческой атмосферы в группе воспитанников на основе взаимопонимания коллективной работы;

      -знакомству с историей пластилина,  бисероплетения, бумагопластики,  и изготовления кукол, народными традициями в данных областях.

    Принципы построения программы:

    1. От простого к сложному.
    2. Связь знаний, умений с жизнью, с практикой.
    3. Научность и доступность
    4. Воспитывающая и развивающая направленность.
    5. Всесторонность, гармоничность   в содержании знаний, умений, навыков.
    6. Активность и  самостоятельность.
    7. Учет возрастных и  индивидуальных особенностей.

    Программа рассчитана на 1 год. Объем реализации программы 34 часа в учебное время по 1 часу в неделю. Состав обучающихся постоянный в возрасте 7-10 лет.Возможно временное объединение глубоко мотивированных детей в творческие группы для подготовки их к участию в выставках, конкурсах, к защите творческих проектов.

    Основными видами деятельности программы является учебная, игровая, творческая.

    Основные формы

    - комбинированное учебное занятие,

    - экскурсия,

    - выставка,

    - мастер-класс,

    - конкурс,

    - творческая встреча

    Прогнозируемые результаты

    Освоение детьми программы «Симфония творчества» направлено на достижение комплекса  результатов в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта.

    В сфере личностных универсальных учебных действий у обучающихся будут сформированы:

    -   учебно – познавательного интерес к декоративно – прикладному творчеству, как одному из видов изобразительного искусства;

    -  навык самостоятельной работы  и работы в группе при выполнении практических творческих работ;

    - способность к самооценке на основе критерия успешности деятельности;

    - заложены основы социально ценных личностных и нравственных качеств: трудолюбие, организованность, добросовестное отношение к делу, инициативность, любознательность, потребность помогать другим, уважение к чужому труду и результатам труда, культурному наследию.

    Младшие школьники получат возможность для формирования:

    - устойчивого познавательного интереса к творческой деятельности;

    - возможности реализовывать творческий потенциал в собственной художественно-творческой деятельности, осуществлять самореализацию и самоопределение личности на эстетическом уровне;

    В сфере регулятивных  универсальных учебных действий обучающиеся научатся:

    - выбирать художественные материалы, средства художественной выразительности для создания творческих работ. Решать художественные задачи с опорой на знания о цвете, правил композиций, усвоенных способах действий;

    - осуществлять итоговый и пошаговый контроль в своей творческой деятельности;

    - адекватно воспринимать оценку своих работ окружающих;

    - вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе оценки и характере сделанных ошибок.

    Младшие школьники получат возможность научиться:

    - самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить коррективы в исполнение действия как по ходу его реализации, так и в конце действия.

    - моделировать новые формы, различные ситуации, путем трансформации известного создавать новые образы средствами декоративно – прикладного творчества.

    -осуществлять поиск информации с использованием литературы и средств массовой информации;

    В сфере познавательных   универсальных учебных действий  обучающиеся научатся:

    - различать изученные виды декоративно – прикладного искусства;

    - приобретать и осуществлять практические навыки и умения в художественном творчестве;

    - осваивать особенности художественно – выразительных средств,  материалов и техник, применяемых в декоративно – прикладном творчестве.

    -  развивать  фантазию, воображения, художественную интуицию, память;

    - развивать критическое мышление, в способности аргументировать свою точку зрения по отношению к различным произведениям изобразительного декоративно – прикладного искусства;

                 Младшие школьники получат возможность научиться:

    -создавать и преобразовывать схемы и модели для решения творческих задач;

    - понимать культурно – историческую ценность традиций и уважать их;

    В сфере коммуникативных  универсальных учебных действий  обучающиеся научатся:

    -первоначальному опыту осуществления совместной продуктивной деятельности;

     - сотрудничать и оказывать взаимопомощь, доброжелательно и уважительно строить свое общение со сверстниками и взрослыми

     - формировать собственное мнение и позицию;

    Младшие школьники получат возможность научиться:

    - учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;

    -задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером;

    -адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности;

    В результате занятий декоративным творчеством у обучающихся  должны быть развиты такие качества личности, как умение замечать красивое, аккуратность, трудолюбие, целеустремленность.

    Оценка  планируемых результатов освоения программы

    Система отслеживания и оценивания результатов обучения детей  проходит через участие их в выставках,  конкурсах, фестивалях, массовых мероприятиях, создании портфолио.

                     В портфолио ученика включаются фото и видеоизображения продуктов исполнительской деятельности, продукты собственного творчества, материала самоанализа, схемы, иллюстрации, эскизы и т.п.

    Учебно – тематический план

    Название раздела

    Количество часов

    Вид деятельности

    Форма занятия

    ресурсы

    Теория

    Практика

    Введение в курс

    1

    -

    Познавательная, игровая

    беседа

    Поделки из картона и бумаги

    2

    11

    Трудовая, художественное творчество

    комбинированная

    http://ped-kopilka.ru/detskoe-tvorchestvo/cvety-iz-bumagi/podarki-cvety-iz-bumagi-svoimi-rukami.html

    Поделки из природного материала

    1

    2

    Трудовая, художественное творчество

    Комбинированная, экскурсия, беседа

    http://detpodelki.ru/publ

    Работа с пластилином

    1

    8

    Трудовая, художественное творчество

    Комбинированная.игра

    http://www.deti-o-detyah.ru/razvivayuzshiye-igry/52-podelki-iz-plastilina.html

    Тестопластика

    1

    2

    Трудовая, художественное творчество

    комбинированная

    http://stranamasterov.ru

    Поделки из бросового материала

    1

    4

    Трудовая, художественное творчество

    комбинированная

    http://www.fun4child.ru/4335-podelki-iz-brosovogo-materiala.html

    Итого

    7 часов

    27 часов

    Содержание программы

    Обучение по данному направлению направлена на удовлетворение интересов детей в приобретении базовых знаний и умений о простейших приемах и техниках работы с материалами и инструментами (пластилин, бумага и картон, бисер и проволока и т.д.), знакомство с историей данных видов декоративно – прикладного искусства,  изготовление простейших  декоративно – художественных изделий, учатся организации своего рабочего места.

    1. Введение: правила техники безопасности

    Знакомство с основными направлениями работы на занятиях; материалами и оборудованием; инструктаж по правилам техники безопасности.

    1. Поделки из картона и бумаги.

    История бумаги. Технологии работы с бумагой. Историческая справка о бумаге. Виды бумаги, ее свойства и применение. Материалы и приспособления, применяемые при работе с бумагой. Разнообразие техник работ с бумагой. Условные обозначения. Инструктаж по правилам техники безопасности.

    1. Работа с пластилином

    Историческая справка о пластилине. Виды пластилина, его свойства и применение. Материалы и приспособления, применяемые при работе с пластилином. Разнообразие техник работ с пластилином. Изготовление фигур бабочек, пингвина, рыбок.

    1. Тестопластика. Способы приготовления теста. Инструменты нужные для работы с тестом и правила их, безопасного использования. Правила поведения на занятиях. Замес теста. Свойства материала, основные способы и приемы лепки.
    2. Поделки из природного материала

    Знакомство с природным  и дополнительным материалом для работы,   инструментами. Демонстрация образцов, иллюстраций. Сбор необходимых природных материалов.  Гербарий. Правила сбора и оформления листьев и цветов. Подготовка листьев и растений к работе (правила сушки, проглаживания). Изготовление декоративных панно из сухих семян, круп, пейзажа из засушенных листьев.

    1. Поделки из бросового материала

    Работая с разными материалами, дети знакомятся с их свойствами, разнообразной структурой, приобретают трудовые навыки и умения, учатся мыслить. Так как материал для работы относится к категории бросового, к нему предъявляются определенные требования:

    • Поделки из бросового материала могут иметь разное назначение: для игр детей, для украшения интерьера группы, но все они должны быть безопасными для детей (не токсичными, не вызывать аллергий);
    • тщательно промытыми и высушенными;
    • доступными в обработке (вырезаться, протыкаться, склеиваться);

    Простейшие изделия из дисков, пластиковых стаканчиков.

    Методическое обеспечение

    На занятиях внеурочной деятельности по общекультурному направлению используются следующие формы работы: комбинированное занятие, беседа, практическая работа, экскурсия, урок – выставка, конкурсы, игры, просмотры видеофильмов и обсуждение.

    Календарно- тематическое планирование

    Тема

    Количество часов

    Дата проведения

    Форма подведения итогов

    1.

    Введение в учебный курс

    Вводное занятие

    1

    сентябрь

    беседа

    2-3

    Поделки из картона и бумаги. Изготовление цветов из кругов

    2

    Сентябрь

    сентябрь

    Самостоятельная работа

    4-5

    Основы квиллинга

    2

    Сентябрь, октябрь

    Самостоятельная работа

    6

    Пусть всегда будет солнце! (аппликация)

    1

    октябрь

    Выставка

    7

    Изготовление цветов из салфеток

    1

    октябрь

    Самостоятельная работа

    8-9

    Поделки из природного материала

    Выполнение декоративного панно из засушенных цветов, листьев, семян, крупы

    2

    Октябрь, октябрь, ноябрь

    Экскурсия, самостоятельная работа

    10

    Флористика. Выполнение пейзажа из засушенных листьев.

    1

    ноябрь

    Самостоятельная работа

    11

    Фантазии из фантиков. Ежик

    1

    ноябрь

    Самостоятельная работа

    12

    Фантазии из фантиков. Детки – конфетки

    1

    ноябрь

    фотоколлаж

    13-14

    Изготовление новогодних игрушек из бумаги

    2

    Декабрь

    декабрь

    Украшение класса

    15-16

    Работа с пластилином. Путешествие в Пластилинию. Радужные бабочки

    2

    Декабрь

    декабрь

    Самостоятельная работа

    17 - 18

    Рыбки в аквариуме

    2

    Январь

    январь

    Самостоятельная работа

    19

    Пингвины

    1

    январь

    Самостоятельная работа

    20-21

    Тестопластика

    «Волшебное тесто»

    Лепка элементов простой формы

    2

    Февраль

    февраль

    Самостоятельная работа

    22

     «Мой дом – питомцы»

    1

    февраль

    Самостоятельная работа

    23

    Поделки из бумаги и картона

    Изготовление открыток к празднику «День Защитника Отечества»

    1

    февраль

    Самостоятельная работа

    24

    Поделки из бумаги и картона

    Изготовление открыток к празднику «8 Марта»

    1

    март

    Самостоятельная работа

    25

    Тестопластика

    Лепка сказочных героев

    1

    Март

    март

    Групповая работа, видеоклип

    26

     «Живая азбука»

    1

    март

    Самостоятельная работа

    27-28

    Работа с пластилином. Лепка игрушек по мотивам дымковской игрушки

    2

    Апрель

    апрель

    Самостоятельная работа

    29

    Роспись дымковской игрушки

    1

    апрель

    Самостоятельная работа

    30-31

    Забавные игрушки из бросового материала.

    Оригинальные игрушки из дисков

    2

    Апрель

    май

    Самостоятельная работа

    32

    Подставка для ручек. Игрушки из пластиковых стаканов

    1

    май

    Самостоятельная работа

    33

    Диагностика. Игра «Что, где когда»

    1

    май

    игра

    34

    Поделки из картона и бумаги. «Математика вокруг нас. Форма, размер, цвет»

    1

    май

    Самостоятельная работа

    Материально – технические средства:

    1. Картон  белый и цветной; цветная бумага; шаблоны для работы
    2. Клей ПВА;
    3. Ножницы; степлер;
    4. Линейка, простой карандаш;
    5. Бумажные салфетки; фантики от конфет;
    6. Пластиковая крышка;
    7. Семена растений, крупа, сухие листья, цветы;
    8.  Пластилин, стеки;
    9. Соленое тесто;
    10. Влажные салфетки;
    11. Бросовый материал: CD – диски, пластиковые стаканчики, пуговицы, и др.
    12. Проектор, ноутбук, колонки;
    13. Мультфильм «Пластилиновая ворона» http://www.youtube.com/watch?v=xUqU9iHvl6g ;

    Формы подведения итогов и контроля

    • Участие в выставках школьного и муниципального уровня;
    • Участие в защите творческих проектов;
    • Самостоятельная работа;
    • Участие в конкурсах школьного и муниципального уровнях;
    • Создание видеоклипов

    Список литературы

    Для учителя

    • Астраханцева, С. В. Методические основы преподавания декоративно – прикладного творчества: учебно – методическое пособие/С. В. Астраханцева, В. Ю. Рукавица, А. В. Шушпанова; Под науч. ред. С. В. Астраханцевой. – Ростов р/Д: Феникс, 2006. – 347 с.: ил. – (Высшее образование).
    • Ерошенков, И.Н. Культурно-досуговая деятельность в современных условия / И. Н. Ерошенков - М.: НГИК, 1994.-32с.
    • Молотобарова, О. С. Кружок изготовления игрушек – сувениров: Пособие для руководителей кружков общеобразоват. шк. и внешк. учереждений. – 2-е изд., дораб. – М.: Просвещение, 1990. – 176 с.: ил.
    • Оценка достижения планируемых результатов в начальной школе. Система заданий. В 2 ч. Ч.1/ [М. Ю. Демидова, С. В. Иванов, О. А. Карабанова и др.; под ред. Г. С. Ковалевой, О. Б. Логиновой. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2010. – 215 с. – (Стандарты второго поколения).]
    • Перевертень, Г. И. Самоделки из разных материалов: Кн.для учителя нач. классов по внеклассной работе. – М.: Просвещение, 1985. – 112с.
    • Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование/[В. А. Горский, А. А. Тимофеев, Д. В. Смирнов и др.]; под ред. В. А. Горского. – М.: Просвещение, 2010.-111с. – (Стандарты второго поколения).
    • Примерные программы по учебным предметам. Начальная школа. В 2 ч. Ч. 2. – 2-е изд. – М. : Просвещение, 2010. – 232 с. – (Стандарты второго поколения).
    • Авторская программа «Мир из бумаги» Лепилина Е. И. :Образовательные ресурсы. Информационно – методический сборник, 2008. Выпуск 60. Ярославская область;
    • Типовая программа «Изобразительное искусство и художественный труд» Б.М. Неменский, Н.А. Горяева, Г.Е. Гуров и др. М.:Дрофа, 2001
    • Авторская программа «Тестопластика» Л.Ю. Морозова: Сборник «Авторские образовательные программы дополнительного образования детей. Выпуск 2. Москва, 2007;
    • Авторская программа «Декоративно – прикладное искусство» Воробьева О.Я. Волгоград: Учитель, 2009
    • Авторская программа «Чудеса аппликации» для 1-4 классов Болотова С.А.
    • Поделки из бумаги и картона http://ped-kopilka.ru/detskoe-tvorchestvo/cvety-iz-bumagi/podarki-cvety-iz-bumagi-svoimi-rukami.html;
    • Поделки из природного материала http://detpodelki.ru/publ;
    • Работа с пластилином  http://www.deti-o-detyah.ru/razvivayuzshiye-igry/52-podelki-iz-plastilina.html
    • Изделия из теста http://stranamasterov.ru
    • Поделки из бросового материала http://www.fun4child.ru/4335-podelki-iz-brosovogo-materiala.html

    Для обучающихся

    • Е.А.Гайдаенко «Нечто из ничего». Издательство «Феникс» г Ростов- на – Дону, 2008г.
    • С. Кабаченко «Поделки из спичек» Издательство «Эксмо» г Москва, 2008г.
    • Л. Маврина «Забавные игрушки». Издательство «Стрекоза - Пресс» г. Москва, 2007 г.
    • Е. Румянцева. «Делаем игрушки сами». Издательство «Айрис Пресс» г. Москва, 2004г.
    • Н.С. Чернякова. «Уроки детского творчества». Издательство «Родничок» г. Тула, 2002г.
    • Чернова, Е. В. Пластилиновые картины /е. В. Чернова – Ростов н/Д.: Феникс, 2006. – 48с. – (Город мастеров).


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Программа "Театр-творчество-дети"

    Программа внеурочной деятельности в начальной школе разработана на 4 года....

    образовательная программа театрального творчества

    Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности "Чародеи" (3 года обучения)...

    Модифицированная образовательная программа прикладного творчества "Родничок"

    Программа "Родничок" по экологическому образованию школьников особенно актуальна так, как акцентирует особое внимание на процесс осознания необходимости изменения самой жизненной парадигмы, которая до...

    РАБОЧАЯ дополнительная образовательная программа ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ТВОРЧЕСТВО (КРУЖОК)

    Рабочая программа «Художественное творчество» разработана для занятий с учащимися 1-4 классов во  второй половине дня в  соответствии с новыми требованиями ФГОС начального общего  образ...

    Разработка занятия Образовательная программа «Ступени творчества» Раздел: Основные правила композиции. Тема: Цветоведение. Химия цвета, краски(пигмент).

    Данное занятие «Химия цвета, краски(пигмент)» является одним из занятий по теме «Цветоведение» раздела «Основные правила композиции» образовательной программы «Ступени творчества».Программа представля...

    Программа "Художественное творчество: станем волшебниками"

    Программа курса для внеурочных занятий...

    Дополнительная образовательная программа "Страна творчества"

    Программа «Страна творчества» рассчитана как дополнение и расширение художественно-эстетической деятельности младших школьников....