Классный час "Добро, зло, терпимость"
план-конспект на тему

Васильева Олеся николаевна

Классный час "Добро, зло, терпимость"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon otkrytoe_zanyatie_dobro.zlo_.terpimost.doc50 КБ

Предварительный просмотр:

                                   ДОБРО.ЗЛО.ТЕРПИМОСТЬ.

ЦЕЛИ:

РАЗДЕЛИТЬ В ПРЕДСТАВЛЕНИИ ДЕТЕЙ ПОНЯТИЯ «ДОБРО», «ЗЛО», «ТЕРПИМОСТЬ»; УБЕДИТЬ В НЕОБХОДИМОСТИ ДОБРА И НЕДОПУСТИМОСТИ ЗЛА.

ЗАДАЧИ:

 1. ФОРМИРОВАТЬ У УЧАЩИХСЯ УВАЖЕНИЕ К ОБЩЕЧЕЛОВЕЧЕСКИМ НРАВСТВЕННЫМ ЦЕННОСТЯМ.

 2. УЧИТЬ ВЫРАБАТЫВАТЬ И АРГУМЕНТИРОВАННО ОТСТАИВАТЬ СВОЮ ТОЧКУ ЗРЕНИЯ.

 3. УЧИТЬ ЗАДУМЫВАТЬСЯ О СВОЕМ МЕСТЕ В ЖИЗНИ.

 4. ФОРМИРОВАТЬ НАВЫКИ САМООРГАНИЗАЦИИ В ИНДИВИДУАЛЬНОЙ РАБОТЕ И УЧАСТИЯ В КОЛЛЕКТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.

 5. РАЗВИВАТЬ УМЕНИЕ СОПЕРЕЖИВАТЬ ДРУГИМ ЛЮДЯМ, ЛУЧШЕ ПОНИМАТЬ ИХ ЧУВСТВА, МОТИВЫ ПОВЕДЕНИЯ.

 6. СТИМУЛИРОВАТЬ СОВМЕСТНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ВЗРОСЛЫХ И ДЕТЕЙ.

ПОДГОТОВКА:

НАГЛЯДНОСТЬ (НАЗВАНИЕ ТЕМЫ НА ДОСКЕ, ЦЕЛЬ, ЭПИГРАФ, ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ);

ДОМАШНЕЕ ТВОРЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ (СОЧИНЕНИЕ-РАССУЖДЕНИЕ).

                                                                                      ДОБРО И ЗЛО ТВОРИТЬ ВСЕГДА

                                                                                      ВО ВЛАСТИ ВСЕХ ЛЮДЕЙ.

                                                                                      НО ЗЛО ТВОРИТСЯ БЕЗ ТРУДА,

                                                                                      ДОБРО ТВОРИТЬ ТРУДНЕЙ.

ДОБРЫЙ ДЕНЬ. РЕБЯТА! СЕГОДНЯ Я ПРЕДЛАГАЮ ВАМ ПОГОВОРИТЬ НА ОДНУ ИЗ АКТУАЛЬНЫХ ТЕМ. НАЗЫВАЕТСЯ ОНА «ДОБРО. ЗЛО. ТЕРПИМОСТЬ». ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ НА ЭПИГРАФ. СОГЛАСНЫ ЛИ ВЫ С ЭТИМ ВЫСКАЗЫВАНИЕМ? (ОТВЕТЫ ДЕТЕЙ.)

ИТАК, СЕГОДНЯ НАШ РАЗГОВОР ПОЙДЕТ О ДОБРЕ И ЗЛЕ. ВАЖНА ЛИ ЭТА ТЕМА, ЗАСЛУЖИВАЕТ ЛИ ОНА ТОГО, ЧТОБЫ ТРАТИТЬ ВРЕМЯ НА ЕЕ ОБСУЖДЕНИЕ? (ОТВЕТЫ ДЕТЕЙ.)

ПОСЛУШАЙТЕ ИНДИЙСКУЮ СКАЗКУ «НАГРАДА», ОТВЕТЬТЕ НА ВОПРОСЫ, ЗАТЕМ ПОПРОБУЙТЕ ПРОДОЛЖИТЬ ЕЕ.

ЧТЕНИЕ УЧЕНИЦЕЙ ИНДИЙСКОЙ СКАЗКИ «НАГРАДА», ОТВЕТЫ НА ВОПРОСЫ, ПРОДОЛЖЕНИЕ СКАЗКИ.

                                            НАГРАДА

КАК – ТО ТИГР ОХОТИЛСЯ В ДЖУНГЛЯХ И ПОПАЛ В ЗАПАДНЮ. СЛУЧИЛОСЬ ТАК, ЧТО МИМО ПРОХОДИЛ ПУТНИК. УВИДЕЛ ЕГО ТИГР И ДАВАЙ СЛЕЗНО ПРОСИТЬ:

           – СЖАЛЬСЯ НАДО МНОЙ, ЧЕЛОВЕК! ВЫЗВОЛИ МЕНЯ ИЗ НЕВОЛИ, Я ТЕБЯ ЩЕДРО ОТБЛАГОДАРЮ.

ПУТНИКУ ЗАХОТЕЛОСЬ ПОЛУЧИТЬ НАГРАДУ, И ОН ВЫТАЩИЛ ТИГРА ИЗ ЯМЫ. ТИГР ВЫСКОЧИЛ НАРУЖУ И ГОВОРИТ:

            – ВОТ УЖЕ МНОГО ДНЕЙ Я НИЧЕГО НЕ ЕЛ. СЕЙЧАС Я ТЕБЯ СЪЕМ!

СТРАШНО СТАЛО ПУТНИКУ.

 – ОХ, ТИГР, - СКАЗАЛ ОН, - НЕУЖЕЛИ ЭТО И ЕСТЬ НАГРАДА, КОТОРОЙ ТЫ ХОТЕЛ ОТБЛАГОДАРИТЬ МЕНЯ ЗА ДОБРО?

            – ОНА И ЕСТЬ, - ОТВЕТИЛ ТИГР.

– КАКАЯ ЖЕ ЭТО НАГРАДА – ПЛАТИТЬ ЗЛОМ ЗА ДОБРО? – ВОЗРАЗИЛ ПУТНИК. – ДАВАЙ СПРОСИМ КОГО-НИБУДЬ – НАГРАДА ЭТО ИЛИ НЕТ?

Неподалеку росло дерево. Путник и тигр подошли к нему и спросили:

– Скажи нам, дерево,чем награждают тебя за доброе дело?

– Злом, ответило дерево. – Судите сами: люди отдыхают в тени моей листвы, а как придет пора уходить, рубят мои сучья, обрывают листья. Так они платят мне злом за мое гостеприимство.

– Ну, теперь-то я тебя съем! – обрадовался тигр.

         – Давай еще кого-нибудь спросим! – взмолился путник. Прошли они еще немного. Видят: на пустоши пасется корова.

– Эй, корова! – окликнули они ее. – Скажи, чем платят за добро?

– Злом! – отвечает корова. – Судите сами: пока я была молода и давала много молока, мой  хозяин меня очень любил. Молоко мое иссякло, и меня выгнали на пустошь. Того и гляди, на мясо сдадут!

Выслушал ее тигр и сказал путнику:

– Ну, теперь сам видишь! Съем я тебя!

– Подожди немного! – попросил человек. – Давай спросим еще кого-нибудь третьего. Если он скажет то же самое, тогда, нечего делать, ешь меня…

Вопросы.

1. Почему путник решил помочь тигру? Можно ли назвать его помощь бескорыстной?

2. Как поступил тигр? Если бы он почувствовал, что помощь путника продиктована совсем другими соображениями, поступил бы он так же?

3. Так нужно ли платить за добро? А чем платят за зло?

4. Как закончится сказка? Съест ли тигр путника? Удастся ли героям найти того, кому за добро платили добром?

На эти вопросы постарается ответить (фамилия и имя ученицы), она же продолжит индийскую сказку.

Пошли они дальше. Бродили, бродили, вдруг перед собой увидели птицу и спросили ее:

 – Скажи нам, птица, чем награждают тебя за доброе дело?

– Добром! – ответила птица. – Судите сами: утром люди, просыпаясь, наслаждаются нашим пением. А зимой, когда нам холодно и голодно, люди делают нам кормушки и насыпают туда корм, тем самым не давая нам погибнуть.

Тигр сжалился над путником и решил быть добрым к людям.

Таким образом, каждый из нас должен поверить в добро и начать совершать добрые поступки.

Дайте определение словам «добро» и «зло», «добрый человек» и «злой человек», предварительно посоветовавшись с одноклассниками.

Добро – все положительное, хорошее, ласковое, приветливое; хорошее, доброе дело; поступок, приносящий пользу. Помнить добро.

Зло – все дурное, плохое, вредное; беда, несчастье, неприятность; злое чувство, гнев, досада.

Добрый человек – человек, обладающий мягким характером, расположенный к людям, сострадательный, сердечный.

Злой человек – человек недоброжелательный, проникнутый враждой, ненавистью.

Добро многогранно. Поищите варианты доброго поведения в следующих ситуациях.

Ты идешь по улице, видишь плачущего ребенка. Какими будут твои действия?

В подъезде ты встречаешь бездомное домашнее животное. Твои действия?

Обсуждение.

Не будь побежден злом, но побеждай зло добром (Священное писание).

Послушайте рассказ Марии Скребцовой «Юноша и морские звезды» и ответьте на вопросы.

Чтение воспитателем рассказа, ответы на вопросы.

                     

                  Юноша и морские звезды

Как-то на рассвете старик шел по берегу моря и увидел юношу, который подбирал на песке морских звезд и бросал их в воду. Старик спросил, для чего он это делает. Юноша ответил, что звезды могут засохнуть и умереть под лучами жаркого солнца.

– Но ведь побережье тянется на многие мили, а морских звезд миллионы. Что толку в твоих усилиях! – воскликнул старик.

Юноша взглянул на морскую звезду, которую держал в руках, бросил ее в море и тихо произнес:

– Толк есть для этой морской звезды.

Вопросы.

  1. что побуждало юношу бросать в воду морских звезд?
  2.  согласились бы вы или возразили, услышав слова: «Всем все равно не поможешь, а если поможешь нескольким, то это ничего не изменит в жизни других, так как всегда будет много несчастных и нуждающихся»?
  3. перечислите, какие добрые дела вы сегодня совершили, кого вы порадовали своими поступками. Как люди реагировали на проявление вашей доброты? Приятно ли вам было делать добрые дела?

Вот что по этому поводу говорил арабский мыслитель Аль-Маали: «Когда будешь делать какое-нибудь добро, заметь, что во время совершения доброго дела получаешь такое же удовольствие, какое получает и тот человек».

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

Творческие задания:

Задание 1.

А. Представьте, что доброта – это яркое солнышко. Нарисуйте его и напишите на его лучиках те качества, которые включает в себя понятие «доброта».

Б. Представьте, что злоба – это темная тучка. Нарисуйте ее и напишите на ее капельках те качества, которые включает в себя понятие «злоба».

(«Доброта» - отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление делать добро другим. «Злоба» - чувство недоброжелательности, враждебности по отношению к кому-либо; желание причинить зло.)

Задание 2.

Прочтите изречение К. Пеппера о силе добра и придумайте собственное.

Когда кто-нибудь совершает для другого доброе дело, радуйтесь! Сразу два человека стали счастливы (К. Пеппер).

Накануне: Раскройте смысл изречения: «Думай при каждом пробуждении: какое доброе дело совершить мне сегодня? Зайдет солнышко и унесет часть моей жизни». Следуете ли вы этому совету? Какой стала бы наша жизнь, если бы каждый человек поступал таким образом? Напишите сочинение «Спешите делать добрые дела», используя свой личный опыт.

Задание 3.

Как вы понимаете китайскую пословицу: «Добра и зла исток – в душе у нас, а не вовне»?

Мы с вами много внимания уделили понятиям «добро» и «зло». А что же такое терпимость? (ответы детей.)

Терпимость – способность мириться с кем-либо, чем-либо; терпимое отношение.

А как следует вести себя, чтобы не провоцировать людей на злые, грубые поступки? Как нужно относиться к окружающим тебя людям? Ко всему ли в окружающем мире надо относиться примирительно, терпимо? (ответы детей.)

Каждый из нас должен проявлять терпимость к чужим мнениям, поведению, традициям. Именно понятие «терпимость» включает в себя мысль о том, что люди должны жить в мире друг с другом, уважать друг друга, стремиться к взаимопониманию и познаванию друг друга.

В завершение нашей беседы хочу вас ознакомить с правилами, помня о которых вы научитесь понимать друг друга.

-Ставь интересы других людей выше собственных.

-Будь верен и надежен.

-Уважай себя, уважая других.

-Терпимо относись к другим точкам зрения.

-Воспринимай людей как равных себе.

-Учись сопереживать другим, ставя себя на их место.

-Умей прощать и не будь обидчив.

-Живи в согласии с самим собой и с другими людьми.

-Проявляй чуткость.

-Будь свободен от лжи и обмана.

-Умей контролировать свои желания и поступки.

Понравился ли вам час общения? Что именно вам понравилось? Спасибо за общение.

 

 

-Ставь интересы других людей выше собственных.

-Будь верен и надежен.

-Уважай себя, уважая других.

-Терпимо относись к другим точкам зрения.

-Воспринимай людей как равных себе.

-Учись сопереживать другим, ставя себя на их место.

-Умей прощать и не будь обидчив.

-Живи в согласии с самим собой и с другими людьми.

-Проявляй чуткость.

-Будь свободен от лжи и обмана.

-Умей контролировать свои желания и поступки.

 

                                            НАГРАДА

КАК – ТО ТИГР ОХОТИЛСЯ В ДЖУНГЛЯХ И ПОПАЛ В ЗАПАДНЮ. СЛУЧИЛОСЬ ТАК, ЧТО МИМО ПРОХОДИЛ ПУТНИК. УВИДЕЛ ЕГО ТИГР И ДАВАЙ СЛЕЗНО ПРОСИТЬ:

           – СЖАЛЬСЯ НАДО МНОЙ, ЧЕЛОВЕК! ВЫЗВОЛИ МЕНЯ ИЗ НЕВОЛИ, Я ТЕБЯ ЩЕДРО ОТБЛАГОДАРЮ.

ПУТНИКУ ЗАХОТЕЛОСЬ ПОЛУЧИТЬ НАГРАДУ, И ОН ВЫТАЩИЛ ТИГРА ИЗ ЯМЫ. ТИГР ВЫСКОЧИЛ НАРУЖУ И ГОВОРИТ:

            – ВОТ УЖЕ МНОГО ДНЕЙ Я НИЧЕГО НЕ ЕЛ. СЕЙЧАС Я ТЕБЯ СЪЕМ!

СТРАШНО СТАЛО ПУТНИКУ.

 – ОХ, ТИГР, - СКАЗАЛ ОН, - НЕУЖЕЛИ ЭТО И ЕСТЬ НАГРАДА, КОТОРОЙ ТЫ ХОТЕЛ ОТБЛАГОДАРИТЬ МЕНЯ ЗА ДОБРО?

            – ОНА И ЕСТЬ, - ОТВЕТИЛ ТИГР.

– КАКАЯ ЖЕ ЭТО НАГРАДА – ПЛАТИТЬ ЗЛОМ ЗА ДОБРО? – ВОЗРАЗИЛ ПУТНИК. – ДАВАЙ СПРОСИМ КОГО-НИБУДЬ – НАГРАДА ЭТО ИЛИ НЕТ?

Неподалеку росло дерево. Путник и тигр подошли к нему и спросили:

– Скажи нам, дерево,чем награждают тебя за доброе дело?

– Злом, ответило дерево. – Судите сами: люди отдыхают в тени моей листвы, а как придет пора уходить, рубят мои сучья, обрывают листья. Так они платят мне злом за мое гостеприимство.

– Ну, теперь-то я тебя съем! – обрадовался тигр.

         – Давай еще кого-нибудь спросим! – взмолился путник. Прошли они еще немного. Видят: на пустоши пасется корова.

– Эй, корова! – окликнули они ее. – Скажи, чем платят за добро?

– Злом! – отвечает корова. – Судите сами: пока я была молода и давала много молока, мой  хозяин меня очень любил. Молоко мое иссякло, и меня выгнали на пустошь. Того и гляди, на мясо сдадут!

Выслушал ее тигр и сказал путнику:

– Ну, теперь сам видишь! Съем я тебя!

– Подожди немного! – попросил человек. – Давай спросим еще кого-нибудь третьего. Если он скажет то же самое, тогда, нечего делать, ешь меня…

Пошли они дальше. Бродили, бродили, вдруг перед собой увидели птицу и спросили ее:

 – Скажи нам, птица, чем награждают тебя за доброе дело?

– Добром! – ответила птица. – Судите сами: утром люди, просыпаясь, наслаждаются нашим пением. А зимой, когда нам холодно и голодно, люди делают нам кормушки и насыпают туда корм, тем самым не давая нам погибнуть.

Тигр сжалился над путником и решил быть добрым к людям.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Городская научная конференция педагогов Статья "Воспитание толерантности, межэтнической терпимости и чуткости "

Данная статья поможет учителю наладить воспитательнкю работу в многонациональных классах, раскроет приёмы толерантного воспитания. Теоретические приёмы раскрывают опытные педагоги и воспитатели, а пра...

К вопросу о воспитании терпимости как основы взаимоотношений в детском коллективе

Статья освещает основные аспекты гуманности в процессе воспитания: воспитание доброты и терпимости как основы взаимоотношений в детском коллективе...

Учимся быть терпимыми

Классный час о толерантном отношении друг к другу...

международный день терпимости

Тема занятия: «Урок толерантности»Цель урока:- формирование качества толерантностиЗадачи:- ознакомить с понятием «толерантность», его толкованием- развивать коммуникативные умения дете...

Презентация "Терпение и терпимость", ОРКСЭ, урок № 8, к учебнику Шемшуриной (Дрофа), 4 класс

Презентация содержит вопросы для проверки домашнего задания, видеоряд по новому материалу. Раскрывает смысл понятий "терпение", "терпимость", "тактичность", "бестактность", содержит задания для работы...

Классный час "Что такое толерантность? Учимся быть терпимыми."

Материал классного часа учит быть толерантными и терпимыми к окружающим и близким людям....