статья на тему: "Организация досуга в группе продленного дня"
статья на тему

Турцева Татьяна Владимировна

Как правильно организовать внеучебную деятельность детей в группе продленного дня.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 297

Пушкинского района Санкт-Петербурга

Тема статьи: Организация досуга в группе продлённого дня начальной школы

Автор: Турцева Татьяна Владимировна,

воспитатель группы продлённого дня

                   Необходимым условием эффективной работы ГПД является чёткое и хорошо продуманное планирование всех направлений работы, реализующее комплексный системный подход к организации обучения, воспитания, развития и здоровьесбережения учащихся.

               Планирование – это творческий процесс, не прекращающийся на протяжении всей работы с детьми. Оно основывается на сотрудничестве педагога и детского коллектива, осмыслении ими целей и задач  и на желании сделать школьную жизнь интересной, полезной.

                   Постоянный контакт с учителем класса, посещение уроков с целью наблюдения за детьми во время  учебного процесса, дают возможность лучше узнать детей, их характер, уровень развития и обучения, найти правильный подход к каждому ребёнку. И на основе этих наблюдений правильно организовать досуг учащихся в группе продленного дня.

                 Правильный режим, выполняемый в течение длительного времени, способствует укреплению здоровья, повышает работоспособность школьников, воспитывает у детей такие качества, как дисциплинированность, аккуратность, организованность. Известно, что систематическое нарушение режима дня и перегрузка учащихся учебными занятиями ведут к снижению работоспособности. Наиболее типичными нарушениями являются недостаточное пребывание детей на свежем воздухе, слишком большие затраты времени на подготовку домашнего задания. Поэтому очень важно спланировать время учащихся, необходимое на обучение, питание, отдых.

                После окончания уроков необходимо дать детям отдохнуть, что поможет ребенку быстро восстановить работоспособность. Можно в это время детям поиграть в спокойные игры, в игрушки, которые они приносят из дома.

                После того, как дети собрались в группе, мы идем обедать. А после обеда обязательной частью режима является прогулка. Прогулка способствует укреплению здоровья, повышает сопротивляемость организма к простудным заболеваниям. Движение, бег, игра благоприятно влияют на рост и развитие детей, помогают лучше подготовиться к последующим занятиям, требующим большого умственного напряжения.

               Мы применяем несколько видов прогулок. Это игровая прогулка  -  дети играют в подвижные игры средней интенсивности. Прогулка-экскурсия -  дети знакомятся с отдельными предметами или явлениями природы.   Прогулка-поиск – поиск заранее спрятанного предмета. Во время спортивной прогулки проводятся соревнования. Виды прогулок постоянно чередуются.

              После прогулки дети поднимаются в класс. Важным режимным моментом в группе продленного дня является час самоподготовки. В группу ходят дети с разным уровнем успеваемости, поэтому созданы группы взаимопомощи, то есть к слабым детям прикреплены  сильные учащиеся этой группы. Если что-то не получается, то я объясняю сама.

               После выполнения домашнего задания, с целью увлечения детей интересным делом, предоставлением возможности  реализовать свои способности не только на кружках,  были выбраны основные направления деятельности.        

                 По каждому направлению деятельности я проработала  пути  реализации.

Духовно-нравственное и гражданско-патриотическое направление  нацелено на приобщение детей к общечеловеческим ценностям: Земля, Отечество, Семья, Труд,  Знания, Культура, Мир, Человек.                                        

                 Наряду с беседами использовала  формы работы - чтение, рисование, дидактические, ролевые игры, лепку, конструирование из бумаги, викторины и др., направленные на формирование у детей различных умений, а также устойчивого эмоционального развития, веры в себя, в свои силы.      

                   Добиться положительных результатов  в духовно-нравственном и гражданско – патриотическом воспитании помогали клубные часы, КТД и мероприятия такие, как:

--Деловая игра «Настоящий друг».  

--Час поэзии  «Строки посвящаем маме». 12 ноября - День матери.

--«День добрых дел».

--«Все работы хороши». Интерактивная беседа. 

-- Беседа. «Профессии моих родителей».

 --Развивающая игра «Труд и человек».

--Беседа «Международный день толерантности»

--Конкурс рисунков «Моялучший друг».

--Достопримечательности г. Москва.   Просмотр видео.

--Настольная игра «Наш город»

--«Нет в мире краше Родины нашей».   Стихи о Родине.

--Беседа «Москва – столица России», «Государственная символика России»

--Литературный час  «Хвала и честь героям».

--Музыкальная гостиная. Слушание и исполнение песен на военную тему.

--Конкурс «А, ну-ка, мальчики!».

--Выставка рисунков «День Победы!».

 --Музыкальная гостиная. Слушание песен о Родине.

--Цикл бесед по нравственному воспитанию.

   

                  Большое значение имеет  трудовое воспитание, цель которого – воспитать бережное отношение к вещам, учебному оборудованию.

                  Детей приучала к труду  с учетом физиологических возможностей младшего школьного возраста, особенностей их организма и психики, использовала элементарные приемы труда,  знакомила с профессиями взрослых людей, воспитывала чувства уважения к людям любой профессии.

 Традиционные мероприятия:

  • Ежедневно убирали кабинет (убирали игры, протирали доску и т.д.)
  • Проводили проверку сохранности школьного имущества в форме конкурса «Самый прилежный ученик», «Кто аккуратно умеет складывать свои учебники».
  • Проводила беседы «Трудом красивым славен человек», «Все работы хороши», «Профессии моих родителей», «Кто любит труд, того люди чтут».

                   Немаловажное значение имеет и экологическое воспитание, цель которого – учить наблюдать за особенностями изменения природы в разное время года; развивать интерес и любовь к природе.

Мероприятия:

--Экскурсии в парк в разное время года

--Викторина «Путешествие по станциям» «Овощная», «Фруктовая», «Грибная».

--Развивающая компьютерная игра «Насекомые»

--Выставка поделок из природного материала «Природа и фантазия».

--Викторина «Первоцветы»

--Подкормка птиц в зимнее время.

--Развивающее занятие «Снеговичок».

--Конкурс загадок «Животные»

--Познавательная игра-конкурс «Эти удивительные растения».

--Информационные прогулки «Цветущие клумбы», «Почему идет дождь» и др.

--Интеллектуальная игра «Эти забавные животные»

--Решение кроссворда на тему «Природа».    

--Беседа « Правила пожарной безопасности».

--Беседа «Пожар – народная стихия» (презентация) 

--Экологическая игра «С какого дерева лист?»

Знакомство с творчеством В. Бинки «Синичкин календарь»

                 Художественно-эстетическое направление  отвечает за  повышение образовательного и культурного уровня  учащихся.

                 Разнообразные формы и методы проведения клубных часов помогали решать поставленные  задачи в этом направлении.

                 Творчество – это норма детского развития. Для  развития способностей детей в различных видах  творчества проводила следующие мероприятия:              

-- Беседа с элементами игры «Будь воспитанным».

--Беседа «Этикет за столом». 

--Правила общения «Слово веселит – слово огорчает». – Беседа «Вежливые слова».

--Беседа. «На кого похож драчун».

--Беседа «Культура речи, этикет общения».

--Беседа  «Общение со старшими».  

--Правила поведения в общественных местах.

--Конкурсная программа к 8 марта.

--Инсценировка стихотворения С. Михалкова «Багаж» (в рамках недели А.  Барто)

--Литературная гостиная:

--Чтение и анализ русских народных сказок.

--Чтение и анализ стихов детских поэтов.

--Экскурсия в школьную библиотеку.    

--Конкурс стихов   о весне.                    

--Клуб любознательных «Откуда берутся слова?».

--«Мои любимые книги» (обсуждение).

--Игра «Собери пословицу».                          

--Игра «Буква заблудилась».

--Игра «О чем идет речь?».  

--Игра «Вежливая просьба».                                                                      

--Беседа «Как празднуют Новый год в разных странах»

--Беседа «Чтобы елка не сгорела». 

--Игра «Верю – не верю».    

  --Играем в настольные игры.

--Просмотр мультфильмов и фильмов по желанию  учащихся.

--Мастерская Деда Мороза. Украшаем класс к Новому году.

 --Мастерская «Всё делаем своими               руками»- объёмные аппликации, оригами, лепка, барельеф на диске.

--Музыкальная гостиная «Любимые новогодние песни».

--Музыкальная викторина «Песни из мультфильмов».

--Музыкальная гостиная «Слушаем и поём».  

 --Выполнение поделок из природного материала.

--Выставка рисунков и поделок «Краски осени»

--Выставка рисунков «Праздничный салют».

               Детям особенно нравится  драматическое творчество: загадки с зарядкой «Отгадай и покажи животное», «Вырази без слов чувства», «Покажи эмоцию».

                   Коммуникативное направление  интегрируется во все направления деятельности воспитателя.  Группа продленного дня - это детский коллектив, где нужно воспитывать у детей такие качества и умения, как дружба, доброта, радоваться за успехи других, поддерживать, сопереживать и др. Особенно это удавалось во время совместных занятий по интересам,  коллективно - творческих дел, отдыха на прогулке, экскурсий, разнообразных игр и во время индивидуального общения.  Через все виды деятельности идет развитие детей. Важную роль в этом развитии имеет комфортный психологический климат в группе.  

                Для детей не посещающих какие-либо кружки была организована «Творческая мастерская», где учащиеся  с удовольствием выполняли поделки своими руками. Во время выполнения различных поделок своими руками,  приобретали навыки и умения работы с ножницами, у детей развивались индивидуальные способности, воспитывался художественный и эстетический  вкус.

                  Работа группы продлённого дня в школе оказывает положительное влияние на процесс воспитания, на правильную организацию досуга учащихся, создает благоприятную среду для здорового морально-психологического климата для всех обучающихся.

               Успешность воспитательной работы в ГПД напрямую зависит от правильно составленного плана работы, от взаимоотношений дети - дети, воспитатель - дети, воспитатель – родители.

                Воспитательная система – это не только нравоучительные беседы, но и творческий процесс, не прекращающийся на протяжении всей работы с детьми.  Это забота о здоровье детей, о развитии культуры поведения, о создании благоприятного климата в коллективе, что способствует быстрой адаптации и успешности в сфере учения.