Культорологический проект здоровьесберегающих технологий «МАСЛЕНИЦА»
методическая разработка на тему

Разработка культуроогического проекта здоровьезберегающих технологий "Масленица"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya.doc25 КБ

Предварительный просмотр:

 

Жилина Н.И.

 учитель начальных классов

МБОУ «Школа № 37»,

г. Ростова-на-Дону

Культорологический проект здоровьесберегающих технологий
«МАСЛЕНИЦА»

Обоснование проблемы

Праздник Масленицы выпадает обычно на конец февраля - начало марта, т.е. период весенней усталости, витаминного голодания, сонливости.

В условиях   длительной третьей четверти учащиеся нуждаются в физической и духовной разрядке, позволяющей избежать столь опасной в это время депрессии и иных отрицательных факторов, способствующих развитию заболеваемости у детей.

Авторы проекта максимально задействовали в нем двигательную и эмоциональную активность учащихся. Учащиеся были увлечены подвижными играми, ориентированными на развитие стремительности, силы, ловкости, выносливости, быстроты реакции, наконец, умение ориентироваться в незнакомом месте.

Цель проекта:

В условиях гиподинамии и  «зимней» усталости учащихся провести яркое, эмоционально насыщенное мероприятие с использованием здоровьесберегающих технологий: (здоровьесберегающих образовательных технологий (ЗОТ), физкультурно-оздоровительных технологий (ФОТ), технологий обеспечения безопасности жизнедеятельности (ТОБЖ).

Задачи проекта, направленные на здоровьесбережение  обучающихся:

- предотвращение состояния переутомления, гиподинамии;

- формирование психологического здоровья учащихся, повышение ресурсов психологической адаптации личности и активизация резервных сил организма;

- достижение оптимальной психологической адаптированности школьников к образовательному процессу;

- воспитание у учащихся личным примером культуры здоровья;

установление доверительных, партнерских отношений;

- предотвращение возникновения дискомфортных (дезадапционных) состояний;

- обучение правилам безопасности обращения с огнем и способам ориентирования в обширном лесопарковом массиве;

- формирование навыка сохранения чистой экологической среды в процессе отдыха и развлекательных мероприятий в культурно-исторических зонах;

- познакомить с традициями народного праздника;

- дать детям представления о русских народных играх – забавах;

- познакомить детей с обрядовой кухней;

- дать представление о «русской тройке»;

- приобщать к истокам народных традиций.

Развивать следующие компетентности:

- коммуникативную;

- социально-трудовая;

- информационная.

Программа реализации проекта

Межпредметные связи: литературное чтение, окружающий мир, русский язык, изобразительное искусство, музыка, физическая культура, технология.

Технология: коллективное изготовление куклы – Масленицы.

Литературное чтение: чтение стихотворений рассказов о русской тройке, потешек, дразнилок, небылиц. Рассматривание энциклопедий: “О лошадях”, “Русский дом”, “Наш дом”.        

Окружающий мир: дети узнают, что из далёких языческих времён пришла к нам Масленица. У древних славян этот праздник был посвящён проводам зимы. Народ называл Масленицу «честная», «сударыня», «весёлая». Теперь Масленица - это не только проводы зимы, но и подготовка к Великому посту.

Русский язык: этимология появления названия праздника «Масленица». Традиция выпекания блинов. Производить различные действия, связанные с кругом. Мясо уже исключается из пищи, а молочные продукты еще можно употреблять.

Изобразительное искусство: рассматривание картин Кустодиева “Масленица”, Соловьёва “Тройка”. Рассматривание игрушек народных мастеров, палехских шкатулок. Рисование лошади, аппликация “Украшение колокольчиков орнаментом”. Изготовление поздравительных открыток, рисование матрёшки, Масленицы.

Музыка: слушание русских народных песен в обработке Алябьева, Гурилёва, Чайковского. Разучивание хороводов “Веснянка”, “Маслёна”, “Ясна – красна”, песен “Наша Масленица”, “Блины”, частушек.  

Физическая культура: русские игры – забавы: “Тачка”, “Три ночи”, “Русская метла”, перетягивание каната, штурм снежного городка.

Экскурсия - игра

Выезд в  Азовский музей-заповедник (День здоровья) для проведения масленичных забав на свежем воздухе в условиях культурологической среды (экскурсия-игра «Поиск клада Масленицы», масленичные состязания, хороводы вокруг масленичного чучела с его проводами, сжиганием   и традиционный масленичный обед).

Авторы Проекта максимально задействовали в празднике двигательную  активность учащихся.  Во время празднования Масленицы в  Азовском музее-заповеднике  были использованы такие подвижные игры, как «Дрема», «Сиди, сиди, лети!», «Заря-заряница», «Золотые ворота», «Коза и Медведь» и др., а также состязание «Перетягивание каната». Обучающиеся участвовали в спортивном соревновании - беге на самую быструю лошадку, в петушиных боях, искали спрятанный Масленицей весенний клад в глубине  парка.

Данный сценарий ориентирован на интерактивность самих детей, которые в процессе праздника не только познали старинные русские традиции и забавы, но и проводили  их либо самостоятельно, либо с помощью взрослых.

 В Декларации и программе в области культуры мира 53 сессии Генеральной Ассамблеи ООН от 13 сентября 1999 года в разделе А статья 1 говорится: «Культура мира – является сочетанием ценностных установок, мировоззренческих взглядов, традиций, типов поведения и образов жизни, при котором человек уважает жизнь каждого человека, отвергает насилие, является щедрым, умеет слушать и стремится понять, оберегает нашу планету, укрепляет солидарность».  Все эти параметры в том или ином объеме были задействованы в многодневном праздновании Русской Масленицы.

Учёные называют традиционные праздники лучшим средством от наркомании и компьютерной зависимости, агрессии, депрессии и склонности к самоубийству. Ритмы народных песен, танцев, хороводов обеспечивают психическую и духовную безопасность детей. Эта гармоничная радость помогает детям, участвующим в  народных праздниках, стать психически устойчивыми, открытыми всем лучшим достижениям культуры мира. Такие праздники способствуют не только физическому и психологическому оздоровлению детей, но и пониманию русской культуры, ее традиций, а также психологического склада и характера русского народа, а значит, и  рождению осознанной, естественной, а не навязанной извне толерантности.

В  ходе реализации проекта учащиеся получили навыки ориентирования в обширном лесопарковом массиве, безопасного обращения с огнем, усвоили меры безопасности во время спортивных состязаний, научились сохранять чистой окружающую среду во время массовых гуляний в историко - культурных местах.

Данный Проект может служить основой для ежегодного проведения Масленичной недели.

Литература

Декларация и программа в области культуры мира 53 сессии Генеральной Ассамблеи ООН (https://www.lawmix.ru/abro/4853)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Практико-значимый проект « Здоровьесберегающие технологии на уроках"

Опыт показывает, что использование здоровьесберегающих технологий в учебном процессе позволяет учащимся более успешно адаптироваться в образовательном и социальном пространстве, раскрыть свои творческ...

Проект "Здоровьесберегающие технологии в образовательном процессе с младшими школьниками"

Проктно-исследовательская работа по теме: "Здоровьесберегающие технологии в образовательном процессе с младшими школьниками"....

ПРОЕКТ «Здоровьесберегающие технологии на логопедических занятиях в условиях введения ФГОС»

Проект учителя-логопеда. Применение нетрадиционных и здоровьесберегающих технологий на логопедических занятиях в условиях реализации ФГОС. Проект долгосрочный. Расписаны этапы работы, план реализации ...

Проект Здоровьесберегающие технологии в начальной школе

Многие годы ребёнок  проводит в стенах образовательных учреждений, и поэтому ценностное отношение к здоровью не может формироваться без участия педагогов. Долгое время наше образование не уделяло...

Педагогический проект «Здоровьесберегающие технологии как наиболее эффективное средство учебно- воспитательного процесса»

laquo;Здоровье – это состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезни или физических дефектов». (Василий Александрович Сухомлинский...

Проект Здоровьесберегающая технология для обучающихся начальной школы

Здоровье ребенка, его адаптация к жизни в обществе во многом определяется окружающей средой. А для ребенка 6-17 лет такой средой является, прежде всего, школа, где он проводит до 70% своего времени. П...