Главные вкладки

    Учебный проект "Чтение с увлечением" в рамках регионального проекта Пензенской области PROчтение.
    проект (1, 2, 3, 4 класс) на тему

    Кирилова Галина Владимировна


    Некогда самая читающая в мире страна становится нечитающей. Эта проблема волнует в настояший момент многих, а в первую очередь -  школьных учителей. Предлагаем вашему вниманию разработку проекта "Чтение с увлечением". Цель проекта - создание положительной мотивации для активизации читательского интереса и возрождение забытых традиций семейного чтения.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Муниципальное  образовательное учреждение

    средняя общеобразовательная школа № 1

    р.п. Пачелма  Пензенской  области

    ШКОЛЬНЫЙ  ПРОЕКТ

    «ЧТЕНИЕ С УВЛЕЧЕНИЕМ»

    (в рамках образовательной технологии

    Пензенской области   «PROчтение»).

    Проект разработали: Кирилова Г.В. и КолесниковаТ.И.

    учителя начальных классов МОУ СОШ №1.

    р.п. Пачелма- 2016 г.

    Паспорт проекта

    Название проекта

    Чтение с  увлечением.

    Цель  проекта

    Повышение уровня читательской  компетенции, рост читательской активности школьников,разработка дидактической основы для формирования потребности к самостоятельному и осознанному чтению  у учащихся младших классов.

    Разработчик проекта  координатор

    Кирилова  Галина Владимировна, Колесникова Татьяна Ивановна, учителя начальных классов МОУ СОШ №1.

    Администрация школы.

    Организация-разработчик проекта

    МОУ СОШ № р.п. Пачелма Пензенской области.

    Контактная информация (адрес ОУ, телефоны, E-mail)

    442100 р.п. Пачелма, ул.Кирова,40.  

    Тел. 2-18-52,  

    Kirilova.1957@mail.ru,  Kolatel@yandex.ru

    Характеристика проекта

    Тип проекта:  практико-ориентированный

      Возрастная категория:    дети 7- 10 лет  

      По характеру контактов:  внутришкольный.

    По продолжительности:   среднесрочный

    Срок реализации проекта

    декабрь 2014г – декабрь 2016г

    Участники

    Учащиеся начальной школы,  родители, классные руководители, школьный библиотекарь,  Пачелмская районная  библиотека..

     Актуальность проекта

    Тенденция падения интереса к чтению в России – тревожное явление для страны, которая была самой  читающей в мире. Современная ситуация характеризуется как системный кризис читательской культуры:

    -Увеличивается доля россиян, вообще не читающих или читающих очень мало;

    -Утрачиваются традиции семейного чтения;

    -Снижается интерес населения к периодической   прессе;

    -Снижается уровень грамотности населения;

    -Ухудшается владение родным языком, нарастает использование англоязычных слов ;

    -Распространяется мнение о том, что роль книг и библиотек в обществе  будет заменена  Интернетом.

    Появилась  необходимость создания в школе атмосферы, способствующей формированию читательских интересов ,потребности в чтении и вовлечение в процесс чтения семьи. Кроме этого, необходимо создать ресурсы дидактического плана для  формирования хорошего читателя.  

    Основания для инициации проекта

    -Федеральный Закон  «Об образовании в Российской Федерации»  (от 29.12.2012 №273-Ф3)

    -ФГОС НОО;

    -Государственная программа РФ «Развитие образования» на 2013-2020 годы;

    -Национальная Программа поддержки и развития чтения в России на 2007-2020годы.

    Цель проекта:

       Повышение уровня читательской активности обучающихся и разработка дидактической основы по формированию потребности к чтению у младших школьников в  условиях реализации системно-деятельностного подхода в обучении и воспитании.

    Задачи проекта

      Провести мониторинг читательской компетенции и читательской активности учащихся начальных классов;

      Разработать план мероприятий по активизации детского чтения и пропаганде семейного чтения; разработать дидактическую  основу по формированию интереса к чтению;

       Провести намеченные мероприятия в соответствии с планом.

    Партнёры проекта

    Родительская общественность, школьная библиотека, районная детская библиотека, школьная газета « В школе».

    Планируемые результаты

    -Позитивная динамика читательской компетентности обучающихся;

    -Повышение уровня техники чтения;

    -Повышение уровня грамотности школьников;

    -Привлечение к семейному чтению не менее  40% семей учащихся  класса;

    -Развитие устойчивого интереса к книге.

    «Если в начальной школе дети мало

                                                         читали, мало мыслили, у них складывалась  структура малодеятельного мозга»

                                                               В.А. Сухомлинский.

    Ни для кого не секрет, что умение быстро и осознанно читать является необходимым условием успешного обучения и развития любого ребенка. Однако, анализируя образовательную ситуацию, столкнулись с проблемой массового снижения интереса к  чтению, как у школьников, так и их родителей. На конец первого полугодия 2014-2015 учебного года 85% детей в классе умеют хорошо читать, но  при этом читать не любят, да и родители считают, что в век высоких технологий, когда существует столько альтернативных способов получения информации, потребность в чтении не является особо актуальной. Анкетирование родителей показало, что семейное чтение практикуется лишь  в 4 семьях из 24, а систематически читают детям книги  11 человек. Однако при  этом 90% родителей ждут от своего ребенка высоких учебных достижений, а ведь именно  чтение является средством приобретения новых знаний, необходимых для развития ребенка.  

    Таким образом,  налицо противоречие между высокими притязаниями родителей, необходимостью формирования навыка осознанного чтения у учащихся  и отсутствием интереса к книге вообще и процессу чтения в частности,  как у детей, так и у их родителей.  Призывы к чтению сегодня, на наш взгляд, малоэффективны. Современные дети живут в избыточной информационной среде,  и чтение не является первоочередной потребностью.

    Таким образом, проблемой является формирование потребности в чтении как необходимого условия успешности обучения.

    Продукт проекта

    - Система мероприятий, позволяющих сформировать у детей активный интерес к процессу чтения.

    - Совместные детско-родительские проекты, направленные на формирование потребности к чтению.  

    - Рекомендации  и памятки родителям «Читаем вместе» ,буклеты.

    Критерии оценки:

    -увеличение количества детей, посещающих школьную  и районную   библиотеки до 100%;

    -изменение отношения родителей к организации семейного чтения  в положительную сторону по результатам входящего и итогового анкетирования;

    -участие родителей во внеклассных мероприятиях, родительских чтениях;

    -результативное  участие детей в школьных и городских конкурсах, связанных с читательской компетентностью;

    -совершенствование техники чтения, повышение уровня развития  навыков беглого, осмысленного, выразительного чтения;

    -уровень качественной успеваемости в классе должен возрасти.

    План реализации проекта

    I этап: Подготовительный  

    Задача: изучить и проанализировать уровень потребности детей к чтению и отношение родителей к данной проблеме

    Сроки: декабрь 2014 г. – апрель 2015 г.

    1. Изучение научно-методической литературы по проблемам формирования интереса к чтению, анализ существующих педагогических подходов к решению данной проблемы., обсуждение проекта на заседании школьного МО учителей начальных классов.
    2. Проведение диагностики  сформированности навыков чтения у учащихся начальных классов, анкетирование по теме проекта;.
    3. Проведение анкетирования родителей по теме «Семейное чтение». Совместное планирование деятельности по реализации проекта (учителя, родители, учащиеся, библиотекарь).
    4. Систематизация изученных и разработанных  материалов.

    II этап: Основной  

    Задача: организовать систему внеклассных мероприятий, способствующих мотивации чтения.

     разработать и апробировать систему дидактических заданий, наравленных  на формирование потребности  к чтению,

    Сроки: апрель 2015 г.  - май 2016 г.

    1. Привлечение родителей к проблемам организации чтения детей: реализация семейных проектов ( по параллелям) «Создаём город букв», «Составляем семейную азбуку», «Азбуку профессий», «Книжку-малышку»; составление рекомендаций для родителей, буклетов,  ведение стенда « Ступени  читательского успеха» для отслеживания качества чтения. 
    2. Составление и использование на уроках  заданий нерепродуктивного характера, направленных на формирование потребности к чтению.

    III этап: Обобщающий

    Задача: проанализировать и обобщить  результаты реализации проекта, определить перспективы развития.  

    Сроки: май  2016  -  декабрь 2016 г.

    1. Проведение мониторинга сформированности навыков чтения у учащихся, отслеживание предметных, метапредметных и личностных результатов, диагностика отношения учеников  к чтению.
    2. Анкетирование родителей по выявлению степени удовлетворённости участия в проекте и значимости результатов проекта в развитии личностного роста обучающихся.
    3. Анализ  реализации проекта.
    4. Подведение итогов, определение перспективы развития проекта., обсуждение на МО.

    РАБОЧИЙ ПЛАН ВНЕКЛАССНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ НА ОСНОВНОМ ЭТАПЕ

    Сроки

    Читательское развитие школьников

    Привлечение родителей к проблемам организации чтения детей

    Формирование информационной грамотности как основы читательского развития

    Расширение «зоны читательского общения»

    Апрель,2015

    Работа над проектами: «Строки, опалённые войной»

    Экскурсия в школьный музей.

    «Составляем азбуку профессий».

    (Ответственные за выполнение: классный руководитель,

    родители, обучающиеся).

    Библиотечный час

    (Ответственные за выполнение: классный руководитель, школьный библиотекарь).

    Выставка

    «Книги писателей-фронтовиков».

    Знакомство с библиотечным фондом школьной библиотеки. (Ответственные за выполнение: классный руководитель, школьный библиотекарь).

    «Книжкина неделя» в школе.

    «Ребусы, шарады,анаграммы нам помогут одолеть программу!»

    Родительское собрание в 3Б классе  «Семейное чтение»

    Составление рекомендаций для родителей «Книга в семейном круге. Подсказки для родителей»

    Введение  стенда  «Ступени читательского успеха» для отслеживания качества чтения

    (Ответственные за выполнение: классный руководитель, школьный библиотекарь, педагог-психолог).

    Встреча в детской библиотеке.

    Викторина.

    (Ответственные за выполнение: классный руководитель, школьный библиотекарь).

    Май,2015

    Мероприятие «Памяти павших будьте достойны!»»

    (Ответственные за выполнение: Колесникова Т.И.,, Кирилова Г.В. учителя начальных классов, родители, обучающиеся).

    Проект «Чёрный след войны в моей семье»

    (Кирилова Г.В., родители, обучающиеся)

    Знакомство с библиотечным фондом районной детской библиотеки(Ответственные за выполнение: Кирилова Г.В., работники  библиотеки)

    Проведение мониторинга чтения, подготовка списков для чтения на лето.

    (Ответственные за выполнение: классные руководители,).

    Участие в проекте «Бессмертный полк».

    (Ответственные:учителя нач. классов, обучающиеся)

    Библиотечный час

    (Ответственные за выполнение: классный руководитель, школьный библиотекарь).

    Знакомство с читальным залом районной библиотеки

    (Ответственные за выполнение: классный руководитель, школьный библиотекарь, работники детской библиотеки).

    Сентябрь,2015

    Мини-проект «Сказки дедушки Корнея»

    (Ответственные за выполнение:Кирилова Г.В., родители и дети). Входной мониторинг чтения.

    Анализ «Ступеней читательского успеха»и результаты освоения

     «Программы летних семейных чтений»   на родительском собрании.

    КВН «Любимые сказки»

    (Ответственные за выполнение:Колесникова Т.И. и Митянина В.А., обучающиеся).

    Сентябрь,2015

    Урок чтения «Книга, которая меня удивила» (по летнему чтению)

    (Ответственные за выполнение:Колесникова Т.И., обучающиеся).

    Продолжение работы со стендом читательского развития учащегося  «

    (Ответственные за выполнение: Колесникова Т.И.,

    родители).

    Литературная игра в Детской библиотеке

    (Ответственные за выполнение: Кирилова Г.В., работники  детской  библиотеки)

    Октябрь,2015

    Ноябрь,2015

    Работа над проектами:

     «Книжка-малышка», «Книжкина больница»

    (Ответственные за выполнение: классный руководитель,

    родители, обучающиеся).

    Родительское собрание в 4 классе  «Чтение в радость».

    Рекомендации родителям.

    (Ответственные за выполнение: Кирилова Г.В., школьный библиотекарь).

    Библиотечный час

    (Ответственные за выполнение: классный руководитель, школьный библиотекарь).

    Тематическая беседа в районной библиотеке

    (Ответственные за выполнение: классный руководитель, школьный библиотекарь, работники  детской библиотеки).

    Декабрь,2015

    Подготовка инсценированных сказок к празднованию Нового года и Рождества.

    (ответственные: Колесникова Т.И., Кирилова Г.В., Пашина Л.Н., родители и дети)

    Литературная гостиная  «Декабрьские встречи»

    (Ответственные за выполнение: Кирилова Г.В. и обучающиеся).

    Библиотечный час

    (Ответственные за выполнение: классный руководитель, школьный библиотекарь).

    Январь,2016

    Выставка-отчет «Время моих любимых книг» (чтение в зимние вечера)

    (Ответственные за выполнение:школьный библиотекарь, обучающиеся).

    Выставка

    «Вот это да!» (Энциклопедии и справочники.)

    (Ответственные за выполнение: классный руководитель, школьный библиотекарь).

    Февраль,2016

    «Папа может всё, что угодно!» Мужские богатырские турниры.

    (Ответственные: Колесникова Т.И.,Щепочкина Н.Ф., родители и дети)

    Библиотечный час

    (Ответственные за выполнение: классный руководитель, школьный библиотекарь).

    Литературная игра в детской  библиотеке

    (Ответственные за выполнение: Кирилова Г.В., работник  библиотеки)

    Март,2016

    Урок-праздник «Золотая полка моей семьи».

    Составление презентаций «Моя домашняя библиотека»

    (Ответственные за выполнение: Кирилова Г.В.,

    родители, обучающиеся).

    Тематическая беседа в детской библиотеке

    (Ответственные за выполнение: Колесникова Т.И., , работники детской библиотеки).

    Апрель,2016

    Неделя детской книги.

    Конкурс рисунков

    «Моя любимая сказка»,

    КВНы и викторины .

    Интерактивная игра «Сказки А.С. Пушкина».

    (Ответственные: Колесникова Т.И. и учителя начальных классов, дети)

    Анализ «Ступеней»читательского развития .

    (Ответственные за выполнение: классный руководитель,

    родители, обучающиеся).

    Составление  буклета-для родителей «Программа летних семейных чтений»

    (Кирилова Г.В.Колесникова Т.И.),

    Библиотечный час

    (Ответственные за выполнение: классный руководитель, школьный библиотекарь).

    ).

    Май,2016

    Разработка условий конкурса «Самый читающий класс».

    Составление списков для чтения летом.

    Подведение итогов по «Ступеням» читательского развития.

    Знакомство с планом работы детской библиотеки летом.

    (ответственные: Кирилова Г.В. и работники библиотеки)


    Краткое описание имеющихся ресурсов

    1) Кадровые ресурсы:

    - учитель начальных классов  Кирилова Г.В..; высшая квалификационная категория

    -учитель начальных классов Колесникова Т.И., высшая квалификационная категория.

    - школьный библиотекарь  Решетникова Н.В.

    - сотрудники районной детской библиотеки..

    - родительская общественность.

    2) Материально-технические ресурсы проекта:

    - компьютер, принтер, сканер, ксерокс;

    - мультимедийный проектор;

    - фотоаппарат.

    ИНТЕРНЕТ –РЕСУРСЫ

    http://pedsovet.org/

    http://www.it-n.ru

    http://nsc.1september.ru/

    http://schoollessons.narod.ru/

    http://www.nachalka.com/

    http://festival.1september.ru/

    Приложение 1

    Анкета для детей

    1. Как часто родители читают тебе вслух?

    • Каждый день
    • Раз в неделю
    • Раз в месяц
    • Никогда

    2. Обсуждаешь ли ты с родителями содержание прочитанной книги?

    • Да
    • Нет

    3. Есть ли у тебя своя домашняя библиотека.  

    • Да
    • Нет

    4. Назови книгу, которую ты с родителями читал последний раз?

    ____________________________________________________________________

    5. Любишь ли ты читать?

    • Да
    • Нет

    6. Что ты больше любишь?

    • Читать сам
    • Слушать чтение взрослых

     

    7. Какие книги ты любишь?

    • Сказки
    • Рассказы
    • Другое:

    Приложение 2

    Анкета для родителей.

    1. Любит ли ваш ребенок читать?

    • Да
    • Нет
    • Не знаю

    2. Читает ли ребенок самостоятельно?

    • Да
    • Нет

    3. Читаете ли вы ребенку вслух?

    • По его просьбе
    • По своему желанию
    • Не читаю

    4. Каков объем вашей домашней библиотеки?

    • 10 -20 книг
    • 20 -50 книг
    • 50 -100книг
    • более 200 книг

    5. Довольны ли вы начитанностью своего ребенка?

    • Да
    • Нет
    • Не знаю

    6. Посещает ли ваш ребенок библиотеки?

    • Школьную библиотеку
    • Районную детскую библиотеку
    • Свой вариант_(например, читает в Интернете)
    • Записан, но редко  посещает
    • Не посещает.

    7. Умеет ли пользоваться каталогом?

    • Алфавитным
    • Тематическим
    • Не умеет


    Приложение 3

    Примеры заданий нерепродуктивного характера,

    направленных на формирование и совершенствование навыка чтения,

    а также развития положительной мотивации.

    ИГРЫ СО СЛОВАМИ

    Палиндромы

    Палиндромы – это слова, числа и даже целые фазы, которые слева направо и справа налево читаются одинаково. Например: боб, око, Анна, шалаш, колосок; 22, 303, 1735371; Кирилл– лирик; Ты сыт?; Искать такси; Я не реву – уверен я; Аргентина манит негра; Лёша на полке клопа нашёл.

    Прочти эти фразы справа налево.

    Придумай: а) пять чисел – палиндромов; б) пять слов – палиндромов, в каждом из которых не менее пяти букв; в) три палиндрома – фразы.

    Анаграммы

    Анаграммы – это слова, которые состоят из одних и тех же буквы, но отличаются их порядком. Например:  кот-ток, сорт-рост, клоун-уклон, приказ-каприз.

    А) Переставь буквы в слове АПЕЛЬСИН так, чтобы получилось название породы собак. (спаниель)

    Б) Кем работает Петина мама  Ольга Ивановна Архипова? Ответ на это вопрос ты получишь, переставив буквы в фамилии Ольги Ивановны. (повариха)

    В) В каждом из слов переставь буквы так, чтобы получилось новое слово: весна, валик, карета, каркас, камыш, образ, палка, круча, смола, лето, атлас, каприз, маяк, кукла, росинка, ложа, обвал, пион, клапан, нонус, соль, фарш, мошкара, тушка, клоп, каторга, лепесток, уклон, накат, колосок, просо, отбор, тяпка, сруб, шакал.

    Шифровальщик

    Прочитать первый текст, в котором использован специальный шифр, для этого его надо расшифровать - все буквы поменялись местами, а для того, чтобы понять написанное, надо в уме буквы вернуть на место. Когда прочитаешь половину первого текста, остановитесь и перейдите к ответу, т.е. к нормальному тексту, выбери тот же текст, который ты только что читал и прочитай его как можно быстрее.

    1.На келыбар

    Ратеяб  лоишп тиволь убры. аСаш ёсн дочуки. Кляо и Алки лизяв тьес. аСаш мойпал тьяп кенуой. Кляо мойлап щикале. Алкиу лаппося калиймень касарь.

    2.никУче

    реЮ месь тел. ьперТе арЮ неикуч. нО дохит в врепый ласкс. аПпа пуилк суны трефопль. маТ жател непал, ртетадь, кварьбу. региБе хи, арЮ. чисьУ ошохор!

    3. В селу

    ляотС кийраж недь. горьИ и гейреС шопли в сел. ниО леси доп леь. маТ лыба неть. акойК верьз в стугых теввях? аД отэ жырая лебка!

    4.соЛь

    соЛь – снелой тижель. соЛь сет тевки и равут. муЕ жунна и лось. бяРета талис сонить в сел лось. ниО дуткла её ан непь, ан макень. соЛи хирподят затьли лось.

    5.амиЗ

    тятоС зоромные киньде. репьТе жунны кинько и жилы. кивочДе и чикмальи бойгурь тугес ан котак. инО зятсколь оп дуль ан нокьхак. кокольС хемас и стидора!

    6.ныСнейж чайзик

    неДь лыб плыйтё. генС лыб крымой. лишыВ тябаре ов дров. тоЧ ледать? оляК талс пелить гевокисан. У аСши дубет девьмед. У еЖни нельмакий лонс. Канькате пелит чайзика.



    Предварительный просмотр:

    Родительское собрание.

    Тема:Роль книги в развитии интеллектуальных умений ребенка .

    «Все, чего я достиг в жизни, стало возможным, благодаря книге». Ричард Бах

    Задачи собрания: 

    1. Познакомить родителей с результатами развития читательских умений учащихся класса.
    2. Развивать у родителей интерес к формированию у детей желания читать и интеллектуальных умений с помощью книги.

    Форма проведения: круглый стол.

    Вопросы для обсуждения: 

    • Значение книги в жизни младшего школьника.
    • Как развивать читательский интерес ребенка.
    • Культура чтения школьника. В чем она заключается.

    Подготовительная работа к собранию: 

    1. Анализ читательских интересов учеников. Результаты исследования школьного библиотекаря.
    2. Анкетирование детей и родителей по проблеме собрания. Анкетирование учащихся.
    3. Конкурс на самого лучшего чтеца класса. (Сообщение результатов конкурса).
    4. Памятки для родителей по развитию читательских умений детей.

    Ход собрания

    I. Вступительное слово классного руководителя 

    Значение книги в жизни человека огромно. В век компьютеров и высоких технологий человек не может обойтись без чтения. Однако педагоги и психологи констатируют, что дети, едва научившись читать в начальной школе, к седьмому — восьмому классу читают все хуже и хуже. Замедленность процесса чтения, отсутствие интереса к чтению приводит к тому, что процессы интеллектуальной деятельности тоже замедляются. Ребята медленнее прочитывают условие задачи, упражнения, забывают его суть прежде, чем начнут выполнять. Многие термины и понятия, о которых они должны иметь представление в этом возрасте, им просто неизвестны и неинтересны.

    II. Лекция «Книга в вашем доме» 

    Если ребенок рос и развивался в обстановке, где беседы, слушание, чтение являются нормой повседневной жизни, он и в школе будет интересоваться содержательной и разносторонней информацией, которую можно почерпнуть главным образом из книг. Из него вырастет увлеченный читатель.

    Опыт свидетельствует, что плохо читающие ученики обречены на неуспеваемость в средних и старших классах, где учебный материал увеличивается во много раз. Кроме того, в процессе чтения совершенствуются оперативная память и устойчивость внимания, от которых зависит умственная работоспособность.

    Часто бывает так, что ребенок знает все буквы, может читать, но не хочет. Родители негодуют: «Ты ведь уже умеешь читать. Неужели тебе не хочется самому почитать книжку?» И тогда в ход идет принуждение: «Прочитай еще хоть строчку», «Пока не дочитаешь страницу, не буду с тобой играть» и т.д.

    Как же сделать так, чтобы процесс чтения стал для детей личной необходимостью? В этом деле очень полезны игры, в процессе которых обучение чтению идет непринужденно и весело. Огромную роль играют и вечера семейных чтений, наполненные живым, умным словом. Во время семейного чтения отец и мать сближаются с детьми, открываются для них с другой стороны.

    Для формирования у ребенка потребности в чтении и письменной речи педагоги и психологи предлагают использовать жизненно важную переписку, содержание которой должно лично задеть ребенка и апеллировать к самым главным и сильным его интересам. Приведем следующий пример: «Саша мечтает о настоящем друге. Он болен, сидит дома в окружении любящих взрослых, любимых игрушек, но вдали от приятелей. По телевизору он видел фильм про мальчика. Главный герой так понравился Саше, что ему захотелось с ним подружиться. Мама посоветовала написать ему письмо. Саша старательно и увлеченно работал целый час (!), и вот письмо будущему другу готово. Вскоре приходит «ответ», написанный крупными печатными буквами, слова выбраны простые, короткие фразы. Автор письма - мама. Она знает, что вызывает интерес сына. Так завязывается «переписка».

    В жизни любой семьи имеется много возможностей для замены устного общения письменным, которое будет способствовать тому, что ребенок приобщится к записи, а чтение станет действительно добровольным, а значит, усовершенствуется и его техника.

    Работа над.  техникой чтения - процесс достаточно длительный и не всегда привлекательный,  для детей без нормальной техники чтения учение в старших классах будет значительно затруднено.

    Существуют разные точки зрения на необходимую скорость чтения в конце начального обучения. В программе начальных классов она составляет более 100 слов в минуту. Некоторые авторы считают, что к концу обучения в начальной школе желательно, чтобы ученики читали 120 и более слов в минуту.

    Третья точка зрения принадлежит В.А. Сухомлинскому. В своей книге «Разговор с молодым директором школы» он писал, что беглое, нормальное чтение - это чтение в темпе 150-300 слов в минуту. Если даже взять за основу нижнюю цифру этих рекомендаций, т.е. 150 слов в минуту, то и тогда третья точка зрения не совпадет с первой.

    Чтобы выяснить обоснованность тех или иных рекомендаций, известный  педагог В.Н.Зайцев, который  занимался  проблемой техники чтения, сопоставил успеваемость учащихся 6-8 классов (отличников, хорошистов, троечников) со скоростью чтения этих же учащихся в третьем классе. Что же выяснилось? Те, кто стал отличником, читали к концу третьего класса в среднем 150 слов в минуту, хорошисты -120 слов в минуту, троечники - 80-90 слов в минуту. Следовательно, если мы хотим, чтобы наши дети занимались преимущественно на отлично, мы должны выполнять рекомендации В.А. Сухомлинского.

    Как показывает опыт, большинству учеников вполне доступна скорость чтения 120 слов в минуту. Как этого добиться?

    • Если ребенок находится еще только на первых ступеньках овладения техникой чтения, не надо заставлять его подолгу читать. Лучше читать поменьше, но чаще. Почитал 5-7 минут и пересказал содержание абзаца. Через час-два еще 1-2 абзаца. Перед сном еще одна порция. Эффективность такой тренировки гораздо выше, чем чтение в течение часа-полутора за один прием.
    • Хорошие результаты дает чтение перед сном. Дело в том, что последние события дня фиксируются эмоциональной памятью, и в те часы, когда человек спит, он находится под их впечатлением.
    • Если ребенок не любит читать, то необходим режим щадящего чтения. В самом деле, если ребенок не любит читать, то это означает, что у него при чтении возникают трудности. В режиме щадящего чтения ребенок читает 1-2 строчки и после этого получает краткий отдых. Такой режим автоматически получается, если ребенок просматривает диафильмы: две строчки под кадром прочитал, посмотрел картинку - отдохнул. Следующий кадр - опять две строчки прочитал, затем посмотрел картинку. Этот прием вполне подходит тем детям, которые читают неохотно.

    Для того чтобы ребенок наглядно видел свой рост в овладении техникой чтения, надо почаще измерять скорость чтения и делать это самым торжественным образом.

    Следует вооружиться часами с секундной стрелкой, книжкой с крупным шрифтом и легким текстом. Пусть ребенок читает ровно одну минуту. Подсчитайте, сколько слов (включая союзы и предлоги) он успевает прочесть за минуту. К своему «росту по чтению» ребенок будет относиться столь же ревностно, как к меткам его роста на двери.

    Важно оценивать только технику чтения, а не другие достоинства маленького читателя. Для этого недостаточно общих слов «хорошо», «молодец», «уже быстрее». Ребенку будут понятнее более конкретные оценки(«Целых 20 слов в минуту! Замечательно!», «В марте было 40, а сейчас 45 слов в минуту!» и т.п.). Необходимо отмечать рост, сравнивать сегодняшние результаты со вчерашними, радоваться каждому шагу вперёд, каждому успеху.

    Педагоги пришли к выводу: если ребенок на первом году обучения не научился нормально читать, то его интерес к учению значительно падает. Научившись читать, ребенок открывает для себя мир большой литературы. Особое место в нем занимают сказки. Сказка - первая ступенька вхождения в страну знаний, в мир культуры. Как говорил К.И.Чуковский, сказка есть самая здоровая пища - не лакомство, а насущный и питательный хлеб.

    Сказка приходит в дом тогда, когда в нем появляется малыш. Однако для того, чтобы сказка принесла наибольшую пользу ребёнку, с ней можно поиграть, тем самым, сделав ее своим помощником в развитии ребёнка.

    Есть много сказок, которые помогут детям мыслить логически, разовьют воображение, речь и др. Для развития логического мышления можно использовать сказки Д. Биссета, Дж. Родари, В. Сутеева, Д. Хармса, А. Толстого и др.

    Есть сказки, где герою приходится делать выбор. Как быть с такими сказками? Можно прочесть ребенку сказку, только не до конца, а до того места, где требуется сделать выбор. После того как он сделает свой выбор (скажет, нарисует, выложит из подсобного материала и т.д.), дочитать сказку до конца, чтобы ребенок узнал, какой выбор сделал герой сказки, и сопоставил оба.

    Интересно играть со сказками-путешествиями. Они знакомы малышам с раннего детства (например, «Колобок»). Эти сказки привлекают детей тем, что в них последовательно разворачивается сюжет: «Что будет дальше?». Дети любят перевоплощаться в «путешественников» и стараются угадать (ответить, нарисовать, изобразить пантомимой), что же дальше произойдете героем-путешественником, как может закончиться сказка.

    Также развивать чувство языка, вкус к слову, умение говорить выразительно, точно, ярко помогают стихи. Дети, как никто, остро чувствуют ритм и музыку стихов. Они интуитивно понимают, что самые обыкновенные фразы звучат по-особому, если они осмыслены поэтом.

    Родители могут ненавязчиво помочь ребенку обнаружить, что слова в стихах не живут отдельно друг от друга, а внутренне между собой связаны, что они отобраны и особым образом соединены, что поэтическая речь имеет определенный звуковой и ритмический строй. Для этого можно использовать такие приемы, как подбор к каждому слову синонимов, закрашивание слов разным цветом: голубым — слова в прямом смысле, розовым — в переносном. Полезно после разбора стихотворения попросить детей нарисовать картинку, которая поможет родителям разобраться, насколько понят смысл и настроение стихотворения.

    Чтобы ребенок полюбил чтение, очень важно создать его собственную домашнюю библиотеку. Здесь могут быть два подхода.

    Первый подход — это рабочая библиотека, помогающая в повседневном учебном и внеучебном труде: словари, энциклопедии, научно-популярная литература, периодические издания и др.

    Второй подход — приобретение любимых книг, прочитанных и ставших любимыми (книги-друзья, книги-помощники, книги-собеседники).

    Родителям необходимо самим хорошо знать детскую литературу, чтобы помогать развитию детей. Приобщение детей к чтению следует начинать с выбора литературы. Здесь родителям поможет, прежде всего, детская классика: К. Чуковский, С. Маршак, А. Барто, В. Берестов, Б. Заходер, Н. Носов и др. Когда у ребенка начнут возникать вопросы о разных предметах, явлениях, зарождаться интересы, увлечения — самое время познакомить его с научно-популярной литературой. Родители могут обратиться к «золотому» фонду детской научно-познавательной литературы — книгам М. Пришвина, Е. Чарушина, Г. Снегирева, В. Бианки и др. Кроме того, сейчас в книжных магазинах есть множество интересных книг энциклопедического характера: «Я познаю мир», «Все обо всем», «Моя первая энциклопедия» и др.

    Ребенка следует записать в общественную библиотеку, где из обилия книг можно выбрать то, что нужно именно ему. В первое посещение библиотеки родители могут рассказать, кто в ней работает, как расположены книги, где находится периодика, как заниматься в читальном зале и т.д.

    В собственной библиотеке ребенка старшие могут показать, как следует располагать книги (по тематике, по жанрам, по авторам), как делать закладки, библиографические карточки с выходными данными.

    Если семья выписывает периодические издания, можно начать сбор вырезок по интересующим детей вопросам: о животных, растениях, технике, истории, природных явлениях, спорте.

    Очень важно, чтобы у ребенка воспитывалось бережное и любовное отношение к книге, чтобы он следил за порядком в своем книжном уголке.

    В некоторых семьях стало хорошей традицией сохранять полюбившиеся детские книги. Жизнь у этих книг может быть долгая: их читали бабушка, дедушка, мама, папа, а теперь они стали друзьями ребенка. Такая семейная традиция не только воспитывает бережное отношение к книге; это отношение к книге дополняется чувствами к самым дорогим людям.

    Сближают родителей и детей совместная покупка книг, их ремонт, наведение порядка в домашней библиотеке и, конечно, совместное чтение и обсуждение прочитанного.

    Даже бегло читающий ребенок еще долго будет нуждаться в том, чтобы ему читали вслух, чтобы, читая, отвечали на его вопросы, делились с ним своими переживаниями и мыслями о прочитанном.

    III. Дискуссия с родителями по следующим ситуациям: 

    Ситуация 1. 

    Мать рассказывает, что, укладывая десятилетнюю девочку спать, всегда читает ей несколько страничек из книжки. Так заведено, и девочка целый день ждет этой минуты.

    • Согласны ли вы с тем, что такой большой девочке надо читать вслух?
    • Чем руководствуется мама, читая выросшему ребенку вслух?
    • Что дает такая традиция?

    Ситуация 2. 

    -Вы Машу не спрашивайте по чтению, - хором заявили мне малознакомые второклассники. - Она у нас не умеет читать. - Да, не умею, - убежденно подтвердила Маша. - Со мной и мама дома занимается, и бабушка, а я все равно никак не научусь.

    • В чем причина Машиного «неумения» читать?
    • Как бороться с внушенным неумением?
    • Какие приемы помогут ребенку поверить в себя?

    Ситуация 3. 

    В нашей семье мы часто дарим детям книги. Обязательно подписываем их: «Сереже - в первый день ученья. Пусть оно будет для тебя радостным и желанным», «Настеньке - в день рождения от бабушки и дедушки». Такие книги-подарки передаются из поколения в поколение.

    • Что дает такая традиция?
    • Считаете ли вы, что детям надо обязательно дарить книги?

    Ситуация 4. 

    На прогулке шестилетний Максим увидел красивую бабочку с оранжевыми крылышками. Мама не знала, как она называется, но предложила сыну внимательно рассмотреть и запомнить внешний вид бабочки, чтобы дома посмотреть в книге и узнать ее название. Понаблюдав за бабочкой, Максим обнаружил, что на крыльях у нее много черных точек. Дома мама достала книгу, и вместе они долго рассматривали изображенных в ней бабочек. Наконец нашли такую, которой заинтересовался Максим. Она называется «Многоглазка огненная». Мама спросила: «Ты понял, почему она называется огненной? Правильно, за оранжевый цвет крыльев. А почему многоглазка, как ты думаешь?» И Петя высказал свое предположение: «Наверно, за черные точки, они похожи на глазки».

    • Как вы относитесь к такому стилю общения взрослого и ребенка?
    • Что вы воспитываете, обращаясь вместе с ребенком к книгам за ответом на возникший вопрос?

    Советы родителям: 

    • Если до школы есть желание и возможность заниматься с ребенком, пусть он придет в школу, умея читать. В 4—5 лет учиться читать легче, чем в 7—8 лет.
    • Терпеливо помогать ребенку, если у него недостаточная скорость чтения.
    • Обучая детей чтению, опираться на их интересы. Ребенок, которого учили читать принудительно, неохотно пользуется этим своим умением.
    • Больше играть с детьми. Путь дошкольника к грамоте лежит через игры в звуки и буквы.
    • Рассказывать детям сказки. Даже «совсем большие» ребята (мы часто говорим семи-восьмилетнему ребенку «Ты уже большой») очень любят песенку, сказку перед сном. Это успокаивает их, помогает снять напряжение.  Чаще устраивать семейные чтения. Выросшим детям читать вслух еще интереснее, чем маленьким.
    • Читать самим, пусть ребенок видит, что свободное время мама и папа проводят не только у телевизора.
    • Есть вещи, которые детям лучше не слышать и не знать: например, споры родителей на бытовые темы и т.п. Но споры отца и матери по поводу прочитанной книги дети должны слышать обязательно.
    • Принимать во внимание, что возраст с 7 до 16 лет — это промежуток жизненного пути, когда человек либо приобретает потребность в чтении и реализует ее в течение всей жизни, либо упускает эту возможность.
    • Не всегда спешить сразу отвечать на детские вопросы, лучше посоветовать поискать ответы в книгах самостоятельно.
    • Собирать дома различные словари: толковый, орфографический, энциклопедический, иностранных слов и т.д.; вырабатывать у ребенка привычку обращаться к словарям и работать с ними.
    • Стараться приобретать и дарить детям хорошие книги, обязательно с надписью. Обращать внимание на то, что сын или дочь читает.
    • Вместе с ребенком создать для него такую библиотеку, чтобы в ней были разные книги, а не только, например, фантастика и приключения.
    • Вместе покупать, читать, ремонтировать книги, обсуждать прочитанное. В этом случае гораздо легче влиять на читательские вкусы ребенка.
    • Обязательно записать ребенка в библиотеку. Время от времени ходить туда вместе с ним.

    Ни для кого ни секрет, что желание читать, стойкий интерес к чтению формируется в семье и основа его — привычка ребенка читать. Анализ ответов анкет родителей нашего класса это подтверждает.

    IV.Анализ анкет родителей 

    V.Выступление школьного библиотекаря

    (по результатам исследования читательских интересов по классу). Анализ техники чтения учащихся класса.

    VI.Знакомство родителей с выставкой рекомендуемой и обязательной литературы, которую необходимо иметь в домашней библиотеке.

    VII.Вручение поздравительных писем родителям за победу их детей в конкурсе на лучшего чтеца.

    VIII.Копилка родительского опыта.

    Обмен мнениями родителей по развитию читательского интереса и умений в семье. Работа с памятками, подготовленными классным руководителем к родительскому собранию. Их обсуждение и анализ.

     



    Предварительный просмотр:

    Как привить ребенку любовь к чтению

    http://dosh50.ucoz.ru/newss/rebenki-chitajut.jpg

    Как известно, нами правят привычки. Наши привычки в буквальном смысле творят нашу судьбу. Например, такая, казалось бы, незначительная вещь как привычный способ выражения своего раздражения и гнева может стать главной причиной успехов или неудач в личной жизни.

    Сравните, например, шансы на успех в отношениях со своим партнером у человека, который привык выражать свой гнев, используя оскорбления, и у человека, привыкшего выражать свое недовольство в форме «Я-сообщений» (вместо «ты – скупая тварь», «мне хотелось бы чаще получать от тебя подарки» - почувствуйте разницу).

    Любовь к чтению – такая же привычка. Самоподкрепляемая привычка. Стоит только войти во вкус, и удовольствие от результата будет поддерживать сам процесс.

    Излишне рассуждать о том, что привычка много читать, в особенности хорошую литературу, - входной билет в богатую впечатлениями и возможностями жизнь. «Побочными эффектами» этой привычки становятся грамотность (работодателям все труднее и труднее отыскивать людей, способных без ошибок написать хотя бы пару абзацев – отсюда у тех, кто умеет это делать огромное преимущество в зарплате), способность ясно и ярко излагать свои мысли, эрудированность и даже открытие в себе новых мотивов и интересов.

    Так как же помочь ребенку «войти во вкус к чтению»? Если у ребенка все порядке с интеллектуальным развитием и нет дизлексии (неспособности различать некоторые буквы), то это довольно просто, за исключением одного – вам необходимо решить изменить некоторые собственные привычки. Это сложнее, чем может показать на первый взгляд, но «собака зарыта» именно здесь.

    Вот что вы можете сделать:

    1. Помните, что лучшее лечение – профилактика.

    Если ребенок еще мал, и для вас это тема кажется чем-то далеким и несущественным – самое время действовать. Руководствуйтесь принципом «книги и чтение повсюду»: дайте ребенку возможность беспрепятственно играть с книгами, грызть их, рисовать в них (в этом возрасте именно так проявляется и развивается любовь в книгам, забудьте о бережном отношении – все это потом), строить из них дома и гаражи для машинок и даже купаться с ними (купите специальные непромокаемые книжки).

    То же самое – с различными вариантами букв: на кубиках, пластиковые буквы, вырезанные из картона, нарисованные на бумаге, на магнитах и наклейках и пр. Составляйте из букв слова, используйте карточки системы Домана, читайте вывески и плакаты на улице и т.д. Ждите – результат придет неожиданно.

    2. Подавайте личный пример.

    Читайте сами. В слух и про себя. Если ребенок каждый день видит родителя по три часа сидящим с бутылкой пива перед телевизором, то нетрудно предположить, как он будет относиться к нотациям о пользе чтения.

    И наоборот, если ребенок часто видит родителей с книгами в руках, увлеченно обсуждающих прочитанное, то никаких дополнительных стимулов может вообще не потребоваться. Срабатывает эффект «соленого огурца» - свежий огурец, опущенный в бочку с солеными, приобретает такой же вкус. В нашем случае – вкус к чтению.

    Я где-то слышал такое высказывание: «Вы думаете, что личный пример – это эффективный способ мотивации человека? Ошибаетесь – это единственный способ!». Преувеличение конечно, но не далеко от истины.

    3. Выбирайте вместе.

    Многие дети (особенно подростки) не любят читать из-за того, что их родители сами выбирают что им читать и этот выбор им неинтересен. Хотя бы потому, что это не их личный выбор.

    Дети обожают делать покупки. Сделайте традицией совместный поход в книжный магазин не реже одного раза в месяц и дайте ребенку возможность выбирать самому с таким условием: на каждую книжку, которую покупает ребенок, он обязуется прочесть одну книжку из предложенного вами списка.

    Тогда даже если выбор ребенка будет не самым лучшим, вы сможете быть уверены, что половина из того, что читает ребенок – это действительно хорошая литература.

    4. Защитите ребенка от «Большого Экрана».

    Один мой знакомый, на вопрос «если тебе дать автомат, кого бы ты выстрелил» ответил: «В телевизор».

    Перережьте антенну – веревку с камнем, которые тормозят развитие вашего ребенка. Ничто так не воспитывает пассивность мышления как просмотр телевизора. Вы можете не согласиться и сказать, что ведь есть действительно полезные телепрограммы. И вы будете правы. Только вот на практике доля таких программ из реально просматриваемых ребенком - крайне мала.

    Я использую телевизор исключительно как монитор для DVD-проигрывателя и на 100% могу контролировать что смотрят мои дети и сколько времени проводят перед экраном.

    То же касается компьютерных игр и социальных сетей (Одноклассники, Вконтакте и пр.) . Установите предельный лимит времени на эти «наркотические» занятия (например, 30 минут) и условия доступа к ним (например, сделать уроки и выполнить свою часть работы по дому).

    Выбирайте компьютерные игры сами. Есть масса развивающих игр, зачем подвергать психику ребенка обработке сценами насилия и побуждениями к агрессивным действиям?

    Если кратко – фильтруйте то, что ребенок видит с экрана (монитора или телевизора).

    5. Вознаграждайте чтение

    Человек склонен продолжать делать то, что, в конце концов, приводит его к удовольствию.

    Договоритесь с ребенком о двух-трех привилегиях, которые он будет получать дополнительно, если каждый день будет прочитывать оговоренный с ним объем текста.

    Например, дополнительное время за компьютером, на полчаса позже ложимся спать, на выходных вместе идем в кино и пр. Пусть ребенок перескажет то, что прочитал. Тогда вы будете уверены, что он на самом деле прочитал заданный объем, и дадите ему возможность потренировать память и поупражняться в изложении.

    Способность ясно излагать свои мысли можно и нужно совершенствовать.

    То, что она является ключевой для карьерного роста (да и в личной жизни), по-моему, не требует комментариев.

    6. Читайте ребенку пред сном

    Известно, что мозг, особенно воображение ребенка, развивается не только днем, но и ночью.

    Прочитайте ему добрую сказку или историю на ночь, чтобы запустить процессы подсознательного творчества во сне.

    Даже если ребенок взрослый, вам обоим это доставит удовольствие. Совместное погружение в рассказ – прекрасный способ наладить нарушенный с ребенком контакт.

    Если делать это регулярно, то книга войдет в привычный для ребенка ритуал отхода ко сну и станет для него незаменимым другом.

    7. Читайте по ролям

    Выберите сказку, басню или короткую историю с диалогами, вырежьте из бумаги персонажей, раскрасьте их и приклейте на картонную подложку с палочкой. Затем придвиньте к стене стол, накройте его длинным покрывалом, залезьте с ребенком под стол, и, держа фигурки за палочки, просуньте их между столом и стеной. Ваш кукольный театр готов. Вы также можете прикрепить к стене над столом декорации. Отрепетируйте и позовите на представление родственников.

    Можно также читать по ролям какое-нибудь смешное произведение с большим количеством диалогов, просто сидя рядом с ребенком. Вы оба получите огромное удовольствие.

    8. Используйте аудиокниги

    Сейчас многие замечательные произведения русской и зарубежной литературы доступны в формате аудиокниги. Некоторые из них представляют из себя настоящие шедевры театрального искусства.

    Послушайте, например, «Евгения Онегина» в исполнении Смоктуновского. Это нельзя сравнивать с печатным текстом – просто другое. Для детей можно найти замечательный сборник «Золотой фонд радиоспектаклей на DVD», в котором представлено большинство лучших произведений, когда либо «переведенных» в формат аудио книги.

    9. «Внедритесь» в читающие группы

    Используйте эффект «Соленого огурца» - превращение свежего огурца, помещенного в бочку в солеными, в соленый, причем такого же вкуса. Если ребенок вращается в среде сверстников, любящих читать, то со временем у него появятся среди них друзья, а затем и похожие интересы.

    Вы можете записать ребенка в детскую группу по изучению иностранного языка, в театральную студию, в музыкальную школу, школу изобразительного искусства, исторический кружок при краеведческом музее, сходите с ним на экскурсию на радио или просто в расположенную поблизости детскую библиотеку. В этих сообществах процент детей, любящих читать, намного выше среднего.

    10. Сколько можно читать? – Пора писать!

    Конечно, в сравнении с просмотром телевизора, чтение - благо. Активность мышления против пассивности. Но все же по настоящему счастливы только люди, занимающиеся продуктивной деятельностью, творчеством в различных его формах. В этом смысле чтение само по себе бесполезно, точнее бесплодно. Научите ребенка использовать прочитанное, например, заведя дневник в ЖЖ и комментируя то, что он хочет комментировать. Регулярные заметки в дневнике помогут ему развить свой стиль и привести в порядок свои мысли. Вы можете также помочь ребенку издать книгу – это не так трудно как кажется, а всплеск мотивации обеспечен.

    2 упражнения:

    * Сократите время просмотра телевизора (и свое, и ребенка). Сократите количество телевизоров в квартире до, максимум, одного, так чтобы в комнате ребенка его не было. Еще лучше – используйте телевизор исключительно как монитор для просмотра качественных программ на DVD.

    * Разнообразьте свое общение с ребенком при помощи книг и всего, что с ними связано: читайте при нем и вместе с ним, на ночь и по ролям, ходите с детьми в театры, выбирайте вместе книги и аудиокниги, обсуждайте прочитанное и интересуйтесь мнение ребенка.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Проект: модная профессия стилист-парикмахер «Варвара-краса, длинная коса» 4 «б» класса в рамках реализации регионального проекта «Обучение через предпринимательство».

    Цель:раскрытие смысла деятельности     парикмахера;воспитание уважения к профессии парикмахер. Задачи:иметь представление:об истории возникновения иразвития парикмахерск...

    Открытый урок чтения в 3 классе по книге В. Каверина «Два капитана» в рамках школьного проекта «Год с книгой. В. Каверин. Два капитана».

    16 декабря я  пригласила педагогов на открытый урок чтения в 3 «б» классе, который назывался «23 будущих капитана». Урок по роману В. Каверина «Два капитана» проходил в рамках общешкольного проек...

    Проект духовно-нравственного направления "Ценности, которым нет цены..." (в рамках городского проекта Компетентные родители)

    Социальная значимость реализации проекта, на наш взгляд, состоит в том, что  ориентация на семейные ценности является важной частью духовно-нравственного развития  и воспитания личности учащ...

    Методическая разработка проведения «Культурной субботы», посвящённого 80-летию образования Пензенской области (в рамках регионального проекта «Культурная суббота)

    Методическая разработка проведения «Культурной субботы», посвящённого 80-летию образования Пензенской области(в рамках регионального проекта «Культурная суббота)...

    РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по внеурочной деятельности «Как хорошо уметь читать» (Курс проводится в рамках реализации регионального проекта PROчтение)

    Рабочая программа по внеурочной деятельности «Как хорошо уметь читать» составлена на основе авторской программы Щербаковой О.Н «Юный читатель» ...