Внеклассное мероприятие "Хлеб -всему голова"
план-конспект занятия (3 класс) на тему

Комина Ольга Ивановна

Цель данного мероприятия: познакомить детей с профессиями людей — работников хлебозавода.,развивать речь учащихся,  обогащать словарный запас, довести до детей, что хлеб ценный продукт питания, он необходим организму человека.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vneklassnoe_zanyatie_hleb_vsemu_golova.doc66.5 КБ

Предварительный просмотр:

Внеклассное занятие

Тема: «Хлеб — всему голова»

 

Образовательная цель: Познакомить детей с профессиями людей — работников хлебозавода. Развивать речь учащихся,  обогащать словарный запас. Довести до детей, что хлеб ценный продукт питания, он необходим организму человека.

Развивающие цели: Личностные УУД – самоопределение, развивать коммуникативные УУД   - инициативное сотрудничество, умение достаточно полно выражать свои мысли общение в группах; Познавательные УУД - умение анализировать и группировать по какому либо признаку, выдвижение гипотез и их обоснование;  регулятивные – целеполагание.   

Воспитательные цели: воспитание бережного отношения к хлебу, уважение к людям труда, которые столько сил вкладывают в хлеб, знакомство с  русскими традициями.

Оформление: плакат с рисунком каравая хлеба, пословицы о хлебе, выставка хлебобулочных изделий, рисунки детей.

Формы работы на занятии: фронтальная, побуждающий от проблемной ситуации диалог, групповая,

Оборудование: экран, компьютер, проектор, презентация, Видео (МР4) размер76,8МБ «Хлеб всему голова», музыкальное сопровождение: «Аленушка» - Пироги, Игорь Крутой – «Музыка без слов».

Связь с другими предметами: литературой, русским языком, окружающим миром, технологией,  программой «Разговор о правильном питании», историей.

Ход урока:

Вступительное слово учителя: (организационный момент)

     

       Хлеб – один из самых удивительных продуктов человеческого труда. Недаром народ создал так много пословиц о хлебе.

Ребята, какие пословицы вы знаете?

«Земля - матушка, а хлеб - батюшка»

 «Хлеб - это жизнь», «Хлеб - кормилец»,

 «Без золота проживешь, а без хлеба - нет».

 -Изобилие хлеба - заветная мечта миллионов людей. Мы порой забываем об истинной цене хлеба, о том, что сравнительно недорогие булки, буханки вобрали в себя великий труд не одного человека, труд многих людей. Тысячи людей трудятся, чтобы зерно вырастить, собрать, обмолотить, смолоть, и наконец, выпечь хлеб.

Ведь не сразу стали зерна

Хлебом, тем, что на столе,

Люди, долго и упорно,

 Потрудились на земле.

Мальчик.

Слава миру на Земле.

Девочка.

Слава хлебу на столе.

Учитель:

-Какие русские традиции, связанные с хлебом вы знаете?

Мальчик.

Если мы хотим кого – то,
Встретить с честью и почетом,
Встретить щедро от души,
С Уважением большим,
То гостей таких встречаем
Круглым пышным караваем
Он на блюде расписном,
С белоснежным рушником.

Вон - он хлебушко душистый,
С хрустом, корочкой витой.
Вот он теплый, золотистый,
Словно солнцем, залитой.
В нем здоровье, наша сила,
В нем - чудесное тепло,
В нем - земли родимой соки,
Солнца свет весенний в нем.
Сколько рук его растило,
Охраняло, берегло!
Не сразу стали зерна
Хлебом тем, что на столе,
Люди долго и упорно,
Потрудились на земле [С. Погорельский  «Хлебушко».]

Учитель: Хлеб! Какое привычное и все - таки, необычное слово.

-А что, ребята, обозначает слово «Хлеб»?

Выслушиваются ответы детей.

( учитель выслушивает все гипотезы детей, записывает на доске).

В самом деле - вдумайтесь! Словом хлеб называют непохожие друг на друга растения, зерно, муку, изделия из муки. Что такое хлеб?

На этот вопрос каждый из вас, ребята, сможет ответить, если внимательно посмотрит видеоролик, который подготовил Колесников Артём.

Просмотр

Учитель:

Только снег сошел в апреле,
Как поля зазеленели.
Это?  ( хлеб).

Золотой простор бескрайний,
Там работают комбайны.
Это? ( хлеб).

Вот зерно течет рекой,
Чтобы сделаться мукой.
Это? ( хлеб).

Тесто кружится в квашне,
Запекается в огне.
Это?( хлеб).

Ешь его, расти и помни:
В мире нет труда огромней,
Чтоб на стол к тебе явился Свежий хлеб.

Учитель: Вот такое коротенькое, но емкое слово «хлеб». Ребята, почему хлеб занимает такое важное место в жизни каждого из нас? (дети отвечают)

Хлеб люди едят каждый день, и он никогда не надоедает им, почему? (дети отвечают)

Вывод: Долго люди не могли дать ответ, почему хлеб не надоедает им. Оказывается потому, что хлеб дает нашему организму белки, углеводы, обогащает его магнием, фосфором, калием, что необходимо для работы мозга. Хлеб содержит витамины. Ученые-медики считают, что взрослый человек должен съедать в сутки 300-500г хлеба, при тяжелой работе все 700г. Детям, подросткам нужно 150-400г хлеба. Почти половину своей энергии человек берет от хлеба. [http://www.playroom.ru/content/view/1169/18/]

Историческая страничка.

Учитель:

-Ребята, а было время, когда шла война, хлеба не хватало. Вот послушайте, как вспоминает об этом Татьяна Савичева:

«Помню темный, вязкий, маленький, кусочек хлеба. Только один кусочек. На всех - взрослых и детей. И мама медленно режет его на одинаковые кубики. Помню, как я на коленках ползала по полу в надежде, найти хоть какую-нибудь крошку хлеба. Помню свою бабушку, старенькую, худенькую. Она часто отдавала нам, детям, свой паек. Помню маму, больную, обессиленную, которая вместе с другими женщинами тащила плуг по колхозной пашне в Волгоградской области. И эта память все годы жжет мое сердце ненавистью к войне».

В Ленинградском музее истории хранится дневник Тани Савичевой. В нём записано кто, когда и во сколько умер из семьи Савичевых. Савичевы умерли. Осталась Таня.  Её увезли в поселок Шатки  Горьковской области. Но, истощенная голодом, девочка умерла.  Никто из нас не остается равнодушным к историческим документам, говорящим о судьбах людей, которым не хватало крошечки хлеба, и они умирали. Я узнала, что ребята одного карельского поселка провели подсчет: если каждый человек за один день недоест и выбросит 50 граммов хлеба (показывается  кусочек хлеба в 50 граммов), получится, что около 200 буханок хлеба окажутся выброшенными.

Ученик. Во время Великой Отечественной войны стране особенно был нужен хлеб. Для фронта, для победы. У войны свой хлеб. 900 дней и ночей ленинградцы жили в условиях блокады. Жители города получали 125 граммов хлеба. В музее истории хранится кусочек заплесневелого хлеба величиной с мизинец. Вид у него был совершенно другой, чем сейчас. Таков был паек для жителей города. А людям нужно было выжить - назло фашистам.

Учитель: Ребята, как мы все должны обращаться с хлебом? (Выслушиваются ответы детей)

На доске предложение:

 «Хлеба к обеду в меру бери. Хлеб - драгоценность, им не сори».

Ученик

Прошу тебя!
Не оброни сынок,
Когда лепешку ешь,
Хоть крошку хлеба!
Мы собирали,
Каждый колосок,
Когда грозой войны
Гремело небо.
Тот хлеб спасал
Москву и Ленинград,
Жизнь продлевала даже
Крошка хлеба.
Но и сейчас
Оплачена стократ
Трудом нелегким,
Каждая лепешка.
Не раз прощал тебе я озорство,
Я знаю детство,
Без игры нелепо.
Но не смогу простить лишь одного -
Хоть крошки
Всуе брошенного хлеба.

Физминутка.

Учитель: Ребята, где вы покупаете хлеб?

Откуда он появляется на прилавках магазинов?

Сегодня мы познакомимся с трудом людей, которые выпекают для нас хлеб.

Просмотр виртуальной экскурсии на хлебокомбинат (просмотр презентации)

        Мы будем помнить о людях, которые растят пшеницу, из зерен делают муку, из муки хлеб, булочки, кондитерские изделия и низко поклонимся им. Очень много хороших слов было сказано сегодня о хлебе. Ребята, относитесь к хлебу бережно. Запомните золотые слова: «Хлеб - всему голова». Русский хлеб причастен ко всему: к дружбе, к миру, к правде, к счастью на земле.

Ученица:

Мальчик,
Ногою пинающий хлеб.
Мальчик,
Голодных, не знающий лет,
Помни,
Что были лихие года,
Хлеб -
Это жизнь, а не просто еда.
Хлебом клялись,
За хлеб умирали,
Не для того,
Чтоб в футбол им играли.
В слове народная мудрость таится.
Вот что в народе у нас говорится:
Если ты хлеб ценить перестал,
Ты человеком быть перестал.

 Ребята, давайте выведем несколько законов - как нельзя поступать с хлебом.

 Дети предлагают свои версии, учитель принимает их, если необходимо перефразирует и записывает:

1. Не бери лишнего хлеба.

2. Не оставляй крошки на столе.

3. Не играй с хлебом.

4. Не выбрасывай хлеб.

5. Не относись неуважительно к хлебу.

А что можно сделать с остатками хлеба? (сухари, гренки, испечь пирог, накормить)

 Проводится игра " Собери пословицу".

Работа в группах.

Земля - матушка,

без хлеба нет.

Хлеба ни куска,

а хлеб - батюшка.

Без золота проживешь,

так в тереме тоска.

Без печки холодно -

не будет и обеда.

Не будет хлеба -

без хлеба голодно.

Эти пословицы определяют роль хлеба в нашей жизни. 

Молодцы, ребята,  вы хорошо поработали.

О чём мы сегодня говорили на занятии?

Какие законы вывели?

А сейчас нас девочки пригласят нас всех на чай с пирогами и булочками.

Просмотр инсценировки песни: «Аленушка - Пироги(mp3ostrov.com)»

Мероприятие заканчивается чаепитием  с булочками, свежим душистым хлебом.

                                                     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеклассное мероприятие.Хлеб - всему голова.

Хлеб нужен человеку, как продукт питания. За хлеб отдавали жизнь... Хлеб выращивают люди многих профессий - нужно уважат их труд. Хлеб вкусный, полезный, в нем здоровье и сила. Про хлеб много пословиц...

Внеклассное мероприятие "Хлеб - всему голова".

Разработака внеклассного мероприятия о бережном отношении к хлебу....

Внеклассное мероприятие "Хлеб -всему голова"

Внеклассное мероприятие для учащихся начальной школы "Хлеб- всему голова"...

Урок внеклассного чтения "Хлеб всему голова"

Разработка урока внеклассного чтения по рассказу Е.Пермяка "Славка"....

Конспект урока внеклассного чтения "Хлеб - всему голова"

Урок внеклассного чтения "Хлеб - всему голова" проведен для учащихся 4 класса  коррекционной школы VIII вида в рамках Декады начальных классов. На уроке использовано произведение местной поэтессы...