Портфолио учителя начальных классов Божьевой Н. Г.
методическая разработка на тему

Божьева Наталья Григорьевна

В данном портфолио размещены материалы по подготовке к конкурсу "Самый классный классный".

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon portfolio_bozheva_n.g.doc515.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное образование

Ленинградский район

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 12 имени С.Н. Кравцова

станицы Ленинградской

муниципального образования

Ленинградский район

ПОРТФОЛИО

Божьевой Натальи Григорьевны

участника муниципального этапа краевого конкурса

лучших классных руководителей

«Современные подходы к определению  содержания в организации  воспитательного процесса в классе»

В номинации: «Современное содержание воспитательного процесса в деятельности    классного руководителя 3- 4 классов  »                          

2015 год


Духовно-нравственное воспитание
младших школьников в условиях работы по  ФГОС.

«Руководить нравственным воспитанием – это значит создавать

тот моральный тонус школьной жизни, который выражается в том,

что каждый воспитанник о ком–то заботится, о ком-то печётся

и  беспокоится, кому-то отдаёт своё сердце».
(В.А. Сухомлинский)

           Анализируя  слова великого педагога, понимаешь, что ценности прошлых лет сменились иными духовными ориентирами: добро, истина и красота постепенно отодвигаются на периферию жизни. Происходящие в стране политические и социально-экономические изменения оказали серьезное влияние на все стороны жизни и деятельности людей, что привело к изменению ценностных ориентаций молодежи, деформированию ранее существовавших убеждений и взглядов, к размытости  понятий «долг», «честь», «совесть»,  «духовность», «патриотизм». В сложившейся ситуации не эффективны разовые и локальные меры. Необходим комплексный, системный подход и программная форма организации духовно-нравственного воспитания детей и молодежи. Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) определяет духовно-нравственное развитие и воспитание учащихся первостепенной задачей современной образовательной системы.

Грядущие  перемены в системе российского образования обязывают нас, учителей, быть готовыми к ним. Учителя начальных классов, зачастую,  являются первопроходцами в перестройке образования – с них начинается путь в Новую школу. Сегодня учителя начальных классов всех   школ   работают в условий второго стандарта . Работа заключается в анализе  наработанного педагогического опыта, методической базы, материального и  кадрового обеспечения, выявлении проблем.

Третий год я работаю  по теме «Духовно-нравственное воспитание младших школьников — основа их успешности и сохранения здоровья». По данному направлению наработан богатый опыт, на основе которого  разрабатывается  программа духовно-нравственного воспитания (ДНВ) младших школьников.

Анализ сложившейся системы работы по духовно-нравственному воспитанию позволил мне  выявить проблемы и соотнести свой опыт с требованиями ФГОС.

Суть нового в следующем определении:  « Программа  духовно-нравственного  развития,  воспитания  обучающихся на ступени начального общего образования должна предусматривать приобщение обучающихся к культурным ценностям своей этнической или социокультурной группы, базовым национальным ценностям российского общества, общечеловеческим ценностям  в контексте формирования у них гражданской идентичности ».

Концепция  духовно-нравственного воспитания  и развития личности гражданина РФ ориентирует нас на «современный национальный идеал — «высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укоренённый в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации».

Я обозначила для себя  новые требования ФГОС к  ДНВ, которые проявляются :

  • в перестройке взглядов учителя на новое: для поворота ребенка к духовности учитель сам должен стать носителем высших духовных ценностей;
  • в целостности направления ДНВ (охватывает все направления воспитательного процесса);
  • в системе мероприятий, тематических модулей, направлений в условиях непрерывного образования и преемственности;
  • в просветительской работе среди родителей;
  • в интегративности программ духовно-нравственного воспитания;
  • ДНВ – сквозная линия всего школьного уклада жизни (проходит через урочную и   внеурочную деятельность на основе ресурсной интеграции и социального партнёрства);
  • ДНВ   предполагает интеграцию усилий школы, семьи, учреждений культуры и спорта, тр. религиозных организаций, общественных объединений;
  • в интеграции усилий школы, семьи, учреждений культуры и спорта,  тр. религиозных  организаций,  общественных  объединений;
  • при планировании любого воспитательного мероприятия необходимо сначала отбирать формы работы, а потом наполнять их содержанием;
  • духовность и нравственность развивают и воспитывают не сами проведённые мероприятия, а испытанные эмоциональные переживания ребёнка, душевные порывы.

Основным содержанием духовно-нравственного развития, воспитания и социализации являются базовые национальные ценности. Эти ценности мы храним в культурных и семейных традициях, передаем от поколения к поколению. Опора на эти ценности помогает человеку противостоять разрушительным влияниям. Базовые ценности должны лежать в основе уклада школьной жизни, определять урочную, внеурочную и внешкольную деятельность детей.

Организуя социально открытое пространство духовно-нравственного развития и воспитания базовых ценностей, используем следующий инструментарий:

  • освоение основных предметных программ (через выбранный УМК);
  • программ формирования универсальных (личностных) учебных действий;
  • освоение программ внеурочной деятельности (целевые программы, программы дополнительного образования);
  • взаимодействие с социально-культурными объектами города и области;
  • средовое проектирование.

Эти отношения являются для ребенка убедительным комментарием к тем нравственным идеям, которые утверждаются в процессе обучения. Примеры увлечённого, ответственного отношения к своему делу, принципиальности, чуткости и заботы в отношениях с коллегами и учащимися укрепляют в подростках веру в торжество морали. Действенность нравственного воспитания определяется личным примером самого воспитателя. Учитель должен помнить, что воспитывает не проведённое мероприятие, а пережитое  ребёнком эмоциональное состояние.

Важную роль  в системе воспитательной работы ОУ играют школьные традиции, которые необходимо обновить и взять с собой в «новую школу», т.к.  каждое мероприятие является ярким эмоциональным переживанием. Наше образовательное учреждение имеет свои традиции: День знаний, День здоровья, День птиц; праздники: «Посвящение в первоклассники», «Масленица широкая», «Папа, мама, я – спортивная семья»,  «Лучше всех на свете – мамочка моя!»; спортивные состязания на приз Деда Мороза;, урок мужества «Этих дней не смолкнет слава…», и др.

Формирование базовых ценностей школьников происходит и через реализацию следующих социальных проектов:

  •  «От сердца к сердцу» - проект взаимодействия с ветеранами; Приложение 1
  • «Это удивительное животное. Кошки» — проект предполагает проведение экологических мероприятий по охране животных Приложение 2

  •  «Встречи с интересными людьми» — проект предполагает организацию встреч с интересными людьми разных возрастов, профессий  как средство воспитания учащихся на личных примерах; Приложение 3
  • «Школьный дворик» — проект предполагает реализацию программы по благоустройству школьного двора: озеленение, уборка, оформление клумб;
  • Приложение 4
  • «Искусство» — проект предполагает реализацию программы посещения музеев, театров, выставок и т.д. Приложение 5

Успешно реализуются в начальной школе следующие целевые программы:

- «Портфолио выходного дня» –  целевая программа взаимодействия педагогов, учащихся и родителей.

  • - «Школа — территория здоровья» — комплексная целевая программа, направленная на сохранение здоровья всех участников образовательного процесса, проходит сквозной линией через весь УВП, реализуется через апробированные эффективные формы работы. Приложение 6
  • - «Зелёные лёгкие школы» — программа экологической направленности, помогающая понять значимость чистоты окружающей среды для здоровья: создание зелёных уголков в школе, знание растений, которые очищают воздух. Приложение 7
  • - «Я – маленький гражданин России»» – целевая программа ознакомления с государственной символикой России, культурным и историческим наследием, национальными традициями и др. Приложение 8

Основные результаты духовно-нравственного развития и воспитания учащихся оцениваются в рамках мониторинговых процедур общественно — педагогической  экспертизы.

  • Все вышеуказанные направления работы по духовно-нравственному воспитанию, апробированные программы, формы, методы, приёмы организации воспитательной работы свидетельствуют о хорошей воспитанности наших учащихся Приложение 9 «Методика изучения направленности личности»

В нравственном воспитании учащихся начальных классах весьма актуальным является формирование гуманных отношений между детьми, воспитание у них действенных нравственных чувств.

В этом плане в школе с детьми проводится немало различных мероприятий: беседы на этические темы, чтение художественной литературы, участие в конкурсах. Приложение №  10

В классе   проводятся  праздники:

сентябрь День знаний; Приложение № 11

октябрь Юбилей Есенина

ноябрь День матери

декабрь Посещение храма

январь Рождество Христово;

февраль Неделя патриотической песни;

март День птиц

апрель Пасха; Приложение № 12

май День Победы

Хочется поделиться опытом проведения классного часа, который проходил в 3 «Б» классе 1 сентября.  Его тема — “В единстве наша сила ”. На классной доске помещен рисунок с изображением планеты. Учащиеся садятся за столы небольшими группами, договариваются, кто будет капитаном команды. Составляется проект, который будет защищаться в конце урока. Ребята коллективно находят ответ. Первыми высказывают свою точку зрения капитаны, а затем добавляют или поправляют остальные ребята.

Такая форма проведения разнообразит традиционные классные часы и вызывает активность даже у пассивных ребят.

Традиционно проводятся посиделки с родителями, учащимися, конкурсы “Папа, мама и я – дружная семья”.

Интересно можно проводить предметные недели с подведением итогов: а это и концерты, и олимпиады, и научно-практические конференции и выпечка пирогов. Приложение № 13

Веселые старты, соревнования, игры и просто прогулки на свежем воздухе оказывают неоценимую помощь в оздоровлении не только тела, но и души.  Для чего же следует изучать свой край? Что изучать? Как преподавать краеведческий материал? Приложение № 14

Не менее важным этапом работы по кубановедению  является целенаправленная внеклассная и внешкольная воспитательная работа. Большое значение имеет связь с социосредой (родителями, учреждениями станицы, способными помочь в освоении социальной, культурной, природной среды родного края). Такая организация работы способствует осознанию своего места в окружающем мире» Осенины» Приложение № 15

Для чего же изучается свой край в начальной школе? Именно в начальной школе закладываются основы познавательного интереса к изучению малой Родины, как окружающего ребенка микроклимата, создаются условия для формирования нравственных чувств.

Кубановедение  предполагает комплексное изучение родного края. Основными направлениями являются геологическое строение, климатические условия, растительный и животный мир... Понимая, что только на основе знаний можно убедить учащихся в необходимости заботливо относиться к природе, выбираются разнообразные формы и методы ознакомления: экскурсии, беседы, творческие работы, встречи с людьми разные профессий и т.п.  

Православие – это не система, это жизнь в любви. И православным наше воспитание получается только тогда, когда мы начинаем совершать его в любви. Здесь речь идет не только о православии, но и о других религиях, ведь все они несут и дают людям  человеческие ценностные ориентиры. Приложение № 16

 

Уровень воспитанности учащихся  (методика Н.П. Капустина)                                                                                                                                 Качества личности, которые надо выработать в себе, чтобы достичь успеха

Я оцениваю себя

Меня оценивает учитель

Итоговые оценки

  1. Любознательность:

- мне интересно учиться

- я люблю читать

- мне интересно находить ответы на непонятные вопросы

- я всегда выполняю домашнее задание

- я стремлюсь получать хорошие отметки

  1. Прилежание:

- я старателен в учебе

- я внимателен

- я самостоятелен

- я помогаю другим в делах и сам обращаюсь за помощью

- мне нравится самообслуживание в школе и дома

  1. Отношение к природе:

- я берегу землю

- я берегу растения

- я берегу животных

- я берегу природу

  1. Я и школа:

- я выполняю правила для учащихся

- я выполняю правила внутришкольной жизни

- я добр в отношениях с людьми

- я участвую в делах класса и школы

- я справедлив в отношениях с людьми

  1. Прекрасное в моей жизни:

- я аккуратен и опрятен

- я соблюдаю культуру поведения

- я забочусь о здоровье

- я умею правильно распределять время учебы и отдыха

       - у меня нет вредных привычек

Оценка результатов:

5 – всегда        По каждому качеству выводится одна среднеарифметическая оценка.

4 – часто        В результате каждый ученик имеет 5 оценок.

3 – редко

2 – никогда

1 – у меня другая позиция

Затем 5 оценок складываются и делятся на 5. Средний балл и является условным определением уровня воспитанности.

Средний балл

5 - 4,5 – высокий уровень (в)

4,4 – 4 – хороший уровень (х)

3,9 – 2,9 – средний уровень (с)

2,8 – 2 – низкий уровень (н)


Сводный лист данных изучения уровня воспитанности учащихся 3Б класса

№ п/п

Фамилия, имя ученика

Любознательность

Прилежание

Отношение к природе

Я и школа

Прекрасное  в моей жизни

Средний балл

Уровень воспитанности

сам

Уч.

сам

Уч.

сам

Уч.

сам

Уч.

сам

Уч.

.

1

Бехтер Артем

4

4

4

3

4

4

4

4

4

4

4,1

хороший

2

Бруяка Александр

4

4

4

3

4

4

4

4

4

4

4,1

хороший

3

Велигурская Алена

4

4

4

3

4

4

4

4

4

4

4,1

хороший

4

Дорошенко Родион

4

3

4

3

4

4

4

3

5

4

3,8

средний

5

Жертовский Артем

4

4

4

3

4

4

4

4

4

4

4,1

хороший

6

Кириллов Вячеслав  

4

4

4

3

4

4

4

4

4

4

4,1

хороший

7

Кошелев Александр

2

2

3

2

3

2

3

2

2

2

2,3

низкий

8

Лукашов Артем

4

4

4

4

5

5

5

4

4

4

4,3

хороший

9

Мазирко Максим

5

5

5

5

5

5

5

5

5

5

5

высокий

10

Медведева Эльвира

5

4

5

5

5

5

5

4

5

5

4,8

высокий

11

Мардулатов Николай

4

4

4

3

4

4

4

4

4

4

4,1

хороший

12

Менжинский Артём

5

4

4

4

5

5

4

4

5

5

4,5

высокий

13

Мороз Иван

5

4

5

4

5

5

5

5

5

5

4,8

высокий

14

Родинка Ксения

4

3

4

3

4

4

4

4

4

4

3,8

средний

15

Сикоева Алина

4

3

4

3

5

5

5

3

4

4

3,7

средний

16

Чмутова  Алиса

4

3

4

3

4

4

4

4

4

4

3,8

средний

17

Финько Ольга

4

4

4

3

4

4

4

4

4

4

4,1

хороший

18

Григорьев Максим

4

4

4

3

4

4

4

4

4

4

4,1

хороший

19

Чуруксаев Максим

4

3

4

3

5

5

5

3

4

4

3,7

средний

Уровень воспитанности

Количество учащихся

3 Б

Количество учащихся

2 Б

Количество учащихся

1 Б

 Высокий

5

4

4

Хороший

7

6

5

Средний

4

5

6

Низкий

3

4

4




По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Портфолио учителя начальных классов Чермошенцевой Елены Анатольевны

Вариант оформления электронного портфолио учителя.       ...

Портфолио учителя начальных классов

    Согласно Национальной образовательной инициативе «Наша новая школа»: «Модернизация и инновационное развитие - единственный путь, который позволит России стать конкурен...

Портфолио учителя начальных классов

В портфолио собрала  всю свою деятельность как учи теля начальных классов....

Портфолио учителя начальных классов

Портфолио учителя начальных классов.Поможет учителям создающим свое портфолио.(в связи с ограничением объема работ, размещаемых на сайте, удалены все фотографии)...

портфолио учителя начальных классов

портфолио учителя начальных классов1 раздел:Документы2 раздел :Результаты педагогической деятельности3 раздел: Внеурочная деятельноть4 раздел:Работа в качестве классного руководителя5 раздел:Методичес...

Портфолио учителя начальных классов

Результат моей деятельности....

Электронное портфолио учителя начальных классов

В данной презентации отражаются результативность педагогической деятельности....