Творческий проект "История моей истории"
проект (4 класс) по теме

Скворцова Светлана Сергеевна

Проек "История моей истории" направлен на изучение родословной каждого ученика класса, на развитие творческих инициатив ребят и их родителей, создание условий на совместную деятельность, формирование культуры общения в семье.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt.docx35.02 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ Савинская СОШ

 

Творческий проект

Тема: «История моей истории»

Коллективная работа

4 «А»  класса

Руководитель:

Скворцова С.С.

учитель начальных

классов

п. Савино  

Оглавление

  1. Аннотация проекта «История моей истории»………………  2
  2. Введение. Наши цели и задачи……………………………….  3
  3. Как мы работали над проектом………………………………  5
  4. Заключение. Мы подвели итог………………………………..  9
  5. Список использованных источников………………………… 10
  6. Приложение……………………………………………………. 11

  1. Аннотация проекта «История моей истории»

         Издавна считалось, что, если человек помнит своих предков, он непобедим. Наши предки стремились создавать и бережно хранить свою родословную.

Проблема изучения истории своей семьи в современной ситуации является одной из самых значимых. Ученики не знают своего генеалогического древа, теряется связь поколений. Актуальность данной темы не вызывает сомнения.

Данный проект направлен на изучение родословной каждого ученика класса, на развитие творческих инициатив ребят и их родителей, создание условий на совместную  деятельность, формирование культуры общения в семье. Изучение родословной способствует более близкому общению членов семьи, так как помощниками в исследованиях учеников будут родители, дедушки и бабушки.

Тема проекта предполагает работу с семейными реликвиями, архивом. В рамках проекта проводятся уроки познания, консультации для учеников и родителей, конкурсы сочинений, семейных газет. Оформляются выставки.  Итоги работы подводятся на расширенном заседании семейной гостиной.

Предполагаемые результаты.

Ученики расширяют свой кругозор, развивается интерес к истории семьи, семейным традициям, родословной. Формируется ответственность, умение находить нужную информацию и использовать её для выполнения проекта.

Работа  способствует воспитанию чувства гордости за семью, любви и уважения к старшему поколению.

II. Введение.  Наши цели и задачи.

Тема исследования: «История моей истории».

Тип проекта: информационно-исследовательский.

Предмет исследования: родословная каждого ученика.

Цель исследования: создание генеалогического древа каждого ученика.

Задачи исследования:

- учиться находить нужную информацию и применять полученные знания;

- учиться сотрудничать со своими родителями, родственниками;

- познакомиться с историей создания и развития своей семьи.

Вопросы, направляющие проект.

Основополагающий вопрос: нужно ли знать свои корни?

Проблемные вопросы.

- Кто мои предки?

- Какой коллектив можно назвать семьей?

- Есть ли традиции в моей семье?

- Есть ли в моей семье семейные реликвии?

Учебные вопросы.

- Что такое родословная?

- Что такое род?

- Кто такие предки?

- Семейные реликвии и традиции.

План проведения проекта.

  1. Заседание семейной гостиной по вопросу обсуждения плана работы над проектом «История моей истории».
  2. Уроки познания. Темы: «Родословная», «Род. Предки. Потомки», «Семья», «Семейные реликвии», «Семейные традиции».
  3. Знакомимся с семейными реликвиями.
  4. Изучаем семейный архив.
  5. Фотовыставка «Загляни в семейный альбом».
  6. Сочинения на темы: «Моя семья», «Традиции моей семьи», «Имена, которыми я горжусь».
  7. Создаём семейный герб. Выставка «Герб и девиз нашей семьи».
  8. Выпуск семейных стенгазет «Вместе дружная семья».
  9. Выставка творческих работ учащихся и их родственников «К чему душа лежит, к тому и руки приложатся».
  10.  Составление генеалогического древа.
  11.  Заседание семейной гостиной, посвященное презентации проекта «История моей истории».

III. Как мы работали над проектом.

    Наши предки считали: без прошлого нет будущего. Изучая историю своей семьи, своего рода, мы познаем историю своей малой родины. Каждому человеку нужно знать и чтить своих предков. Зная свою родословную, человек тем самым показывает уважительное отношение к своим корням, памяти предков, семейным традициям.

   Мы очень долго и много готовились, хорошо поработали. Кем нам только не довелось быть в течение этого времени. Мы составляли свои родословные и выступали в роли историков. Были антикварами и археологами, когда разыскивали старинные семейные вещи, журналистами и репортёрами, когда расспрашивали родителей о своих прабабушках и прадедушках. Мы узнали много нового и интересного.

    Началась наша работа с уроков познания, на которых мы узнали что такое «родословная», «род», «предки», «потомки», что изучает наука «генеалогия». Для того, чтобы стать автором истории собственной семьи, мы выполняли специальные задания и шаг за шагом учились мастерству составления своей родословной.

    Родословное древо выглядит красиво и наглядно, но оно не может дать подробную информацию об упоминаемых в нём людях. Поэтому одной из задач было узнать как можно больше о своих предках, близких и далеких родственниках.

    С большим интересом изучали мы семейный архив, где хранятся письма, дневники, медали, почётные грамоты, документы, фотографии о жизни семьи в прошлом. Архив состоит из семейных реликвий – вещей, которые бережно хранятся и переходят из поколения в поколение. Они интересны нам с исторической точки зрения, как предметы старины, культуры, быта, но они дороги и как память о наших предках.

   Старинные вещи рассказывают нам о времени, в котором жил человек, о событиях, свидетелем или участником которых он был; о трудностях и радостях давних лет, о том времени, когда нас ещё не было. Мы собрали не мало семейных реликвий, смогли узнать и рассказать о них.

   Есть ещё одна семейная традиция – собирать и хранить фотографии. В каждой семье есть фотографии, которые надолго оставляют память о дорогих людях, о событиях в семейной жизни. Традиция эта очень важная. Недаром во время войны или в других ситуациях, когда люди вынуждены покидать свои дома, они брали с собой только самые ценные вещи и среди них фотографии дорогих людей.

      Рассматривая старые семейные фотографии, мы обращали внимание на выражения лиц людей, одежду, фон, взаимоотношения между родственниками. Это важно, если хочешь понять, как жили раньше.

     Была оформлена фотовыставка «Загляни в семейный альбом». Часть фотографий использовали для составления родословной.

     Через изучение истории своей семьи нам предстояло узнать, чем были прославлены наши предки. Каждый из нас стал историком, который выяснил роль своей семьи и отдельных её представителей в жизни родного края, народа, страны.

         С огромным интересом мы собирали материал и рассказывали о своих прадедушках, прабабушках и других родственниках, которые прошли через голод, холод и ужасы Великой Отечественной войны.  С особым трепетом рассматривали мы фронтовые фотографии, ордена и медали героев. Как удивительны и интересны судьбы людей, которые прошли через все испытания истории и выжили! И не только выжили, но и продолжили свой род. Мы благодарны им за нашу жизнь.

    Но и сейчас на карте нашей страны вспыхивают новые горячие точки. Среди них, ставшее для многих страшным, слово Чечня. В нашем классе есть ребята, у которых папы были и не раз на этой войне. Они рассказали нам об этом и показали награды своих отцов.

     Каждому из нас дороги и близки родственники, которые сейчас живут вместе с нами, те, кого мы зовём своей семьёй. О своих родных мы писали в сочинениях на темы: «Моя семья», «Традиции моей семьи», «Имена, которыми я горжусь».

     Вместе с родителями мы создавали герб семьи и её девиз, которые показали, что объединяет наши семьи, к чему они стремятся.

     Семейный герб – это краткая история и самовыражение семьи. Как оказалось, придумать герб совсем нелёгкая задача. Так много хотелось отразить в нём, но мы постарались выразить главное. У каждой семьи получился свой герб, который показывал её состав, род занятий членов семьи, их сплочённость.

     Изучая историю своей семьи, мы узнали о том, чем увлекались наши предки, наши бабушки и дедушки. Ребята рассказали о том, чем они и их родственники увлекаются сейчас. Была оформлена выставка «К чему душа лежит, к тому и руки приложатся», на которой были представлены работы ребят и членов их семей. Можно было полюбоваться вязанием, вышивкой, бисероплетением, ковкой, чеканкой, выжиганием, конструированием из различных материалов. Завораживали картины и рисунки юных художников.

    Об увлечённости общим делом, путешествиях, радостных событиях рассказали семейные стенгазеты «Вместе дружная семья».

     В результате работы над проектом мы чаще стали проводить время с родителями. Нам вместе пришлось опросить многих родственников. Мы встречались с ними лично, писали письма, звонили по телефону в разные регионы не только России, но и в страны ближнего зарубежья. Вместе мы искали старинные фотографии в семейных альбомах, реликвии, вспоминали семейные традиции, важные исторические события, подбирали материал для своего семейного герба, изречения и афоризмы для девиза.

     Мы многое сделали на пути к составлению своей родословной, многое узнали. Эти знания мы представили другим – тем, кто ещё не знаком  с нашими близкими.

    На итоговом заседании семейной гостиной прошла презентация проекта «История моей истории».

    Вместе с родителями каждый из нас составил родословную своей семьи. Оформление работ было самым разным. Это были родословные таблицы и схемы, генеалогические (родословные) деревья, объёмное дерево с фотографиями, презентация.

    Теперь мы сможем сами, без помощи родителей рассказать о своих предках, далеких и близких родственниках.

IV. Мы подвели итог.

       Создание родословного древа стало настоящим событием для каждого из нас.

      Всё, что мы узнали и написали, может оказаться для наших детей и внуков единственной информацией об их предках. Так в нашей родословной соединились прошлое, настоящее и будущее.

      Мы узнали, что прошлое не уходит навсегда. Оно постоянно присутствует рядом с нами.

V. Список использованных источников

  1. Источники устной информации:

рассказы близких родственников.

  1. Источники документальной информации:

интернет, районный краеведческий музей, семейные архивы.

  1. Учебное пособие.

Барвенко В.Г., Иванова Е.В., Леонова Н.В., Турчина Н.В., Аверьянова И.Ю., Калинин А.К. Моя родословная. Рабочая тетрадь для учащихся начальных классов общеобразовательных школ Ивановской области: в 2 ч. – Иваново, 2008.

VI. Приложение.

  1. Заседание семейной гостиной, посвященное презентации проекта «История моей истории» (сценарий мероприятия).
  2. Отзывы о работе над проектом учащихся и их родителей.
  3. Фотоматериалы.

Заседание семейной гостиной, посвященное презентации проекта

«История моей истории»

Зал -  музей истории семьи.

Оформлены выставки: «Семейные реликвии», «Герб и девиз нашей семьи», «К чему душа лежит, к тому и руки приложатся».

Выставка семейных газет «Вместе дружная семья», фотовыставка «Загляни в семейный альбом».

Сочинения учащихся на темы: «Моя семья», «Имена, которыми я горжусь», «Традиции моей семьи».

Родословные (генеалогические древа), составленные семьями учащихся.

Учитель:  Добрый день, уважаемые родители и гости! Приветствуем вас в нашей семейной гостиной. Сегодня мы приглашаем вас в музей – музей истории семьи.

      Звучит песня «С чего начинается Родина». Ученики входят в зал, дополняют выставки         старинными вещами, фотографиями, занимают свои места в «музее». Песня продолжает звучать, но тише.

Учитель:  С чего начинается Родина? А может она начинается с истории? С истории каждой семьи?

     Наши предки считали: без прошлого нет будущего. Изучая историю своей семьи, своего рода, мы познаем историю своей малой родины. Каждому человеку нужно знать и чтить своих предков. Зная свою родословную, человек тем самым показывает уважительное отношение к своим корням, памяти предков, семейным традициям.

    Мы с вами очень долго и много готовились, хорошо поработали. Кем нам только не довелось быть в течение этого времени. Мы составляли свои родословные и выступали в роли историков. Были антикварами и археологами, когда разыскивали старинные семейные вещи,  журналистами и репортерами, когда расспрашивали родителей о своих прабабушках и прадедушках. Мы узнали много нового и интересного. Думаю, что сегодня нам есть чем поделиться друг с другом, о чем рассказать нашим гостям. Надеюсь, что всем будет интересно.

    Экскурсию по нашему музею мы начнем с зала «Семейные реликвии».

- Ребята,  что мы называем семейными реликвиями? (Вещи, которые бережно хранятся и переходят из поколения в поколение.)

- Почему же мы их храним? (Они интересны нам с исторической точки зрения, как предметы старины, культуры, быта, но они дороги и как память о наших предках.)

- Скажите, кого мы называем предками? (Предки – это наши родные, которые жили до нас, впереди нас, перед, пред нами.)

-  А кто мы? (Мы – потомки, мы живем потом, после них.)

-  Ребята, давайте познакомим гостей с экспонатами нашего музея.

                (Дети показывают и рассказывают историю вещей,  принесенных из дома.)

 Учитель:  История вещи  -  это история человека, история семьи, рода. Хорошо, что эта замечательная традиция есть во многих семьях. Думаю, со мной согласятся все, что её нужно продолжать.

   Изучая историю семьи, ребята много узнали о своих прабабушках и прадедушках. Послушаем Андрея Карелина (рассказ о прадедушке А.А. Бочкареве).

Учитель:  Прабабушка Андрея Бочкарева Е.К. много лет проработала в нашей школе учителем русского языка и литературы, была директором районного краеведческого музея.  Сегодня она у нас в гостях. Екатерина Константиновна, ребятам очень интересно узнать о вашем детстве и школьных годах. Расскажите, пожалуйста.

                                Выступление Бочкаревой Е.К.

Учитель: Спасибо, Екатерина Константиновна, за Ваш интересный рассказ, за то, что пришли к нам.

                                Звучит песня «Журавли».

Учитель: Прошла война. Прошла страда.

                  Но боль взывает к людям:

                  Давайте, люди, никогда

                  Об этом не забудем.

                  Пусть память верную о ней

                   Хранят, об этой муке

                  И дети нынешних детей

                   И наших внуков внуки.

                                         (А.Твардовский)

 - Слово внукам и правнукам героев Великой Отечественной войны.

                (Дети рассказывают о дедах и прадедах – участниках ВОВ).

Учитель:  Но вновь не спят матери, провожая сыновей. Всё новые горячие точки вспыхивают на карте нашей страны и среди них, ставшее для многих страшным  слово Чечня.

  В нашем классе есть ученики, у которых папы и дядя были и не раз на этой страшной войне. Сегодня ребята расскажут о них. (Панина Н., Буданов А., Карелин А.)

Учитель:  Андрей  Валерьянович и Алексей Валентинович у нас в гостях.

Эта война останется в памяти, останутся стихи песни, рожденные на этой войне, рассказывая о силе духа и мужестве русского солдата.

                     Тишина. Перебор гитарный.

                      Не за эту ли тишину

                      Погибают российские парни,

                      Не по песням узнав про войну.

                Карелин А.В. исполняет песню «Ветерок».

Учитель:  В этом зале нашего музея есть ещё сочинения на тему «Имена, которыми я горжусь». Послушаем Степанову Марину.

               Сочинение Степановой М. о прабабушке и бабушке.

Учитель:  Марина рассказала нам о бабушке и прабабушке. А ведь это мама бабушки и мама мамы. У каждого человека есть мама.

                    Мама – первое слово ребенка.

                    Мама – первые в жизни шаги.

                    Мама – самое в мире святое.

                    Мамочку, маму свою береги!

У нас в гостях мама Натали Бутяевой  - Нина. Всей семьей они исполнят песню «Мама».

                 Звучит песня, дети все вместе исполняют припев.

Учитель: Маму называют хранительницей семейного очага. Она создает тепло и уют в нашем доме. Но главное в семье – это взаимопонимание, уважение, любовь, терпение, увлеченность общим делом. Мы приглашаем вас в следующий зал нашего музея, в котором оформлена выставка «К чему душа лежит, к тому и руки приложатся». Здесь представлены работы ребят и членов их семей. Также мы хотим познакомить вас с гербами, эмблемами и девизами семьи. Давайте посмотрим, что объединяет наши семьи, к чему они стремятся.

                 Учащиеся вместе с родителями представляют герб (эмблему) и девиз своей семьи.

Учитель: О своей семье ребята написали сочинения. Послушаем их.

                  Ребята зачитывают свои сочинения.

Учитель:  Приглашаем вас в зал «Моя родословная». Далеко не каждый человек может похвастаться знанием своих корней – тех поколей предков, которым он обязан своим происхождением. Вместе с родителями ребята смогли составить свою родословную, создать генеалогическое древо своей семьи. И сегодня, подводя итог этой огромной работе, мы посмотрим и заслушаем несколько проектов.

              Ученики вместе с родителями представляют свои работы.

Учитель:   Сегодня мы  вспомнили немало традиций. А какие традиции ещё есть в вашей семье?

               Дети называют.

Учитель:  Ещё одна семейная традиция – собирать и хранить семейные фотографии. В каждой семье есть фотографии, которые надолго оставляют память о дорогих людях, о событиях в семейной жизни.

                    Берегите друг друга,

                    Добротой согревайте,

                   Берегите друг друга,

                    Обижать не давайте.

                 Берегите друг друга,

                 Суету позабудьте

                 И в минуту досуга

                 Рядом вместе побудьте.

                                   (О. Высоцкая)

                 Звучит песня «Семейный альбом», на экране – фотографии.

Учитель:  Благодарю всех за активное участие, поддержку, добрые улыбки. Желаю всем мира, добра, семейного счастья!

Отзывы учащихся о работе над проектом.

«Когда я вырасту, то расскажу мою родословную  своим детям, а они расскажут своим детям, тогда моя родословная будет передаваться из поколения в поколение. Мои родственники не будут забыты.»

«Изучая историю своей семьи, мы учимся у старших гордиться своей семьей, уважать память предков. Раньше я знал только о том, что мои прадеды воевали. Теперь я узнал судьбу каждого из них и могу с гордостью рассказать об этом.»

«Мне было очень интересно узнать о судьбах  своих предков. Я уверен, что каждому из нас это необходимо. Это наша память!»

«Работать над родословной было очень интересно. Я познакомилась со всеми наградами моей прабабушки, которая трудилась во время войны. Много нового узнала о героически погибших в войну прадедушках. Теперь я знаю традиции, которые есть в нашей семье.»

«Нужно заниматься изучением своей родословной. Так много можно узнать о жизни своих предков. Я узнал о сражении, в котором погиб мой дед, о большой семье моей бабушки. Мне понравилось работать всей семьей. Это было увлекательно.»

Отзывы родителей о работе над проектом.

  «Давно хотела заняться составлением своей родословной. Но времени, как обычно, не хватало. И задание, которое дали моей дочке, очень помогло вспомнить и систематизировать те сведения, которые мы знали, и те, что узнали в процессе работы… Это дало возможность семье сблизиться, вспомнить ушедших родственников, наших родителей, предков… Наша работа смогла пронзить время, свести воедино прошлое, настоящее и будущее. Спасибо за создание такой маленькой, но надежной «машины времени».

« При создании родословной мы рассказывали внучке о жизни в деревне наших предков, о том, как они пережили Великую Отечественную войну, как погиб её прапрадед, защищая родину… Надеемся, что эти примеры помогут ей лучше узнать и понять историю своей страны, и патриотизм для неё не будет пустым словом.»

«Во время работы над родословной вся семья собиралась в полном составе. Это было очень интересно и увлекательно, даже волнение ощущалось при разговоре о прошлом… Такое ответственное домашнее задание ещё ближе сплотило нашу семью. Взаимоотношения в семье стали более тесные и откровенные.»

«Этот проект помог нашей семье расширить кругозор о прошлой жизни наших предков, настоящей жизни наших родственников… Обязательно будем продолжать составление родословной.»

«Наш сын узнал, кем были его родственники, жившие много лет назад. Теперь он сможет рассказать об этом своим детям и внукам.»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Исследовательская творческая работа по истории Великой Отечественной войны. «Из вечной памяти военных лет. Летчик – истребитель С.С. Дядьков.»

Скромное величие человека… Что стоит за этой строкой? Заглянем в седую древность. Наши славные предки остановили у границ Европы татаро- монгольскую орду, освободили Европу от власти Наполеона, разбил...

Презентация "Творческие работы моих учеников"

Презентация содержит материалы творческих работ моих учеников к Всероссийскому дистанционному конкурсу "Семейные каникулы"....

Творческие работы моих учеников ( 1-2 класс).

Ученики с удовольствием выполняют эти работы . Это их заинтерисовывает в  учебной деятельности и  дает стимул   в  дальнейшем   хорошо заниматься с учителем....

Творческие работы моих учеников

Презентации, сообщения ,творческие работы и проекты....

Творческо-исследовательский проект "История моей семьи" 4 класс коррекционной школы VIII вида

Идея проектаЧерез совместную деятельность будут развиваться более теплые взаимоотношения в семье. В ходе изучения своей родословной и соотнесение ее с различными историческими фактами и эпохами у...

Творческие работы моих учеников

Исследовательские работы...