Выступление на тему "Нравственные чувства ребёнка и особенности их формирования"
статья (1, 2, 3, 4 класс) на тему

Толстая Татьяна Васильевна

В выступлении описан опыт работы по данной теме.

Скачать:


Предварительный просмотр:

НРАВСТВЕННЫЕ ЧУВСТВА РЕБЁНКА И ОСОБЕННОСТИ ИХ ФОРМИРОВАНИЯ.

        Учитель начальных классов МОУ «Розгребельская средняя школа» Толстая Т.В.

     

                                                        Истинный показатель цивилизации —

                                                        не уровень богатства и  образования,

                                                       не  величина городов, не обилие урожая,

                                                       а облик человека, воспитываемого  страной.

                                                                                                               Эмерсон Р.

      Интенсивное социальное развитие нашего общества повышает требования к нравственности, к  формированию активной, созидающей, компетентной личности, которая может самостоятельно регулировать собственное поведение и деятельность, определять перспективы  своего развития, пути и средства их реализации. Именно поэтому, сегодня как никогда ранее,  встаёт проблема приобретения опыта нравственного поведения школьников.

      Иван Фёдоров в первой русской печатной азбуке 1574 года писал:  «…духовные семена надо по вселенной рассевать и всем по порядку раздавать духовную пищу эту». Я считаю, что со времён Ивана Фёдорова и до наших времён,  в формировании нравственных чувств особая роль отводится  урокам литературного чтения. Литература занимает особое место в формировании духовного  мира личности, его нравственности. Время, в которое мы живём, - время обилия информации, разнородной по своему содержанию и чаще всего не предусмотренной для духовного становления человека. Современные детские передачи, игры, сериалы вряд ли способны вывести наших детей к нравственному совершенствованию. Анализ же содержания книг для чтения помогает детям усвоить важнейшие нормы нравственности: честность, уважение к старшим, дружба, отношение к труду, доброта, справедливость, отношение к маме, природе, скромность, выносливость, благородство. В этом я отдаю предпочтение  литературному чтению Л.Ф. Климановой из УМК «Перспектива». Её учебник максимально наполнен  высокоморальными произведениями, позволяющими формировать нравственные чувства ребёнка. Работая с текстами, я уделяю особое внимание ярким художественным образам, которые должен воспринять, понять и прочувствовать каждый ученик. Создаю на уроках чтения  ситуации, когда ученик должен оценить поведение персонажа, посочувствовать, сопереживать или оправдать оступившегося героя. В этом плане даю следующие  задания детям:

    - Представь понравившегося героя.

    - Расскажи, с кем бы ты не  дружил.

    - Помоги герою исправиться.

    - Как бы ты поступил на месте героя.

    - Расскажи, что тебя возмутило.

    - Дай совет герою произведения.

    - Переделай непонравившийся тебе фрагмент.

Очень любят мои обучающиеся упражнение «Ситуация». Предлагаю детям сказку «Маша и медведь» и даю задание:

      - Как сделать так, чтобы Маша и медведь подружились? Дети, работая в группах или по одному, придумывают различные версии. Мы все их обсуждаем и выбираем самую оптимальную.

Предлагаю ситуации из жизни:

       - Вы катаетесь на катке, а на лавочке сидит грустная девочка. Ваши действия.

       -  Вы сидите в автобусе, и в автобус вошла старушка.

       -  Мама отдыхает, а вам хочется поиграть.

       -  Бабушка моет посуду, а вы смотрите мультики.

     Предлагаю детям  самим придумать возможные ситуации друг другу. Не секрет, что дети часто говорят правильно, а поступают неправильно. Тогда предлагаю детям  за определённое время понаблюдать за  поведением  обучающихся в школе, дома, на улице  и подготовить выступление, что не понравилось и как нельзя поступать. Стараюсь помочь  ребёнку накопить опыт нравственного поведения. Ведь только на основе  достаточного нравственного опыта у ребёнка может сформироваться нравственное поведение и нравственные поступки. А уже система поступков ведёт к приобретению нравственной привычки.

      Учебник литературного чтения Л.Ф. Климановой даёт возможность формировать очень актуальное чувство для нашего неспокойного время – чувство этнотолерантности. В учебнике представлены различные жанры произведений разных народов: сказки, пословицы, загадки, песенки. Мы с детьми разбираем содержание, обсуждаем поступки героев, анализируем их чувства. Я подвожу детей к мысли, что все народы похожи друг на  друга: все хотят мира, добра, справедливости, уважения.  Добиваюсь, чтобы сработало  «золотое правило» нравственности: относитесь к  другому так же, как к себе, а к себе, как к другому.

     В последнее время всё чаще стали обращаться к проблеме формирования культуры общения младших школьников. В первую очередь это связано с требованиями к современному человеку изменившегося общества.   Считаю, что коммуникативную культуру необходимо рассматривать как неотъемлемую часть общекультурной компетенции младшего школьника.  В формировании культурной речи мне помогают уроки риторики. На них я знакомлю детей с правилами, регулирующими поведение говорящего и слушающего, знакомлю детей с мимикой, жестами, позой говорения, тоном, темпом, динамикой речи. На уроках и внеклассных мероприятиях  знакомлю детей  с речевыми правилами, которые определяют этичность нашей речи: приветствием, прощанием, извинением, благодарностью, просьбой, советом, вежливым отказом. «Учимся извиняться», «Что значит простить»,  «Праздник вежливых слов», « Обидеть человека просто» - далеко не весь список наших мероприятий. На них учу детей понимать другого, терпеливо выслушивать другого, приходить  на помощь, принимать мнение другого. Ещё в этом мне на помощь приходят коллективные дела в классе, где нужно вместе принимать решение, вместе планировать работу, вместе находить пути реализации проекта, вместе выходить на защиту сделанного. Это школьные конкурсы, концерты, субботники.

     Считаю, что очень важную роль в формировании нравственных  чувств имеют эмоции. Только обладая собственным богатым эмоциональным миром, ребёнок может «включить» воображение и поставить себя на место другого, не дать отрицательным эмоциям «взять верх» над разумом, суметь сдержать гнев и ярость, проявить любовь, страсть, нежность. Э.Шим писал: «Мальчишка не научится любить природу, пока не пожалеет замёрзшего в снегу воробья…  С таких вот крошечных открытий и  начинается духовный рост человека».  Наиболее эффективным, на мой взгляд, является путь формирования эмоциональных чувств опять же через произведения художественной литературы – неоспоримое сильнодействующее средство воспитания эмоций ребёнка. Герои детских книг заставляют юных сопереживать, радоваться, тревожиться, негодовать, любить, испытывать страх и преодолевать его. Работу над произведением строю так, чтобы дети не только испытывали те или иные эмоции вместе с героями произведений, но и размышляли  над тем, какие чувства  испытывают эти герои, почему именно эти чувства.  Для себя выработала следующие линии работы над художественным произведением:

      - Линия сюжета, где  анализирует  событие или поступок.

      - Линия героя, где  анализируем чувства героев, их эмоции.

      - Линия читателя, где раскрываются личные чувства каждого ребёнка.

      - Линия автора, где определяем  мнение автора и сравниваем со своим.

Стараюсь, чтобы каждый из моих учеников ощущал себя не только обучающимся, но и самостоятельно действующей личностью. При этом ученики чувствуют доверие к себе, уважение к своей личности. Исходя из этого, уже другие с ребёнком считаются, ценят его. Я не только сама учу детей, но обращаюсь к ним за помощью и советом, в результате чего формирую взаимное доверие и сотрудничество для  более тесного сближения и доверия друг к другу. Работая в таком плане, я формирую  у детей  эмоциональную компетентность: умение правильно реагировать на окружающий мир и окружающих людей.

     Большую роль в приобретении  нравственных  знаний,  выработке  у  школьников  этических  представлений  и понятий,  воспитанию  интереса  к  нравственным  проблемам отвожу этическим беседам и классным часам. «Учимся дружить», « Что значит быть добрым», « Праздник вежливых ребят», « Скромность украшает человека», « Что такое хорошо и что такое плохо» - наши традиционные мероприятия. В процессе этических бесед привлекаю ребят к активному обсуждению  нравственных  проблем, учу отстаивать   личное   мнение, убеждать своих товарищей. Стараюсь проявить большую духовную близость к детям: проявляю уважение к внутреннему миру ребёнка, остерегаюсь прямолинейности, бестактности. Этическую беседу строю на анализе и  обсуждении конкретных фактов  и  событий  из  повседневной  жизни  ребят,  примеров из художественной литературы, периодической печати, кинофильмов. Включаю в этические беседы  инсценировки,   чтение   отрывков   из художественных произведений, декламацию, обмен мнениями, диалог. Назначение моих этических мероприятий  — помочь школьникам разобраться в  сложных  вопросах  морали,  сформировать  у ребят твердую нравственную позицию, помочь каждому школьнику  осознать  свой личный   нравственный   опыт поведения, привить воспитанникам умение вырабатывать нравственные взгляды и привычки.

      Одним из направлений нравственного воспитания считаю формирование экологической культуры младших школьников, так как в наше время снизилось бережное отношение к природе.

В этом плане  я провожу  много праздников, конкурсов, бесед, игр, экскурсий, которые вводят нас в мир природы. «Волшебница -  зима», «Как нам жить в дружбе с природой», «Птичья столовая», «Сохраним красоту природы», «Природа сердится», «Природа благодарит», «Правила друзей природы», «Красная книга села», «Путешествие в Экоград» - классные часы, которые я провожу с детьми. Через исследовательскую деятельность обучающихся формирую  чувство гордости за родную природу, формирую экологическую культуру, реализую  принцип сотрудничества детей и природы, учу  детей беречь, любить и охранять природу.

В  течение  всего  учебного  года провожу экскурсии в природу. Для того, чтобы  экскурсия  была  нравственно  ценной, создаю  в  коллективе  эмоциональный  настрой,  распределяю  между школьниками задания, которые следует выполнить при подготовке к экскурсии  и во время ее проведения. Такие экскурсии дают мне возможность  воспитывать у школьников чувство  хозяина Родины, бережного отношения к ее достоянию—природе. Я считаю, что эстетическое чувство природы, чувство общности с природой   важно развивать и формировать, когда складывается духовный мир растущего человека, т. е. в младшем школьном возрасте.

     Формирование экологической культуры младшего школьника тесно сплетается с патриотическими чувствами. Чувство патриотизма – устойчивое переживание человеком своего положительного отношения к Родине. Я считаю, что именно в младшем возрасте возникают большие возможности для развития у дутей чувства патриотизма, любви и преданности своей Родине. В этом плане я провожу мероприятия  по таким разделам: «Моя Родина», «Государственная символика России», «Богатыри земли русской», «Человек и космос», «Этих дней не смолкнет слава», «Я – гражданин». В ходе реализации данных разделов  формирую не только родиноведческие понятия и представления, но и такие качества, как коллективизм, гуманизм, умение сплотиться, чувство уважительного отношения к старшему поколению.

        Конечно, нельзя описать всю свою работу, но закончить хочется словами Ф. Шиллера:  «Просвещённый разум облагораживает нравственные чувства: голова должна воспитывать сердце». Это должны помнить в своей работе  все мы – педагоги.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Раскрытие таланта ребёнка как шаг для формирования позитивного отношения его к школе".

В статье постараюсь ответить на вопросы: как родителям и учителю раскрыть таланты ребёнка на раннем этапе, как построить процесс обучения и воспитания, опираясь на личные интересы и таланты ученика....

Родительское собрание "Принятие чувств ребёнка"

Работа дискуссионного клуба с упражнениями "Принятие чувств" и "Коридор разных чувств",  анкетой для родителей "Как я понимаю своего ребёнка"...

Выступление на на научно-практической конференции по теме: «Формирование навыков проектно-исследовательской деятельности учащихся в рамках реализации ФГОС 2 поколения во внеурочной и классной деятельности».

Выступление содержит материал, способствующий формированию у учащихся навыков проектно-исследовательской деятельности во внеурочное и учебное время....

Выступление к родительскому собранию Самооценка младших школьников. Условия формирования.

Тема родительского собрания: Самооценка младших школьников. Условия формирования.Форма проведения: беседаЦель собрания: формирование представления о самооценке младшего школьника, оказание  помощ...

Выступление на МО по теме: "Роль воспитателя в формировании речевой среды и развитии речевого общения во внеурочное время"

В данном выступлении я показала работу воспитателя во внеурочное время в школе-интернате....

Проблемный очно-заочный семинар-практикум "Разработка индивидуального образовательного маршрута для ребёнка с особенностями развития"

Важность и актуальность интегрированного и инклюзивного образования активно признается и осуществляется в жизнь сообществом учителей, воспитателей и коррекционных педагогов.А как сами дети понимают &l...

Выступление на метод.объединении по теме "Особенности использования цифровых информационных технологий»

Выступление на метод.объединении Захаровой Зои Николаевны,учителя начальных классов, по теме "Особенности использования цифровых информационных технологий , позволяющих формировать у школьников к...